Умение на практике
владеть родным языком в дошкольном возрасте считается одним из главных навыков и является основой не только воспитания, но и общения детей.
Над развитием связной речи нужно работать с раннего детства. Поговорим о том, какие методики помогут ускорить формирование связной речи у детей.
Связная речь: понятие и функции
Под связной речью понимают построенное на основе тематически объединенных и законченных отрезков структурное и смысловое целое. Охарактеризовать речь можно по ее главной характеристике — степени ясности.
Ведущая функция связной речи — коммуникативная. Она реализуется в двух
основных формах: диалог и монолог. Как диалог, так и монолог имеют свои особенности, которые нужно принимать в расчет, выбирая методики, ускоряющие развитие речи.
Крайне важно, чтобы в процессе обучения дошкольников связной речи внимание уделялось развитию как монолога, так и диалога, которые станут основными способами практического усвоения родного языка. Показателем овладения связной речью в дошкольном возрасте станет целый ряд достижений ребенка, который будет в совершенстве владеть грамматическим строем языка, звуковым и словарным составами.
Роль связной речь в жизни дошкольника переоценить крайне сложно. Она необходима ребенку для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.
Развитие связной речи серьезно влияет на эстетическое воспитание детей. Постепенно овладевая навыками пересказывания и сочинения текстов, дети учатся говорить выразительно, обогащая речь художественными образами.
Этапы развития связной речи
Связная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми.
В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова,
обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.
После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности.
В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте.
Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.
К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:
- привить навыки
слушания и понимания речи; - научить говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;
- научить выполнять просьбы по устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и рассказать об этом и пр.);
- научить давать развернутые ответы на вопросы;
- научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.
На протяжении всего дошкольного возраста педагог должен вести подготовительную работу для изучения монолога в будущем. В среднем дошкольном возрасте можно начинать давать детям пробовать себя в некоторых пока самых простых видах монолога.
Пересказ в жизни дошкольника: этап подготовки
На развитие связной речи у малышей дошкольного возраста умение пересказывать оказывает огромное влияние. В зависимости от возраста детям предлагают работать по тому или иному принципу, между тем можно выделить и основные приемы. К ним относятся:
- подготовительный
этап, на котором дошкольника располагают к восприятию текста;
- первое чтение текста воспитателем;
- общение с детьми для получения ответов на вопросы по содержанию рассказа;
- составление плана пересказа;
- второе чтение текста;
- пересказ.
Обратите внимание, что план может иметь несколько интерпретаций и быть не только словесным, но и картинным, символическим или гибридным.
С младшими дошкольниками можно работать исключительно над подготовкой к пересказу. Детей важно будет научить узнавать ранее прочитанный текст, подталкивая их к пересказу, но пока не требуя выполнить его.
Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу
На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий
главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения.
Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки. Такой подход упростит запоминание сюжета. Чтобы малыш смог пересказать сказку близко к тексту, он должен повторять во время чтения за воспитателем некоторые слова, заканчивать предложения.
Обучение пересказу средних и старших дошкольников
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:
- понимать и запоминать не только знакомый, но и принципиально новый текст;
- воспроизводить близко к тексту диалоги
героев рассказа; - пересказывать, не меняя последовательности;
- слушать и вникать в пересказы сверстников, подмечая неточности.
Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.
- Начинать занятие со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
- Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.
- Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера,
начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.
- Разрабатывается план пересказа.
- Произведение повторно перечитывается.
- Пересказ.
- Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.
Если текст короткий, то дошкольнику поручается пересказать его полностью, а длинные произведения дети пересказывают поочередно.
Работа с детьми в подготовительных к школе группах более целенаправленная и сложная. Детям может быть предложено из нескольких произведений выбрать наиболее понравившееся для пересказа. Кроме того, старшим дошкольникам может быть поручено окончить незаконченный рассказ своими словами, что опять же оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи.
Методика обучения детей младшего дошкольного возраста рассказу по картине
Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:
- осмотр
картины или иллюстрации; - ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы, причем не только дома, в детском саду, но и на прогулке или в гостях.
