Cамообразование: развитие речи детей раннего возраста

  • План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
  • «В деле воспитания процессу саморазвития
  • должно быть отведено самое широкое место.
  • Человечество всего успешнее развивалось
  • только путем самообразования».
  • Спенсер Г.
  • Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
  • Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;
  • Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий».
  • Задачи:
  • — повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;
  • — разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;
  • — использовать в работе с детьми раннего возраста инновационные, развивающие педагогические технологии;
  • — оформить в группе центр активности «Речевое развитие»
  • — обобщить свой педагогический опыт и распространить его .
  • Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей.

А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

  1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
  2. — владеет активной речью, включенной в общение;
  3. — может обращаться с вопросами и просьбами;
  4. — понимает речь взрослых;
  5. — знает названия окружающих предметов и игрушек;
  6. — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  7. — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
  8. — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка.

Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.

Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Основные направления работы:

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

  • Ожидаемые результаты:
  • • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
  • • разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
  • • создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
  • • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
  • Этапы работы по самообразованию

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: системы игр, заданий, упражнений и т. д)

  1. 4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
  2. 5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение)
  3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1. Составление библиографии по теме самообразования.

  • Планирование работы по самообразованию
  • 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме
  • 3.Разработка конспектов

4. Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

  1. 5. Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
  2. 6. Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования
  3. Подготовка (принятие участия, проведение) к педсовету.
  4. Проведение мастер-классов для педагогов.
  5. Выставка работ.
  6. Оформление консультаций для родителей.
  7. Список литературы для изучения по теме самообразования.

— Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с

— Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

— Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

— Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М. : Просвещение, 1991.-160с.

— Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

— Герасимова А. С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:

— Лотарёв В. К., А. П. Николайчева, Федоренко Л. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М Просвещение, 1984.-240с.

— Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

— Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и мышление. – Москва, 2000.

— Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва, 2001.

— Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М. : Просвещение, 1981.

— Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979.

— Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

— Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

— Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:http://nsportal.ru.

  • «Развитие мелкой моторики дошкольников»
  • Самообразование на 2016 -2017 учебный год
  • Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
  • Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
  • Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.
  • Задачи:
  • 1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;
  • 3. Улучшить общую двигательную активность;
  • 4. Содействовать нормализации речевой функции;
  • 5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

  1. Форма отчётности:
  2. • Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
  3. • Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».
  4. • Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
  5. Формы работы:
  6. — совместная деятельность педагога с детьми;
  7. — индивидуальная работа с детьми;
  8. — свободная самостоятельная деятельность самих детей.
  9. Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
  10. • Массаж кистей рук;
  11. • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  12. • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  13. • пальчиковый театр;
  14. • конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
  15. • рисование по трафаретам;
  16. • штриховка в заданном направлении;
  17. • дорисовка (по принципу симметрии);
  18. • лабиринты;
  19. • Дидактические игры;
  20. • Шнуровка, пуговицы, прищепки;
  21. • игры с мелкими предметами;
  22. • пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
  23. 1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
  24. Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

  • 2 ЭТАП — внедрение в практику.
  • 3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
  • Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
  • Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.

С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Читайте также:  Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.

4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »

6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».

7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

Источник: https://infourok.ru/plan-po-samoobrazovaniyu-razvitie-aktivnoy-rechi-detey-rannego-vozrasta-posredstvom-innovacionnih-i-razvivayuschih-tehnologiy-1716401.html

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

  • Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
  • Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
  • Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

1. Консультация для родителей.

2. Составить картотеку пальчиковых игр.

  1. Методы и приемы работы:
  2. • Массаж кистей рук.
  3. • пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  4. • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
  5. «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем.

Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

  • «За ягодами»
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • В лес идем мы погулять.
  • За черникой,
  • За малиной,
  • За брусникой,
  • За калиной.
  • Землянику мы найдем
  • И братишке отнесем.
  1. (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)
  2. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)
  3. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

  • Лебёдушка
  • Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
  • Выше бережка головушку несёт.
  • Белым крылышком помахивает,
  • На цветы свяжу водичку стряхивает.
  • Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.
  • Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.
  • Ивану-большаку — дрова рубить,
  • Ваське-указке — воду носить,
  • Мишке-среднему — печку топить,
  • Гришке-сиротке — кашу варить.
  • А крошке Тимошке — песенки петь.
  • Песни петь да плясать,
  • Родных братьев потешать.
  • Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает информацию, активизируется его мыслительная деятельность.
  • «Теремок»
Домик, домик, теремок — две ладони «крышей» над головой
Мы закроем на замок — крепко сжать пальчики в «замок» перед собой
Ни один зубастый зверь — рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»
Не откроет эту дверь! — ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает: «Ку-ку!»

«Кисонька»

Как у нашей киски — ладошками делаем над головой «ушки»
Молочко есть в миске — руки «ковшиком» перед собой
Киска молочко попьет — имитируем «лакание»
Лапкой мордочку потрет — правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»
Хвостиком помашет — рукой делаем волнообразные движения
Весело попляшет — двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости

«Гномик»

Жил-был гномик — руки сложены «колпачком» над головой
Старичок — рука, сжатая в кулачок, подпирает щеку
Спать ложился — две ладони вместе под другой щекой – «спим»
На бочок — перекладываем две ладошки под другую щеку
Он проснулся — широко разводим руки в стороны
Потянулся — потягиваемся
Вправо-влево повернулся — руки на поясе, повороты туловища в стороны
Мух вокруг всех разогнал — машем двумя руками перед собой
Их ужасно напугал — машем руками — «крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»

«Ежик»

Ежик наш колючий очень — сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках
Ежик спать — две ладони вместе под щекой – «спим»
Никак не хочет — отрицательно качаем головой
Весь в клубок свернулся ежик — руки в плотном «замке»
Нет ни головы, — дотрагиваемся до головы
Ни ножек — дотрагиваемся до ног
Развернуться он не хочет — держа руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы
Вот какой упрямый ежик! — плечи подняты, недоуменно разводим руками.
  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
  2. Листья падают в саду,
  3. Я их граблями смету.
  4. — Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.
  5. Дом стоит с трубой и крышей.
  6. На балкон гулять я вышел.

— На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.

Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях.

Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  9. Кольцова М. М «Развитие моторики».
  10. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
  11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/9433-razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Отчет по самообразованию Тема: «Общение как средство развития речи детей раннего возраста» 2013 — 2014 учебный год

Тема самообразования «Общение как средство развития речи детей раннего возраста» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги, а так же и родители все больше сталкиваются с проблемами развития речи детей.

Первые три года жизни ребенка, являются решающими в развитии речи. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.

Так постепенно ребенок развивает свой активный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Ведущую роль в общении с ребенком как фактор развития речи берет на себя взрослый, который непосредственно с ним общается, заботится о нем, помогает развиваться во всех направлениях.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Ясельная группа – это самая ранняя и первая группа, которую посещают дети от 1,5 до 3х лет (первая младшая). Можно предположить, что для благополучного и нормального развития речи детей им не хватало общения со стороны взрослых, того самого общения в результате которого формируется и развивается речь детей.

В домашней обстановке ребенок в основном общается со взрослыми, своими родными (мама, папа, бабушка и т.д.). Безусловно, когда ребенок начинает посещать детский сад его общение становится богаче, так как в его жизни появляются работники детского сада (воспитатели, няня, медицинская сестра и т.д.

), а кат же представляется хорошая возможность для общения со сверстниками.

      Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

За основу в своей работе беру основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

                                                                       В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка на 30 неделе беременности: что покажет узи

         Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Развитие активной речи
  • Развитие пассивной речи (ее понимание)
  • Формирование грамматической стороны речи
  • Формирование разговорной (диалогической) речи
  • Приобщение к детской художественной литературе
  • Развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения)
  • Развитие мелкой моторики.

