Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы

Успешная реализация программных задач детского сада прежде всего зависит от людей, которые призваны осуществлять задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста: воспитатели, нянечки, учителя, психологи. Они создают ту атмосферу, в которой большую часть дня находится малыш.

Также важны уклад жизни детского сада, его распорядок, материально-техническая база, местоположение. В совокупности все эти Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советыфакторы и определяют, насколько успешно будут реализовываться задачи по воспитанию, развитию и образованию ребятишек дошкольного возраста.

Эффективность в решении этих вопросов зависит от добросовестного и кропотливого труда взрослых, работающих с детьми. Основным критерием успеха педагогов и воспитателей детского сада является любовь к детям и труду, которым они занимаются.  Именно любовь является движущей силой всякого вдохновения и долготерпения, мудрых ответов и наставлений.

Развитие речи в средней группе детского сада

Среднюю группу детского сада посещают детки в возрасте 4-5 лет. Самым первым фактором, на который направляется работа в группах, является развитие речи. Осуществляется оно через различные направления.

Перечислим самые важные из них:
Углубляются знания детей о разных предметахЗанятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы. Дети получают познания о деталях и названиях различных частей тех или иных вещей.

На занятиях изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений (форма, цвет, размер, фактура, понятия времени и пространства и т.п.).
Пополняется словарный запас малышей, относящийся к сфере профессий.

Дети изучают слова, обозначающие отношения между людьми, и обобщающие понятия: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные, птицы, рыбы и пр.
Ребятишек учат группировать и классифицировать уже знакомые им предметы (одежда – летняя, зимняя; животные– домашние, дикие, и т.д.

)
Дошкольники учатся выражаться предложениями с более сложными грамматическими структурами, в которых есть определения, дополнения, однородные обстоятельства.

етей пятого года жизни учат выражать свои мысли сложноподчиненными предложениями, грамматически правильно оформленными, чтобы их речь была понятна окружающим людям.

Задачи воспитателя на этом этапе

Для решения поставленных задач, направленных на развитие речи, все воспитатели и учителя в средней группе должны иметь план-конспект и целенаправленно вести свои занятия. Конспект Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советыдолжен отражать основную задачу развития детей этого возраста. Занятия по развитию речи малышей в средней группе детского сада направлены прежде всего умение внимательно слушать и понимать речь. Побуждать детей к участию в коллективных беседах, ответам на вопросы и их формулированию. Конспект воспитателя по развитию речи для малышей средней группы обязательно должен содержать разделы, которые предусматривают воспитание социально значимых черт характера ребенка: сдержанность, тактичность, общительность.
Необходимо, чтобы конспекты педагогов и воспитателей содержали план работы над звуковой стороной речи детей, ее культурой. В этом возрасте такая работа сводится в основном к развитию фонематического слуха малышей, формированию правильного произношения звуков родного языка, особенно тех, которые зачастую вызывают у дошкольников наибольшие сложности. Это свистящие, шипящие и сонорные.

Поскольку основное место в развитии речи в этом возрасте принадлежит рассказыванию, то и все занятия с детьми по развитию речи должны обязательно иметь в своей основе развитие данного навыка. Ребятишек учат составлять разные повествования:

  • описать предмета;
  • составить рассказ по картине;Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы
  • придумать свою историю с использованием картинок, розданных воспитателем.

Поскольку детки в этом возрасте еще не могут достаточно хорошо следить за своей артикуляцией, то планы занятий обязательно должны содержать пункты, касающиеся работы над артикуляцией крохи, выразительностью и темпом речи, умением владеть громкостью голоса, четкостью произнесения слов, правильными ударениями, а также правильным дыханием во время говорения.

Развитие речи в средней группе затрагивает еще один немаловажный аспект. Необходимо, чтобы на занятиях находилось время для заданий по приобщению детей к художественной литературе. Прочтение художественного произведения должно входить в план занятий на каждый день.