Очень важно, чтобы, работая над описанием картинки или предмета, малыш был в хорошем настроении и проявлял заинтересованность. Вызвать соответствующий работе эмоциональный настрой позволят поговорки, забавные тематические песенки или потешки.
Также можно пойти на небольшие хитрости, привлекая к процессу других детей, взрослых или даже игрушки.
Рассказ по картинке детей среднего и старшего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:
- Подготовительный
этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).
- Неспешное знакомство с картинкой.
- Ответы на вопросы по содержанию картинки.
- Пример рассказа педагога.
- Детский рассказ о картине.
В процессе пересказа педагог должен оказывать всяческую поддержку детям, подсказывая и подбадривая. Как только дети освоят рассказ по сюжету картинки с ответами на вопросы по ней, можно будет переходить к следующему этапу — составлению поэтапного плана.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно постепенно приучать их к самостоятельному составлению рассказа, не копирующего образец преподавателя. В этом возрасте развитие связной речи позволяет детям применять сложные литературные образы, в процессе составления разделять рассказ на основные части:
- завязку;
- кульминацию;
- концовку.
Внимание дошкольников нужно обращать не только на передний план, но и на задний, а также на отдельные элементы картины, состояние погоды и явления, стремясь анализировать детали.
Важно в этом возрасте научить детей понимать сюжетную линию, обращая их внимание на то, что в данный момент изображено на картине, а также на возможное развитие событий и на предшествующие настоящим события.
Тренируя развитие связной речи у детей, педагоги должны попутно работать над формированием ее грамматического строя, пополнением словаря, а также совершенствованием интонационной выразительности.
Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:
- Подготовка к
восприятию сюжета картинки.
- Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
- Совместное с педагогом составление плана.
- Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
- Рассказы остальных детей.
- Оценка рассказов детьми и педагогом.
В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.
Описательные рассказы и сравнительные описания для развития речи
Работа с младшими дошкольниками по составлению описательных рассказов сводится к подготовке. Детям показывают игрушки и предлагают их рассмотреть, задают вопросы касательного
внешнего вида игрушки, ее функций, материала изготовления, а также знакомых песен и сказок с участием героев, похожих на игрушку. На заключительном этапе воспитатель составляет описательный рассказ об игрушке, увлекая им детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, дети пока сами не составляют рассказ, но уже практически к этому готовы, так как знают, с чего и как начинать.
Работать с дошкольниками среднего возраста можно по следующей методике:
- Знакомство с игрушкой.
- Вопросы педагога о ее внешнем виде, размере, форме, функциях.
- Рассказ воспитателя в качестве образца.
- Рассказ-пример дошкольника, способного строить связные предложения на основании вопросов.
- Рассказы нескольких детей из группы.
- Оценка рассказов педагогом.
Во втором полугодии педагог вводит план рассказа-описания. Технология в этом отношении несколько изменяется за счет составления плана, по которому дети должны будут составить рассказы.
Со старшими дошкольниками работать над составлением описательных рассказов можно исключительно по плану по следующей схеме.
- Проводятся лексико-грамматические тематические упражнения.
- Знакомство с предметом или игрушкой.
- Вопросы педагога касательно внешнего вида предмета или игрушки, его/ее функций, признаков и пр.
- Составление плана рассказа совместно с детьми.
- Пример рассказа одного из детей, хорошо умеющего говорить связно.
- Рассказы нескольких ребят из группы с последующей оценкой их устных творений как педагогом, так и «одногруппниками».
Работать над составлением рассказов-описаний можно по разным схемам, как предлагая детям составить его от начала и до конца,
так и распределяя его между несколькими детьми, работая по «цепочке». Дополнительно в процесс можно добавить элементы игровой или театральной деятельностей.
С детьми старшего дошкольного возраста из подготовительной группы схема работы та же, но дополнительно могут быть использованы описания сравнительного характера при знакомстве с двумя объектами.
