Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Начнем с того, что период 3,5-4 года — это самое подходящее время для отправления ребенка в детский сад.

Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад, Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомсталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко.

Новая обстановка, новые взрослые и дети, окружающие его — малышу потребуется время, чтобы к этому привыкнуть. В одном случае это несколько дней или недель, в другом же могут потребоваться месяцы. Чем больше воспитатели будут принимать во внимание особенности развития детей в возрасте 3-4 лет, тем проще им будет наладить контакт с ребенком и помочь его адаптации.

Для детей в этом возрасте характерно внеситуативное общение.

Многие из них уже часто бывают за пределами семейного круга и  четко осознают, что взрослые не только поддержка и опора, но и люди, которые выполняют определенную общественную функцию.

Малыш стремится играть такую же роль, при этом четко осознает несоответствие желаний и своих возможностей. В задачу воспитателя входит разрешение противоречий с помощью развивающих игр.

В возрасте 3-4 лет у детей особенно активно развивается Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессоммелкая моторика. Малыш уже способен нарисовать то, что он хочет, а не просто начертить линии на бумаге. Самые терпеливые и усидчивые способны обводить фигуры, закрашивать, не выступая за контуры рисунка.

На этом же этапе развивается и восприятие ребенка. Детки в возрасте 4 лет различают цвета, знают геометрические формы и отличают размеры предметов. В развитии речи происходят впечатляющие улучшения.

Так, например, если в два года в словаре ребенка содержится не более 300 слов, к трем годам — 800 слов, то в возрасте 4 лет дети строят предложения из более чем 2000 слов. Сами же фразы и предложения становятся более сложными, с использованием местоимений, предлогов и прилагательных.

Рекомендации по планированию режима дня и развитию навыков

Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если до сих малыш дома живет по собственному графику, в задачу Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомродителей входит приблизить его к садовскому режиму дня. Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20-30, чтобы малыш успевал выспаться.

Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, малыш должен обладать определенными навыками.

  1. Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям одежду без сложных застежек).
  2. Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
  3. Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
  4. Уметь общаться с детьми.

Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомили выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Важно, чтобы малыш понимал, что в группе он не один, как был дома, и все внимание воспитателя не может доставаться ему одному. Возможно,в какой-то момент с этим возникнут сложности, но родители должны быть готовыми к тому, что детский сад — это необходимый этап в гармоничном развитии ребенка.

Психологическая и физическая готовность малыша к саду

Степень готовности детей к поступлению в детский сад определяют не только режим дня и усвоенные навыки. Важную роль здесь будет играть состояние его здоровья. Родителям следует понять, что много детей в группе — это непременно инфекционные заболевания, обойти стороной которые вряд ли получится. Не стоит оттягивать момент оформления в сад именно по этой причине.

Периодические Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессоминфекции только закалят иммунитет крохи и подготовят его к поступлению в первый класс школы, когда пропуски из-за болезней негативным образом могут сказаться на успеваемости ученика. Готовьте малыша к садику, закаляя и укрепляя его иммунитет заранее, и определите поступление в сад на конец лета, когда меньше всего вероятности простудиться из-за непогоды.

Не менее важный момент — психологическая подготовка. Дети должны уметь справляться со стрессом, несмотря на первичные реакции, такие как плач, болезни или капризы.

Общие рекомендации для родителей и воспитателей

Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультики и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили малыша в детский сад.

Воспитатели также могут помочь крохе быстрее влиться в коллектив, если будут соблюдать некоторые правила.

  1. Важно включить новенького в процесс деятельности, делая акцент на взаимодействии со взрослыми, что особенно важно для ребенка на этом этапе.
  2. Периодические задания, которые под силу ребенку, помогут осознать ему свою значимость и полезность, а похвала за выполнение только подтвердит эти мысли.
  3. Хвалить ребенка нужно как перед группой, так и Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомперед родителями.
  4. Вечером, перед тем, как малыша заберут домой, можно ему рассказать о предстоящем новом дне во всех красках.
  5. Организовывая игры для деток, обязательно нужно будет присвоить главную роль самому робкому и застенчивому малышу, чтобы он смог почувствовать себя заводилой.
  6. Если у малыша плохое настроение в саду, нужно стараться не делать на этом акцента и убедить его в том, что скоро придет мама и все снова наладится.
  7. В первые дни новым деткам можно предлагать горшки, принесенные из дома.
  8. Нельзя угрожать ребенку или пугать его – даже при непослушании.