Особенности работы на занятиях с детьми

Основным методом работы поЗанятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы развитию речи дошкольников четырех-пяти лет является обучение. Занятия по развитию речи детей запланированы и проводятся каждую неделю. После этих уроков материал закрепляется в свободном общении.

Малыши на четвертом-пятом году жизни делают значительный скачок в развитии, хотя им еще свойственна неустойчивость внимания, высокая эмоциональность, быстрая утомляемость.

Задания по закреплению изученного материала, особенно те, которые требуют многократных повторений, должны быть радостными и интересными для крох. Необходимо постараться сделать так, чтобы детки воспринимали их как очень важные и нужные. К таким занятиям относятся:

  • работа над четким произношением звуков;
  • задания по добавлению в речь ребятишек новых грамматических словоформ;
  • составление рассказов по картине или картинкам;
  • заучивание стихов и некоторые другие.

Поскольку умение рассказывать у малышей находится в стадии формирования, педагогу или воспитателю нужно учитывать это, когда он составляет конспект урока. При работе над ним целесообразно будет включить дополнительное время на размышления, долгие Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советыпаузы, потому что без этого занятие получится скомканным и неинтересным, а, следовательно, пустым для многих деток.

Интерес на уроке достигается не только разнообразным и увлекательным раздаточным и устным материалом, но и положительной эмоциональной атмосферой урока. Здесь важно все: выбранный темп работы, четкая смена этапов, т.е.

ритм занятия, способность педагога поддерживать положительное, активное состояние ума детей, а также хорошее настроение. Необходимо проявлять особый такт на занятиях, потому что малыши в этом возрасте очень ранимы и остро воспринимают публичные замечания.

Доброжелательность и мудрость в порицании обязательно расположит сердца детей к учителю.

Хорошо будет, если во время проведения занятий педагог будет употреблять косвенную похвалу по отношению к ребятишкам, как бы между делом упоминая «трудолюбие Софии», «внимательность Насти», «решительность Олега» и т.п. Получив такую характеристику при всех, ребенок будет очень стараться ей соответствовать.

Если же вам необходимо сделать замечание, то слова порицания должны идти отдельно от имени ребенка, чтобы не становиться клеймом. Также правильно высказывать оценку не самого ребенка, а его работы, деятельности. Например, лучше сказать: «Саша, попробуй сделать аккуратнее», чем «Саша, ну что ты за неряха!».

Замечания должны обязательно произноситься спокойным тоном, чтобы не побуждать детей к осуждению своего товарища.

Если ребенок застенчив, нужно помочь ему преодолеть ненужное смущение, особенно если вы видите,Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы что малыш знает ответ, но высказаться при всех ему мешает страх. Таким скромнягам нужно позволять отвечать с места, не вызывая их к доске.

Поскольку каждый ребенок является индивидуальностью, то в процессе подготовки к уроку необходимо учитывать уже известные вам особенности восприятия каждого отдельно взятого малыша.

Кто-то молчалив и скромен – его спрашивать с места, пока он не освоится и не перестанет стесняться, а у кого-то из малышей тихий голос – нужно посадить его поближе, чтобы было хорошо слышно ответы. Катя чаще других ошибается в ответах на вопросы – хорошо бы дать ей возможность отвечать несколько раз.

Подобные методы работы, а главное, внимание и любовь к своим воспитанникам позволят воспитателю быстро добиться желаемых результатов в развитии речи детей.

В любой группе детей, особенно в группе детей дошкольного возраста, легче работать, если у взрослого есть не только конспект, но и желание находить общий язык, добиваться авторитета у малышей, а вместе с ними – поставленных целей.

Отзывы и комментарии к статье

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/effektivnoe-zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-srednej-gruppe-detsada.html

Конспект занятия в средней группе "Детский сад наш так хорош, лучше сада не найдешь" план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение «Детский сад «Радуга» г.Козловка Чувашской республики
  • Конспект занятия
  • по познавательному развитию  
  •  в средней группе на тему:
  •  «Детский сад наш так хорош-
  • лучше сада не найдешь»
  • Подготовила: воспитатель
  • 1квалификационной категории

Загуляева Н.В.

