Кризисы в психоэмоциональном развитии человека знакомы всем и каждому, и не понаслышке. В жизни бывают такие периоды, когда устоявшиеся условия существования перестают соответствовать новым возможностям, потребностям и взглядам на окружающую действительность динамически развивающейся личности. Кризисы переходного и среднего возрастов – яркие тому примеры.
Но, оказывается, даже совсем маленькие дети переживают подобные, переломные в их жизни, моменты. Одним из которых считается кризис трёх лет у ребёнка. Когда малыш осознаёт, что он — самостоятельная личность. И пытается начать позиционировать себя так среди родных. А те далеко не всегда готовы к проявлению у крохи новых качеств.
Тогда в ход идут упрямство и строптивость, своеволие и деспотизм. Как средства борьбы внутреннего «я» маленького человека за равноправие и справедливость. Сам переход к новой модели взаимоотношений неизбежен. А вот осложнений и эмоциональных конфликтов при этом вполне реально избежать.
Если понять суть проблемы и принять своего ребёнка таким, каким он стал – повзрослевшим и самостоятельным, способным принимать решения и совершать поступки.
Кризисом трёх лет принято называть резкие изменения в поведении ребёнка, обусловленные объективными физиологическими и психологическими причинами.
Приблизительно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность
Однако возрастные показатели для таких изменений в данной формулировке весьма условны. Всё зависит от особенностей развития каждого отдельно взятого малыша. У кого-то этот период наступит раньше, у кого-то позже.
Примерно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя не частью своей матери, а как самостоятельную личность. И всё, что раньше было само собой разумеющимся, его новое «я» ставит под сомнение.
Кроха осознаёт, что его желания и потребности не всегда совпадают с тем, чего хотят от него родители. Но как донести это до окружающих? Как заявить о своём новом мировосприятии?
Малыш этого ещё не знает. И пытается действовать, используя те модели поведения, которые ему доводилось наблюдать у взрослых, или у других детей. Первые такие попытки очень несовершенны и неуклюжи.
Оказывается, вести себя «по-взрослому» не так-то просто. Отсюда – растерянность и нервозность. Отсюда — внутренние конфликты, которые имеют свойство находить выход. Отсюда — эмоциональная нестабильность, бунтарство, негативизм.
Психологи кризис трёх лет у ребёнка считают абсолютно нормальным и вполне закономерным явлением, которое отклонением не является и вмешательства специалистов не требует (за исключением очень редких случаев).
Но родителям советуют заранее ознакомиться с его признаками и разработать тактику поведения. Тогда взросление их чада, становление его, как личности, не ознаменуется истериками и скандалами, взаимными обидами и обвинениями. А пройдёт безболезненно и, даже, приятно.
Среди проявлений кризиса трёх лет — негативизм, упрямство, демонстративное поведение, истерики, агрессия
Проявления
«Осведомлён – значит, вооружён». Если вы будете знать симптомы трёхлетнего кризиса, вам легче будет его распознать. А значит, вы сможете действовать адекватно, и не совершите типичных ошибок. Это, наверняка, поможет справиться с ситуацией без лишних осложнений и потрясений.
Что может свидетельствовать о кризисе 3-х лет у ребёнка?
- Стремление всё и всегда делать самостоятельно.
- Бурная реакция на неудачи.
- Нежелание выполнять просьбы родителей, следовать их советам.
- Упрямство, порой граничащее с безрассудством.
- Своеволие и строптивость.
- Демонстративное поведение.
- Частые капризы, слёзы, истерики.
- Деспотизм, проявление агрессии по отношению к окружающим.
- Возникновение страхов (тишины, темноты, высоты, одиночества и т.п.).
Совершенно необязательно, что у вашего малыша будут присутствовать все перечисленные симптомы. У кого-то этот переломный момент протекает почти незаметно. А некоторым родителям, порой, кажется, что их любимого карапуза просто кто-то подменил.
Недостаток внимания вызывает у крохи чувство протеста
Причины и предпосылки
От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.
Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?
Когда кризис неизбежен?
- Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.
Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя развитию у ребёнка элементарных навыков.
Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах
- Когда с крохой поступают несправедливо.
Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.
- Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.
А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?
Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват
- Когда карапуз не уверен в себе.
Существует много схем построения взаимоотношений с детьми в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания или гиперопека – не самые лучшие из них.
Ограничивая ребёнка в самовыражении и контролируя каждый его шаг, вы рискуете сформировать у малыша чувство неуверенности в себе и привить ему комплекс неполноценности.
Слыша постоянную критику в свой адрес, малыш вынужден будет либо как-то отвечать на неё, либо замкнуться в себе и переживать всё в гордом одиночестве.
Но даже если вы стараетесь избегать погрешностей в воспитании своего любимого чада, вы ни в коей мере не застрахованы от проявлений возрастных кризисов у него. Быть может, они окажутся не такими ярко выраженными, но они неизбежны.
