Развитие ребенка в 2 года: как повысить любознательность и общительность

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Образовательный сайт ЛогикЛайк делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий: вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази.

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будутстены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»).

Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»). Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи.

Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Как сделать так, чтобы процесс познания не останавливался

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Сходите с ним на квест или предложите решить нестандартные головоломки.

На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате. У нас более 3500 задач, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно.

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Например, эту задачу можно быстро обяснить с помощью набора кубиков.

Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/46290-6-sovetov-kak-razvit-u-rebenka-interes-k-znaniyam-v-lyubom-vozraste

Как развивать любознательность у детей дошкольного возраста: советы любящим родителям

«Что это?» — главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность — это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям.

Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос — удивление » что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: «познание начинается с удивления» (Аристотель).

Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части.

Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша.

При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

  • На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»).
  • На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).
  • Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства.

Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски.

Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Для родителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Советы любящим родителям

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

  1. Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: «Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!» или «Папа, я догадался, как вертолет летит!».
  2. Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему. Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.
  3. Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
  4. Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
  5. В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное — не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка.

Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно.

Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

  • игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
  • рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
  • наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
  • домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
  • оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
  • просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев — первооткрывателей,
  • занимательные опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр — они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Читайте также:  Раннее развитие детей: как выбрать самую эффективную методику

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, «Зачем нужна одежда?», «Почему идет дождь?», «Откуда берутся грибы?».

Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ.

Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту.

Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке.

Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры — раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру — раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры — раскопки направлены на развитие любознательности, например, «Тайны пирамид», «Юный археолог», «Динозавр в айсберге» или «Потерянная экспедиция».

Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории.

На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Есть разные варианты подобных игр — путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн — игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие — только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется». Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени — динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем — роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я — в зеркале»

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-lyuboznatelnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-sovety-roditelyam

Любознательность детей — как ее развить?

Проявление интереса к окружающей обстановке очень характерно для детей, чье развитие проходит в нормальном режиме. Любознательность детей проявляется с раннего возраста, и чем старше становится ребенок, тем больше он проявляет интереса ко всему вокруг. Благодаря этому качеству новая информация усваивается легче и быстрее.

Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления.

В процессе освоения мира малыш учится узнавать, к чему приведет то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства.

Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.

Что такое любознательность

По сути любознательность — это общий интерес к окружающему миру. Стремление к новым знаниям и навыкам крайне важно в юном возрасте. Именно в это время формируется личность человека.

Открытые к миру малютки легко добиваются поставленных целей. Благодаря способности всесторонне развиваться ребенок получает важный опыт.

Познавательные интересы детей нужно поддерживать и направлять в мирное русло.

Потребность получать новые эмоции и переживания возникает с первых недель жизни. Дошкольный возраст нужно использовать так, чтобы ребенок научился управлять интересом, не навредив себе и окружающим. Методом проб и ошибок маленький человек учится находить что-то интересное в каждом дне.

Плюсы

Наличие здорового интереса к окружающему миру имеет много положительных сторон.

  • Положительные эмоции, которые поддерживают тягу к жизни и знаниям. Без них у малыша не сформируется полноценная нервная система.
  • Защита от безразличия. Неспособность проявлять эмоции, сочувствовать и жалеть наносит сильный вред психологическому здоровью.
  • Расширение кругозора. Дети учатся воспринимать мир со всех сторон и во всех проявлениях. Благодаря этому уровень эрудированности достаточно быстро растет.
  • Получение жизненного опыта. Невозможно уберечь чадо от неудач и ошибок. Да и не нужно этого делать, каждый должен научиться справляться с возникшими неприятностями и отвечать за свои действия.
  • Повышение трудолюбия. Детская любознательность ведет к тому, что любое действие хочется совершать самостоятельно. Так как интересно, что из этого получится. Такое стремление учит самостоятельности, что не может не радовать родителей.

Неподдельный интерес к каждому жизненному аспекту порождает способность к самообучению. Именно любопытство толкает учиться интенсивнее и старательнее, чем сверстники.

Минусы

Негативная сторона проявляется в недовольстве относительно неизменных факторов. Например, ребенок понял, что дни недели идут в определенном порядке и никак иначе.

