Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий

Подобная ситуация может повториться и дома, где среда обычно сильно отличается от среды в детской группе. У родителей нет ни возможности, ни необходимости покупать такое количество материалов, какое присутствует в классе.

Мамы и папы приобретают материалы и игрушки, которые подходят ребёнку именно сейчас, в нынешнем возрасте, но что делать, если детей несколько? Если у детей разница всего в 1–2 года, этот вопрос не встаёт так остро, но если разница у детей в три или даже шесть лет? Как организовать среду, чтобы дети занимались и играли вместе?

Даже при достаточно большой разнице в возрасте для детей будет полезно совместно заниматься некоторыми делами.

  1. Упражнения практической жизни.

Такие упражнения являются основными для детей от двух до четырёх лет, но их могут выполнять и старшие дети, немного усложняя. Организовать подобные общие занятия проще всего – предложите детям выполнение любых повседневных дел.

Для начала не забудьте обучить малышей основам: как правильно носить стул и ставить его тихо, как использовать скамеечку, если малыш не достает до чего-то, как аккуратно переносить предметы (используя поднос, если предметов несколько), как наливать воду (всегда держа сосуд двумя руками). Эти упражнения вам придётся показать младшему ребенку индивидуально, или вы можете попросить старшего научить малыша.

  • Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий
  • Вы можете предложить детям вместе:
  • – Готовить.
  • Младший: моет и чистит руками овощи, фрукты, яйца, режет мягкие фрукты и овощи, намазывает хлеб мягким маслом или сыром, взбивает яйца, выжимает апельсиновый сок, заваривает травяной чай, накрывает на стол.
  • Старший: помогает младшему, записывает и читает рецепты, чистит овощи ножом, режет твёрдые продукты, пользуется при помощи взрослых бытовой техникой: духовкой, плитой, чайником.
  • – Убирать за собой.
  • Младший: смахивает крошки со стола, моет тряпочку, помогает мыть стол, пытается подметать пол.
  • Старший: помогает младшему собрать крошки в совок (такая помощь лучше воспринимается малышами, чем помощь взрослого), моет пол, стол.
  • – Чистить ботинки (этим могут заниматься дети любого возраста).

– Мыть посуду. Старшие дети могут ополаскивать посуду, следить, чтобы не оставалось следов моющих средств.

– Стирать. Старшие помогают полоскать, проверяют, не остаётся ли мыло.

– Одеваться. Старшие помогают младшим, показывают, как надеть тот или иной предмет одежды.

Узнать, как одевание делает ребёнка самостоятельным.

  1. Занятия с крупами и водой.

Занятия с крупами и водой обычно нравятся детям любого возраста. Они прекрасно развивают моторику, снимают возможный стресс и тревожность.

Младший ребёнок может заниматься простыми пересыпаниями и переливаниями с множеством сосудов. Старшие дети могут показывать младшим как пересыпать ложкой, половником, перекладывать щипцами, переливать через воронку, использовать шприц и пипетку. Для этого лучше взять большой таз или миску, наполненную водой или крупой.

  1. Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий
  2. Дети также могут:
  3. – Вместе вылавливать игрушки или шарики из таза с водой.
  4. – Взбивать мыльную пену – у каждого ребёнка должен быть свой венчик для взбивания.
  5. – Играть с сенсорной коробочкой (коробочка должна быть достаточно большая, чтобы детям было удобно играть вместе).
  6. – Искать в крупе мелкие предметы.
  7. – Просеивать крупу через сито – у каждого ребёнка должно быть своё сито.
  8. Переливания и игры с водой 
  1. Развитие моторики, подготовка руки к письму.

Развитие моторики очень важно для детей с двух лет. Занятия для двухлетнего будут отличаться от занятий ребёнка, который уже учится писать, но всё же многие материалы подходят для детей всех возрастов.

  • Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий
  • Вот чем дети могут заниматься вместе:
  • – Вырезание ножницами.

Младшие дети уже с полутора лет учатся резать ножницами. Заготовьте полоски бумаги, чтобы малыш разрезал их на квадратики. Старший ребёнок пусть вырезает по более сложному контуру геометрические фигуры или картинки. Фигуры можно наклеивать на листы бумаги, что тоже обычно нравится как старшим детям, так и малышам.

– Нанизывание на нитку.

Младшим предложите толстую нить с большой пластмассовой иголкой и большие деревянные бусины (существует множество таких наборов для малышей). Старшие могут делать бусы и браслеты из всё более тонких нитей и мелких бусин, вплоть до нанизывания бисера на леску.

– Выкалывание.

Малышам нравится выкалывать фигуры на бумаге! Нарисуйте простую фигуру, расставьте карандашом точки по её периметру (на расстоянии примерно 1 см друг от друга), дайте ребёнку старую ручку без чернил и предложите выкалывать по точкам. Старшие дети также могут заниматься выкалыванием, только контур должен быть гораздо сложнее (а ещё ребёнок может сделать рисунок для выкалывания самостоятельно).

– Вышивание.

