Особенности воспитания одаренных детей: как вырастить счастливого человека

Таисия Мукий – кандидат педагогических наук, директор харьковской сети Технічна студія «Винахідник», исследователь детства, организатор робототехнических фестивалей, хакатонов, семейного лагеря LEGO Сamp, научный руководитель и тренер детей-победителей всеукраинских и международных конкурсов, исследователь психолого-педагогических особенностей развития личностного потенциала ребенка.

Освіта Нова в лице Анны Печерной побывала на семинаре Таисии для родителей и педагогов «Де знайти «вітаміни обдарованості» або виховання обдарованої дитини: від теорії до практики»и делится с вами услышанными знаниями. 

Говорили о том, что при воспитании и обучении представителей поколения digital natives нужно принимать во внимание его отличия и особенности, верить в то, что каждый ребенок одаренный, нужно только распознать в чем. Вы узнаете, как определить одаренности у своего ребенка, как выстраивать траекторию его развития и какими «витаминами» подпитывать задатки ребенка и те навыки, которые понадобятся ему в будущем.

Особенности поколения digital natives/Z

  • Это поколение, родившееся в третьем тысячелетии, они отличаются от предыдущего – так называемых игреков – поскольку современные информационно-коммуникационные технологии знакомы им с рождения, и у них свои особенности развития, которые нужно принимать во внимание, выстраивая процессы воспитания и обучения:
  • — активность в соцсетях,
  • — гиперактивность (всплеск нерастраченной энергии после времяпровождения с гаджетами),
  • — партнерские отношения со взрослыми (взрослый скорее друг, чем авторитет),
  • — клиповое мышление (не хотят учиться читать и писать, потому в гаджете благодаря одной картинке или короткому видео можно информацию получить быстрее, не напрягаясь)
  • — потребительский стиль жизни,
  • — аутизация (из-за пользования гаджетами и ухода в виртуальный мир, в котором детям комфортнее, чем в реальном),
  • — многозадачность,
  • — стремление к вознаграждению,
  • — инфантильность (характерный для поколения Y синдром Питера Пена – предпочитают учебе игры на планшете)

У представителей этого поколения наблюдается девальвация интеллектуальных и культурных ценностей из-за того, что они бесконтрольно гуляют по интернету, встречаясь с информацией, которая травмирует их психику, не получая знаний о том, что истина, а что ложь. Но даже если родители и контролируют то, что смотрит ребенок, застраховать его от того, что ему покажут и расскажут сверстники, они не могут. Поэтому родителям очень важно уделять внимание развитию детей, и именно развитию тех навыков, которые будут востребованы в 21 веке.

Какие навыки стоит развивать в детях

Как вы видите из таблицы, важно развивать в ребенке умение мыслить, делать выводы, придумывать нестандартные решения. Важно устанавливать для ребенка «мостик», который связывает знания о химии, физике и математике с реальной жизнью. Постарайтесь быть сами проактивными и приучайте к этому детей.

Реактивное поведение характеризуется следующими мыслями: «У меня не получается/У меня такой характер/Мне не хватает времени на это/Ну что я могу с этим сделать». Проактивное – «Я могу/Я сделаю/Я выбираю».

Задумайтесь вместе о рефлексии. В 9-м классе только каждый четвертый ребенок обладает достаточным уровнем рефлексии, чтобы выбрать будущую профессию и сформировать осознанный подход к жизни, а ведь это умение надо развивать с самого рождения, только современные родители слишком мало уделяют этому времени.

Сам феномен рефлексии активно исследуется в последние 30 лет и вот только сейчас в современной школе массово практикуют приемы и методы рефлексии. Умение рефлексировать – это об осознании себя и своих действий, когда ребенок не верит тому, что говорят другие, а вырабатывает свое мнение.

Рефлексия меняет взгляд ребенка на окружающий мир, заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой собственный взгляд, который позволяет видеть взаимосвязь между школьными знаниями, своей жизнью и жизнью других людей.

Крайне важна для успеха в будущем информационная грамотность, умение ребенка воспринимать информацию и «раскладывать ее по полочкам». Важнее этого может быть только счастье ребенка.

Как воспитать счастливого ребенка

Воспитание духа и нравственности – основа образования. Воспитание без образования невозможны, считает известный педагог Шалва Амонашвили. Автор концепции «Школа радости» в слове воспитание видел В-ОСЬ-Питание.