  Моя работа по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направлена на развитие у детей речи, и предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и большой акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы, в непосредственном общении большое внимание уделять развитию речи детей.

Подбор приемов, составляющих метод обучения в процессе обыгрывания ситуаций и игры, осуществляется на основе учета всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.е.

, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова – с действием, слова – признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметом, которые обозначаются словом.

Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

Работая по теме, подобрала и разработала комплекс методик, перспективное планирование для работы с детьми по данной теме, с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в первой младшей группе. Апробировала разработанный комплекс методик в работе с детьми.

Провела диагностику по развитию речи детей в начале и в конце года, после апробации комплекса методик по данной теме. Подготовила конспекты непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, образовательная область «Коммуникация», и провела в форме открытых занятий: «Игрушки», «Петушок и его семья».

  Подготовила сообщение для педсовета и презентацию по данной теме.

По теме самообразования я работала, как с детьми, так и с родителями, так как родители имеют не мало важную роль в воспитание и развитие детей и только работая в совокупности с воспитателем можно достичь больших и благополучных результатов в развитие детей, в том числе и в развитие речи.

На начальном этапе родителям предлагались анкеты: «Анкета для родителей» — для общего представления и ознакомления с родителями; « Тест для родителей «Я и мой ребенок» — где родители смогут сделать определенные выводы о себе как о родителях и проблеме воспитания детей (и мы узнаем из этого теста проблемы воспитания детей, которые существуют у родителей); « Анкета для родителей по выявлению уровня общения между родителями и детьми».

Анализируя данные полученных по анкетам можно сделать вывод, что в большинстве родители имеют высокий уровень общения со своими детьми, а также не испытывают каких либо затруднений в их воспитании, а это благополучно отразится на развитии речи детей.

Но все же есть родители, у которых существуют проблемы в воспитании детей и в общении с детьми.

Можно предположить, что эти родители не знают как правильно вести себя в воспитании ребенка, или просто мало времени уделяют своему ребенку, ставя на первое место работу, свою личную жизнь и др.

Так же в работе с родителями использовала  информационные стенды и ширмы по развитию речи детей раннего возраста, в которых родители могли узнать ответы на интересующие их вопросы по данной теме, а также иметь общую информацию и рекомендации по развитию речи детей.

Провела консультации и индивидуальные беседы с родителями, а так же родительское собрание посвященное теме: «Общение как средство развития речи дошкольников», на котором родителям был зачитан доклад по данной теме, даны рекомендации, которые в том числе давались не только исходя из вопросов родителей, но которые посчитала нужными дать исходя из ответов родителей на анкеты.

  •        В конце учебного года  провела мастер-класс для родителей в форме презентации по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста».
  •         В результате проведенной работы можно сделать вывод:
  • Сравнительный анализ диагностики в начале и в конце года показал, что уровень развития речи детей в процессе общения повысился; повысились речевые параметры речевого развития детей: восприятие и понимание речи взрослого, словарный запас, связная речь, звукопроизношение.

         Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей стали чаще появляться существительные, глаголы, местоимения, предлоги. Следовательно, можно сказать, работа по развитию речи детей в процессе общения, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

Так же результаты моей работы позволили выявить условия, обеспечивающие эффективность развития речи детей раннего возраста в процессе общения: установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов; создание жизнерадостной теплой атмосферы, обеспечивающей детям хорошее настроение; необходимая уверенность ребенка в том, что его слушают и понимают; включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, организация игр, совместной деятельности, игровое общение; использование средств литературы в непосредственном общении. Из этого всего дети получают богатство впечатлений, в результате которых у ребенка больше поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками. Именно в таких условиях и с этими взрослыми, которые принимают участие в создании таких условий, ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос и именно их словам хочется подражать.

Процесс развития речи осуществляется более успешно, если учитывать все психические процессы данной возрастной группы: необходимость наглядного материала; действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира; обязательное соотнесение слова с обозначением предмета, слова – с действием, слова – с признаком, неоднократное повторение нового слова взрослым; выполнение детьми действий, которые обозначаются словом; приобщение детей к культурному общению, культурной речи; взаимодействие педагога с родителями; а также способностью педагога к творческому самосовершенствованию.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

  1. Азбука общения. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. – Санкт-Петербург, 2010.

