Познавательное развитие детей дошкольного возраста: как малыш знакомится с миром

Родителям всегда хочется, чтобы малыш сам проявлял тягу к знаниям, стремился узнать что-то новое и полезное. Для этого не нужно с самого маленького возраста заставлять ребенка действовать по заветам Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться. Необходимо в первую очередь сформировать у него такое мировоззрение, такую личность, которая самостоятельно будет видеть в постоянном обучении и пользу, и удовольствие. Для этого существует познавательное развитие ребенка.

Любопытство — основа познавательного интереса

Естественное желание ребенка с самого маленького возраста – это увидеть, пощупать, попробовать как можно больше. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным.

Познавательное развитие — формы и методы

Существует четыре стадии развития любопытства:

  • Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
  • Если ребенка поощряют в этом, он приучается видеть мир как объект познания и в нем формируется постоянная черта характера – любознательность.
  • При поощрении любознательности ребенок формирует познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет четкую цель, определенную мотивацию, глубокий интерес. Например, если речь идет о шитье, то ребенка будет интересовать не только то, как шить конкретное платье, он будет изучать закономерности, как шьются такие юбки, как на любое изделие прикрепить пуговицы, как использовать новое оборудование для той или иной задачи.
  • Последняя стадия – познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.

Любопытство у детей — основа познавательного развития

Важно понимать, что первичная задача родителей не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру – любопытство.

Совет: Даже если родителям кажется варварством происходящее, не стоит запрещать малышу изучать мир.

Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы.

Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей.

Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами

Игры с различными материалами

Конечно, это не повод отдавать в жертву обучению нужные вещи. Сделайте для ребенка небольшой альбом, в котором будут приклеены с одного бока разные ткани небольшими кусочками, с изнанки и с лицевой стороны. Разрешите малышу делать с этим альбомом все что угодно, только желательно постирать и прогладить материалы, вдруг ребенок потащит их в рот.

Что нужно делать родителям?

Мама и папа, в первую очередь, это пример для детей — как бы родители не воспитывали свое чадо, оно все равно будет повторять за ними.

Играть с малышом надо с первых месяцев жизни

Для того чтобы правильно организовать познавательное развитие дошкольника нужно следовать следующим правилам:

  • Всегда учиться самому. Не важно, что это будет, 10 способов собрать кубик рубик или новый узор в вязании. Ребенок, наблюдающий за этим, будет увлекаться,  учиться вместе с родителем, как бы заряжаясь его интересом.
  • Подвергайте сомнениям очевидное, чтобы ребенок мог сам додумать мысль. Это помогает как логике, так и фантазии, учит анализировать.
  • Любые проблемы, о которых слышит малыш объяснять нужно не только всесторонне, но и в перспективе, с предпосылками. Это развивает реальное видение мира понимание закономерностей.
  • Говорите неожиданные вещи. Например, если ребенок знает, что такое квадрат и круг, то скажите малышу, что круг без углов и есть квадрат. Помогает самостоятельно познать мир с разных сторон.
  • Играйте в ассоциации, говорите с ребенком об этом, желательно, не специально, а просто в жизни. Например, обращайте внимание когда видите облако, похожее на курицу или сырник похожий на кошачью фигуру.
  • Знайте много игр и интересных историй на любой случай жизни, если ребенок просит часто повторять один и тот же рассказ, описывайте его в более ярких подробностях, добавляя новую информацию.
  • Как можно чаще ведите творческую деятельность и вовлекайте в нее малыша.

Обучающие игры полезны для детей с 3-х лет

Главное, во всем это сосредотачиваться не только на себе, но и на ребенке. Старайтесь рассказывать и играть так, чтобы основной фигурой здесь был малыш, а не другие люди или предметы.

Развитие ребенка в социальной сфере

Не стоит забывать, что кроме естественного познания, которое нужно стремиться привить ребенку, нужно помочь ему и социально реализоваться. Для этого нужно с самого начала заниматься речью малыша.

В первые годы, да и в последующем, умение правильно, четко и красиво говорить обязательно пригодится для гармоничного развитии ребенка.

Направления развития речи

Лучшим способом будет постоянное оттачивание дикции. Скороговорки для развития речевого аппарата помогут не только красиво  понятно говорить, но и могут развивать воображение, улучшать понимание ассоциаций и так далее. Вот несколько примеров интересных вариантов:

  1. Проворонила ворона воронёнка на «р».
  2. Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух на «ж».
  3. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки на «ч».
  4. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб на «ш».
  5. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке на «щ».

Совет: Скороговорки нужно учить наизусть. Это обязательное условие хорошего развития речи.

Скороговорка на букву Б

Также нужно их повторить максимально часто. Например, можно организовать утреннюю традиционную игру, когда малыш одевается и рассказывает маме скороговорку про Сашу и шапку, когда играет со щенком, рассказывает о щенках и так далее. Кроме того можно мотивировать ребенка произносить и заучивать сложные предложения во время приятных для него действий, например, в ванной при купании.

Разнообразие игр

Основой в познании мира в дошкольном возрасте является игра, и родителям ни в коем случае нельзя об этом забывать. Многие основные действия мамы и папы должны быть представлены именно в таком виде. Стоит научиться придумывать интересные игры самостоятельно.

Игры с водой — изучение свойств веществ

Несколько разнообразных игр для примера:

  • Вырезать несколько геометрических фигур (или взять кубики), по паре каждой, выкладывать ребенку определенные схемы, который он должен будет повторять.
  • Во время прогулки зимой стоит предложить ребенку продолжить предложение, например, на морозе у мамы щечки… (замерзли, покраснели, спрятались в шарфик и так далее). Нужно спровоцировать ребенка назвать как можно больше слов, показывая их.
  • Дать ребенку различные предметы и набрать тазик с водой. По очереди позволить малышу опускать каждую вещь и спрашивать, почему она тонет/не тонет. По ходу игры объяснять и свойства воды и поведение в ней предметов.
  • Дайте ребенку зонтик или прикрепите его так, чтобы под него можно было спрятаться. По команде «Солнце» он должен будет активно играть, прыгать, плясать. После, когда звучит команда «Дождь», ребенок должен забежать под зонтик и спрятаться. В процессе можно читать разные стихи про солнышко или про дождик.

Это примеры, на подобии которых можно придумать сотни увлекательных занятий, которые не только обучат ребенка, но и подарят ему радость и счастье в общении с родителями.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/poznavatelnoe-razvitie-rebenka.html

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

5681 (28 за неделю) / 16.12.16 09:00 /

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после рождения. Мозг человека устроен так, что он постоянно должен принимать, обрабатывать ту или иную информацию, что-то из неё игнорируя, что-то оставляя, а от какой-то и вовсе избавляясь. Подобная сортировка информации ярче всего выражена именно у дошкольников. Ребёнок в возрасте до 7 лет учится формировать собственное отношение к людям и предметам. Родители же должны направлять этот процесс в верное русло. Познание можно, безусловно, считать активной деятельностью, чётко направленной на приобретение и применение знаний. Здесь проявляется познавательная активность малыша и его активная позиция как непосредственного субъекта такой деятельности.

Возраст от года до трёх лет

Самые маленькие дети являются неутомимыми исследователями, поскольку все сферы их деятельности пронизаны стремлением к познанию. Важно здесь и то, что малыш не просто хочет предметы рассматривать, но и манипулировать ими: соединять, разъединять, экспериментировать и конструировать. Благодаря деятельности с предметами у малыша развивается:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление
  • остальные познавательные процессы.

При этом восприятие развивается наиболее интенсивно, составляя центр детского сознания. Восприятие является фундаментальной психической функцией, которая позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем.

