Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста: строение и развитие организма

Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста: строение и развитие организма

Правильное развитие логического мышления, математических представлений, творческих способностей и других навыков является целью системы образования. При этом в дошкольном возрасте дети развиваются физиологически, что выражается в различных особенностях. В данный период происходит анатомическое изменение организма. Такой процесс оказывает влияние на развитие и поэтому очень важно уделять особенное внимание различным изменениям.

Важные моменты развития

Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста: строение и развитие организма

В организме ребенка происходит как внутреннее, так и внешнее развитие. Дошкольный период характеризуется определенными особенностями анатомического изменения. При этом осуществляется и психическое развитие. Каждое изменение и особенность требуют внимания взрослого, ведь необходим контроль, стимулирование и диагностика развития.

Для развития характерны следующие анатомо-физиологические особенности детей:

  • Кожные покровы утолщаются, но ребенок все же нуждается в хорошей защите и присутствует риск переохлаждения или же перегрева;
  • В период 4 — 6 лет костная ткань и система дошкольника еще не является достаточно окрепшей. Именно поэтому необходим контроль над правильной осанкой, что позволяет предотвратить развитие сколиоза;
  • В дошкольном периоде наблюдается постепенное повышение артериального давления и снижение уровня пульса;
  • В 6 — 7 лет у детей заметно ускорение роста, что связано с некоторыми формированиями, происходящими в эндокринной системе организма ребенка;
  • Старший возраст характеризуется укреплением иммунной системы. Некоторые заболевания могут протекать значительно легче;
  • В данный период происходит заложение основ интеллекта, то есть дети активно усваивают новую информацию и стремятся изучить окружающий мир.

Основные особенности физиологии детей требуют тщательного контроля. В данном возрастном периоде у ребенка происходит смена зубов, увеличение массы тела, нарастание мышечной ткани и другие процессы.

Внутренние органы также претерпевают определенные изменения, которые могут отражаться на внешнем развитии.

Каждый момент и все физиологические особенности требуют внимания и контроля, ведь от этого зависит дальнейшее формирование.

Нервная система и психика ребенка также претерпевает некоторые изменения. У детей формируется логическое мышление, двигательные способности и появляется выраженная эмоциональность.

При этом важное значение имеет поведение взрослых, так как ребенок подражает им в поведении, выражении чувств и других моментах. Именно поэтому в семье необходима доброжелательная и спокойная атмосфера. Это благоприятно отражается на полноценном развитии детей, у которых также формируется правильная ориентация в окружающем пространстве и происходит множество других процессов. Ребенок становится более организованным, но активность действий находится на высоком уровне.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/anatomofiziologicheskie_osobennosti_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Анатомо-физиологические особенности детей в дошкольном возрасте

Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста: строение и развитие организма

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета.

В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого.

Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления.

Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Здоровый ребенок: советы родителям

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/doshkolnik-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-vozrasta

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет.

Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.

Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96+4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+_1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина).

Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон.

Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев.

Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.

Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима.

Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.

Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса.

Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются.

Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.

Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя.

Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д.

На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.

Развитие личности

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности.

С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии.

Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования.

Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.

Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д.

Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка: как использовать этот этап с максимальной пользой

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста.

В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.

Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.

На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности.

Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование).

Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным.

Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.

Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.

Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.

Развитие психических процессов

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему.

При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности.

На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.

В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг.

Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно.

Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации.

Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности [35].

Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.

Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи.

Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.

Источник: https://infourok.ru/anatomofiziologicheskie-osobennosti-detey-let-1140727.html

Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития.

Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу и особенно — к деятельности воспитателя по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы.

Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания.

Причем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат) у детей до 7 лет еще не окончено.

По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов.

Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению.

Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения ‑ бег, лазание, прыжки ‑ стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого.

Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения.

При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон и могут образоваться грыжи (пупочные). У мальчиков шести лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому возможно образование паховых грыж.

У детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка.

Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка.

Хотя уже к пяти годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают сила и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам.

Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение).