Если адаптация малыша протекает крайне тяжело, то совместно с родителями можно договориться о сокращении его пребывания в детском саду. Например, можно водить его в группу только до обеда. Если малыш проявляет нежелание есть садовскую пищу, в первое время можно разрешить ему отказаться от еды. Главное, чтобы адаптация у ребенка происходила спокойно, в доброжелательной атмосфере. Но не стоит забывать и о соблюдении правил учреждения.

Адаптация и состояние малыша

Учитывая, что адаптация — это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:

  • ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • больше читать малышу;
  • придумать для него спокойные и интересные игры;
  • активно проявлять понимание и любовь.Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Чего делать нельзя:

  • ругать детей за плач и запугивать;
  • посещать места скопления народа;
  • негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка;
  • забирать малыша позднее всех;
  • успокаивать его фразами «не надо плакать», «не бойся» и прочими, способными вызвать негативное отношение к себе как к трусливому и капризному.

Нужно понимать, что адаптация в детском саду — это испытание для ребенка, а также особое эмоциональное состояние. Чаще всего малыш 3,5-4 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.

Особенно тяжелая адаптация может сопровождаться нарушениями социальных навыков, речи и даже двигательной активности. Ребенок не в состоянии сам одеваться, мыть руки, становится излишне подвижным или медлительным. Как только все эти признаки начнут сглаживаться, можно будет сделать вывод о том, что адаптация подходит к концу.

Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?

Помимо вышеперечисленных рекомендаций для воспитателей и родителей, существуют реальные способы сделать адаптацию малыша в детском саду более простой и непродолжительной.

Очень важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомнравятся новые перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи — это что-то действительно плохое.

Очень важно наладить контакт с воспитателем и настоять на том, чтобы он учитывал интересы и привычки ребенка хотя бы на начальном этапе. Чтобы малыш шел в садик если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Расскажите крохе о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.

Никогда не пытайтесь обмануть ребенка, оставляя его в детском саду и уходя, пока он не видит. Внезапные исчезновения закрепятся в памяти малыша, и он будет постоянно на гране срыва, ожидая, что вы можете исчезнуть так в любое время. Лучше будет придумать особый ритуал прощания без слез и истерик, закрепляя его день за днем.

Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как сильно вы им гордитесь. На первых порах немного скрасить пребывание в саду могут игрушки, принесенные из дома.

При этом задачей родителей будет научить его делиться с детьми в группе, Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомчтобы эти игрушки не стали лишним поводом для конфликта.

И последнее: чтобы адаптация проходила с минимальными потерями покоя в вашей семье, постарайтесь правильно выбирать детский сад. Желательно, чтобы он находился недалеко от дома и у вас была информация о том, насколько профессиональный и ответственный там педагогический состав. Ведь именно от этого, а не от степени «элитности», будет зависеть комфорт и безопасность малыша в ваше отсутствие.

В заключение отметим, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад навстречу новым друзьям.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/adaptatsiya-chetyrehletnego-rebenka-v-detskom-sadu.html

Помогаем ребенку адаптироваться в детском саду

Посещение ребенком детского сада может быть несколько затруднительно. Как правило, в первые месяцы малыши часто болеют простудными заболеваниями.

И дело здесь кроется не в наличии вируса и прочих бактерий в детском саду – ребенок просто проходит период адаптации, который может затянуться на длительное время.

Как помочь малышу быстрее справиться с привыканием к особому режиму и ежедневной разлуке с родителями.

Адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться не только заболеваниями, но и различными проявлениями стресса. Так, например, малыш может страдать от бессонницы или становится менее активным дома, поскольку в саду стесняется проявить свои эмоции и все больше не принимает участия в играх. Такое поведение очень быстро переходит и на домашнее пребывание.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в 1 5 года: с чего начинать занятия с малышом

Помимо всего прочего, дети могут страдать от нестабильной работы кишечника. Часто перед выходом из дома у малыша открывается диарея или рвота. В период адаптации ребенка беспокоят кошмары, и он просыпается среди ночи с плачем и криками.

Если вы все эти признаки заметили у своего малыша, значит, он тяжело переживает период такой резкой смены обстановки и ежедневного контакта с другими детьми и воспитателями.

Ему необходимо помочь, чтобы посещение детского сада не превратилось в пытку.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Специалисты утверждают, что благоприятный возраст для оформления детей в детский сад составляет от 2 до 4 лет. Но жизненные ситуации диктуют свои требования, и очень часто приходится отдавать малыша младшего возраста в детский сад.