Другое дело, что в каждом таком кризисе, несмотря на все сложности, обычно ему сопутствующие, непременно заложено и позитивное содержание.
Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения
В процессе формирования собственного «я» трёхлетнего карапуза, в процессе отделения его личности от личности его мамы, малыш учится выражать свою точку зрения. Руководствоваться своим мнением и давать отпор, когда ему навязывают чужое.
Ребёнок, который умеет только слушаться, никогда не сможет построить равноправные отношения с другими детьми в коллективе. Для таких отношений нужно уметь не только подчиняться, но и настаивать на своём.
Этому и учит кризис трёх лет. Он неизбежен, как смена молочных зубов постоянными. Но если понять и принять происходящее, его, скорее, можно будет назвать ещё одной ступенью личностного роста ребёнка. Нежели кризисом, как таковым.
На данном этапе компромисс — это ваше главное оружие. Учитесь договариваться со своим маленьким упрямцем
Как реагировать родителям: советы психолога
Что же значит — «понять»? И что значит — «принять»? Как реагировать на открытое неповиновение, упрямство и агрессию совсем недавно послушного, адекватного и вполне довольного жизнью ребёнка?
Психологи советуют родителям при обнаружении первых признаков трёхлетнего кризиса у малыша, прежде всего, запастись терпением. Не обижаться на кроху, не злиться на него и ни в коем случае не проявлять ответную агрессию.
Такой переходный период может длиться от одного до нескольких месяцев. У каждого карапуза — по-своему. Не пытайтесь любой ценой сломить упрямство маленького бунтаря и подчинить его своей воле.
Соблюдайте спокойствие и учитесь договариваться. Компромисс – вот решение, которое на данном этапе сможет удовлетворить и вас, и пытающегося начать управлять своей жизнью самостоятельно карапуза.
Не бойтесь давать ребёнку поручения. Для него очень важно чувствовать себя нужным, быть частью повседневной жизни семьи
Пути преодоления
А теперь – немного конкретики. Как вести себя родителям, чтобы кризис трёх лет у их ребёнка прошёл безболезненно и продуктивно.
- Осознайте и примите взросление вашего малютки, как свершившийся факт. Чем раньше вы это сделаете, тем эффективнее сможете контролировать сам процесс становления личности ребёнка.
- Не пытайтесь переломить карапуза. Твёрдость проявляйте только в тех ситуациях, которые, действительно, по-другому решить нельзя. Если же возможны варианты, и они устраивают вас в равной степени, предлагайте крохе выбрать из нескольких тот, который будет приемлемым для него.
- Помните о правах маленького человека.
- Не ущемляйте его гордость.
Чётко обозначьте все табу, где компромиссы невозможны
- Чётко установите границы дозволенного. Ребёнок должен знать все табу, которые ни в коем случае нарушать нельзя.
- Всячески поощряйте стремление карапуза к самостоятельности. Иначе, как он приобретёт необходимые ему в жизни навыки? Это касается одевания-раздевания, еды, купания и др.
- Давайте малышу различные «взрослые» поручения. Так он будет чувствовать себя нужным и значимым. А ещё, таким образом, вы разовьёте в нём обязательность и чувство ответственности.
- Хвалите кроху, если он того заслужил.
Не забывайте хвалить и поощрять малыша, если он того заслужил
- Не бойтесь показать, что вы расстроены, а главное, объяснить, что именно в поведении малютки вас огорчает.
- В общении с малышом используйте преимущественно просьбы и советы, а не приказы.
- Помните, что в 3 года ребёнка довольно легко отвлечь игрой от чего бы то ни было. Пользуйтесь этим приёмом в особо бурные моменты. А уроки хорошего тона будете преподавать крохе в более благоприятное время.
Уделяйте ребёнку достаточно своего внимания, любите кроху настоящей родительской любовью — нежной и мудрой
Не думайте, что только вам тяжело в это время. Ребёнку тоже ведь приходится несладко. И он должен быть уверен, что в вашем лице всегда найдёт поддержку. Если кроха поймёт, что родители его понимают и готовы всячески ему содействовать, его растерянность, порождающая раздражение и агрессию, постепенно растворится, как утренний туман.
Любите своё чадо не безумной и слепой любовью, а искренней и мудрой. Любовью родительской – верной и нежной, но где-то и требовательной, и строгой. Только так вы сможете найти золотую середину, и воспитать в вашем ребёнке Личность.
Видео «Кризис 3-х лет – это полезно»
Источник: https://babyzzz.ru/3-6/care3/9305.html
Бунт на корабле, или кризис четырех лет у ребенка
Воспитание ребенка — ответственная миссия, в которой есть свои сложности. Многие дети в процессе взросления сталкиваются с различными психологическими барьерами.
Задача родителей — помочь малышу справиться с трудностями и перейти на новый жизненный этап.
Скрыть содержание
Что такое кризис четырех лет?
