Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период

Детский сад — новая страничка в жизни семьи. Насколько интересной она станет для крохи? Все зависит от взрослых — родителей и воспитателей – в задачу которых будет входить помочь малышу адаптироваться в новой для него обстановке.

Адаптация и ее виды: что нужно знать?

Адаптация — это особенный процесс вхождения ребенка в новую для него обстановку с постепенным привыканием к изменениям. Проявлениями адаптации у детей раннего возраста могут считаться:Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период

  • нарушение сна;
  • отсутствие аппетита;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

На практике это выглядит следующим образом: малыш отказывается самостоятельно есть и спать в детском саду, хотя дома это уже давно и с удовольствием делает. Как результат стресса, происходит снижение иммунитета, ребенок часто болеет  и начинает отставать в физическом развитии.

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении может проходить в трех формах:

  • легкой;
  • средней;Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период
  • тяжелой.

Легко адаптирующиеся дети недолго переживают из-за смены обстановки. У них наблюдаются кратковременные нарушения сна и аппетита, появляются проблемы в общении со сверстниками. Как правило, таким детям хватает месяца,чтобы полностью привыкнуть к детскому саду. В течение этого времени они хоть и менее активны, чем обычно, но все же справляются с ситуацией и не болеют.

Адаптация средней тяжести характеризуется теми же признаками, которые затягиваются более чем на месяц. У детей может снизиться иммунитет, из-за чего начинаются острые респираторные заболевания, с которыми родители без проблем справляются в течение недели.

Адаптация детей раннего возраста в тяжелой форме — это затянувшийся стресс, который может продолжаться более двух месяцев. Малыш в этот период сильно болеет, демонстрирует неустойчивое эмоциональное поведение. Адаптация в такой форме крайне нежелательна, так как представляет реальную опасность для здоровья и полноценного развития детей.

Причины, влияющие на продолжительность адаптационного периода

Согласно результатам исследований педагогов и педиатров, на тип и продолжительность адаптации влияют следующие факторы:

  • Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это периодвозраст;
  • состояние здоровья и развитие;
  • сформированность предметной деятельности;
  • индивидуальные особенности;
  • способность адаптироваться в коллективе.

Возраст. Сложнее всего в ДОУ проходит адаптация детей от 10 месяцев до двух лет. После двух малыши быстрее адаптируются и не так болезненно реагируют  на новую обстановку и поменявшиеся условия жизни.

Это связано с любознательностью, способностью выражать мысли и эмоции словами, понимать взрослых.

После двух лет детки уже, как правило, имеют определенный опыт поведения в самых разных обстоятельствах и могут найти выход из различных ситуаций.

Состояние здоровья и развитие. Малыш, который гармонично развивается для своего возраста и редко болеет, проще примет новые правила и быстрее адаптируется в детском саду.

Сформированность предметной деятельности. Такие дети проявляют повышенную заинтересованность к новым игрушкам и занятиям. В детском саду именно это помогает им быстрее освоиться.

ИндивидуальныеАдаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период особенности. Каждый малыш по-своему реагирует на новую обстановку. Если одни громко плачут и злятся, то другие просто объявляют бойкот всем окружающим в ожидании родителей. То, насколько быстро дети смогут выйти из этого состояния и найти контакт с воспитателями и детками в группе, будет зависеть от навыков, закрепившихся к этому возрасту, от умения общаться и проявлять себя.

Деткам, в семьях которых не уделяли должного внимания их развитию, сложнее будет влиться в коллектив.

Способность адаптироваться. Детки учатся общению постепенно, поэтому если условия для развития у них таких навыков были созданы до поступления в ДОУ, то адаптация пройдет в легкой форме. Важно, чтобы в семье отношения детей со взрослыми строились на доверии, а требования взрослых что-либо сделать воспринимались как что-то само собой разумеющееся.

Как определить окончание адаптационного периода?

У детей раннего возраста показателями окончания адаптационного периода считаются:

  • продолжительныйАдаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период сон;
  • отличный аппетит;
  • хорошее настроение;
  • сохранение привычек;
  • активность;
  • физическое развитие, соответствующее возрасту.

Если на протяжении более двух месяцев этих признаков не наблюдается и состояние ребенка – как физическое, так и эмоциональное – ухудшается, то, скорее всего, вы столкнулись с тяжелой формой адаптации.