Конечно же, в этот период тяжело приходится не только малышу, но и родителям, ведь он может вместить в себе все: от плача по утрам до серьезных вирусных заболеваний, которые возникают также на фоне общего стресса.

Например, простуда, кашель, который придется лечить.

Адаптация детей раннего возраста должна проводиться в полном соответствии с рекомендациями психологов. Здесь необходимо учитывать эмоциональное состояние и навыки вашего малыша.

Если он не готов расставаться с мамой, а это зачастую случается именно у детей младше двух лет, ему придется тяжело привыкнуть к новому месту и новым людям.

Поэтому перед принятием решения отдавать маленького ребенка в детский сад родители должны быть готовы к любым поворотам событий.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомПомочь ребенку адаптироваться в детском саду сможет психолог

Так, психологи и сами воспитатели отмечают, что у ребенка может возникнуть состояние протеста, и он будет отказываться от самостоятельного приема пищи или не пожелает ходить на горшок.

Если все эти навыки дома сохраняются, значит, малыш просто показывает свое недовольство в посещении детского сада. В случае, когда и дома наблюдается потеря аппетита и элементарных навыков самостоятельного обслуживания – дела обстоят хуже. Он испытывает серьезный эмоциональный стресс.

С малышом необходимо проводить беседы и стараться в форме игр вводить в новую для него среду.

Как приучить ребенка к детскому саду

Психологи выдвигают свои сроки адаптации ребенка к детскому саду.

Так, например, дети от 2 до 3 лет привыкают к новой обстановке уже через неделю, старше 3 лет – около трех недель, а вот ребята дошкольного возраста – не менее месяца.

С чем связан этот интересный парадокс? Все дело в привязанности к матери – чем старше, тем малыш более зависим от материнской любви и ласки.

Малыш не готов отпустить маму на такой длительный срок, он не научился общаться со сверстниками и с опаской воспринимает чужих взрослых.

Как приучить ребенка к детскому саду, если он не желает оказываться в новой среде. Конечно же, путем частичного разбора каждой ситуации с проецированием на детский сад и предварительной подготовки.

Также следует отметить, что гиперактивные дети в детском саду могут испытывать больший стресс, нежели эмоционально спокойные малыши.

Поэтому определенные советы психологов необходимо применять на детях всех характеров и возрастов для лучшей и быстрой адаптации в детском саду.

Режим дня

Первое, на что следует обратить внимание – это режим дня малыша. Зачастую причиной длительной адаптации становится именно «несовпадение» установленного дома графика с режимом дня в садике. Перед началом посещения введите дома режим расписание детского сада. Делать это лучше за месяц-полтора.

Детский режим ребенка, установленный в дошкольном учреждении, составлен педиатрами и неврологами, поэтому вы можете узнать его у врачей. Для лучшей убедительности обратитесь в детский сад и начинайте жить по-новому.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессомСон в детском саду очень важен

Проследите за тем, сколько ребенок спит ночью.

Малыши должны спать 10 часов в период ночного времени и два часа днем, а максимальное время для игр и бодрствования не должно быть более 6 часов. Хроническое недосыпание у детей приведет к вялости, апатии, потери внимания, нервозности, агрессии и плаксивости.

Родители могут заметить потерю аппетита или желудочно-кишечные расстройства. Все перечисленные последствия приведут к затяжному адаптационному периоду.

Просыпаемся

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал днем, ему необходимо проснуться «вовремя». Многие родители будят ребенка непосредственно перед сборами в детский сад. Такое действие может привести к переживанию. Он будет плакать и капризничать. Будите маленького за 10-15 минут до сборов, чтобы он мог спокойно проснуться в постели, а не в прихожей в полном одеянии.

Время обеда

Малышу будет легче адаптироваться в детском саду, если он будет чувствовать себя комфортно. Уделите внимание приему пищи. В дошкольном учреждении на обед отводится полчаса. Усаживайте ребенка за общий обеденный стол, пусть он кушает самостоятельно. Вычислите время, за которое ребенок управился с порцией, и «оттачивайте мастерство».

Отсутствие дополнительных нагрузок

Ни в коем случае не подвергайте малыша дополнительным впечатлениям. В период адаптации старайтесь не ходить куда-либо с малышом: в гости, в развлекательные центры, а также не стоит приглашать гостей к себе. Ребенок возбудим общением в детском саду, а такие дополнительные эмоции могут только усугубить ситуацию, в результате чего малыш будет беспокойно спать, и капризничать утром.