Активнее всего у дошкольников восприятие происходит в процессе действия – малыш путём проб и ошибок, наконец, собирает пирамидку или вкладывает деталь в отверстие подходящего размера и формы.

Неоднократно сравнивая цвет, форму и величину, подбирая подходящие друг другу или одинаковые элементы, или части предметов, малыш, наконец, получает практический результат. Вначале сравнение бывает достаточно грубое, приблизительное. Малыш пробует примерить, ошибается, исправляет ошибки, пока не достигает результата.

Но после полутора лет количество предварительных примерок быстро сокращается, поскольку малыш уже переходит к зрительному восприятию, научившись оценивать отношения между статичными и динамичными предметами. Этот переход происходит в 21-22 месяца и бывает весьма заметен.

Практическая деятельность тренирует у ребёнка помимо восприятия ещё и мышление, которому в этом возрасте присущ наглядно-действенный характер.

Экспериментируя на практике, малыш открывает для себя новые способы достижения цели.

Так, он учится с помощью одного предмета доставать другой: палкой достаёт закатившийся мячик, забирается на стул, чтобы добраться до интересующего предмета.

При изобретении новых средств перед ребёнком открываются и новые свойства предметов. Например, пытаясь зачерпнуть решетом воду, подобно песку, малыш обнаруживает, что вода из него выливается. Это немало его удивляет и способствует к дальнейшим исследованиям и новым открытиям. Простейшие бытовые предметы (подушки, кресла, стулья) позволяют малышу открыть новые способы передвижения: перекатывание, сползание, скольжение. К концу третьего года малыш постепенно отказывается от внешних проб, больше фантазируя и экспериментируя в уме. Общение с окружающими предметами получает всё более явный познавательный характер. Обобщение опыта и расширение познавательной деятельности проявляются в многочисленных вопросах ребёнка, которыми он буквально засыпает взрослых. Так, основываясь на практических действиях с предметами и общаясь со взрослыми, дети постепенно выстраивают свои представления об окружающем мире. 1 Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года: как контролировать график роста малыша

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект …

3-5 лет – младший дошкольный возраст

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается в трёх главных направлениях:

  • способы ориентирования в окружающем у ребёнка расширяются и качественно изменяются;
  • появляются новые способы ориентирования;
  • знания и представления малыша о мире содержательно обогащаются.

Познавательная деятельность дошкольников в 3-5 лет значительно обогащается, появляются качественно новые сенсорные процессы восприятия и ощущения. Включаясь в разнообразные виды деятельности (игру, общение, рисование, конструирование и т. д.), ребёнок учится различать отдельные свойства и признаки предметов более тонко. У него совершенствуются цветоразличение, фонематический слух, восприятие формы предметов и острота зрения. Постепенно восприятие выделяется из предметного действия, после чего развивается уже как целенаправленный самостоятельный процесс со специфическими способами и задачами. Вместо манипуляций с предметом, дети начинают знакомиться с ним на уровне зрительного восприятия. Рука при этом «учит» глаз (движение взгляда по предмету сопровождается движением руки). В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в один из ведущих процессов непосредственного изучения явлений и предметов. То есть в младшем дошкольном возрасте формируется умение рассматривать объекты. Рассматривая новые объекты (камни, предметы и пр.), малыш не просто зрительно с ними знакомится, но переходит к слуховому, осязательному и обонятельному восприятию – растягивает, сгибает, царапает, встряхивает, подносит к уху, нюхает объект, при этом, часто не умея ещё обозначить его словом. Разнообразная активная ориентировка малыша в отношении нового объекта стимулирует появление в его мозгу более точных образов. Усвоение системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра) помогают развить у ребёнка действия восприятия. В этом же возрасте детьми начинают применяться символические представления о событиях и предметах, благодаря чему они получают большую свободу от поля восприятия, обходясь часто без прямых контактов с исследуемыми предметами. Маленький ребёнок учится с помощью телесных движений (отсроченного во времени подражания) представлять объекты, а детьми постарше используются хранящиеся в памяти образы (ища спрятанный объект, ребёнок чётко знает, что он ищет). Ещё более высокой формой представления являются символы, с помощью которых можно представить не только конкретные, но и абстрактные объекты.

