Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: как создать психологический климат

эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: как создать психологический климат

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения.  В чем это проявляется?  

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.

Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

  • Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера — это преобладающий в группе  эмоциональный  настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.  
  • Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
  • Хорошее настроение детей в течение всего дня; Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении; Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; Способность детей занять себя интересным делом; Отсутствие детей-аутсайдеров; Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного; Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  • 10. Желание участвовать в коллективной деятельности;

11. Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

.Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального  благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное  взаимодействие с ребёнком.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т. д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых.  

  1. Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого
  2. Ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
  3. — быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;
  4. — позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  5. — наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  6. — наличие «семейных альбомов»;
  7. « уголков психорелаксации»;
  8. « зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  9. — разумная занятость детей;
  10. —  применение физминуток  во время занятий;
  11. — наличие традиций в группе;
  12. — часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  13. —  проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

— демократичный стиль общения воспитателя –  рядом, вместе, глаза в глаза; и т. д.

В нашей группе, в рамках оздоровительной программы, проводятся специальные занятия из цикла «Эмоции и здоровье». Занятия включены в план и проводятся один раз в месяц.

Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основные задачи занятий: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

  • Мы  изучили с детьми чувство робости, радости, несколько занятий было посвящено чувству страха.
  • Занятия носят практический характер и построены в основном на обыгрывании ситуаций, беседы с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.
  • Для родителей вывешиваем мини-отчеты о  занятии: что изучали, что делали, в какие игры играли, чему важному научились.

На занятиях используем игровые персонажи, картинки,  пиктограммы человеческих эмоций, рисование своих страхов и т. д.

В  группе есть стенд «Страна настроения». После знакомства с основными  понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.

Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на  стенде свое настроение. Цель:  диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно.

Такой анализ помогает  разобраться в причинах переживания ребенка и По-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.

  Оценивая настроение и состояние коллектива, можно проследить за развитием настроения каждого ребенка. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию.

У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. Также в своей работе используем вот такие  «Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают  свой кружок настроения.

«Карточки настроения» показываем родителям. В своей работе используем различные Психоэмоциональные технологии

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.

Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.

  1. В психогимнастику могут входить
  2. — Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
  3. — Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
  4. — Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
  5. — психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
  6. Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.

3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы.

Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование.

Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.

4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка,  развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе.

Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку.

Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

  • В дальнейшем, уже в старшей группе,  диапазон цветов для определения настроения, диапазон эмоций будет увеличиваться.
  • Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие; которое определяется во многом особенностями сотрудничества  ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям  не совсем комфортно.
  • Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.

По мнению Э. Динера, Для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве.

Для этого, прежде всего,  родителям необходимо формировать у детей  установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми.

  У ребенка, воспитанного счастливыми родителями,  больше шансов самому стать счастливым.

Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье.

Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами.

Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.

  • Презентация Животный мир Крайнего Севера Земли
  • Отчет по самообразованию
  • Источник: http://www.inksystem-az.com/emocionalno-psixologicheskij-klimat-gruppy-iz-opyta-raboty/

    «Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста» — PDF

    Подробнее

    Подробнее
    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Подробнее

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 «Петушок» г. Туапсе МО Туапсинский район «Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному

    Подробнее

    Ковалёва Ирина Викторовна Пушкова Наталья Александровна Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно

    Подробнее

    Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг

    Подробнее

    Консультация на тему: «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие». Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие

    Подробнее

    деревень. Ведь книгу «Сердце отдаю детям» по праву можно считать пособием по здоровьесбережению младших школьников для начинающих педагогов. Библиографический список 1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю

    Подробнее

    Михайлова Марина Александровна Педагог-психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Огонёк» «Система работы педагога-психолога ДОУ в с воспитанниками в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

    Подробнее

    Приложение 6 к образовательной программе дошкольного образования Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада Цель: создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период

    Подробнее

    Формы, методы и средства воспитания коммуникативной компетенции старших дошкольников Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном

    Подробнее

    Читайте также:  Развитие ребенка по неделям после рождения: что нужно знать родителям

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

    Подробнее

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования,

    Подробнее

    МДОУ д/с 1 «Ромашка» Группа раннего возраста 1 «Капитошка» Воспитатель Соловьева О.Ф. Полное наименование проекта «Адаптация малышей к условиям ДОУ» Автор Воспитатель Соловьева Оксана Федоровна База, на

    Подробнее

    Педсовет на тему: «Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» п. Новостройка Палласовского муниципального

    Подробнее

    первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии с содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

    Подробнее

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 28 п. Ишня» Проект 2 ранней группы «Капитошки» Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад» Разработал

    Подробнее

    «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ» Как вы понимаете, что такое «Социально-коммуникативное развитие?» Социально-коммуникативное развитие детей относится

    Подробнее

    Аннотация к рабочим программам воспитателей ДОУ Рабочие программы педагогов ДОУ разработаны в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы» под ред.

    Подробнее

    Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

    Подробнее

    Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

    Подробнее

    Круглый стол, посвященный теме: «Педагогический взгляд на внутренний мир дошкольного учреждения» Выступление на тему: «Мы люди разных профессий, но главная из них родитель!» Создание модели дружелюбного

    Подробнее

    Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия 1529 им. А.С. Грибоедова» дошкольное структурное подразделение 1 (группа кратковременного пребывания) Большое значение для эмоционального

    Подробнее

    Аналитическая справка о результатах мониторинга группы раннего дошкольного возраста «Улыбка» 2014-2015 учебный год Списочный состав первой младшей группы «Улыбка» составлял 26 человек; из них 10 девочек,

    Подробнее

    Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников» (подготовил: педагог-психолог Семенова М. С.) 28.11.2017 В повседневном общении

    Подробнее

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 12 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ПЧЕЛКА» «Неделя дружбы» Тематическая неделя

    Подробнее

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МКДОУ Новоаннинский д/с 5) 403952, Россия, Волгоградская

    Подробнее

    Аннотация к рабочей программе педагога-психолога Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС

    Подробнее

    Аннотация к рабочей программе (второй младшей группы) Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы разработана на основе образовательной программы муниципального

    Подробнее

    ГБОУ Школа 1056 Дошкольное отделение 4 Бубырева В.В. Развитие детской творческой инициативы детей в условиях дошкольного образования. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно

    Подробнее

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация возрастные особенности детей: ранний возраст (от 2-х до 3-х лет) -1 группа 18 детей младший дошкольный

    Подробнее

    Аннотации к рабочим программам педагогов МБДОУ детского сада 79 комбинированного вида на 2018-2019 учебный год Рабочие программы — нормативно — управленческие документы МБДОУ детского сада 79 комбинированного

    Подробнее

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация различных видов общения как современный метод развития коммуникативных способностей детей» Подготовила: Шаршавенкова Е.А. воспитатель МКДОУ «Детский сад 11 2017

    Подробнее

    Познавательно игровой проект «Мой любимый детский сад» 2 младшая группа 3 Познавательно-игровой проект «Мой любимый детский сад». Тип проекта: познавательно игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный

    Подробнее

    :t MYHHU,llllAJThHOE lil0,11.jkethoe OJilll,EOliPA30BATEJlhHOE YlIPEJK,11.EHHE TOrY1{lfHCKoro PAHOHA «KHHKCKMI CPE,11.HHH llikojia» «PaccMOTpeuo» 3aceaauue IIMIIK MliOY «KHHKCKaH cpe,llhhh JUKOJia» }J~OT

    Подробнее

    Материал подготовила воспитатель Соловьева Е. А. Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно ролевой игре, их влияние на повседневную сферу. В период дошкольного детства взаимодействие

    Подробнее

    Возрастные особенности 5-классников. Адаптация в средней школе. Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка. 1. Внутренние изменения. * Переход из начального в среднее

    Подробнее

    Михайлова Олеся Борисовна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 2 «Сказка» г. Ядрин Чувашской Республики г. Ядрин, Чувашская Республика МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Подробнее

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 17 «Ромашка» г.ессентуки

    Подробнее

    Выступление старшего воспитателя Макаровой Т.С. на районном методическом объединении по теме «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» «Обновление знаний педагогов

    Подробнее

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект На тему: «В стране вежливых слов и добрых поступков» (средняя группа). Воспитатель: Занина Т.В. Проект в

    Подробнее

    ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Проблема психологической культуры человека, формирования ее основ у детей дошкольного возраста является на сегодняшний

    Подробнее

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 компенсирующего вида» Творческий диалог. Баланс инициатив детей и взрослых или как управлять своей свободой (способы поддержки

    Подробнее

    Адаптация дело не только детей, но и родителей Воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Абиева Лейла Алисафаевна Семья и дошкольное учреждение два наиболее важных института социализации

    Подробнее

    Создание психологического комфорта в группах детского сада Подготовила: педагог-психолог Ануфриева В.Ю. Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в нашей стране, но и

    Подробнее

    Дранишникова О.О., Ерёмина А.Н. Психологический комфорт ребенка в детском саду // Академия педагогических идей «Новация». 2015. 07 (декабрь). АРТ 66 эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

    Подробнее

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ» МДОУ 26 «Ветерок» ЯМР Воспитатель: Монастырская Е.Н. январь 2015 год В соответствии с новыми требованиями

    Подробнее

    Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

    Подробнее

    «Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений в ГКП». ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ-ДС 1 СТ. КАЛИНИНСКОЙ: МИРОНОВА Е.В.. психологическая безопасность — чаще всего раскрывается

    Подробнее

    Источник: https://docplayer.ru/49637804-Metody-i-priemy-sozdaniya-pozitivnogo-mikroklimata-v-gruppe-detey-rannego-vozrasta.html

    Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Actionteaser.ru — тизерная реклама

    Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т. к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.

    Особенности эмоционального воспитания

    В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия.

    От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка.

    Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

    • Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
    • Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
    • Новые грани экспрессии. В возрасте 3& 5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
    • Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
    • Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.

    Формируем благоприятную эмоциональную среду

    Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни.

    Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально.

    Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:

    • Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
    • Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
    • Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
    • Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
    • Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.

    Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.

    Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в х.

    Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста

    Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

    Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.

    Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.

    К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

    Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до 1 года: что нужно знать молодой маме

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

    Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

    Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

    Дошкольник в 4-5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

    Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

    Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

    Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить.

    Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

    В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

    Actionteaser.ru — тизерная реклама

    Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

    Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые.

    Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

    Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

    Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

    1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

    Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника.

    В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

    2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

    Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая.

    Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

    3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

    Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

    4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

    Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

    Источник: http://mozzy.info/emocionalnoe-razvitie-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/

    Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

    Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции(от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности  и самому себе.

    Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… Именно потому многие психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В.

    Запорожец, В.П. Зинченко, К.Э. Изард,  А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я. Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.

    С.Л. Рубинштейн отмечал, что один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Однако в зависимости от содержания процесса, возрастных или индивидуальных особенностей ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная, или волевая.

    Очевидно, что в отношении к дошкольному периоду в целом, и к раннему дошкольному детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

    Ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.

    Ощущения сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии — неспособности выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей («эмоциональная невосприимчивость»).

    Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью.

    Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

    «Что касается воспитания эмоций в собственном смысле этого слова, – считал Л.С. Выготский, – насущной педагогической задачей здесь является овладение эмоциями…».

    Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

    Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы уже на уровне установки воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е.

    такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

    Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, по нашему мнению, относятся:

    • профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
    • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –  эмоционально-настраивающий компонент среды;
    • режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
    • разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
    • и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

    Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий.