Вышивать могут дети с полутора–двух лет, особенно, если видят иголку с ниткой у старшего ребёнка. Для малышей выберите большую пластмассовую иголку и предложите им вышивать по уже выколотым по линии точкам на картоне. Старшим детям понравится вышивание на бумаге, ткани, пяльцах.

– Рисунки и письмо на манке.

Когда старший ребёнок начнёт изучать буквы, приготовьте ему песок с манкой, где бы он мог тренироваться в написании, легко исправляя неудавшиеся буквы. Малышу тоже сделайте подобный поднос, и он с удовольствием будет рисовать и чертить линии, тренируя свои пальчики.

  1. – Рисунки и письмо мелом на доске.
  2. Дети с удовольствием будут вместе использовать доску: старший – пробовать писать буквы и фразы, младший – рисовать и чертить фигуры.
  3. Подготовка руки к письму в системе Монтессори
  1. Сенсорное развитие и введение в математику.

Сензитивный период сенсорного развития детей продолжается до пяти лет, однако и после этого развитие органов чувств не прекращается, хотя и перестаёт быть приоритетным. Поэтому многие занятия сенсорной зоны с удовольствием выполняют и старшие дети. Некоторые занятия в сенсорике для старших детей можно заменить занятиями в математике.

  • Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий
  • Вот что вы можете предложить обоим детям:
  • – Волшебный мешочек.

Любимая игра детей, в которой несколько предметов кладут в небольшой мешок и достают их из него, пытаясь на ощупь определить, что же это такое. Эта игра для детей с четырёх лет, но малышам очень понравится просто трогать предметы в мешочке, а потом рассматривать их. Поэтому вы можете играть все вместе, не настаивая, чтобы малыш угадывал и называл предметы.

  1. – Музыкальные игры.
  2. Любые музыкальные игры подходят для всех возрастов, а раннее обучение музыке способствует не только развитию слуха, но и общему развитию ребёнка.
  3. – Упражнения на развитие обоняния, вкуса.

Мария Монтессори говорила, что лучший способ развить вкус и обоняние – это хороший обед. С самого раннего возраста учите ребёнка пробовать разные новые вкусы, готовить вместе с вами, бережно относиться к еде.

– Упражнения в сортировке и в подборе пар.

Упражнения в сортировке или подборе пар (сортировка природных материалов, разных предметов, сортировка на твёрдое и мягкое, тяжёлое и лёгкое и т. п.

) старшие дети могут проводить с завязанными глазами, что значительно усложняет задачу.

Малыши же могут работать с открытыми глазами, хотя иногда они всё же просят завязать глаза и им – вы можете предложить им попробовать, однако маленькие дети обычно быстро теряют к этому интерес.

Маленькие дети любят сортировать предметы: особенный интерес к процессу появляется в 2–3 года.

Обязательно предлагайте малышам различные сортировки именно в этом возрасте (кстати, дети как раз начинают изучать цвета, поэтому сортировки в цветах становятся основными).

Старших детей такие сортировки уже не увлекут, однако любые предметы для сортировок старшие дети могут считать. Пока малыши раскладывают кружки на красные и синие, старшему можно предложить положить в одну коробочку 10 красных кружков, а в другую – 8 синих.

– Работа с розовой башней, коричневой лестницей и материалами, заменяющими их в домашних условиях.

Малышам можно предлагать классическую работу в построении башни или лестницы от большего к меньшему. Старшим детям – различные упражнения. Вы можете предложить построить башню по образцу или самим, соблюдая гармоничную последовательность.

  • Простая математика: коробочка по имени Десять
  • Совместные занятия творчеством для детей разных возрастов организовать не сложно. Дети могут вместе:
  • – Рисовать.

Для малышей лучше использовать большие листы и предлагать рисовать на легко моющейся поверхности. Стоит начинать с пальчиковых красок и штампов, которые можно сделать самим из половинки картошки. Старшие, обычно уже привыкшие рисовать карандашами и красками, с удовольствием поучаствуют в рисовании пальцами или штампами: это разнообразит их творчество.

– Клеить.

Дайте малышу клей-карандаш и кусочки цветной бумаги или ваты – такое занятие развлечет его надолго. Старший ребёнок может делать в это время аппликацию: клеить кусочки цветной бумаги на рисунок-заготовку.

– Лепить из пластилина.

Младшие дети учатся отрывать кусочки пластилина и приклеивать их на бумагу, например, на заготовку в виде мухомора или божьей коровки, делать колбаски и шарики, раскатывать пластилин и вырезать формочками.

Старшие дети делают полноценные поделки: фигурки или картины из пластилина на заготовках. Отличный вариант – лепка из солёного теста. Этот экологичный вариант лепки лучше подойдёт для совсем маленьких детей.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий

– Создавать поделки из природных материалов.

Если вы решили сделать со старшим ребёнком поделку из шишек, ракушек, жёлудей, но боитесь, что малышу будет это не под силу, предложите младшему покрасить материалы гуашью. Непривычная работа с красками обычно надолго развлекает малышей, пока старший ребёнок спокойно делает поделку.