Речь является ярчайшим примером символических средств. Ребёнок способен думать о предмете, которого нет перед его глазами, он фантазирует с объектами, которых не имел в своём опыте познания. У него формируется умение виртуального воспроизведения скрытых частей предметов на основании лишь их видимых сторон и оперирования образами таких скрытых частей.

В умственном развитии младших дошкольников качественно новым достижением становится символическая функция, олицетворяющая собой формирование внутреннего плана мышления, для которого в этом возрасте ещё необходимы внешние опоры (изобразительные, игровые и прочие символы).

Для мышления младших дошкольников характерно качественное своеобразие. Детская непосредственность делает ребёнка реалистом, поэтому ему сложно отличить реальность от фантазии или сновидения.

Детишки ещё эгоцентричны, поскольку не способны посмотреть на ситуацию чужими глазами, а отталкиваются только от своей точки зрения.

Детям присущи анимистические представления, то есть у них все окружающие предметы так же думают и чувствуют, как и сам ребёнок. Потому-то малыш кормит и укладывает спать куклу.

При рассматривании объекта он выделяет один, обычно, самый яркий его признак, и в целом оценивает предмет, ориентируясь именно на этот признак. Его больше интересует результат действия, а не процесс его достижения, которые он ещё не умеет проследить. Ребёнок думает о том, что имеется сейчас или будет в следующий момент, но не может ещё осознать, как получилось то, что он сейчас видит. То есть в этом возрасте им ещё трудно соотнести цель и условия, поэтому основная цель легко детьми теряется. Способность к целеполаганию только ещё начинает формироваться, поэтому ставить новые цели самостоятельно детишкам ещё трудно. Им пока удаётся относительно легко прогнозировать только ход таких событий, которые дети много раз наблюдали. Предвидеть изменения явлений младшие дошкольники могут лишь по какому-то одному параметру, благодаря чему прогноз редко бывает точным. В этом возрасте у детей очень развита любознательность, «зачем?» и «почему?» слышатся от них постоянно. Они начинают интересоваться причинами разнообразных явлений. Также в 3-5 лет у малышей формируются представления о дате, времени и пространстве. Уже упомянутые выше особенности детского мышления формируют у них своеобразные представления, которые заметно отличаются от представлений, имеющихся у детей постарше. 4 Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения …

5-6 лет – старший дошкольный возраст

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте становится уже сложным комплексным явлением, где продолжают развиваться процессы познания, такие как мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Это всё разные формы детской ориентации в самом себе, в окружающем мире, которые регулируют деятельность ребёнка. Детское восприятие утрачивает свой первоначальный всеобщий характер. С помощью конструирования и различных вариантов изобразительной деятельности малыш начинает отделять сам предмет от его свойств. После этого для ребёнка признаки и свойства предмета становятся уже объектами отдельного рассмотрения. После обозначения словом, они становятся категориями познавательной деятельности – так у дошкольника появляются категории формы, величины, пространственных отношений, цвета. В результате ребёнок уже воспринимает мир категориями, а процесс восприятия становится всё более интеллектуальным. Различные виды деятельности, а игра – в первую очередь, делают детскую память целенаправленной и произвольной. Ребёнок уже способен сам поставить себе задачу что-то запомнить для последующего, пусть даже не слишком отдалённого, действия. Его воображение перестраивается, становясь из воспроизводящего (репродуктивного) предвосхищающим. В уме или в рисунке ребёнок уже может представить промежуточные этапы, а не только конечный результат усилий. Регулировать и планировать свои действия ребёнок начинает посредством речи. Также формируется внутренняя речь. У старших дошкольников ориентировка становится самостоятельной, очень интенсивно развивающейся деятельностью. Своё развитие продолжают специальные способы ориентации, например, моделирование или эксперименты с новыми материалами. Экспериментирование у дошкольников тесно увязывается с практикой преобразования явлений и предметов. В процессе этих преобразований творческого характера, ребёнок выявляет в изучаемом объекте новые свойства, зависимости и связи. При этом для развития творчества детей самым значимым становится именно сам процесс этих преобразований. Когда в ходе экспериментирования ребёнок преобразует предметы, то этому теперь придаётся пошаговый чёткий характер. Проявляется эта пошаговость в том, что преобразование происходит порционно, в виде последовательных актов, а после каждого подобного акта начинается анализ произошедших изменений. Сама последовательность преобразований, производимых ребёнком, говорит о том, что его мышление достигло достаточно высокого уровня.

