Речь — это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5
года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления — это единый процесс.
Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи.
У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых.
Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.
Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.
Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.
Особенности речи полуторагодовалого ребенка
В 1,5 года в речи детей уже достаточно слов
(около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!». Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них .
Слова в активном словаре малыша — это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:
- названия и имена игрушек;
- имена родных;
- названия животных.
Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!
В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», — мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращения
или выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.
Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.
Как развивать речь полуторагодовалого малыша?
В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон». Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона.
Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором».
Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.
Когда малыш привыкнет играть в эту игру и
начнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.
Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года — приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых — это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.
Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками.
Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек.
Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.
Увлекательные игры для развития речи крохи
Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложить
поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».
А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.
Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.
Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок.
Ребенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».
Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая.
Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха).
Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.
Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша
Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именно
поэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.
Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.
Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.
Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.
Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года — это игры с кинетическим песком. Вместе с
малышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.
Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.
С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша.
Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки.
Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.
Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка — это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой.
Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки.
Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
Особенности развития речи у слабослышащих детей
Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом. Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способны
овладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети. Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.
В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут.
Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть.
С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.
Подведем итоги
Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.
- Малыши учатся говорить путем звукоподражания. Родители должны учить их воспроизводить звуки животных, машин, техники, пополняя словарь звукоподражаний крохи.
- Ребенок учится говорить благодаря дыхательным упражнениям. Родителям нужно заниматься с
детьми выдуванием мыльных пузырей, сдуванием шариков из ваты, задуванием свечей и так далее.
- Пальчиковая гимнастика, проводимая регулярно, улучшит речевые навыки крохи.
- Постоянное общение с крохой, описание всего, что приходится видеть и делать, обязательно положительным образом отразится на речевых навыках. Важно комментировать все действия крохи с настроением, вызывая у него интерес и позитивные эмоции.
- Читайте малышу книги, намеренно замолкая на последних строчках знакомых ему стихов, чтобы вызвать желание продолжить.
- Ставьте сценки с игрушками, распределяйте роли, побуждая ребенка говорить за героев.
- Занимайтесь развитием мелкой моторики рук детей, ведь это позитивным образом отразится и на развитии речи.
Источник
Источник: https://snovenie.ru/razvitie-rechi-rebenka-v-1-5-goda-s-chego-nachinat-zaniatiia-s-malyshom.html
Развитие речи ребенка в 1-1,5 года: как научить разговаривать, сколько слов должен знать
Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 1,5 года ребенок уже задает вопросы на своем собственном… Каждый родитель должен знать особенности…
[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]
Ребенок в полтора года – настоящий исследователь. Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 18 месяцев ваш непоседа уже задает вопросы на своем собственном языке. И для того, чтобы научить малыша скорее говорить, каждый родитель должен знать особенности развития ребенка этого возраста.
Если ваше чадо в семье уже не первое, то опыт определенно есть. Но возможно несколько советов и толика новых знаний помогут научить ребенка разговаривать быстрее.
Вопрос первый – нужен ли вам вундеркинд?
Все без исключения родители уверены, что их ребенок особенный. Оно и понятно — ведь на свете другого такого нет и никогда не будет.
А вот воплощать свои несбывшиеся мечты за счет любимого карапуза не стоит. У него свои желания, капризы и мечты.
Ведь именно в этом возрасте вы закладываете фундамент будущей жизни ребенка, как бы странно это ни звучало для родителей полуторагодовалых малышей.
Сейчас все большей популярности набирает тенденция раннего обучения ребенка иностранным языкам. Взрослые стараются научить малыша в 18 месяцев английским, немецким, французским словам. Нужно ли это делать и оправданы ли усилия? Однозначный ответ – в полтора года категорически нет.
Ваш ребенок только начинает познавать мир. Ему и родной язык еще как иностранный для вас. Он учиться разговаривать на том языке, который слышит вокруг себя повсеместно: дома, в магазине, на прогулке.
Кроме того, исследования детских психологов показали, что учить малыша в 18 месяцев иностранным языкам — тормозить его речевое развитие. Мозг еще не может воспринимать такое количество новой информации, создавать стойкие нейронные связи.
Тематический материал:
Вопрос второй – первые слова
Ребенок в возрасте от 9 месяцев и до 1 года и 2 месяцев обычно начинает активно ходить. Именно в это время появляются первые слова, первая схематическая речь. До года это существительные, обозначающие тех людей (в некоторых случаях и предметы) которые постоянно окружают малыша: мама, папа, дядя, тетя, баба, деда.
Причем карапуз говорит слова, которые заканчиваются на гласную – ему так легче. Звукоподражетельные: ав-ав (собачка), му (корова) и так далее, тоже получаются весьма легко.
