Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

В 2 года ваш ребенок постоянно удивляет достижениями развития. С каждым днем он становится все более самостоятельным, в поступках прослеживается причинно-следственная связь, любознательность возрастает ежеминутно, ваше общение становится все более информативным. Перед вами уже личность со своей манерой поведения.

Детские стремления

       Возрастные особенности детей 2-3 лет связаны с интенсивным физическим, интеллектуальным и эмоциональным их развитием. Особенности развития малышей являются в этом возрасте импульсивность желаний, зависимость потребностей от ситуации, неосознанность мотивов поведения. Ежедневно мир вокруг них становится интереснее и притягательнее. В 2-3 года ребенок стремится:

  • как можно больше двигаться, осваивая окружающее пространство и познавая собственные физические возможности;
  • перебирать и играться с мелкими предметами и деталями (это замечательно развивает мелкую моторику, прекрасно способствуя развитию мозга и речи);
  • повторять все услышанные слова и интонации, копировать поведение и реакции взрослых;
  • играть как можно больше (можно смело сказать, что психология детей в 2-3 года основывается на игре, игра – способ познания мира, осваивания его и заявления о себе в этом мире);
  • быть вместе со взрослыми в любой ситуации, ребенок ожидает постоянного внимания родителей и старших членов семьи, их защиты и помощи.

Привычный порядок

         В 2-3 года ребенок уже привык жить по определенному распорядку. Ему комфортен традиционный режим дня, организм малыша приспособлен к привычным формам бодрствования и приема пищи. Любое нарушение обычного распорядка создает дискомфорт для малыша, вызывает его протест: капризы, слезы, непослушание.

Поэтому родителям важно постепенно готовить ребенка к предстоящим переменам.

Заранее говорить об ожидаемых новостях, предупреждать, что скоро нужно будет уходить или заняться чем-то другим, в нужный момент не авторитарно прерывать игру, а постепенно переключить внимание, заинтересовать, «заговорить», меняя ситуацию и обстановку.

         Учитывайте, что ребенок в 2-3 года сложно привыкает к новой обстановке и новому окружению, поэтому адаптационный период во время отдыха на выезде может затянуться на 5-6 дней. А возвращение домой для малыша – такая же тяжелая перемена привычной обстановки, как и отъезд.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Воспитываем, общаясь и играя

         Психология ребенка 2-3 лет такова, что окружающий мир и жизнь неделимы: для  малыша игра такое же естественное времяпровождение, как и любое другое действие.

Процесс развития детей этого возраста неотделим от игры, более того, именно игра превращает воспитание в незаметное для ребенка приобретение новых навыков, умений, естественную социальную адаптацию. При этом не забывайте, что дети в этом возрасте очень наблюдательны.

Для них принципиальна модель поведения взрослых в доме, их манера общения с окружающими.

         Так, например, можно незаметно формировать навыки соблюдения порядка и аккуратности.

  • Любое общение (игра, прогулка, прием пищи) должны строиться на вежливом и доброжелательном обращении, обязательном использовании слов вежливости.
  • В любой ситуации спокойно подсказывайте и напоминайте, как проявить уважение и заботу по отношению к окружающим: поздоровайся – попрощайся, скажи «спасибо» или «пожалуйста», угости, предложи, пожалей и т.д.
  • После игры ребенок и взрослые убирают игрушки, наводят порядок.
  • Вместе с малышом раскладываются по местам и вещи взрослых, после еды убирается со стола грязная посуда (позвольте ребенку помочь вам убрать ложки, салфетки и т. п.).
  • Вместе кладите на место вещи после прогулки, аккуратно расставляйте обувь.
  • Давайте ребенку посильные задания и поручения (принести – отнести, подать, перенести, разложить и т. п).
  • Так же ненавязчиво и незаметно формируются навыки личной гигиены в течение дня от утреннего туалета до водных процедур перед ночным сном.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Развиваем самостоятельность

