Адаптация ребенка в новом детском саду: как поддержать малыша

Рейтинг: Нет рейтинга

Самая главная проблема ребенка – взросление. Сначала детки торопятся повзрослеть, потом взрослые жалеют, что повзрослели слишком быстро. «Скучаю по школе», – говорит студент. «Скучаю по универу», – говорит стажер. «Скучаю по детскому саду», – говорит работник со стажем.

С точки зрения 3-4-летней крохи детский сад не выглядит так привлекательно, как кажется взрослым дядям и тётям. Особенно если малыша привели туда впервые. Как проходит первый день ребенка в детском садике?

Почему говорливый веселый малыш превращается в грустного молчуна, а спокойный тихий ребенок на 2-3 день садика становится агрессивным и капризным? Как адаптировать ребенка к детскому саду, что предпринять, чтоб помочь малышу принять такие перемены в его жизни? Мы разберемся, что творится в голове новоиспеченного детсадовца, и узнаем, как поддержать малыша на этом важном этапе взросления!

Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком

Шок. Этим термином можно абсолютно точно описать то, что происходит у крохи в голове, когда мама привела его куда-то, оставила какой-то тёте и ушла. Посмотрите на мир глазами ребенка.

  • Любящая мамочка ведет его неизвестно куда и оставляет там одного. С воспитателем, но он эту тетю не знает, с другими детьми, которых малыш может испугаться.
  • Кормят в саду не так, как дома, есть распорядок, не такой, как дома.
  • Все играют в игры, не такие, как дома. Кровать жесткая и неудобная, не то, что дома. Все не то, все не так. Еще и мамочки нигде не видно, ну когда она уже придет? А вдруг она меня бросила?

Вот и результат: малыш все время хнычет и ноет, саботирует садиковские правила, отказывается есть, не может уснуть и все время думает только о том, когда его заберут. А дома всяческими способами показывает, как он обиделся на маму. При неправильном подходе некоторые дети даже расценивают детсад, как наказание.

Конечно, это усредненное описание. Реакция на детский сад во многом зависит от характера ребенка и того, как родители его к этому подготовят. Но первый день в любом случае дается малышке тяжело. Для сравнения вспомните свой первый день на новом рабочем месте.

Все незнакомое, новое, не знаешь, к кому с какой просьбой можно обратиться и чего ждать от коллег. Но вы взрослый самостоятельный человек, а для малыша это первый опыт нахождения в коллективе, где есть начальник (воспитатель). Даже самый общительный и контактный ребенок переживает огромный стресс.

Последствиями такого стресса могут стать:

  • смена поведения;
  • нервозность и капризность;
  • снижение аппетита;
  • трудное засыпание, плохой сон, ночные кошмары;
  • ОРВИ и ОРЗ.

Глубина и продолжительность такого состояния ребенка зависит от степени его адаптации в детском саду.

Виды адаптации к детскому саду

Различают 3 степени (вида) адаптации:

  • Характер. Спокойные дети переносят перемены спокойнее, стоически принимая любые обстоятельства. Буйные и эмоциональные крохи способны разворачивать целые сцены по поводу изменений в их устоявшейся жизни.
  • Тип ВНД. Сангвиник принимает и радуется переменам, холерик и меланхолик способны закатывать ужасные истерики и лить горькие слёзы, флегматики относятся к событиям без бурного проявления эмоций, но «начинают вариться в себе».
  • Осведомленность. Разумеется, у ребенка, который уже был в этом садике, знаком с воспитателем и, возможно, с некоторыми детьми, реакция будет спокойнее, чем у малыша, которого привели впервые и сразу оставили на целый день.
  • Подготовка. Если ваш ребенок уже самостоятельный, в садике ему будет легче. А если крохе шаг за шагом нужна помощь взрослого, ему придется несладко.
  • Настрой родителей. Если вы с тревогой оставляете ребенка в садике, он это поймет и будет капризничать. Если вы уверены в воспитательнице и заведении, малыш будет переживать намного меньше – мама ведь спокойна.

