Рост и развитие ребенка: критерии развития с учетом индивидуальных особенностей

Достижения ГДи. П Конец 19 века XX век Проблемы: Критерии оценки новых образовательных технологий, методология Коррекция и разработка ГН Коррекция режимов с учетом индивидуальных особенностей хронотипов Разработка унифицированной базы для оценки здоровья детей и подростков на основе универсальных механизмов адаптации Совершенствование законодательства по охране жизни и здоровья и ответственности гражданских и государственных институтов за подрастающее поколение, смена лозунгов на дело Разработка гигиенических основ системы реабилитации детей и подростков в целом и детей инвалидов в частности Концентрация усилий всех звеньев медицинской науки по проблеме: научные основы жизнедеятельности здорового и больного организма в условиях глобального экологического неблагополучия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Конституция РФ (1993 г) ФЗ № 52 «О санэпидблагополучии населения» (1999 г) ФЗ № 30 «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» (1998 г) Основы законодательства об охране окружающей природной среды (2002 г) ФЗ № 12 «Об образовании» (1996 г)

Рост количественное увеличение размеров и массы тела. Развитие качественное совершенствование структуры и функций организма. Едины, взаимосвязаны и взаимообусловлены от оплодотворения до 21 года, зависят от биологических и социальных факторов. Био до , социо после рождения.

Периоды Возрастной период время необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности к определенной деятельности – решающее условие в организации деятельности, здоровья и надзора.

Возрастные периоды роста и развития Период новорожденности (первые 4 -5 недель) Преддошкольный возраст: а) грудной или мл. ясельный от 4 -5 недель до 1 года б) старший ясельный от 1 года до 3 лет Дошкольный возраст от 3 до 7 лет Школьный возраст: а) младший от 7 до 11 лет б) средний от 12 до 14 лет в) старший от 15 до 18 лет

Закономерности роста и развития 1. 2. 3. 4. Неравномерность темпов роста и развития; Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм); Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

Закономерности роста и развития 5. 6. 7. Генетическая обусловленность роста и развития; Обусловленность роста и развития средовыми факторами; Акселерация роста и развития.

Физическое развитиесовокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития

Значение определения физического развития Физическое развитие детей — один из обобщающих параметров здо ровья и поэтому — индикатор социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.

Физическое развитие Биологический возраст Морфофункциональное состояние организма Оссификация скелета, развитие зубной эмали Соматоскопические Вторичные половые признаки Физиометрические Скорость процессов роста Соматометрические Оценка индивид уального развития Соответствие паспортному возрасту Соответствие росту, гармоничность развития

Основные показатели Физразвитие Физподготовленность Антропометрия Физиометрия Соматоскопия (осанка, стопа, ноги и пр. ) Силовые Скоростные Выносливость Координация и др.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Методы изучения физического развития и требования Генерализующий Индивидуализирующий (лонгитудинальный) Представительность ( репрезентативность) выборки здоровых Однородность по всем признакам Одномоментность исследования во времени комплексность использования методик Предварительная подготовка средств (объективность, точность, чувствительность инструмента, форма протокола и пр) Своевременность разработки стандартов и оперативная оценка

Методы оценки ФР Все способы индивидуальной и коллективной оценки физического развития детей и подростков основываются на создании эталона, стандарта, норматива. Норма рассматривается как качественно определенное состояние, т. к. она должна отражать реально существующие возрастные, половые, региональные и т. д.

особенности контингента по обсуждаемому признаку. В практической деятельности нормами служат интервалы величин, в которых расположены показатели большинства детей данной возрастно половой группы.

Достаточная по численности группа, на основании обследования которой выводятся нормы, носит название эталонной, или референтной, так называемое, «золотое сечение» .

Методы оценки физического развития 1. 2. 3. Обработка данных в целях разработки стандартов физического развития детей и подростков проводится с использованием разных методов статистического анализа.

Чаще всего применяются методы индексов, сигмальных отклонений, центильных шкал, шкал регрессии.

В результате используется широкий спектр нормативов: местные стандарты, межрегиональные нормативы для оцен ки длины и массы тела детей, международные стандарты ВОЗ

Метод индексов Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков в конце XIX—начале XX вв. проводилась на основе «универсальных» индексов, представляющих собой соотношение между собой отдельных антропометрических показателей. В дальнейшем было показано, что размеры тела в процессе роста и созревания изменяются непропорцио нально другу, а метод индексов постулировал их изоморфность.

Тем не менее в настоящее время распространен массо/ростовой ин декс Кеттле (ИМТ), т. е. масса тела/рост в кг/м 2. У взрослых его нор мальные значения представлены диапазоном 24— 27. Для детей ИМТ информативен при условии наличия таблиц его нормативных значений в узком возрастно половом диапазоне. Индекс Кетле в настоящее время «переживает свое второе рождение» под именем BMI (bodi mass index).

