Развитие детей по методике монтессори: квалифицированный подход к обучению

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
  • ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Школа Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию ребенка

Всем родителям известно, что для воспитания и обучения ребенка следует прилагать немало усилий. К тому же не всегда эти усилия приносят ожидаемые результаты. Ведь, чаще всего, развитие и обучение детей проходит в непрофессиональной форме.

Любящие родители или слишком балуют ненаглядное чадо, или же наоборот – стараются огородить ребенка от всего на свете, не подозревая, что малыш, возможно, чем-то интересуется. Часто это происходит из-за нехватки времени у родителей, незнания ими основ детского воспитания.

  • В детских садах подход тоже далеко не индивидуален, ведь группы состоят из 15-20 человек, на которых приходиться в среднем всего 2 воспитателя.
  • Самый эффективный подход в воспитании малыша – индивидуальный.
  • На сегодняшний день появилась новая возможность индивидуального обучения детей в центрах Монтессори.

Монтессори центры включают в себя как школы, так и детские сады. Главным принципом работы преподавателей этих заведений является сугубо личный подход к обучению и развитию каждого ребенка в группе.

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Школа Монтессори

Школа Монтессори получила свое название в честь ее основательницы – Марии Монтессори. Эта женщина — ученый, философ и педагог. Именно она в 1907 году в Риме открыла первую в мире школу Монтессори.

Согласно принципам Монтессори – ребенок должен сам выбирать продолжительность занятий и интересующий его материал. Развитие ребенка, таким образом, проходит в индивидуальном направлении.

Работа каждой школы Монтессори построена на нескольких основных принципах, присущих только этому виду педагогики, :

  1. Первые 6 лет жизни ребенка – самые важные в его развитии, т.к. именно в этот период в нем формируются способности, а так же самое главное – его личность.
  2. Важным этапом развития ребенка является так называемая, «фаза чувствительности». В этот период малыш резко восприимчив к различным обидам и новшествам. Поэтому стоит огородить любимое дитя от всевозможных негативных эмоций, а также помочь ему раскрыть свои способности.
  3. Последней чертой в формировании ребенка является фаза «усовершенствования чувств». Наступает момент, когда ребенку интересно прикосновение и ощущение всего нового и неопознанного.

В школах Монтессори преподаватели помогают малышу понять и почувствовать интересующие именно его предметы. Для этого каждая подобная школа имеет специализированный инвентарь, а именно – Монтессори-материалы.

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Монтессори материалы

Монтессори материалы – это комплекс необходимых для развития ребенка материалов, в которые входят развивающие игры и различные предметы (кубики, треугольники, бусинки и т.д.). С помощью монтессори материалов ребенок учится основам точных наук, чтению, писанию, языкам.

Уже достаточно давно мне попалась в руки небольшая книжечка, которая подробно рассказывает о методике Монтессори и о Монтессори материалах. Могу с Вами ей поделиться. Здесь Вы можете скачать Монтессори материалы.

Использование Монтессори-материалов дает возможность ребенку контролировать свои ошибки. Это учит ребенка самостоятельности и ответственности в будущем.

С образованием Монтессори центров появилась возможность применять новую методику воспитания, которая помогает детям открывать в себе новые таланты и осознанно развивать их.

Для того, чтобы получить представление о том, как работают Монтессори центры, родители сначала записывается на наблюдение. Это дает возможность своими глазами увидеть, как все работает. И только после такого просмотра мамы и папы смогут принять решение о том, подходит обучение, основанное на принципах Монтессори их ребенку.

Если говорить о  литературе, то к радости приверженцев методики Монтессори, недавно была опубликована на русском языке замечательная книга Стэндинга, которая называется «Жизнь и творчество Марии Монтессори».

Благодаря школам Монтессори дети с ранних лет учатся важным вещам, которые формируют их характер и личность в целом.

Для тех, кто любит не только читать, но и смотреть — даю здесь ссылку на знаменитое видео «Montessori Madness» о системе Монтессори. Видео снято Тревором Айслером, русский перевод выполнен Montessori School of Moscow.

Было бы очень интересно услышать опыт от тех мамочек, которые применяли на практике основные приемы воспитания школы Монтессори. Если Вы, или Ваши знакомые знакомы с этим направлением развития ребенка — буду очень рада, если Вы напишете несколько слов об этом в х.

Источник: http://WunderKind-blog.ru/shkola-montessori-individualnyiy-podhod-k-vospitaniyu-rebenka/

Мария Монтессори и ее методика

Родилась в Италии 31 августа 1870 году  в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года 8 месяцев: навыки и умения малыша в этом возрасте

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

  • Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
  • Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.
  • Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
  • По Монтессори недопускается:
  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Виды монтессори-классов и уроков

  1. В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.
  2. На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.
  3. Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

  • Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.
  • Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.
  • Он обладает особыми обучающими свойствами:
  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Читайте также:  Развитие ребенка на 31 неделе: как малыш и мама готовятся к родам

Распространение и популярность методики Монтессори

  1. Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).
  2. С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

  3. Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:
  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

  • С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.
  • Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.
  • Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.
  • Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.
  • В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

Источник: http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5556

Методика Монтессори: плюсы и минусы раннего развития

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития.

Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению.

Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.

Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным.

Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Развитие детей по методике Монтессори: квалифицированный подход к обучению

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов.

Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Источник: https://blog.nils.ru/metodika-montessori-plyusy-i-minusy/

Методика Монтессори, раннее развитие детей по системе Монтессори / Mama66.ru

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству — совершенно ни о чем не говорит.

Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени.

В чем же ее особенность?

Суть метода

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику.

Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью  системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах.

При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям.

Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть.

Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности.

Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого.

 Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори  предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Читайте также:  Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста: рекомендации для родителей

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д.

Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

Автор методики считала, что развитие ребенка происходит в три этапа:

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи.

Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых.

Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг  ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул.

Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого.

В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности.

Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее:

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.

Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше — ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно  прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня  легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет.

Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы:

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Вероника Иванова, специально для Mama66.ru

Источник: https://mama66.ru/child/306

Ссылка на основную публикацию