Ребенок в 3 года:как проходит его развитие и что он должен уметь

В нашей стране мамы имеют право на декретный отпуск до достижения детьми 3 лет, после чего малыши отправляются в сад. Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь делать и знать ребенок в 3 года, перечень этого – своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.

Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные и их возможности и способности отличаются, что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.

Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20? ????

Памятка родителям, что должен уметь малыш в 3 года

Мамы и папы имеют свое личное мнение о развитии детей, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.

Речь

Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:

  • наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
  • умение выражать свои мысли короткими предложениями;
  • способность называть и описывать знакомые предметы;
  • использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
  • усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.

Особенности развития речи в 3 года

Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.

Память и мышление

Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:

  • различать предметы и выявлять отличия в подобных;
  • запоминать маленькие стишки и песенки;
  • рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
  • пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
  • строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
  • считать до 5-10;
  • строить простые логические цепочки.

Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.

Бытовые навыки

Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • застегивать пуговицы и замочки на одежде;
  • умываться, мыть ручки и чистить зубки;
  • вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
  • знать и использовать слова благодарности, просьбы;
  • собрать свои игрушки и расставить их по местам;
  • использовать столовые приборы.

Большинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.

Двигательная активность

Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:

  • ходьбе назад и вперед;
  • игре с мячом;
  • езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
  • стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
  • преодолении ступенек.

Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно-двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.

Родителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12-18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь.

Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве.

Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.

Психологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания.

Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями.

Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Особенности развития девочки

Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.

Для девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.

Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.

Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.

Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС

В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС – это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.

Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:

  • социально-коммуникативные;
  • речевые;
  • познавательные;
  • художественно-эстетические;
  • физические.

Также в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.

Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.

Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:

  • развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
  • овладение простыми бытовыми умениями;
  • активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
  • коммуникация со сверстниками и взрослыми;
  • изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
  • физические упражнения для формирования крупной моторики.

Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.

Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:

  • самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
  • пользоваться горшком;
  • говорить простыми фразами;
  • снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.

Памятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (нет голосов)
Загрузка...

Источник: https://kaknazvat.com/deti/umeniya-rebenka-v-3-goda/

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Развитие детей в дошкольном детстве отличается большей интенсивностью, чем в любой другой период. Не только каждый год, но и каждый месяц приносит свои достижения.

Достаточны ли они? Большинство родителей соотносит продвижение своего малыша с определенными нормами.

Актуален вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года, поскольку этот возраст является переходным от младенчества к дошкольному. 

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у детей: лечение и профилактика диагноза

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Трехлетний возраст заявляет о себе тем, что малыш открывает собственную самостоятельность. С этого знаменательного момента начинает звучать «Я сам!» как в подходящих ситуациях, так и не к месту.

Психологи называют данный период становлением системы самосознания и определяют как кризис 3-х лет.

Ребенок после 3 лет понимает, когда активные действия исходят от него, а когда к ним подталкивает взрослый. И если игнорируется его самостоятельность, бурно реагирует упрямством, строптивостью, протестами. При внимательном отношении родителей к потребности детской самореализации проблема негативизма и строптивости сглаживается.

Продвижение в познавательном развитии

Дети к трем годам накапливают опыт действий с предметами и усваивают сенсорные эталоны — цвет, форму, величину.

Восприятие продолжает выполнять главную познавательную функцию, к тому же появляется его осмысленность. Малыш уже не станет проталкивать в отверстие несоразмерный по величине предмет. Он сначала визуально приценится к размерам, а потом справится с задачей с первой попытки.

Повышается устойчивость внимания. Ребенок 3-х лет может заниматься одной и той игрой или проявлять интерес к игрушке на протяжении получаса. Это существенное достижение по сравнению с более ранним возрастом.

Что касается развития памяти, то в с 3 до 4 лет запоминание работает хаотично. Яркие и красочные внешне, а так же другие впечатляющие образы прочно запоминаются, даже если они второстепенные.

Чтобы запомнились существенные детали, на них специально нужно обратить внимание ребенка. Также на помощь приходит речь.

Называя предмет или его характеристику, младший дошкольник больше сосредотачивается, что помогает информации найти свое место в детской памяти.

Активно развивается наглядно-действенное мышление. Занимаясь предметной деятельностью – составляя пирамидки, складывая кубики, причесывая куклу, катая машинку и пр. – ребенок открывает все больше свойств предметов и осмысливает связи между ними.