Дети могут заниматься экспериментированием и умозрительно, в результате чего они могут неожиданно получать новые знания, то есть у них появляются новые возможности познавательной деятельности.

В результате детское мышление само подталкивает собственное развитие. Это присуще всем детям и для становления творческой личности имеет огромное значение. Особенно ярко данный процесс проявляется у талантливых детей.

Для развития экспериментирования полезно использовать задачи «открытого типа», в которых предлагается несколько верных решений.

У дошкольников моделирование может присутствовать в самых разных видах занятий: игре, рисовании, конструировании, лепке и т. д. Благодаря моделированию ребёнок может решать познавательные задачи опосредованно. У детей-дошкольников становится шире диапазон моделируемых отношений. Пользуясь моделями, малыш может материализовать логические, математические, временные отношения. Чтобы моделировать скрытые связи, они прибегают к условно-символическим изображениям в виде графических схем.

К наглядно-образному мышлению добавляется словесно-логическое. Но поскольку оно находится в зачаточном периоде развития, то в детской логике видны ещё грубые ошибки. Например, малыш может с удовольствием пересчитать членов семьи, но при этом наверняка забудет посчитать и самого себя.

Благодаря развитию познавательной деятельности, содержательному обучению и общению у малыша постепенно формируется образ окружающего мира: систематизируются первоначально ситуативные представления, которые постепенно превращаются в знания, постепенно вырисовываются общие категории мышления (причинность, часть – целое, предмет – система предметов, пространство, случайность).

У дошкольников ярче других проявляются две категории знаний: 9 Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич …

  • умения и знания, которые малыш усваивает в повседневном общении со взрослыми, без специального обучения, а также в наблюдениях, играх, при просмотре телепередач;
  • умения и знания, которые ребёнок может усвоить только при специальном обучении (элементы грамматики, математические знания, общие принципы конструирования и т. п.).

В системе знаний можно выделить две разные зоны:

  • зону стабильных, устойчивых знаний, которые можно проверить;
  • зону гипотез, догадок и полузнаний.

По вопросам детей можно судить о развитии их мышления. Для получения одобрения или помощи ребёнок спрашивает вначале о назначении предмета, а потом дополнительно интересуется причинами и последствиями явлений. То есть, вопросы появляются такие, которые нацелены на получение знаний.

При усвоении и систематизации знаний у детей появляются обобщённые методы умственной деятельности, средства построения способов познания, мышление становится диалектическим, способным прогнозировать изменения.

Всё это трансформируется в фундамент компетентности будущего школьника, его готовности продуктивно работать с новыми объектами изучения в школе.

Читайте также:  Витамины для детей 11 лет: какие вещества принимать ребенку лучше всего

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
  • УНИВЕРСИТЕТ»
  • Контрольная работа по предмету «Дошкольная педагогика»
  • на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
  • Выполнила:
  • Студентка 2-го курса
  • заочной формы обучения
  • группа 205

Мельникова Е.Р.

  1. Преподаватель:
  2. Зверева Ольга Леонидовна
  3. Москва, 2017

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. Каждый ребенок – уникален. Это аксиома и для родителей она должна стать основополагающей при воспитании своего чада.

