Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста: как развивается личность

 Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.

На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения.

Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.

Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются.

В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.

Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.

Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей.

На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.

Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими.

Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

 Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.

Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов.

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.

К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ.

Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре.

Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание:  Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями.

Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям.

Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.

На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия.

Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание.

На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

 Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет.

Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.

Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/20/vozrastnye-osobennosti-detey-srednego-doshkolnogo

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Дети 4—5 лет не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести.

Как правило, к пяти годам, а может и раньше дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном.

Таким образом, поведение ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, купания, одевания, приема пищи, уборки помещения. Дети знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, щётку для зубов, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

Читайте также:  Кормление ребенка по месяцам: как правильно вводить прикорм

В этом возрасте ребенок способен сам охарактеризовать свое самочувствие или привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа, а не длинные волосы как у девочек»).

К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.

Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения).

В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. («Я мама и я кормлю своих деток»).

Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.

Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за куклой, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие по правилу —первый необходимый элемент произвольного внимания.

Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка.

В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?).

Ребёнок стремится получить от взрослого новую информацию познавательного характера. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи, в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности.

Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замышляют будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

Возросли физические возможности детей: дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся не послушными и капризными.

Поэтому важно наладить двигательный режим детей, наполнить их жизнь разнообразными подвижными играми и т.д. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Они общаются по поводу игрушек, совместных игр.

Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Особенно внимательно относится воспитатель к тем детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость) не могут найти себе в группе друзей.

Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В таких случаях воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов с ребенка со сверстниками.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло – укрепляет доверие дошкольника ко взрослому.

Это способствует чувства уважения к старшим. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

Предметно-развивающая среда. Игровой опыт каждого ребёнка становится предметом осмысления педагога. Ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для детей этого возраста должны быть различные по размеру и форме игрушки.

В процессе развития детей решающим является трудовое воспитание. В труде совершается развитие всех сторон личности ребенка

Совершенствование движений и самостоятельность пятилетних детей позволяют им значительно шире и разнообразнее участвовать в труде. Трудовая деятельность детей этого возраста становится более сложной и осмысленной и оказывает заметное влияние на развитие ребенка.

Детям доступно самообслуживание и бытовой труд. Особое значение в приучении детей среднего дошкольного возраста к труду имеет введение дежурств. Включение ребенка в посильную для него трудовую деятельность сказывается на его физическом, умственном и нравственном развитии. Расширяются и уточняются знания ребенка.

Дети знакомятся с новыми для них инструментами и материалами: они работают кисточкой, линейкой и карандашом, лопаткой и граблями, тряпкой и щеткой.

Каждая вещь имеет свое определенное назначение, свою форму, свое строение, которые так хорошо соответствуют назначению предмета, — дети узнают многие новые качества предметов труда.

Все, что узнает ребенок в своей практике, играет огромную роль в раскрытии, тех связей и отношений, которые существуют между предметами и явлениями окружающего его мира.

Накрывая на стол, дети незаметно для себя учатся считать: они считают тарелки, ложки, стулья и салфетки.

Стараясь к каждой тарелке положить по одной ложке, а против каждого стула поставить по одной тарелке, дети подходят к освоению одного из самых основных математических отношений — к понятию «столько-сколько», «больше-меньше», «поровну».

Включение в жизнь детей средней группы новых и разнообразных видов трудовой деятельности является необходимым условием дальнейшего развития всех сторон личности ребенка, в том числе развития у него общего умения трудиться. Эта способность необходима каждому человеку.

Успехи в обучении детей осуществляются в процессе развития пяти линий развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое [8].

Результаты представлены в Таблице 1. Анализ программных задач по линиям развития детей 5-го г. ж.

Таблица 1.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Образовательные задачи:
  • Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми.
  • Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
  • Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр.
  • Формирование у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой.
  • Обучение детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Продолжение Таблицы 1.1

«Познавательное развитие»

  1. Образовательные задачи
  2. Воспитывать у детей узнавать новое, задавать вопросы, формирование познавательной мотивации.
  3. Развитие умений детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине), выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов.
  4. Развитие умений различать пространственные характеристики объектов.
  5. Формирование умения анализировать объекты в определенной последовательности.
  6. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире.
  7. Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
  8. «Речевое развитие»

Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия со взрослым, диалогического общения со сверстниками.

  • Расширение активного словаря; правильное понимание и употребление слов; стимулирование словесного творчества.
  • Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, подведение к элементарному словотворчеству,
  • Продолжение Таблицы 1.1

экспериментирование со структурой предложения.

Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи.

«Художественно-эстетическое развитие»

Обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет (в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста и т.д.

  1. «Физическое развитие»
  2. Формирование умений правильно выполнять основные движения.
  3. Развитие элементов произвольности во время выполнения двигательных заданий.
  4. Развитие координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, ритмичности, глазомера.
  5. Стимулирование естественного процесса развития физических качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости.
  6. Воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициатива).
  7. Знакомство с некоторыми правилами охраны своего здоровья.
  8. Представление необходимости выполнения правил личной гигиены.
  9. Создание условий для выполнения всех выполнения всех видов движений, вызывающих у детей мышечное и эмоциональное чувство радости [2].
  10. Продолжение Таблицы 1.1

Количество и счет.