Попробуйте сократить время пребывания ребенка в детском саду или перенести оформление на более поздний период.

Возможно, малыш еще не готов для поступления в детский сад, и полугодовая пауза поможет решить проблему.

Принципы адаптации детей в ДОУ

Поступление детей раннего возраста в ДОУ связано с многочисленными изменениями в их жизни. Им чуть ли не впервые в жизни приходится оставаться в обществе чужих людей в течение целого дня, вставать и ложиться раньше, чем они привыкли, кушать и пользоваться туалетом в незнакомом помещении.

Все это Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это периодобрушивается на детей, как лавина, а результатом становится стресс. Если малыш не был готов к такому испытанию, то следствием станут капризы и нарушения режима сна и питания. Именно поэтому принципами работы по адаптации детей раннего возраста в ДОУ считаются:

  • правильный подбор педагогического состава;
  • работа с родителями поступающих детей по ознакомлению с правилами и требованиями ДОУ;
  • постепенный набор групп;
  • свободный график посещения ДОУ в период адаптации (учитываются особенности детей);
  • изучение и сохранение на начальном этапе привычек ребенка.

Для улучшения адаптации в ДОУ могут применяться следующие методы:

  1. Телесная Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это периодтерапия. Детей раннего возраста разрешается обнимать и гладить, если это помогает им чувствовать себя комфортно и безопасно. Кроме того, в этот период важно развивать гибкость и координацию детей с помощью специальных упражнений для укрепления суставов. Гимнастический комплекс обязательно должен завершаться релаксацией для расслабления нервной системы.
  2. Колыбельные перед дневным сном. Успокаивающие песни помогут малышу уснуть и станут неким мостиком доверия между ребенком и взрослым.
  3. Игры с релаксацией (с использованием воды или песка), позволяющие снять напряжение и расслабиться.
  4. Чтение сказок. Сказки помогают детям осознавать события, «заочно» пополняют их жизненный опыт, формируют правильное понимание принципов и законов жизни.
  5. МузыкальныеАдаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период занятия. Приобщение деток к музыке не будет сложным, так как они проявляют живой интерес к этой стороне жизни с раннего возраста. Совместное разучивание песен, знакомство со звучанием разных музыкальных инструментов положительно сказывается на развитии.
  6. Игровая адаптация ребенка. Уже к концу первого года малыш стремится быть независимым от родителей. Правильно выбранные игры помогут ему наладить контакт со взрослыми, следствием чего станет понимание и доверительные отношения. Игры нужно подбирать такие, чтобы ребенок получил возможность сотрудничать со взрослым, одновременно взаимодействуя с предметами.

Все вышеописанные действия помогут подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада, а значит, сделают процесс адаптации максимально коротким и простым.

Игры для улучшенной адаптации детей в саду

Чтобы адаптация прошла гладко и быстро, с детьми раннего возраста можно поиграть в снижающие напряжение игры.

«Игры с водой»

В емкостьАдаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период наливают воду, после чего туда опускают бутылочки, губки из поролона, кубики и пуговицы. Воспитатели могут предложить ребенку достать из воды как можно больше предметов, перекладывая их в разные руки. Как вариант, можно предложить деткам собрать предметы разных видов в разные руки. Например, в одну руку можно собрать бусины, в другую — камушки.

После выполнения каждого из заданий деткам нужно будет подержать руки в воде (она должна быть теплой) — это поможет их расслабить. Играть можно в течение не более 5 минут, пока не остынет вода, после чего тщательно растереть детские ладошки.

«Рисуем на песке»

На подносе разложите манную крупу: она будет выполнять роль песка. Используйте игрушечные фигурки животных, которые будут оставлять следы на «песке». Пусть по нему проскачут зайки, проползут змеи и пробегут тигры. Можно предложить ребенку придумать рисунок на «песке» самостоятельно.

«Диалог с игрушкой»

Детки раннего Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это периодвозраста отлично реагируют на игры с перчаточными игрушками на руке. С такими игрушками можно создавать мини-сценки и целые представления, привлекая малышей к процессу. Чтобы помочь расслабиться вновь поступившим в группу деткам, можно придумать сказку про детский сад, делая акцент на том, как весело и интересно здесь находиться.