Развитие практических действий и мыслительного процесса тесно переплетено. Метод проб помогает малышу сравнивать, анализировать и делать определенные выводы.

Важнейший познавательный процесс воображение, который будет развивать творческие способности дошкольника на протяжении нескольких лет, в 3 года еще только начинает формироваться. Для такого малыша существует единая реальность. По этой причине дети могут испугаться Деда Мороза, испытывают страх темноты или боятся отрицательных сказочных персонажей.

Развитие речи детей 3-4 лет

Речевой аппарат в 3 года также находится на стадии формирования. Поэтому дети говорят на своем особенном языке, сильно смягчая звучание, не выговаривая многих звуков и пропуская слоги.

Ребенок в 3 года знает около 1500 слов, в его высказываниях встречаются все части речи. Ко многим словам приставляются уменьшительные суффиксы. Может употреблять обобщающие слова (чашки, игрушки), подразумевая знакомые ему предметы, а не класс.

Речь от 3 до 4 лет исключительно ситуативна. Дети проговаривают короткими предложениями то, что связано с определенной ситуацией. При этом активно используют указательные наречия «там», «туда» и пр.

Двигательное развитие

Важно не только умственное, но и двигательное развитие детей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно формируется произвольность движений. Дети уже способны не только к подражательным действиям, но и самостоятельным.

Самостоятельные можно разделить на два типа – исполнение того, на что направляют взрослые, и проявление собственной инициативы.

Ребенок осваивает движения в два приема: сначала подражает, потом пробует самостоятельно. Увидев, как мама завязывает себе шарфик, девочка кое-как наматывает подобный аксессуар на себя. Потом начинаются эксперименты с куклами, мишками, которых непременно нужно приукрасить шарфиками.

Подобным образом дети обучаются физическим и танцевальным упражнениям. 3-х летний малыш воспроизводит последовательность до пяти движений.

Что должны уметь дети в 3 года

Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.

Познавательные умения

  1. Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
  2. Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).

  3. Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
  4. Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.

  5. Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
  6. Называет предметы и выделяет их основные части.
  7. Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.

Как оценить достижения в развитии внимания и памяти

Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте.

Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе.

В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.

Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.

Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.

Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.

Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.

Речевой уровень

Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:

  • посуда
  • мебель
  • одежда
  • многие животные (как домашние, так и дикие)
  • виды транспорта
  • фрукты и овощи
  • продукты питания

Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.

Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».

Уровень развития моторики

Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Успешно обучаются ездить на трехколесном велосипеде.

В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног. Развитию мелкой моторики способствует использование пальчиковых игр. Они занятны и доступны для 3-летнего ребенка.

Также дети этого возраста умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.

Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.

Источник: https://alldoshkol.ru/osobennosti/chto-dolzhen-umet-rebenok-3-let

Развитие детей в возрасте 3 лет. Что должен уметь делать ребенок в три года? | Развитие ребенка

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать обувь, одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • Рисовать картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Чистить зубы;
  • Самостоятельно кушать;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на горшок, застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке.

Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша.

Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до 2-х лет. К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Читайте также:  Развитие фонематического слуха детей 2 3 лет: упражнения для памяти и слухового внимания

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы.

Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания.

Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-do-treh-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-tri-goda

Что должен уметь ребенок в 3 года

Физиологическое состояние малыша в 3 года

Особенностью трехлетнего возраста малыша является неиссякаемая энергия и неудержимое познание окружающего мира, поскольку он уже может уверенно передвигаться, производить различные манипуляции ручками и ножками.

В том-то и состоит опасность – в детском организме только начинается укрепление хрящей, поэтому ребенок может подвергаться травмам, а деформации костей, в свою очередь, приводят к искривлениям позвоночника, конечностей.

Поскольку в это время происходит формирование мышечных тканей плеч и предплечий, малышу труднее дается рисование, он не может длительное время удерживать в руках карандаш и ручку. При этом конечности растут быстрее, чем туловище, и постепенно привычные пропорции тела меняются.

На этом этапе проходит стабилизация работы сердечно-сосудистой системы, формирование иммунитета, калории карапуз тратит очень быстро из-за своей подвижности, к тому же, на этот момент у него наблюдается стремительный метаболизм. Родителям важно обращать внимание на меню ребенка и его сбалансированность.