  • Учить считать до 5
  • Дать детям представление о том, что множество («много»)
  • Формировать представления о порядковом счете.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз)
  • Ориентировка во времени.
  • Расширять представления детей о частях суток.
  • Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
  • «Речевое развитие»
  • Развивающая речевая среда.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками.
  • Формирование словаря.
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем мире.
  • Звуковая культура речи.
  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
  • Грамматический строй речи.
  • Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • Приобщать детей к восприятию искусства.
  • Поощрять выражение эстетических чувств
  • Продолжение Таблицы 1.1
Читайте также:  Возрастные особенности детей дошкольного возраста: на что нужно обратить внимание

Учить выделять и называть основные средства выразительности

  1. «Музыкальная деятельность»
  2. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему
  3. развитию основ музыкальной культуры.
  4. Слушание.
  5. Формировать навыки культуры слушания музыки.
  6. Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
  7. Пение.
  8. Обучать детей выразительному пению.
  9. Развитие танцевально-игрового творчества.
  10. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.
  11. Игра на детских музыкальных инструментах.
  12. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
  13. «Физическое развитие»
  14. Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
  15. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  16. Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием
  17. и состоянием организма, самочувствием [3].

Л.А. Парамонова в программе «Истоки» отмечала, что содержание дошкольного уровня образования, обеспечивает разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы» отмечает, что особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-3210976.html

Возрастные особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста — МБДОУ №322 Официальный сайт детского сада

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст.

Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии.

У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В начале среднего дошкольного возраст происходит переход от одиночных игр к совместным. Сначала дети начинают проявлять интерес к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время.

Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться. Расширяется тематика детских игр, и усложняются их сюжеты.

 Главным становится воспроизведение отношений между людьми. На данном возрастном этапе большое значение имеет правильная организация игры, так как дети учатся договариваться, разрешать конфликты.

Взрослый, прежде всего, должен организовать обсуждение и решение вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми. Далее воспитанники сами становятся организаторами своей игры.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.

Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В познавательной деятельности происходят значительные изменения.

Восприятие становится более развитым, но оно еще крайне слабо организовано, поэтому большое значение имеет направляющая функция педагога.

В среднем дошкольном возрасте  происходит усвоение общепринятых сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Самое трудное для детей – усвоить эталоны величины, так как дошкольники не владеют еще системой мер.

Поэтому они обозначают величину предметов только через ее отношение к величине других предметов (что больше, что меньше). К 5 годам, как правило, дети владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Они способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Овладение способами восприятия происходит следующим образом: новые задачи, требующие учета свойств предметов, дети начинают решать при помощи проб, а  затем переходят к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. К 5 годам  дети в достаточной мере владеют внутренними способами восприятия, но в затруднениях все еще прибегают к помощи внешних приемов.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Но преобладающей остается образная память непроизвольного характера. Запоминание и восстановление образов в памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера.

Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание, что было интересно и произвело на него впечатление.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.

Дети постепенно переходят к решению сначала простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом при помощи наглядно-образного мышления. Решение задач с косвенным результатом  в уме – важное достижение в развитии нагдядно-образного мышления ребенка.

В нем проявляется одна из отличительных особенностей человеческого мышления – косвенное познание, основанное на установлении связей и отношений. К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не для одного предмета, а для группы сходных предметов.

Продолжает развиваться воображение. Вначале преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого.

Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, и уровня понимания им того, что он слышит от взрослого, видит на картинках.

Однако опыт ребенка недостаточно богат, уровень понимания недостаточно высок, поэтому возникающие образы чаще далеки от реальности, содержат смешение самых разнородных элементов, почерпнутых из разных источников.

Отличительная особенность образов воображения у дошкольников – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления. К 5 годам формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно приходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении, признании со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группе начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Активно развивается половая идентификация, т.е. ребенок усваивает половую роль  с общепринятыми стереотипами поведения, соответствующими  определенному полу. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли.

Поэтому общение мальчиков и девочек в среднем дошкольном возрасте носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой – это непосредственное общение со сверстниками.

Источник: https://dou24.ru/322/2011-03-17-05-31-26/43-2011-02-01-05-56-39/2015-10-02-05-41-14/494-vozrastnye-osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta

Портал педагога | "Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста"

Стыценко Светлана ВячеславнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ-детский сад №30 Населённый пункт: город Серпухов,Московская область Наименование материала: статья Тема: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» 15.02.2019 Раздел: дошкольное образование

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

(консультация для родителей)

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что

  • представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?
  • Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность,
  • нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его
  • организме и постараться учитывать и не заглушать.
  • Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп
  • развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей,
  • их возрастные особенности.
  • Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.
  • Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада.
  • И
  • мы,
  • как
  • воспитатели,
  • стали
  • замечать
  • свойственные
  • им
  • изменения
  • в
  • поведении
  • и
  • деятельности,
  • проявляющиеся
  • в
  • физическом
  • развитии.
  • Движения детей стали увереннее и разнообразнее.
  • В
  • этом
  • возрасте
  • необходимо
  • выдвигать
  • вперед
  • двигательный
  • режим,
  • наполнив
  • жизнь
  • детей
  • разнообразными
  • подвижными
  • играми.
  • При
  • перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более

спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками.