- Переход в новую возрастную группу осложняется тем, что ребенок становится своенравным, перестает слушаться родителей, меняет манеру поведения и бурно проявляет эмоции.
- Дети на этом этапе развития стремятся к самостоятельности: им хочется выразить свою индивидуальность, привлечь к себе внимание, бросить некий «вызов» взрослым.
- Малыш может стать агрессивным, замкнутым или грустным в зависимости от проблем, с которыми он сталкивается во время кризиса.
Причины возникновения
Психика малыша меняется, настроение становится непредсказуемым, а поведение — сумбурным. Период кризиса может сопровождаться истериками, протестами, всевозможными капризами и причудами.
Психологическое состояние ребенка может ухудшиться по нескольким причинам:
- недостаток внимания;
- дефицит общения;
- однообразный досуг;
- адаптация к новым условиям;
- давление со стороны родителей.
Окружающая среда оказывает существенное влияние на состояние ребенка. Если он чувствует себя некомфортно и не может поделиться с родными или сверстниками своими переживаниями, кризис усложняется.
Детям быстро надоедает одна и та же обстановка, она начинает их угнетать. Подрастающим ребятам требуется активный отдых с интересными развлечениями.
Очень важно, чтобы родители бережно относились к своему чаду и помогали ему преодолеть кризис 4 лет, установив причину проблемы.
Продолжительность
Кроме того, кризис может возникнуть в результате быстрого развития малыша (когда он опережает сверстников и приближается к следующему этапу — 5 лет).
Продолжительность кризиса зависит от различных факторов:
- образ жизни ребенка;
- отношения с родителями и сверстниками;
- наличие заболеваний, патологий;
- индивидуальные особенности малыша.
Кризис 4 лет можно назвать промежуточным этапом между важными периодами в жизни ребенка (3 года и 5 лет). Когда психика малыша меняется, он становится беспокойным и раздражительным. Тревожные симптомы усиливаются, когда приближается переломный момент.
Длительность кризиса зависит от темперамента ребенка, его личных качеств и метода воспитания, который используют родители.
Дети переживают изменения по-разному: одни спокойно реагируют на происходящее, а другие — резко и очень эмоционально.
В общей сложности трудный период может продлиться от нескольких недель до одного года (в некоторых случаях срок может быть иным).
Внимательные родители сразу замечают перемены в поведении своего чада. Чем скорее выяснится, что у ребенка наступил кризис, тем проще будет справиться с ним.
Тревожными сигналами считаются следующие моменты:
- стремление ребенка к одиночеству;
- апатия (безразличие к происходящему);
- агрессивность, плаксивость;
- повышенная эмоциональность;
- кардинальные изменения в поведении;
- упрямство, протесты, возражения на любые просьбы.
Распознать кризис не составит труда, если заметны явные нарушения психологического состояния. Ребенок может стать гиперактивным или наоборот, слишком пассивным.
Физиологическими признаками наступления кризиса являются:
- нарушения сна;
- потеря аппетита;
- снижение иммунитета;
- упадок сил, слабость.
- Ребенок может устраивать бойкоты или задавать очень много вопросов, вести себя неадекватно.
- В состоянии кризиса малыш может пробовать неприемлемые формы самовыражения (употребление бранных слов, намеренное непослушание во всем, насмешки над окружающими).
- Кризис 4 лет — период, когда ребенок становится менее управляемым и более эгоистичным.
Как помочь ребенку преодолеть кризис
Первое, что нужно сделать — установить доверительные отношения с малышом. Общение с родителями должно вызывать у него положительные эмоции и желание делиться своими переживаниями.
Нужно тактично, но доходчиво объяснить ребенку, что он делает не так. Разговор следует вести в непринужденной форме, но с убедительными и понятными аргументами.
В процессе общения надо следить за реакцией малыша: если обсуждаемая тема вызывает у него сильные негативные эмоции, беседу лучше отложить на другой день.
Во время кризиса ребенок нуждается в поддержке, заботе и понимании со стороны взрослых. Если у малыша возникли трудности в общении со сверстниками, нужно разобраться в причинах данной проблемы.
Можно понаблюдать, как он общается с другими детьми, чем они отличаются от него. Родителям нужно понять, почему малышу сложно общаться со сверстниками.
Следующий шаг — научить ребенка хорошим манерам и объяснить ему, как реагировать на разные ситуации.
Кризис — тяжелое состояние для малыша, поэтому родителям нужно подбадривать его и уберегать от развития фобий, комплексов.
Воспитательный процесс должен быть естественным: общение в доброжелательном ключе, без лишней строгости.
Нужно следить за тем, чтобы ребенок вел себя порядочно. Легкие наказания допустимы, но только в приемлемой форме и в крайнем случае, когда другие методы воспитания не действуют.
Чего нельзя делать
Можно временно ограничивать ребенка в развлечениях, но нельзя применять к нему физическую силу или устраивать скандалы, говорить оскорбления. Все это негативно отражается на детской психике и подрывает авторитет родителей.
