Особенности развития ребенка 4-5 лет
Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка 4-5 лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности.
Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми.
Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно — чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться к собственным умственным поискам малыша и их результатам.
На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам.
Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.)
В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.
Общение ребенка 4-5 лет.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей).
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу.
Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Развитие психических процессов в 4-5 лет.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов.
А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности.
Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений.
Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать.
Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
Мышление.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов.
В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации).
А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
- В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
- Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
- Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
- Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).
- Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).
Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно.
Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было? что случилось и почему? Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет.
При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.
Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.
Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.
Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.
Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.
Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.
Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.
Происходит активное развитие органов чувств.
Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения.
И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения.
В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.
Рекомендуемая литература для родителей:
Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
- Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
- Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
- Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
- Росс Грин, «Взрывной ребенок».
- Возрастные особенности ребенка 4 — 5 лет
В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками.
Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют.
Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери.
Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
Вам как его родителям важно:
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.
Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)
Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка.
Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.
Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.
Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.
Источник: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-detey-let-1753926.html
Воспитание детей 4 — 5 лет
К четырем годам малыш заметно взрослеет, становится мягче и уступчивее. У него начинает, его чувства становятся более глубокими. Появляются устойчивые симпатии и антипатии.
Малыш дорожит любовью и вниманием близких ему людей, старается быть «хорошим» и боится потерять родителей. Это может проявляться в отказе засыпать в одиночестве, боязни темноты, желании быть рядом с мамой и т.д. В такие моменты проявляйте понимание и терпение.
В этот период у малыша так же активно развивается познавательная сфера. Как можно больше общайтесь с ним, рассказывайте об окружающих его предметах и явлениях.
Сейчас наступает период, когда папа может стать для ребенка «учителем жизни». Ведь мужчины, как правило, эрудированны, а малыши в этот период чрезвычайно любознательны и задают очень много вопросов.
Не удивляйтесь, если ребенок снова задаёт вопрос, на который буквально вчера получил исчерпывающий ответ.Такие повторные объяснения помогают ему лучше понять и запомнить услышанное. Наверно нет необходимости говорить о том, что детям надо давать правдивые ответы и не бояться сказать: «К сожалению, я этого не знаю. Но постараюсь в ближайшее время прочитать и рассказать тебе».
У малыша этого возраста формируются нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, чувство дружбы и постепенно — чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру. Для большинства детей характерно оптимистическое восприятие жизни, поддерживайте его.
Четырехлетний малыш уже должен понимать, что он не один в этом мире, и никто не обязан полностью подстраиваться под его желания. На своём личном примере помогайте ребенку освоить правила поведения в обществе.
Необходимо учить кроху выстраивать отношения с другими детьми: в семье, в гостях, на детской площадке; обучать дожидаться своей очереди в играх, делиться игрушками, при необходимости уметь уступить или, наоборот, отстаивать свои интересы.
Теперь с ребенком можно о многом договариться. Выстраивайте с ним дружеские отношения, основанные на сотрудничестве. Позитивное воспитание основывается на любви, а не на устрашении. Для ребенка очень важно знать, что он любим всегда, даже когда он «не слушается».
Отчуждение и нарушение контактов лишает ребенка доверия к своим родителям. Всегда выступайте на стороне ребенка.
Если вы не можете удовлетворить какое-то его желание, показываете, что вы хотели бы: купить, дать, поиграть — правда, к сожалению, пока не можете этого сделать по таким-то и таким-то причинам… (вы заняты, у вас сейчас нет свободных денег и т.п.).
Кроха уже в состоянии воспринять подобные объяснения, и если не сразу, то постепенно он обязательно их поймет. Таким образом, вы будете воспитывать в нём способность считаться с потребностями и нуждами других людей. Предлагайте малышу альтернативу и хвалите за согласие пойти на компромисс.
Но и вы должны проявлять пониание: если ребенок не хочет что-то делать «по-вашему», он имеет на это право.
Семь простых методов установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:
1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».
2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».
3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).
4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»
5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.
6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.
7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.
Дарья Колдина
В нашем магазине:
Ребенок познает мир | Воспитание и уход за детьми | Энциклопедии для родителей |
Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1131/
Уровень развития ребёнка 4 — 5 лет
4 ГОДА
Общая осведомленность: Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо правильно).
Общая понятливость: Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).
Концентрация внимания: Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 — повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.