Легкая адаптация

Она проходит за 1-2 недели:

  • Малыш не слишком меняется в поведении, не закатывает бурных истерик. Может и покапризничать, но больше для «профилактики».
  • Кроха хорошо кушает дома, терпимо ест в саду.
  • Ребенок с интересом заходит в группу, быстро находит контакт с однополчанами, спокойно реагирует на воспитателя.
  • Вечером малыш с нетерпением рассказывает все, что произошло с ним интересного.
  • Охотно идет в сад, берет с собой разные игрушки, «чтобы Петя с Аней тоже поиграли».

Дети, адаптация которых проходит в легкой степени и быстро, практически не заболевают. Ну разве что в сезон массовых ОРВИ и ОРЗ, но тут никуда не денешься, иммунитету, как и ребенку, тоже надо учиться.

Средняя адаптация

Это мероприятие затянется от 2 недель до месяца:

  • Поведение малыша меняется в худшую сторону, но только в самом начале (первые 3-5 дней) и не сильно – возможны редкие перепады настроения и истерики.
  • Поначалу ребенок ест только дома, к еде в садике относится настороженно. Но со временем перестает «перебирать харчами».
  • В группу заходит настороженно, но когда увидит какую-то игрушку – быстро отвлекается. С детьми знакомится и играет, с воспитателем на контакт идет не сразу, может даже совершать попытки нарушить дисциплину.
  • Не связывает с садиком ярких и положительных эмоций, рассказывает о своем дне неохотно.
  • В садик идет спокойно, но с мамой расстаться без слез не может.
  • Дети со средней степенью адаптации начинают болеть сразу, как попадут в сад. Придется перетерпеть целый сезон банальных ОРЗ и ОРВИ.

Можно обратиться за консультацией к педиатру – он посоветует профилактические меры, которые облегчат этот момент в адаптации.

Тяжелая адаптация

Вы уже догадались, что в этом случае вас ждет настоящий мрак. Продлится это действо может 2 месяца, а может и полгода, с постепенным угасанием симптомов:

  • Эмоционально ребенок подавлен. Он может перестать говорить или «опуститься» до примитивных слов, хотя до этого говорил хорошо и складно. Возможны ночные кошмары.
  • Ребенок не ест в садике, плохо кушает дома, становится пассивным и сонливым.
  • Не хочет идти в сад, боится заходить в группу, все время плачет, не отвлекается на игрушки и игры со сверстниками.
  • Не идет на контакт с другими детками, игнорирует воспитателя. Если та к нему обращается – может испугаться и заплакать.
  • Все время ждет маму, говорит только о маме, часто сидит в раздевалке, чтоб не пропустить ее приход. О садике говорить отказывается, иногда закатывает истерики «больше туда не пойду».
  • Становится замкнутым и агрессивным.

Важно! Если адаптация ребенка к детскому саду проходит в тяжелой форме, маме и папе надо обратиться за консультацией к детскому психологу, который сможет дать родителям советы и поможет облегчить состояние малыша.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

В 50% случаев адаптация детей к детскому саду проходит за 1-2 недели и без ощутимых последствий. Еще 30% проходят этот путь с незначительными осложнениями. У каждого 5 малыша процесс затягивается.

В любом случае то, как у ребенка пройдет адаптационный период в детском саду, зависит от мам и пап:

  • Подберите хороший садик. Сходите туда без ребенка, посмотрите, как занимаются детки в группах, познакомьтесь с будущей воспитательницей.
  • Измените ваш режим для ребенка в 1-3 года, подстройте его под тот, который ожидает кроху в детском учреждении.
  • Изучите меню, приучите малыша к некоторым «садиковским» блюдам.
  • Приведите кроху несколько раз на игровую площадку в садике, пусть поиграет, привыкнет к обстановке, познакомится с детьми. Там же можно «подружить» ребенка с будущей воспитательницей.
  • Отзывайтесь при малыше о садике только положительно. Он должен знать, что там хорошо, безопасно, и все взрослые детки туда ходят.
  • Если ребенок не слушается вас, воспитательницу, саботирует походы в сад – разберитесь, в чем тут дело. Поиграйте с ребенком игрушками в детсад, возможно, в процессе игры малыш подскажет вам, в чем проблема. Иногда помогает смена детского дошкольного учреждения или переход в другую группу.
  • При затянувшейся адаптации и негативной реакции ребенка покажите его специалисту. Возможно, малышу нужна профессиональная помощь в преодолении страхов и психологических барьеров.
  • Если малыш трудно расстается с мамой, попробуйте делегировать отправку ребенка в садик папе или бабушкам.
  • В случае болезни отводить кроху в сад нельзя. Мало того, что малышу тяжело, так он еще может заразить других детей.