Метод индексов Все индексы физического развития подразделяются на простые и сложные (3 и более параметров). Всего было предложено более 50 индексов.

В частности, индекс Кетле (ИМТ) рассчитывается по формуле: I = Р / L 2, где L – длина тела (м), P – масса тела, (кг).

Применяются также индексы ◦ ◦ Брока (I = Р – (L – 100)), Рорера (I = Р / L 3), Ливии (I = 3√(Р / L 3)), Пинье (I = L – (Р + T)) (T – окружность груди).

Метод индексов Индекс массы тела у детей и подростков (по NHANES, Am. J. Dis. Child. , 1991)

Метод сигмальных отклонений Сущность метода – в сравнении индивидуальных показателей со средними (стандартами) для возрастно половой группы значениями каждого из показателей морфофункционального состояния (рост, масса тела и др. ).

Стандарты рассчитаны для каждого из основных показателей физического развития (длина, масса тела, окружность груди, функциональные показатели), а в качестве нормирующего показателя было выбрано среднее квадратическое отклонение или сигма

В ходе оценки проводятся расчеты разницы между фактическими и средними значениями, выражаемыми в долях сигмы (Хδ) по формуле: Хδ = (М факт. – М ср. ) / δ, где М факт – индивидуальный показатель, М ср – среднее значение, δ – сигмальное отклонение. Метод сигмальных отклонений

Индивидуальный профиль физического развития Метод сигмальных отклонений Для наглядного представления о месте индивида в совокупности, к которой он относится, и частичного преодоления основного недостатка метода (изолированной оценки каждого из признаков) используется индивидуальный график отклонений по каждому из признаков или индивидуальный профиль физического развития. Этот способ используется в медицинской практике (эндокринологии, сексопатологии).

Физическое развитие в итоге может быть гармонично (-1+1 δ), дисгармонично (диапазон -1 -2 δ, +1+2 δ), резко дисгармонично (+2+3 δ и -2 -3 δ) Метод сигмальных отклонений

Недостатки метода Метод сигмальных отклонений отсутствие учета взаимосвязи отдельных признаков ФР игнорирование естественной асимметрии распределения. так, распределение значений массы тела в популяции всегда имеет правостороннюю асимметрию – то есть чаще встречаются крайне высокие значения массы тела, реже крайне низкие.

Сущность метода – в отличие от предыдущих дает возможность оценить развитие одного признака (масса тела, окружность груди), в зависимости от другого (длина тела), который принимается за основу оценки физического развития Метод шкал Шкалы регрессии регресии

Метод шкал регресии Шкалы регрессии Для каждой возрастно половой группы построена отдельная таблица, учитывающая связь отдельных признаков. Процесс оценки физического развития заключается в сравнении фактических данных индивидуума и табличных (нормативных) значений. Его существенным достоинством является простота использования

Стандарты физического развития детей 12 лет (фрагмент) Мальчики Девочки Длина тела, см Масса тела, кг Интервал Ниже среднего М– 2σ 134 135 136 137 138 139 140 23, 6– 33, 2 24, 4– 34, 0 25, 2– 34, 8 26, 0– 35, 6 26, 8– 36, 4 27, 6– 37, 2 28, 4– 38, 0 Ниже среднего М – 2 σ Средний М+1σ 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 29, 2– 38, 8 30, 0– 39, 6 30, 8– 40, 4 31, 4– 41, 2 32, 2– 42, 0 33, 0– 42, 8 33, 8– 43, 6 34, 6– 44, 4 35, 4– 45, 2 36, 2– 46, 6 37, 0– 46, 8 37, 8– 47, 4 38, 6– 48, 2 39, 4– 49, 0 40, 2– 49, 8 41, 0– 50, 6 Средний М+1σ Интервал Шкалы регрессии Длина тела, см Масса тела, кг 136 137 138 139 140 141 24, 5– 38, 3 25, 2– 39, 0 25, 9– 39, 7 26, 0– 40, 4 27, 3– 41, 1 28, 0– 41, 8 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 28, 7– 42, 5 29, 4– 43, 2 30, 1– 43, 9 38, 0– 44, 6 31, 5– 45, 3 32, 2– 46, 0 32, 9– 46, 7 33, 6– 47, 4 34, 3– 48, 1 35, 0– 48, 8 35, 7– 49, 5 36, 4– 50, 2 37, 1– 50, 9

Критерии оценки уровня развития

Центильный метод Сущность метода состоит в сравнении показателей со средними значениями признаков в их возрастно половой группе. Для каждой группы составлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков в долях или процентах (центилей). В качестве нормирующего показателя используется непараметрическая характеристика распределения – процентиль.