Лучше выяснять все вопросы спокойно, без нравоучений и упреков. Ребенок должен чувствовать, что он может доверять родителям и рассчитывать на их помощь.
Нельзя чрезмерно опекать свое чадо, ограничивая его возможности во всем. Пусть малыш в некоторых вопросах проявляет самостоятельность.
Контроль взрослых не должен быть слишком заметным для подрастающего ребенка. Нужно соблюдать меру и понимать, когда лучше предоставить ему свободу, а когда надо усилить контроль.
Первое допустимо в процессе творческих занятий, а второе — в вопросах, связанных с безопасностью и здоровьем ребенка.
Нельзя часто критиковать малыша или наоборот, хвалить по любому поводу.
Крайности чреваты тем, что у ребенка может сформироваться заниженная или завышенная самооценка.
Любая критика должна произноситься в форме, доступной для детского восприятия (убедительной, но не уничижительной).
Похвала должна быть заслуженной, по делу. Можно поощрять ребенка, но нельзя его постоянно баловать.
Нельзя позволять малышу манипулировать взрослыми, не стоит потакать всем его капризам. Нужно четко разделять моменты, когда снисходительность уместна, и ситуации, когда это недопустимо.
При общении с детьми надо избегать ссор, криков и негативных формулировок. Сложные вопросы можно разрешить мирным путем, проявляя терпение, чуткость и доверие по отношению к ребенку, подбирая для него правильные слова.
В таком случае шансы на то, что кризис пройдет быстро и безболезненно, значительно возрастут.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: http://MamaLiza.com/zdorove/krizisy/chetyrekh-let.html
Кризис 3 лет у ребенка: психология, признаки и советы родителям
По мере взросления каждый человек проходит через кризисы — переломные моменты в развитии личности.Кризис 3 лет у детей— серьезное испытание для ребенка и родителей.
Ласковые послушные малыши превращаются в агрессивных, непослушных маленьких монстров. Чтобы не навредить ребенку, помочь выйти на следующий этап развития, родителям нужно знать симптомы кризиса, быть терпеливыми, внимательными.
Тогда кризисный период пройдет быстрее, легче.
Причины развития кризиса
Кризис — необходимый этап развития личности. Достигнув определенного возраста, малыш должен получить новые навыки, приблизиться ко взрослой, сформировавшейся личности. Этот процесс достаточно сложный, поскольку заставляет малыша по-новому оценивать себя.
Его подробным изучением занимался выдающийся русский психолог Л. С. Выготский. Он определил, что у детей есть зона актуального развития —навыки, которыми малыш уже обладает, и зона ближайшего развития. Наличие зоны ближайшего развития является основной причиной возникновения кризисов.
Психологический кризис связан со становлением самосознания. Положительным исходом становится развитие самостоятельности, развитие волевых качеств, становление новых, более качественных отношений с членами семьи.
В некоторых случаях родители отмечают, что ребенок не выказывает негативных проявлений. Раньше спокойное течение кризиса воспринималось, как задержка развития личности.
Оценивать результативность следует по результатам: если малыш приобрел необходимые навыки, причин для беспокойства нет.
Что влияет на развитие кризиса?
Внешние факторы могут повлиять на возникновениекризиса у ребенка. Психологиявыделяет следующие причиныкризиса 3 лет у ребенка, влияющие на нормальное формирование личности:
- Психические, физические патологии. Наличие заболевания затрудняет нормальное развитие психики. Кризисы наступают позднее положенного возраста, протекают сложнее, острее. Дети с аномалиями развития застревают в переломной фазе. В этом случае обязательна совместная работа родителей, психолога и дефектолога, которая компенсирует действие патологии.
- Генетическая склонность. Некоторые особенности характера проявляются только при определенных обстоятельствах, которые способствуют развитию паттернов поведения, передающихся по наследству. Если родители малыша с трудом преодолели собственный кризис, не смогли обрести нужные навыки, ребенку сложно переломить семейный сценарий.
- Авторитарное воспитание. Подавляющие агрессивные родители — дополнительный фактор стресса, мешающиймалышу стать самостоятельным.
- Неблагоприятная социальная обстановка. Иногда при благополучной ситуации в семье внешние обстоятельства перевешивают, влияют на личность ребенка. Например, грубая, излишне строгая воспитательница в детском саду. Она —значимый взрослый и может поведением нанести малышу психологическую травму.
Воздействие факторов, влияющих на развитие личности, можно минимизировать, компенсировать. Для этого потребуется приложить больше усилий, чем в благоприятной ситуации.
Симптомы
Кризис трех лет подробно изучен в современной психологии. Специалисты определили основные симптомы, которые подскажут родителям о начале переломного момента. Выготский назвал эти признаки «созвездием симптомов»:
- Упрямство. Трехлетка будет настаивать на своем мнении. Главное — добиться от взрослого послушания.
- Строптивость. Выражается в отрицании усвоенных поведенческих норм. Малыш бунтует против установившейся системы воспитания в семье. Его непослушание безлично, обращено ко всей семье, а не к конкретному взрослому.
- Негативизм. Стремление делать наперекор взрослым. Отношение взрослого к ребенку не влияет на проявление негативизма: малыш может выполнять требования матери и игнорировать отца. Его главное стремление — сделать наперекор, наблюдать за реакцией взрослых.
- Протест. Необходим для развития воли. Ребенок бурно оспаривает даже незначительные просьбы родителей, стараясь добиться уважения к своему мнению. Он бескомпромиссно отстаивает свою самостоятельность.
- Деспотизм. Ребенок заставляет родителей подчиняться своей воле. Он ведет себя как маленький тиран, вынуждая членов семьи выполнять его желания. Он может быть жесток по отношению к младшим братьям и сестрам, ревновать их, проявлять физическую агрессию.
- Своеволие. Попытки выполнять действия самостоятельно. Поскольку большинство задач малышу не под силу, взрослые не позволяют ему проявить инициативу и провоцируют более сильное проявление конфликтного поведения.
- Обесценивание. Проявляется в отказе от прежних привязанностей. Ребенок может ломать любимые игрушки, грубить родителям, воспитателям.
Необходимо понимать, что детское непослушание— норма. Не научившись отстаивать свое мнение, малыш будет чувствовать себя неуверенно. Это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии, помешает освоению базовых социальных навыков.
Как вести себя родителям?
Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.
Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:
- Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
- Находить компромиссы. Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
- Уступать в мелочах. Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
- Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
- Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
- Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
- Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.
При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:
- запрещать проявление негативных эмоций;
- сравнивать ребенка с другими детьми;
- применять физические методы наказания.
Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.
Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.
Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать.
Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью.
В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.
Тревожные симптомы
Иногдадети не справляются с кризисом. Малыши становится капризными, истеричными, быстро разочаровываются, не пытаются улучшать навыки. Они не меняются, как будто навсегда застряв в трехлетнем возрасте. В тяжелых случаях ребенок становится агрессивным, может представлять реальную опасность для других детей.
Тревожные признаки:
- Страх самостоятельности. Суть кризиса трех лет — настойчивое проявление самостоятельности. Если малыш, наоборот, отказывается от самостоятельности, продолжает рассчитывать на помощь родителей, это говорит о замедленном развитии. В детском возрасте это не кажется проблемой, но с возрастом ребенку сложнее становиться самостоятельным.
- Отстраненность от родителей. Для малыша важен эмоциональный, тактильный контакт с родителями. Он стремится вызвать отклик, его истерика—попытка достучаться до взрослых. Но если ребенок отстранен, не любит объятий, показывает четкую негативную или безучастную реакцию на попытку контакта, это говорит о нарушениях психического развития: аутизме или расстройстве шизоидного спектра.
- Склонность к садизму. Детский садизм, т. е. стремление причинять страдания другим людям, отличается от взрослого деструктивного поведения. Осознав себя как личность, ребенок понимает, что другие люди также являются самостоятельными личностями. Но поскольку у него еще не развито сочувствие, умение сопереживать, он продолжает вести себя эгоистично и ставить свои потребности на первое место. Если он хочет взять игрушку, он не замечает других детей, который уже с ней играют, не реагирует на их плач и протесты. Это нормальный период развития психики, который нужно переждать. Но если ребенку доставляет удовольствие наблюдать за страданиями других детей, он специально их провоцирует, нужно обязательно посетить детского психолога.
Своевременное обращение к психологу поможет избежать тяжелых осложнений. Психолог подберет подходящую тактику поведения, используя которую, родители смогут выстроить адекватные отношения и помочь малышу справиться с усиленной нагрузкой на психику.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-3-let.html
Кризис 3 лет у детей — Как помочь ребенку
Подробности Советы психолога
Под кризисом 3 лет у детей понимается — резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.
Симптомы кризиса 3 лет у детей
- Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
- Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
- Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
- Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
- В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
- Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
- Малыш становится упрямым.
- Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
- Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
- Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
- В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
- Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
- Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Интересные статьи родителям о воспитании детей:
- Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.
- Уход за кожей лица после 30 лет: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.
- Компьютер и дети — контролировать или нет время детей за компьютером: Как наладить общение с «компьютерными» детьми-подростками.
Доктор Комаровский «Кризис 3 лет» или «Непослушный ребёнок» Видео
Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с «трудным» ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Как помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него — певица Даша Медовая с семьей
Причины кризиса 3 лет у детей
Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько длится кризис 3 лет у детей?
В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье.
Понятие «Кризис трёх лет» весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 — 4 лет.
Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
- Полезные статьи для родителей по воспитанию детей:
- Стили семейного воспитания: характеристика стилей, к каким последствиям может привести тот или иной выбранный стиль воспитания.
- Развитие речи ребенка 3- 4 лет: характеристика особенностей нормального хода речевого развития детей.
Кризис 3 лет психология
Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».
Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:
- Становление нового уровня самосознания.
- Стремление к самостоятельности.
- Развитие волевых качеств, активности.
- Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.
Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?
Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.
В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.
Кризис 3 лет у детей — Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:
- Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
- Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
- Проявляйте чуткость и терпение.
- При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
- Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
- Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
- Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
- За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
- Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
- Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.
- Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.
- Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.
- Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
- Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
- Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
- Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
- Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
- Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие ребенка» ЗДЕСЬ.
- Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
- В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.
- Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
- Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: «Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!» вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: «Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец».
Источник: http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/58-krizis-3-let-ya-sam
Как преодолеть кризис семи лет?
Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно совпадает с моментом, когда малыш идет в школу. Причем все начинается как-то вдруг. Более-менее спокойное, достаточно беспроблемное чадо в один миг превращается в своенравного, кривляющегося ребенка, мало реагирующего на обычные просьбы родителей. Отчего все это происходит?
В психологическом смысле кризис – это расхождение между существующими потребностями и условиями жизни или уровнем развития.
Например, у малыша появилась потребность в самостоятельности, а условия таковы, что одеться он не может без помощи родителей.
У него потребность, чтобы к нему относились, как к взрослому, но он еще не готов брать на себя ответственность за свои поступки, и родители поступают с ним, как с ребенком. Все это ваша история? Не волнуйтесь!
В чем дело?
Прежде всего происходит много изменений на физиологическом уровне. В этом возрасте идет интенсивное созревание организма. 6–7 лет называют возрастом смены зубов и вытягивания тела. Быстро развивается кора больших полушарий, в частности, лобный отдел.
Это является основой для формирования произвольности – умения планировать свои действия и прогнозировать их последствия. Ребенок начинает лучше понимать игры, в которых есть определенные правила.
Если четырехлетка, играя в прятки, поскорее вылезает из шкафа, когда папа нарочито спрашивает «А где наш Ваня?», и кричит: «Вот он я!», то шестилетка уже отлично понимает правила и сидит до последнего.
Возрастает общая подвижность нервных процессов, особенно – процессов возбуждения. Поэтому 6–7-летние дети обычно непоседливы, подвижны и эмоционально нестабильны.
Их настроение может резко меняться от слез до заливистого смеха в течение десяти минут.
Также для детей этого возраста характерны слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают страхи, агрессия, истерики.
Кризис – это не только сложности, конфликты и обессиленно вздыхающие в попытках справиться с ребенком родители.
При благоприятном (что не означает бесконфликтном!) течении кризис – это возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки; это возможность преодолеть трудности и положить себе в копилку способы их решения.
Психологические симптомы кризиса семи лет делятся на три группы: негативные, нейтральные и позитивные.
Негативные симптомы – это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований).
Ребенок часто вступает в споры и конфликты, начинает оспаривать или игнорировать ранее выполняемые обязанности. Иногда эти изменения нарастают постепенно, иногда – появляются внезапно.
Например, после возвращения с летнего отдыха до этого спокойный ребенок вдруг становится неуправляемым или плаксивым. Прежде по первому зову ложащийся в постель в 9 часов вечера, теперь он начинает заявлять, что уже «взрослый» и будет со всеми смотреть телевизор.
В ответ на просьбу сделать что-то (убрать игрушки или заправить постель) ребенок может делать вид, что не слышит, или говорить, что очень занят.
Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и их можно понять: совсем недавно подобные ситуации не вызывали никаких проблем.
Между тем для ребенка такие симптомы – необходимый для взросления этап «примерки» на себя новых ролей. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность.
Для него взрослость – это прежде всего свобода поступать так, как хочется.
Кроме того, в словесных спорах, нередко выматывающих родителей, развивается логическое и абстрактное мышление малыша, формируется способность отстаивать свою точку зрения.
- Нейтральные симптомы – это новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости».
- Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьезным видом рассуждает о политике или устройстве мира.
- Позитивные симтомы – это приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса.
- К ним относятся возросшая само стоятельность, интерес к школе и к занятиям, появление новых увлечений.
ЧЕМ КРИЗИСНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ
Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют: дети, у которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к самостоятельности), лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.
Это объясняется тем, что они быстрее и активнее своих сверстников изучают меняющуюся ситуацию, примеряя на себя новые социальные роли. Дети с пассивными формами непослушания (капризы, плаксивость, гиперчувствительность к критике) и слабыми проявлениями самостоятельности обладают меньшей психологической готовностью к школе.
Зачем ребенку кризис?
Значение любого кризиса – разрешение конфликта между готовностью что-то делать и способностью к этому, а также приобретение новых навыков. Какие позитивные изменения происходят при разрешении кризиса семи лет?
Самое главное для этого периода – у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника»,
Источник: http://zolotou.com/statii/rolditeljam-na-zametku-83/krizis-semi-let-preodolevaem-vmeste
Кризис трех лет у ребенка: как легче преодолеть его?
Детские психические расстройства
01.12.2017
4.2 тыс.
2.8 тыс.
7 мин.
Каждый ребенок в возрасте от 2 до 4 лет переживает важный этап развития психики — кризис трех лет или негативизма. Проявляется он отрицанием всего, что раньше принималось без проблем, вспышками истерик и перепадами настроения.
Родители часто путают это явление с капризами и пробелами в воспитании, поэтому действуют неправильно, тем самым теряя доверие ребенка. Кризис трех лет тяжело переносится и мамой, и папой, и самим малышом.
Знание основных психологических особенностей поможет преодолеть его правильно.
Кризисом в психологии называется переломный момент, когда человек не знает, как действовать дальше — то, что раньше срабатывало, вдруг перестает быть эффективным. В возрасте от 1,9 до 4 лет в развитии психики малыша происходят перемены и он начинает себя воспринимать себя как отдельную от родителей, в частности мамы, личность.
До этого времени в понимании ребенка мать была частью его самого, и он всегда следовал за ней. Поэтому еще одно его название — кризис сепарации, то есть отделения. Это важный и необходимый этап становления личности, в ходе которого ребенок становится более самостоятельным.
От него в это время можно часто услышать «я сам» и наблюдать, как он отказывается в помощи старших.
На начальном этапе этого перелома малыш не знает, как вести себя, поэтому использует доступные для его возраста методы: слезы, истерики, упрямство.
Называется этот период еще кризисом негативизма, потому что главными словами ребенка становятся «нет», «не хочу», «не буду», «не надо». Причем произносить их он может еще до того, как ему что-то предложили, и не всегда его отказ выражает истинное нежелание.
Взрослые обязаны помочь ребенку справиться с этим не простым этапом, чтобы дальнейшее его развитие было здоровым.
При характерной индивидуальности каждого ребенка, проявляется кризис трех лет у большинства детей следующими признаками:
- 1. Отрицание всего и непослушание. Ребенок начинает протестовать буквально всегда — он отказывается сложить игрушки, одеться на улицу, есть, спать, идти в сад, почистить зубы и делать многое другое. Если он уже достаточно хорошо говорит, то способен дополнять свой отказ фразами типа»Не хот этот суп, он противный», «Не пойду в сад, воспитательница плохая» и подобными репликами. Родители, которым удастся посмотреть на эти ситуации со стороны, могут заметить один важный момент. Такое поведение имеет место тогда, когда мама и папа перестают быть для малыша защитниками и находиться на его стороне. Например:
- он просит конфету или какую-то заинтересовавшую его вещь, а ему отказывают.
- в доме тепло, а от него требуют надевать зимнюю одежду, потому что где-то вне помещения холодно;
- ребенок увлечен игрой, вторгается мама с требованием обедать, а потом спать.
В сознании маленького человека, который еще не умеет отчетливо говорить, формируется убеждение, что как только он научится высказывать свои требования и его речь начнут понимать, — он будет получать желаемое. Когда этого не происходит, он страдает.
Детский мозг его еще не зрел, и он не умеет контролировать эмоции, поэтому гнев и отчаяние поглощают его полностью. Чем больше запретов и диктатуры в воспитании ребенка, тем чаще возникают вспышки отрицания, переходящие в истерики.
- 2. Желание все делать самостоятельно. Он начинает осознавать себя отдельной от родителей личностью и стремиться справиться со всем сам. Даже если это занимает много времени и рушит планы, ему это необходимо. Это сложное открытие для ребенка, ведь с одной стороны появляются новые возможности, с другой — это что-то неизвестное, а значит, страшное. Пресечение таких попыток приводит к отрицанию.
- 3. Нехарактерное ранее или характерное в гораздо меньшей мере упрямство. Ребенок будет отстаивать свою позицию и желания всеми доступными для него способами: криками, плачем, имеющимися словами, драками. Это естественно и свидетельствует о его нормальном развитии.
- 4. Обесценивание. Во время очередного скандала обожаемая раньше мать может услышать от ребенка, что она плохая и он ее не любит.
- 5. Деспотизм. Чаще всего проявляется у тех малышей, которые являются единственным ребенком в семье. Они начинают требовать беспрекословного подчинения от взрослых, и любой отказ им подчиняться заканчивается истериками.
Эти признаки проявляются у каждого ребенка по-разному: у одних все и в полной мере, у других один и неярко.
Четких временных рамок данного периода нет, этот вопрос индивидуальный. У одних детей он начинается с 2 и длится до 4 лет с ярко выраженными симптомами. У других проходит за несколько недель, сопровождаясь некоторыми вспышками характерного поведения.
Повлиять на продолжительность кризиса негативизма можно, выбрав правильную стратегию.
Есть несколько методов пережить этот непростой для ребенка и взрослых период. Некоторые из них эффективны на первый взгляд, но только усугубляют проблему. Они связаны с негативными эмоциями детей или родителей. Главная опасность — психологические травмы и потеря доверия между самыми близкими людьми.