Как подготовить ребенка к детскому саду – видео

  • На этом видео детский психолог рассказывает о том, как подготовить и приучить ребенка к детскому садику.
  • На этом ролике доктор Комаровский рассказывает, как уберечь кроху от болезней в детском саду, которые неизбежны в период адаптации.

Если вы приняли решение отдать ребенка в садик – не затягивайте. Чем младше кроха, тем быстрее и легче он пойдет на контакт с детьми и воспитателями. Вы должны четко понимать, куда отправляется ваше чадо, не поленитесь проинспектировать детское учреждение.

Несмотря на степень адаптации, малыш рано или поздно, со скандалами или без, но привыкнет к новому этапу жизни и вынесет из садика намного больше пользы, чем вреда.

А ваш малыш уже ходит в садик? Как ребенок пережил адаптационный период? Если у вас есть методики, которые помогли вашему крохе адаптироваться к детскому саду – поделитесь ими с нами в х!

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/vospitanie/adaptaciya-v-detskom-sadu.html

Адаптация ребенка в детском саду

С началом посещения детского сада наступает новый и очень важный период в жизни ребенка — время его активной социализации и коллективного общения.

Что значит адаптация в детском саду?

Согласно Википедии,

адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Садик — это социальное (то есть общественное) учреждение, где ребенок встречает новую обстановку и незнакомых людей, новые правила и условия, которые могут существенно отличаться от принятых дома. Когда говорят об адаптации ребенка в детском саду, имеют в виду процесс привыкания малыша к этим новым условиям.

Дело вовлечения ребенка в коллектив не пущено в наших садах на самотек.

Педагоги совместно с психологом садика составляют план адаптации и ведут адаптационные листы, где ежедневно отмечаются особенности аппетита и сна ребенка, общения со сверстниками, речевая и игровая активность и даже настроение ребенка.

При наличии проблем проводятся консультации с родителями. Важно понимать, что дезадаптация может выражаться не только в слезах и капризах, но и в длительном отказе от общения в группе, от соблюдения распорядка дня, в замкнутости и других особенностях поведения.

Адаптация детей и родителей к детскому саду

Под адаптацией обычно понимают период привыкания ребенка к детскому садику. Между тем, привыкание требуется всей семье! Расслабленный домашний режим, при котором необязательно соблюдать какое-либо расписание, сменяется другим, более строгим. Утренний ранний подъем малыша и новый вечерний режим значительно корректируют утро и вечер всей семьи — всем приходится перестраиваться.

Читайте также:  Ребенок в 1 год и 3 месяца: правильное развитие малыша

Плюс мамы часто слишком сильно переживают капризы и слезы своего чада и делают ошибки, которые в дальнейшем усложняют посещение сада:

  • чрезмерная тревожность, волнение за ребенка, упаднические настроения мамы, сравнение с детьми соседок, сомнения (а хорошая ли я мать? может зря мы все это затеяли?). Как бы ни скрывала мама своего состояния, дети способны угадывать его без слов. Поэтому настроить на хороший лад нужно, прежде всего, себя, тогда и малыш поверит, что все будет хорошо;
  • недоверие к воспитателю. Часто отношение педагогов к ребенку может отличаться от того, которое родительница нарисовала у себя в голове, и это может стать причиной недоверия и даже конфликтов. Конечно, воспитатель не знает всех особенностей вашего чада. В ваших правах объяснить и рассказать ему что-то важное о своем ребенке, его привычках и характере, но требовать особенного отношения не нужно. Неудобные разговоры проводите в отсутствие детей — это закон;
  • ожидание быстрых результатов. В самом начале пути, столкнувшись с негативной реакцией своего ребенка, родители могут вообще разувериться, что тот способен привыкнуть к саду. Не спешите называть свое чадо «несадовским». Проявите терпение и выждите некоторое время, внимательно наблюдая за ребенком и посвящая ему как можно больше времени. Напомним, в среднем адаптация занимает 2-3 месяца, но нередко длится до полугода. Искусственно подгонять этот процесс — болезненно и бесполезно.