  1. г. Козловка 2018г
  2. Цель:
  3. Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей дошкольного возраста.
  4. Задачи:

Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях. Развивать фразовую речь. Понимать смысл загадки и находить отгадку.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния (веселый,грустный).

Развивать мелкую моторику.

  • Материал:
  • Фотографии помещений детского сада, гуашь, ватные палочки для рисования, фотографии сотрудников детского сада на мультимедийном проигрывателе.
  • Ход занятия:
  • Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.Я — твой друг и ты — мой друг.Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Ребята, послушайте загадку:

В этом доме все для нас -Сказки, песня и рассказ,Шумный пляс,Тихий час, -В этом доме все для нас!Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

  • А когда  подрастем,
  • Вместе в школу пойдем.(детский сад)
  • -Что это за дом?
  • Воспитатель:

Молодцы, догадались. Конечно это наш родной детский сад. Мы каждый день приходим в детский сад. А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.

  1. Игра « Как живете»
  2. (Дети имитируют движения)

Как живете?Как утром делаете зарядку?Как танцуете?

Как рисуете?

Как машину катаете?

Как куклу качаете?Как умываетесь?

Вдаль глядите?А как шалите?

Как ждете обед?Как машете вслед?

  • Воспитатель:
  • Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду.
  • Первая загадка

Чтоб здоровым быть сполнаФизкультура всем нужна.

Для начала по порядку -Утром сделаем зарядку!И без всякого сомненьяЕсть хорошее решенье -Бег полезен и играЗанимайся детвора!Чтоб успешно развиватьсяНужно спортом заниматьсяОт занятий физкультуройБудет стройная фигура-Где мы занимаемся спором и физкультурой? Ответ детей.

  1.  (Дети находят фотографию, которая соответствует загадке, и помещают её в дом «детский сад»).
  2. Следующая загадка:
Читайте также:  Психическое развитие детей 4 5 лет: как подобрать правильную модель воспитания

Мы создали уголок- Музыкальный теремок. Композиторов портреты, 

Поместили в тему эту.

Нотный стан нарисовали, Чтобы нотки дети знали. Есть картинки инструментов, 

Для оркестра, для моментов.

Расписание занятий, Планы всех мероприятий, Бубен там, баян и скрипка, 

Сверху солнышка улыбка.

Где мы поем песни и танцуем? Ответы детей.

  • (Дети выбирают нужную фотографию)
  • На пианино кто играет

Учит песенки нас петь,С нею весело плясатьИ на ложечках играть …

(Музыкальный работник)

— Вот какие догадливые. Это наш музыкальный работник. Как ее зовут?

  1. (Показ фото на слайде.)
  2. Еще одна загадка:
  3. Чтоб прививки были в срок,Гигиены дать урок,Чтоб сходили к окулисту, 
  4. Логопеду и дантисту…Чтобы были наши детиЗдоровее всех на свете -На посту уже с утраМедицинская сестра!

Где работает медицинская сестра? Ответы детей .

(Дети выбирают нужную фотографию).

— Молодцы, это наша медицинская сестра, она заботится о нашем с вами здоровье и хорошем самочувствии. Как ее зовут? (Показ фото на слайде.)

  • Еще одна загадка:
  • Здесь кипят котлы, кастрюли,
  • Хлеб и овощи лежат.
  • Здесь из круп и вермишели
  • Варят завтрак и обед для ребят.

Где это происходит? Ответы детей .

  1. (Дети выбирают нужную фотографию).
  2. Кто нам варит борщ и кашу,
  3. Пирожки нам кто печет?
  4. Кто готовит запеканку
  5. Или варит нам компот?

(Повар) Как его зовут?( Показ фото на слайде.)

