Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Свидетельствоо создании электронного портфолио Грамота заинформатизацию образования Рецензияна любой материал бесплатно Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций
×
Оглавление1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи……………………………………………………………………..32. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков……………………………………………………..4Список использованной литературы…………………………………………..13
2
1.Направления и задачи диагностической работы в областиразвития детской речиНаправления:1. исследования проблематики языковых обобщений;2. изучение детской речи как обращения; 3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольныхучреждениях усвоения родного языка в начальной школе (в системеразвивающего образования).
Направления разработки психологопедагогических проблем развитияречи дошкольников, совершенствования содержания и методов обученияродному языку: 1.структурное формирование разных структурных уровней системыязыка — фонетического, лексического, грамматического; 2.
функциональное формирование навыков владения языком в егокоммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения; 3.когнитивное, познавательное формирование способностей кэлементарному осознанию явлений языка и речи.
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развитияосознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований,изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин).
Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведетсяпо основному направлению: исследование речи как одного из показателейумственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу,при решении вопроса об обучении по программе школы и т.д.) —диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие
3
на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи,лексическое наполнение языка, грамматический строй.Основные задачи развития речи: 1.Воспитание звуковой культуры речи. 2.Развитие словаря. 3.Формирование грамматического строя речи. 4.Развитие связной речи. 5.Подготовка к обучению грамоте.
6.Ознакомление с художественной литературой.Эти решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако накаждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы,меняются и методы обучения.2.
Особенности диагностической работы с детьми в областиобследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя,связной речи, произносительных навыковОрганизация диагностики, выбор методик, качественный анализрезультатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностямии программными требованиями.
В свете программных требований рассматриваются конкретные речевыезадачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи,воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи.Пример: «Методика обследования речевого развития старшихдошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной.1.
Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения).2. Словарь.3.Грамматика (словообразование, словоизменение).
4
4. Связная речь.Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагаютсистемное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Длякаждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия итактика. Всего может применяться от трех до десяти этаповдиагностического обследования.
Процедура изучения уровня речевого развития включает в себяследующие области исследования: состояние артикуляционного аппарата;состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас;грамматический строй языка. Обычно исследователи выделяют 3 уровня развития речи: низкий,средний, высокий. Пример: «Методика обследования речевого развития старшихдошкольников» А.Г.
Арушановой, Т.М. Юртайкиной.Общий показатель развития речи определяется следующим образом:Высокий высокие показатели по 34 параметрам при наличии среднего.Средний средние показатели по 34 параметрам.Низкий низкие показатели по 34 параметрам.Для определения уровня каждый исследователь определяет параметрыи критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина).
Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется А.Г. Арушанова, Т.М.количественное оценивание (Ф.Г. Даскалова,Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же малоразработано. В основном оценивают по 3х балльной системе, где «0» отказот ответа.О.С. Ушакова, Е. М.
Струнина предлагают комплексную методику длявыявления уровня владения речевыми умениями и навыками по разнымсторонам речевого развития детей четвертого года жизни.1. Словарь. Выявить умения:
5
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именемсуществительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы ктоэто? что это?2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именемприлагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросыкакой? какая?3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием,отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький,громко — тихо, бежать — стоять).2. Грамматика. Выявить умения:1) образовывать наименование животных и их детенышей в используя уменьшительноединственном и множественном числе,ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместносо взрослым.3. Фонетика. 1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкоеартикулирование их в звукосочетаниях и словах;2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонациюцелого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.4. Связная речь.1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержаниюкартины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
6
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевойэтикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).По тем же разделам проходит диагностика речевых умений в среднем истаршем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах.Существует ряд методик, изучающих отдельные речевые умения инавыки.
Методика выявления уровня семантического развития детей младшегодошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественныйсостав его словаря, сколько качественное состояние лексики.
Методикасостоит из трех групп заданий: 1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способностьотносить названия предметов к тематическим группам;2 группа навыки использования в речи противопоставляемых языковыхединиц;3 группа навыки, позволяющие оперировать значениямиграмматических элементов языка, а также навыки семантического отбораслов в связном монологическом высказывании.Для проведения обследования семантического развития младшихдошкольников с использованием описанной системы заданий требуютсянаглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляетне более 20 минут. Детям младшего дошкольного возраста предлагаютсязадания, которые связаны между собой общей темой или определеннымсюжетом.Пример заданий. I группа заданий.1. Что это? (Кукла, куколка.)2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая…)II группа заданий.
7
1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьметдлинный карандаш, а маленькая … (короткий).2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке двачеловечка. Один веселый, а второй … (грустный).III группа заданий.1. Ктото пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.