Начинаем ходить в садик

Переход к садовской жизни должен быть по возможности мягким. В этот период желательно отложить другие дела и как можно больше времени уделять ребенку. Особенно это касается мам, которые запланировали выход на работу. Первые посещения сада должны составлять не более 2 часов в день, затем это время увеличивается по взаимному согласованию.

Нужно ли маме быть с ребенком в группе или на прогулке? Если это позволяется правилами сада, мама может побыть с малышом первые два-три дня.

Находясь рядом с самым близким и хорошо знакомым человеком, он легче освоится в новом месте, проявит к нему интерес и доверие.

Но затягивать совместные посиделки не стоит, иначе малыш решит, что мама обязана быть рядом всегда, а ведь это вовсе не является целью допуска родительницы на территорию группы. Поэтому часть воспитателей против такой практики.

Почему ребенок плачет в садике?

Многие родители воспринимают плач ребенка во время первых недель посещения сада как катастрофу, собственный педагогический провал или козни нерадивых воспитателей.

Между тем, все не так страшно. Детские психологи уверяют, что плаксивость ребенка в этот период — нормальная реакция на столь масштабное изменение окружающего его мира. Да, дома малыш обещал не плакать и соглашался идти в сад, но он не представлял себе полную картину нового для него мира. Да и момент расставания с мамой нельзя назвать приятным для него.

Причин слез может быть множество, важно выявить именно ту, которая имеет место у вашего малыша. Зная причину, легче выбрать тактику в отношении детского плача. Это может быть:

  • тревога, вызванная сменой обстановки и новыми для ребенка условиями и правилами, наличием иного режима и множества незнакомых взрослых и детей;
  • избыточный поток новых впечатлений, как положительных, так и негативных;
  • отсутствие навыков самообслуживания, ребенок чувствует себя беспомощным, ведь мамы рядом нет, а чужую тетю просить о помощи страшно;
  • негативное первое впечатление о саде. Оно может быть настолько сильным, что требуется перерыв в посещении сада, чтобы сгладить неудачный опыт;
  • личное неприятие воспитателя. Следует отметить, что эта причина встречается нечасто;
  • наконец, психологическая неготовность малыша к саду. Это самая непростая ситуация, которая чаще всего говорит о сложностях в семейных отношениях, нехватке у малыша общения с мамой, но может свидетельствовать и о личных особенностях ребенка.

Если ребенок в очередной раз расплакался, не расстраивайтесь и не раздражайтесь. Ему просто нужно ваше внимание и прикосновения, которых сейчас ему очень не хватает. Посадите его на колени, обнимите, успокойте. Но только сами не впадайте в уныние и слезливость — дети это сразу чувствуют.

Как помочь ребенку привыкнуть к саду?

  1. Не торопите события и приучайте малыша к саду постепенно. Гуляйте на площадке сада. Обращайте внимание крохи на то, как тут красиво, как весело здесь играть. Дома в выходные попробуйте воссоздать режим дня в ДОУ. Играйте в «детский садик» дома, проигрывайте самые типичные ситуации, которые могут возникнуть в детском учреждении.
  2. Учите свое чадо навыкам самообслуживания, стимулируйте его самостоятельность во всем.
  3. Интересуйтесь событиями садовской жизни, каждый день спрашивайте (но не допрашивайте) ребенка о том, как прошел день. Удивляйтесь, радуйтесь, поддерживайте, хвалите. Ваши разговоры должны быть веселыми и без принуждения. Держите контакт с воспитателями и нянечками, нередко они могут забыть сказать что-то важное, если их не спросить. Акцентируйте внимание малыша на позитивных моментах, а негатив воспринимайте без лишних эмоций, которые он непременно заметит.
  4. Проводите с малышом больше времени вместе, например, гуляйте после садика, общайтесь перед сном, читайте книги, лепите, рисуйте. Многие родители ошибочно полагают, что «сдав» ребенка в сад, можно уделять ему меньше времени. Это не так. Малышу теперь нужно ничуть не меньше маминой любви, чем раньше.
  5. Придумайте ритуал прощания и каждый день используйте его при утреннем расставании. Это могут быть любые слова или действия (поцелуи, объятия, пожелания хорошего дня и т.д.). Пусть ребенок берет с собой любимую игрушку, если он этого хочет. Игрушка будет напоминать о маме и успокаивать кроху.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс адаптации у всех протекает по-разному. Родителям важно быть внимательными к своим детям, не подгонять их и не ставить сроки, проявлять искреннюю заинтересованность и позитивный настрой во всем, что касается детского сада. Тогда привыкание к садику пройдет без серьезных проблем, а для малыша он станет источником новых знаний и друзей, местом веселых игр и полноценного развития.

Источник: http://www.mamelle.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Адаптация ребенка к детскому саду: как не наделать ошибок. 7 «можно» и 5 «нельзя» для родителей

Малыш идет в детский сад. Родители волнуются. Очень редко адаптация ребенка к детскому саду проходит спокойно, без истерик, обид и прочих неприятностей. Для крохи – это новый этап в жизни и серьезный стресс.  Мы не в силах отменить привыкание ребенка к переменам, но способны смягчить и облегчить этот процесс.

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация к детскому саду проходит по-разному. У кого-то негативные моменты исчезают через 1-3 недели, кто-то привыкает за 2 месяца. Это считается нормой. Если же негатив длится больше 3 месяцев, то есть смысл обратиться к психологу.

Продолжительность периода адаптации зависит от многих факторов:

  1. Подготовки к посещению садика (рассказы о детском саде, прогулки возле него, знакомство с воспитателями и т.д.).
  2. Физического здоровья (отсутствия хронических болезней, предрасположенности к простудным заболеваниям).
  3. Навыков самостоятельности (одевания, хождения «на горшок», владения ложкой и вилкой).
  4. Режима дня (легче тем, у кого распорядок близок к «детсадовскому»).

Типичное поведение малыша в период адаптации

Иногда поведение ребенка меняется настолько, что родители сомневаются: а сможет ли он вообще посещать садик. Сомнения усиливаются, если другие малыши проходят адаптацию к детскому саду быстрее. Какие же изменения в поведении деток случаются чаще всего?

  1. Ярко выраженные негативные эмоции – хныканье, плач, страх перед садиком или воспитателем, гнев или «заторможенность».
  2. Сниженная социальная активность – некоторые малыши становятся замкнутыми и малообщительными, не желают взаимодействовать с другими ребятами.
  3. «Потеря» навыков – на некоторое время ребенок может «забыть» как пользоваться ложкой, зачем нужен горшок и т.д.
  4. Ухудшение речи – в период адаптации к детскому саду некоторые детки уменьшают словарный запас, но это временно.
  5. Изменения в двигательной активности – кто-то становится «заторможенным», кто-то не в меру активным.
  6. Проблемы со сном – малышу трудно засыпать в садике, иногда и дома сон становится беспокойным.
  7. Ухудшение аппетита – в связи с непривычным рационом, стрессом и изменением режима дня.
  8. Проблемы со здоровьем – сопротивляемость организма к инфекциям снижается и риск заболеть в первые 3-4 недели посещения детского сада очень высок.

Статья в тему: Как воспитать умного ребенка? Секреты раннего развития детей-феноменов.

Как подготовить ребенка к садику

7 «можно»

  1. Поиграть в детский садик игрушками. Одна из игрушек должна стать малышом, который пришел в сад первый раз. Надо показать ребенку, что сначала может быть немного неуютно, но когда он подружится с ребятами и воспитателем, станет весело. Главным моментом в игре надо сделать возвращение мамы за малышом.

  2. Подготовить ребенка к режиму детского сада и рациону. К знакомым условиям привыкать легче.
  3. Отзываться положительно о садике и воспитателях в присутствии малыша. Ребенок следит за эмоциями и относится к другим так, как это делаете вы .

  4. Создать бесконфликтную и спокойную атмосферу дома, быть терпимее к капризам. Период адаптации к детскому саду – сложный период жизни малыша, ему как никогда нужна ласка, похвала и поддержка.
  5. Дать с собой в садик игрушку.

    Имея при себе что-то «домашнее», родное, ребенку будет спокойнее оставаться без мамы целый день.

  6. Выяснить, с кем из родных малышу легче расставаться. Возможно, есть смысл отводить ребенка в детский садик бабушке или папе. Хотя бы на первых порах.