Духовную ось, которая ведет к духовному восхождению, и причину, по которой ребенок на этом пути нуждается в питании.

Питанием служит образование, взращивание в ребенке семян «веры, любви, доброты, великодушия, мудрости, мыслей, преданности».

Вера взращивается верой, любовь любовью, счастье счастьем. И поэтому счастливого человека могут вырастить только счастливые родители, поэтому особенно маме следует научиться гармонизировать все сферы своей жизни и на своем примере показывать, что жизнь – прекрасна.

Что такое одаренность – данность природы или приобретенный дар?

В каждой семье превалирует один из четырех видов воспитания: индифферентный, либеральный, авторитетный и авторитарный.

Как вы понимаете, выбранный вами стиль повлияет на то, удастся ли вам воспитать одаренного ребенка.

Одаренность – это не всегда знания, успехи и чемпионство в мировых соревнованиях, как некоторые считают, но это всегда то, к чему ребенок хочет стремиться сам и в чем достигает успехов.

В понимании традиционной школы одаренный ребенок тот, у кого налицо академическая успеваемость, но одаренность этим не ограничивается. Школа мало показывает действующие в мире взаимосвязи, но если их показывать ребенку, он будет постигать этот мир, поменяет реактивную позицию на проактивную.

Дар есть у каждого у ребенка, его только нужно увидеть родителям и воспитателям, помочь ребенку его раскрыть, научиться отслеживать, реализовывать и направлять. Существует несколько методик определения одаренностей. Скачайте здесь анкету по А. И.

Савенкову и попробуйте определить одаренности у своего ребенка. Исходя из своей практики, скажу, что у многих детей определялись по три равно выраженных типа, причем явно не связанные друг с другом, например, спортивная, психомоторная и творческая одаренности.

А на стыке таких вот одаренностей можно с детьми создавать колоссальные вещи. Важно все направления развивать, но ярко выраженные особенно, потому что мир не будет таким как прежде, будут востребованы разработчики 3D-имплантов, инженеры и программисты «умных домов», консьержи робототехники, архитекторы виртуальных миров, городские фермеры и др. Смотрите на ребенка комплексно.

Важный момент по этой классификации – к академической одаренности относятся мотивационно-личностные характеристики.

Мотивация – желание что-то делать, а личностные характеристики – особый вид одаренности, которому и школа и родители очень мало уделяют внимания.

Хорошо бы выработать стратегию и показать ребенку, как можно развивать личностные качества, важные для счастья и успеха, и как понимать, чего ребенок сам хочет.

Социально-личностная одаренность проявляется в том, что ребенок открыт миру, любит общаться.

Родители могут считать, что ребенок ничем серьезным не занимается, и просто не понимать, что это дар – находить контакт с людьми разных возрастов, дружить, поддерживать связи, и это очень важный дар для успеха в будущем.

Если он лидер в своей возрастной группе, то это тоже дар, который можно и нужно развивать, и который важен для многих профессий. О лидерской одаренности можно говорить, когда ребенок берет на себя ответственность за всю группу или за ее часть, предлагает решения и варианты и ведет себя проактивно.

Индивидуальная траектория развития

Итак, вы определили одаренности и теперь планируете персональный путь реализации личностного потенциала ребенка. Выглядит он примерно так.

На старте определяем ожидания, кому-то важна самостоятельность, а кто-то стремится взрастить в ребенке проактивность, тут каждый родитель поступает так, как чувствует, правильного решения нет. Для примера возьмем цель – научить ребенка воспринимать проблему как ресурс развития. В итоге ожидаем – апробация нового и доведение до логического результата.

Проводим внутренний анализ и определяем сильные стороны, закрепляем их на Стене Славы. Проговариваем сильные стороны, ситуации, в которых ребенок проявил себя.

На Стену Славы можно повесить фото с друзьями как доказательство коммуникабельности, рисунок, который победил в конкурсе и тому подобное.

Задача стоит поднять уверенность в себе: «Да, знания по математике и географии могли бы быть выше, зато ты так здорово рисуешь/поешь/забиваешь голы.

Попробуем подтянуть математику с географией с помощью футбола? В какой стране самые сильные игроки? Как думаешь, почему именно в этой стране? Что необычного есть в этой стране? Какая природа? Сколько голов суммарно забил твой любимый игрок в свои 22 года? А сколько сейчас? Какой его средний показатель успешности в месяц? А в год?».