Источник: https://garmonova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/348777

План по самообразованию воспитателя

  • План по самообразованию воспитателей
  •  Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста
  • ТЕМА: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста»
  • 2016-2017 учебный год
  • Этап работы над темой: 1 год
  • Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г.
  • Предполагаемая дата окончания работы: май  2017
  • Тема: ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
  • Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Задачи:
  • 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  • 2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
  • 3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  • 4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
  • 1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем  возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным  средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

  1. План реализации темы по самообразованию.
  2. Сроки проведения Деятельность Тема
  3. Сентябрь
  4.  Подготовить доклад  «Развитие мелкой моторики  у детей  раннего возраста»
  5. Ноябрь
  6.  Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»
  7. Декабрь
  8. Комплексы пальчиковой гимнастики.
  9. Картотека пальчиковых игр.
  10. Февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

  • Март
  • Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
  • «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возроста»
  • «Развитие мелкой моторики рук»
  • Апрель
  • Сборник для воспитателей и педагогов по работе с детьми раннего возраста, с применением данной темы. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показвоспитателя)
  • Разучивание новых пальчиковых игр.
  • Май
  • Консультация для родителей
  • Полезные советы: «Для чего нужнапальчиковая гимнастика»
  •  Открытое занятие с просмотром видеоролика «Играем нашимипальчиками»
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.
  • «Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями»
  • 2)Введение:
  • Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является«Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

  1. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
  2. Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
  3. К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
  4. Изучая данную тему, провожу работу с родителями:
  5. Индивидуальные беседы:
  6. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  7. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  8. «Комплекспальчиковой гимнастики»-создание картотеки.
  9. Составление памяток, буклетов для родителей:
  10. а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у  детей раннего возраста»
  11. б) «Развитие мелкой моторики рук»
  12. Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики  на речь ребенка»
  13. Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика
  14. Доклад — «Играемпальчиками»»
  15. -Консультация: Полезные советы: «Для чего нужнапальчиковая гимнастика»»
  16. -Анкета для родителей по пальчиковой гимнастики
  17. Работа с воспитателями:
  18. Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»
Читайте также:  Как успокоить ребенка во время истерики:

Источник: https://1974983.mya5.ru/plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya/

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Главная » Файлы » Самообразование

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

18.03.2016, 20:17
  • Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
  •  Задачи:
  • -повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
  • -разработать перспективный план работы с детьми;
  • -составить картотеку игр – экспериментов;
  • -подготовить и провести консультации, беседы с родителями;
  • -публиковать опыт работы в электронных СМИ;
  • -участвовать в конкурсах.
  • Задачи познавательно-речевой деятельности детей:
  • -формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
  • -создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
  • — помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
  • — обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
  • • Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций.
  • • Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты.
  • • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.
Сроки (начало- окончание) Содержание деятельности Форма предоставления результатов
В течение года Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.
Сентябрь
  1. -Организовать консультацию для родителей.
  2. -Оформить папку передвижку.
  3. -Организовать выставку поделок.
-Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет». -Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)». -Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.
Октябрь
  • -Провести открытое занятие.
  • -Опубликовать конспект интегрированного занятия в электронном СМИ.
  • -Организовать дидактические игры.
  1. -Открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел» 
  2. -Публикация в электронном СМИ «nsportal.ru» конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел» 
  3. -Организация дидактических игр:

1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. 2. Игра «Лягушка и лягушата» Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.