  7. Оставляя ребенка в детском саду, надо пообещать, что вы обязательно придете. В идеале – обозначить время. И выполнить обещание. А еще придумать ритуал прощания (поцелуй, помахать ручкой и т.д.). Малыш очень переживает, поэтому родителю следует вести себя уверенно.

5 «нельзя»

  1. Нельзя менять режим дня в выходные дни. Даже если родителям очень хочется поспать подольше. Два дня вполне способны сдвинуть распорядок и с понедельника малышу будет сложнее просыпаться утром.
  2. Не стоит отучать ребенка от плохих привычек в период адаптации к детскому саду. Нервная система работает на пределе, лишние нагрузки ей ни к чему.

    Отучать от «дурного» поведения следует или заранее, или когда малыш пройдет процесс адаптации.

  3. Нельзя ругать за то, что ребенок не хочет идти в сад или расставаться с мамой. Чувства малыша надо принять. Ему страшно, грустно и обидно. Лучше обнимите и еще раз скажите, что вы обязательно придете.
  4. Нельзя детским садом пугать.

    Запрещенные фразы: «Пойдешь в садик – там увидишь», «В саду и не такое будешь есть», «Если не успокоишься, отправим в садик» и т.д.

  5. Нельзя обманывать. Если собираетесь оставить ребенка на целый день – не говорите, что придете скоро. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у малыша не было разочарования.

Статья в тему: Адаптация к школе после летних каникул. 12 правил для детей и родителей

Адаптация ребенка к детскому саду не всегда проходит легко. Стоит запастись терпением и поддерживать кроху. Со временем негативные моменты уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут. Важно помнить, что не только малыш привыкает.

Видя негативные изменения в поведении ребенка, некоторые мамы испытывают чувство вины и угрызения совести. Это тоже нормально и тоже пройдет. Гоните прочь сомнения. Не бойтесь отпустить малыша от себя. Он не такой слабый, как кажется.

Маленький организм способен адаптироваться к новым условиям и получать полезные навыки. Вам обоим это нужно. Будьте Клевой мамой!

Статья в тему: Методики раннего развития. Раскрываем секреты воспитания гениального ребенка.

Источник: http://klyovamama.com/adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu/

Адаптация к садику. Как избежать ошибок

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет.

И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой.

Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

С проблемой адаптации ребенка к ДОУ я сталкивалась неоднократно и с разных сторон: как воспитатель, как психолог, как мама. Точнее, как дваждымама. С адаптацией Арсения я совершила много ошибок. Сашка дал мне шанс все их исправить.

Типичные ошибки родителей в период адаптации

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
    Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду?  У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама  исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.
  5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например,  кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
  6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
  7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)
  8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
  9.  Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
  10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
  14. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
  15. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ.  Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4  лет.

  Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам.

И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

психолог Анна Быкова

Источник: http://annabykova.ru/malishi-detskiy-sad/304.html

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизведанным миром, с непривычным окружением и другими отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, отношений в семье, условий в детском саду и многих других факторов.

Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Обычно нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, к тому же, кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.

Хуже остальных в дошкольных учреждениях чувствуют себя дети с флегматическим темпераментом. Они часто не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше торопить, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок наоборот становится более медлительным и безучастным.

Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней.

Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. В нашем детском центре развития «Летиция» опытные психологи и педагоги проводят психологические развивающие занятия для детей разного возраста, начиная с 1,5 лет.

На занятиях особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Дети, испытывающие беспокойство, когда мамы нет рядом, сначала занимаются в группе с ее присутствием, а затем мама выходит из класса сначала на 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность своего отсутствия.

Таким образом, дети привыкают к временной разлуке с мамой и уже, начиная посещать детский сад, не так остро реагируют на ее отсутствие.

С момента поступления в детский сад малыш становится участником коллектива, активно начинается процесс его социализации. Идет обучение детей навыкам взаимодействия с другими, формируется умение жить в обществе.

Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей и разных обстоятельств оказывают влияние на малыша.

Ему нужно научиться отстаивать свое мнение — но уважать правила, защищать себя — но не обижать других, быть личностью — но ценить коллектив, иметь свои устойчивые вкусы — но допускать и что-то новое.

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи.

Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия.

И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны принимать просто за капризы. Между тем, проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно трудный для него период.

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые.