Иногда слова имеют очень замысловатую форму и состоят из части слова, обозначающего предмет. Например «бака» — собака, «ися» — киска. Если это не просто набор звуков, а осмысленное слово, оно будет повторяться каждый раз, как только малыш увидит то, о чем говорит.
Проследите за тем, какие именно слова любит ваш ребенок. Есть категория детей, которые предпочитают существительные – это (по последним психологическим исследованиям) говорит о том, что у карапуза будет аналитический склад ума с уклоном в гуманитарную сторону.
Если же малыш предпочитает слова, обозначающие действие: дай, уйди – будет человек деятельный, активный, с техническим складом ума. Сколько в этом правды – увидите сами.
Зачастую дети обобщают под одно слово несколько предметов, причем совершенно далеких друг от друга. Например «ням-ням» может означать как желание покушать, так и еду или жующего человека. Важно, чтобы такие слова сопровождались жестами. Значит, ребенок осмысленно говорит и понимает сам свои слова, стараясь обратить ваше внимание.
На вопрос: «Сколько слов должен говорить ребенок в 1.5 года» мнения специалистов значительно разняться. В среднем словарный запас должен составлять около 30-40 слов, включая краткие или схематические слова.
Вопрос третий – что делать с «Ы»?
В 10-11 месяцев ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Он пытается вас спросить о том, что его интересует. А делает он это, тыкая пальчиком в заинтересовавший предмет и произнося «Ы!» — такая у него сейчас речь!
Ни в коем случае не запрещайте ему это делать. Он должен знать о том, что привлекло его внимание как можно больше. Именно с таких вопросов и ваших ответов и начинается развитие осмысленной речи.
Отвечайте на вопрос обстоятельно, а не односложно. Например: «Это большая машина. Она делает как?» и вместе с малышом воспроизведите звук бибикающей машины. И так со всеми предметами, на которые ребенок обратил внимание. Ваше чадо делает первые открытия в своей жизни – оказывается каждый предмет имеет свое название и каждое слово имеет свой смысл.
Таким образом, вы формируете пассивный словарь (слова, которые малыш понимает, но пока не говорит). При правильно развитии речевых навыков очень скоро эти слова из пассивного перекочуют в активный и вы услышите их из уст своего чада.
Это важно:
Вопрос четвертый – что нам делать?
Чтобы правильно развить речь у 1.5 годовалого малыша, родителям нужно запастись терпением и не только учить свое чадо, но и самим учиться вместе с ним.
Не переставайте разговаривать, объясняя суть простых вещей. Ребенок должен получать ответы на все свои вопросы. Причем ответ должен быть не только вербализирован, но и сопровожден действием. Так скорее и эффективнее проходит развитие речи.
Например, на прогулке не только покажите дерево или кустик, а дайте потрогать кору или сорвите листик. Маленький человечек должен ощутить еще и тактильно то, о чем вы говорите.
Дома самым интересным местом всегда была кухня или родительская спальня, где много всяких непонятных вещей, которые почему-то нельзя трогать. Но учить малыша с помощью слова «Нельзя» в таком возрасте не совсем целесообразно.
- Уберите с глаз предметы, которые могут принести вред малышу. В 11-14 месяцев слова запрета не воспринимаются, а лишь приводят к истерике.
- Выберите самые безопасные вещи и продемонстрируйте их в действии. Например, расческой проведите по волосам малыша и дайте ему самому это сделать как себе, так и вам.
- На кухне малыш должен видеть процесс приготовления ему самой простой кашки из молока. Налейте его в чашку или кастрюльку и покажите. Не бойтесь поднести его рученку к горячей посудине, но очень аккуратно – он почувствует неприятные ощущения и никогда не будет так больше делать.
- Вербализуйте все свои действия, которые вы проводите в присутствии ребенка и по возможности приобщайте его к ним. Уборка пылесосом, веником или тряпочкой поможет понять не только сам процесс, но и незнакомые слова.
- Никогда не разговаривайте с малышом на его «тарабарском» языке. Вы должны научить правильно говорить слова на своем примере.
После года начинайте учить делать обобщения. Это первый этап становления абстрактного мышления. И в это раз нам никуда не продвинуться без проделывания определенных манипуляций с предметами.
Например, кастрюля – покажите ее малышу, дайте потрогать, попросите открыть и закрыть крышку, перенести со стула на стол, поставить на место. Покажите все кастрюли, которые есть на кухне. После таких манипуляций ребенок сможет кастрюлю узнать из сотни других предметов.
Вопрос пятый – используем народное творчество
Еще со времен своего детства мы помним, как бабушки пели напевные колыбельные или читали нам забавные стишки, которые до сих пор «сидят» в памяти. Не знаете почему? Да потому, что все эти песенки и прибаутки сопровождались определенным действием или ритуалом.