Выбор редакции:   Когда ребенка можно ставить на ножки и нужно ли это делать?
Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Не переживайте, если малыш сразу же по приходу домой засыпает и спит полноценно до утра. В этот период он тратит много энергии, поэтому такое поведение считается нормальным. Возможно, малыш плохо спит в детском саду в период тихого часа.

Также не вводите ребенку новые нововведения: не начинайте делать дома ремонт, не записывайте детей в дополнительный кружок. Придя домой, поговорите с крохой. Пусть он расскажет вам обо всем, что произошло в детском саду.

В период адаптации малышу крайне важно выговориться.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Задача родителей – это помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Здесь необходимо соблюдать следующие правила.

Малыш целиком принимает на себя ваше эмоциональное состояние по поводу детского сада. Если вы будете говорить только о хорошем и придумаете несколько веских аргументов в пользу дошкольного учреждения, адаптация пройдет гораздо быстрее. Не переусердствуйте в идеализации посещения детского сада.

Ни в коем случае не надо говорить малышу, что детсад – это работа.

Мотивируйте каждый поход – говорите, что его ждут там игрушки, друзья, воспитатель, что они скучают и хотят играть.

Не делайте перерывов в посещении.

Придумайте ритуал прощания с малышом. Никогда не уходите неожиданно и незаметно.

Гордитесь за кроху, что он стал таким большим и самостоятельным.

Объясните ребенку и научите брать только те игрушки, которыми ему будет не жалко поделиться с ребятами на улице и в детском саду.

Никогда при ребенке не обсуждайте и не осуждайте систему дошкольного образования и воспитателя.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Помните, что в первую очередь вы должны подготовить к садику себя, а уже потом заниматься ребенком. От вашего эмоционального состояния, желания и усердия напрямую зависит период адаптации.

Источник: https://womee.ru/pomoshch-pri-adaptacii-rebenka-v-detskom-sadu/

Адаптация в детском саду. Помогаем ребенку справиться

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?

Подобный вопрос популярен почти настолько же, насколько и легендарное Шекспировское «Быть или не быть?». В каком возрасте предпочтительнее отдать ребенка в детсад? Как помочь малышу привыкнуть к новому окружению?

Содержание: 

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Адаптация маленького ребенка в детском саду – это привыкание, способность приспособиться к новой обстановке и окружению. Что-то новое это зачастую стресс для психики взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Отсюда и возникают всем знакомые истерики и капризы. Взрослые должны помнить, что все это не просто капризы малыша, а вполне адекватная реакция организма.

Адаптация и ее сложности

В таком возрасте нервные потрясения имеют куда большее действие, нежели для взрослого человека. Как только ваше чадо привыкнет к детскому саду, это пройдет. Большинство родителей уверены, что ребенок должен адаптироваться в течении первых дней, но этого не происходит.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Зная, что происходит с ребенком, когда он попадает в садик, нам легче ему помочь.

Но если у вас есть друзья или родственники с маленькими детьми, вы наверное замечали, что все реагируют на садик по-разному.

Кто-то уже с первого дня доволен и с радостью идет в детсад, а кто-то его ненавидит. Все это может указывать на разный тип адаптации ребенка в детском саду. Давайте детальнее рассмотрим каждый:

Виды адаптации:

  • Легкая адаптация маленького ребенка в детском саду занимает около 3-4 недель. При таком виде адаптации ребенок быстро привыкает к изменениям в его жизни и желание посещать садик не пропадает.
  • Адаптация в детском саду средней тяжести занимает 1-1,5 месяц. Обычно такие дети начинают часто болеть, но в этом нет ничего страшного, не переживайте. Попав в коллектив у ребенка, таким образом, начинает формироваться иммунитет.
  • Тяжелая адаптация. Если процесс адаптации в детском саду проходит сложно, то могут появляться не только болезни, но и нервные срывы. Помочь ребенку в таком случае может педиатр или психолог.

Как сделать адаптацию легкой?

Помогать в адаптации деткам должны не только воспитатели, но и родители. Нужно быть слаженной командой, заранее обговорить режим сна, еды и прогулок, индивидуальность ребенка и его желания.

Для того, чтобы адаптация к садику не казалась чем то страшным, надо понимать возрастные рамки, с которых стоит отдавать кроху в общество. Кстати, это и есть тот самый частый вопрос родителей — с какого возраста вести ребенка в сад? И это правильный вопрос.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

В этом возрасте малыш уже прекрасно понимает то, что ему говорят и показывают, он осознанно выбирать свои действия, может быть очень самостоятельным для 3-4 лет, может хорошо выражать желания речью и действует слаженно с другими.

