В современном обществе дети взрослеют быстрее, быстрее приобретают навыки общения с компьютерной техникой и получают возможность доступа к любой информации. Такое изменение часто приводит к негативному воздействию на психику ребенка, поэтому следует точно расставить приоритеты и задачи воспитания и обучения детей 5 лет.
К пятилетнему возрасту, ребенок должен овладеть необходимыми навыками и способностями, так как это время, когда малыш уже может самостоятельно обслужить себя на минимальном уровне и должен быть готов к предстоящему обучению.
Ребенок 5-ти лет уже обладает многими умениями и навыками
Особенности пятилетнего возраста
Очень важно в этот период не потерять уже приобретенные умения и выучить новые.
Это достаточно легко выполнить, потому что психологически, к пятилетнему возрасту, ребенок уже прошел кризис 3 лет и готов к восприятию новых знаний. В этом возрасте значительно увеличиваются физические силы ребенка, координация движений, ритмичность, скорость.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки, наливать в посуду жидкость и воду, чистить зубы, причесываться, различать лицевую и изнаночную стороны предметов, основные цвета, времена года и дни недели, рисовать карандашом, самостоятельно кушать.
Таланты ребенка обязательно надо развивать и поддерживать
Задачи родителей и воспитателей
К основным задачам, которые должны быть правильно спланированы и донесены родителями и воспитателями до ребенка, относятся:
- укрепление здоровья ребенка;
- следить за осанкой ребенка, правильном выполнении основных движений;
- постоянно следить за гигиеной тела и приучать к самостоятельному выполнению основных мероприятий – чистить зубы, мыть руки, обслуживать себя;
Развитие речи в 5-6 лет
- следить за развитием двигательных функций ребенка;
- поощрять физические упражнения и двигательную активность;
- развитие и поощрение наблюдательности детей;
- заинтересовать для изучения явлений природы, общественной жизни, происходящих изменений по временам года;
- развивать любознательность детей всевозможными методами – от познавательных видеоматериалов до бумажной литературы, прививая любовь к чтению, познанию нового и пониманию существующих истин.
Физическое развитие — важная составляющая обучения и воспитания
В осознании окружающего мира у ребенка в 5 лет впервые происходят изменения, и все окружение чаще всего для него делится на 2 части – самые близкие и другие люди.
Как вести себя с 5-тилетним ребенком
Как к малышу относятся близкие люди, так и он будет относиться к окружению. В 5 лет происходит первые шаги по осознанию социума и своего места в нем. В этом возрасте малыш впервые осознанно сталкивается с коллективом, например в детском саду, и подвергается коллективным решениям и выводам.
Подготовка к школе в детском саду. Дома также надо заниматься с ребенком
Отношения, которые закладываются между детьми в коллективе, полностью копируют мир взрослых. Это проявляется в играх с другими детьми, сюжетно–ролевых играх и самостоятельных играх с игрушками.
Играя, ребенок отображает свое отношение и умение общаться с другими детьми и взрослыми. Поэтому очень важно помочь ребенку и показать правильное решение в той или иной ситуации, научить играть. Выполнить это можно посредством воспитания и обучения через ролевые игры, где дети могут сформировать правильные эмоциональные реакции и отношение к происходящим событиям вокруг них.
Дети очень любят сюжетно-ролевые игры
Например, игра в магазин – научит детей правильно общаться с продавцами в магазине, игра в водителя – подскажет, зачем нужны правила, светофоры, пешеходные переходы и разные знаки, игра в доктора поможет адекватно реагировать на посещение медицинских работников. Это не только адаптирует ребенка к окружающему миру, но позволит сохранить здоровье в той или иной ситуации.
Игрушки
Игрушки для развития детей 5 летнего возраста — это одно из самых необходимых условий для отдыха, развития и познания мира. Они помогают развить органы чувств, координацию движений, правила и порядки, законы окружающего мира.
Самыми любимыми в этом возрасте считаются те, которые помогают активно двигаться, познавать мир, изучать строение.