Таким образом повышается мотивация к изучению темы и ребенок чувствует веру и поддержку, также, как правило, отмечает старания родителей ему помочь. Данный позитив, из которого складывается уверенность в себе, можно трансформировать в ресурс.

Далее проводим внешний анализ и анализируем возможности – финансовые, материальные, человеческие или ресурсы семьи для выявления способов реализации потенциала смелого/храброго ребенка.

В школе неинтересно, но можно найти тот кружок или секцию, в которых будет интересно.

Помните, что сравнивать лучше ребенка с самим собой: «Еще вчера ты не умел, а сегодня уже есть первые успехи», «Ты покормил бездомного котенка, ты добрый и отзывчивый».

Прогуляйтесь с ребенком в будущее, каким и кем он видит себя в будущем.

Влогером? Отлично, но ты же понимаешь, что влогеру важно быть начитанным, иначе что ты будешь рассказывать своим подписчикам? И грамотно писать, как ты будешь с ошибками писать, если тебя столько людей читает.

И выглядеть было бы хорошо на фото и видео – да здравствует спорт. И влогеры не боятся нового. И когда ребенок снова займет реактивную позицию – «У меня никогда не получится», напоминайте об этой прогулке.

Увидели будущее? Самое время составить план действий. Выявленный потенциал направляйте в нужное русло, но будьте гибкими, если у ребенка поменялась картинка будущего.

Где взять витамины одаренности

Правильная похвала

Правильная та похвала, которая мотивирует. А мы, родители/воспитатели/учителя/тренеры, как правило, кроме «Умничка!» и «Молодец!» ничего не говорим. И это еще в лучшем случае. Вот еще варианты:

  1. — Похоже, что решение этих задач тебе начинает приносить удовольствие.
  2. — Чувствуется, что ты получаешь удовольствие, когда справляешься с трудностями.
  3. — Мне так приятно видеть, что после каждой тренировки ты чувствуешь себя увереннее.

— Так приятно заходить в чистую комнату. Мне нравится, как ты пытаешься самостоятельно завязать шнурки.

Однако обычно мама заходит в детскую так: «Опять бардак, когда ты уже научишься складывать свои вещи…». У мамы «включаются эмоции» и мысли «Сколько раз можно тебе говорить…». При таком подходе ребенок все время чувствует себя неуспешным.

Поэтому любые подвижки в нужном направлении очень важны — правильно хвалите и подчеркивайте выгоду для него самого от сделанного. Ради того чтобы снова услышать похвалу ребенок постарается еще раз, еще много раз: «Так меня порадовал (-а).

Как приятно зайти в комнату, в которой сложены игрушки. Согласись, ведь здорово же, когда в комнате убрано».

Витамины творчества и проактивности

Проактивность – умение осознанно идти к успеху и быть счастливым, выступать от Я-позиции – «Я хочу» и «Я выбираю», а также «Если я не могу этого получить/достичь сейчас, я сделаю два шага в нужную сторону».

Важно, чтобы родители вдохновляли и подчеркивали даже самые малые успехи и сами были проактивными. В итоге сформируется осознанное отношение к себе, родителям, учителям, социуму, жизни в целом.

И благодаря этому возникнут чувства компетенции, принадлежности, безопасности и смысла жизни.

Идя по траектории, искорените в своем лексиконе слово «должен», оно деструктивно по своей сути и формирует чувство вины. Найдите способы объяснить, зачем застилать кровать, мыть руки перед едой, поддерживать порядок, делать уроки и т. д.

Применяйте эмоциональное закрепление и игру. Застилать кровать скучно, а вот подготовить (разровнять одеяло и накрыть его покрывалом) взлетно-посадочную полосу для приземления межгалактического корабля уже гораздо интереснее.

Из таких приправленных позитивными эмоциями моментов будут складываться воспоминания о детстве.

Просто знайте, что все дети хотят видеть своих родителей счастливыми и улыбающимися, будьте счастливы и улыбайтесь, чтобы ребенок об этом вспоминал во взрослой жизни и черпал из этих воспоминаний энергию.

Читайте также:  Как часто купать новорожденного ребенка: советы по уходу за младенцем

Есть поговорка, гласящая, что не надо воспитывать детей, воспитывайте себя. Но ведь абсолютно не закономерно, что у любящей порядок мамы растет любящий порядок ребенок. Просто именно этому аспекту жизни ребенок не придает значения. А в том, чему придает значение, будет подражать. Также будет подражать тому, кто для него авторитет.

