Психологические особенности детей с нарушением зрения: как не навредить ребенку

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

Психологические особенности детей с нарушением зрения: как не навредить ребенку

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации.

Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию).

Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить.

Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников.

Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти.

Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля.

Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

Психологические особенности детей с нарушением зрения: как не навредить ребенку

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой.

Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе.

С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.

Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/razvitie-detej-s-narusheniem-zrenija.php

Психологические особенности детей с нарушением зрения

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
  • контакт глазами, общение жестами — ограничен, или почти отсутствует
  • речевой контакт организован лучше, но у детей трех — четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше — часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
  • в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше. 

Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

Слабовидящие детисильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.

В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

 Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу. 

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах — как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры.

Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета.

Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре.

С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Для них характерны стереотипии — косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей, посещающих коррекционное дошкольное учреждение.

Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов.

Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша. В итоге недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему, вызывающему у него отрицательные эмоции, замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции.

Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.

Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная — у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.

Практически все дети с амблиопией и косоглазием не говорят об осязании, как средстве познания окружающего мира, а выделют функцию руки, как поддержку при падении, т.е.

помощь зрению, что характеризует трудности передвижения и ориентаций в пространстве, в то время как нормально видящие выделяют осязающую функцию руки в общении, в познании окружающих предметов.

 Это свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки зрительной перцепции дети с амблиопией и косоглазием опираются в основном на нее, слабо используя осязание, слух, вкус, обоняние и т.д.

Готовность к школе

К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым».

Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании. 

Читайте также:  Витамины для детей 11 лет: какие вещества принимать ребенку лучше всего

Методика включает в себя следующие тесты:

  • «Найди правило». Выявляет умение найти закономерность. 
  • «Заселение дома». Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
  • «Схематическая запись слов под диктовку». Выявляет уровень развития фонематического слуха.
  • «Бессмысленные слоги». Определяет сформированность тонкой моторики руки.
  • «Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
  • «Приглашение в гости» — определяет уровень сформированности наглядно — схематического мышления, умения пользоваться правилом.

Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста «Заселение дома» (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:

  • потерей непосредственности,
  • манерничанием,
  • симптомом «горькой конфеты». 

Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности — обучению. Изменение ведущей деятельностипредъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.

Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки.

У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей.

 Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.

Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний — ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.

Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих (достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев):

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
  • неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями;
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным;
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.

Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире. 

Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье.

Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств.

Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.

Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.

В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.

В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. 

© 2013–2019, Eyes for me!

Источник: https://eyesfor.me/pediatric-ophthalmology/psycho-characteristics-children.html

Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения

«Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения”

Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребёнка патология зрения.  Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребёнка, родители отчаиваются.

Но, как это не трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку.

Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок.

Между тем, родители не могут оказать своему ребёнку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребёнка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребёнка.

В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к этому ни психологически, ни физически.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учётом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая сеть специальных дошкольных учреждений, групп позволяет осуществить этот процесс.

В них принимаются дети от 2 до 7 лет. Работают здесь учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания детей с патологией зрения.

Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача-офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.

Необходимость пребывания ребёнка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении, группе с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.

Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, группах, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи.

Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь.

Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и взрослыми.

Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей.

Подчас, стесняясь того, что ребёнок их не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире.

Как правило, это тормозит развитие личности ребёнка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем родители ребёнка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребёнка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения общается с наиболее старшими нормально видящими детьми.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его

реальных возможностей. Следует предлагать ребёнку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого.

В случаях отказа ребёнка от предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребёнка, постепенно подвести к этому. Что бы заинтересовать ребёнка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуется использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика).

Например: “Мишка будет с нами играть”, “Мишка тоже будет делать с нами”, “Кукла будет смотреть, как мы делаем”, “Зайчик поиграет вместе с нами” и т.д. использование родителями в обучении ребёнка его любимых игрушек создаёт положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребёнка.

Для ребёнка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищённым.

В тоже время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребёнка. Это приводит к тому, что ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Необходимо формировать у ребёнка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых.

Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности видеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями.

Поэтому, чтобы научить маленького ребёнка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др.