Рост мозга в три года несколько замедляется, но остается по-прежнему довольно высоким. Происходит улучшение связей между обоими полушариями, в то же время, присутствует постоянное сильное возбуждение, а функция затормаживания еще недостаточна, поэтому маленький исследователь никак не может усидеть на месте и, практически, ничего не боится, делает попытки исследовать незнакомые объекты, как дома, так и на улице, и это весьма опасно.

Как видно из таблицы, дети в этом возрасте прибавляют в весе от 1000 до 1200 г и вырастают на 4-5 см, они заметно округляются, на ручках и ножках появляются характерные складочки.

Помимо прочего, трехлетний карапуз уже имеет качественный зрительный аппарат, обладающий отличным цветовым восприятием, и полностью сформированные органы слуха.

Врачи, занимающиеся педиатрической практикой, советуют родителям внимательно относиться к любым жалобам на боль в ушках, поскольку именно в этот период распространены воспалительные заболевания слуховой системы.

Также, не следует поощрять длительное просматривание детьми телевизионных передач и мультфильмов, так как это может негативно повлиять на их глаза.

Психологическое состояние трехлетнего ребенка

Три года – это, по своему, кризисный возраст для малыша. У него уже формируется модель поведения в разных обстоятельствах, приобретается опыт общения со своими сверстниками и взрослыми. Самое важное, что ребенок не только осознает смысл своих поступков, но и может проводить их сравнение с действиями других людей.

В его речи все чаще проскальзывает «Я», что неоднозначно говорит о том, что он, фактически сформирован, как личность. Но из-за того, что детская рациональность пока еще тесно связана с эмоциональностью, это приводит ко многим конфликтам, особенно часто вызываемым гипертрофированным и ничем не сдерживаемым эгоизмом.

Вот почему развитие ребенка в 3 года доставляет родителям немало хлопот и требует пересмотра воспитательных мер.
Основные симптомы выходящего за рамки поведения:

  • своеволие и конфронтация по отношению к тем, кто отвечает отказом, выражаемая в криках, истериках и слезах;
  • самостоятельность, доходящая до абсурда, когда каждое действие направлено против воли отца и матери – таким образом, малыш самоутверждается;
  • отрицание установленных правил – ребенок считает себя взрослым и требует к себе другого отношения, поэтому категорически отвергает все, что ему не нравится;
  • настойчивость, доходящая до скандализма – свои требования карапуз сопровождает криком, громким плачем, угрозами;
  • переоценка ценностей – изменяются привычки, увлечения и интересы малыша, при этом он может грубить, дразниться, обзавестись бранными словечками;
  • откровенный деспотизм, когда самоутверждение доходит до своего пика – дитя требует внимания только к себе и своим желаниям.

Да, непростое время для родителей, как, впрочем, и для самого ребенка. Помочь может только терпение, убеждение и любовь. Однако, это необходимый и важный этап, так как у крохи таким образом формируются задатки воли.

Психологи убеждены, что это важно для закладки «правильного», сильного характера малыша в будущем, и если в детстве такое испытание отсутствовало, в дальнейшем он может стать мягкотелым, слабым человеком, не имеющим собственного мнения.

Благодаря улучшению моторики рук, двигательной функции и более совершенному управлению своим телом, ребенок осваивает много новых движений, и перечень его навыков существенно пополняется:

  • он может играть в простые игры, имеющие несложные правила;
  • совершать прыжки вперед, используя обе ноги;
  • перешагивать и перепрыгивать через различные препятствия;
  • без особого труда передвигаться по наклонным плоскостям;
  • танцевать и делать зарядку в ритм с музыкой;
  • лазить по спортивной лестнице и канату;
  • спрыгивать с невысокого возвышения;
  • заниматься фитнесом под руководством родителей;
  • активно играть с мячом – бросать и ловить его, ударять ножками.

Что должен уметь делать малыш еще, спрашивают родители. Трехлетний ребенок способен научиться плавать, ездить на трехколесном велосипеде. В три года у детей отлично получается осваивать лыжи.
Заметно усиливаются мыслительные способности карапуза, он может:

  • запоминать короткие стихотворения;
  • пересказывать сказки, описывать картинки и события;
  • понимает, что такое простые числа;
  • отгадывает несложные загадки;
  • узнает большинство цветов;
  • быстрее и точнее отсортировывает предметы по их форме, цвету и размеру;
  • без труда узнает знакомых людей, помимо домочадцев;
  • во время игр использует фантазию.