Следует отметить, что игрушки, за которыми ребенок просто наблюдает, очень быстро надоедают ему, и они становятся нелюбимыми, например – просто движущиеся детали, которые нельзя пощупать, разобрать.
Игрушки в 5 лет должны быть сборно-разборными и развивающими
Лучшими игрушками в 5 лет считаются символические и сюжетные игрушки – те, которые условно ребенком наделены некоторыми свойствами, особенностями или ролями. С помощью таких игрушек легко применить основные принципы воспитания, обучения ребенка, подсказать ему модель поведения, помочь выйти из любой ситуации.
Задачи обучения и воспитания в комплексе
В возрасте 5 лет у детей закладываются основы аналитической деятельности, развивается фонематический слух, повышается острота зрения, совершенствуется внимание и память. Поэтому все задачи должны быть направлены на поддержание этих физиологических процессов и развития целостной личности.
В это время необходимо обогащать словарный запаса ребенка, расширять познания про форму, цвет и качество предметов, формировать познания о множестве и количестве предметов, их сравнении, помогать развивать разговорную речь, посредством беседы, пересказа сказок, историй.
Используя желание ребенка фантазировать и придумывать, нужно развивать творческие способности ребенка, помогая ему выражать свои мысли посредством рисунка, рассказа, музыки, искусства.
Задачи обучения — перечень
Возрастной период 5 лет для ребенка – это время познания мира, человеческих отношений, посредством игры, игрушек, общения.
Мышление в 5 лет — норма
Задачи воспитания и обучения детей 5 лет состоят в том, чтобы через игру донести до ребенка основные правила общества, морально, творчески и духовно развить и обогатить его посильными знаниями.
В этот период, первоначального становления личности, следует поощрять эмоциональную реакцию на полученный результат, происходящие вокруг ребенка процессы, поведение окружающих и свое, мотивирование поступков и реакций.
Как показали исследования, в этот период жизни ребенок наиболее восприимчив к обучению, воспитанию, очень быстро адаптируется в ситуации, отлично усваивает и применяет приобретенные навыки.
Именно в этом возрасте ребенок достигает первого самосознания и понятия про добро и зло, мотивацию, ориентацию в окружающей среде.
Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/zadachi-obucheniya-i-vospitaniya-detej-5-let-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html
Задачи воспитания дошкольников
Замечание 1
В современной дошкольной педагогике при организации процесса воспитания детей выделены определённые направления, позволяющие более подробно рассматривать задачи, методы и средства воспитания.
К таковым относится: процесс умственного воспитания, нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания, а также в некоторых исследованиях рассматривается процесс экологического и правового воспитания.
Прослеживается тесная взаимосвязь между представленными выше направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, в литературных источниках каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи.
Задачи физического воспитания дошкольников
Данное направление в воспитании детей дошкольного возраста является ведущим в современных дошкольных образовательных организациях. В задачи физического воспитания дошкольников входит:
- охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма;
- совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Именно поэтому чрезвычайно важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Задачи умственного воспитания дошкольников
Замечание 2
Важным структурным компонентом умственного воспитания является речевое развитие ребёнка.
В соответствии с этим решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Кроме данных задач, формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов.
Не менее важным направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Среди задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно выделить:
- формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
- совершенствование культурно-гигиенических навыков;
- формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
- воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
- формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.
В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.
Задачи эстетического воспитания дошкольников
Осуществление эстетического воспитания в дошкольном возрасте позволяет формировать чувство прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие. Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.
Задачи трудового воспитания
В процессе систематического трудового воспитания, осуществляемого с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, решаются следующие задачи:
- формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;
- воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;
- формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/zadachi_vospitaniya_doshkolnikov/
Как воспитать малыша-дошкольника
Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.
Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.
Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.
- От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.
- В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.
- Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.
Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.
Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?
Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.
Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.
Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.
Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:
- рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
- становление духовно развитых, нравственных личностей;
- интеллектуальное и познавательное формирование малыша.
Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.
Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.
Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “врожденных” талантов, подготовка в школе.
Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.
Какую методику выбрать?
В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:
- формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
- получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
- побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
- умение контролировать свои действия и себя самого.
Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.
Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.
Рассмотрим известные направления развития дошкольников:
Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе
Своеобразие данной методики, является воспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.
Метод воспитания детей по Глену Доману
Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “карточки Домана” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.
Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta
Консультация для родителей "Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания." консультация (младшая группа) на тему
Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет
Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет.
Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности.
Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы.
Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.
Проверка родителей на крепость
В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать.
Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.
Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением
Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае.
И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки.
В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет.
Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.
Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис
В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание.
После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание.
Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.
Так же, как взрослый
Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.
Терпение – залог успеха
В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают.
Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь.
Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.
Воспитание детей 3-4 лет
Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.
- Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
- Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
- Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
- Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
- Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
- Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
Будьте готовы к экспериментам
Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу.
В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально.
Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.
Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно
Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе.
Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости.
Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте.
На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).
Психология, советы и практические рекомендации
Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.
Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.
Пополняйте запасы знаний
Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.
Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них.
Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь.
И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/25/konsultatsiya-dlya-roditeley-osobennosti-vospitaniya
Конспект родительского собрания "Задачи воспитания детей 2-3 лет"
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3-х лет»
Воспитатель: Панченко И.А.
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3-х лет»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Наша группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Второй и третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного члена семьи. Ребёнок постепенно растёт, получая при этом знания и умения, они усложняются и обогащаются.
Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни.
Всё более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.
Ребёнок живёт напряжённой и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно всё, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно – манипулятивная. Постижение ребёнком предметного мира происходит посредством действий в нём.
Ребёнок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребёнка, ведь малыш становится более самостоятельным в быту и самообслуживании.
Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребёнка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители всё чаще оценивают результата действий малыша (получилось – не получилось). Ребёнок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата.
Его поведение становится более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребёнка на втором и третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.
Осознание ребёнком результативности своих действий способствует: развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить её, взрослый даёт ребёнку образец целенаправленного результативного действия. Развитию произвольного то есть управляемого поведения.
Ребёнок становится способным осознанно подчинить своё поведение требованиям взрослого. Малыш учиться справляться со своим хочу – не хочу, это важный шаг к развитию произвольности. Осознанию и переживанию собственной самостоятельности Я могу это сам. Это не только факты, но и переживание чувства гордости за своё достижение, рождение самосознания малыша.
Постепенно у ребёнка формируется определённое отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определённой цели Я сам. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности.
Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью. Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. Я сам, Я большой! – это его главные достижения.
(Знакомлю с сеткой занятий).
А сейчас я вас познакомлю что должен знать и уметь ребёнок второго и третьего года жизни по образовательным областям.
«Художественно – эстетическое развитие» — Музыкальная деятельность – узнавать знакомые мелодии и различать высоту звука (высокий – низкий). Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы.
Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Изобразительная деятельность – знать что карандашами, красками можно рисовать. Различать и называть цвета красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный. Уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать, сплющивать, соединять, прижимать. Лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться.
Образовательная область «Физическое развитие». Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Проявлять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять при помощи взрослого).
При помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком). Уметь есть самостоятельно. Уметь ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд.
Образовательная область «Познавательное развитие». Различать один и много предметов. Различать большие и маленькие предметы, называть их размер. Называет имена членов своей семьи и воспитателей. Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. Различает некоторые овощи и фрукты.
Образовательная область «Речевое развитие». Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога. Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Трудовая деятельность (выполняет простые трудовые действия, наблюдает за трудовыми действиями педагога).
- Формирование основ безопасного поведения: соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
- Игровая коммуникативная деятельность: в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью, общается в диалоге с воспитателем, может играть рядом не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.