В своем детстве я не хотела подражать своей строгой маме и мечтала быть похожей на добрую бабушку. Однако сценарии и модели поведения, заложенные в нас с детства, обязательно проявятся во взрослой жизни. Я такая, как моя мама, увлеченная своим делом, коммуникациями с людьми, и именно благодаря ей у меня сформировался вкус к хорошим книгам и фильмам.

Речь идет об играх и задачах, которые развивают созидательное, логическое, ТРИЗовское мышление. Существует несколько типов подобных задач и игр. Их легко встраивать в повседневную жизнь и в развивающие занятия.

Игра «Данетки»

Вы загадываете предмет, а ребенок отгадывает, задавая вопросы. Вы отвечаете только да и нет. В ходе игры он учится идти от общего к частному, разделять большие объемы информации на блоки и подсистемы, формулировать вопросы – учится так называемой дихотомии.

Игра «Черное и белое» (диалектика)

Рассмотрите неблагоприятную ситуацию (к примеру, ребенок был участником драки со сверстниками) с позитивной точки зрения: «А что «белого» (хорошего) в том, что произошло это негативное событие?». Например, защитил девочку, защитил себя, почувствовал свои силы и понял, что надо делать зарядку по утрам… Игра научит ребенка рефреймингу.

Витамин ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)

Есть широко известные ТРИЗ-задачи, которые могут служить в том числе диагностическим инструментом.

Если положить недавно утонувшего муравья в муравьиную кучу, вскоре он оживет, а если оставить одного — погибнет. Почему?

Прислушайтесь к решениям ребенка, они дадут вам понять, чем живет ребенок и какие у него склонности. Если что-то будет вычислять, то к математике, если что-то про помощь других муравьев, то у него коммуникационные навыки развиты, если речь о муравьиной кислоте зайдет – возможно будущий фармацевт или химик растет и т. д.

Вот еще один пример.

Жила была пиявка. Все вокруг было для нее пищей. Потом она съела весь мир. Что это за пиявка?

Один скажет, что это эпидемия какой-то болезни (будет доктором?), другой скажет, что это мусор (станет экологом?), виртуальный мир (разработчик игр?), война (миротворец?).

ТРИЗовские методики мало используются в наших школах, однако ради таких игр дети забывают обо всех своих гаджетах. Если хотите узнать больше о ТРИЗовской педагогике, или о чем-то, о чем вы только что прочитали, пишите в х и ждите новых публикаций.

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/1352-sovremennyi-podkhod-k-vospytanyiu-odarennykh-detei

Секреты воспитания одаренного ребенка

Кто он такой — одаренный ребенок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним. При этом не является важным, в какой именно деятельности ребенок проявляет особые таланты. Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.

В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребенка могут заметить и родители дома.

Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения.

Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.

Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях.

С одной стороны, по ребенку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна.

Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике.

От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями. Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.

Другая сторона одаренности — это ребенок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так. Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.

Явные признаки одаренности:

  • Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
  • Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
  • Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
  • Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребенок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
  • Высокий уровень интеллекта.
  • Нестандартное творческое мышление.
  • Высокий уровень мотивации.
  • Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
  • Нестандартное решение проблем.
  • Высокий уровень абстрактного мышления.
  • Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.

Одаренного ребенка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность.

В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы.

К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребенок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.

Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве. Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.

Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.

Иногда одаренные дети воспринимаются как особая ценность семьи, особенно если в ней больше никто не отличается выдающимися способностями или же наоборот — мама и папа, предыдущие поколения тоже были высокообразованными и одухотворенными личностями.

Существуют побочные эффекты одаренности, такие как постоянный контроль над ребенком и его деятельностью, детоцентричность в семье, «вознесение» маленького гения на пьедестал.

Если родители так относятся к ребенку, то, создавая ему условия для развития способностей, они упускают из виду необходимые навыки жизнедеятельности.

Так, одаренный в математике или пении малыш может вырасти несамостоятельным и неспособным позаботиться о себе без помощи взрослых.

Развить чувство ответственности можно, если чаще обращать внимание и формировать такие навыки как: умение себя поддержать, обслужить, накормить, подобрать гардероб, разрешать ссоры и конфликты в обществе самостоятельно.

Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.

Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребенка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребенку. По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.

Чтобы оградить от одиночества, родители должны с детства обращать внимание на социальное окружение ребенка, на то, как он общается со сверстниками. Не стоит словами или поступками возвышать маленького гения над другими — он должен ценить свою личность и способности, однако лучше, если будет чувствовать себя наравне со всеми.