  1. Дети
  2. охотно
  3. сотрудничают
  4. со
  5. взрослыми
  6. в
  7. практических
  8. делах,
  9. более
  10. активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.
  11. На
  12. уровне
  13. познавательного
  14. общения
  15. дети
  16. испытывают
  17. острую
  18. потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5
  19. лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию,
  20. количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной
  21. формой организации жизни детей.
  22. Наша
  23. задача
  24. создать
  25. возможности
  26. для
  27. вариативной
  28. игровой
  29. деятельности
  30. через
  31. соответствующую
  32. предметно-развивающую
  33. среду:
  34. разнообразные
  35. игрушки,
  36. предметы-заместители,
  37. материалы
  38. для
  39. игрового
  40. творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
  41. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая
  42. произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и
  43. самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей
  44. жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в
  45. первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем
  46. неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость,
  47. конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми
  48. ситуациями. На пятом году жизни активно проявляется стремление
  49. детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне
  50. удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в
  51. содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся
  52. более длительными и активными.
  53. Новые черты появляются в общении средних дошкольников со
  54. взрослыми, ребята охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах
  55. (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но
  56. наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному
  57. общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей:
Читайте также:  Гиперактивный ребёнок: причины проявления и диагностика поведения

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка,

  • способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами
  • пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник
  • многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от
  • взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них
  • ответы.
  • Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от
  • вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо,
  • без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к
  • детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с
  • детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую
  • познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие
  • дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к
  • старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на
  • волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,
  • негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными
  • словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к
  • негативным проявлениям в поведении ребенка. Следует обратить внимание
  • на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают
  • постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты
  • характера.
  • Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение
  • поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность,
  • организация разнообразной деятельности составляют основу правильного
  • воспитания и полноценного развития детей.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38223

Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего количества предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительности этого постоянства.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека.

В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п.

Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и обобщения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В среднем дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В этот период (4-5 лет) продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использования знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенетического развития стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В возрасте с трех до семи лет самопознание ребёнка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

В возрасте 4-5 лет ребёнок интенсивно овладевает речью как средством общения. С помощью речи он учиться рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями.

Он учится строить с людьми адекватно- лояльные отношения, узнавая, от своих близких людей, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза. Он учится приветствовать людей в приятной форме, говоря им «Здравствуйте».

Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окраска слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь, мимика, позы и жесты.

Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребёнка тот же тип общения.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка — его взаимоотношение с другими людьми — взрослыми и детьми.

Когда окружающие относятся к ребёнку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищённости.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Ребёнок, будучи, зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам.

Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.

Бурные и кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Они ещё не умеют владеть собой, скрывать свои переживания. Дети до восьми лет легко возбудимы, их чувства быстро меняются, радость приходит на смену грусти, спокойное состояние уступает раздражению.

Для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет характерна большая сила проявления всех чувств, часто не соответствующая вызывающим их раздражителям. Эти чувства изменчивы, неустойчивы, так дети среднего дошкольного возраста очень возбудимы.

Ребёнок дошкольного возраста переживает то, что связано с настоящим моментом. У него еще незначительно развиты, например эстетические и нравственные чувства, хотя зачатки их очень часто наблюдаются у дошкольников. Например, ребёнок радуется тому, что научился строить из кубиков домик или помог маме убрать со стола, он способен сочувствовать человеку, у которого неприятности.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, свою смелость, ребёнок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя стремление настоять на своём: «Я так сказал!», «Я буду это делать!»

Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений — сказок, рассказов. Он сочувствует несчастью Красной шапочки не меньше, чем реальному несчастью.

Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю его чувства к персонажам от этого не только не ослабевают, но и становятся сильнее.

Наблюдая ребёнка в естественных формах проявлений, его чувств и поведения мы видим, что взаимоотношения с другими людьми — важнейший, но, конечно, не единственный источник его чувств.

Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, мишке, который попал под дождь, камню, что лежит у дороги и ему, наверное, очень скучно.

Идентификация в форме сочувствия — самая типичная для ребёнка форма отождествления другого с собой и себя с другими.

Если ребёнку не достает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребёнку, порождает у него чувство отчужденности от других. И связанный с этим страх — состояние сильной тревоги, беспокойства душевного смятения.

Если взрослый не оказывает ребёнку поддержки в необычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребёнок чувствует себя покинутым, испытывает страх.

В среднем дошкольном возрасте 4-5 лет ребёнок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности, что в норме уже становится устойчивым у ребёнка в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребёнок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола. В возрасте 4-5 лет обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола.

Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям.

В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение моральным нормам и требованиям.

За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми.

Ребёнок осваивает правила адекватно- лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Источник: https://studbooks.net/1672449/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_razvitiya_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию