Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

Многие родители учат детей не воспринимать предметы, а лишь использовать чужие знания. К примеру, вместо похода в зоопарк они дают малышу книжку с картинками зверей, тем самым искажая у собственных детей основы понимания внешнего мира.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияСенсорное развитие надо начинать с первых дней жизни

Так что же такое сенсорное развитие и почему оно так важно для детей?

Согласно словарям, сенсорное развитие – это комплекс представлений о различных свойствах и качествах того или иного предмета. Например, это вкус, цвет, запах, форма, величина, тактильные ощущения и так далее. В раннем возрасте сенсорное развитие выполняет роль основы для интеллектуального развития.

Именно поэтому так важно с раннего возраста научить детей воспринимать предметы и явления не в искаженном (описательно-книжном), а в их реалистичном виде.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияСенсорное развитие включает такие параметры

Как стимулировать развитие у ребенка в том или ином возрасте?

До года

В этом возрасте для детей особенно важно получение новых впечатлений. Поэтому заботливым родителям необходимо окружить ребенка всеми необходимыми условиями: яркие игрушки различных цветов, форм и размеров отлично выполнят роль первого тренера в развитии.

С 1 месяца Вы можете начать активные занятия с ребенком:

Слух

Детей привлекают резкие, но не очень громкие звуки, поэтому обязательно приобретите несколько погремушек или мелодичных колокольчиков. Игрушку лучше располагать на большом (около 70 сантиметров) расстоянии от ребенка. В самом начале несколько раз потрясите погремушку или позвените колокольчиком. Когда малыш обратит внимание на звук, перенесите источник звука вправо или влево.

Зрение

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияРазвитию зрения способствуют игрушки-подвески

Поместите яркий и крупный предмет (например, воздушный шар или мягкую игрушку) на расстоянии 70-80 сантиметров от малыша. Как только взгляд ребенка хотя бы ненадолго задержится на игрушке, плавно переместите ее в сторону. Повторяйте это упражнение 3-4 раза с небольшими перерывами.

Осязание

Проводите небольшие по продолжительности сеансы массажа, а также давайте малышу большие и безопасные игрушки, чтобы он играл с ними (большой популярностью у детей пользуются всевозможные кубики, большие куклы и машинки). Давая игрушку, обязательно спрашивайте ребенка, как она называется.

Если эта игрушка новая для ребенка, скажите ему: “это собачка, она говорит гав-гав” и так далее. Тогда у ребенка будет формироваться первое восприятие собаки через игрушку.

Дети 1-2 года

В таком возрасте у детей начинают развиваться причинно-следственные связи, которые обязательно необходимо подкреплять. Можно приобрести для ребенка специальные игрушки, которые реагируют на нажатия (отличным вариантом будут милые зверята, вылезающие из коробок, либо издающие звуки, если потрясти коробку).

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияСенсорные игрушки для маленьких

Главный критерий – игрушка не должна быть опасной для детей, либо пугать их.

Также отличной игрой будут ритмичные постукивания. Вы можете проводить их в любое время: во время купания, обеда, просмотра нового фильма и так далее. Благодаря таким занятиям, у детей появляется не только чувства ритма, но и умение слушать других людей.

Кроме того, в этом возрасте можно начать знакомить ребенка с животными: вместо того, чтобы показывать малышу фотографии экзотических зверей, сводите его в зоопарк.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияПоход в зоопарк и знакомство с живой природой — важный этап сенсорного развития

Пусть лучше у детей сформируется истинное представление о небольшой группе животных, чем он будет черпать неверные знания из книг, постепенно превращаясь в теоретика, не способного фантазировать.

Также развить фантазию ребенка поможет рисование. Помните, что рисовать можно практически чем угодно: карандашами, фломастерами, различными красками, раскрашенным соленым тестом, разноцветным песком и так далее. Не забывайте хвалить все рисунки ребенка, чтобы у него появлялся стимул развиваться дальше.

Использование пазлов тоже приносит свои успехи: поскольку малышу трудно обращаться с мелкими деталями, используйте картинки форма а4-а5, разрезанные на 4-8 квадратиков.

Выбирайте вид картинки так, чтобы у ребенка был интерес собирать ее. Например, мальчикам придутся по душе пазлы с машинками или роботами, а девочкам – с куклами или принцессами.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияСенсорный коврик-пазл для маленьких

Дети 2-3 года

Обычно многие родители начинают чтение книг именно в этом возрасте, боясь, что до 2 лет малыш просто не поймет сути занятия, и оно быстро ему наскучит.