Как бы ни хотелось приблизить выходные — это невозможно. В этом случае малыш может огорчиться. Но натура, стремящаяся к познанию, недолго удерживает в себе негативные эмоции.

Через короткое время внимание переключается на новый объект и недовольство забывается.

Совсем другие последствия могут быть у обыкновенного любопытства, которое иногда может выходить за разумные пределы. Это может привести к серьезным травмам, если вовремя не проконтролировать порывы.

Развитие интересов детей в раннем возрасте нужно держать под контролем. Это не значит, что каждый шаг должен быть под строгим надзором.

Просто вы должны быть рядом и подстраховать в случае опасного падения.

Связь с другими качествами

Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:

  1. Наблюдательность. Она помогает воспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знания практически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этот навык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
  2. Умение выделять нужную информацию. Чем шире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словесной и информативной шелухи.
  3. Предрасположенность к профессиональному успеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серыми буднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу, ведут к быстрому карьерному росту.

Как развить любознательность

Тренировать эту полезную черту характера можно в любом возрасте. Начните интересоваться миром вместе со своими детьми и вы увидите, сколько нового еще есть вокруг вас. Задаваясь вопросом, как развить любознательность, усвойте несколько простых правил:

  • Не бойтесь задавать вопросы. Человек не может знать абсолютно все. Потому совсем не стыдно спрашивать о том, в чем вы не разбираетесь. Проявляйте интерес к новым знаниям и они помогут вам повысить уровень развития.
  • Не стремитесь к идеалу. Утверждение о том, что лучшее — враг хорошего, абсолютно верно. Мир постоянно меняется, и в стремлении достичь того самого идеала легко выгореть и потерять собственную индивидуальность.
  • Работайте и тренируйтесь регулярно, но не стоит перенапрягаться. Найдите оптимальный уровень нагрузки и не превышайте его. Так вы сможете повышать свои умения без стресса и истощения.
  • Воспринимайте неудачи как стимул к обучению. Фиаско может повергнуть в уныние, важно уметь обойти это состояние. Не получилось сделать что-то с первого раза? Не беда, следующая попытка увенчается успехом.

Учим ребенка задавать вопросы

Как только малыш научился выражать свои мысли вслух, он тут же начинает засыпать родителей вопросами. Самый частый из них — «Почему?». В это время родители должны находить время, чтобы отвечать на него. Да и от других вопросов не стоит отмахиваться. В противном случае вы рискуете убить тягу к знаниям.

Дошкольник должен научится правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать конкретные вопросы, требующие односложных ответов. Интересуйтесь мнением маленького человека о прочитанной книге или мультике, спрашивайте, какие он получил впечатления от события.

Упражнения и игры на любознательность

Для развития желания узнавать новое, использовать фантазию и воображение устраивайте небольшие игровые перерывы. Это поможет повысить уровень любознательности и научит малыша взаимодействовать со всем, что его окружает.

  • Старое — новое. Используйте ненужные вещи для того, чтобы создать из них что-то полезное или интересное. Например, пустая коробка, обклеенная цветной бумагой или тканью, станет прекрасной шкатулкой. Или из остатков крупы и макарон можно собрать забавную аппликацию. Позволяйте юным творцам самим придумывать пути использования старых вещей.
  • Поиск отличий. Эта игра тренирует любопытство, внимательность и усидчивость. Картинки для нахождения между ними различий можно найти в книжных магазинах, отделах канцтоваров или в интернете.
  • Раскопки. В детских магазинах можно найти различные вариации такой игры. Малышу предлагают извлечь из гипса скелет динозавра, сокровища фараонов, интересные фигурки. Это отличный способ развить желание познавать скрытое.
  • Я и зеркало. Такая игра подойдет для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предложите чаду нарисовать себя в трех зеркалах разного цвета. Одно — в прошлом, другое в настоящем и третье в будущем. После попросите рассказать, каким он видит себя в каждом рисунке. Пусть это будет его фантазия.
Читайте также:  Возрастные особенности детей 7 10 лет: как поддержать своего ребенка в процессе взросления

Советы для развития любознательности

Развивая качества любопытности в детях, старайтесь привлекать их к повседневным занятиям. Обучение во время рутинных дел можно сделать увлекательным процессом. Во время совместной готовки рассказывайте, почему кипит вода, как работают дрожжи, сколько нужно времени, чтобы вырастить овощи.

