- Тарбеева Татьяна Васильевна, воспитатель
С детьми раннего возраста я работаю семнадцать лет. С опытом работы я поняла, что для успешного овладения любой практической деятельностью, служит сенсорное развитие. Ведь оно является основой познания мира. Поэтому в своей работе я выбрала это направление.
Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления работы:
- Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов).
- Обучение способам обследования предметов.
- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
Составлены:
- Перспективный план работы по предметно- игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
- Рекомендации воспитателям по сенсорному развитию в старшем дошкольном возрасте.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка.
Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, предметов, при работе с мозаикой, рисованию красками. Если движение пальцев ребенка соответствует возрасту, то его речевое развитие находится тоже в пределах нормы, На третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется.
Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. К концу периода младенчества у ребенка формируются практически все свойства восприятия.
Благодаря возможности перемещаться в пространстве дети учатся видеть предмет под разным углом и узнавать его в разных сочетаниях.
Именно тогда появляются первые сенсорные эталоны, то есть постоянные образы окружающих предметов, с которыми в последствии малыши соотносят новые объекты окружающего мира.
Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта.
То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами.
В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста я делаю на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Постоянно работаю над организацией предметно развивающей среды, которая способствует всестороннему развитию детей раннего возраста. В группе много игр и пособий, сделанных своими руками. Всю работу невозможно было провести без помощи родителей, они у нас в группе первые помощники.
Так вместе с родителями мы сделали:
“Сухой дождь”
В светлой комнате, пройдя сквозь разноцветные “струи” ребенок оказывается в сухом душе. Разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды, Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь телом, Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию восприятия пространства.
Сенсорная тропа для ног
Дети встают на сенсорную тропу, дорожку, к которой крепятся разнообразные “кочки–мешочки”, “пуговицы”, “камешки” Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.
Ходьбу по сенсорной тропе используем для развития движений и профилактики плоскостопия.
Постепенно надо усложнять упражнения для ног: взять несколько подносов, в один из них налить немного воды, в другой насыпать крахмал или соду, в третий положить ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль.
Предложить ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросить, что он при этом чувствует. Повторить хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочинить историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.
Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным.
- Разноцветные прищепки
- Разноцветные прищепки формируют у ребенка перцептивные действия по обследованию окружающих объектов (рассматривание, ощупывание), учат захватывать предмет в руке, а также выполнять действия с предметами, развивают движения кистей и пальцев рук, развивают зрительно – двигательную координацию.
- Погремушка из бутылок
Из небольших пластиковых бутылок можно сделать погремушки. Чистые и сухие бутылки, наполнить разными материалами: мелкими камушками, горохом, песком, крупой, монетками и плотно закрыты крышками, чтобы малыш не смог открыть их.
Получаются интересные погремушки, издающие разные звуки, разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрыте в них свойств.
Игры с песком и водой
Все дети любят играть песком и водой. Для таких игр придумано много игрушек: формочек, совочков, ведерок для игры в песочнице.
Кроме этого меня заинтересовали специальные столики – они разделены на 2 части – одна для песка, другая для воды. Дети с удовольствием грают в такой песочнице.
Самые маленькие просто пересыпают песок, пропускают его через пальцы, трогают ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
- Пересыпаем песок из одной емкости в другую.
- «Норки» – делаем норки для зверушек.
- «Прятки» – закапываем предметы в песок и находим их.
Разыгрываем сказки на песке – «Посадил дед репку…».
- Рисуем палочками и пальчиками дорожки и следы.
- Лепим руками.
- На занятиях с предметами и орудиями для игр с водой я использую совочки для вылавливания различных предметов. Предлагаю детям разные игры:
- Выловить шарик или крышечки такого же цвета. Развивается координация движений, мелкая моторика рук, ребенок учится слушать и выполнять поручение и задание, одновременно закрепляю названия основных цветов
- Выжать мочалку. Беру две емкости и поролоновую губку, одну емкость заполняю водой. Показываю ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предлагаю попробовать самому сделать то же самое. Игра развивает мелкую моторику.
- Кораблики. Беру тазик и бумагу, показываю ребенку, как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, дую на них, ребенок повторяет мои действия. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
- Поплывет или утонет? Даю детям пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Малыши кидают все предметы в воду и наблюдают за ними. Объясняю, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности. В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Сенсорные игры и игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. Сенсорное восприятие является основой для формирования речи, фантазии и воображения, эстетического восприятия окружающего мира, развития творческих способностей.
При нормальном уровне сенсорного развития и мышления уже к первому классу малыш будет знать все фигуры, их характеристики, различать размер и цвета.
Своим опытом работы я постоянно делюсь с коллегами на профессиональном объединении “Школы дошкольных наук”, провожу семинары-практикумы.
Источник: http://sensint.ru/articles/sensornoe-razvitie-detey
Сенсорное развитие ребенка. Развивающие игры от 0 до 6 лет
Сенсорное развитие ребенка – первый кирпичик фундамента, на котором формируются умственные способности детей, закладывается основа воображения, внимания, памяти, наблюдательности. В дальнейшем это помогает совершенствовать знания об окружающем мире, способствует успешному освоению школьной программы.
Слово «сенсорика» на латинском звучит как sensus – восприятие. С самого рождения кроха учиться познавать мир, окружающую его среду. Делает он это с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они помогают ребенку распознавать форму предметов, их количество, размер, объем, цвет, расстояние до них.
Когда начинать развивать сенсорное развитие детей дошкольного возраста?
Это следует делать как можно раньше, лучше – с самого рождения. В первые 3 года жизни идет бурное формирование психического и физического развития. Чем лучше малыш научится понимать и воспринимать все, что его окружает, тем выше будут его интеллектуальные способности и легче даваться обучение в саду и школе.
Сенсорное развитие ребенка от 0 до 1 года
Все, что обычно делают родители, чтобы развлечь, успокоить новорожденного, уже является хорошим началом тренировки восприятия и совершенствования сенсорики.
Яркие погремушки с приятными звуками, колокольчиками, музыкальные карусели на кроватке – отличные тренажеры для слуха и зрения малыша.
Во время объятий, поглаживаний, массажа, зарядки, купания происходит совершенствование тактильных ощущений. Еще этому способствуют такие игры с малышом, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Кую-кую ножку» и многие другие.
Вводя тот или иной прикорм (в соответствии с возрастом и рекомендациями педиатра), расширяются вкусовые ощущения.
- Какие игрушки нужны детям до года
- Развивающие игры для детей до 3 лет
Сенсорное развитие у детей от 1 года до 6 лет
В этом возрасте игровая деятельность должна усложняться.
Игры на тактильные ощущения и мелкую моторику рук:
• с крупами – ощупывать их, пересыпать из одной емкости в другую, прятать и искать внутри что-либо;
• с фольгой, каштанами, шишками, песком, водой, камешками;
• с различными тканями (шерсть, лен, мех, шелк);
• с пластилином, тестом для лепки, глиной.
Источник: https://razvitie-rebenka24.ru/obuchenie/sensornoe-razvitie-rebenka-ot-0-do-6-let.html
Консультация по теме: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. | Социальная сеть работников образования
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.
Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта.
Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький).
Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой.
Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).
Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз».
Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности.
Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
- Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
- Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:
- «Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
- «Найди пару»
- Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
- Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
- «Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.
Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами.
Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях.
Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.
Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал.
Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.
Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?». В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.
Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.
Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук.
Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди.
Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/06/sensornoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Сенсорное развитие детей
Сенсорное развитие детей
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа.
Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха.
Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
- Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
- Дополнительные развивающие игры:
- «Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
- «Найди пару»
- Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
- Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
- «Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву».
Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием.
Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов.
Таким детям необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Такие дети с большими трудностями обследуют предметы.
Но нужно отметить, что дети с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения.
Он не использует слова, которые обозначают величину («широкий — узкий»), а пользуется общими характеристиками «большой — маленький». Такие дети затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.
И напоследок-ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ!
Заниматься сенсорным развитием детей нужно постоянно, а не время от времени.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/siensornoie-razvitiie-dietiei.html
Что на самом деле значит сенсорное развитие для ребенка
Как мы получаем информацию об окружающем нас мире? Мы смотрим, слушаем, пробуем на вкус, осязаем, то есть задействуем три канала восприятия – слуховой, зрительный и чувственный. Благодаря нашим пяти органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) мы составляем картину мира, где живем. Это и называется сенсорика, то есть восприятие, ощущение ( в переводе с латыни).
Сенсорное развитие начинается с самого рождения, когда малыш постепенно узнает свойства предметов вокруг него. Самый благоприятный и одновременно самый важный возраст для развития сенсорных ощущений – дошкольный, от 0 до 6 лет.
Так или иначе, ребенок даже без участия взрослого получит сенсорное развитие, но вряд ли оно будет полным и систематичным. Поэтому современные педагоги и психологи рекомендуют систематично заниматься с ребенком сенсорным воспитанием.
Почему это так важно?
Некоторые родители думают, что сенсорика – это в основном про развитие тактильных ощущений или обращают внимание только на одну ее сторону, например, учат, как называются цвета и геометрические формы. На самом деле, все намного глубже.
С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е.
сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях.
Сенсорное развитие ребенка дает основу для:
- интеллектуального развития, а это значит и успешное обучение, и готовность к школе;
- развития всех видов памяти;
- логического мышления;
- формирования усидчивости, так как требует концентрации внимания и наблюдательности;
- успешной творческой деятельности и развития воображения.
В возрасте до трех лет ребенок активно познает мир, знакомится с предметами и их формами, поэтому задача взрослых на этом этапе – предоставить возможность этот мир исследовать самыми разными способами и обеспечить разнообразие и новые впечатления. Психолог Л. А.
Венгер пишет о важности сенсорных ощущений для детей до года: “Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.
Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают “сенсорный голод”, ведущий к значительным задержкам общего развития”.
Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:
- Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки.
- Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета – семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы – геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).
Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия.
Примеры сенсорных игр:
- пирамидки, пазлы, вкладыши, сортеры, геометрики, матрешки, мозаики, кубики и т.д.;
- игры с песком, пластилином, тестом, красками;
- игры с водой, льдом;
- игры с крупами, природным материалом;
- игры на сортировку, сериацию, соотношение, выделение общих признаков, сделай по образцу и т.д.
Источник: https://ihappymama.ru/chto-na-samom-dele-znachit-sensornoe-razvitie-dlya-rebenka/
Сенсорное развитие
- ❓Нужно ли ребенку сенсорное развитие?
- «Сенсорное развитие
ребенка раннего возраста –
необходимое условие его
конструктивной деятельности».
❓Что стоит за этим красивым словом❓
✅Сенсорное восприятие происходит от слова sense: чувствоощущениесознание и неразрывно связано с работой органов чувств ребенка (зрениеосязаниеслухобоняние и тд
✅Чувственноесенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия предметов и развитие представлений о свойствах предметов: об их структуре, форме, цвете, величине, текстуре, температуре, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
✅На основе сенсорного восприятия строятся мышление, воображение и запоминание, способность к исследованию, обследованию, абстрагированию, группировке. Сенсорное развитие напрямую взаимосвязано мелкой моторикой и речью ребенка.
✅Сенсорное развитие крайне важно для последующего развития ребенка и подготовки его к будущей творческой деятельности. Познание ребенка тем глубже и многообразнее, чем выше качество и уровень развития его сенсорного опыта.
✅Сенсорное развитие подразумевает предоставление ребенку максимально широкой информации о мире и его предметах, о причинно-следственной связи и свойствах предметов; о положении предметов в пространстве и связи зрительного восприятия с осязанием.
?Напомню основные этапы сенсорного развития ребенка на первом году жизни:
?В 1 месяц ребенок следит за движущейся игрушкой. Это самый первый, зрительный этап сенсорного восприятия.
?В 3 месяца появляются первые неправильные движения руки к игрушке, ребенок отводит руки до плеча. Ребенок начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Это есть начало сенсорного развития. Начинается второй, осязательный этап сенсорного развития.
?К 4 месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает «знакомую» игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.
?В 5 месяцев ребенок овладевает полным объемом движений рук: он берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот. Также тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Так начинается третий, координационный этап сенсорного развития ребенка.
?В 6 и 7 месяцев ребенок может долго рассматривать, изучать и перекладывать в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Он начинает изучать свойства предметов и причинно-следственную связь.
?К 8му месяцу ребенок уже хорошо вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Начинает подражать действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.).
?С 9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами («пинцетный захват»), начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.
?В возрасте после 14- 18 месяцев ребенок начинает группировать , сортировать, обобщать предметы и конструировать (это развивает мышление, логику и пространственное восприятие).
❓Что нужно знать родителю про сенсорное развитие?
✅Начинать развивать ребенка можно прямо с самого рождения.
✅ Ни в коем случае не нужно надевать на ребенка царапки – это тормозит сенсорное восприятие.
✅ Прямо начиная с рождения можно делать массаж пальчиков рук ребенка.
✅ Нужно предоставлять ребенку максимальное разнообразие текстурзвуковфактуртемпературыформы для изучения.
✅Не нужно запрещать ребенку все тянуть в рот (ведь если он тянет все в рот, значит он находится на этапе оральной стадии познания мира).
✅Не нужно запрещать ребенку все бросать и разрушать построенные башенкипирамидки (ребенок находится на этапе изучения причинно-следственной связи).
✅ С помощью целенаправленных действий ребенок изучает новые качества и свойства предмета: трясет чтобы понять звук; гладит чтобы понять текстуру; катает чтобы понять форму; поднимает чтобы понять размер, бросает чтобы понять вес, и т. д.
✅Основная задача родителя в период развития сенсорных способностей – вовремя обучить ребенка всем этим действиям и помочь ребенку систематизировать хаотически получаемые данные: обучить цветамформамзвукам и тд.
✅Во время игр с ребенком родитель описывает и обобщает предмет, например: «Это мячик. Он синий. Он катится.».
Или описывает и систематизирует, сравнивает с другими: «Это красный кубик. Положим все красные кубики в эту коробочку.». Или проводит аналогии: «Это зеленая машинка. Как травка».
✅Вначале изучаются грубые и самые базовые описания предметов (например цвет- красный), потом выявляются детали (например, оттенки красного: бордовыйрозовыйалый).
✅На определенном этапе (примерно к 5-6 годам) накопленный сенсорный опыт позволяет оценивать предметы без их осязания, появляется так называемое «зрительное ощупывание» (ребенок может определить свойство предмета без его ощупывания).
✅Самые простые сенсорные игры включают в себя как простое изучение предметов, ощупывание их и знакомство с их формами и свойствами, так и игры на сортировку предметов по их какому-либо качеству (цветуформе и тд), специальные игры, направленные на развитие сенсорного восприятия: попытка угадать предмет с закрытыми глазами на ощупь по звуку по вкусу.
✅ Необходимо помнить о мерах безопасности и правилах оказания первой помощи при играх с мелкими предметами. Игра ребенка с мелким предметом должна осуществляться в присутствии взрослого человека. Об безопасности и первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути я обязательно напишу в ближайшее время отдельно!
?И хотя производители мелких предметов пишут на упаковке возраст от 3 лет, тем не менее, именно возраст до 3 лет является наиболее важным для контакта с мелкими предметами и необходимым для стимуляции пинцетного захвата и нормального сенсорного развития, а также навыков сравнения, сортировки и группировки – важнейших мыслительных операций.
?Очень важно в период максимального сенсорного развития не давать ребенку в руку плоский планшет. Как бы Вы не радовались тому, что ребенок складывает в 1,5 года паззлы на планшете, знайте, что это происходит за счет и в ущерб сенсорному развитию.
?Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. В раннем возрасте максимальное влияние необходимо уделять именно сенсорному развитию ребенка, а не раннему математическому или лингвистическому развитию ребенка.
Активное раннее математическое и лингвистическое развитие может происходить в ущерб сенсорному развитию. Иными словами, упор в первые годы жизни нужно делать упор на сенсорное, чувственное развитие, а не учить буквы.
?Свободная игра летом на природе с ее разнообразием шумов, звуков, форм, цветов и текстур – один из лучших сенсорных примеров.
Обратите внимание ребенка на детали: что у всех деревьев листики разные, в лесу предложите закрыть глаза и послушать шум леса и пение птиц, или предложить с закрытыми глазами понюхать разные цветы, грибов, зелени, травы. Мы с сыном очень любим играть в игру «определить еду с закрытыми глазами». А в Японии дети должны расставить стаканчики с водой по степени солености воды – для развития вкусовых рецепторов.
☺️Будьте счастливы и получайте удовольствие от сенсорных игр с Вашими детьми!
❗️Напомню, что ранее я писала о задержке речи, о вреде планшета, об аутизме, о детях с синдромом Дауна и о неврологическом развитии недоношенных детей.
Источник: https://annamama.ru/sensornoe-razvitie/