На самом деле, знакомство малыша с книжками можно начинать с самого раннего возраста: вначале читайте малышу вслух разные сказки на ночь, затем показывайте ему картинки к этим сказкам.

Таким образом, у ребенка начинают сформировываться новые понятия и образы (например, при рассказе сказки “Красная шапочка” родитель может объяснить малышу, что такое красный цвет, кто такой волк, почему бабушки носят очки и так далее).

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияДеревянные пазлы — отличное пособие

Отличной идеей будет использование развивающих альбомов или книжек. Причем, вовсе не обязательно покупать их в магазине за огромные деньги: замечательные книжки получаются даже из ненужных обрезков ткани, если создавать развивающую книжку с душой и воображением! Что может присутствовать в книжке?

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияИгра-аппликация с пуговицами

  • Кармашки с различными мелкими предметами, которые ребенок сможет ощупывать (отличным вариантом будут рисовые зернышки, маленькие шишки, крошечные бусинки и любые крупы). Помните, что все кармашки должны быть плотно закрытыми, чтобы малыш случайно не достал из них содержимое и не подавился им.
  • К одной из страниц можно прикрепить замочки и крупные пуговицы. Застегивая и расстегивая их, малыш не только улучшит мелкую моторику ручек, но и приобретет навыки, полезные в быту.
  • Такой же прием можно сделать со шнурками или ленточками: пусть крошка продевает их в дырочки или завязывает узлом, тем самым тренируя свой глазомер.
  • Для девочек чудесной идеей будет бумажная куколка, которую малышка будет одевать в красивейшие платья.
  • Можно прикрепить к страничке крышечки от сока, чтобы малыш учился самостоятельно закрывать и открывать их. Это не только развивает мелкую моторику рук, но и полезно в быту.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияРабота с пластилином играет важную роль в развитии сенсорики и моторики

3-4 года ребенку

В данном возрасте пора основательнее знакомить малыша с окружающей средой и основами логических понятий. Таким образом, к 4 годам малыш должен уметь следующие вещи:

  • Отличать из группы и уметь рассказывать хотя бы несколько слов о домашних животных (это должны быть не только кошка, собака и хомяк, но и корова, коза, свинья, лошадь и так далее – не менее 10-15 видов).
  • Знать названия и отличительные признаки нескольких птиц, насекомых и рыб (стремитесь выбирать для изучения не очень сложные названия: акула, попугай и так далее).
  • Знать названия и отличительные признаки 5-10 цветов и деревьев.
  • Отличать друг от друга явления природы.
  • Понимать основные материалы, из которых изготовлены предметы (дерево, металл и так далее).

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияИгрушки из стекла детям очень нравятся

Методики сенсорного развития

Для обучения отлично подходят следующие методики:

Частые прогулки

Не спешите бежать домой, если вдруг начался дождь – это отличный способ объяснить ребенку отличие дождя от снега, мокрого от сухого и холодного от горячего. Также зимой надо как можно больше тактильно “общаться” со снегом: лепить снеговиков, делать снежных ангелочков, играть в снежки или просто валяться в снегу.

Прогулки на природе с детьми должны быть в любую погоду

Использование карточек

Купите, либо распечатайте на цветном принтере картинки различных животных. Насекомых, рыб, птиц и цветов (для большей сохранности получившиеся карточки можно заламинировать).

Далее игры могут идти по нескольким направлениям: Вы можете искать пару для каждого изображения (это задание прекрасно развивает память), играть в “найди лишний предмет” (ребенок будет учиться мыслить логически, подмечая отличия и сходства какой-либо группы).

Сенсорный короб с зерном и крупами придумала Мария Монтесорри

Также вы можете распечатать черно-белые карточки и раскрашивать их с малышом (тогда он намного лучше усвоит материал, ведь пособия создавались практически своими руками!).

Музыкальные игры

Особенно интересны игры, сделанные своими руками: к примеру, можно взять небольшие коробочки или баночки (из-под лекарств, от киндер-сюрпризов и так далее) и наполнить их разными сыпучими материалами: песком, бусинками, различными крупами и так далее.

Главный критерий – звук, издаваемый каждой коробочкой, должен отличаться от других. Далее Вы несильно трясете коробочку, а ребенок пытается угадать, что же там внутри.

Еще один вариант – изготовление парных коробочек (в таком случае малыш должен повторить услышанный звук).

Музыкальные игры развивают слух и чувство ритма

Если у Вас нет времени на изготовление подобных игр, используйте собственные руки: пускай ребенок повторит несколько ритмичных хлопков или щелчков. Подобные занятия развивают как чувство ритма и воображение, так и память.

Дошкольники 4-5 лет

Достигнув этого возраста, ребенок должен правильно и быстро застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки и пользоваться всеми видами столовых приборов, уметь различать все стороны и направления, аккуратно закрашивать любую фигуру, рисовать ровными линиями. Но как же добиться этих результатов?

  • Использование карточек (как и в предыдущем параграфе).
  • Предлагайте ребенку раскраски с любимыми героями или героинями мультфильмов. Также пробуйте рисовать по клеточкам или дорисовывать половину уже готовой картинки.
  • Не помогайте малышу застегивать одежду, иначе он так и не научится это делать.
  • Вы можете попробовать начать учить второй язык. Делать это лучше всего с помощью тематических мультфильмов, ролевых игр, карточек и раскрасок. Помните, что ребенку необходимо постоянное повторение и постоянное общение, иначе полученные знания быстро забудутся.
Читайте также:  Подготовка к школе: эффективные занятия для дошкольников

Сенсорные занятия в саду проводятся несколько раз в неделю

Также в этом возрасте психологи рекомендуют начинать изучение шахмат, поскольку в 4-5 лет малыш способен сконцентрировать свое внимание на нескольких предметах одновременно.

Помните, что начальные занятия не должны превышать 40-60 минут, иначе малыш устанет, и игра ему быстро разонравится.

Дети 5-6 лет

Дошкольник должен разбираться во всех окружающих предметах: в мебели, посуде, одежде, бытовых и электрических приборах, растениях и животных, явлениях природы, названиях фильмов. Малышу также необходимо уметь решать несложные бытовые проблемы: вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы и заплатки.

Также не забывайте подготавливать малыша к школе: почаще берите его в людные места, чтобы он не пугался больших скоплений людей, расскажите ребенку о правилах этикета и вежливости (все это не только поможет ребенку сделать правильную оценку своих действий в будущем, но и подружиться с коллективом в настоящем).

Для интеллектуальной подготовки к школе рекомендуется использовать тематические карточки, обучающие книжки и загадки.

Видео. Сенсорное развитие — как сделать пособие

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/sensornoe-razvitie.html

В чем польза сенсорного развития для детей раннего возраста?

Сенсорная культура – совершенствование навыков восприятия наружных свойств объектов, формирование понятий об их формах, габаритах, окраске. Это важнейший род активности для малышей до 3-х лет. В сегодняшней статье мы расскажем о пользе и способах сенсорного развития для детей раннего возраста.

Что такое культура чувствительного восприятия?

Знакомство с внешним миром начинается с понимания чадом свойств предметов, в окружении которых он находится. Сенсорные впечатления бывают:

  • зрительные – умение понимать и видеть контраст между светом и его ответствуем, определять количество объектов, цвет предметов;
  • слуховые – навык отличать пение птиц, звуки, издаваемые животными, голоса людей, музыку;
  • осязательные – с помощью ощупывания, прикосновения, малыш постепенно познает отличия материалов, фактур поверхностей, форм объектов, их температур;
  • обонятельные – способность различать запахи;
  • вкусовые — малыш пробует вкус различные продукты, формирует собственное представление о «нравится – не нравится».

Не стоит воспринимать развитие детей как что-то идущее своим чередом, хотя с рождения малыш наделен способностью знакомиться с миром через органы чувств. Родитель обязан принимать непосредственное участие в воспитании тактильных, зрительных, обонятельных навыков у ребенка.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия занятия в сенсорной комнате можно и нужно начинать с раннего возраста, особенно если имеются трудности в развитии

Сенсорные эталоны

Существуют общепризнанные стандарты некоторых объектов. Понятие об эталонных размерах, очертаниях, звуках сложились исторически. Есть эталоны:

  • цвета – базовая гамма радуги, всевозможные комбинации этих 7-ми цветов;
  • формы – геометрические объекты (круг, треугольник);
  • величины – относительная в современном мире мера «на глаз» различать расстояния, основанная на метрической системе, принятой в конкретной стране;
  • слуха – рецепция музыкальных нот, звуков родной речи;
  • вкуса – сочетания четырех базовых вкусов (кислого, сладкого, соленого, горького);
  • обоняния – условное разделение запахов на удушливые, манящие, приторные, свежие и т.п.

Овладение понятиями о сенсорных эталонах – процесс долгий и сложный для детей раннего возраста. На родителей возлагается ответственность по обеспечению среды, в которой чадо будет усваивать базовые навыки, которыми должны обладать его органы чувств.

Так закладывается основа гармоничного развития личности и интеллекта. Однако малыша необходимо научить не только правильно называть предметы и определять их цвет. Важно объяснить ему, как пользоваться этими знаниями для анализа окружающей обстановки.

Развивающие игрушки

О важности игрушек, стимулирующих тактильные и зрительные навыки, впервые заговорила заслуженный педагог Мария Монтессори. Она заметила, что в определенном возрасте малыш концентрируется на конкретном занятии. В зависимости от интересов и увлечений ребенка подбирают необходимый реквизит.

Коврики

Игровой развивающий коврик – прекрасный помощник в формировании сенсорной культуры буквально с первых недель жизни малыша. Это мягкие поверхности с обучающими деталями из различных материалов – дуги, погремушки, узелки, световые и музыкальные игрушки. Они нужны для развития всех видов ощущений.

Выбирайте яркие, но не агрессивные коврики, выполненные из натуральных материалов. Начинайте знакомить чадо с ковриком с 1 месяца, когда он немного освоится в домашней обстановке. В этом возрасте он большую часть времени лежит. Для концентрации внимания будут полезны подвесные игрушки.

С 3-ех месяцев малыш начинает тянуть к ним руки. Для развития тактильных ощущений поместите на дугах игрушки из разных материалов (пластмасса, мех, резина). В 4 месяца чадо научится переворачиваться, его заинтересует другая сторона коврика.

На ней должно быть как можно больше деталей, которые можно открыть, потянуть, сложить, интересно пощупать.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия коврик

Вкладыши

В возрасте до 1 года большинство детей любят подбирать предметы в соответствии с размером и формой. Чтобы увлечь ребенка и развить навыки мелкой моторики, зрительного соотнесения величины предметов, используют вкладыши. Малыш учится находить изображение, которое вы простите, вытаскивает его из держателя, а затем возвращает на место.

Вкладыши можно приобрести в магазине, а можно сделать своими руками. Для этого вам понадобится:

  • картон;
  • белая бумага;
  • клей;
  • ножницы.

Выберете яркое изображение на свой вкус: зверушки, птички, герои мультфильмов  . Распечатайте и вырежьте. Важно: они должны отличаться по форме и размеру.

Из белой бумаги нарежьте полоски размером 1*4 см, сложите гармошкой, склейте среднюю часть. Это станет ручкой-держателем.

Сделайте надрез на изображениях, чтобы вставить в них ручку. Закрепите клеем. «Хвостик» должен торчать с внешней стороны, чтобы ребенок мог легко схватить картинку.

Наклейте изображения на картонки соответствующей формы. Они должны идеально подходить по размеру.

Из плотного картона вырежьте 2 прямоугольника. Это станет держателем для картинок. Прорежьте в одной панельке дырки, в которые будут вставляться изображения. Одни должны быть чуть больше контуров изображений, чтобы малышу не пришлось прилагать силы для их вытаскивания.

Соедините с помощью клея два картонных прямоугольника, проклеив между ними лист белой бумаги. Так чаду будет понятнее, куда вставлять изображение.

Соберите всю конструкцию и начинайте играть. Просите малыша вытащить нужное изображение за ручку, а затем вернуть его на место. Эта рамка-вкладыш развивает логику, внимательность, моторику.

Матрешка

Исконно русская игрушка учит воспринимать формы, цвета, улучшает координацию движений. Она экологична и безопасна, так как выполнена из дерева. Играя с матрешкой, ребенок решает сложнейшую для его нежного возраста задачу – правильно собрать и разобрать куклу. Так тренируется сообразительность, внимательность, память.

Мозаика

Разные по цвету, форме, материалу детали развивают моторику рук, формируют образное мышление, креативность. Если игрушка требует расположения фишек в определенном порядке, тренируется логика. Разумная длительность игры развивает усидчивость, что будет крайне полезно в школе. С помощью мозаики малыш познает цвета.

Пирамидки

Даже наши прадедушки и прабабушки собирали пирамидки. Любой ребенок любит возиться с этой игрушкой. Она способствует развитию абстрактного мышления, логики, учит анализировать ситуацию, формирует представление о размерах предметов наглядно. Яркий окрас колечек вызывает у детей раннего возраста неподдельный интерес.

Тактильный альбом

Разнообразные материалы формируют у чада осязательное восприятие. Самостоятельно можно изготовить тактильный альбом.

Для этого вам понадобится обычный альбом для рисования, который найдется в любом художественном магазине, и много обрезков ткани разной фактуры: мешковина, шелк, лен, мех, шерсть. Добавьте туда фольгу, наждачную бумагу, полиэтилен.

Рассматривайте вместе с ребенком страницы самодельной тактильной книжки, поощряйте его желание прикасаться к материалам, ощупывать их.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия альбом

Дидактические игры для сенсорного развития

Один из лучших методов воспитания сенсорной культуры – упражнения с элементами игры. В них показательная деятельность сочетается с игровой.

Польза упражнений

В раннем возрасте большое значение имеет периодичность и длительность проведения игр. Эти упражнения требуют непосредственного участия взрослого. В них ставятся задачи, которые требуют сосредоточения, внимания, умственного напряжения, умения анализировать, мыслить логически.

В этом заключается развивающая роль. Также дидактические упражнения учат детей общению, в будущем – решению практических задач.

Несмотря на кажущуюся простоту элементарных игр для развития навыков органов чувств у детей раннего возраста, упражнения представляют из себя сложное явление, комбинируют 2 начала – познавательное и занимательное.

Примеры игр для развития чувствительного восприятия

Детей нежного возраста достаточно просто заинтересовать игрой, ведь ее компоненты и правила для него новы и необычны. Расскажем о простых и полезных дидактических играх.

Найди похожий предмет

На прогулке или дома выбирайте объект определенного цвета или формы и простите ребенка отыскать рядом такой же. Так чадо усвоит понятие относительности.

Большой и маленький

Дайте чаду померить свою одежду, на себя примерьте его. Объясните, что вам мала его кофта, а ему велики ваши носки.

Определи звук

Выберете несколько предметов и постучите по ним. Это может быть стеклянный стакан, деревянный кубик, колокольчик. Попросите ребенка закрыть глаза и определить по звуку, что это за предмет «звучит».

Как это пахнет?

Постоянно обращайте внимание малыша на запахи: пирога, цветов, дождя. Выходя на улицу, попадая в незнакомую обстановку, просите его описать свои обонятельные ощущения словами.

Волшебный мешочек

В плотный, холщовый мешок кладут небольшие предмет, отличающиеся по форме и величине: меховые зверушки, пластмассовые геометрические фигурки, надувные объемные цифры, фрукты. Задача малыша – на ощупь найти нужный предмет.

Читайте также:  Развитие ребенка на 18 неделе беременности: о каких особенностях нужно знать маме

Кто это?

Когда в доме собирается много гостей, просите ребенка с закрытыми глазами, на ощупь, по запаху, определить, кого он трогает.

Что поменялось?

Разложите перед малышом несколько предметов (в зависимости от возраста корректируйте количество). Пусть он запомнит порядок расположения, внимательно посмотрит на них. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, или поменяйте их местами. Малыш должен определить, что изменилось.

Разноцветные фантазии

Налейте в прозрачные стаканы чистую воду. Опускайте в нее кисточки с краской, показывайте, как окрашивается жидкость в разные цвета. Смешивайте последовательно несколько красок, чтобы показать ребенку, как из синего и желтого получается зеленый цвет.

Сенсорные комнаты

Небольшое замкнутое пространство, наполненное различными стимуляторами, воздействующими на рецепторы ребенка – это сенсорная комната. Это достаточно новое явление в психотерапии и воспитании. Секрет и польза такого помещения – в особом сочетании различных стимулов.

Сенсорные комнаты есть во многих современных школах и детских садах, больницах. Такое пространство можно организовать дома самостоятельно (например, построить шалаш с набором определенных стимулов).

Во многих развлекательных детских центрах существуют сенсорные площади внушительных размеров, призванные не только обучать малышей базовым навыкам, но и радовать их. Расскажем о 2-ух типах подобных пространств.

Релаксационные

Имеют мягкое покрытие стен, пола, потолка. Могут быть оснащены пуфиками, креслами с бархатной обивкой, сухим бассейном, рассеивающими источниками света.