  • И еще одна загадка:
  • Наша группа лучше всех,
  • Всегда в ней слышен детский смех.
  • Спешат детишки по утрам
  • К своим вторым родителям
  • Наша группа- лучший дом,
  • Хорошо живется в нем.
  • Как называется наша группа? ( «Почемучки» )
  • (Дети выбирают нужное фото.)

Кто научит рисовать,Cтроить, мастерить, играть?Усадив ребят в кружок,Прочитает им стишок?Кто сейчас же разберется

Почему Антон дерется?

  1. Кто же это? (Воспитатели)
  2. — Молодцы, а как воспитателей зовут?
  3. (Показ фотографии на слайде.)

Кто же нам на стол накроет,Подметет, пропылесосит?Вымоет окна, двери, пол?Протрёт от пыли стол?Проследит, чтоб тут и тамВсё стояло по местам? …

(Няня)

— Правильно. Это наша няня.

  • Как ее зовут? (Показ фото на слайде)
  • — Молодцы!
  • И последняя загадка
  • Детский сад весёлый, славный!
  • Ну, а кто здесь самый главный?
  • В кабинете кто сидит?
  • Всеми кто руководит?
  • Ночами не спящая,
  • За бюджетом следящая,
  • С мамами беседующая

Добрая  (Заведующая) ! Как ее зовут?

  1. (Показ фото на слайде.)
  2.  Все загадки отгадали.
  3. А кто еще трудится в нашем детском саду, чтобы ребятам было здесь хорошо? (Прачка, кастелянша, завхоз, дворник)

Вот как много людей живет в нашем детском саду. Ребятки, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно? Давайте сыграем в игру «Дружба».

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группеДевочки и мальчики

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с вами подружимМаленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

  • Раз, два, три, четыре, пять(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)

Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдное загибание пальцев на левой руке)

Мы закончили считать.

— Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.

Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.

(На картинках нарисованы глаза и нос, а рта нет, дети дорисовывают улыбку ватными палочками).

— Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.Люби детский сад — твой второй дом!

Детки в садике живут,Здесь играют и поют,Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,Незаметно подрастают.Детский сад — второй ваш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,Самый добрый дом на свете!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/17/konspekt-zanyatiya-v-sredney-gruppe-detskiy-sad-nash-tak

"Рекомендации по планированию занятий по развитию речи и приобщению к художественной литературе в средней группе детского сада."

  • Средняя группа
  • Планирование занятий по развитию речи и приобщению к художественной литературе
  • Проводится 1 занятие в неделю длительностью 20 минут.
  • Развитие речи

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

  1. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
  2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  3. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

  1. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
  2. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  3. Приобщение к художественной литературе

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

  • Приобщение к художественной литературе является частью занятия по развитию речи: чтение программных произведений, заучивание песенок, потешек, стихотворений (не реже 1 раза в месяц), вводить элементы драматизации, рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам, сопровождение чтения поэтических произведений игровыми действиями.
  • Алгоритм
  • составления описательного рассказа по игрушке, предмете, по картинке
  1. Беседа в ходе рассматривания, словарная работа.

  2. Рассказ – образец воспитателя (в младшей, средней группах) и план рассказа (в старшей и подготовительной к школе группах).

  3. Рассказ детей.

Алгоритм пересказа сказки, рассказа

  1. Словарная работа.

  2. Чтение текста или рассказывание сказки с указанием автора.

  3. Беседа по содержанию, отражающая сюжет.

  4. Повторное чтение с установкой на пересказ.

  5. Пересказ детьми.

Алгоритм составления рассказа на тему, из опыта

  1. Подготовительная беседа по выбранной теме.

  2. План рассказа воспитателя для детей.

  3. Составление рассказа детьми.

Алгоритм заучивания стихотворения наизусть

  1. Словарная работа.

  2. Чтение стихотворения с указанием его автора и названия.

  3. Беседа по содержанию.

  4. Повторное чтение с установкой на запоминание.

  5. Чтение стихотворения детьми.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.

По форме рассказы могут быть: описательными или сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, содержащее много точных определений, обстоятельств. Желательно присутствие элементов образности.