Учитывая быструю утомляемость детей этого возраста, надо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

Ощущение увеличения мышечной массы нередко приводит к переоценке детьми своих возможностей, в связи с чем возникает необходимость особого контроля за правильным проведением физических упражнений.

Читайте также:  Развитие ребенка в 8 месяцев: какие игры понравятся малышам в этом возрасте

Чтобы препятствовать задержке роста костей в длину, в процессе физического воспитания, следует избегать упражнений, которые способствуют чрезмерному развитию мышечной силы.

Чтобы помешать преимущественному росту каких-либо определенных мышечных групп, при распределении программного материала надо стремиться использовать физические упражнения, направленные на развитие всех групп мышц.

Таким образом, на протяжении школьного возраста происходят существенные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомическим и функциональным созреванием организма детей, развитием двигательного анализатора. Эти изменения позволяют широко развернуть работу по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств.

Источник: https://3ys.ru/obshchie-voprosy-teorii-fizicheskogo-vospitaniya-rebenka/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html

Анатомо-физиологические особенности детского организма

Внутриутробный этап индивидуального развития продолжается от момента зачатия до рождения ребенка, продолжается в среднем 270-280 дней, начиная с первого дня последнего менструального цикла женщины.

Первая фаза — эмбрионального развития — длится от образования зиготы до 2 мес, характеризуется закладкой и органогенеза большинства органов и систем. Действие тератогенных факторов в этот момент вызывает формирование грубых анатомических и диспластических пороков развития (эмбриопатий).

Поэтому период беременности с 3-го до 7-й недели принято считать критическим периодом развития плода.

Вторая фаза — плацентарного, или фетального, развития — длится от 3-го месяца до рождения ребенка и делится на два подпериода: ранний и поздний. Ранний фетальный подпериода (до конца 28-готижня) характеризуется интенсивными процессами дифференцировки и созревания всех тканей.

Различные вредные воздействия на организм матери могут приводить к развитию пороков внутриутробного развития, которые будут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией).

При инфекционных заболеваниях матери, таких как грипп, краснуха, цитомегалия, вирусный гепатит и т.д., в этой фазе возникают не пороки развития, а пролиферативные реакции соединительной ткани, т.е. циррозы и фиброзы.

Совокупность изменений плода, возникающие в этот период под влиянием неблагоприятных факторов, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный подпериода продолжается с 28-й недели беременности до родов. Неблагоприятные факторы, действующие на плод в этот период, могут приводить к рождению ребенка с функциональной незрелостью и внутриутробной гипотрофией.

При воздействии на плод инфекционных агентов возникает типичный инфекционный процесс с проявлениями, характерными для того или иного возбудителя. В поздний фетальный период обеспечиваются процессы депонирования многих микронутриентов (солей кальция, железа, меди, витаминов и др.

), потребность в которых в послеродовой период не удовлетворяется материнским молоком.

Отдельно выделяют интранатальный этап, который начинается с появления регулярных схваток и заканчивается перевязкой пуповины (2-18 час.

), И перинатальный этап, состоящий из поздний фетальный, интранатальной и ранний период новорожденности (с 28-й недели беременности до 7 -го дня жизни ребенка).

При прохождении ребенка через родовые пути возможны такие травмы: родовая опухоль, кефалгематома, внутричерепная родовая травма, переломы костей, повреждения периферических нервов и т.д.. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пуповинного кровообращения и дыхания.

С момента рождения ребенка начинается период новорожденности (неонатальный период), который длится 28 суток и делится на ранний и поздний подпериода.

Ранний под период новорожденности продолжается в течение первых 7 суток
.

Это самый ответственный период по приспособлению ребенка к новым условиям жизни, который имеет ряд особенностей. В частности, через перекрытие путей внутриутробной гемодинамики начинается функционирование малого круга кровообращения и легочного дыхания. Изменяется энергетический обмен и терморегуляция.

С этого момента организм ребенка переходит на энтеральный характер питания. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже небольшие изменения окружающих условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья ребенка.