Перечисленные выше игры пусть и не станут гарантией того, что адаптация будет проходить в легкой форме, но обязательно помогут наладить контакт и доверие детей с воспитателями.

Памятка для родителей

Модель поведения детей формируется на основе примера взрослых. Чтобы сделать процесс адаптации в детском саду проще, родителям важно показывать положительный пример – даже если детский сад кажется им последним местом, где хотелось бы оставлять ребенка.

Каждый день по дороге в садик и дома родители должны обсуждать преимущества садика, мотивируя ребенка к его помещению. Никаких негативных отзывов и сомнений в присутствии малыша быть не должно.

Хорошей подготовкой станут прогулки с ребенком на детских площадках, где собираются сверстники. В случаях конфликтных ситуаций родители должны не вступаться за ребенка, а приучать его самостоятельно находить решения. После того как малыш выйдет из ситуации без помощи взрослых, ему важно будет услышать вашу похвалу.

Каждую неделю нужно стараться искать новые места для ребенка, бывать время от времени в парках, в центральной части города или в цирке. Это необходимо для того, чтобы кроха перестал бояться большого скопления людей.

Не замыкайтесь в собственном мире и обязательно приглашайте гостей, бывайте в гостях с малышом как можно чаще, приучая его к общению и играм как с детьми, так и со взрослыми.

Практикуйте дома игры с постановкой сценок из жизни детского сада. Приобщайте к игре членов семьи и игрушки, делайте акцент на том, как весело и интересно деткам играть вместе, самостоятельно кушать и ложиться спать в отдельную кроватку.

Если уже известно, в какое ДОУ пойдет малыш, то за несколько месяцев до оформления вместе исследуйте его территорию, приходите в гости к деткам, познакомьтесь с воспитателями. Собирайте как можно больше информации о детском садике, узнайте, чем кормят деток, и попробуйте приготовить аналогичные блюда дома, привлекая малыша к процессу.

Читайте также:  Задержка физического развития у детей до года: как помочь малышу догнать сверстников

Важное условие — режим, соответствующий графику дня в садике. Приучите малыша рано вставать и рано ложиться, обязательно введите дневной сон, если до этого его не было. А еще очень важно и необходимо иногда оставлять кроху ненадолго с близкими и друзьями, чтобы он понимал: даже если мамы какое-то время не окажется рядом, ничего страшного не произойдет.

Ну и самое главное — станьте для своего ребенка поддержкой и опорой во время адаптации в садике, не акцентируйте внимание на негативе и капризах. Окружите его любовью и заботой, и тогда у вас все получится!

Источник: https://rebenkoved.ru/povedenie/pravila-i-normy/formy-adaptatsii-malyshej-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu.html

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова



Детский сад — это новый этап в жизни ребенка. Для малыша- первый опыт общения в коллективе. Смену обстановки, чужих, незнакомых ребенку людей далеко не все дети воспринимают сразу и без проблем.

Чаще всего родители, отдавая свое чадо в детский сад, через небольшой промежуток времени испытывают разочарование: слезы ребенка, капризность, отказ от похода в детский сад, частые простуды, невысказанные упреки и обиды к воспитателям.

Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения — это первый этап социализации ребенка. Как успешно и легко он пройдет, зависит дальнейшая адаптация ребенка к школе, к новым жизненным условиям и т. п.

  • Приспособление организма к новым условиям, к новому режиму и ритму жизни, может привести к изменениям в поведении ребенка, к нарушению сна, изменению аппетита.
  • Самый сложный период — это начало адаптации, он может продлиться очень долго и перейти в период дезадаптации, что может сказаться на нарушении здоровья, поведения и психики ребенка.
  • Приходя в детский сад, каждый ребенок переживает адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности маленьких детей ограничены, поэтому быстрый переход ребенка в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
  • Актуальность

Адаптация ребенка в детском саду, всегда была актуальной темой для родителей и воспитателей. Ведь почти всегда родители, отдавая ребенка в сад заинтересованы в быстром привыкании ребенка к саду. Часто задают вопрос насколько легко и быстро ребенок сможет освоиться в новом для него статусе воспитанника, в новом коллективе и привыкнуть к новому режиму дня.