         Часто трудно различить непослушание и капризы детей в 2-3 года и стремление, действительно, самому чему-то научиться, самоутвердиться. В такой ситуации родителям важно контролировать смену манеры поведения детей, самим создавать условия для формирования самостоятельности малыша:

  • выделите нижние полки в шкафах для вещей и игрушек так, чтобы ребенок мог бы сам выбирать необходимое и складывать на место;
  • объясняйте, почему игрушки нужно беречь, как складывать вещи и обувь;
  • учите бережно обращаться с книгами и картинками;
  • интересуйтесь, предпочтениями ребенка (рисовать карандашами или красками, лепить из пластилина или складывать пазлы и т.д.).

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Истерики

В 2-3 года ребенок еще не может полностью выразить словами свои желания, мысли, чувства. Он не всегда понимает свои ощущения и еще совсем не может справляться с собственными эмоциями. Поэтому часто такая ситуация заканчивается истерикой. Причины:

  • ребенок не может объяснить свои желания;
  • прервали интересную игру малыша;
  • попытка привлечь внимание;
  • способ добиться желаемого;
  • ребенок перевозбудился перед сном, не может расслабиться и успокоиться.

Важно отличать истерики – капризы, которыми дети пытаются добиться своего. В такой ситуации доктор Комаровский советует взрослым проявлять твердость и настойчивость, потому что достаточно малышу хоть один раз добиться своего истерикой, и он будет постоянно использовать этот метод.

Евгений Комаровский убежден, что дети очень быстро понимают, кто управляем, а кто – нет, и очень быстро учатся переключаться: они будут устраивать истерики тем, кто поддается, и никогда не будут их устраивать тем, кто на них не поддается.

Поэтому бороться с истериками нужно только уверенностью и твердостью взрослого характера.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Первые разлуки

         В 2-3 года многие малыши начинают посещать детские воспитательные учреждения. Особенности развития ребенка таковы, что самым сложным моментом становится расставание с мамой даже на непродолжительное время. Чтобы облегчить эту ситуацию, попробуйте придерживаться нескольких правил:

  • не показывайте своего волнения и тревоги ребенку;
  • обсудите с малышом ситуацию заранее, договоритесь о том, как вы заберете ребенка, и чем потом займетесь;
  • не нарушайте обещаний и договоренностей;
  • прощаясь, будьте спокойны, переключите внимание малыша на интересную игрушку или на деток, которые интересно играются;
  • уходите решительно и с улыбкой.

Тесная эмоциональная связь детей с родителями сохраняется до 8-9 лет. Понадобится какое-то время, чтобы ребенок привык к новым обстоятельствам, новым людям. Родителям нужно проявить терпение и выдержку. Проявить дома внимание и заботу, компенсируя время разлуки.

Помните, что перед вами маленькая личность 2-3 лет со своими особенностями развития. Малыш очень нуждается в помощи и опеке родителей и в тоже время пытается самоутвердиться. Ребенок только учится общаться, играть, справляться со своими чувствами. Главные его помощники – ваша любовь, мудрость и решительность. Растите здоровыми и счастливыми!

Источник: http://StranaDetstva.ru/vozrastnye-osobennosti-detej-2-3-let

Психология детей в 3-4 года: советы родителям и особенности воспитания

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Читайте также:  Возрастные особенности детей: как вести себя с ребенком на каждом этапе взросления

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Трудности воспитания

Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.

Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.

Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:

  1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
  2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.

Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.

Использование положительного примера для воспитания

Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.

Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Психолог поможет

Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/3-4-goda.html

Ребенок 3 года — психология и особенности поведения

Ребенок 3 года — психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?

Ребенок 3 года живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.

Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.

Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведенияребенок 3 года

Что умею, что могу
Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.

Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок.

Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент.

Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой.

Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний.

Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.

Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.

К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата.

Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности.

Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно.

К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.

Если ребенок 3 года своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает.

Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место.

При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.

К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.

Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.

На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.

Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.

Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.

Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.