) Как его можноласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.)2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (Настул, под стул, за шкаф.)Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова[6, с. 190]. Направлена на выявление понимания старшими дошкольникамисмысла (значения) слова.
Состоит из ряда заданий на: составлениепредложений с многозначными словами; составление предложений со словамисинонимического ряда; оценка (и исправление) словосочетаний ивысказываний по смыслу; подбор синонимов к словосочетаниям; подборантонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов кситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов.Выполнение этих заданий показывает степень языкового развитияребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслусочетать его с другими словами.Педагогическая диагностика отдельных речевых навыков удошкольников продиктована практикой и жизненно необходима вдошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитательмогут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных передпедагогическим коллективом, которые носят достаточно узкуюнаправленность (например: развитие связной речи дошкольников). Все исследователи речевого развития детей отмечают огромнуювариативность в состоянии развития речи у дошкольников. такаяиндивидуализация требует определенного подхода, когда по результатам
8
срезов по отдельным речевым навыкам педагог может составитькоррекционную работу для детей, отстающих в какомто плане и для детей,опережающих развитие.Методики диагностики отдельных речевых навыков экономичны позатрате временных усилий.
Это позволяет воспитателю быстро получитьнеобходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательнообразовательный процесс.Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю группы илиадминистрации использовать их самим в рабочем процессе, не выделяяотдельного дополнительного времени для их реализации.
Краткость методик не утомляет дошкольников. Их игровой мотивделает выполнение заданий привлекательным для детей. Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же,что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития.Методика выявления уровня речевого развития детей методомассоциативного эксперимента.
Эта диагностическая методика используетсядля детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития.Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовкуребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить ипередать свои суждения в связном высказывании (при толковании иобъяснении выбранных словреакций).
Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить15 многозначных слов разных частей речи (по пять каждой): именасуществительные игла, ручка, звонок, молния, лист; прилагательные старый, легкий, тяжелый, острый, твердый; глаголы идти, стоять, бить,плыть, лить.Задание 1.
Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем вслова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе вголову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет
9
(фиксировать ответы может второй человек записать ручкой или надиктофон); затем называется второе слово, за ним следующее.Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается квысказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почемуты подобрал это слово? Объясни».
Высказыванияобъяснения (толкованиезначений слов) также фиксируются это важный показатель речевогоразвития детей.Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного словаигла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначногослова и умение в сюжете отобразить это понимание. Рассказ лучшезаписывать.
Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенокдля рассказа простые или сложные, правильно ли они грамматическиоформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа влогической последовательности и соответствует ли заданной теме.После выполнения трех заданий анализируются ответы детей.
Всеответы детей на задания разделяются на типы реакций, которые в своюочередь оцениваются в баллах от 1 до 3. на основании качественного иколичественного анализа делается заключение о речевом развитиидошкольника.Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор малоразработаны. В основном встречаются зарубежные тесты.
В нашей странечаще всего используются составные методики, примеры которыхпредставлены выше.Проведение обследования речевого развития должно осуществляться врежиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности,поощрения ребенка, поддержки его педагогом.
Результаты и качествовыполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколькоестественно и раскованно он себя чувствует.
10
При обследовании уровня развития речи очень важно отследитьадекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником.Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается липонять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания. Пример:«Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» поО. Ушаковой.
Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово«….».Все проверочные задания рекомендуется подбирать таким образом,чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характеробщения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методикавыявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О.Ушаковой.
Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу своеслово, а ты мне свое: игла, звонок, молния; легкий, острый, глубокий. идти, падать, бежать.Подбор содержания проверочных вопросов определяется возрастнымсвоеобразием детской речи и программными задачами. Пример: МетодикаГ.А.
Любиной (и коллектива) определяет особенности речевого развитиядетей третьего года жизни и выявляет уровни речевого развития детей ввозрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детейпятого года жизни.Наиболее трудным в диагностике являются анализ, интерпритация иоценка результатов.
При оценивании следует учитывать, что всякоеоценивание условно. Главной задачей обследования является контроль заразвитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание.Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи втом, что они дают наиболее полную информацию о состоянии развитиядетской речи в группе.
Педагог получает представление об индивидуальныхтемпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о«речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые
11
необходимо срочно обратить внимание. Так же в методиках можнозаимствовать отдельные задания для узкого исследования состоянияопределенных сторон речевого развития. При этом результаты сохраняютсвою достоверность.
Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, идля подготовки материала, и для проведения самого обследования, и дляобработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требуетвыделением педагогом личного свободного времени для их проведения.