Центильный метод Это непараметрический аналог метода сигмальных отклонений, усовершенствованный учетом взаимосвязи показателей. Отличие от метода сигмальных отклонений состоит в том, что ряд фактических значений показателя делят не на сигмальные отклонения, а на 100 частей или процентилей (Р) (на рисунке 1 обозначен как «Процент площади под кривой» ). Центильный метод

Центильный метод В центильных шкалах используется непараметрический аналог средней арифметической – медиана (процентиль 50 или Р 50), а фактическое значение признака относится к тому или иному «коридору» или «колонке» , располагающихся вправо или влево от медианы.

Для оценки отклонений фактических величин от должных используется значение персентиля, которому соответствует фактическое значение (или номер «коридора» ), к которому оно относится. Процентильный метод часто применяется за рубежом в виде диаграмм – процентильных кривых.

Центильный метод Медиана (Р 50)

Какой метод предпочтителен? Выбор метода оценки физического развития зависит как от задач и возможностей исследователя, так и от общепринятой в том или ином регионе практики. Так, петербургская школа гигиенистов рекомендует использование центильных шкал, Московская школа (в т. ч. ведущее федеральное учреждение НИИ ГДи. П) применяет шкалы регрессии

В любом случае специалист должен иметь представление обо всех методах оценки физического развития детей и подростков. Обязательна также тщательность в подборе методов оценки, стандартов, учет региональных и национальных особенностей и публикации по результатам проведенных исследований.

АКСЕЛЕРАЦИЯ ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.

Ретардация (lat. retardatio – задержка) – явление противоположное акселерации, тенденция замедления развития детей и подростков.

Оценка темпов роста и развития ММ

Типы соматического развития 2 R Замедлены темпы роста и развития 3 R Замедлены темпы развития M Средний темп роста и развития 3 A Ускоренный темп развития 9% 4 A Ускоренный темп роста и развития 9% 11% 60% 11%

Отличия функциональных возможностей подростков при акселерации Меньшая приспособленность к физическим нагрузкам и низким температурам 2. Повышенная утомляемость и низкая работоспособность в пубертатный период 3. Частые отклонения функции сердечно сосудистой системы 4. Отставание темпов психического развития 5. Повышенные возбудимость, реактивность, лабильность эндокринного аппарата 1.

Гигиенические и социальные проблемы акселерации и ретардации, гипотезы Гигиенические: начало всех видов деятельности ( обучение, спорт, труд), нагрузки, режим, ГН ( предметы обихода, питание и пр); адаптация, здоровье. Социальные: гражданские права и ответственность ( репродукция, семья, правонарушения, избирательное право пр. )

Читайте также:  Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: методики по ускорению навыка

Источник: https://present5.com/lekcii-gigiena-detej-i-podrostkov-zakonomernosti-rosta-i/

Особенности роста и развития детей дошкольного возраста

Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

  • У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.
  • Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.
  • Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.

Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается.

В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет.

В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл).

В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ.

Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми.

К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта.

Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой.

При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год.

Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза).

К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам.

У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов.

Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность.

У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.

Качественный состав пищи >>>>

  Поделиться

Источник: http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/pitdet/detdovo.shtml

Индивидуальные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуальные особенности ребенка – что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему

Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.

Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда.

Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.

Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты:

  • формируются способности;
  • проявляется темперамент;
  • интересы.

До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.

Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства:

  • Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня.
  • Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно.
  • Сниженное, хорошее или повышенное настроение.
  • Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая.
  • Гибкость – свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение.
  • Внимательность – свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.

Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.

Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.

Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону – область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов.

Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка.

Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.

В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» — которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.

Родители могут создать те условия, которые будут наиболее комфортными и удобными для их ребенка. Они будут способствовать необходимому развитию индивидуальных особенностей, которые включают вышеперечисленные свойства (наклонности, интересы, ценности).

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/individualnye-osobennosti-rebenka/

Особенности роста и развития детей и подростков

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:

  • неравномерность развития различных органов и систем;
  • зависимость роста и развития от пола;
  • биологическая надежность различных органов и систем организма;
  • зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
  • акселерация.
Читайте также:  Витамины для иммунитета детям от 1 года: как избавиться от простуд и вирусов

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем — на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте — годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  1. Новорожденный период (1-28 дней).
  2. Грудной возраст (до 1 года).
  3. Раннее или первое детство (1-8 лет).
  4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
  5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
  6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:

  • раннее детство (до 3-х лет);
  • дошкольный возраст (3-6 лет);
  • школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый — 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio — замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio — ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально.

Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки — чаще, чем мальчики.

У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту.

Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Источник: https://psyera.ru/osobennosti-rosta-i-razvitiya-detey-i-podrostkov-1508.htm

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д.

Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.

Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. [5, с.168].

Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе.

Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что обучение и воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей.

Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания [5, с.214].

  • Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
  • Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
  • Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход.
  • Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности.

В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.

Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [2, с.314].

Процесс обучения формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе и людях.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе [4, с.215].

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании.

Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга.

Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [8, с.236].

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли [1, с.324].

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) — переходный от детства к юности.

Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма.

  1. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
  2. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.
  3. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — это специфическая избирательность.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением [1, 353].

Читайте также:  Физическое развитие детей 3 4 лет: как правильно заниматься с ребенком

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.

У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения учащихся, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов [9, с.237]:

  • — Силу возбуждения и неуравновешенность;
  • — Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  • — Их подвижность.
  • На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности :

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением.

Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.

Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети — флегматики — спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью.

Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы.

При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон.

Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей обучения отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает в процессе личного изучения учащихся.

В результате рассмотрения изучаемого аспекта с психологической точки зрения стало возможным подтвердить наше предположение о том, что учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения не только необходим, но и обязателен. И именно поэтому в последние годы все чаще в педагогике встает вопрос об индивидуализации обучения в современной школе. Данный аспект будет рассмотрен в следующем пункте данной контрольной работы.

Источник: https://studbooks.net/1948768/pedagogika/vozrastnye_individualnye_osobennosti_rebenka

Рост и развитие ребенка критерии развития

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Критерии оценки физического развития

  • Основными «критериями физического развития» ребенка являются:
  • — окружность грудной «клетки»;
  • — пропорциональность этих показателей.

Методика определения и расчет показателей физического развития (фр) здорового ребенка

Для оценки ФР детей и подростков в каждом возрасте используются различные критерии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития, в настоящее время принято верифицировать и биологический возраст.

Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными.

Для оценки ФР детей до 1 года используются показатели роста, массы тела, пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы.

В настоящее время ФР ребенка оценивается в такой последовательности. Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития.

Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б).

Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке или ускорении темпов биологического развития.

Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, которые могут изменять потенциал его ФР. Достигаемые показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма».

Именно поэтому индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеографических условий проживания.

При этом оценка антропометрических данных должна проводиться комплексно, при одновременном учете всех полученных показателей.

Методика антропометрических исследованийунифицирована и предусма­тривает измерения тела стандартными измерительными инструментами

Измерение длины телау детей первых 2 лет жизни производится в лежа­чем положении с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная план­ка.

Ребенка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фикси­рует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верх­ний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной пло­скости.

Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние ме­жду подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом.

На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты.

Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый дол­жен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятка­ми.

Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост.Рост, сидягрудно­го ребенка, измеряется после прижатия подвижной планки к ягодицам ребен­ка. При этом его ноги перекидываются через планку.

Рост, сидя старшего ребенка, измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела определяют на специальных детских весах с максимально до­пустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г.

Внача­ле взвешивают пеленку, затем при закрытом коромысле на весы и ранее взве­шенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а нож­ки — на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широ­кую часть весов, поместив ноги на узкой части.

Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ре­бенка от падения. Показания снимают с той стороны гири, где имеется вырез­ка, нижняя гиря помещается только в имеющиеся на нижней шкале гнезда. После записи результатов гири ставят на ноль, коромысло закрывают и ре­бенка снимают с весов.

Для определения массы тела ребенка из показаний ве­сов необходимо вычесть массу пеленки. Измерение массы детей 3 лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.

  1. При измерении ростаодновременно можно измерить высоту головы, представляющую собой рассто­яние между верхушечной точ­кой (подвижной планкой, при­жатой к голове) и подбородоч­ной точкой, а также определить высоту верхней части лица — расстояние между верхушечной и нижненосовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и по­лученную точку проецируют на тело ребенка.
  2. Длина туловищапредставляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки — расстояние между плечевой и пальце­вой точками, длина плеча — расстояние между плечевой и лучевой точками, длина пред­плечья — расстояние между лу­чевой и шиловидной радиаль­ной точками, длина кисти — расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вер­тельной точки над полом, длина бедра — расстоянию между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени — расстоянию между верх­неберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы — расстоянию между пяточной и конечной точками.
  3. Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
  4. Источник: http://studfiles.net/preview/3219827/page:7/

Источник: https://odetkach.ru/rost/rost-i-razvitie-rebenka-kriterii-razvitiya

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]