  • Для того чтобы избежать скуки в школе, можно записать ребенка на более углубленную образовательную программу — так ему будет интереснее учиться.
  • Если ребенку трудно дружить со сверстниками, нужно подумать над тем, с кем он мог бы найти общий язык и интересы.
  • Не стоит «подпитывать» зацикленность маленького гения на себе.
  • Не стоит поощрять в нем бесконечное стремление к совершенству.
  • Одаренные дети очень впечатлительны и часто мыслят как философы. Хорошо если родители сумеют «разбавлять» их серьезность шутками и легким отношением к жизни.
  • Во время воспитания стоит избегать поощрения самокритики — ребенок должен знать, что, несмотря на свои способности, он остается таким же человеком, как и все остальные и имеет право как на выбор, так и на ошибки.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_vospityvat_odarennogo_rebenka/

Методическая разработка на тему: Особенности воспитания одаренного ребенка в семье. | Социальная сеть работников образования

  • МБОУ Лицей № 7
  • Особенности воспитания одаренного ребенка в семье
  • учитель начальных классов
  • Аранова Лариса Очировна
  • Саяногорск, 2013
  • Оглавление.

1.Введение. Актуальность проблемы.                                                                    стр.1

2.Семья одаренного ребенка                                                                                   стр. 1- 8                    1.Способности детей.

                    2.Климат в семье.                                                                                 стр.6-7

  1.                     3.Способности и умения, подлежащие развитию
  2.                      у одаренных детей                                                                              стр.7-8
  3.  4.Моя  программа по работе с одарёнными детьми

                    1.Методы работы с одаренным детьми.                                            стр.8-9

                    2. Методика «карта одаренности.

                     Анкетирование родителей и детей.                                                  стр.9-10

5.Заключение. Рекомендации по индивидуальной работе учителей                 стр.10                                           с одаренными детьми.

7.Литература.                                                                                                           стр.11

Особенности воспитания одаренного ребенка в семье.

1.Введение. Актуальность проблемы.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь».

Читайте также:  Купание новорожденного: советы для молодых пап и мам

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Недаром в нашей стране 3 апреля 2012 года Д.А. Медведевым (тогда президентом) принята «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Вот несколько выдержек из этого документа. « Каждый человек талантлив.

Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность…».

Мнения ученых по проблеме выявления одаренного ребенка противоречивы.

Одни исследователи утверждают, что все дети — одарены, другие же считают, что одаренность — весьма редкое явление, и одаренных детей не более, чем 1-2% от всей популяции. Многие ученые занимают промежуточную позицию.

Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, можно  предположить, что количество одаренных детей составляет не менее 15-25%.

Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что для меня самым объективным является определение одаренности ребенка А.И.Савенкова. Это пересечение трех сфер: мотивация + интеллект + креативность = одаренность.

2.Семья одаренного ребенка.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Одаренность ребенка необходимо, прежде всего, раскрыть и понять, но и не менее важно ее поддержать. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не  существует какого-то стереотипа одаренности —  каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.

Именно  родители — главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

   

Каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, упоминаемые родителями? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, раннее осваивание счета, чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство, цепкую память. Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием, воображением, в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать, или считать) не следует переоценивать.

У одаренных детей есть и общая психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле».

Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы ненасыщаема:  они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее.

Они стремятся к увеличению  и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.

То, как ребенок делает открытие собственной одаренности, представляет огромный интерес для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности.

У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с другими детьми, понимание собственного отличия происходит рано.

У других осознание своих способностей впервые происходит в школе при сравнении себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и понимание того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные.

            Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается  в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.     

Тем, кто воспитывает одаренных детей необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки стремления преуспеть.

Когда, внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители.

Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Очень часто блеск таланта ослепляет родителей.

Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Родительские оценки для ребенка – одновременно и награда, и мерило его самовосприятия и самооценки.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/06/16/osobennosti-vospitaniya-odarennogo-rebenka-v-seme

Особенности семейного воспитания одаренных детей

В вашей семье растет одаренный ребенок, и вы не понимаете: как себя вести с ребенком, что делать с этим талантом, как развивать, как не испугать, каковы перспективы. Вопросов и страхов возникает много. В этой статье речь пойдет об особенностях семейного воспитания одаренных детей.