Любимые темы дошкольников
Чтобы развитие связной речи проходило по заданному плану, нужно дать возможность детям рассказывать о том, что представляет для них интерес в том или ином возрасте. Так, дошкольники в среднем возрасте с большим удовольствием рассказывают о домашних питомцах, игрушках, путешествиях. Работать с ними можно, практикуя коллективное рассказывание согласно намеченной сюжетной линии.
В старшем дошкольном возрасте дети могут получать не меньшее удовольствие от рассказов на тему природы, а также рассказов-инструкций о том, как что-то нужно сделать своими руками, рассказов-сравнений о временах года, праздниках и так далее.
Источник
Источник: https://snovenie.ru/razvitie-sviaznoi-rechi-y-detei-doshkolnogo-vozrasta-metodiki-po-yskoreniu-navyka.html
Методы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
МБДОУ № 57 «Лукоморье»
«Методы и приёмы развития связной речи дошкольников»
Составитель: Смирнова Л.В.
- ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Словесные
- Наглядные
- — наблюдения во время прогулок, экскурсий;
- — рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
— знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов
- — заучивание наизусть;
- — пересказ;
- — составление различных видов рассказов;
- — беседы
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игровые
- дидактические игры-упражнения
- и др. виды игр с речевым содержанием
Наглядные
— организация наблюдения
— демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д.
- — просмотр видеофильмов
- Словесные
- — речевой образец
- Косвенные
- — подсказка
- совет
- исправление
- реплика
- замечание
Пересказ
“ Новые сапоги”.
- Мите, мама купила новые зимние сапоги.
- В сапогах он пошёл в детский сад.
- В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.
- Гвоздь порвал сапоги.
- Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.
- Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.
“ Подарки зимы”. Г.Сапгир.
- К нам пришла зима сама.
- Принесла во двор зима
- Снег пушистый, лёд, снежинки,
- Санки, лыжи и коньки.
- На деревья и кусты
- Шапочки надела,
- В толстяка-снеговика
- Превратила чучело.
- И на окнах спозаранку –
- Звёзды, листья, завитушки.
- Все девчонки взяли санки.
- Все мальчишки взяли клюшки.
- Вот подарки так подарки!
- Мы играем во дворе.
- Нам не холодно, а жарко,
- Будто лето в декабре.
Загадки
Составление предложений
- ТРИЗ
- (теория решения изобретательских задач):
- • технология обучения детей составлению сравнений;
- • технология обучения детей составлению загадок;
- • технология обучения детей составлению метафор;
- • составление рифмованных текстов;
- • технология обучения детей творческих рассказов по картине
- • технология обучения составлению текстов сказочного содержания
Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени — это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:
- как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится.
- Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
Игровая ситуация «Маша-Растеряша»
Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы.
Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
— Ой!
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку).
Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2.
Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Игровая ситуация «Сломалась игрушка»
Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например:
У ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо».
Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?
Кто-кто в теремочке живет?
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф — фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку «Теремок» и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка — короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир.
Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: — Тук, тук, кто в теремочке живет.
- Я — … (называет себя, например, цветок). А ты кто? — А я — … (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? — Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Дидактическая игра «Кто больше»
Цель: развитие речи.
Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая». Картинка передается к следующему игроку.
«Шапка черная», «Шапка новая», и пр., — поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.
Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок.
Организация взаимодействия специалистов ДО в использовании нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников
- Методы и приемы в контексте развития речи детей
- специалисты ДОУ
- ТРИЗ
- инструктор физкультуры
- Виды деятельности при которой специалист решает речевые задачи
- музыкальный руководитель
- — придумывание сказок о спортивном инвентаре
- — придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям
- Мнемотехника
- инструктор физкультуры
- для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм-упражнениям
- музыкальный руководитель
- при обучении детей анализу музыкальных произведений
Постановка проблемного вопроса
инструктор физкультуры
Как можно использовать спортивный снаряд?…
Для чего он нужен?…
С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?…
музыкальный руководитель
Какую музыку мы слушаем когда нам весело?…
Как человеку поднять настроение?…
Спасибо за внимание!