Не нужно навязывать собственное видение мира. Ребенок должен иметь право на собственные впечатления и мысли. Обязательно давайте понять, что его мнение в некоторых вопросах не менее важно, чем ваше собственное. Если нужно настоять на своем, не пользуйтесь грубым «потому что я так сказал». Объясните, почему вы делаете так, а не иначе.

Примеры любознательности

Все великие ученые, совершившие в свое время важнейшие открытия в истории человечества, обладали хорошо развитой любознательностью. Без нее прогресс был бы невозможен. Леонардо Да Винчи считал, что это качество является главным двигателем в развитии гениальности человека.

Альберт Эйнштейн говорил о том, что любопытство, самокритика и умение правильно ставить вопросы приводили его к самым интересным идеям. Благодаря им он стал известен всему миру как физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии.

История хранит еще немало имен, которые подтверждают полезность правильного интереса к себе и жизни. Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, братья Монгольфье — все они совершали первые шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими двигало желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.

Как проявляется детская любознательность

Помимо бесконечных вопросов, которые характерны для всех детей, желание познавать мир имеет еще несколько активных проявлений:

  • Потребность участвовать во всех домашних делах,
  • Стремление проводить разнообразные опыты и тесты,
  • Интерес к логическим играм, головоломкам и ребусам,
  • Научные передачи с интересными рассказчиками (они привлекают даже больше, чем мультики),
  • Стремление исследовать окружающий мир при любом удобном случае.

Понаблюдайте за своим малышом, вы непременно поймете, насколько ему интересно учиться и узнавать что-то новое. Вы и сами сможете увидеть окружающее под другим углом.

Почему трудно развивать любознательность?

Есть несколько причин, которые препятствуют развитию любопытства:

  1. Повышенная самокритика. Она возникает, когда родители требуют от ребенка слишком много, не обращая внимания на его потребность в похвале. Искренне восхищайтесь достижениям своего малыша, хвалите, обнимайте чаще. Дети не должны становиться вашим методом самоутверждения.
  2. Недостаточная познавательная сфера. Это проблема может вас коснуться, если вы не уделяете достаточно времени прогулкам, домашнему обучению и другим сферам жизни. Посещайте выставки, кино и парки развлечений, не бойтесь ездить в новые города.
  3. Неправильное окружение. Особенность детей — социальность и стремление к общению. Вокруг должно быть как можно больше людей, которые смогут уделить немного времени на общение с маленьким исследователем. Старайтесь оградить малюток от влияния людей с негативными эмоциями.

Генетическая предрасположенность к обучению также играет важную роль в развитии любознательности. Стоит провести ДНК-анализ, чтобы узнать, насколько ребенок способен находить и усваивать важную информацию. Специалисты нашего центра помогут вам расшифровать данные исследования и понять, как лучше привлекать чадо к познанию мира. Консультация и анализ проводится в любом возрасте.

Источник: https://mygenetics.ru/blog/neyrogenetika/lyuboznatelnost-detey-kak-ee-razvit/

Хочу всё знать: 6 советов как развивать любознательность у ребёнка

Как развивать в ребёнке здоровую любознательность, тягу к открытиям и стремление к знаниям? «Эврика» даст полезные советы!

Совет 1: Не молчите

Разговаривайте со своим ребёнком всегда, когда это вообще возможно. Находиться рядом с сыном или дочкой, но молчать — родительское преступление против детской любознательности.

  • Обращайте внимание на всё, что вас окружает дома, на прогулке, в общественном транспорте или магазине.
  • Комментируйте свои действия.
  • Делитесь своими планами.
  • Озвучивайте свои сомнения.

И неважно, ребёнку 6 месяцев, 6 лет или 16. Чувствуя вашу увлечённость беседой, он неизбежно разделит её. Особенно если привычка к откровенным диалогам будет сформирована с самого нежного возраста.