Природные материалы в Монтессори-педагогике

Что же делать, если младшему ребёнку ещё нет и полутора лет? Ведь тогда он обычно упражняется на коврике на полу: оттачивает движения, учится держать головку, ползать, сидеть, пока старший занимается своими делами. Однако даже для таких случаев мы предлагаем вам несколько идей занятий вместе с совсем крохотными малышами:

– Сенсорные игры: мешочки или ткани.

Предложите детям парные мешочки, наполненные различными крупами, или кусочки разной ткани. Старший будет искать пары, а малыш просто ощупывать мешочки.

  1. – Игры с водой: переливания.
  2. Игры в ванной с переливанием доступны детям с момента, когда они научатся самостоятельно сидеть.
  3. Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий
  4. – Музыкальные игры: песенки и потешки.

Музыкой можно заниматься с самого рождения. Малыш с удовольствием поучаствует во всех ваших музыкальных играх вместе со старшим ребёнком.

– Коробочки с сокровищами.

Коробочки с сокровищами – основной материал для детей от шести месяцев – это коробочки или корзинки с несколькими предметами окружающей среды, которые малыш может рассматривать и изучать.

Старшим же детям будет интересно подбирать подходящие для коробочки предметы.

Если старшему ребенку 2–3 года, то с помощью таких коробочек вы можете увеличивать его словарный запас, вводя новые слова трёхступенчатым уроком.

Сенсорные и волшебные коробочки для детей до шести лет

– Самодельные мобили и игрушки.

Предлагайте старшим детям самостоятельно делать подарки-игрушки для малыша. Старшие дети легко сделают мобили из бумаги или солёного теста, а совсем взрослые братья и сестры помогут вам сшить сенсорные мешочки или сделать сенсорный коврик.

Источник: https://mchildren.ru/idei-sovmestnyh-zanyatij-s-detmi-raznogo-vozrasta/

Как увлечь разновозрастных детей?

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Я очень часто получаю от вас вопрос о том, как заниматься сразу с несколькими детьми разного возраста. Так как я могу рассказать вам об этом только в теории, то я постаралась найти маму, которая имеет опыт таких игр. Знакомьтесь, Анна Игнатеня, автор блога «Весёлые будни» и мама троих очаровательных детей.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в 1 5 года: с чего начинать занятия с малышом

Наверное, каждая мама, у которой больше одного ребенка, задается когда-либо этим вопросом. Ведь это так удобно, если дети играют вместе, если можно провести игры-занятия сразу с двумя-тремя (и более) детками. Да, мама одна, и времени у нее в сутках как было 24 часа, так и осталось, а количество деток растет, иногда значительно.

  Я часто слышу вопрос, как мне удается увлечь игрой одновременно детей разного возраста? Для меня этот вопрос был архиважным, ведь между старшими разнополыми детьми разница в 6 лет. А я мечтала, очень желала, чтобы дочка и сын стали настоящими друзьями. Позже родился наш младшенький.

С сестрой у него разница в 8,5 лет, а с братом 2 года и 3 месяца. И вот эту разношерстную компанию хотелось держать вместе: чтобы и игры, и развлечения, и занятия, и чтение, и дружба.  И мне удалось.

Не всегда все гладко, есть и ссоры, и разные интересы, и самостоятельные игры, и личное время у каждого, но мои дети играют вместе, праздники общие, даже тематические занятия. А с чего все начиналось?

Самые первые правила были с рождения. Правила не для детей, а для мамы.

Первое правило, в котором я уверена на все 100%: старшему ребенку мама нужнее, чем новорожденному.

Очень часто при рождении младшенького, мама окунается в заботы о младенце, а старший ребенок предоставлен сам себе, или заботу о нем берут другие родственники – папа, бабушка. Я считаю, что такую ошибку ни в коем случае нельзя совершать.

  Самая частая картина, которую можно было застать в первый год после рождения второго ребенка у нас дома, — это мама вместе со старшей дочкой играет или занимается, а малыш в слинге с нами вместе, в шезлонге или на одеяле, позже в ходунках или просто ползает рядом. Мы были вместе.

Причем занятия в основном были ориентированы на старшую дочку. С малышом я занималась и играла между делом, когда дочка была в школе.

Правило второе: старшего ребенка нужно привлекать к уходу за малышом.

Чем старше ребенок, тем больше ему можно доверить. Моя шестилетняя дочка присматривала за крохой, играла с погремушками, переодевала подгузники. Даже на ручки иногда брала. Когда пошел прикорм – кормила. Но никогда я не настаивала. Всегда предлагала и разрешала, если дочка хотела, но никогда не требовала.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятийПравило третье: все, что можно делать вместе, нужно делать вместе.

Купаться, гулять, играть, читать. Когда Артур был еще маленьким, я брала его на ручки или клала в шезлонг и шла укладывать спать дочку. Я читала детям книги, а они слушали и засыпали. Когда сын стал купаться в большой ванной в стульчике, я позволила детишкам купаться вместе. В школу за дочкой я шла вместе с Артуром, на прогулке малыш был в коляске, а Эллинка на роликах возила малыша.