    Эмоционально-поддерживающий компонент среды

    Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, методисту, воспитателю необходимо научиться  соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

    Каковы же общие педагогические цели должны предусматриваться воспитателем, музыкальным работником, методистом?

    На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:

    • установление эмоционального контакта с ребенком;
    • вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
    • создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
    • обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
    • формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.

    В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

    • создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
    • формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
    • побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
    • развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
    • закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
    • приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
    • развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;
    • содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

    Эмоционально-настраивающий компонент среды

    При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

    Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

    Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

    Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

    При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

    Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

    Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель использует игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.

    Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. 

    Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

    Не случайно в широко известной пирамиде А. Маслоу вторым уровнем удовлетворения базовых потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз, как болезнь, страх и хаос.

    Маслоу полагал, что потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг.

    Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при переходе сначала в ДОУ, затем в школу.

    Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

    Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.

    Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

    При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

    Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

    Читайте также:  Развитие ребенка во время беременности: процесс в течение всего периода

    Эмоционально-активизирующий компонент среды

    Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника.

    Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

    Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

    • игры с детьми на накопление эмоций;
    • игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
    • игры на преодоление негативных эмоций;
    • игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
    • игры на развитие эмпатии у детей и другие.

    Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.

    Эмоционально-тренирующий компонент среды

    Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д.

    Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или  психоэмоциональными нагрузками.

    Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и  полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи:

    • фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
    • подражательно воспроизводить чужие эмоции;
    • фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций;
    • анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
    • повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;
    • контроль ощущений.

    Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

    Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего  компонентов среды.

    Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития.

    В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

    Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

    Lepta

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

    Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/363.html

    Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников

    Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников

    Большинство родителей всегда готовы
    помочь ребенку в получении традиционного образования и чувствуют себя в этой
    роли вполне естественно. Они поощряют ребенка, как можно раньше научиться
    читать, писать и пр.  Но современным
    детям нужно от родителей нечто гораздо большее, а именно, чтобы те принимали
    столь же активное участие в эмоциональном образовании ребенка.

      
    Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира
    его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором»
    состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его
    познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания,
    особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

       
    Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять
    своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в
    общении со сверстниками и взрослыми.

    Лишь по мере личностного развития у них
    постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания,
    понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность
    поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

       Умение помочь ребенку в
    эмоциональном развитии — это родительский навык, который от наших предков не
    требовался. Считалось, что сам ребенок 
    сам пройдет все нормальные стадии эмоционального и социального развития
    и не нуждается в специальной помощи со стороны родителей.

    Принято было думать,
    что ребенок сам прекрасно разберется в своих чувствах и мыслях и будет вести
    себя в соответствии с общепринятыми правилами и нравственными устоями.  Имея малый жизненный опыт и особенности
    развития психических процессов, дошкольник видит его окружающуюся
    действительность по-своему.

    Грамотному педагогу необходимо видеть эти особенности  по-своему.

      Под воздействием целого
    ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений,
    неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка
    формируются признаки социально-эмоционального
    неблагополучия.
    Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают
    регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

       Условно эмоциональные
    нарушения можно разделить на две подгруппы
    . В основе этого деления лежат те
    сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие:

        во взаимоотношениях с другими людьми
    (общение со сверстниками и взрослыми: возбудимость, неуравновешенность,
    конфликтность, жестокость, эмоциональная холодность, негативизм и т.п.);

         в
    особенностях внутреннего мира ребенка (впечатлительность, тревожность,
    мнительность и т.п.) Внутреннее неблагополучие ребенка влияет на его поведение
    и общение с окружающими.

       Формирование у детей
    дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в
    деятельности и в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

    Для
    развития социально-эмоциональной сферы дошкольника используют элементы игротерапии
    (словесные и подвижные игры), арттерапии (рисование тематическое и
    свободное), а также психогимнастику (метод, при котором дети проявляют себя и
    общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).