Совет 2: Научитесь слышать

Умение слышать маленького ребёнка — искусство, которым владеют не все родители. Безусловно, к огромному сожалению. Сначала дети толком не умеют говорить, потом говорят слишком много, утомляя взрослых, а потом они просто не хотят с нами разговаривать. Важно, чтобы ваш малыш уже в 2–3 года чётко понимал:

  • он интересен своим родителям;
  • его переживания важны;
  • его неосведомлённость — явление временное и легко устранимое под чутким руководством взрослой родни.

Подчеркнём, пожалуй, что слышать — это больше, чем слушать. Недостаточно давать ребёнку выговариваться. Нужно искренне вникать в суть произносимого. Именно так устанавливается контакт, необходимый для развития детской любознательности.

Совет 3: Покажите, что не знать — не стыдно

Не знать — не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Примерно так должен звучать девиз любознательного человека. Чтобы научить малыша удовлетворять свою  врожденную потребность к знаниям, необходимо показать ему, как знания получать. Пожалуйста, относитесь к детским вопросам с должным трепетом.

  • Внимательно выслушивайте все вопросы своего «почемучки».
  • Давайте все ответы, на которые вы способны.
  • Если вы сомневаетесь в правильности ответа, укажите на это ребёнку, предложив ему поискать истину самостоятельно или отложить выяснения до более удобного случая.
  • Вместе ищите ответы на вопросы, пользуясь достоверными источниками.

Совет 4: Позвольте ребёнку получать свой собственный опыт

  • С восторгом пробежать по луже;
  • скатиться с горки на пузе;
  • лизнуть сосульку —

маленький исследователь окружающего мира хочет все пробовать и щупать.

И это естественное состояние ребёнка дошкольного возраста.

Неестественно, когда взволнованные вопросами безопасности, общественной морали или просто утомлённые собственными делами родители на любой детский порыв твердят категоричные:

  • Нет!
  • Не беги!
  • Не кричи!
  • Нельзя, нельзя, нельзя!

Научитесь развивать ребёнка, не подвергая его опасности и не нарушая границы окружающих людей. Это необходимо, чтобы детская любознательность крепла и расцветала, а не угасала под неусыпным родительским контролем.

Совет 5: Заразите примером

Если ваш семейный досуг сводится к посиделкам за компьютером или просмотру телевизора, то ожидать, что ребёнок сохранит детскую любознательность в возрасте более сознательном, — образец оптимизма.

Конечно, вы можете положиться на случай, понадеявшись, что наследник не унаследует вашу лень и отсутствие тяги к знаниям. Но куда эффективнее взять ситуацию под контроль и показать малышу хороший пример.

  • Больше читайте и обсуждайте прочитанное.
  • Используйте все возможности для путешествий (даже если это будет путешествие в тот район города, где вы прежде не бывали).
  • Театры, музеи, выставки, ярмарки прикладного искусства — как можно все выходные сидеть дома, когда вокруг столько интересного, нового, неизведанного и неиспробованного?

Совет 6: Меньше готовых решений

Всё время принимая ответственность на себя, мы лишаем ребёнка необходимости эффективно решать разнообразные задачи, которые то и дело услужливо подкидывает жизнь.

  • Стимулируйте малыша на самостоятельный поиск ответов каждый раз, когда это возможно.
  • Задавайте ребёнку неожиданные вопросы.
  • Позволяйте крохе делать выбор и отвечать за его последствия.

А насколько любознательны ваши дети? Как вы относитесь к бесконечным вопросам и стимулируете познавательную деятельность дошкольника? Нам интересен ваш опыт, поэтому мы с нетерпением ждём ваших комментариев.

Счастливого родительства, друзья!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/xochu-vsyo-znat-6-sovetov-kak-razvivat-lyuboznatelnost-u-rebyonka/

Как развивать ребенка в возрасте 1-3 года (любознательность)

Автор — Марина Озерова

Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому «ничего не интересно», я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон…

Откуда берется любознательность, и как не мешать ее развитию?

Именно период раннего детства – оптимально подходит для развития любознательности. Как мы помним (из части 2), ребенок в это время воспринимает окружающий мир через действия с предметами.

Чем больше мозг ребёнка нагружен информацией, получаемой через действия, тем выше его желание познавать дальше.

Если же ребёнок просто смотрит так любимые родителями добрые мультики, то желание познавать дальше у него идёт на убыль.