Источник: https://multiurok.ru/files/mietody-i-priiemy-razvitiia-sviaznoi-riechi-u-diet.html
Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста
«Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли.
А речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Изучив научную литературу, опыт педагогов России, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность.
При этом необходимо учитывать факторы, облегчающие процесс становления связной речи
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора — создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение пяти лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Мной разработаны мнемотаблицы для составления описательныхрассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная.
Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. (рисунок №1) Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Рисунок 1
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». (рисунок №2)
- Рисунок 2
- Данные схемы служат своеобразным зрительным планом длясоздания монологов, помогают детям выстраивать:
- — строение рассказа,
- — последовательность рассказа,
- — лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.
На начальном этапе работы даются готовые схемы, потому, что дошкольники испытывают некоторые сложности, трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы, по моделям получаются очень схематичными.
Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
На следующих этапах — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Дети 4-5 лет могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики.
Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Попробуйте поиграть с ребёнком в предложенные ниже игры:
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.
Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ.
Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку.
Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
« Ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с другом или взрослым. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
ЛИТЕРАТУРА:
1.Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб., «Детство-Пресс», 2000г.2.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – Спб., «Детство-Пресс», 2001г.
3.Полянская Т.Б. Использования метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста – Спб., «Детство-Пресс», 2010г.
Источник: https://infourok.ru/effektivnie-metodi-i-priyomi-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-289150.html
Опыт преподавания "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста при помощи рассказов цепной структуры"
-
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение -
«Детский сад №1
«Якорёк»
комбинированного вида» -
ЗАТО Александровск г. Гаджиево Мурманской
области - Развитие связной
речи у детей -
дошкольного
возраста -
при помощи
рассказов цепной структуры -
Опыт работы
воспитателя -
I
квалификационной категории - Шатровой
- Альбины Васильевны
Дошкольный возраст
— это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и
развития всех сторон речи — фонетической,
лексической, грамматической. Полноценное
овладение родным языком в дошкольном
детстве является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического
и нравственного воспитания детей. Чем
раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
Признавая
всю важность речевой работы, следует подчеркнуть огромную роль преемственности
между детским садом и школой в реализации
путей развития всех сторон речи в
дошкольном и школьном возрасте. Некоторые
направления работы совпадают, например,
характер требований к уровню развития
речи.
Прежде всего, речь должна быть
содержательной, грамматически правильной,
точной, связной, образной. Изложение
речи требует логической последовательности
и четкого звукового оформления (плавности,
интонационной выразительности, умеренного
темпа).
В связи с этим работа, направленная
на развитие речи ребенка в дошкольном
возрасте, очень важна.
В
группе компенсирующей направленности
(логопедической) проблема развития речи
стоит наиболее остро. У детей нарушения
касаются всех компонентов языковой
системы: фонетики, лексики, грамматики.
Я проанализировала данные диагностики воспитанников, изучила научную и
учебно–методическую литературу по
развитию речи дошкольников (А.М. Бородич,
Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М.
Лямина, Т.
Б.Филичева, Г.В.Чиркина,
Е.И.Тихеева и др.) и пришла к выводу, что связная речь — это особая форма
коммуникативной деятельности. У детей
с нарушениями речи она самостоятельно
не формируется, а при спонтанном развитии
не достигает того уровня, который
необходим для полноценного обучения в
школе. Поэтому этим умениям и навыкам уделяю особое внимание до того, как
дошкольники научатся читать.
- Для высказываний
детей с речевыми нарушениями были характерны: -
— нарушения
логической последовательности
повествования; -
— нарушение
связности, пропуски смысловых звеньев; -
— незавершенность
фраз; -
— возвращение
к ранее сказанному; -
— длительные
паузы на границах фраз;
— отчетливо
выражены лексические затруднения —
бедный словарный запас, недостатки в
грамматическом оформлении предложений
— неправильное оформление связи слов,
пропуски слов, ошибки в образовании
глагольных форм и т. п.