       Игровая терапия является одним из наиболее эффективных метолов
    коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

     А.Захаров выделил три
    ведущие функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую,
    терапевтическую и обучающую.

    •     Наблюдая за игрой ребенка, можно
      получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о
      взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой.
    •      С
      другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное и
      двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из
      конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира.
    •     Наконец, в игре ребенок получает
      возможность непосредствественного приобретения ценного жизненного опыта в
      различных ситуациях.

      Особенно трудным для
    ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он
    начинает ходить в детский сад или в школу.

    Требуется немало времени, чтобы
    ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению
    с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как
    усваивать новые знания в процессе группового обучения и воспитания.

    1. Педагог-психолог составляет программы, которые помогают решить
      именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, через
      создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному
      росту ребенка и тем самым помогать ему к новым условиям. 
    2. Для проведения занятий с помощью диагностических исследований и
      наблюдений можно определить уровень социально-эмоционального развития каждого
      ребенка.
    3. Уровни
      социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
    4.  Игры и упражнения, развивающие социально-эмоциональную сферу»
    •     Игра
      «Назови ласково».
    •  Цель: Развивать
      позитивное самовосприятие.
    • Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так,
      как называют его дома, дети повторяют.
    •     Игра
      «Комплименты»
    • Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через
      слово, действие.
    • Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу
      добрые слова.
    •     Игра
      «Газета»
    • Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление
      барьеров общения.

    Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4
    ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как
    можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

        Игра
    «Молекула»

    Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного
    взаимодействия.

    Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются
    в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

        Игра
    « Колокольчик»

    Цель: сплотить детский коллектив.

    Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он
    раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

        Игра
    « Я чувствую»

    Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

    Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций.
    Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.

        Игра
    «Руки»

    Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.

    Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает : познакомиться с
    руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.

    1.     Игра
      «Наоборот»
    2. Цель: Осознание и принятие себя, своих
      черт характера.
    3. Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет
      противоположное качество: добрый – злой.
    4.     Игра
      «Я умею»
    5. Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов
      преодоления отрицательных черт характера.

    Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок
    называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

    •     Игра
      «Назови героя»
    • Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние
      проявления с героями сказок.
    • Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней
      героя сказки.
    •     Игра
      «Бумажные развалы»
    • Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие
      умения соотносить свои желания с 
      желаниями и действиями других.

    Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем
    предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные
    кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям
    предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

        Игра
    «Спаси птенца»

    Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.

    Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный
    птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем
    приближают их к себе.

    Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в
    них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием.

    Затем
    раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети
    улыбаются, прощаясь с птенцом.

    1. Игры на сотрудничество
    2.     Игра
      «Пузырьки»
    3. Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между
      детьми; уметь сотрудничать.

    Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за
    руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в
    бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек»
    придумывает свои движения.

        Игра
    «Парашют»

    Ход:
    Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого
    помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его
    подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта»так, чтобы он не упал.

    •     Игра
      «Мы — туристы»
    • Ход: Дети на протяжении всего «
      путешествия», преодолевая различные препятствия, должны держаться за руки.
    •     Игра
      «Доброе животное»
    • Цель: Развитие
      чувства единства.

    Ход: Возьмемся  за руки и
    представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все
    вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо.
    Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И
    еще раз: тук — шаг вперед, тук – шаг назад.

        Коллективные работы детей в продуктивных
    видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка,
    аппликация, рисование, ручной труд, спортивные эстафеты и т.д.) способствуют
    умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими
    эмоциями.

        Данные игры 
    создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения;
    объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению
    уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального
    поведения.

    Источник: http://mdou-solnihko.ucoz.ru/publ/razvitie_socialno_ehmocionalnoj_sfery_doshkolnikov/1-1-0-6

    Ссылка на основную публикацию