анализаторов), показать ребёнку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия с ней можно производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребёнок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Некоторые рекомендации по воспитанию и обучению маленького ребёнка с нарушением зрения:

  • Больше разговаривайте со своим ребёнком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребёнку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребёнку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
  • Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
  • Воспитывайте у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности.
  • Всё, что вы делаете вместе с ребёнком, проговаривайте.
  • Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребёнком действия, но и учите этому ребёнка.
  • Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь).
  • Обследование всех предметов проводите с ребёнком от основных частей к деталям.
  • Обращайте внимание ребёнка на различные признаки и качества предметов.
  • Учите ориентироваться на собственном теле. Ребёнок должен знать названия частей своего тела и их расположение.
  • Упражняйте в различении предметов по форме, цвету, величине.
  • Научите ребёнка ориентироваться в микропространстве.
  • Родители должны знать, что низкое зрение делает маленького ребёнка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребёнку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Читайте также:  Какие продукты нельзя есть при кормлении новорожденного: советы для молодой мамы

Источник: https://sad27gomel.schools.by/pages/vospitanie-v-seme-rebenka-s-narushenijami-zrenija

Психологические особенности детей с нарушениями зрения. психологические особенности детей с нарушениями зрения

Левошко Е.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работать педагогом-психологом в детском саду для детей с нарушениями зрения я начала около восьми лет назад. До этого у меня был опыт работы в обычном дошкольном учреждении.

Особенности моих воспитанников, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявились уже при первом знакомстве. У детей с нарушениями зрения не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения.

Есть дети подвижные, есть вялые и малоинициативные, есть с нормальной активностью, но почти не встречаются дети с хорошей координацией и достаточным объемом движений.

Контакт глазами у таких детей, общение жестами ограничены или почти отсутствуют. Речевой контакт организован лучше, но у детей трех-четырех лет в большинстве случаев наблюдается задержка речевого развития.

У детей постарше часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).

Любое обследование или какая-либо диагностика может занимать в полтора-два раза больше времени из-за того, что ребенку с нарушением зрения нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка. Отличаются дети с нарушениями зрения друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.

В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.

Осложненный неврологический анамнез встречается чаще, чем интеллектуальные нарушения, дети с задержками развития обычно составляют 15-20 процентов от общего количества воспитанников. К пяти-шести годам около 20-25 процентов детей имеют высокий уровень интеллектуального развития, и довольно часто в эту группу попадают дети с очень низкой остротой зрения.

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, как и поведенческие нарушения, встречаются примерно у половины воспитанников. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета.

Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметнопрактической деятельности.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций. Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и такой факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов.

Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша.

Готовность к школе К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым». Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в сентябре-апреле.

Результаты обследования показывают, что дети, посещающие детский сад компенсирующего вида, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании. Обследование показало, что лучше всего нашим детям удаются задания на логическое мышление и слуховую память.

Трудности чаще всего возникают при выполнении теста «Корректурная проба» (на внимание) и «Домик» (произвольная регуляция дея283 тельности). Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

В подготовительных группах с целью определения особенностей развития познавательной и мотивационной сферы, уровня подготовленности детей 6-7 лет к обучению в школе, я использую индивидуальную диагностическую методику на определение готовности к школе.

Предмет обследования: развитие психических процессов; сформированность учебных навыков (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней); степень психосоциальной зрелости; уровень развития мотивационной готовности. Используемые методики: 1. Экспериментальная беседа (Гуткина Н.И.). 2. Заучивание 10 слов (Лурия А.Р.). 3. Узнавание фигур (Бернштейн). 4.

Четвертый лишний. 5. Последовательность событий (Гуткина Н.И.). 6. Корректурная проба (Бурдон). 7. Домик (Гуткина Н.И.). Со всеми детьми подготовительных групп запланированы психологические занятия по коррекционно-развивающей программе Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников».

Целью данной программы является развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы, введение ребёнка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета.

По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить.

Цель работы на этом этапе – вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

На своих занятиях по подготовке к школе детей с нарушениями зрения обязательно использую реальные предметы, окружающие ребёнка в повседневной жизни; игрушки с чётко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с чётким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов.

На занятии рассаживать детей необходимо в соответствии с окклюзией, со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе.

Занятие необходимо строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.

Известно, что дети с нарушениями зрения отличаются большей тревожностью, страдают гиперактивностью, в меньшей степени владеют невербальными средствами общения, они неэмоциональны в силу патологии зрения и практически не используют мимику, жесты для выражения своих эмоциональных состояний.

В соответствии с вышесказанным я активно использую на своих занятиях, в первую очередь, упражнения, позволяющие поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения информации: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Паутина», «Радостное приветствие». Также с нашими детьми провожу занятия по тренинговой программе С.В.

Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса.

Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».

Поэтому задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Большую роль играют психогимнастические этюды: «Машенька прислушивается», «Бабочка», «Тишина», «Неожиданная встреча», «Подарок».