Для этого периода характерны состояния, которые отражают адаптацию ребенка к новым условиям: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половая кризис и проч.

Для этого периода характерна морфологическая незаконченность строительства и функциональная несовершенство многих органов и систем. В коре головного мозга процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому ребенок находится в состоянии разлитого торможения (спит на протяжении 20-22 ч).

Среди желез внутренней секреции преобладает функциональная активность надпочечников и щитовидной желез. Иммунная система новорожденного ребенка характеризуется пониженной фагоцитарной и бактерицидной активностью лейкоцитов, низким уровнем факторов комплемента, низким содержанием ИgМ и ИgА (особенно секреторного).

В этот период обнаруживают врожденные аномалии развития, родовые травмы, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного и др.. Также на этот период приходятся проявления родовой травмы, интранатальной асфиксии, внутриутробного инфицирования, синдрома дыхательных расстройств подобное.

Первые дни жизни ребенка является своеобразным критическим периодом в налаживании энтерального вскармливания.

Поздний подпериода новонародженности длится 21 день и характеризуется тем, что резистентность организма ребенка еще очень низкая, а полная адаптация к внеутробной жизни еще не закончился, поэтому различные неблагоприятные факторы могут легко вызвать отклонения в развитии ребенка. В этой связи очень важным является налаживание режима и вскармливания новорожденного, соблюдение матерью правил ухода за ребенком. В этот период могут проявляться многие заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного периода. Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего зрительного. Начинается развитие координации движений, образования условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

Период грудного возраста продолжается до 1 года жизни и характеризуется очень интенсивной физической, нервно-психическим, моторным, интеллектуальным развитием ребенка. До 4-б мес жизни наблюдаются максимальные темпы роста длины и массы тела ребенка.

При этом длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела — втрое. Ребенок начинает самостоятельно говорить, ходить, выражать свои желания.


Для гармоничного развития ребенка
, предотвращение ее заболеваемости на данном этапе и в будущем очень важным является налаживание рационального вскармливания, которое должно надлежащим образом обеспечить высокую потребность в основных пищевых ингредиентах и ​​энергии.

Несбалансированное питание в условиях интенсивного развития ребенка и функциональной незрелости ЖКТ приводит к развитию заболеваний, связанных с дефицитом или нарушением обмена тех или иных веществ (дефицитные анемии, рахит, гипотрофия, пищевая аллергия).

Дети грудного возраста более склонны к генерализации воспалительного процесса, общей реакции в ответ на раздражение, что объясняется усиленным ростом и дифференцировкой мозговой ткани, морфологическим и функциональным ее несовершенством, повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Этим объясняется возникновение судорог, явлений менингизма, токсикоза на фоне респираторных вирусных заболеваний, кишечных инфекций, пневмоний.

С 4-го месяца жизни у ребенка наблюдается склонность к различным инфекциям (отиты, пневмонии, септические состояния), что связано с ослаблением пассивного иммунитета и запоздалым созреванием клеточных и гуморальных факторов иммунной системы.

Пред дошкольный период длится от 1 до 3 лет жизни. Характеризуется быстрым совершенствованием всех функциональных систем с некоторым снижением темпов физического развития, но интенсивным нарастанием мышечной массы.

Стремительно развивается двигательная активность, в связи с чем повышается опасность травматизации ребенка. Познавания окружающего мира осуществляется с помощью всех возможных анализаторов, чаще полости рта (опасность аспирации инородных тел и отравлений).

К концу 2-го года жизни заканчивается прорезывание зубов, формируется лимфоидная ткань носоглотки, наблюдается окончательное дифференцировки нервной системы, формируются устойчивые анализаторни-синтетические функции коры головного мозга.

Происходит интенсивное развитие интеллекта, значительное усложнение трудовой деятельности, появляется способность к абстрактному восприятию. Для этого возраста характерны становление и быстрое совершенствование языка.

Среди заболеваний преобладают острые респираторные инфекции и патология органов дыхания, чаще встречаются детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш и др.).

Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявления, четко очерчиваются черты характера и поведения, поэтому воспитание в этот период становится главным элементом ухода за ребенком. В педагогике этот период называют «периодом упущенных возможностей», имея невнимании неправильные приемы воспитания.


Дошкольный период
(от 3 до 7 лет жизни) является периодом, когда ребенок посещает детский сад. В это время происходит первое физиологическое вытяжение, когда нарастание массы тела несколько замедляется, четко увеличивается длина костей. В 5-6-летнем возрасте начинается замена молочных зубов на постоянные. Достаточной зрелости достигает иммунная система.

Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется игровая деятельность. В поведении проявляется половая разница мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы и увлечения. Развиваются тонкие навыки: умение ездить на велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, рисовать.

Обладая хорошей памятью, дети склонны в этот период к чрезвычайно легкого запоминания и перевода стихов, сказок, усвоения иностранного языка.

Среди патологии преобладают инфекционные и аллергические заболевания, болезни органов дыхания.

Младший школьный период охватывает возраст от 7 до 12 лет жизни. У детей заканчивается морфологическое дифференцировки клеток коры головного мозга, особенно двигательной участка, и формирование периферического иннервацийного аппарата. Характерное не неустойчивое равновесие процессов возбуждения и торможения.

Кора головного мозга доминирует над подкорковой участком и его вегетативными функциями. У детей этой возрастной группы начинает проявляться четкая половой диморфизм физического развития. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Молочные зубы полностью меняются на постоянные.

Значительно растет мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

Среди патологии в этот период преобладают заболевания сердца, почек, нервной системы, нарушение осанки и изменения со стороны органа зрения. Существенно увеличивается количество детей с избыточной массой тела и ожирением.

Период старшего школьного возраста, или полового созревания, начинается с 12-летнего возраста. Для девочек это период бурного полового развития, а для мальчиков — его начало. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез.

Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем.

Происходит интенсивное психическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление к самоутверждению.

Среди патологических состояний наибольшее значение имеют психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и др.

), дисфункции эндокринных желез (явления гипертиреоза, ожирение и др.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.

), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит , дуоденит, язвенная болезнь).

Источник: https://nmedicine.net/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detskogo-organizma/

Анатомо-физиологические особенности развития детей

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем.

После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени — быстрее бедер и т. д.

Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении.

Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении.

Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%).

Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Читайте также:  Ребенку 1 год 9 месяцев: физическое и умственное развитие малыша

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии — на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n),  от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n — число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения.

Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет.

В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц — 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц — 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц — 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам — утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков — от 13,5 до 15,5 лет, у девочек — от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек — в возрасте 16-25 лет.

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n — число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).

2.        Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n — число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 — 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см.

В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см.

После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди — параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

  • Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.
  • Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:
  • а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n — число лет (до 10); 63 — окружность груди 10-летнего ребенка, см;
  • б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n — возраст детей (старше 10), 3 — среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела.

Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела.

Длина ног и верхней части лица у детей — наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого — только 0,02 м2.

  1. Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:
  2. 1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:
  3. S = (4M+7)/(M+90),
  4. где М — масса тела.
  5. В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе — до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

  • 3. Для детей 10—17 лет:
  • S=(n-1)/10,
  • где n — возраст ребенка, годы.
  • С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):        
  • голова и шея — 9 %;
  • верхние конечности: каждая — 9 %; обе — 18 %;
  • нижние конечности: каждая — 18 %; обе — 36 %; туловище: передняя поверхность — 18 %; задняя поверхность — 18 %; общая поверхность — 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала.

Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления.

Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке.

Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах.

Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей — ниже среднего, а в пределах 75 — 90 центилей — выше среднего, от 10 до 3 центилей — низкий, а от 90 до 97 центилей — высокий.

Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.    

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени — на 15-30%, III степени — более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя.

Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков.

У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % — паратрофией II степени, более чем на 50 % — паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания.

Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом.

Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития.

Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация — ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-detey.html

Ссылка на основную публикацию