Структура (композиция) описательного рассказа:

  • Название предмета;
  • Характерные признаки, назначение, взаимосвязь частей;
  • Назначение самого предмета, действие с ним.

При описании трудового процесса соблюдается последовательность действий (например, стирка белья).

Описательные рассказы бывают следующих видов: сравнительный и объяснительный. Сравниваются предметы с контрастными признаками (величина, цвет, материал, детали, форма).

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенный временной последовательности с каким-нибудь героем.

Структура (композиция) сюжетного рассказа:

  • Экспозиция (называется герой или герои);
  • Описание героя (внешнего вида) кратко;
  • Завязка (с чего все началось): первое событие;
  • Развитие действия (временные и причинные связи, порядок эпизодов;
  • Развязка.

Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-po-planirovaniyu-zanyatiy-po-razvitiyu-rechi-i-priobscheniyu-k-hudozhestvennoy-literature-v-sredney-gruppe-detskogo-1167308.html

Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности

С самого рождения дети постоянно развиваются. В средней группе детского сада воспитанники успешно осваивают новые знания и навыки. В достижении результатов немаловажное значение играет умение хорошо излагать свои мысли в речи. Именно поэтому развитие речи является ключевым направлением работы воспитателей в детском саду, которое регулируется требованиями ФГОС.

Развитие речи в средней группе ДОУ

Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.

Занятие по речевому развитию

Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.

Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:

  • углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
  • дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
  • изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
  • пополняется словарный запас в сфере профессий;
  • изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
  • дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Читайте также:  Развитие речи у детей 3-4 лет: как помочь малышу

Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.

Требования ФГОС по речевому развитию

Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.

Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:

  • постоянно должен обогащаться словарный запас;
  • ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
  • должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
  • развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
  • развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
  • формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
  • навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
  • ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
  • должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
  • вводится в лексикон обобщающие понятия;
  • проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.

Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.

Направления речевого развития (ФГОС ДО)

Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ

Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.

В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.

Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.

Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами.

Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками.

Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.

  Интересное занятие в средней группе по развитию речи

Методические средства

Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.

Основные педагогические приемы

Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.

Их суть заключается в следующем:

  • Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
  • Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
  • Проведение работы с детьми в формате беседы.
  • Применение игровых технологий.
  • Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
  • Мотивирование на выполнение учебного плана.

Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.

Игры по речевому развитию

К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.

Дидактические игры по «Развитию речи»

А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:

  • «Больше-меньше».
  • «Назови ласково».
  • «Чья игрушка».
  • «Продолжи предложение».
  • «Какой».

Оборудование речевого уголка

Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.

Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.

Таблица: заполнение речевого уголка по разделам

Раздел Содержание
Грамота Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды.
Связная речь Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию».
Грамматика Игры «Назови ласково», «Один-много».
Лексика Картинки, лото, пазлы.
Звукопроизношение Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков.
Дыхание Дудочки, пузырьки, шары для надувания.
Мелкая моторика Карандаши, пазлы, мозаика, волчки.
Фонетический слух Игры на дифференциацию звуков.
Артикуляционная гимнастика Картинки, комплексы упражнений, методическая литература.
Высшие психические функции Домино, разрезные картинки.

Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

  Как попасть в логопедическую группу в детском саду

Таблица: «Описание зимней одежды»

Задачи · изучение правильных названия и назначений зимней одежды; · развитие навыков правильного построения фраз, слухового внимания и памяти.
Методическое обеспечение Картинки и иллюстрации зимней одежды, признаков и особенностей, игрушек, птиц, мороза.
Ход занятия
Вводная часть Воспитатель читает стихотворение на тему зимы и затем беседует с воспитанниками о времени года, о котором шла речь, задаются вопросы по тематике, обсуждаются зимние забавы.
Точечный массаж конечностей Проводится работа по согласованию слов и движений с помощью стихотворения на тему занятия.
Игра на запоминание слов Воспитатель называет детям слова и потом в процессе игры проводит опрос воспитанников.
Дыхательная гимнастика Проводятся упражнения на дыхательную гимнастику «Полет снежинок».
Игры с мячом Воспитатель выстраивает детей в круг и становится в центр с мячом. Бросает детям мяч, а они отвечают, что можно делать с той или иной одеждой.
Игры на закрепление слов Воспитатель предлагает детям картинки с изображенными предметами зимней одежды. Дети должны внимательно рассмотреть их и дорисовать недостающие детали.