Правило четвертое: жизнь старшего ребенка не должна стать менее активной и интересной, чем раньше.

Эллина посещала кружки, мы много гуляли, устраивали праздники и приглашали друзей, ездили на выставки и мастер-классы. И все это время рядом с нами был Артур.

Чем старше становился малыш, тем интереснее с ним было играть и общаться старшей дочке, она все время стремилась его чему-то научить, а я не препятствовала.

Мы никогда не делили игрушки – это твои, а это сестры. Нет, конечно, у старшей дочки были личные вещи, но они просто лежали так, чтобы малыши не могли их взять, никогда я не говорила: «Это Эллинкино, не трогай!» Мы просто убирали подальше. Дочка в силу возраста большинство малышковых игрушек брала в руки только для того, чтобы поиграть с братишками.

Между мальчиками все же больше соперничества, конечно, подарки лично каждому мы делаем, и дети имеют право на первоочередное пользование ими.

Но, как правило, через недельку-другую игрушки становятся сами собой общими, и соперничество уже выглядит иначе: не мое, а я первый взял.

В то же время и у сыновей есть только их любимые игрушки, которые сохраняют свой статус «личное», но чаще всего мальчики спокойно дают друг другу пользоваться этими игрушками.

Все эти правила привели к тому, что дети научились быть вместе. Это был первый шаг на пути к совместным занятиям и играм. Дальше – дело техники. Конечно, в каждом возрасте свои потребности. Если малышу нужно трясти погремушкой, то ребенку постарше интересно построить башню из кубиков, а младшему школьнику интересно поиграть в настольную игру.  Что делать?

Под аккомпанемент погремушки строить башню посреди игрового поля, вокруг которого «бегают» фишки. Конечно, это слегка утрированно, но именно терпимости к младшим я в первую очередь училась сама и учила детей.

А дальше обратила внимание на то, что каждый малыш тянется к старшему ближайшему по возрасту, а каждый старший любит быть наставником и покровителем. Именно это я взяла за основу в совместных занятиях с детьми.

Чаще всего игры и задания в первую очередь ориентированы на среднего ребенка. Если детей двое, то сначала на старшего, а потом по очереди – то на малыша, то на более взрослого. Чтобы младший и старший не заскучали, всегда готовлю игру так, чтобы поучаствовать могли все, с учетом их особенностей. Есть игры, которые одинаково нравятся всем детям.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятийСенсорные игры.

Если вы думаете, что в 10 лет уже не интересно копаться в песке, то вы ошибаетесь. Помять глину, слепить что-то из теста, построить мир в песочнице интересно всем детям без исключения, даже не только детям.

И если самый маленький будет просто копаться в этом самом песочке, средний построит гору-замок, а старший вылепит объемную фигуру. При этом дети играют рядом, старший помогает, младшие стараются повторять.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятийПодвижные игры.

Чем больше росли дети, тем больше подвижных игр проникало в нашу повседневную жизнь. Практически любую подвижную игру можно проводить с разновозрастными детками, малыши не всегда все успевают, но им можно и поддаться, сделать снисхождение иногда, а для того, чтобы не заскучал старший, существует мама, которая не даст расслабляться.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятийТворческие занятия.

С одними и теми же материалами дети рядом могут создавать различные работы, самым маленьким поможет мама, если нужно, а старшие сделают свое и сами. Когда дети научатся терпимости, то можно пробовать и совместные проекты, когда малыш творит, а старший все это обыгрывает так, чтобы получилось красиво. За одно и учится фантазировать.

Очень важно во всех занятиях отключить перфекционизм. Ведь самое важное – это общение, игра, процесс, а результат – это просто голая картинка, которая совершенно не важна детям до определенного возраста. Пусть лучше сами, вместе, но не так красиво, зато интересно и с пользой.

Я очень люблю проводить тематические занятия, чтобы целая серия игр на одну тему. Чем это удобно? Можно чередовать занятия по сложности, то одному интереснее, то другому, при этом тема изучается углубленно – со всех сторон.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий

Старшую дочку я часто прошу о помощи в проведении игр, она сама их готовит и иногда даже организовывает настоящие тематические дни. Для нее в этом тоже большое значение – сбор информации, умение ее адаптировать, новые знания, фантазия, организаторские способности – все развивается. А потом ребенок удовлетворяет свой наставнический интерес.

Очень удачны для совместных игр всевозможные квесты, потому что искать сюрпризы любят все, причем этапы можно тоже чередовать – трудные и легкие, чтобы каждый мог внести свою лепту. Малышам же и вовсе часто достаточно бегать за братом-сестрой, а потом радоваться сюрпризу.

Разный возраст детей очень удачно можно использовать в театральных играх, различных музыкальных постановках, концертах, когда каждый показывает что-то доступное ему. Малышу можно доверить роли без слов и незамысловатые танцы, а старшие дети могут и песни петь, и на музыкальных инструментах играть, и значительные роли на себя брать, а то и вовсе самостоятельно все организовывать.

Еще хорошо объединяет исследовательская работа. Различные опыты, наблюдения. Малыши часто подмечают намного больше, чем старшие детки, а школьники успешно ведут записи, делают дневники.

Развитие ребенка от года до двух лет: как получать удовольствие от совместных занятий

 Самое главное для увлекательного времяпровождения – быть вместе, поощрять все попытки малыша, и все старания старшего, упрощать и усложнять задания по мере необходимости. И всегда помнить – не важно, чем заниматься, не важно, какой видимый результат получится, главное, чтобы всем было весело и интересно.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.  Он-лайн школа «Учимся играя»

Источник: https://www.schoolearlystudy.ru/napravleniya-razvitiya/igryi-na-kazhdyiy-den/kak-uvlech-raznovozrastnyih-detey

Чем занять детей в 1-2 года: лучшие игры и развлечения для маленького ребенка

Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.

Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.

Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.

Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.

Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.

Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

  • Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.
  • В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.
  • Какие игры родители могут предложить малышу?
  1. Мыльные пузыри.

    Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.

  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев.

    Они гораздо экономнее дорогих альбомов.

  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку.

    Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!

  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно.

    Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.

  5. Чтение книг.

    Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д.

    Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.

  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч.

    Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.

  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом.

    Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.

  8. Кубики, матрешки, пирамидки.

    Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.

  9. Игры с крупами.

    Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.

  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми.

    На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.

  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.

Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры

Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.

Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?

  1. «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
  2. Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
  3. Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
  4. Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
  5. Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.

Несложно заметить, что многие вышеперечисленные игры помогают совершенствованию мелкой моторики, то есть в процесс задействованы ладошки, кисти рук и пальчики. Это очень важно для деток от года и старше, поскольку работа пальцев активизирует зоны, которые отвечают за речь.

Совместные и самостоятельные игры нужно чередовать, однако не стоит стараться занимать каждую свободную минуту детского времени. Разрешите своему чаду немного поскучать, «полодырничать» и дайте возможность самому придумать себе занятие. Готовые игры могут затормозить творческое развитие крохи и снизить его познавательную активность.

Источник: https://www.mapapama.ru/children/baby_dosug/chem-zanyat-detej-v-1-2-goda-luchshie-igry

Игровое время для малышей от 1 года до 2-х лет – Развитие ребенка

Когда ребенок начинает ходить, бегать и взбираться, время игр и развлечений становится для него новым и увлекательным опытом.

По мере улучшения физических способностей дети в возрасте от одного года до двух лет овладевают большим количеством новых навыков: они учатся разговаривать, играть в игры, общаться, заводить друзей и многое-многое другое.

При этом время, проводимое в играх, является для них очень важной частью развития.

  • Малыши старшего ясельного возраста (от одного года до трех лет) любят исследовать и трогать предметы. Родители могут стимулировать их любознательность, создавая дома безопасную среду, в которой им не придется постоянно одергивать ребенка и говорить ему «нет». Если вы уберете запретные предметы, сделав их недосягаемыми для вашего малыша, у вас будет меньше поводов для столкновений с ним. Открытые пространства также дают детям большие возможности узнавать окружающий мир, исследовать, делать открытия и прикасаться к новым, захватывающим предметам. Однако важно внимательно контролировать ребенка во дворе и на улице.
  • Малыши находятся в постоянном движении, испытывая свои новые навыки: ходьбу, бег, прыжки, умение пинать и бросать. Ежедневно уделяйте большое количество времени играм на свежем воздухе, чтобы ваш ребенок мог хорошо развивать эти навыки и быть активным.
  • Дети старшего ясельного возраста любят взбираться на что-либо. Безопасно развивать этот навык и получать удовольствие от свежего воздуха можно на ближайшей детской площадке или в парке. Игровые площадки при этом должны соответствовать возрасту и находиться в хорошем состоянии, иметь большое количество песка или другого безопасного покрытия, которое необходимо, чтобы смягчать падение. Когда ребенок использует игровое оборудование площадки, внимательно контролируйте его игры и оставайтесь в пределах досягаемости его руки.
  • Дети любят повторять то, что делают другие. Пусть ваш малыш помогает вам по дому и выполняет простые задания – собирает игрушки, складывает белье или подметает.
  • У малышей активно развивается воображение. К концу второго года жизни ваш малыш начнет интересоваться ролевыми или творческими играми. Он может использовать в них бытовые предметы или придумывать истории о своих машинках, поездах или куклах.
  • Не поддавайтесь искушению руководить играми ребенка. Сядьте и наблюдайте со стороны, и пусть он обращается к вам сам, когда ему это понадобится. Наблюдайте, ждите и изумляйтесь!

Игрушки для детей ясельного возраста

В этом возрасте игрушки становятся все более интересными, так как ваш малыш лучше справляется с ними.

Такие простые предметы, как кубики, плавающие зверушки для купания, ваши собственные кастрюли и сковородки или пустые пластиковые контейнеры, часто становятся лучшими игрушками для ребенка.

Малыши изучают устройство предметов и экспериментируют с причинно-следственными связями. Они также с увлечением измеряют и наполняют сосуды.