Часто в них используется успокаивающая музыка (звуки природы) и ароматерапия.

Такие комнаты помогают ребенку преодолеть нарушения в психоэмоциональной сфере, избавиться от синдрома гиперактивности, снимают напряжение, одновременно способствуют познанию мира через ощущение легкости, невесомости.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия релаксационное помещение

Активационные

Оборудованы тропами с чувствительностью к касаниям, вибрационными трубами, световыми приборами с интересными оптическими эффектами. Могут быть украшены искажающими зеркалами. В активационных комнатах наборы стимулов тонизируют мышцы, возбуждают рецепторы. Они помогают стимулировать речевой аппарат, органы зрения и слуха, лечат адаптационные расстройства.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия комната для игр

Важность сенсорного развития для детей раннего возраста сложно переоценить. Это залог благополучного овладения любыми навыками, формирования здоровой психики и гибкости ума, тяги к познанию мира.

Без активностей и реквизита, описанных в нашей статье, восприятие внешней среды у ребенка долго остается упрощенным. Обязательная база для общего развития зреет медленно, также неспешно формируются способности к разным видам деятельности (рисование, пение, моделирование).

Без полноценного сенсорного обучения здоровое протекание интеллектуального развития ребенка невозможно.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/v-chem-polza-sensornogo-razvitiya-dlya-detej-rannego-vozrasta

Главные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

  • Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияСенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.
  • Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию.
  • А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития.

Этапы

Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

  1. 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
  2. 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
  3. 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.

Младшие дошкольники (4–5 лет)

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятияГоворя о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности.

Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей.

Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными.

Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации.

Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия.

На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма).

Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д.

Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов.

Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.

Справка: специалисты заметили, что дети, с которыми проводились занятия в направлении развития сенсорики быстрее адаптируются в школе, лучше усваивают материал, имеют более высокую успеваемость.

Старшие дошкольники (6–7 лет)

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия6-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты.

Как это происходит? Ребенок становится более внимательным.

  1. Он уже может управлять своим вниманием и взором.
  2. Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам.
  3. Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.

Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт.

Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?».

Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее.

Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе.

Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.

Внимание! На данном этапе педагогу очень важно научить малышей правильно воспринимать и оценивать пространственные и временный категории и значения.

Игры для развития способностей

Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:

  1. Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
  2. Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
  3. Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/sensornoe-razvitie.html

Развитие сенсорики у ребёнка 3-х лет

от 3 до 5

Published on Октябрь 2nd, 2017 | by [email protected]

В развитии способностей детей довольно проблематично выделить определённые этапы — значимость каждого из них довольно высока, и ребёнку в период роста 3–4 лет требуется всестороннее развитие.

Но многими детскими специалистами особенно выделяется промежуток между 3 и 4 годами жизни — в это время начинает усиленно развиваться речь, ребёнок познаёт окружающий его мир и делает первые попытки к самостоятельности.

Именно поэтому следует уделить максимум внимания детям в этом возрасте, усиленно занимаясь с ним и играя в различные развивающие игры.

К трёхлетнему возрасту ребёнок уже знает немало слов и активно пользуется речью, однако, его умение узнавать эмоции людей из разговора с ними ещё не развито, да и сам он предпочитает в этом возрасте активные действия, а не разговор. Важно научить ребёнка выражать свои чувства посредством речи, а не через крики, истерики и разбрасывание игрушек.

Ещё один немаловажный момент в развитии: с этого возраста детям следует прививать интерес к игре с конструктором, проводить множество упражнений, направленных на совершенствование мелкой моторики и сенсорных способностей, совершенствовать координацию его движений.

Читайте также:  Психологические особенности детей с нарушением зрения: как не навредить ребенку

Для этого успешно применяются различные игровые упражнения, называемые монтессори-играми — с их помощью можно существенно развить сенсорику у детей, способствовать совершенствованию мелкой моторики и координации, развить способности моделирования и художественного творчества.

Все это крайне важно для нормального формирования малышей начиная с 3 лет.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

Первые годы жизни малыша сопровождаются получением множества впечатлений. Поэтому необходимо организовать для ребёнка возможность наблюдать за яркими движущимися объектами, позволять ему взаимодействовать с предметами различной формы и размера.

Что такое сенсорное развитие и зачем оно ребёнку

Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения». Подразумевает собой способность получать представление о различных окружающих объектах, явлениях, воспринимать получаемую от них информацию.