Именно
поэтому, одним из основных направлений
своей педагогической деятельности я
выбрала методическую тему «Развитие
связной речи у дошкольников при помощи
рассказов цепной структуры». Работу в
этом направлении построила на основе
опыта работы В.К. Воробьёвой «Методика
формирования умения пересказывать
текст цепной организации».
- Для преодоления
этих проблем я поставила следующие
задачи: -
1) Развивать умение
отбирать предметные картинки для
рассказа, располагая их в определённой
последовательности; -
2) Учить детей
осмысленно воспроизводить образец рассказа в речи; -
3) Обогащать
активный, пассивный словарь детей; -
4) Развивать умение
устанавливать логические связи и
отношения между языковыми формами; -
5) Соблюдать лексическую точность, выделять главное,
сравнивать, сопоставлять, анализировать. - В ходе
реализации данных задач определились следующие трудности:
-
Связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексикограмматических категорий, т. е. нет отдельного занятия по развитию связной речи;
-
Вместе с тем, в соответствующей специальной литературе (и в программах в частности) не указано количество занятий отводимых на связную речь;
-
Программные произведения часто вызывают у детей с нарушениями речи трудности при пересказе.
-
Не достаточно текстов рассказов цепной структуры;
Поэтому спланировала
свою работу и наметила пути преодоления
этих трудностей. Для реализации поставленных задач создала следующие
условия:
-
Обогатила в группе предметно-развивающую среду.
-
Провела диагностику.
-
Отобрала тексты цепной структуры.
-
Изготовила наглядный материал (дидактические игры, предметные картинки, схемы, символы, модели и др.).
-
Провожу тематические занятия по лексическим темам.
-
Оформила “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки и т.д.)
-
Наладила тесный контакт с семьёй: встречи с родителями, беседы, консультации.
-
Организовала работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
-
Провожу ежедневно артикуляционную гимнастику.
-
Использую речевые игры, упражнения вне занятий.
-
Провожу пальчиковую гимнастику.
-
Организую самостоятельную деятельность детей.
Работу по
развитию связной речи у детей я строю с учетом возрастных особенностей.
Осуществляю основные принципы дидактики:
постепенный переход от простого к
сложному с соблюдением принципов
последовательности и систематичности,
сознательности и
самостоятельности, наглядности,
доступности, прочности.
При организации
детей использую различные формы обучения
связной речи: занятия, игры, экскурсии,
наблюдения, режимные моменты, прогулки,
которые предоставляют большие
возможности для свободного общения.
На
занятиях использую следующие приемы:
объяснения, вопросы, речевой образец,
демонстрацию наглядного материала,
упражнения, оценку речевой деятельности
и др.
Во время занятий постоянно создаю
такие ситуации, которые побуждают ребенка к речевым высказываниям,
развивают желание поделиться своими
впечатлениями, рассказать о событиях
в своей жизни. В зависимости от поставленных
задач, степени подготовленности детей,
уровня их активности, самостоятельности
изменяются приемы обучения.
Использую на занятиях по развитию связной речи
и игровую мотивацию. Игровая мотивация повышает интенсивность обучения
связной речи. Мотивацию общения строю на заинтересованности детей речевой
деятельностью.
В нерегламентированной
деятельности дети самостоятельно и
совместно со мной закрепляют правильное
и сознательное употребление в речи
предложных конструкций, грамматических
категорий и поставленных звуков, правильную интонацию, элементы выразительной речи.
С детьми провожу
специально организованную индивидуальную
работу с целью развития у них воображения,
логического мышления, памяти и речи,
формирования умения общаться и
ориентироваться в окружающей среде.
Значимую роль в
организации речевой среды играет дидактический наглядный материал,
позволяющий ребенку расширить и уточнить
для себя картину мира. Он способствует речемыслительной деятельности детей,
помогает вывести ребенка за рамки
привычного окружения.