Другие методы гораздо сложнее в реализации, но результатом их внедрения будет здоровая психика ребенка и его теплые отношения с родителями.
Некоторые нерекомендуемые стратегии поведения применяются на протяжении многих лет. Кратко об основных из них:
- 1. Запугивания. Простой, но опасный метод. Суть его в том, что родители для успокоения ребенка пугают его: «дядя заберет», «Баба Яга придет», «отдам тете», «сейчас уйду и останешься сам». Ребенок верит, пугается и успокаивается, но не потому, что он понимает, насколько неприемлемым является его поведение и делает выводы. Он ничему не учится в таких ситуациях, а только старается себя обезопасить.
- 2. Крики и удары. Такие действия от людей, которые для малыша являются источником защиты и заботы, разрушают привязанность между ними. В минуты истерики ребенку плохо, а его за это наказывают. В будущем он не будет делиться своими проблемами и переживаниями с родителями, потому что в его сознании сформируется установка, что когда он страдает, мама и папа его еще больше»добивают». Доктор Евгений Комаровский критикует этот способ, утверждая, что когда ребенка бьют дома, но не бьют в садике и школе, малыш будет»отрываться» на учителях и воспитателях. Он же советует родителям, которые не способны решить вопрос по-другому, самим идти к семейным психологам.
- 3. Лишение ребенка удовлетворения некоторых физиологических потребностей: еды, сна. Можно обыграть ситуацию и не давать ему только любимую вкусную еду на время.
- 4. Потакание, вызванное боязнью расстроить малыша. Многие ошибочно принимают решение ни в чем ему не отказывать за безграничную любовь. На самом деле это слабоволие взрослых и нежелание искать более грамотный метод. Это приводит к тому, что ребенок вырастает не готовым к противостояниям других людей и у него формируются комплексы.
Пользуясь такими методами, удается получить только кратковременный эффект — заставить ребенка замолчать. Никакой ценности для нормального развития личности они не несут, только вред.
Первое, что нужно уяснить взрослым — ребенок 2-3 лет не способен делать что-то на зло. Это доказано многочисленными исследованиями и связано с физиологией — участки мозга, отвечающие за прогнозирование ситуации и реакции на нее другого, не созрели.
Главный конфликт кризиса негативизма в том, что малыш, осознавая широкий спектр своих возможностей, считает себя взрослым, но при этом остается зависимым от родителей.
Для его решения следует попробовать вести себя такими способами:
- 1. Твердо, но доброжелательно и терпеливо отстаивать свою точку зрения. Нужно сделать усилие над собой и не поддаваться естественным эмоциям — это умение отличает взрослых от детей. Важно следить за тоном и словами, которые произносятся ребенку и не уступать, если решительно настроены отказать ему. Главный момент — в ходе этого словесного и эмоционального»спаринга» у малыша не должно возникать сомнений, что родитель на его стороне, любит его и уважает, а все его действия направлены на благо ребенка. Применять целесообразно в тех случаях, когда желания малыша могут угрожать его жизни или здоровью, противоречат принципам морального воспитания в этой семье: играть с ножом, обижать тех, кто слабее.
- 2. Если ситуация не критичная и можно уступить, — это нужно сделать. Важно преподнести свое решение правильно»Не хочешь эту кашу, не вкусная она тебе — не ешь, просто она дает много сил и от нее хорошо растут, поэтому я ее для тебя приготовила». В таких мелочах важнее сохранить теплые отношения и дать ребенку»победить», чем до конца стоять на своем.
- 3. Искать компромисс — не хочешь убирать игрушки сам, давай сделаем это вместе. Наблюдая реакцию, можно заметить, как важен для ребенка пример взрослого, который сам выполняет то, чего требует.
- 4. Позволять малышу делать самостоятельно то, что ему по силам, даже если это заберет много времени. Если у ребенка что-то не получается, лучше постараться его научить, чем делать это самим. Ему важны эти маленькие победы.
- 5. Переключать внимание на игру: «Кто быстрее съест котлету?», «Кто быстрее наденет сапоги?», «А давай отправимся в экспедицию для поиска пропавших машинок!» и т. д.
Конфликт — это не всегда ссоры или драки, это просто несовпадение интересов. Умение вести себя в конфликте — то, чему учится ребенок во время кризиса негативизма. Если его подавлять своей силой — он будет позволять это делать другим на протяжении всей жизни. Важно, чтобы во время столкновения с родителями малыш получал разные типы ответных реакций.
В критические моменты родителю важно быть властным и заботливым. Он иногда уступает и идет на компромисс, но остается ответственным за своего ребенка, а значит, принимает окончательные решения. Самые важные аспекты семейного воспитания — любовь и достаточное количество внимания — должны всегда доминировать.
Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/children/krizis-trex-let-u-rebenka.html