Большее количество малышей испытывают трудности в процессе адаптации в ДОУ.

Ведь дети в возрасте 2–3 года испытывают трудности в развитии речи, у многих полностью меняется режим дня и питание, у детей отсутствуют навыки самообслуживания, а некоторые дети даже не умеют ходить на унитазы, так как дома привыкли к горшку.

Стиль воспитания и характер взаимодействия взрослый-ребенок отличается в саду от того который используют дома. Поэтому практически всегда адаптация — это стресс для малышей, и их эмоциональное состояние напрямую сказывается на его дальнейшем развитии.

Для того чтобы адаптация прошла как можно менее «безболезненно» воспитатель должен создать комфортные условия пребывания детей в группе, уметь снять мышечное и эмоциональное напряжение, помочь в преодолении детских страхов. А также научить детей взаимодействовать с воспитателем и наладить контакт между детьми, помочь развить игровые навыки, контролировать поведение, и обучить социально-бытовым навыкам.

  1. Цели:
  2. – создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях группы и детского сада;
  3. – сформировать чувство защищенности, спокойствия и доверия к окружающему миру;
  4. – развивать познавательную сферу ребенка, коммуникативных и навыков самообслуживания.
  5. Задачи:
  6. – определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ;
  7. – профилактика и преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;
  8. – развитие навыков взаимодействия между детьми и взрослыми;
  9. – снижение импульсивности, тревоги, агрессивности.

Опираясь на жизненный опыт в воспитании своего ребенка, и на то, как прошла наша адаптация в саду, могу отметить, что в этом процессе очень могут помочь стихотворения, потешки, которые дети привыкли слышать дома. Ведь дома мама, укладывая ребенка спать поет ему песню, умывая, либо собирая на прогулку приговаривает потешку.

Посредством таких художественных образов устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с внешним окружающим малыша миром, появляется ощущение чего-то знакомого.

Роль влияние потешек на жизнь, а в нашем случае адаптацию малыша трудно переоценить: слушая слова, ритм, музыкальность, — он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.

Для работы с детками первой младшей группы нами были собраны произведения известных авторов (А. Барто, С. Маршак, Т. Хитрова, В. Берестов и др.

) в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия, которые необходимо выполнить малышу в детском саду: умывание, зарядка, одевание и т. д.

И было замечено, что и игровые упражнения, и занятия (лепка, рисование, конструирование и т. д.) становятся более понятны и увлекательны для маленького человечка.

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, сопровождаем ими разные режимные моменты.

Так как очень важным является встреча ребенка с воспитателем, то в этот момент встречали его с улыбкой на лице, подходили и присаживались к нему, чтобы быть на уровне глаз ребенка, здоровались и приглашали пройти в группу, используя фольклор [см. приложение 1].

  • Для занятий можно использовать следующие четверостишия (авторские разработки):
  • – Конструирование. При использовании крупного деревянного конструктора можно строить дом для кукол, сопровождая его следующими словами:
  • Мы построим с кубиков разные дома
  • Красные, зеленые кубики берем
  • Друг на друга сложим и получим дом
  • Дом не станем мы ломать,
  • Чтобы маме показать
  • – Рисование:
  • Карандашик в ручку взяли и присели рисовать
  • Нарисуем дружно маму, чтобы маме показать
  • – Лепка:
  • С пластилина мы слепили
  • Наш веселый дружный мяч
  • Мы украсим разноцветно
  • И отправим его в скач
  • Или Маме слепим мы цветочек
  • красный, синий, голубой
  • Его маме мы подарим
  • Когда соберемся домой
  • – Наблюдение: наблюдение за птицами.
  • Птички прилетели, смотрят-чик чирик
  • мы покрошим хлебушек и нальем водицы
  • кушайте пташечки, не замерзайте
  • И почаще к нам прилетайте

Таким образом, если воспитатель использует стихотворения и потешки, это позволяет быстрее наладить контакт с детьми, которые приходят на адаптацию в детский сад. Художественное слово способствует эмоциональному благополучию детей.

Как скоро ребенок сможет освоиться в детском саду зависит конечно от его личностных качеств, а также от того насколько воспитатель знает возрастные психологические особенности ребенка, в том как ему помочь привыкнуть к новой атмосфере и обстановке, насколько воспитатель сможет помочь освоить новое пространство и новый социальный статус.