Практическое математическое мышление: Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.
Индуктивное мышление: Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.
Опыт восприятия: Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.
5 ЛЕТ
Общая осведомленность: Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.
Общая понятливость: Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.
Концентрация внимания: Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.
Практическое математическое мышление: Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).
Индуктивное мышление: Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.
Опыт восприятия: Различение основных цветов (какого цвета карандаш?”. Показывайте красный, синий, желтый); положительная оценка – при безошибочном ответе.
Источник: http://www.razvitierebenka.com/2011/01/4-5.html
Шесть успешных моделей воспитания детей
На что сегодня нам стоит обратить максимальное внимание в процессе воспитания собственных детей? Какие инструменты помогут создать действительно патриотическую, сильную и успешную нацию? Над этими вопросами работают тысячи детских и семейных психологов, этой проблематикой интересуются социологи и политики. И только в последние 6-7 лет все больше семей начинают находить правильные модели воспитания. Мы не можем дать универсальный рецепт счастья, но предлагаем те инструменты, которые смогут принести ощутимые результаты:
1. Воспитываем сначала себя — потом детей.
Подсознание ребенка устроено таким образом, что он всегда «обезьянничает» поведенческие и мировоззренческие шаблоны собственных родителей. Слова имеют гораздо меньшее значение, чем действия. Поэтому, несправедливо требовать от ребенка соблюдения здорового образа жизни, если родители сами его не придерживаются.
Не эффективно говорить «не обманывай», если родители даже в обычных бытовых ситуациях постоянно это делают и даже не замечают. Если хотим, чтобы ребенок уважал старших людей, женщин, любил читать, занимался спортом — мы только собственным примером можем побудить его к этому.
Заставить невозможно — нужно заинтересовать!
Видео социальной рекламы про то, что дети всё видят:
2. Атмосфера любви.
К сожалению, советские времена уничтожили настоящую атмосферу любви в большинстве семей. Проявления нежности и заботы считались ненужными и даже кое в чем вредными. Нужно срочно отказываться от роли «биоробота» и открывать сердце настоящим натуральным эмоциям. Если больно — плакать не стыдно, а нужно. Если радостно — громко смеяться и прыгать не стыдно, а нужно.
Если есть вина — раскаяние принесет за собой понимание и поддержку, а не наказание и издевательство.
С детства стоит окружить ребенка материнским и отцовским теплом, прикосновениями, пытаться проводить вместе как можно больше времени — и не просто проводить в молчаливом сосуществовании на разных планетах, а наполнять каждую минуту детства яркими эмоциями, событиями, представлениями.
3. Духовное воспитание.
Сегодня роль церкви в духовном воспитании нации трудно переоценить. Сейчас речь не идет о какую-то отдельной религии или конфессии.
Речь идет об объяснении ребенку основ бытия, внутренних связей со Вселенной, понятия бессмертия души, правил человечности и толерантности.
В сравнении с другими нациями Европы и Азии, мы еще имеем шанс выстроить новое общество именно на фундаменте духовных ценностей, веры и милосердия.
4. Право выбора.
К сожалению, советские времена атрофировали в людях тот ген, который позволяет брать на себя ответственность за собственную жизнь и выбирать как именно ее прожить. Сегодня же дети другие — они уже с детства проявляют повышенную самостоятельность, стрессоустойчивость и индивидуальность.
Поэтому наша задача не «погубить гения» — нужно прислушиваться к своему ребенку с позиции наблюдателя, а не диктатора.
Даже если вы всю жизнь мечтали, что ваш сын станет знаменитым боксером, а он с первых лет жизни с большим удовольствием танцует, а не размахивает кулаками, то придется смириться и развивать ребенка в том направлении, которое органично для него. То же касается образования, работы, места жительства и т.
д. Чем больше мы позволяем своим детям испытывать собственные силы — тем больше способствуем формированию силы характера отдельно взятого индивидуума, а, как результат, будущей нации в целом.
5. Связь поколений.
«Советчина» культивировала коллективизм, Европа погрязла в прагматическом индивидуализме. Мы не только географически разграничиваем эти два мира, но и имеем присущую особенную черту — «семейный индивидуализм». Именно он спасал наших людей в самые трудные времена.
С давних времен мы обогащали духовно и материально не только себя лично, но и весь свой род, поэтому благополучие рода ценилось больше, чем отдельно взятых людей. Жизненная и народная мудрость, передаваемая от деда к внуку, создает крепкую связь прошлого с будущим и является именно тем благодатной почвой для роста национального сознания.
Не зря наш народ когда-то сказал: «Мы становимся взрослыми только тогда, когда начинаем содержать собственных детей и родителей».
6. Удочка вместо рыбки
Мы дали лишь 6 советов, соблюдение которых поможет сделать процесс воспитания эффективным и интересным. Конечно, этих правил значительно больше, но мы не имели цель давать вам сразу всю рыбу из озера — мы вам дали удочку, поэтому дальше дело исключительно за вами. Главное помнить, что будущее создается сегодня, а каждый день больше никогда не вернется. Поэтому, давайте не откладывать на завтра воспитание счастливого, обеспеченного, успешного и духовного народа — начинаем изменения уже сегодня с самих себя и собственных семей!
Источник: https://razlich.ru/shest-uspeshnykh-modelejj-vospitaniya-detejj/
Особенности воспитания ребенка 4 лет
Воспитание ребенка 4 лет – очень ответственный процесс, так как именно в этом возрасте у малыша формируется характер и закладываются основы поведения.
В этот период у него происходит переход от стадии раннего детства к более сложному этапу – осознанному детству.
Родителям, которые решают, как воспитывать ребенка в 4 года, важно найти к нему правильный подход: во-первых, не мешать естественному становлению личности малыша, а во-вторых – проявлять максимальную деликатность, корректируя его характер мягко и незаметно.
К 4-летнему возрасту малыш заметно взрослеет. Он испытывает более разнообразные эмоции и уже умеет разбираться в своих чувствах, симпатиях и антипатиях, поэтому хорошо понимает, что ему нравится, а что нет.
Многие детки в этом возрасте становятся уступчивее и послушнее и очень дорожат вниманием родителей. Это может проявляться в виде нежелания самостоятельно засыпать или в стремлении все время находиться рядом с мамой.
Все это может выглядеть, как детский каприз, но психологи рекомендуют взрослым проявлять терпение и понимание в подобных ситуациях.
Важной особенностью этого возраста является то, что именно сейчас у ребенка начинают формироваться нравственные качества: доброта, чуткость, отзывчивость, способность к состраданию и чувство дружбы.
Родителям следует уделять этому особенное внимание, стараясь воспитать в ребенке адекватное отношение к окружающим людям и внешнему миру.
Важно на своем собственном примере учить малыша правилам поведения в обществе, а также направлять его, когда он выстраивает отношения с другими детьми, при необходимости объясняя, как ему нужно себя вести и почему.
Дети 4 лет постоянно настроены на познание всего нового и очень хорошо обучаемы. В этом возрасте у ребенка активно развивается способность к восприятию знаний, и родителям следует поддерживать в нем любознательность и стремление к новой информации. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком и отвечать на все его вопросы, объясняя простыми словами даже какие-то сложные вещи.
Основные принципы воспитания ребенка в 4 года
Решая, как воспитывать ребенка 4 лет, многие родители выбирают традиционные воспитательные приемы, которые основаны на запретах и наказаниях.
Когда ребенок не слушается, его обязательно нужно наказать, иначе он ничего не поймет – примерно так можно описать всю суть подобных методов.
Однако они не являются эффективными и могут оказывать очень сильное негативное влияние на формирующуюся личность ребенка. Как воспитывать ребенка 4 лет правильно?
Родителям очень важно выстроить дружеские и позитивные отношения с малышом. Вместо приказов и требований используйте просьбы: «Сделай, пожалуйста…», «Не мог бы ты…».
Пытаясь спровоцировать определенное поведение у ребенка, откажитесь от лекций и уже известных ему объяснений – это только поставит его в позицию сопротивления. Также не следует манипулировать малышом с помощью чувств.
Дети в возрасте 4 лет очень восприимчивы, и если родители пользуются такими приемами, это очень плохо отразится на психике ребенка.
Наиболее результативным способом воспитания ребенка 4 лет является сотрудничество. В этом возрасте с малышом можно о многом договориться, поэтому самым употребляемым словом для родителей, которые хотят правильно воспитывать свое чадо, должно стать слово «давай». Именно с него рекомендуется начинать общение с ребенком, так как тем самым вы не принуждаете его к чему-либо, а предлагаете.