От точности восприятия ребёнком предметов и возможности оперирования полученной информацией зависит, насколько успешным будет дальнейший процесс обучения. Развитие сенсорных способностей начинается с получения представлений о предмете: его формы, цветовых и вкусовых качеств, запаха.

Для этого ребёнку необходимо прикоснуться к предмету, попробовать его на вкус, понюхать, пощупать и т. д.

Только таким способом он может получить информацию, характеризующую объект, часто ещё не зная определения этим характеристикам: гладкость или шероховатость предмета, горький или сладкий вкус, резкий или приятный запах и т. д.

Особенности воспитания сенсорных способностей у детей заключаются в следующем:

  • Сенсорика является основой для дальнейшего роста интеллекта.
  • Повлияет ребёнку упорядочить информацию, получаемую им из внешнего мира.
  • Подготовит детей к дальнейшему развитию в условиях реальности.
  • Позволит узнать и закрепить в памяти сенсорные эталоны и принятые всем миром понятия.
  • Способствует развитию внимательности и наблюдательности у малыша 3–4 лет.
  • Положительно влияет на способности всех видов памяти. Это может быть зрительная, слуховая, моторная, образная память и пр.
  • Развивает у малыша чувство эстетики, что положительно сказывается на воображении и фантазии.

Позволяет ребёнку познавать окружающий мир при помощи новых способов. Оказывает положительное влияние на процесс дальнейшего обучения.

Занимаясь с детьми от 3 лет различными упражнениями, направленными на развитие сенсорных способностей и восприятия, родители помогают ребёнку лучше понять окружающий мир, закладывают в него основы, способствующие тому пониманию.

Ведь первое представление об окружающих предметах всегда основывается на чувствах, и от умения ребёнка определять свойства вещей зависит уровень его умственного, психологического и эстетического роста.

По достижении 3 лет ребёнок уже должен уметь определять цвет предметов, их формы и размеры, отличительные признаки. Также он уже должен понимать различия между цветами и формами вещей, различать предметы, основываясь на их величине (уметь делить их на большие и маленькие).

Как можно развить сенсорику у ребёнка

В 3–4 года сенсорное развитие детей можно отнести к базовым основам, формирующим в дальнейшем его интеллект. Именно по той причине следует уделить особое внимание формированию и дальнейшему развитию у малыша восприятия окружающей его среды, предоставляя информацию об окружающих его предметах и их свойств.

Постепенное увеличение знаний о различных характеристиках объектов, таких как цвет, вес, вкус, размер, положение относительно других вещей, понятие времени и прочие, простые для восприятия взрослого вещи, не только существенно расширят кругозор ребёнка, позволяя ему лучше узнать окружающий мир, но и способствуют приобретению им уверенности в себе.

Это, в свою очередь, положительно отразится на дальнейшем психологическом развитии.

В возрасте 3–4 лет ребёнок обязан демонстрировать наличие следующих способностей:

  • выполнять многочисленные точные действия. К примеру, он должен уметь открывать и закрывать объекты, класть в них вещи и вынимать оттуда, собирать, разбирать (что получается обычно удачнее всего), складывать и пр.;
  • использовать некоторые предметы, понимая их назначение, устройство и принцип работы. К этому относится умение обращаться с западными игрушками, «играть» на музыкальных инструментах, осуществлять имитацию действий родителей с предметами быта;
  • уметь сортировать объекты, основываясь на их форме, размере и цвете.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

При этом не следует забывать про развитие мелкой моторики: дети к этому возрасту должны не испытывать проблем с минимальным самообслуживанием. У них уже должны сформироваться навыки одеваться и раздеваться самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и т. д.

Для становления сенсорики у малыша обычно используются различные пазлы, игры на логику, выпущенные в соответствии с возрастом ребёнка. Приветствуется использование интерактивных игрушек и игрушечных предметов быта.

Про старые игрушки также не следует забывать и продолжать ими пользоваться.

При формировании у детей от 3 лет эталонов предметов следует не забывать про способы их восприятия: ребёнок должен уметь группировать предметы, ориентируясь на форму эталона (к примеру, уметь определять только круглые объекты), его цвет, уметь самостоятельно описать свойства предметов. Также необходимо уделить особое внимание развитию глазомерных способностей у малыша.