В группе я
оборудовала коррекционный уголок,
который является неотъемлемой частью
речевой среды. При подборе игрового,
дидактического и наглядного материала
опиралась на рекомендации логопеда.
Игры соответствуют структуре речевых
нарушений детей, их индивидуальных и
возрастных особенностей и направлены
на развитие и коррекцию речи («Из
какой мы сказки?», «Мои любимые
сказки», «Что сначала, что потом»,
«Что к чему», «Найди и угадай»,
«Кому что нужно» и другие).
Игровой
и дидактический материал меняется в
зависимости от лексической темы
еженедельно. В целях предоставления
свободы действий игровой материал
всегда доступен детям.
Регулярно провожу с родителями информационно–разъяснительную
работу через консультации, индивидуальные
беседы, рекомендации: «Тревожат ли вас
речевые проблемы ребенка?», «Как расширить
словарный запас ребенка», «Игры и речь
детей» и др.
Главная цель работы с родителями — научить их адекватно
оценивать речь своего ребенка и активно
способствовать её развитию. Важно донести до сознания родителей, что
коррекционная работа дает положительные
результаты только при согласованных действиях учителя-логопеда, воспитателя
и родителей.
При подборе
текстов рассказов цепной структуры по
изучаемым лексическим темам учитывала последовательность передачи мысли от
предложения к предложению по цепочке.
Рассказ, который предъявляется на слух,
не превышает 6 – 7 предложений. Его
содержание можно легко отобразить
графически.
Предметно-графическая
схема или картинно–графический план
выглядит так:
на первом месте – изображение предмета
или живого объекта, на втором – действие
в виде стрелки. На третьем – изображение
нового предмета или живого объекта
сюжета. Например: Заяц увидел елку. В
качестве примера рассмотрим рассказ
«Яблоко».
В лесу росла
дикая яблоня. На яблоне висело яблоко.
Яблоко увидел заяц. Заяц захотел сорвать
яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона.
Ворона сорвала и уронила яблоко. Яблоко
упало на спину ежику. Ежик поделился
яблоком с зайцем.
Я предлагаю
детям внимательно прослушать рассказ
и запомнить его. Затем дошкольникам
предлагаю отобрать из ряда картинок,
представленных на фланелеграфе, только
те, которые относятся к данному
повествованию. Дети обычно легко
справляются с этой задачей.
-
Далее прошу расположить картинки в последовательности
содержания рассказа. - л
ес г яблоня -
я
блоня яблоко -
я
блоко заяц -
з
аяц яблоко -
я
блоня ворона -
в
орона яблоко -
я
блоко ежик -
е
жик заяц - Затруднения
детей в воспроизведении события являются хорошим поводом для использования
графического плана, который на первых
этапах работы с рассказами цепной
структуры я выполняю заранее.
Отбирая
предметные картинки к каждому предложению,
дети восстанавливают сюжет рассказа и
составляют схему. Стрелкой обозначают
действие. Я, показываю схему, объясняю
детям, что она поможет вспомнить и
рассказать по порядку то, о чем говорится
в рассказе.
Анализируя
вместе с детьми схему, обращаю внимание
на то, что об одном и том же предмете
говорится в двух соседних предложениях,
а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми
картинками. Так подвожу детей к выводу,
что именно за счет такого повтора и
осуществляется связь отдельных
предложений в единое целое – рассказ,
рассказ
получается только тогда, когда предложения
«дружат».
Для
закрепления содержания картинно-графического
плана предлагаю задания:
- восстановите заданный порядок картинок по памяти («Предложения «рассыпались»);
- найдите и исправьте ошибку в расположении картинок («Предложения «перепутались»);
- найдите место «пропавшей» картинки в ряду других («Потерялось слово в предложении»);
- найдите лишнюю картинку (лишнее слово в предложении).
В работе с
детьми уделяю серьезное внимание
словарной работе. Для
обогащения и активизации словаря детей
предлагаю такие задания:
- Вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
- Какое слово – действие еще можно сказать?
- Послушайте мои слова и выберите нужное.