Ни в коем случае не проявляйте равнодушия по отношению к ребенку. Так как дети этого возраста становятся более усидчивыми и самостоятельными в выборе занятий, многие родители, видя, что ребенок чем-то занят, перестают оказывать ему нужное внимание. Но совместные занятия с родителями играют очень большую роль в воспитании ребенка в 4 года.
Чем больше времени вы уделяете общению с ним и совместным делам, тем лучше происходит становление его личности и характера. С ребенком можно заниматься гимнастикой, подвижными и сюжетно-ролевыми играми, рисованием и изготовлением поделок.
Малыша в этом возрасте можно обучать основам чтения и счета, а также развивать его речь, разучивая с ним стихи и песенки.
Источник: https://mezhdunami.net/dety/osobennosti-vospitaniya-rebenka-4-let.html
Воспитание ребенка 4-5 лет: психология, советы
Достигая возраста четырех лет, ребенок начинает больше интересоваться окружающим миром. Он уже полностью осознает собственное «я», формируются черты его характера.
Физическая активность в этот период сменяется жаждой познания мира. Следует поощрять любознательность, терпеливо отвечая на все его вопросы, однако лучше избегать избыточной детализации ответа – ищите максимально простые ответы. Именно сейчас стоит начинать учить его читать и считать, а также знакомить с основами естествознания.
В 4-5 лет малыш с удовольствием приобщается к культуре. Детские спектакли, утренники, концерты не только подарят множество позитивных эмоций, но и расширят его кругозор. Обсуждайте с ребенком посещенные мероприятия – так он научится формировать и выражать собственное мнение.
Психика, самостоятельность и ответственность
Этот возраст характеризуется как переходной период, потому что ребенок только начинает осознавать отношение к себе.
Случаются внезапные смены настроения – он может почувствовать грусть, одиночество, обиду, стыд, разочарование. Не стоит сразу приписывать ребенку депрессию – просто он изучает еще непривычные ему эмоции.
Постарайтесь спокойно убедить малыша, что нет причины для слез, чаще хвалите его, даже «авансом».
Большинство привычек малыш получает именно в этом возрасте. Поэтому стоит его приучать к распорядку дня, к зарядке, к тому, что нужно за собой убирать. В это время важно прививать ему ответственность за свои поступки.
Игры
Взрослые, занимаясь с ребенком 4-5 лет, должны привносить в процесс игры элемент обучения – именно так ребенок лучше всего воспринимает и запоминает информацию.
Сейчас особенно полезны будут творческие занятия – рисование, лепка, создание аппликаций. Создавая поделки, малыш будет учиться образному мышлению и развивать мелкую моторику.
В игру дети переносят также свое видение мира и социальные отношения. Поэтому стоит обращать внимание на то, как малыш играет с другими детьми. Наиболее популярны сюжетно-ролевые игры, где мальчики и девочки примеряют на себя роли взрослых.
Физические метаморфозы
В четыре-пять лет ребенок обычно перестает быть пухлым бутузом, жировая ткань становится тоньше, проявляются мускулы и ребра. Если нет отклонений в самочувствии и поведении ребенка, не следует пугаться этих изменений.
Наоборот, это самое время отдать ребенка в спортивную секцию.
Даже если вы не планируете вырастить из своего малыша чемпиона, дисциплина и регулярная двигательная активность, безусловно, пойдут ему на пользу, способствуя не только укреплению здоровья, но и стимулированию интеллекта.
В любом случае необходимо заниматься развитием крупной моторики ребенка – бегайте и прыгайте с ним, играйте в активные игры, как можно дольше гуляйте. В возрасте четырех-пяти лет необходимо развивать координацию и выносливость.
Индивидуальные советы психолога
Конечно же, каждый малыш уникален, и его развитие не может полностью соответствовать некой стандартной схеме. Рекомендуем обратиться к психологу, чтобы не допустить ошибок при воспитании ребенка 4-5 лет.
Специалисты по психологии дадут советы, как деликатно скорректировать характер ребенка, какие занятия и упражнения ему будут особенно полезны, как подготовить ребенка к школе.
Приходите с малышом в Центр психологической помощи «Инсайт», и мы поможем вырастить из него гармонично развитую личность.
Источник: http://insight-psy.ru/stati/11-stati/88-sovety-psikhologa-po-vospitaniyu-rebenka-v-vozraste-4-5-let