- Эти задачи стоят перед нами в воспитании 2 — 3 года на конец месяца на май 2018 года.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-zadachi-vospitaniya-detey-let-2372226.html
Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста «Игра детей – дело взрослых»
Цель: Развивать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью.
Задачи:
- привлечь родителей к участию в воспитании детей через активное взаимодействие с ними;
- пропагандировать развитие интеллектуальных, речевых и практических навыков детей через игру;
- познакомить родителей с простейшими играми, не требующими специальных знаний и подготовки;
Утверждение, что игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, давно стало аксиомой. Это важная сфера жизни ребенка. Большинство родителей не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием.
К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел.
С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно все меньше времени отводится игре.
А ведь право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Статья 31 Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе и государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».
Данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, бесполезный досуг, что негативно отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка — дошкольника.
Каковы же причины нарушения законного права ребенка на игру? Их несколько.
- Прежде всего, взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра считается чем — то не обязательным, а потому не нужной.
- Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Приоритет обучающих занятий все больше вытесняет игру из жизни детей.
- Телевидение и компьютер всё больше заменяют детскую творческую деятельность и прежде всего игру. Массовая культура и маркетинг в отсутствие контроля со стороны государства распространяют вредные для детей занятия и вырабатывают зависимость от компьютера, телевидения и прочего.
- Отсутствие игрового пространства, дефицит качественных игрушек. Критерии выбора игрушек мы указали в ваших шпаргалках.
- Главная причина игнорирования ст.31 Конвенции заключается в том, право на игру не признается, не осознается и не понимается ни родителями, ни властями, ни специалистами.
А ведь именно в игре формируются важнейшие качества развития личности. В игре развивается воображение, мышление, речь. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Не редко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что дети сами знают, как играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой.
Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью ребенка, ему сначала надо научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Поэтому мы считаем, что данное занятие поможет вам познакомиться с разными видами игр, используемых для детей данного возраста и применить этот опыт в общении со своим ребенком.
Сегодня на занятии вам представят:
- игры, способствующие развитию речи, учитель-логопед
- игры, развивающие мелкую моторику рук, творческое воображение воспитатель ИЗО
- психологический аспект детской игры педагог – психолог
Педагог-психолог
Упражнение «Ассоциации»
Родителям предлагают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове «игра». После выполнения выслушивают ответы и демонстрируют рисунки.
Учитель-логопед:
Формирование речи ребёнка в норме проходит определённые этапы своего развития: гуление, лепет, слова, фразы и т. д. К двум годам ребёнок может использовать в речи предложения из 2-3слов.
«Мешать» правильному речевому развитию могут различные причины, в том числе и речевые нарушения. О них мы говорить не будем.
- Сегодня мы поговорим о речевом развитии маленького ребёнка с помощью игр и общения с ним.
- Помочь правильному речевому развитию Вашего ребёнка в ваших силах, ведь первый воспитатель у него именно Вы.
- Как организовать речевые занятия дома
- Все занятия должны строиться по правилам игры.
- Прежде чем начать занятия нужно подготовить всё, что может вам понадобиться.
- Лото различной тематики (посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т.д.);
- Муляжи фруктов, овощей, наборы пластмассовых различных животных, кукольную посуду, транспортных средств, насекомых и т.д.)
- Разрезные картинки из 2-3х частей;
- Вашим хобби должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе занятий с ребёнком;
- Для развития мелкой моторики приобретите пластилин, конструктор, шнуровки, пазлы;
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий с ребёнком.
Можно «Отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или «В гости к Незнайке». Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребёнок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке.
Предлагаю вам несколько речевых игр, которыми вы можете воспользоваться, даже не имея специального оборудования:
1. игры на подражание (голосам животных, птиц, музыкальных инструментов и т.д.);
2. игры с мячом («Большой-маленький», «Один-много», «Назови овощи», «Фрукты», «Игрушки» и т.д);
3. игры для развития мелкой моторики (различные потешки со сгибанием-разгибанием пальцев рук и т.д.).