Вследствии вышесказанного, результаты обследования ожидаются долго,отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательнообразовательной работы.
12
Список использованной литературы1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевогоразвития // Дошкольное воспитание. – 1991. №7. – с. 7682.2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений /Г.А. Любина. – Мн.: Науч.метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. –224 с.3.Павлова А.А.
Диагностика и коррекция речевого развития детей //Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научнаямысль, 1990. – с. 4549.4.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2е изд. –М.: Академия, 2007. – 256 с.5.Ушакова О.С.
Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.:Институт психотерапии, 2001. – 256 с.6. Ушакова О.С., Струнина Е. Методика развития речи детейдошкольного возраста: Учебметод. пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.7.Юртайкина Т.М.
Обследование речевого развития дошкольников //Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127136.
13
8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Диагностика уровнясформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитиеребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с.
14
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/metodicheskaya_razrabotka_diagnostika_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov-12854/16043
Диагностика ОНР у детей от 3 до 4,5 лет: комплексный тест
В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года, и рассмотрели основные признаки общего недоразвития речи. Сегодня вы можете самостоятельно провести диагностику ОНР с помощью комплексного теста.
Отметьте «+» ваш результат в каждом пункте.
1. Проверяем произношение звуков.
- Попросите ребенка назвать вслед за вами все звуки, отметьте те, которые ребенок не может произнести или произносит неправильно.
- Результат:
- а) Произношение большинства звуков нарушено – возможно, ОНР.
- б) Неверно произносятся некоторые звуки (они в меньшинстве) – норма.
2. Проверяем соблюдение рисунка слова.
Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.
Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.
Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.
Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.
Результат:
а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР
б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.
3. Проверяем словарный запас.
Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»
Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».
Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».
- Примерные слова.
- Части тела: брови, щеки, шея, голова, живот.
- Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.
- Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.
- Животные: собака, кошка, заяц, медведь.
- Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.
Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.
Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.
Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».
Результат:
а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР
У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.
4. Проверяем грамотность речи.
Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.
Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».
Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».
Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.
Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом.
Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-.
Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».
Результат:
а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.
Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.
б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.
5. Проверяем фразовую речь
Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».
Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу.
Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку.
Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.
Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия.
Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».
Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.
Задавайте наводящие вопросы.
Результат:
А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.
Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.
Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.
6. Проверяем понимание речи.
Понимание смысла слов. Назовите предмет на картинке и попросите ребенка показать его. Предметы должны быть ему знакомы. Например, стол, стул, дерево и так далее.
Понимание смысла грамматических конструкций. Показывайте ребенку картинки с изображением однородных предметов, названия которых различаются грамматическими формами слов. Например: «Покажи кота (котенка), палец (пальцы). Покажи, где дверь открыта (закрыта), где собачка убежала (прибежала)».
Понимание смысла предложений. Давайте ребенку простые инструкции: «Попрыгай на одной ноге. Возьми карандаш и бумагу». Давайте инструкции для выполнения многоступенчатых действий. Выговаривайте инструкцию за один раз, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне».
Результаты:
а) Ребенок не понимает значения многих слов, не ориентируется в грамматических формах, до конца не понимает инструкций (действия выполняет не полностью или приблизительно). Он понимает речи только в пределах узкого повседневного обихода (стереотипные фразы частого употребления) – тяжелая форма ОНР.
Ребенок понимает не все слова и грамматические конструкции. Он способен выполнять простые инструкции – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок выполняет все задания. Он может не знать некоторых слов, иногда не может выполнить многоступенчатую инструкцию, потому что не запомнил ее – норма.
- Оценка результатов теста:
- Если хотя бы один из пунктов теста показал возможное наличие общего недоразвития речи у ребенка, для своего спокойствия обратитесь к специалисту.
- Помните: ОНР успешно корректируется в раннем возрасте с помощью специальных упражнений и занятий с логопедом!
- Удачи!
- Алёна Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи
Источник: https://rechrebenka.ru/diagnostika-onr/
Ранняя диагностика как ступень успешной коррекции речи детей 2-3 лет — konferendoshkolnik
Е. А. Стребелёва считает,
что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого
организма гибко реагирует на воздействие извне. [3]
В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны.
Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера.
Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.
В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.
Ранняя диагностика нарушений
познавательной деятельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться коррекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Минобразования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
- Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие: - –обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии; - –выявление резервных возможностей развития
воспитанника; - –определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.
Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста.
Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.
) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.
В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.
Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка.
Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации.
Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.
Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями.
Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения.
Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]
Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].
Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.
Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.
Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.
Схема
обследования следующая.
Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.
Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.
Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.
1 комплект: собака, кошка, утка. Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.
2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.
3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.
4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.
5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.