  1. Мы выделяем четыре степени адаптации:
  2. 1) легкая адаптация: ребенок ведет себя активно, любознательно, привыкание к саду формируется в течении 1–2 недель;
  3. 2) средняя адаптация: переменчивое настроение, ребенок может плохо кушать, либо отказываться от еды, сон беспокойный. Период данной степени 3–5 недель;
  4. 3) тяжелая адаптация: ребенку очень тяжело психологически, часто болеет, он не ест в саду. Продолжительность от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Здесь возникает вопрос, нужен ли такой стресс, либо важнее психологическое спокойствие ребенка и ему не нужно посещать сад.

  • Проанализируем заполняемость листов адаптации в нашей группе, на 2018–2019 учебный год.
  • Набрана первая младшая группа, в количестве 28 детей (100 %), из них 14 мальчиков (50 %) и 14 девочек (50 %).
  • Тяжелая степень адаптации наблюдалась у 10 детей (35,7 %)
  • Со средней степенью адаптации было 15 детей (53,5 %)
  • У 5 детей (17,8 %) была легкая степень адаптации.
  • Диаграмма степени адаптации детей первой младшей группы в МБДОУ № 225

Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период

На то, что такой процент детей с тяжелой степенью адаптации и большая половина группы со средней степенью, повлиял тот фактор, что деткам пришлось значительно сокращать время рекомендуемой адаптации, так как в связи с капитальным ремонтом, сад открылся только в конце ноября. Обычно адаптация начинается с начала августа и увеличивается постепенно время пребывания в саду от нескольких часов до нескольких недель.

  1. Мы давали советы родителям о том, как облегчить адаптацию, и сделать так, чтобы ребенку было максимально комфортно в условиях группы:
  2. – домашний режим подстроить так, чтобы он был как можно в приближен к режиму группы;
  3. – дома ввести в рацион такие блюда, которые ребенок будет кушать саду;

– расширять ближайшее окружение ребенка: гулять на детских площадках, играть с детьми в игровых комнатах, оставаться ночевать у бабушки и т.д.;

  • – учить ребенка самообслуживанию по мере его возможности;
  • – гулять около детских садов и наблюдать за детьми, проводить беседы на тему детского сада, и играть дома с ребенком в игру «детский сад», где ребенок будет главным героем, настроить ребенка как можно положительнее к его поступлению в детский садик;
  • – в выходные дни придерживаться режима группы детского сада;
  • – щадить ослабленную детскую нервную систему, создавая дома спокойную благоприятную психологическую обстановку, не ругать за капризы, и говорить ребенку, что он также любим и важен для вас.
  • Когда ребенок начинает весело говорить о садике, рассказывать стихи, напевать песенки, вспоминать о том, что случилось за день — это признак того, что он освоился и адаптация прошла успешно.
  • Приложение 1к теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения по средствам художественного слова»
  • Такие слова можно говорить всем детям,
  • Приходящим в детский сад.
  • Кто пришел тут в гости к нам
  • это наша Машенька
  • умница и лапушка
  • Или: Давай скорее ручку пойдем с тобой мы в группу
  • найдем друзей хороших игрушки разберем не бойся мой хороший
  • давай скорее ручку мы вместе к нам пойдем
  • Утреннюю гимнастику может сопровождать следующая потешка:
  • Мы ногами топ, топ
  • Мы руками хлоп, хлоп
  • Мы глазами миг, миг
  • Мы плечами чик, чик
  • Раз сюда, два сюда
  • (повороты туловища вправо и влево)
  • Повернись вокруг себя
  • Раз присели, два привстали
  • Сели, встали, сели, встали
  • Словно ванькой-встанькой стали
  • А потом пустились вскачь
  • (бег по кругу)
  • Будто мой упругий мяч
  • Раз, два, раз, два
  • (упражнение на восстановление дыхания)
  • Вот и кончилась игра.
  • Режимные моменты можно сопровождать следующими стишками:
  • Моем ручки:
  • Теплою водою
  • Руки чисто мою
  • Кусочек мыла я возьму
  • И ладошки им потру
  • Прием пищи:
  • Ложку с Настей мы берем и ко рту ее несем
  • вкусная кашка, кашка-вкусняшка
  • Или:
  • Повара нам супчик сварили
  • Самое вкусное туда положила.
  • Мясо, яички, картошку, укроп
Читайте также:  2 месяц ребенку: как проходит развитие малыша и что он должен уметь

Очень хотят попасть к…. в роток.