Характер крохи уже вполне сформирован, так и привычный режим. И если он был не такой, как в саду, то привыкнуть к новым правилам будет трудно. Чаще всего из-за необходимости обоим родителям выйти на работу, детей отправляют в садик раньше.

Примерно в 2 года.

Если малышу еще нет 3-х лет, то в садик вести его рановато, не потому что он не адаптируется, каждый ребенок по-разному реагирует, но большинству будет трудно, так как в этот период самой большой потребностью у крохи — эмоциональное насыщенное общение с мамой. Помимо этого у двухлеток нет ярко-выраженной потребности играть с другими детьми, так как это ему не знакомо еще. От отношений с мамой будет зависеть его отношение к внешнему миру, для малышей именно мама — весь мир.

Конечно же, со временем это пройдет кроха медленно начнет отделяться от мамы, как потребности, но очень важно, чтобы до этого момента у него не было слишком долгой разлуки, она пугает маленьких деток, и возникает страх потерять маму.

Читайте также:  Развитие активной речи детей дошкольного возраста: как проводить занятия с ребенком

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Поэтому, если все же ребенка отдают в 2,5 года, стоит понимать, что это против детской природы, и мешает восполняться психологическим потребностям. Если все же решено, что пора — важно обсудить все вопросы с воспитателем, узнать о методике, которая используется в саду, познакомиться с педагогами. Нужно мыслить со стороны ребенка, а не взрослого, понравилось бы ему.

Ведь кроме мамы его еще никто так не знает. А детский сад станет вторым домом, в котором время пребывания будет больше, чем дома. В развивающих кружках малыш адаптируется быстрее, так как и времени там на занятиях уходит часа 2-3 и мама всегда рядом, может и стоит начать с них, а затем думать про детский сад.

Готовимся к детскому садику

Подготовка к таким большим переменам для чада должна начаться месяца за два, если есть проблемы с режимом, то самое время его установить.

Детям, у которых есть проблема с излишней застенчивостью, будет очень сложно привыкнуть к разлуке с родителями и большому скоплению ровесников, стоит быть к этому готовыми и маме и папе.

Поэтому стоит еще до садика начать расширять круг общения, это можно сделать путем посещения гостей и обсуждений с ребенком каждой прогулки. Очень важно поощрять желание чадо общаться с другими.

Попробуйде показать навыки знакомства в игре.

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Однажды мне на адаптацию привели девочку Сашу, которая оказалась довольно замкнутым ребенком. Она естественно не была готова к таким изменениям и уж тем более, не готова была отпустить маму. Обговорив план действий и дав родителям консультации они честно отправились домой выполнять все пункты.

Мама и Саша проигрывали ситуацию прихода куклы Кати в детский сад. Вот Катя знакомится с детками, а вот она вместе со всеми укладывается спать и каждый раз отпуская маму ее обнимает и хвалит воспитатель.

По вечерам папа читал Саше сказку о девочке, которая ходила в детский сад и встретила в нем много друзей.

Рассказывал о том, как девочке было весело и не забывал сказать о том, что мама и папа в это время совсем никуда не пропали. Каждый родитель был занят делом. Мы с Сашей играли в песок, рисовали, лепили из пластилина, и я внимательно слушала о том, что она мне рассказывает.

ВАЖНО! СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ РЕБЕНКА. НАБЛЮДАТЬ ЗА ЕГО ИГРАМИ. ЧАЩЕ ВСЕГО ОН ПРОИГРЫВАЕТ СИТУАЦИИ, ВОЛНУЮЩИЕ ЕГО. Саша адаптировалась меньше чем за две недели и по сей день ходит в этот чудесный детский сад. Машет ручкой на прощание маме и знает, что ее никогда никто не оставит.

Потому что родители любят и слышат Сашеньку.

Клепальская Дарья. Детский песочный/игровой психотерапевт

Ошибки родителей в адаптации

Неоднократно я наблюдала за тем, воспитатели и родители детей полагают, что адаптация завершена, только потому что ребенок знает правила, слушается, спокойно отпускает маму и не истерит. Но это мнение ошибочно, ведь за внешним поведением не видно, психологического дискомфорта. Адаптация будет завершена тогда, когда дитя сможет сам справляться с внутренней тревогой.