Планирование занятий

В целях эффективной работы воспитатель заранее готовится к занятиям и разрабатывает соответствующий план, который может быть календарным или перспективным. Их отличие заключается в том, что календарный план охватывает короткий временной промежуток, а перспективный составляется на длительный временной период.

При планировании занятий обязательно указываются программные цели, формируются воспитательные задачи, уточняются методические приемы и перечисляются необходимые дидактические пособия.

Таблица: пример перспективного плана на два месяца

Дата Тема Программное содержание
Сентябрь «Наша группа» Дети подробно знакомятся со своей группой, у них воспитывается чувство гордости за нее.
«Знакомим куклу Дашу с нашей группой» Воспитатель учит детей правильно называть предметы, произносить звуки и слова.
«В нашем детском саду» Расширяется кругозор, и систематизируются представление о детском саде, прививается любовь, дружба и уважение к товарищам.
«Осенняя картина» Систематизируются представления о временах года, обсуждаются признаки осени, расширяется словарный запас.
Октябрь «В гостях у Чиполлино» Дети знакомятся с названиями овощей и сказкой, расширяют словарный запас.
«В саду у Вишенки» Воспитанники знакомятся с фруктами, признаками весны, учатся строить предложения.
«В гостях у Лесовичка» Происходит знакомство детей с названиями грибов, расширяется словарный запас
«Музыкальные игрушки» Осваиваются элементы ролевой и сюжетной игры.
«Пожарная машина» Дети учатся правильно и связно отвечать на поставленные вопросы, отличать специальный транспорт, закрепляется звукопроизношение.

Проверка результатов работы по развитию речи

Три раза в течение учебного года администрацией детского садика, а также учителем-логопедом и психологом проводится тематическая проверка работы воспитателей по речевому развитию. В конце подводятся итоги и делаются выводы о степени эффективности произведенной работы.

Обратите внимание! Во время проверки обследование проводится с каждым ребенком индивидуально, после чего вся информация фиксируется в картотеке и определяется уровень речевого развития ребенка.

Формирование у детей в средней группе высокого уровня владения родным языком является основной задачей воспитателей детского сада. Чем раньше ребенок научиться полно и грамотно выражать собственные мысли, тем увереннее и свободней он будет ощущать себя в дальнейшем.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/razvitie-v-srednej-gruppe-detskogo-sada-normy-i-osobennosti

Конспект занятие по развитию речи в средней группе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Сычева Наталья Владимировна
  • Организация: МДОАУ №39 «ВАСИЛЁК»
  • Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк
  • Тема: «Куда спрятались лесные жители?»
  • Возрастная группа: средняя группа дошкольного возраста
  • Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.
  • Задачи:
  • Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.
  1. Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

  2. Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.

  3. Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие» (сообщение нового материала); ОО «Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки), ОО «Физическое развитие» (физминутка, дыхательная гимнастика), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность).

  4. Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

  5. Методы и приемы:
  6. — словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)
  7. — наглядный (рассматривание картинок);
  8. — проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  9. — игровой (дидактическая игра);
  10. — ИКТ;
  11. — использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).
  12. Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.

Ход

Введение в тему
  • Становитесь, дети, в круг.
  • Ты — мой друг, и я — твой друг.
  • Вместе за руки возьмемся
  • И друг другу улыбнемся.
  • Вместе мы — одна семья:
  • Ты и я, ты и я.

— Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

  1. Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)
  2. Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения
  3. Это лес стоит густой,
  4. Нам качает головой.
  5. Ветки ласково он тянет,
  6. В гости нас зовёт и манит.
  7. Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
  8. Полный сказок и чудес!
  9. Никого мы не обидим,
  10. Чудеса твои увидим
Проблемная ситуация — Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

  • Дети: Это зайчик.
  • -Спросите, у него что случилось?
  • Дети: — Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

Мотивация -Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья? Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.
Актуализация ранее приобретенных знаний — Наступила осень … Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения). — Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

  1. Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)
  2. — Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:
  3. ф-ф-ф-ф-ф-ф.
  4. И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:
  5. с-с-с-с-с-с-с.
  6. Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

  • ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
  • солнце — солнышко,
  • Лист — листочек,
  • Дождь — дождичек,
  • Ручей — ручеек,
  • Лужа — лужица,
  • Цветок — цветочек,
  • Ветер — ветерок,
  • Туча — тучка,
  • Зонт – зонтик,
  • Дерево – деревце,
  • Куст – кустик,
  • Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

  1. Игровое упражнение «Подбери слово».
  2. Воспитатель:
  3. У меня разноцветный мяч:
  4. мяч осенний и волшебный,
  5. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают. Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают, Осенью птицы (что делают?) – улетают, Осенью деревья (что делают?) – роняют листья. Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

  • Как можно назвать их одним словом?
  • (Разноцветные).
  • Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,
  • -Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)
  • Вот и к нам злая тучка залетела
  • Физминутка под песенку «Виноватая тучка»
Добывание (сообщение и принятие) нового знания Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья? Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся. Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую. -Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая? Давайте проверим ваши высказывания. Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей). Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе. (Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).
Заключительная часть Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

  1. Чего пожелаем зайчику?
  2. -Чтобы не грустил.
  3. -Чтоб был осторожней.
  4. -Чтобы нашел себе друзей.
  5. Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)

Используемая литература:

  1. В .В. Гербова « Развитие речи в детском саду».
  2. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14294

Развитие речи средняя группа — Крук Ирина Леонидовна воспитатель МКДОУ № 26 г.Киров

  • НОД в средней группе «Урок
    вежливости»
  • Программное
    содержание: 
  • ·        
    Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к
    окружающим.
  • ·        
     Развивать способность оценивать своё отношение к
    позитивным и негативным поступкам. 
  • ·        
    Развивать связную, интонационную выразительную речь.
  • Словарная работа.
  • Грубый,
    жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый.
  • Предварительная работа.

Настольно-печатная
игра « Что такое хорошо, что такое плохо».

Рассматривание картинок с
изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра
«Помоги другу».

  1. Оборудование и материал.
  2.  Игрушка
    Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, цветок(разренанный)
    со словами вежливости.
  3.  Ход занятия
  4. Организационный
    момент
  5. Беседа
    «Буратино».

Дети
проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит
Буратино (отвернулся).

 Воспитатель:
– Ребята, посмотрите кто это?

 Дети: 
– Буратино.

 Воспитатель:
—  Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята,
скажите, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

  •  Дети: 
    – Поздороваться.
  • Дидактическая
    игра «Приветствие».
  • Педагог
    предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое
    время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте,
    привет.
  •  Воспитатель: 
    – Что нужно сказать после приветствия?
  •  Дети: 
    – Спросить разрешения пройти в группу.
  •  Воспитатель: 
    – И еще есть одна ошибка у Буратино?
  •  Дети: 
    – Спросить разрешения присесть.

 Воспитатель:  
– Дети, я думаю, Буратино все понял.  Давайте пригласим Буратино на наше
занятие и научим его вежливым, добрым словам.