  • Чтобы уменьшить Ваши, уважаемые родители, страхи и тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей я постаралась собрать самые простые, но как мне кажется, ценные советы и рекомендации психологов, педагогов и просто родителей.
  • Прежде чем нам перейти к советам и рекомендациям по воспитанию одаренного ребенка в семье, необходимо определить категории одаренности.
  • В зависимости от возраста ребенка мы с вами выделим три категории одаренности:
  1. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
  2. Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
  3. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд.

При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного ребенка, пока не поможет вот такой счастливый случай, о котором я рассказывала ранее.

Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что их ребенок:

  1. – Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. – Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. – Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. – Склонен к рискованным действиям.
  5. – Обладает богатой фантазией, воображением;
  6. – Озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.
  7. – Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  8. – Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  9. – Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
  10. – Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  11. – Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
  12. – У ребенка отличная память, раннее языковое развитие, большой словарный запас.

Все это подтверждает наличие одаренности у вашего ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности.

  • Таким образом,
  • Одаренность – наличие потенциально высоких способностей у человека.
  • А вот талант означает выдающиеся способности.
  • Талантливый человек, как правило, проявляет себя сразу в нескольких видах деятельности.
  • Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его социализации и социальной адаптации. Нет нужды говорить, что такие дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом внимании, особенно со стороны родителей.

Уважаемые родители! Воспитание детей – сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход.

 При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

Впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Талант нужно поддержать и развить. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все», ибо за это их хвалят.

И поведение родителей и других членов семьи очень важно, когда обнаруживается одаренность ребенка. Конечно, все родители одаренных детей испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой.

Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его способности не укладываются в возрастные нормы.

Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями.

Воспитание одаренных детей требует большого такта. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения и восхищения от взрослых. А развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет. Тем более, если его одаренность взрослыми расценивается как странность.

Одаренным детям сложнее, чем обычным. И родителям сложно при воспитании такого ребенка. Поэтому при работе с одаренными детьми большое значение имеет совет психолога, учителя или воспитателя, других родителей одаренных детей.

Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованным неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать такого ребенка?

Взгляните на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок?

Тогда советы известного американского психолога Дэвида Льюиса помогут вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка (прочитать памятку).

Ребенок — продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым.

Уважаемые родители, у детей собственная судьба и будущее, но зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания. Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей «умение жить», развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.

Поверьте, уважаемые родители. У вас все получится. И вы будете счастливыми родителями счастливого одаренного ребенка.

С уважением, Кухарь Татьяна, специалист ОГБУ ДО «МОСТ» по работе с одаренными детьми

Источник: http://molodezh79.ru/item/12109-osobennosti-semejnogo-vospitaniya-odarennykh-detej

Как воспитать одаренного ребенка – советы психологов и педагогов

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить – оценивать, если оскорблять – быть виноватым.  А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Игры

Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с  детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Читайте также:  2 5 месяца ребенку: советы родителям по развитию и уходу за младенцем

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так.

Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет.

Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет.

Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок.

Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития – показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки.

Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо.

Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное — здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

  • Методики раннего развития
  • Вальдорфская методика

Вальдорфская методика — это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти — двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию. 

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Фридрих Фребель — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх.

Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи.

Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем — умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки — так называемых «блоков Фребеля». Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку. 

Методика Монтессори

Мария Монтессори — известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания — ребенок.

В «погружающей» среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте.

Задача учителя – наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание.

Космическое воспитание — это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные «рамки и вкладыши».

Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман — американский педиатр, основатель филадельфийского института «Better Baby Institute» (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг.

благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей.

Основа его методики – развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому — от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, — «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются. 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

  1. Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:
  2. 1) Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
  3. 2) Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
  4. 3) Никогда не проверяйте своего ребенка;
  5. 4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
  6. Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки — японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: «музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен».

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название «Рождение таланта». Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины — педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни.

«Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития». Никитины — авторы таких развивающих игр, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Уникуб».

Методика Зайцева

Николай Зайцев — педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева –  складовой принцип, т. е.

самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами). 

Известным пособием Зайцева является «Кубики». Но также есть «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой» с аудиокассетой, пособие «Пишу красиво». Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Методика Тюленева

Павел Тюленев — социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов — новаторов. Он — автор «Метода интеллектуального развития ребенка», или «Системы ускоренного обучения МИР». Среди книг Тюленева есть такие, как «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить» «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить,  нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20081120/155530681.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]