Раннее детство закрепляет модели поведения и установки для будущего. Поэтому, если закреплена активность и любознательность, то родители не могут получить потом апатичного подростка. И наоборот.

Правило первое — ребёнок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу «не трогай! упадешь! разобьешь!», лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки).

Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (листики и палочки, жуки в траве), различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности – экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта.

Я уже писала, что запрограммированные игрушки нового поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку — результат один, если с чаем — другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!).

Вообще чем больше у ребенка «зон свободного эксперимента», тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально — как и в общении с природой, не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк.

Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом — пакетик мелких вещиц.

Главная цель периода раннего детства — найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом пока мама не видит летят цветные карандаши).

Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира. Наша задача показать ребенку, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа — ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического (двигательного) канала восприятия, что можно не заниматься никакими другими «развивающими занятиями».

Читайте также:  Адаптация ребенка к школе: как пережить непростой период

Плюс к этому, ребёнок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа — обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!

Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь — будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры в два года) — исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга всё дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.

Второе правило — активная позиция, позиция «Я».

В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый «кризис трех лет», в результате чего он впервые начинает воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так).

Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе.

Вместо «дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь» можно учитывать «Я-позицию» и сказать примерно так: «Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко».

Решите, в какой области ваш ребенок может «Якать» и «решать сам», и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается).

Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить «кризисную» обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо «нельзя прыгать на диване!!!» купите батут, вместо «нельзя разливать воду за столом» дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).

Третье правило — границы.

Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было «нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья». Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте.

Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.

В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека.

То есть, границы раннего детства — первый моральный кодекс человека.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/455346298-181805786/

Как помочь ребенку стать общительным

Навыки общения у детей неодинаковы: некоторым из них легко завязать разговор со взрослыми или сверстниками, познакомиться, влиться в компанию — а другие испытывают во всем этом определенные трудности. Застенчивому или замкнутому ребенку всегда сложнее высказать свои желания или потребности, найти друзей и вписаться в коллектив.

К тому же, у таких деток часто бывает плохой аппетит и низкая успеваемость в школе. Во взрослой жизни коммуникабельному человеку также намного легче заводить отношения и строить успешную карьеру. Многие перерастают детскую замкнутость сами по себе, но в разный срок и в различной степени.

Помочь ребенку стать более общительным можно уже сейчас, и чем раньше мы это сделаем, тем эффективнее будет для него наша поддержка.

Мы можем помочь ребенку побороть застенчивость

  • Во-первых, это чрезмерная опека. Когда родители из лучших побуждений контролируют каждый шаг ребенка, не пускают играть во двор, не разрешают самостоятельно принимать решения и выбирать себе друзей — ребенок большую часть времени проводит в безопасности, но в одиночестве. И эта отдаленность от других становится привычкой.
  • Во-вторых, это неуверенность ребенка в себе. Дети с низкой самооценкой часто страшатся присоединяться к новым компаниям, боясь быть не принятыми или отвергнутыми. Им кажется, что они не достаточно хороши, умны, умелы, и что над ними будут смеяться.
  • В-третьих, причиной необщительности может быть неблагополучная обстановка в семье. Ссоры между родителями, постоянные конфликты и крики заставляют детей замыкаться и вести себя отстраненно.
  • Также, какая-либо болезнь или физический недостаток способны помешать общению ребенка со сверстниками из-за боязни насмешек.
  • Ребенок может замкнуться, если не чувствует внимания родителей, не считает себя нужным и важным в своей семье.
  • Нестабильное психологическое состояние мамы также таит в себе опасность для ребенка. Если она постоянно нервничает и малыш не знает, какой реакции от нее ожидать в ответ на просьбы или высказывания, он замыкается и отстраняется от неопределенности.
  • Неуверенность в себе или чрезмерная опека родителей мешают ребенку стать общительным
  • Как помочь ребенку стать общительным