  1. Давай-ка нестанем их обижать
  2. И все что в тарелке будем съедать
  3. Причесывание
  4. Мы причешем нашу Машу
  5. волос в косу заплетем
  6. будемМаша всех краше
  7. Одевание:

Что одеваем мы сначала? Ножки.

Надеваем штанишки и сапожки.

Что оденем мы потом? Руки.

  • А на них наденем кофты и куртки.
  • А последней, а последней
  • Знаем мы как дважды два,
  • Одевается, конечно, на прогулку — голова!
  • Или:
  • Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять.
  • Завязала Катеньке шарфик полосатенький.
  • Наденем на ножки яркие сапожки И пойдем скорей гулять,
  • веселиться и скакать
  • Готовимся ко сну:
  • Баю бай глазки закрывай
  • пусть тебе присниться яркая жарптица крылышком помашет в сон тебя потянет
  • Пробуждение после дневного сна:
  • Просыпайтесь, потянитесь, на бочок перевернитесь.
  • Слегка приподнимитесь, а потом — садитесь.
  • А теперь вставайте, движенье друг за другом начинайте.
  • По кругу мы шагаем и руки поднимаем.
  • Затем трусцой передвиженье, и дальше- легкое круженье.
  • При плаче: Кто тут плачет?
  • Кто тут плачет, Ой-ей-ей!
  • Говорят, сынишка мой?
  • Нет, не плачет мой сынок,
  • Зря вы говорите!
  • Улыбается уже
  • Посмотрите!
  • Про Яну-Несмеяну
  • Насупилась, нахмурилась

Ну вот! Совсем не Яна!

  1. А может, в гости к нам пришла
  2. Царевна Несмеяна?
  3. Опять капризничать начнет,
  4. Наплачет — океан!
  5. Ну вот, и слезный дождь идет
  6. Мы знаем Несмеян.
  7. Сейчас бы лодку на мечтать,
  8. И весла раздобыть,
  9. И через этот океан
  10. Куда-нибудь уплыть.
  11. Туда, где солнышко живет,
  12. И где растут бананы,
  13. И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!
  14. Вечер:
  15. День наш быстро весь прошел,
  16. Вечер в гости к нам пришел.
  17. Скоро мамочка придет
  18. И домой нас заберет.
  19. Мы с игрушками играли,
  20. Занимались, рисовали.
  21. Кукол спать мы уложили,
  22. Кубики мы все сложили.
  23. Скажем спасибо детскому саду!
  24. День был веселый –Такой, как надо.
  25. Ночью в кроватке мы дома поспим,
  26. А утром мы снова в детсад прибежим.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, адаптация, сад, дом, младшая группа, воспитатель, дошкольное образовательное учреждение, тяжелая адаптация, художественное слово.

Источник: https://moluch.ru/archive/249/57169/

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям: как облегчить это период

«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128 «Рыбачок», г. Мурманск

Адаптация детей раннего возраста

Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.

Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом.

Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны.

Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

· условий жизни в семье.

Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.

Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению.

Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

  • Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
  • · глубокий сон;
  • · хороший аппетит;
  • · бодрое эмоциональное состояние;
  • · полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • · соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

  1. · взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
  2. · собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
  3. · приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка.

Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д.

Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

Рекомендуем посмотреть:

  • Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада
  • Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду
  • Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ
  • Как подготовить руку ребёнка к письму
  • Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Источник: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/adaptacija-detei-ranego-vozrasta-k-detskomu-sadu.html

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в большинстве случаев процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный ритм жизни родителей. Они чувствуют себя очень тревожно, поскольку привыкли, что их дети находятся всегда под их контролем. Те, в свою очередь, также переживают стресс, поскольку дома они привыкли к одному распорядку, способу кормления, режиму сна. И в один момент все это изменяется: родителей не видно полдня, еда совершенно другая, режим иной.