- При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова. - После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям. - По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь.
Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации.
Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
Литература:
1. Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера,
2004.
2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.
3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.
- Приложение
1. - КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ - ____________________________________________________________________
- Фамилия,
имя ребенка возраст - 1. Беседа
2. Словарь. Звуко-слоговая структура слов.
Собака | Юла | Красный |
Кошка | Кубик | Зеленый |
Утка | Мячик | Желтый |
Мишка | Телефон | Синий |
Зайка | Лопата | Машина |
Девочка (кукла) | Ведро | Пирамидка |
Дед Мороз |
3. Воспроизведение звукоподражаний
АВ-АВ (собака) . | ПИ-ПИ (цыпленок, мышка) . |
МЯУ-МЯУ ( кошка) . | КО-КО (курица) . |
КРЯ-КРЯ (утка) | ГА-ГА (гусь). |
4.
Связная речь. Стихи
«Таня» |
«Зайка» |
«Мишка» |
«Мишка косолапый» |
Пересказ
сказки«Курочка Ряба»
5. Состояние
звукопроизношения(изолированно, в
слогах)
Ы | М | Н | Х | С | Ж | Ц |
Э | П | Б | В | С′ | Ш | Л |
Л′ | Т | Д | Ф | З | Ч | Р |
Й | К | Г | З′ | Щ | Р′ |
Дополнения.
Заключение.
Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/
Источник: https://www.sites.google.com/site/konferendoshkolnik/pedagogiceskie-nauki/logopedia/rannaa-diagnostika-kak-stupen-uspesnoj-korrekcii-reci-detej-2-3-let
Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет
1. Исследование фонематической стороны речи
- Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
- Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
2. Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
- Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
- Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
- Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
- Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
- Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
- Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
Игрушки | Одежда | Части тела | Посуда |
Машина | Шапка | Нос | Чашка |
Кукла | Платье | Уши | Ложка |
Пирамида | Брюки | Глаза | Тарелка |
Мишка | Юбка | Рот | Вилка |
Мяч | Шарф | Волосы | Нож |
- Глаголы (вопросы по картинкам)
— Что делает?
— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
- Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(~)
Вышивает, вяжет, шьет
- По картинкам назвать
- Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.
5. Исследование грамматического строя
экспрессивной речи (активной)
Обследуется при наличии фразовой речи.
- Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
- Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
- Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика
- Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
6. Состояние связной речи
Обследуется при наличии фразовой речи:
- перессказ рассказа;
- составление рассказа по картинке.
_________________________________________________
7. Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
- Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
- кукла плачет – а-а-а…,
- ребенок плачет – уа-уа-уа…,
- поезд гудит – у-у-у…,
- ослик кричит – иа-иа-иа…,
- мышка пищит – и-и-и…,
- кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
- Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
8. Состояние звукопроизношения Гласные___________________________________________ Согласные_________________________________________
- б, п, м_____________________________________
- в, ф______________________________________
- д, т, м_____________________________________
- г, х, к_____________________________________
- й________________________________________
- Свистящие__________________________________________
- Шипящие__________________________________________
- Аффрикаты________________________________________
- л,р______________________________________
- р,р______________________________________
- 9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
- Челюсти.
- Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
- Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
10. Состояние речевоймоторики
- Состояние мимической мускулатуры:
- Поднять брови вверх (удивиться).
- Нахмурить брови (рассердиться).
- Прищурить глаза.
- Надуть щеки (толстячок).
- Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
- Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
- Губы –улыбка –трубочка.
- Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
- Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/9580-karta-diagnosticheskogo-obsledovaniya-rechi.html
Экспериментальная работа изучения развития речи детей трех лет
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей: контрольную 9 детей и экспериментальную 9 детей детского сада №11 «Журавушка» г. Тюмени.
17 сентября 2000 года мы продиагностировали контрольную группу детей детского сада, а 18 сентября 2000 года — экспериментальную.
В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей трех лет:
- — выявление уровня восприятия речи, взрослого,
- — выявление понимания речи взрослого,
- — выявление объема активного и пассивного словаря,
- — выявление состояния звукопроизношения,
- определение уровня активного словарного запаса детей,
- выявление состояния контексной речи,
- — выявление состояния грамматического строя речи.
- Для изучения «развития речи детей раннего возраста мы применяли следующие методики:
МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком:
- 1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
- 2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
- 3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
- 4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
- 5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
- 6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку).
- 7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных: Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
- 1 раз — 2 балла,
- 2 раза — 1 балл (при выполнении задания),
- 0 баллов (при невыполнении задания). Более 2 раз — 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 — до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 7 до 10 баллов — Средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов — низкий уровень понимания речи.