Ребенку не нужны дорогие и сложные игрушки. Вот какие игрушки безопасны и привлекательны для детей в этом возрасте:

  • Игрушки, которые можно толкать и тянуть за собой (на коротких шнурках).
  • Безопасные игрушки-каталки (машинки), которые ребенок приводит в движение своими ногами.
  • Простые куклы или мягкие игрушки, которых можно одевать, особенно с одеждой на липучках или кнопках (убедитесь, что в игрушках нет элементов, которые можно легко извлечь и проглотить).
  • Простые наборы паззлов из нескольких частей.
  • Строительные игрушки для малышей.
  • Большие картонные коробки с дверями и окнами, вырезанными для того, чтобы можно было на них взбираться и пролезать сквозь них.
  • Игрушки для складывания и раскладывания (пирамидки, формочки), большие пластиковые или деревянные ящики с отверстиями и кубиками соответствующих форм.
  • Большие мягкие мячи, чтобы можно было их бить и бросать.
  • Музыкальные игрушки, такие как барабан или маракасы.
  • Небольшого размера машинки, поезда или грузовики.
  • Подходящие ребенку по размеру веники и совки.
  • Шарфы для пряток, которые также можно использовать для укутывания куклы, танцев или в качестве плаща супергероя.
  • Игрушечные верстаки, кубики, телефоны.
  • Игрушки для воды и песочницы, такие как ведра, лопаты, грабли или сито.
  • Мыльные пузыри: надувать их, скорее всего, придется родителям, тем не менее, это простое занятие способствует развитию визуального слежения (ребенок следит, как пузырьки плывут по воздуху), причинно-следственных связей (хлопнул по нему и он лопнул!), а также навыков крупной моторики (ребенок преследует и ловит пузыри).
  • Искусство и речь
  • Дети старшего ясельного возраста получают удовольствие от простых занятий декоративно-прикладным искусством, таких как рисование на бумаге большими цветными карандашами, игра с пластилином или глиной, рисование мелом на доске или тротуаре, а также рисование красками и большими кистями.
  • Продолжайте использовать книги в играх и повседневных занятиях вашего малыша:
  • Книги должны быть доступными в разных местах вашего дома и находиться в пределах легкой досягаемости вашего малыша – на нижней полке или в корзине на полу.
  • Малыши получают удовольствие от книг с простыми рифмами и предсказуемым текстом, с небольшим количеством слов на каждой странице. (Книги о том, как нужно прощаться перед сном, помогают укладывать ребенка в постель.) Прочные тканевые и картонные книги, которые легко носить с собой, подходят для детей старшего ясельного возраста лучше всего.
  • По мере развития речевых навыков ваш малыш будет более активно участвовать в процессе рассказывания сказок. Когда вы ему читаете, указывайте на картинки и спрашивайте ребенка: «Что это?», дайте ему время, чтобы поразмыслить и найти ответ. Или же делайте паузы, прерываясь на середине предложения, и просите ребенка закончить его.

Музыка – важная и веселая часть игр. Приучайте детей хлопать, танцевать и подпевать. Обязательно пойте и танцуйте вместе с ними.

Насколько возможно, избегайте телевизора и других электронных средств массовой информации. Дети учатся лучше всего, взаимодействуя с людьми, а не с экраном.

  1. Детская дружба: совместные игры малышей
  2. В возрасте от одного года до 1,5 лет дети обычно начинают принимать участие в «параллельных играх», играя поблизости от других детей, но не вместе с ними; в 1,5 года и старше начинают в большей степени обращать внимание других детей и взаимодействовать с ними.
  3. Приглашение друга вашего ребенка к себе домой для совместных игр – это отличный способ развить социальные навыки вашего малыша и его умение делиться. Вот несколько советов о том, как превратить эти первые совместные игры в позитивный опыт:
  • Планируйте совместные игры на такое время суток, когда ваш малыш, вероятнее всего, будет в хорошем настроении, например, утром или сразу после сна.
  • Совместные игры по времени не должны длиться дольше одного часа. Сначала для совместных игр приглашайте друзей по одному.
  • Дети старшего ясельного возраста не умеют долго поддерживать концентрацию внимания. Планируйте лишь несколько интересных совместных занятий на короткий промежуток времени.
  • Малыши еще не умеют делиться. Уберите с глаз любимые игрушки вашего ребенка, чтобы уменьшить вероятность возникновения конфликта. Если любимых игрушек несколько, каждый ребенок может получить по одной.
  • Взрослым необходимо контролировать игры детей.
  • Не забудьте предложить полезные и вкусные закуски!

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/1214/

Играть с ребенком и получать удовольствие? | Азбука воспитания

Я играю с ребенком, чтобы он был счастлив и чтобы он хорошо развивался. Для этого можно и потрудиться. Какой же это труд? – усмехнется кто-то. А самый что ни на есть настоящий!