Совершенству тела нет предела
Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:

  1. малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
  2. умеет забираться на горки и спускаться с них;
  3. хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
  4. ловит мячик обеими руками;

Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.

Для Вашего ребенка:

Раскраска ЗИМА
ПОДЕЛКИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Источник: https://montessoriself.ru/rebenok-3-goda-psihologiya-i-osobennosti-povedeniya/

Контактная информация

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

 Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.
  •  Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.
  •  Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:
  •  — стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого
  • — ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.
  •  В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.
  •  СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ
Читайте также:  Детская зарядка: какими упражнениями развивать ребенка

 — Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

 — Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

— Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

— Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

— Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий.

Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.

) Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит: • Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным) • «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания). • Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным) • Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка) • Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?

— Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании. — Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.

— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет.

В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет.

Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели. — Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится. — Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок. — Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей. — Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю. ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

  1. Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.
  2. АДАПТАЦИЯ
  3. Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.
  4. В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

    Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  3. Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  4. В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  5. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  6. Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

Источник: https://dskv10.vsevobr.ru/index.php/sovety-spetsialistov/pedagog-psikholog/116-psikhologicheskie-osobennosti-detej-3-4-let

Кризис 3 лет у ребенка: психология и особенности поведения

Кризис трёх лет – критический возраст ребёнка. Новый этап знаменует собой переломный момент в его развитии. Как пережить этот период с наименьшими «потерями»?

Знакома ли вам такая картина? Малыш в магазине бьётся головой о пол и отказывается уходить без желанной игрушки. На улице кроха снимает и бросает шапку, кривляясь и заявляя, что не наденет её. Примеров множество. Мы хватаемся за голову и судорожно перебираем в голове причины такого поведения. На самом деле ничего страшного, неизведанного и удивительного. Это всего лишь кризис трёх лет!

Проявления этого самого кризиса у всех деток свои, индивидуальные. Упрямство, неуправляемое поведение, желание настоять на своём, стремление к чрезмерной самостоятельности и любое отклонение опёки, необоснованная агрессия, слёзы и попытки «лезть на рожон» — часто встречающиеся признаки кризиса 3-х лет.

Не волнуйтесь, если пришла пора и вам столкнуться с этим периодом развития детей. Простые правила поведения помогут свести к минимуму нежелательные проявления кризиса.

Правило №1. Спокойная мама—спокойный малыш

Малыш часто злится, закатывает истерики, ругается и плачет? Сложно не выйти из себя! Постарайтесь остаться спокойной, ведь ваша раздражительность лишь усиливает негативные реакции ребёнка.

Плюс, не давайте карты в руки маленькому манипулятору. Он поймет, как можно вывести родителей из себя, и при необходимости воспользуется этим повторно.

Помните: дети слушаются только тех, кто не показывает сильных эмоций. 

В этот непростой этап развития ребёнка ему особенно важно слышать, что его любят, ценят. Если же он неправ, в мягкой форме объясните ему этот момент. Крики и недовольство, критика и ругань приведут к формированию комплексов, в том числе и комплекса неполноценности. Добиться послушания можно не только запугав и надавив, а любовью, лаской и, конечно, терпением.

Правило №3. Никаких сравнений

Не сравнивайте достижения своего ребёнка с поступками и успехами других детей. В таком возрасте дух соперничества развит слабо, поэтому дифирамбы в адрес другого малыша могут вызвать самые недобрые чувства к тому, с кем его сравнивают родители. Проводя такую политику, послушания вы не добьетесь, а на развитие ребёнка она может повлиять негативно.

Правило №4. Не подавляйте самостоятельность

Три года – период тяги к самостоятельности. Задача родителей – стимулировать и развивать её. Пусть сам выберет одежду для прогулки, разберет игрушки. Даже если кроха сделает это не очень хорошо — похвалите, одобрите его действия. Ему необходимы ваша поддержка и одобрение.

Правило №5. Право выбора

У ребёнка всегда должен быть выбор. Интересуйтесь, что он хочет съесть, какой мультфильм посмотреть, какую шапочку надеть на прогулку. Это важно для развивающейся личности и становления психики ребёнка.