От того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Существует один вид развивающей деятельности, который будет происходить независимо от желания взрослых и даже самого ребенка. Речь пойдет о познавательном развитии.

Как происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста:

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления.

Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего-то просто избавляясь. Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям.

И чтобы это было правильно, родители должны направлять его. Итак, на первом году жизни у малыша происходит знакомство с окружающим миром. На этом этапе рядом всегда мама или кто-то, ее заменяющий. Ваша задача не только обеспечить уход крохи, но и позитивные впечатления.

Хорошая музыка, яркие игрушки, ласковый голос, приятный аромат в доме.

Благодаря  тому, что до трех лет у детей начинает проявляться  мышление и задатки интеллектуальных способностей, ребенку интересно все. Познавательное развитие детей средней дошкольной группы происходит в основном через игру.

Ребенок постарше уже будет различать, что ему нравится, а что нет, поэтому на этапе до трех лет важно закреплять старые познания о мире и учить умениям. Это невероятно интересный процесс и ребенок погрузится в него с головой.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Но развитие познавательной активности у детей предполагает и помощь родителей. Достаточно нескольких минут в день (10-15), чтобы донести до ребенка новое знание о мире и закрепить уже имеющиеся.

Речь – прекрасный дар, через который маленький человек овладевает знаниями о мире и о себе. Поэтому она тоже должна правильно формироваться.

Чем больше слов знает малыш, тем больше информации он способен переработать.

К пяти годам ребенок уже должен уметь считать, знать буквы, использовать элементарные математические навыки. Необходимо усложнять задания по познавательному развитию.

Каждодневное чтение расширяет границы представления ребенка, развивающие игры увеличивают его интеллектуальный запас, дополнительные занятия (музыка, танцы, вокал, творчество) – все включается в познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство.

Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

  • Что такое ФГОС?
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
  • -к объему образовательной программы и ее структуре;
  • -к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;

-к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.             Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования.

Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

          Цели и задачи познавательной деятельности

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач:

  • поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка;
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;
  • развитие творческих задатков и воображения;
  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов;
  • дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество;
  • малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие;
  • дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности;
  • даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях;
  • дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
  1. Формы работы по развитию познавательной деятельности:
  2. Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
  3. К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса;
  • формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке».

Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее.

Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения.

 Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение.

Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам:

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными.

Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа:

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов.

Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики.

Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Старшая группа:

Познавательное развитие в старшей группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах.

Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления.

В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте:

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть.

Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно.

Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Читайте также:  Психологические особенности детей с нарушением зрения: как не навредить ребенку

Источник: https://infourok.ru/poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-2276567.html

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера



К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Внимание — это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память — запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Мышление — обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов); наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений).

Из трёх видов мышления: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6–7 годам.

Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Основная особенность развивающих игр: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого — в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, целесообразно применять не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использовать не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

  • Развитие познавательной активности детей через развивающие игры:
  • ‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • ‒ Развивается способность к воображению;
  • ‒ Проявляют интерес к занятиям;
  • ‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Игры для занятий необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. Для занятий по математике игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.

  1. В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.
  2. На занятиях по ознакомлении с окружающим миром игры: на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире; способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
  3. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей необходимо задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры.
  4. В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
  5. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
  6. Развивающие игры способствуют:
  7. ‒ развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  8. ‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру развивающей игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение развивающих игр включает:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
  3. Показ игровых действий.
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

  • Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
  • Виды развивающих игр:
  • ‒ Игры с предметами (игрушками).
  • ‒ Настольно-печатные игры.
  • ‒ Словесные игры.

Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».

С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Развивающая игра в опытнической деятельности — способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко.-М., 1991 г.
  4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
  5. Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
  7. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности:учеб.-метод. Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина.-Тольятти:ТГУ, 2009.-60с.
  8. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Источник: https://moluch.ru/archive/180/46528/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]