«Будьте сами и человеком, и младенцем для того, чтобы учить ребенка»
Владимир Одоевский

Моему сыну два с половиной года. Самая любимая его игра на сегодняшний день – это катание по полу машинок, постройка гаража и домиков. Занятие, на мой взгляд, прескучнейшее, повторяющееся изо дня в день. Но надо видеть с каким удовольствием он занимается этим, и с каким упорством и настойчивостью тянет меня за руку, в надежде, что я разделю с ним его затею.

Старшие братья выросли, погружены в учебу и им совершенно неинтересно заниматься детской чепухой, а мне деться некуда. Сначала я, конечно, пытаюсь увильнуть: подожди, сынок, только посуду домою. Ребенок ждет. Но после посуды маме, оказывается, надо еще почистить картошку.

А потом еще запустить стиральную машинку, подмести пол… Но тут терпение ребенка заканчивается: «Мама, мама, би-би, — чуть не плача, канючит он.

Я сдаюсь, сажусь на пол вместе с ним и скучным голосом говорю: и где же моя машина? Видели бы лицо ребенка в сей момент! Эти счастливые глаза! Он совершенно не понимает, что мама делает ему одолжение, что там, на кухне, непожаренные котлеты, там, в интернете, недочитанная статья, тут отложенный по телефону разговор… Он вручает мне сразу две машины! Би-би, би-би!!! Поехали!!!! Так, здесь у нас стоянка, а тут давай поставим светофор. Обязательно построим железную дорогу, вот шлагбаум, чтобы не столкнуться с поездом. А вот овощи, которые будет перевозить грузовик. Осень — пора собирать и возить урожай. Игра началась. Она длится недолго. Потом все машины едут в гараж. Спать. Устали они, пусть отдохнут, — объясняю я сыну. Наша игра длится от силы пятнадцать минут. И приносит столько радости ребенку!

Из институтского курса психологии, а больше из жизненного опыта, мне известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. И мы играем.

Сначала мы несколько месяцев учимся одевать колечки на пирамидку, потом строить башню из кубиков, собирать из разноцветных деталей паровоз, складывать пазлы, шнуровать… Потом подключаются машины, краны, конструктор… ребенок, кажется, не преследует в игре никакой цели, она просто приносит ему удовольствие.

А какая цель у мамы? Думаю, будет не плохо, если мама сформулирует ее так: я играю с ребенком, чтобы он был счастлив и чтобы он хорошо развивался. Для этого можно и потрудиться. Какой же это труд? – усмехнется кто-то.

А самый что ни на есть настоящий! Попробуйте взять себе за обязанность поиграть каждый день с ребенком в течение недели, и вопрос отпадет сам собой. Конечно, играть с утра до вечера с ребенком мама не может, но показывать, как можно играть, оставляя ребенку место для собственного игрового творчества, маме нужно обязательно. Ведь кто, кроме нее, научит, как надо действовать с этими интересными предметами?

Многие родители тяготятся игрой со своим ребенком и придумывают множество способов избежать игры как таковой. Лукавила и я.

Первому ребенку мы покупали много игрушек – откупались: новая игрушка занимает ребенка некоторое время и он может поиграть и сам, пока родители занимаются своими делами. Но это вариант не творческий. Не стоит заваливать ребенка игрушками.

Дети помнят игрушки из своего детства, если их мало. И еще: игрушки должны быть универсальными. Чем больше возможностей у игрушки «превратиться» в другой предмет, тем ценнее она для игры – кубики, мячики, палочки, стаканчики.

На самом деле ребенку нужны не столько игрушки, сколько игры. Им не так важно что, а важно как…

По собственному наблюдению знаю, что лучше всего дети играют самостоятельно, когда мама находится рядом, поэтому хорошо, если ваша коробка с игрушками будет легко транспортабельна и может легко переезжать в кухню и обратно, в комнату, следуя за маминым планом дня.

Со вторым сыном я увлеклась ранним развитием, мы рано начали читать, вырезали и клеили, это было интересней, чем просто играть. Но до сих пор у меня возникает ощущение, что я чего-то лишила своего ребенка…

И только с третьим я поняла, что с ребенком надо просто жить и находить во всем игру! Ведь даже обычное подметание полов можно превратить в игру и будет совсем нескучно! А собирать яблоки в саду? Только вчера мы с сыном делали это с большим удовольствием! А сегодня я вычитала на страничке одной замечательной мамы в интернете, как они собирала с дочками яблоки: « Собираем с девочками яблоки в саду. Яблонь много, и вот уже вторую осень мы причастны к этому богатому урожаю. В эту осень будем сушить, а потом угощать друзей и сами хрумкать.
Найдя в траве особенно большое и румяное яблоко, Ася говорит, будто это Яблочная Королева. Если попалось яблочко чуть меньше, но не менее румяное — Яблочная Принцесса. А самое большое и красное — конечно, Яблочный Король. Семейная иерархия соблюдена. Можно не волноваться…» (Александра Трофимова).

Ребенка не обязательно постоянно развлекать, ребенка нужно вовлекать в дело и делать это дело с удовольствием. Да, вместе с ним вы, возможно, будете развешивать выстиранное белье в два раза дольше, но все-таки вы его развесите, и дадите почувствовать своему малышу, что он большой помощник у вас!