Соблюдайте грань между лояльностью и вседозволенностью. Маленькие хитрости никто не отменял. Если знаете, что за окном холодно, предложите на выбор 2 шапки по погоде. Поверьте, если предоставить малышу, как взрослому, возможность выбирать, вероятность скандала снизится.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 7 месяцев: как провести оценку основных реакций малыша

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

У трёхлеток в этом возрасте происходит очередной кризис и об этом написано немало книг и статей на тему: ребёнок, 3 года, психология, особенности поведения. И это правильно, ведь психология ребенка 3 лет – это особый пласт, который, может быть, надо изучать и дальше.

Что же происходит, когда начинается кризис трёх лет? Это переход к новому типу взаимоотношений с миром, иное восприятие себя и окружающих людей.

Типичные симптомы кризиса:  

  • малыш начинает отстаивать своё «Я»;
  • хочет всё решать самостоятельно;
  • становится упрямым;
  • возникает чувство собственности и ревности.

Как при этом вести себя родителям? В первую очередь, мудро. Хвалить ребёнка за успехи, но твёрдо пресекать непослушание, не показывать, что ими можно манипулировать.

Воспитываем, играя!

Покажите ребёнку правила поведения незаметно, на примерах в игре. Ведь дети не студенты в университете, готовые слушать ваши лекции. Возьмите куклу или мишку с собой на прогулку.

Положите игрушку на пороге и изобразите, что она плачет и не хочет надевать шапочку. Попросите ребёнка объяснить игрушке, что на улице холодно и надо защитить ушки.

Попросите примером показать, как можно быстро и без слез собраться на улицу.

Творческий подход в воспитании ребёнка сбережет ваши нервы и поможет сформировать в крохе, в период его кризиса, правильное поведение!

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/vospitanie/psihologiya-i-razvitie-detej-krizis-3-let/

Психологические особенности детей 2-3 лет

Психологические особенности детей 2-3 лет

Уважаемые родители!

Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере, поведении, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок идет по-своему пути развития, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития, которые являются некоторым ориентиром как для родителей, так и для специалистов работающих с детьми данной возрастной группы.

     В 2-3 годика ребенок — это уже маленькая личность!

Он сознательно произносит «я»: «Я хочу/не хочу, я буду/не буду!». Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т.к. он становиться обидчивым.

 Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно.

Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, сразу прекратить игру, чтобы пойти поесть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос.

Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

   В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

    Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

  Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

   Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.

Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь.

Ролевая игра в жизни любого ребенка — показатель новой ступени в умственном развитии.

   Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

   В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы — светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др.

; о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др.

; о некоторых трудовых действиях — пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т.д.

   Ребенок трех лет запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, взять карандаш, принести его и положить на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд.

В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание.

Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему), т.е.

развиваться воспитанным малышом.

! Для ребенка в этом возрасте важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году жизни?

  1. Предоставляйте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого;

  2. Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью;

  3. Избегайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие; проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка ил умения, нужно просто дать время на его отработку;

  4. Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справиться с заданием и у него все получиться; поддерживайте и чаще хвалите ребенка;

  5. дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил свою задачу, необходимо отметить это, выразить радость;

  6. если у ребенка что-то не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если он просит, но добиться, чтобы хотя бы частично выполнил что-то сам;

  7. Формируйте у ребенка установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату;

  8. При возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника;

  9. Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка;

  10. Хвалите ребенка только по заслуженному поводу, похвала должна быть адекватна результату действия;

  11. продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, демонстрациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения;

  12. Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельности; формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений;

  13. Если малыш увлечен игрой, а у вас другие планы (обед, поездка и т.п.), постепенно и плавно переводите ребенка на необходимость сменить род деятельности.

Вам как  родителям  малыша 2-3 лет важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-let-3629434.html

Ссылка на основную публикацию