Читайте также:  Характеристика возрастных периодов развития ребенка: как проще воспринимать кризисы

От способностей ребенка к адаптации ко всему новому – режиму дня, новым людям, зависит дальнейшее формирование и развитие, благополучная жизнь в дошкольном учреждении и в семье. Именно адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ позволяет устранить возникающие проблемы и формировать приспособляемость малышей ко всему новому.

Важную роль играет социальная адаптация детей раннего возраста, так как ДОУ – это первый социальный институт, где они приобретают опыт постоянного общения с ровесниками и другими людьми, именно здесь закладываются основы коммуникативного стиля. Поэтому должна быть создана обстановка для привыкания малышей, учитывая их возраст.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ зависит от их физиологических и личностных качеств, взаимоотношений в семье, условий пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп и формирование проходит по-разному. Чтобы этот процесс происходил продуктивнее, необходимо поддерживать контакт между родителями и воспитателями, у обеих сторон должно быть желание сотрудничать, идти друг другу навстречу. Если период адаптации ребенка к саду проходит благополучно, то малыш будет спокоен.

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста

В раннем возрасте адаптация к условиям ДОУ проходит несколько стадий. На первой стадии адаптации осуществляется сбор информации об особенностях и потребностях малыша.

Когда родители впервые посещают дошкольное учреждение, их знакомят с уставом, родительским договором. Родителей также знакомят с воспитателями и воспитанниками группы. Разрабатывается индивидуальный график посещения.

Осуществляется первичная диагностика.

В раннем возрасте во время адаптации часто наблюдается отсутствие рефлексии. К этому относятся двояко, поскольку это одновременно и облегчает ситуацию, но и – усложняет диагностический процесс и постановку основной проблемы раннего возраста.

  • Психокоррекционная работа проводится над переживаниями в периоде раннего возраста, за позицией «здесь и теперь» и с акцентированием на закреплении позитивных процессов, проявляющихся в процессе коррекционной работы.
  • На втором этапе – заключающее диагностирование особенностей адаптации раннего возраста также проводится сравнительный анализ значений первичной и заключающей диагностики.
  • Когда заканчивается адаптация детей раннего возраста к ДОУ, происходит медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом, на котором анализируются результаты работы во время адаптации, ее положительные моменты и проблемные ситуации, подводятся итоги, вводятся изменения в план организации процесса адаптации и обговаривается последующая деятельность по специфике приспособления воспитанников.

Чтобы достигнуть быстрой приспособляемости к новым обстоятельствам, новому режиму, должны быть созданы определенные условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ. Должна осуществляться целенаправленная организация жизнедеятельности детей во вступлении их в незнакомую обстановку дошкольного учреждения, она бы оказывала воздействие на формирование положительного отношения к ДОУ.

Условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ должны быть согласованными с обеих сторон – от родителей и от воспитателей. Если воспитатели владеют педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ будут лучше, то родители должны принимать это к сведению, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально похожими.

Почти все малыши, вступая в детский сад, плачут, чуть меньшая часть ведет себя более уверенно, по ним видно, что они не особо переживают насчет этого. Они точно выполняют все действия воспитателя. Таким детям легче дается прощание с родными, и они легче проходят адаптацию.

Другие идут с родителями вместе в группу. Такое поведение показывает, что малыши нуждаются в общении. Они боятся оставаться без мамы или папы в группе, поэтому воспитатель может позволить родителям оставаться.

Чувствуя в этот момент поддержку близкого человека, кроха начинает вести себя более расковано и уверенно, он начинает интересоваться игрушками.

Если родители всегда будут возле малыша, тогда он не сможет пройти процесс адаптации и в дальнейшем социализироваться.

Поведение малышей зачастую совершенно разное, потому что все они имели различные условия развития, у них еще до зачисления в дошкольное учреждение формировались разные потребности. Отдельное значение имеет психологическая готовность детей в раннем возрасте к детскому саду, она является одним из итогов развития психики дошкольника.

Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в вовлечении в процесс общения, которое не представляет для них интереса. Родители должны много разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками вне детского сада, чтобы те были готовыми к интенсивному общению.