Существуют тяжелая, средняя и легкая степени адаптации в детском саду:

  • При тяжелой степени дети идут в сад с истериками, даже спустя месяц. Зачастую к этому прибавляются постоянные простуды и повышенная нервозность, плаксивость в течение дня.
  • При средней степени адаптации утренняя плаксивость характерна от 2 недель до месяца и время от времени возникает и позже. Сильных нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит вирусную и бактериальную адаптацию, начинает болеть.
  • При легкой степени малыш по утрам довольно охотно идет в садик. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Приведем базовые советы психологов для облегчения адаптации к детскому саду.

  • Узнайте о режиме в группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой.
  • Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад полезен для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений. 
  • Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с родителями. Давайте ребенку в детский сад любимую игрушку, которая будет для него частичкой дома и поддержкой в новой обстановке.
  • Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. 
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
  • Побольше общайтесь с ребенком. Спрашивайте его и внимательно слушайте. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашние игры. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.
  • Будьте терпеливы. В период адаптации поведение ребенка может ухудшиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни. 
  • Обязательно будьте ответственны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это. Ребенку в это непростое время очень важна уверенность в том, что родители про него всегда помнят.
  • Почаще общайтесь с воспитателями, чтобы убедиться, что малыш чувствует себя комфортно и его общение с педагогами и коллективом складывается позитивно.
  • Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. 
  • В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит часто водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
  • Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать малыша в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. 
  • Приведя малыша домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. 

Таким образом, для того чтобы с самого начала ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой обстановке и новым людям. В садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей.

Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.

И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, безопасный и комфортный мир.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/141-kak-oblegchit-adaptatsiyu-rebenka-v-detskom-sadu

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

«Как поддержать ребенка в период адаптации?»

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, — на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

В этот сложный период эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Говорите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

  • Вне детского сада старайтесь посвящать все свое время малышу — гуляйте, играйте с ним, чтобы он не почувствовал, что его «бросили».
  • В первое время ни в коем случае не оставляйте ребенка в д/с на целый день, а в последующем также старайтесь не забирать его одним из последних.
  • Не наказывайте за капризы, не реагируйте грубо на изменения в его поведении.
  • Укрепляете иммунитет ребенка путем закаливания, оздоровления, приема витаминов.
  • Если ребенок не хочет идти в детский сад
  • Используйте приемы «заманихи»: игрушка хочет в гости в детский сад: сапожки хотят погулять по дорожкам сада; нужно что-то отнести воспитателю и детям; вкусная котлетка ждет, когда малыш ее съест; подушечке грустно от того, что никто ее не обнимает.

Перед вечерним туалетом вместе готовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете «в гости», что наденете (одежду повесить на стульчик), выполнено ли поручение воспитателя (подточить карандаши или подготовить набор цветной бумаги). Все сложите в пакет или в сумку (как в школе!).

Часто сони охотнее встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика.

Если в семье есть человек, с которым малыш расстается очень плохо, то этому домочадцу лучше выйти из дома до того времени, как малыш проснется.

Если ребенок не хочет одеваться сам в детский сад, оденьте его без обид и грубости, приговаривая: «Какой ты у меня большой, а когда-то был совсем маленький. Скоро ты еще подрастешь, и будешь одеваться сам, как папа (другое значимое лицо)».

Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.

Поближе познакомьтесь с мамой, чей ребенок симпатичен вашему, гуляйте вместе, сходите в гости. У малыша появится желание увидеть друга в детском саду.

Практические рекомендации

Приучайте ребенка быть самостоятельным. В д/с ему понадобятся определенные навыки. Рекомендации о том, как научить и с чего начать, вы можете получить у вашего воспитателя. Хорошо, если малыш будет уметь самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться-раздеваться и, конечно, ходить на горшок.

Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже в выходные дни). Вечерние часы не насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незаконченных сказок.

Не делайте больших перерывов в посещении садика — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Одевайте ребенка в садик не по принципу «последних тенденций в моде», а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, легкие футболки или рубашки (в зависимости от сезона), сандалии на липучках.

С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше — несколько) одежды в случае «непредвиденных обстоятельств».

Для тех детей, кто еще не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).

Во время процесса адаптации будьте внимательны и терпимы с малышом!

Источник: http://127.lipetskddo.ru/pages/adaptaciya_rebenka_k_detskomu_sadu_11

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]