По мере взросления дети, конечно, будут все больше предпочтения отдавать ролевым играм и переносить в игру все, что видят вокруг, и, в первую очередь, все, что видят, в доме.

Многие воспитатели в детских садах знают, чем живет семья ребенка, потому что ребенок в игре демонстрирует все, что происходит за дверями квартиры.

Малыш не специально, но покажет, как ведет себя мама, каким голосом разговаривает папа, он выдаст все семейные тайны.

Ловушкой для детей и родителей являются гаджеты, заполонившие наши дома. Большой соблазн — посадить ребенка перед планшетом и заняться своими делами. Ты думаешь: пусть посмотрит один маленький мультик, а потом поиграем. Но на деле ребенок смотрит три мультика, а тебя потом мучают угрызения совести.

Выход здесь только один: дисциплинировать себя и не отлынивать от прямых обязанностей быть с ребенком. Хорошей альтернативой просмотру мультиков и фильмов является прослушивание аудиоспектаклей. Ребенок учится слушать и воспринимать информацию на слух, а это важное умение для успешного обучения в школе.

Но никакой аудиоспекталь, конечно, не заменит уютных домашних вечеров, посвященных совместному чтению…

Еще один ход. Мало кто из девочек не хочет быть в детстве актрисой. Но не всем это удается, зато многие девочки становятся, слава Богу, мамами, и вот тут-то наша давняя мечта может осуществиться.

Мама может стать самым настоящим театром для своего ребенка.

Кукольный театр, а мама актриса на все голоса! Вот чудо! Еще лучше привлечь к этому веселому занятию папу! Уверяю, восторгу ребенка не будет предела!

Еще важнее, что игра в этом случае может и эмоционально воспитывать ребенка. Ведь мы будем показывать малышу хорошую сказку и, может быть, даже придумаем ее сами?

Хорошо, когда в семье несколько детей, их можно научить организовывать совместную игру. А если в семье один малыш? То лучше всего, конечно, родить еще «ребенков» — потому что нехорошо человеку, в том числе и маленькому, быть одному.

  • Краткая памятка для родителей.
  • Игры с ребенком дома
  • ДО 3 ЛЕТ:
  • Обводить ладошку крохи на листе бумаги.
  • Рисовать пальчиковыми красками или восковыми карандашами.
  • Лепить из соленого теста или специального мягкого пластилина.
  • Спрятать известные игрушки в мешочек, а ребенок пусть угадывает на ощупь.
  • Отгадывать, в какой руке спрятана игрушка.
  • Игры со шнуровкой.
  • Строить высоченную башню из кубиков, пока она не обрушится (к огромному восторгу малыша).
  • Изучать название цветов (воспользуйтесь машинками или цветными карандашами).
  • Игры на развитие памяти. Например, положить несколько игрушек перед ребенком (куколок, машинок или киндер-сюрпризов). Затем малыш отворачивается, вы одну убираете, а он должен угадать, какой игрушки нет.

А еще дети в этом возрасте очень любят игры с водой! Например, такие:

  • Рыбалка — в магазинах есть игрушечные удочки и рыбки с магнитиками.
  • Переливать воду из таза в ведерко пластмассовым стаканчиком или совочком.
  • Вылавливать игрушки из воды совком (сачком, ложкой).
  • Пускать кораблики в ванной или в тазике.
  • Набирать воду в чашку ложкой.

ПОСЛЕ 3 ЛЕТ:

  • Рисование красками;
  • Магнитная азбука;
  • Игры в детское домино, лото, пазлы, шашки;
  • Лепка из пластилина;
  • Раскраски;
  • Всевозможные игры с наборами геометрических фигур;
  • Детский боулинг;
  • Игры с фишками и кубиком;
  • Измерить своими шагами комнату или квартиру;
  • Кубики Никитина;
  • Настольные игры
  • Поделить животных на домашних и диких.
  •  Игры: «съедобное — несъедобное», «холодно — горячо».
  • Ролевые игры: в доктора, парикмахера, в детский сад, магазин, школу, в домик или дочки-матери.

Детям полезно организовать игры для развития мелкой моторики:

  • Собирать узор из бусинок, пуговиц или камешков;
  • Выкладывать «колодец» из палочек;
  • Придумывать узор из палочек или спичек;
  • Нанизывать бусинки на нитку (леску);
  • Смешивать разноцветные пуговицы (бусины), а затем разбирать их по цветам;
  • Расстегивать и застегивать пуговицы.

ПОСЛЕ 5 ЛЕТ ко всему перечисленному добавляются:

  • Крестики-нолики
  • Морской бой
  • Шахматы
  • Игра в слова
  • Настольный хоккей, футбол
  • Домашний театр
  • Театр теней
  • Дженге – строительство башен, в котором требуется ловкость рук
  • Чтение по ролям
  • Поиск клада по инструкции

Источник: https://azbyka.ru/deti/igrat-s-rebenkom-i-poluchat-udovol-stvie

Ссылка на основную публикацию