  1.  Основная
    часть.
  2. Отгадывание
    загадок.
  3. Встретив
    зайку, ёж-сосед
  4. Говорит
    ему: «…»
  5.  (Привет!)
  6.  А
    его сосед ушастый
  7. Отвечает:
    «Ёжик, …»
  8.  (Здравствуй!)
  9.  К
    Осьминожке Камбала
  10. В
    понедельник заплыла,
  11. А
    во вторник на прощанье
  12. Ей
    сказала: «…»
  13.  (До
    свиданья!)
  14.  Неуклюжий
    песик Костик
  15. Мышке
    наступил на хвостик.
  16. Поругались
    бы они,
  17. Но
    сказал он «…»
  18.  (Извини!)
  19.  Трясогузка
    с бережка
  20. Уронила
    червяка,
  21. И
    за угощенье рыба
  22. Ей
    пробулькала: «…»
  23.  (Спасибо!)
  24.  Чудно
    пел среди ветвей
  25. Голосистый
    соловей,
  26. И
    ему на всю дубраву
  27. Воробьи
    кричали: «…»
  28.  (Браво!)
  29.  Толстая
    корова Лула
  30. Ела
    сено и чихнула.
  31. Чтобы
    не чихала снова,
  32. Мы
    ей скажем: «…»
  33.  (Будь
    здорова!)
  34.  Говорит
    Лиса Матрёна:
  35. «Отдавай
    мне сыр, ворона!
  36. Сыр
    большой, а ты мала!
  37. Всем
    скажу, что не дала!»
  38. Ты,
    Лиса, не жалуйся,
  39. А
    скажи: «…»
  40.  (Пожалуйста!)
  41.  Бегемот
    и Слон, поверь,
  42. Не
    пролезут вместе в дверь.
  43. Тот,
    кто вежливей, сейчас
  44. Скажет:
    «Только…»
  45.  (после
    вас!)
  46.  Муха
    Жу, хоть не хотела,
  47. В
    скорый поезд залетела.
  48. Ей
    букашки Фло и Фти
  49. Скажут:
    «…»
  50.  (Доброго
    пути!)
  51.  Дал
    Ивану царь Гундей
  52. За
    спасенье пять гвоздей,
  53. А
    Иванушка царю
  54. Говорит:
    «…»

 (Благодарю!).

Дидактическая
игра с  мячом « Вежливые слова»

Воспитатель
бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

 После
игры, дети подходят к столам с картинками. Рассматривание картинок с разными
поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. Группа
детей делиться на две команды.

 Дидактическая
игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

 Одна
группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут
на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и синий (плохие поступки)
кружки.

  • Стихотворение
    «Вежливые слова»
  • Нужно
    знать, как дважды два,
  •  Все
    волшебные слова.
  •  В
    день, пожалуй, раз до ста
  •  Говорить
    «пожалуйста».
  •  Папа
    разбил драгоценную вазу.
  •  Бабушка
    с мамой расстроились сразу.
  •  Но
    папа нашёлся, взглянув им в глаза,
  •  И
    тихо и робко он вот что сказал:
  •  —
    Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
  •  Пожалуйста,
    если можно, простите.
  •  Прослывёшь
    ты воспитанным, милым
  •  Если
    всем говоришь «большое спасибо».
  •  Не
    забудьте, что на прощание
  •  Нужно
    всем говорить «до свидания»!
  •  Игра
    « Наоборот»

 Ребята,
у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста,
собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны
подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас
получится волшебный цветок.

  1.  Слабый
    – сильный
  2.  Больной
    – здоровый
  3.  Злой
    – добрый
  4.  Плохой
    – хороший
  5.  Ленивый
    – трудолюбивый
  6.  Неряшливый
    – опрятный
  7.  Глупый
    – умный
  8.  Грустный
    – веселый
  9.  
    Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.
  10. Итог
  11.  Воспитатель: 
    – Ребята, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?
  12.  Дети:
    – Да, научился.

 Воспитатель:
– Да, действительно, он же у нас хороший ученик. Давайте подарим ему наш
волшебный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал.

Дидактическая
игра «Вспомни слово».

Дети
прощаются с Буратино и произносят слова вежливости.

Источник: https://www.sites.google.com/site/krukirina26/home/konspekty-zanatij/nod-razvitie-reci-srednaa-gruppa

Ссылка на основную публикацию