Клепальская Дарья. Детский песочный/игровой психотерапевтАдаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

К этим ошибкам стоит относиться максимально серьезно:

Чаще всего первый день в саду укороченный, это сделано для адаптации ребенка в детском саду и знакомству с новой обстановкой. И воспитатели, и родители уверены, теперь их чадо готов просидеть в новом месте весь день, да к тому же вокруг столько игрушек, сколько дома нет.

И ведь дети проявляют интерес с новому, спокойны среди сверстников, не сильно замечают, что мама и папа ушли. Но на следующие пару длинных дней в саду, начинаются капризы, истерики и желание не отходить от мамы. Но хватает новой игры и родители радуются, что ребенок успокоился.

Но только подумайте, какие чувства будут у малыша, если его мама исчезла непонятно куда, даже толком не попрощавшись. Не полезут ли у него мысли: «а вдруг она не придет». Для крохи — это словно потеряться на главной площади в городе, в торговом центре или в большой очереди. Это стресс, самый настоящий.

Часто исходом такой ошибки становится необходимость отложить сад на время, ведь у малыша начинается истерика при упоминании детского сада. Помочь может постепенное увеличение часов пребывания и внимательность к малышу.

В других случаях детей пытаются оставить сразу на весь день, предполагая, что так они быстрее привыкнут. Это тоже неправильно. Садик должен постепенно стать вторым домом ребенку. Психологи в этом плане прописывают целые схемы.

Пример схемы адаптации:

  1. Сначала прийти на те прогулочные зоны, которые посещает группа садика.
  2. Затем уже в саму группу на полчаса — час свободной игры. Так ребенок несколько посещений начнет привыкать к детям, воспитателю и обстановки.
  3. После можно попробовать оставить его одного на пару часов, затем с утра до обеда.
  4. Следующим шагом станет нахождение ребенка в садике включая дневную прогулку.
  5. Через некоторое время оставлять до обеда и забрать.
  6. Затем будет следовать включения дневного сна
  7. И напоследок уже весь день.

Рекомендации адаптации маленького ребенка в детском саду соответственно не прописывают конкретное количество часов, так как каждый малыш индивидуально привыкает к новому.

Очень часто родители резко перестают придерживаться режима дня. И вряд ли, кроха, просыпающийся раньше в 10 легко встанет в 7 утра. А именно в это время и придется.

Признак недосыпа: трет глаза, не знает, что хочет, капризничает. Поэтому если режим заранее не продуман и ребенка к нему не приучили, ему будет очень сложно находиться в новом месте. И не стоит думать, что со временем привыкнет.

Лучше его приучать постепенно к режиму, а не вот так сразу.

Именно первые дни в саду влияют на отношение малыша к нему. А чтобы адаптация была легкой, необходимо стать командой с воспитателем и психологом. Очень важно во время услышать ребенка.

Если просит любимую игрушку — положите, а лучше и без просьбы. Ему потребуется кусочек родного в новом месте. С ней ему будет комфортнее.

Для того чтобы сделать адаптацию вашего малыша легкой, вам нужно работать в одной команде с воспитателями и психологом.

Разговаривать с ребенком, слышать и слушать его. Возможно, на первое время придется давать ему с собой в сад любимую игрушку — «кусочек дома». Так он будет комфортнее и увереннее ощущать себя в новом месте.

Также, на время адаптации старайтесь избегать общественных мест: зоопарков, кафе, кинотеатров. Лучше провести время вместе с малышом.

Старайтесь на время адаптации не водить ребенка в людные, шумные места, а больше проводите время вместе дома.

Статья подготовлена Клепальской Дарьей. Детским песочным и игровым психотерапевтом. 

Источник: https://imom.me/adaptaciya-k-detskomu-sadu/

Адаптация ребёнка в детском саду | Метки: как, помогать, адаптироваться, адаптировать, садик

Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи.

Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей.

Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери.

Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Читайте также:  Психологические особенности детей 2 3 лет: как наладить контакт с ребенком

А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс.

Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду.

Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

https://www.youtube.com/watch?v=QFpFES7NC9o

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми.

Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем.

При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда.

Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен.

Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой.

Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда.

Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил.

Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми.

Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической.

У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.

После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Семья

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться.

Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном.

Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.

Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Источник: Журнал «Малышок», http://www.parenting.ru/, http://www.chelpsy.ru/

http://www.mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=3023

Адаптация детей 4 лет в детском саду: как помочь ребенку справиться со стрессом

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/50222320-3059348/

Ссылка на основную публикацию