Ноябрь
  • -Оформить папку передвижку.
  • -Организовать дидактические игры.
  • — Организация дидактических игр.
  • -Публикация опыта работы в электронном СМИ.
  • -Участие в конкурсе рисунков «Осень»
-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса». -Организация дидактических игр: 1. «Поезд». Учить тебе произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). 2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей -Публикация в электронном СМИ «nsportal.ru» выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме «Возрастные особенности детей 2-3 лет» 
Декабрь
  1. -Оформить папку передвижку.
  2. -Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.
  3. -Участие во Всероссийском конкурсе.
-Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год». — Организация дидактических игр: 1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). 2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. -Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Осень, поздняя осень»
Январь
  • -Изготовить кормушки для птиц.
  • -Организовать дидактические игры.
  • -Беседа с родителями.
  • -Прослушивание аудиозаписей
-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых». -Организация дидактических игр: — «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт). -Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый) — «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И» Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

  1. -Беседа с родителями
  2. «Развитие связной речи детей в семье».
  3. Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.
Февраль
  •  -Оформить папку передвижку.
  • -Организовать дидактические игры.
  • -Опытно-исследовательская деятельность.
-Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы».

  1. -Организация дидактических игр:
  2. — «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:
  3. Пчелки в улье сидят
  4. И в окошко глядят.
  5. Погулять все захотели.
  6. Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
  7. — «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным. Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит  

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).

  • Опытно-исследовательская деятельность:
  • — «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

-«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя.

  1. Март
  2. -Создание в группе огорода на подоконнике.
  3. -Опытно-исследовательская деятельность.
  4. -Консультация для родителей.
  5. -Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

— Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Организация дидактических игр:

-«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

  • Апрель
  • — Экскурсии совместно с детьми.
  • -Оформить папку передвижку.
  • -Консультация для родителей
  • -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»
  • — Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».
  • -Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»
  • -Организация дидактических игр:

— «Пришла весна-красна». Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

  1. Май
  2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2015-2016 учебный год по экологическому воспитанию детей.
  3. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
  4. Литература:
  1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991
  3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  4. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. — М.: Аквариум, 1995
  6. Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

Отчет

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

 Основная задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков.

Для этого была проведена работа следующая работа:

Работа с детьми:

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, работа строилась по принципу «что вижу, то и познаю». Работа с детьми включала в себя:

  • — экскурсия «Экскурсия к цветущим деревьям»;
  • — чтение сказок и былей;
  • — изучение карточек с изображением животных, птиц, растений;
  • — прослушивание аудиозаписей с голосами животных и птиц, звуки природы;
  • -организация опытно-исследовательской деятельности;
  • — дидактические игры для знакомства со свойствами предметов;
  • — создание в группе огорода на подоконнике.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

Работа с родителями:

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Для родителей были проведены и организованы:

  1. -консультации и беседы на темы: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)», «Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Учим ребенка общаться», «Как учить стихи», «Развитие связной речи детей в семье».
  2. -папки-передвижки: «Весна», «Зимние игры и забавы», «Игры для детей по расширению словарного запаса», «Новый год».
  3. — участие в акциях: «Открытие птичьих столовых», «Очистим мир».
  4. — выставка поделок из природного материала.
  5. Самообразование:
  6. -изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
  7. -публикация в электронных СМИ опыта работы:
  8. 1.конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел»;
  9. 2.выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме «Возрастные особенности детей 2-3 лет» 
  10. — открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел»; 
  11. -участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Осень, поздняя осень»
  12. — Составлена картотека игр – экспериментов:

Игры: «Пришла весна-красна», «Животные и их детёныши», «Волшебный кубик», «Пчелы и медведь», «Зимующие птицы», Дидактические игры с кубиками и кирпичиками,  «Лошадка», «Купание куклы», «Накроем стол к чаю», «Поезд», «Чья мама? Чей малыш?», «Громко — тихо», «Лягушка и лягушата».

Опыты: «Шарики в стакане», «Игры с вертушками», «Таяние сосульки».

Источник: https://ig-galina.ucoz.net/load/samoobrazovanie/plan_po_samoobrazovaniju_pedagoga_razvitie_rechi_detej_posredstvom_oznakomlenija_s_okruzhajushhim_mirom/5-1-0-11

Ссылка на основную публикацию