Предлагаю
детям на выбор несколько слов, подходящих
по смыслу, и слово созвучное, но другое
по лексическому значению, например:
(яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла.
Подходящее новое слово обозначаем
красным
квадратом,
оно заменяет стрелку в первом предложении.
( В лесу выросла дикая яблоня.) Таким
образом, отрабатываем каждое предложение.
Потом предлагаю двум детям пересказать
рассказ по очереди: одному по – новому,
другому по – старому. Это дает возможность
детям понять, что об одном и том же можно
рассказать по- разному.
Для
активизации словаря детей предлагаю соединять предложения в рассказе
используя:
местоимения (он, его, ему…), наречия
(там, тут…), словосочетания (на этой
яблоне…), синонимы. Это дает возможность дошкольникам понять, что содержание
текста от этого не меняется, а становится
более разнообразным и интересным.
На одном занятии
я отрабатываю с детьми один вид связи.
Д остаточно
трудным, но интересным для детей является
знакомство с правилами связи слов в
предложении. Я ввожу карточку запрета . Ее закрепляю на месте той
картинки, которую называть нельзя.
Первое предложение называю так, как оно
дано в тексте. К первому слову второго
предложения подбираю с детьми новое
слово:
- Как можно сказать о яблоне? (Она).
-
Графически схема
будет выглядеть так: - л ес яблоня
- яблоко
-
я
блоко заяц - яблоко
-
я
блоня ворона - яблоко
-
я
блоко ежик - заяц
В лесу росла
дикая яблоня. На ней висело яблоко.
Яблоко увидел заяц. Он захотел сорвать
яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона.
Она сорвала и уронила яблоко. Яблоко
упало на спину ежику. Он поделился
яблоком с зайцем.
В результате
планомерной, целенаправленной работы
по обучению детей связной речи на основе
рассказов цепной структуры на протяжении
2007 – 2009 года видна положительная
динамика, которую показали воспитанники
при диагностическом обследовании.
Показатели речевого развития улучшились
в два раза по всем направлениям.
Это
доказало эффективность методики и
целесообразность ее использования как
на занятиях, так и в свободной деятельности
детей не только в группах компенсирующей
направленности (логопедических), но и
в общеобразовательных.
- РЕЗУЛЬТАТЫ
- КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ -
ПО
РАЗВИТИЮ РЕЧИ -
дошкольников
-
подготовительной
к школе группы -
компенсирующей
(логопедической) -
направленности
-
«Золотая
рыбка» -
за
2007-2008 учебный год - РЕЗУЛЬТАТЫ
- КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ -
ПО
РАЗВИТИЮ РЕЧИ -
дошкольников
-
подготовительной
к школе группы -
компенсирующей
(логопедической) -
направленности
-
«Золотая
рыбка» -
за
2008-2009 учебный год
Таким образом,
использование
рассказов цепной структуры способствует
развитию у дошкольников связной речи,
обогащению и активизации словаря по
лексическим темам, улучшению памяти,
внимания, мышления. Всё это помогает
детям преодолевать трудности в речевом
развитии, тем самым успешно подготовиться
к обучению в школе.
Библиографический
список
Воробьева В.К.
Формирование у младших дошкольников с
моторной алалией умения узнавать образцы
связной речи // Дефектология. 1988,.№6.
Воробьева В.К.
Обучение
первоначальному навыку высказывания
младших школьников с моторной алалией
// Дефектология. 1989, №4.
Воробьева В.К.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями
речи первоначальному навыку описательно
– повествовательной речи // Дефектология.
1990, №4.
Ефименкова Л.Н.
Формирование
речи у дошкольников. М., 1985.
Ефименкова Л.Н.
Коррекция
устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 1991.
Ефименкова Л.Н.
Наглядное пособие по коррекции устной
и письменной речи. М., 1993.
Сеничкина В.В.
Конспекты по формированию связной речи
практическими методами на примере
рассказов цепной структуры. Мурм., 2004.
Источник: http://pedsovet.su/load/304-1-0-17968