Также использую разнообразные упражнения «Изображаем эмоции», «Какое у тебя сейчас настроение»; игры «Театр», «Прогоняем злость», «Храбрец», «Дерево», направленные на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что способствует развитию эмоционального мира ребёнка.

Очень важно использование на занятиях упражнений для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения детей, гимнастики для глаз. В старшем и подготовительном дошкольном возрасте применяю рефлексивные техники эмоционального состояния и рефлексивные круги.

Рефлексия – форма работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным, рефлексивный круг. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.

Читайте также:  Витамины для детей от 3 лет: как обеспечить малыша полезными веществами

Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств.

Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга. Родители же ребенка с нарушением зрения часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности. Л.С.

Выготский же считал формирование отношения ребенка к требованиям взрослого основным моментом, определяющим и характеризующим учебную деятельность. Систему требований к ребенку Л.С. Выготский называл программой воспитателя. В раннем детстве ребенок субъективно не осознает эту программу, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е.

она становится и его программой.Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.Для родителей мы организуем циклы бесед, тренинговые занятия с демонстрацией видеоматериалов, где наглядно представлены способы эффективного взаимодействия родителя с ребенком.

Основная задача данных мероприятий – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребёнка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. На таких мероприятиях повышается не только информированность родителей о ребёнке, а главное – это изменение отношения родителей к проблемам и задачам воспитания такого ребёнка.

Таким образом, нарушения зрения оказывают влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и дошкольной организации.

Основным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является чуткое, тактичное, бережное отношение к ним всех участников воспитательно-образовательных отношений. Литература 1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2007. – 208 с. 2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод.

пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Владос, 2003. – 136с. 3. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

перейти в каталог файлов

Источник: https://stomfaq.ru/psihologicheskie-osobennosti-detej-s-narusheniyami-zreniya/index.html

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.Но все же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Рекомендации для родителей: «Как помочь ребенку учиться»

Одна из причин низкой эффективности учебного процесса – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно. Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59 %, тогда как у детей с нормальным зрением – 18 %. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений.Те школьники, в режиме которых большое место занимает физическое развитие, обладают более высоким умственным развитием, сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеванием, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса.Поощряйте и стимулируйте двигательную активность вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Обязательно посоветуйтесь с врачом о возможной физической нагрузке вашего ребенка, совместно определите характер и объем упражнений, исходя из особенностей патологии зрения.Еще одной из причин снижения успешности учебного процесса является низкий уровень развития мышления у слепых и слабовидящих школьников.Исследования педагогов и психологов доказали, что низкий уровень развития мышления таких детей чаще всего не зависит от дефекта зрения. Это – результат педагогической запущенности, неправильной организации процессов обучения и воспитания. А мышление, как один из познавательных процессов школьников, играет важнейшую роль в успешном овладении учащимися школьными знаниями.

Используйте различные упражнения для развития мышления вашего ребенка.

Вот некоторые из них: При работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое деление текста на части и озаглавливание частей.После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?». Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики.Например: Кто лишний: автобус, автомобиль, грузовик, трамвай? Почему?Чаще задавайте вашему ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это…».И наоборот, «Подбери слова к данному определению». Например, «Хвойные деревья – …».

Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.

Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется.

Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение.

Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение детьми с дефектами зрения школьными знаниями.

Поэтому здесь нужна интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, педагогов и родителей. Развивайте речь вашего ребенка.

Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их значения и (по возможности) на основе наблюдения. Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете и явлении.

Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты. Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченному, неполному, отрывочному восприятию, что выражается в бедности, неточности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. А это в значительной мере осложняет процесс обучения. Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства. Исследования доказали положительное влияние наглядности при ее правильном использовании на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.

Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно».

Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.

Еще одной из причин низкой эффективности учебного процесса является низкий уровень развития памяти.Для слепых и слабовидящих детей память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

Дети с нормальным зрением могут довольно легко восполнить недостающие или исчезнувшие из памяти образы и представления, что сделать детям с дефектом зрения намного сложнее.Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над развитием памяти.

Для развития памяти вашего ребенка работе рекомендуем использовать следующее:

Для облегчения запоминания материала необходима установка на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить. Смысловая работа над материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, такая работа над грамматическим правилом, как разбивка его на составные части, составление опорной схемы значительно облегчает его запоминание и воспроизведение в дальнейшем.Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание, данный материал и хранился в его памяти.Необходимо правильно организовывать повторения. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать». Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти. Завершая все сказанное, хочется порекомендовать: уважайте вашего ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром. Н.П. Жукова, методист Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В. Ерошенко

Источник: https://www.eti-deti.ru/specpsy/197.html

Ссылка на основную публикацию