Игры и упражнения для развития способностей к осязанию

Самый распространённый в учебных заведениях и домашних условиях вид обучения детей — развивающие игры. С энтузиазмом воспринимаемые детьми, они являются основой успешного роста. Игр, позволяющие детям рост способностей сенсорики, существует достаточно много, что позволяет выбрать развивающую игру для каждого ребёнка.

Игры для детей от 3 лет

Наиболее популярные по всему миру — игрушки Лего. Из кирпичиков можно собирать различные конструкции, развивая у детей пространственное воображение и способности восприятия.

Также это поможет находить предметы по цвету и размеру. Дополнительно можно заниматься с ребёнком сборкой мозаики, всевозможных пазлов, играть в фигуры и пр.

Для игр подойдут даже подручные средства: цветные скрепки, мешочки с различным наполнителем, крышечки и т. п.

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

С возрастом нужно пробовать усложнят игры на восприятие для детей: приобретать более сложные пазлы и мозаики, просить ребёнка создавать определённые конструкции из Лего, параллельно делая упор на развития способностей воображения.

В 4 года у детей, как правило, практически полностью формируются сенсорные эталоны восприятия — понятия обо всех основных свойствах предметов.

Далее необходимо объяснить ребёнку разницу в геометрических фигурах, научить правильно сочетать цвета, выделять несколько фигур из одной и т. д.

Полноценное формирование малыша невозможно без всестороннего активного обучения, и способности к сенсорике играют весьма немаловажную роль в дальнейшем развитии. Следует уделять ребёнку как можно больше времени: играть с ним, воспитывать, и это положительно скажется на его умственных способностях.

Back to Top ↑

Источник: http://solnushkomoe.ru/razvitie-sensoriki-u-rebyonka-3-h-let/

Сенсорное развитие ребёнка в 3 года | Оборудование для сенсорной комнаты

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: зачем нужны подобные занятия

Воспитание детей может считаться полноценным, если их сенсорному развитию уделяется большое внимание. В дошкольном возрасте просто необходимо развивать восприятие ребёнка, сформировать правильное представление о величине, форме, свойствах различных предметов, окружающих ребёнка, их пространственном положении, вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие ребёнка в 3 года имеет огромное значение, ведь это базис развития ребёнка, основа становления его внимания, памяти, воображения, словарного запаса.

Под сенсорным развитием мы понимаем развитие всех пяти чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха. К трём годам у ребёнка уже копятся представления о различных свойствах окружающих его предметов: их цвете, форме, издаваемых ими звуках, вкусе и т. п.

Важными составляющими сенсорного развития детей в три года являются мышление, память, осязание и зрительное восприятие предметов. Их сочетание представляет собой то самое единство, которое способствует прогрессу и развитию ребёнка.

Успешная адаптация детей возможна только с их правильным сенсорным развитием, ведь человек является неотъемлемой частью природы. Занятия, например, с песком или водой – это то, что так любят дети!

Сенсорная среда для развития

Сенсорная комната обладает неограниченными возможностями для сенсорного развития детей в три года. Именно здесь, занимаясь индивидуально или в группе, дети смогут активно познавать окружающее их пространство в форме игры. Для этого в сенсорной комнате предусмотрено соответствующее специальное оборудование.

Например, пузырьковая колонна способствует удержанию внимания, развивает способность выделять нужный предмет из группы ему подобных (пузырьковая колонна с маленькими фигурками внутри), тренирует глазные мышцы. Создаваемый переменой цвета колонны и движением в ней пузырьков завораживающий визуальный эффект также очень понравится маленьким детям.

Тренировка цветового восприятия – немаловажное свойство пузырьковой колонны. Оборудование для игр с песком способствует развитию тактильных ощущений.

Различные фиброоптические модули, фоброоптические настенные и напольные ковры, фонтаны и потолки обеспечивают стимуляцию зрительных рецепторов с возможностью безопасного прикосновения к мягкому свету, что немаловажно для занятий с маленькими детьми.

Слуховая стимуляция осуществляется при помощи различного музыкального оборудования, «музыкальных лучей».

Комбинация всего перечисленного оборудования с мягкими основаниями, пуфами и акриловыми зеркалами составляет особый сенсорный уголок, созданный с учётом всех требований безопасности для маленьких посетителей.

Такое сенсорное пространство непременно приведёт в восторг и детей, и их родителей, которые заинтересованы в правильном сенсорном развитии своего малыша.

Источник: https://medical-group.ru/sensornoe-razvitie-rebyonka-v-3-goda/

Ссылка на основную публикацию