Пойте малышу колыбельные, когда он засыпает. Затем сыграйте с ним в ролевую игру: пусть он уложит спать куклу, котика, собачку (любимую игрушку) и напевайте вместе с ним эту печенку. Развитие речи, мелодики голоса и его интонативности будет проходить очень хорошо.
- Рассказывайте забавные считалочки или потешки, сопровождая их движениями:
- Выкую сапожки на Мишкины ножки
- Кую-кую сапожок, и по пяточке разок!
- Пальчики считаем – большими вырастаем
При этом делайте массаж ножек малышку, имитирую слова песенки. Постарайтесь учить ребенка повторять все движения за вами.
Поиграйте в «Сороку-ворону», задействуя каждый пальчик, ладошку, запястье, локоток, плечико. Так вы научите ребенка не только разговаривать, но и добьетесь развития знаний о собственном теле.
Вопрос шестой – развиваем разговор фразами
От года и 3 месяцев до года и 6-7 месяцев ребенок должен разговаривать простыми односложными фразами. У девочек этот процесс происходит, как правило, на несколько месяцев раньше, нежели у мальчиков.
Сколько нужно развивать такое умение у ребенка – вопрос сугубо индивидуальный. Но развитие такой речевой активности должно происходить при непосредственном воздействии взрослого.
Обычно малыш говорит слово, которое обозначает и предмет, и действие одновременно. Например «мама» может означать «Вот мама», «Мама, дай» или любое другое.
Услышав такое слово, постарайтесь выяснить, чего же именно хочет ваше чадо. Выполняйте действие и комментируйте его вслух. После этого попросите вашего малыша повторить то же самое. Слова, подкрепленные действием, лучше запоминаются.
Вопрос седьмой – придумываем сказки и в них играем
Это могут быть не обязательно сказки, но и просто сюжетные игры, которые малыши в возрасте от года до 16 месяцев часто придумывают и заставляют играть в них взрослых. Вот тут то родитель должен контролировать развитие речи и учить через игру.
Например, садимся кушать и садим рядом куклу. Мама кормит кроху, а кроха кормит куклу. Затем вместе идем спать и поем колыбельную. Встаем и идем умываться тоже вместе. Пусть игрушка станет похожей на чучело, но зато выполнит свою «высокую» миссию – поможет вам учить маленького человечка разговаривать.
Именно в 1.3-1-8 года приходит время игр с простыми предметами:
- кубики складываем в башенку или делаем из них дорогу;
- разноцветные шарики закидываем в разноцветные ведерки;
- более сложная игра – подбираем фигуры по форме и укладываем их в соответствующие прорези;
- еще сложнее – подбираем цвета этих фигурок.
Такие игры помогают научить ребенка как говорить, так и ориентироваться в пространстве.
Полезный материал: Логические блоки Дьенеша
Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?
Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.
Самый простой способ, который подходит для малышей в 11-12 месяцев, как первый опыт тактильного познания мира путем эксперимента.
Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.
Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.
С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.
- Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
- Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
- Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
- Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.
Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.
Источник: http://RearChildren.ru/doshkolnik/odin-god/razvitie-rechi-rebenka-v-1-5-goda/
Речевое развитие детей 1,5-2 лет
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи».
Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет
Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей.
Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе.
Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения
Пример:
- Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
- «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.
В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью.
Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте.
Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.
Звукопроизношение
Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:
в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.
в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК
в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.
- Ряд твердых согласных заменяется мягкими.
- Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).
- Словарь
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша.
Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подойди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной.
Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
Вот данные о развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
- к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
- к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
- к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
- к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).
Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
Грамматический строй речи
Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Понимание речи:
- в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;
- к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;
После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».
Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.
P.s. Вы можете самостоятельно провести диагностику речи вашего ребенка под руководством Елены Барышевой. Диагностика будет проходить в течение 5 дней в виде игр с малышом. Пройдя диагностическую неделю Вы сможете определить уровень:
- — понимания речи у ребенка,
- — развития артикуляционной и мелкой моторики,
- — слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.
- Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.
- Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!
Принять участие в диагностической неделе «Как говорит мой малыш»!
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Источник: http://deti-burg.ru/razvitie-i-korrektsiya-rechi/razvitie-rechi-detey-ot-1-5-do-2-let
Речь ребенка в 1,5 года
Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.
Что должен говорить ребенок в 1,5 года?
Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня».
Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее).
Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» – Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)
В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас.
В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком.
Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).
Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи – характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).
Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка – например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» – улица, «поси на уицу» – пошли на улицу).
Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма
- Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:
- 1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.
- 2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов
Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному.
Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.
Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:
- Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
- Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
- Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
- Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
- Из какого количества слов малыш строит предложение?
- Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, – одним словом, играя.
Развиваем речь ребенка 1,5-2 лет: рекомендации
- Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
- Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
- В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
- Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
- Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
- Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.
Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!