            Конечно, нужно начать с того, чтобы устранить те причины, которые мешают ребенку быть общительным. А также придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Когда выходите гулять с ребенком, дайте ему игрушки и позвольте играть с другими детьми самостоятельно. Не нужно стоять рядом и отслеживать все, что происходит, отойдите и наблюдайте издали. Если малыш поначалу стесняется, другие дети обязательно втянут его в свои игры и разговоры.
  • Поменьше ругайте и больше хвалите ребенка, помогайте ему повысить свою самооценку. Когда он будет уверен в себе и своих силах, ему будет легче даваться общение со сверстниками.
  • Позвольте ребенку вести «светскую жизнь». Почаще посещайте с ним цирк, театр, парк, кино – любые мероприятия, где есть другие дети. Запишите его в какой-нибудь интересный кружок.
  • Позволяйте ребенку открыто выражать свое мнение по поводу всего, что происходит. Внимательно выслушивайте, давайте возможность самому принимать решения, а не только подчиняться вашей воле.
  • Приглашайте сверстников малыша в гости – на праздники или просто так – посмотреть мультики и поиграть в игры.
  • Выходя в общество или выезжая на природу, почаще берите ребенка с собой. Даже общение со взрослыми пригодится малышу, а уж если они возьмут с собой своих детей – будет и вовсе отлично.
  • Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность и активность в бытовых ситуациях: пусть сам сходит в магазин, ответит по телефону, купит билетик в транспорте.
  • Никогда не критикуйте ребенка за необщительность, не сравнивайте с другими детьми и не заставляйте общаться насильно. Делайте все постепенно, и малыш сам преодолеет барьер в силу врожденного любопытства и любознательности.
  1. Помогайте ребенку общаться — приглашайте в гости других детей
  2. Как воспитать общительного ребенка

            Многие дети предпочитают стоять в сторонке просто потому, что не умеют знакомиться и не имеют положительного опыта в общении. Иногда достаточно подсказать малышу, с чего начать и какие фразы сказать, а потом – немного потренироваться. Психологи советуют помочь ребенку выработать следующие навыки общения:

  • Уметь знакомиться.  Дети часто не знают, как подойти к новому другу и что сказать. Научите ребенка представляться, к примеру «Привет! Меня зовут Дима, а тебя?». Подскажите, что собеседнику нужно смотреть в глаза, а с возрастом – протягивать руку. Потренируйте ситуацию дома в течении нескольких минут.
  •  Уметь присоединяться к новой группе детей. Дайте понять ребенку, что подойти к играющим детям — совсем несложно. Научите проявлять инициативу «А давайте сделаем так…», но и гибкость также «Хорошо, я в это тоже поиграю». Вы даже можете показать это на собственном примере.
  •  Уметь интересоваться другими детьми, задавать им вопросы. Ребенку, как и взрослому, очень важно уметь внимательно слушать собеседника, интересоваться его словами, уточнять их с помощью вопросов. Такие разговоры тоже можно потренировать дома. Научите ребенка задавать вопрос, а потом дополнять его уточняющими.
  •  Уметь похвалить собеседника по делу. Каждому нравится, когда его усилия и таланты положительно оценивают и хвалят. Если у друга что-то получилось или даже он просто очень старался, нужно высказать свое одобрение, похвалить его: «Здорово!», «Классно у тебя получилось», «Ты – молодец». Похвала обязательно вызовет ответную доброжелательность и желание общаться.

            Всегда хвалите ребенка за проявления смелости и разумный риск. Помогайте ему пробовать, преодолевать барьеры, выходить из зоны комфорта. Ваша поддержка должна давать ему силы справиться с задачей. 

  • Детям нужно помочь выработать навыки общения
  • Как научить ребенка легко адаптироваться в коллективе

            Нужно всегда помнить, что застенчивость, как черта характера, не является недостатком. Преодолевая свою скромность, застенчивые дети могут великолепно общаться, к тому же, они очень внимательные слушатели, способные уважать чужое мнение.

Они могут стесняться в одних ситуациях, но быть очень общительными и уверенными – в других. Никогда не относитесь к застенчивости, как к недостатку, иначе ребенок будет чувствовать себя неполноценным, что и может привести его к настоящей замкнутости.

Помогайте ребенку воспитывать навыки общения, давайте возможность проявлять активность и самостоятельность, а самое главное – дарите вашу любовь и поддержку безусловно.

Застенчивость — не помеха для общения, ее нужно просто преодолеть

Источник: http://www.perfectmama.ru/kak-pomoch-rebenku-stat-obschitelnyim

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]