МЕТОДИКА № 2. » Найди игрушку».
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных: Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
- 5 баллов — в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
- 3-4 балла — 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. речевой общение ребенок школьник
- 0-2 балла — 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Выводы об уровне развития речи.
- 5 баллов — высокий уровень.
- 3-4 — средний уровень.
- 0-2 — низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. «Кто это».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи.
В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка.
В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы).
Обработка данных: Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
- 1 балл — наличие правильного ответа.
- 0 баллов — неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
- 10 баллов — высокий уровень объема словаря,
- 7-9 -баллов — средний уровень,
- 2-6 балла — низкий уровень.
- 0-5 балла — очень низкий уровень.
- МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”
- Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
- Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных: Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова. Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов:
Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
- 13 баллов — все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
- 10-12 баллов — упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: «р».
- 5-9 баллов — не произносит звуки «р»„смычные, щелевые.
- 0-4 баллов — ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
- 13 — баллов — очень высокий уровень
- 10-12 баллов — высокий уровень.
- 5-9 баллов — средний уровень.
- 0-4 балла — низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 5. «Расскажи по картинке».
- Цель: определить уровень активного словарногозапаса детей.
- Материал: серия сюжетных картинок.
- Процедура проведения: ребенку показывают сериюсюжетных картинок:
- 1. «Мальчик вскапывает землю».
- 2. «Мальчик сеет».
- 3. «Мальчик поливает цветы».
- 4. «Мальчик собирает цветы».
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это. После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных: Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов: 10 баллов — в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.
- 8-9 баллов — 8-9 фрагментов речи.
- 6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.
- 4-5 баллов — 4-5 фрагментов речи.
- 2-3 балла — 2-3 фрагмента речи.
баллов — не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов — очень высокий уровень развития речи.
- 8-9 баллов — высокий уровень,
- 4-7 баллов — средний уровень.
- 2-3 балла — низкий уровень.
- 0-1 балла — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 6. «Опиши картинку».
Цель: выявить состояние контексной речи.
Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально.
Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки: «дети играют в жмурки», » мама и папа учат Иру кататься на лыжах», » Миша и Саша бегают на перегонки», «врач лечит Олю», «дядя Миша ухаживает за розами».
Предъявляется следующая инструкция: » посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки:
- 1- у существительных (категории единственного и множественного числа).
- 2-у глаголов (категории единственного и множественного числа).
- 3- категории совершенного и несовершенного вида.
- 4 — предлоги.
- 5 — наличие местоимений.
- 6 — связная речь.
Оценка результатов:
- 6 баллов — в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
- 4-5 баллов — 4-5 фрагментов речи,
- 0-1 баллов — не более одного фрагмента речи.
и Выводы об уровне развития.
- 6 баллов — высокий уровень.
- 4-5 балла — средний уровень,
- 2-3 балла — низкий уровень,
- 0-1 балла — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 7. » Опиши картинку».
- Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.
- Материал: сюжетные — картинки.
- Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного — с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
- Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
- 1 фразы: короткие — 1 балл
- элементарные — 2 балла,
- развернутые — 3 балла,
- свободные — 4 балла.
- 2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных
- и падежных окончаниях — 2 балла.
3. употребление предлогов — 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического строя.
- 7-8 баллов — высокий уровень,
- 3-7 баллов — средний уровень,
- 0-2 баллов — низкий уровень.
- В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (Таблица 1 и 2).
- В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные
- Таблица 1. Экспериментальная группа
Ф.И. | М 1. | М.2. | M.3. | М.4. | М.5. | М.6. | М.7. | Сумма баллов |
1. Захаров 3. | 11 | 5 | 9 | 9 | 3 | 0 | 3 | 40 |
2. Демидкин И. | 12 | 5 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | 28 |
3. Рябов. С. | 11 | 5 | 5 | 8 . | 3 | 5 | 3 | 40 |
4. Касьянова Т. | 8 | 3 | 3 | 7 | 3 | 2 | 0 | 29 |
5. Письменно М. | 4 | 2 | 1 | 6 | 2 | 0 | 0 | 15 |
6. Джаглаева М. | 17 | 5 | 10 | 10 | 7 | 2 | 4 | 57 |
7. Сыщенко Н. | 10 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 0 | 23 |
8. Васильев 0. | 9 | 3 | 2 | 7 | 3 | 1 | 2 | 27 |
9. Мосесьянс С. | 13 | 5 | 10 | 10 | 8 | 6 | 4 | 56 |
Источник: https://studwood.ru/614637/psihologiya/eksperimentalnaya_rabota_izucheniya_razvitiya_rechi_detey_treh