Воспитатель ИЗО:
Большинство детей любят рисовать. Иногда они начинают это делать раньше, чем говорить. Почему? – удивляемся мы. Как понимать и оценивать детские рисунки, совсем непонятные в раннем возрасте? И, наконец, как помочь детям в развитии их творческих способностей.
Ответы детей на вопросы экспресс-теста:
- Что чувствуете, когда рисуете?
- — радость
- — сердечки
- — я стала художником
- Что нужно, чтобы рисунок получился красивым?
- — рисовать самим
- — большой лист
- — тишина
- — делает добрее
- — становимся счастливее
- — рисовать много, много
Занимаясь ребенком рисованием, надо помнить, что для ребенка это – игра. Занятия не должны превращаться в обучение художественным навыкам (этим мы занимаемся на занятии). Пусть станут ваши занятия новой интересной игрой, средством познания окружающего мира.
♦ Занятия – игры с малышом лучше строить таким образом, чтобы происходила смена различных видов деятельности и различных каналов восприятия: рассматривание, слушание, выполнение различных действий.
♦ Всем детям дома читают книжки. Можно использовать любую книгу, подходящую по сюжету. Например:
- Жил ежик колючий
- В лесу дремучем,
- Елочку встретил
- Колючки заметил.
- На мне палочки-иголочки
- И на зеленой елочке!
Можно использовать бумагу, можно экранчик. Взрослый, читая текст, рисует силуэт, а малыши рисуют палочки, располагая их в нужном месте. (А.Л. показывает на экране).
- * * *
- Петушок, петушок
- Золотой гребешок…
- Ребенок подрисовывает зернышки.
Таким же образом можно использовать сказку из книги. Учтите, что вам придется говорить и рисовать одновременно. Как можно больше комментируйте действия и свои и ребенка, работайте в игровой форме.
- Можно при чтении потешки использовать другую технику – оригами.
- * * *
- Как у нашего кота
- Шубка очень хороша
- Как у котика усы
- Удивительной красы
(показ) Складывая бумагу, одновременно читаем потешку. Ребенок подрисовывает усы.
Не бойтесь давать малышу чистый белый лист и чем больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны иметь смелость и навык свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире размер бумаги, тем увереннее и смелее будет ребенок. Корректируйте рисунок ребенка сами: подрисовывайте усики, хвост, глаза. Будут получаться животные.
Игра «Рисунок-загадка» (образец)
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Это время можно также использовать для игр с ребенком. Предложите малышу перебрать горох или рис, тем самым он, «помогая» вам, потренирует свои пальчики.
Увлекательна игра с тестом. Тесто должно быть соленым (рецепт). И лепите на здоровье! Червячки, печеньки и др. Поделки хранятся долго, ими можно играть. В каждом доме есть ненужные пуговицы. Соберите их в коробочку. Ребенок может прикреплять их на основу из пластилина.
Игра «Прижми и отпечатай»
Это рисование скомканной бумагой, пуговицами, донышками бутылочек от лака, поролоном.
Эта техника очень привлекает детей. Она обеспечивает максимум успешности вне зависимости от изобразительных умений ребенка. Полученное, таким образом, изображение может быть узором, (образец).
- Игра «Разноцветные ладошки», «Пальчиковое рисование»
- Для этого понадобится гуашь и ладошка вашего малыша, (образец).
- Игра «Папина рука»
Нарисуйте на ладони личико. Глаза изобразите на одной из линий ладони, так, чтобы они закрывались, когда вы слегка сжимаете ладонь. Такая кукла может быть у вашего малыша.
- Вывод: сегодня вы познакомились с простейшими играми, которые помогут развить начатки изобразительных навыков, поддерживать интерес к рисованию у ваших малышей, помогут увлечь непоседу, развить у него внимание, мышление, воображение, речь.
- Педагог-психолог
- Упражнение «Закончи предложение» Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение:
Когда мой ребенок играет один, то ………………………………………………………..
Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то……………………………
Ребенок любит играть с папой, когда……………………………………………………….
Чаще всего мой ребенок играет……………………………………………………………..
- Любимая игра моего ребенка – это………………………………………………………….
- После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.
- Зачем ребенку нужна игра? Вот, что думают по этому поводу педагоги и психологи:
- «Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б.Эльконин)
- «Игра – школа морали в действии» (А.Н.Леонтьев)
Давайте обсудим это.
Игра — это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действительно заключить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную игру «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура замри!». Замирают и стоят самые непоседливые девчонки и мальчишки.
Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, научить поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игру можно рассматривать, как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. Даже в самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
В игре ребенок учится осваивать разные роли. Это умение будет полезно в старшем дошкольном возрасте, когда количество социальных ролей ребенка увеличится. А взрослые, сталкиваясь в своей жизни с трудностями, не видят истоков в собственном детстве.
Далеко не всегда сам ребенок способен придумать игру. Нередко взрослые оставляют ребенка одного с игрушками, ребенок же, не имея игрового опыта, просто будет повторять одни и те же примитивные действия. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Нами было проведено анкетирование детей старшего дошкольного возраста по теме «Игра». По результатам анкетирования мы сделали вывод, что дети к старшему дошкольному возрасту демонстрируют манипулятивные навыки, соответствующие детям младшего дошкольного возраста («нажимаю на пульт, жму кнопочку, хожу, бегаю за игрушкой, кидаю»).
Выбор игр и игрушек у ребенка недостаточен, не соответствует возрасту, узкий круг игрового общения.
Замечено отсутствие внимания родителей к играм ребенка и влияние старших братьев и сестер (сиблингов) на лексику и содержание игр, которое носит отрицательный характер (использование слова «трахать» в другом контексте, «бесимся», играем в «зомби», деремся), что оказывает воздействие на развитие личности ребенка.
Также отмечаем отсутствие ровесников – друзей в играх ребенка (сужение круга общения). На вопрос: Что ты делаешь, если игрушка сломалась?» удивил ответ 17% детей: «Ремонтирует мама, потому что папа не может или не умеет» или «Играю со сломанными» – 12% детей.
Что подтверждает наши опасения – родители не внимательны к играм ребенка, не следят, с чем и как играет их ребенок. Наличие сломанных игрушек в корзине ребенка способствует формированию безразличия к окружающему – предметам, одежде, быту, что может повлечь в последствии формирование таких черт личности, как неаккуратность, бесхозяйственность, инфантилизм. А сломанные игрушки могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка.
— Сейчас мы с вами сыграем в игру «Чудесный мешочек». В нашем мешочке находятся игрушки, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста.
На тарелочке лежат игрушки, психолог предлагает попробовать на ощупь игрушки и назвать их (родители рассматривают содержимое мешочка). Затем игрушки складываются в мешок и родители по очереди ощупывают и называют их.
— Интересно? С игрушками разной формы и качества, знакомыми ребенку, можно поиграть на досуге дома. Тем самым вы будете развивать наглядно-образное мышление, тактильные ощущения, мелкую моторику и моторную память.
Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок»
Задание: из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел ваш ребенок.
Детям предлагают игрушки или картинки с их изображением, например, кукла, настольно-печатная игра, конструктор, машина. Данные заносятся в опросный лист. На занятии родителям предлагается также сделать выбор.
- После того, как родители сделали выбор, им называют выбор ребенка, и они определяют, совпали ли их предпочтения.
- Те родители, которые не ошиблись, испытывают радость оттого, что смогли посмотреть на мир глазами своего ребенка.
- Заключительная часть:
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и мы за нее по-настоящему в ответе».
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще.
Мы просим записать ваши пожелания в листочках.
Источник: https://dohcolonoc.ru/rabota-s-roditelyami/2538-prakticheskoe-zanyatie-dlya-roditelej-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-igra-detej-delo-vzroslykh.html