Несоблюдение базовых педагогических правил в воспитании может приводить к нарушениям их интеллектуальной сферы и физического созревания. Касательно этого формируются негативные формы поведения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три фазы. Первая – острая фаза, характеризуется нестабильным соматическим и психическим состоянием. Часто малыши уменьшаются в весе, болеют респираторными заболеваниями, страдают расстройствами сна, наблюдается снижение речевого развития.

Вторая фаза адаптации у воспитанников раннего возраста – подострая, здесь свойственно нормальное поведение, все прогрессы слабеют и фиксируются на фоне немного приторможенного темпа развития, в частности психического развития, относительно средних возрастных норм.

Третья фаза адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – компенсации, увеличивается темп развития и ближе к окончанию года происходит задержка темпа развития.

Чтобы переход из семейного режима в режим ДОУ, во время адаптационного периода был успешным, необходимо чтобы он осуществлялся постепенно. Большое значение имеет согласование самооценки и притязаний крох с их истинными возможностями и условиями среды.

Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии и настроении.

Детям раннего возраста свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками. Меньше чем за месяц такое состояние нормализуется.

Преобладает радостное, стабильное состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего возраста.

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции.

Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям.

С помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и скорее свыкаются с новыми условиями.

Тяжелая степень адаптации: эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии.

Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и практически безболезненной, но может быть и тяжелой.

Невозможно сразу точно определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы.

Только опытный педиатр может предположить, какой будет адаптация дитяти раннего возраста, какие сложности в ее ходе могут возникнуть.

Независимо от прогноза, так или иначе, отрицательные признаки всегда будут возникать, на уровне всего организма. Но такие отклонения являются незначительной частью из того, что может присутствовать в поведении детей раннего возраста.

Они находятся под сильным психическим напряжением, которое везде их преследует. Поэтому дети пребывают в состоянии стресса или находятся за шаг до него. Если стресс минимальный, то и сдвиги адаптационного периода пройдут спокойно.

Если стресс захватил полностью, тогда, скорее всего дитя заболеет, такое происходит во время тяжелой адаптации.

Психическое состояние также заметно изменяется. После зачисления в дошкольное учреждение малыши изменяются кардинально в другую сторону, собственные родители часто их не узнают.

Например, если ранее малыш был тихим и уравновешенным, то теперь он стал закатывать истерики и капризничать. Он потерял навыки самообслуживания, которыми ранее пользовался. Такой процесс называется регрессом, он проявляет реакцию на стресс.

Навыки, потерянные во время регресса, через некоторое время возвращаются и к концу адаптационного этапа все нормализуется.

Социальная адаптация детей раннего возраста зачастую проходит очень тяжело, поскольку страх является постоянным спутником этого периода. Они боятся незнакомых взрослых и ровесников, они не понимают, почему должны слушаться чужих взрослых, им больше нравится играть самим, чем с другими.

Все это формирует у них закрытость от контактов с другими, интровертированность. Другие малыши тоже не очень хотят идти на контакт с таким ребенком, поскольку видят, как он боится всего, что его окружает и только зовет маму, которая его может защитить.

Если наступает тот момент, когда кроха находит контакт с другими малышами, то это значит адаптационный период закончился.

Детский сад – это место, где впервые происходит опыт коллективной коммуникации. Новые обстоятельства, новые знакомства – все это воспринимается не сразу. Большинство малышей реагируют плачем. Одни могут очень легко войти в группу, но дома по вечерам плакать, другие – отправляются в детский сад, но перед самым входом начинают плакать и капризничать.

Манера воспитания в семье играет значительную роль в приспособлении к новым обстоятельствам. Часто именно в семье кроется причина низкой социальной адаптации. Личность формируется в большей мере в семье. Также имеет большое значение структура семьи, ее культурный уровень развития, соблюдение нравственных правил, моральных законов, отношение родителей.

Особенно сильно влияет семья на формирование «Я-концепции», поскольку семья – единственная социальная сфера для детей, не пребывающих в дошкольном учреждении. Такое влияние семьи длится некоторое время и в дальнейшей жизни.

Ребенок не имеет личного опыта прошлого, не знает критериев самооценки. Он руководствуется только опытом окружающих людей, их оценкой, той информацией, которую он получает от семьи и впервые годы у него формируется самооценка.

Источник: https://psihomed.com/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou/

Ссылка на основную публикацию