Источник: https://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-1-5-goda/
Упражнения для развития речи ребенка
С первых дней жизни у ребенка формируется развитие речи. Все, что он видит вокруг себя, кто с ним общается, на каком языке говорят – все это формирует речь ребенка. Подражая нам, он учится говорить.
Поэтому очень важно следить за произношением, четко и ясно выговаривать слова при ребенке. Порой умиляясь, взрослые начинают «коверкать» свою речь.
Родители думают, что говорят на «детском языке», что так ребенок «лучше» будет воспринимать информацию. Этого допускать нельзя.
Независимо от возраста ребенка, наша речь по отношению к нему должна быть грамотной и хорошо сформулированной. Общаясь с ребенком, старайтесь не употреблять слов в уменьшительно-ласкательном наклонении. Восприятие малышом внешнего мира идет от его родных и близких. Ребенок – это наше отражение.
Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Для этого следует проводить специальные упражнения. Эти упражнения связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания, правильной постановки языка.
Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.
Упражнения для развития речи ребенка до года
Еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления.
Мир развивающих игр для детей велик и разнообразен, но нельзя полагаться исключительно на игрушки. Конечно, такие игрушки, как ходунки с мигающими и поющими предметами облегчают жизнь мам, но злоупотреблять ими не стоит. Подобные игры не рассчитаны на самообразование.
Для правильного и своевременного формирования речи необходим близкий контакт матери и ребенка. Во время кормления, пеленания, купания, массажа ребенок всегда должен слышать ласковый и заботливый голос мамы.
Помимо общения, необходимо проводить специальные упражнения для развития речи:
- Самое главное в формировании речи, как уже было сказано, это общение матери с ребенком. Но речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Искажение слов и их произношение в уменьшительно-ласкательном варианте нежелательно. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их.
- С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Логопеды неспроста говорят, что язык находится на кончиках пальцев. Действительно, на кончиках пальцев проходят нервные окончания, которые формируют мелкую моторику, а ее развитие способствует формированию мышления у ребенка. Поэтому во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Нужно хорошенько массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком. Делать это нужно несколько раз в день при пеленании или смене подгузника.
- Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи различной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами различной формы. В положении лежа малыш свободно дотягивается до них и с интересом рассматривает.
- Ближе к году с малышом можно начинать проводить артикуляционную гимнастику: растягивание губ в улыбку, сжимание губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 год и 2 года тоже будут весьма полезны.
Упражнения для ребенка в 1 год и 2 года
В год ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, пусть простые и не всегда понятные, но осмысленные. Для многих родителей дети в раннем возрасте кажутся несмышлеными и ничего не понимающими – это большое заблуждение.
Наши дети гораздо больше понимают и запоминают какие-либо события. У ребенка формируется речевое и интеллектуальное развитие. Если к году ребенок знает примерно около 10 слов, то к двум годам у него в запасе около 200–300 слов.
К трем годам ребенок может четко выстраивать слова в предложения и уместно ими пользоваться. Ребенок к трем годам понимает сюжет сказки, рассказа и может задавать дополнительные вопросы. В 1 год и в 2 года упражнения для развития речи заключаются в массаже, артикуляционной гимнастике и развитии мелкой моторики ребенка.
Наряду с изучением предметов разной фактуры в 2 года можно проводить с ребенком занятия по лепке из пластилина или глины. Можно показывать кукольные (пальчиковые) спектакли и привлекать к участию ребенка.
Также рекомендуется проводить разнообразные игровые занятия, такие как рисование пальчиковыми красками. Эти занятия очень хорошо сказываются на восприятии окружающего мира ребенка и развивают в нем навыки рисования. Начинать их можно с простых отпечатков рук.
Следующим этапом рисования будет карандаш или фломастер. Позже родители могут научить ребенка рисовать красками и кистью.
Необходимо помнить: насколько бы далеко не ушел век компьютерных технологий, как бы вам не облегчали жизнь видеокурсы по развитию детей, прямой контакт с родителями не заменит даже самой передовой технологии.
Для развития речи в 2 года упражнение «пирамидка» может быть гораздо эффективнее, чем компьютерная игра. При построении пирамиды ребенок узнает, что значит «дай», «маленькое колечко и большое», и сам участвует в этом.
Не ленитесь, почаще участвуйте в играх с детьми и результат не заставит долго себя ждать.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры хороши как упражнения для развития речи ребенка в 3 года. В этом возрасте ребенок может осознанно пересказывать происходящее и воспринимать информацию полноценно.
Пальчиковые игры нравятся детям, они помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений и мелкую моторику, активизировать память и мышление, речевые навыки, творческое воображение и внимание. Прежде чем разучить с малышом пальчиковые игры, вам необходимо сначала самим освоить их.
Такие упражнения помогут ему в дальнейшем легче включиться в процесс школьного обучения и, в частности, быстрее овладеть навыками письма.
Источник: https://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-rebenka.php