Что касается речевого развития, малыш должен уметь в три года:

  • используя два или три слова, отвечать на вопросы;
  • составлять более сложные предложения, содержащие до шести слов;
  • в артикуляции должна прослеживаться четкость;
  • лексикон расширяется до 500 слов.

По причине усиления речевой функции, маленькие дети все чаще начинают общаться со своими сверстниками, что делает их более социальными, и благотворно влияет на коммуникабельность.

Они могут самостоятельно знакомиться, называть свое имя и возраст.
Зная, что должен уметь ребенок в 3 года, помимо физического и умственного развития, родители должны следить и за раскрытием творческого потенциала своего чада.

В этот период у детей стремительно развивается воображение, поэтому:

  • они могут самостоятельно придумывать сюжеты своих рисунков;
  • участвовать в детских кукольных спектаклях;
  • делать из пластилина фигурки, а не только колбаски и шарики;
  • у детей повышается интерес к музыке и музыкальным инструментам – они могут петь и угадывать песни, с удовольствием слушать и танцевать под музыку.

Одновременно с этим, формируется и социальная составная личности ребенка – теперь, после конфликта с ровесником, он может пойти на примирение, сопереживать, если кому-то больно, испытывать стыд и гордость, обижаться на наказание, если считает его несправедливым. В этом момент малыш ищет одобрения и похвалы взрослых, симпатизирует или чувствует неприязнь к отдельным людям.

Многие папы и мамы интересуются, что нужно уметь в 3 года девочке? Известно, что малышки опережают мальчиков в речевом развитии – говорить начинают раньше и имеют в два раза больше слов в лексиконе.

В целом неважно, кто у вас, девочка или мальчик, уметь в 3 года они должны примерно одинаковые навыки, только мальчику лучше объяснять какие-то вещи не словами, а демонстрируя собственный пример.

Занятия для приобретения важных навыков

Для всестороннего развития способностей детей в три года рекомендуются следующие занятия и игры:

  • можно продолжать изучение чисел и букв, согласных и гласных;
  • изучать природные явления, фауну и флору;
  • для формирования чувств угадывать предметы, исходя из их запаха, а продукты – из вкуса;
  • совершенствовать тактильные ощущения, определяя фактуру предметов;
  • тренировать узнавание звуков, издаваемых животными;
  • из игр, помимо более сложных пазлов и аппликаций, есть смысл добавить лото;
  • проводить танцевальные занятия;
  • продолжать уроки рисования и лепки;
  • учить ребенка пению и познакомить его с простыми музыкальными инструментами – барабаном, маракасами, дудочкой;
  • больше разговаривать с малышом, читать ему книги, разучивать стихотворения.

Кроме того, важным моментом воспитания в это время является:

  • изучение определенного этикета во время еды;
  • приучение к чистоте и аккуратности – малыша можно научить складывать свои вещи и одежду, самостоятельно проводить гигиенические процедуры;
  • обязательно следует привить крохе правила поведения – вежливость, дружелюбие.

В бытовом направлении продолжается осваивание самообслуживания – малыша учат надевать и снимать штанишки, завязывать шнурки, мальчик может помочь маме донести продукты из магазина, если дать ему небольшой пакет с хлебом или макаронами.

Девочкам лучше поручить посуду или уборку в комнате.

Не стоит забывать, что трехлетний малыш должен нормально отдыхать – сон в этом возрасте составляет 12 часов в сутки, прогулки занимают около 6-7 часов, питаться ребенок должен четыре раза в день.

Полезные рекомендации

Родителям в этот ответственный и довольно сложный период нужно не терять присутствия духа, и набраться терпения. Чтобы облегчить кризисное состояние ребенка и самим без особых сложностей пережить это время, психологи советуют сменить воспитательную тактику:

  1. Не следует постоянно одергивать ребенка, если он за что-то взялся, стоит просто доверить ему понравившуюся работу. Он сам оценит свои успехи и ошибки, но будет благодарен за невмешательство.
  2. Нельзя напрямую заставлять малыша делать то, что ему не хочется. Возможно, стоит, сначала заинтересовать его новым делом. Порою, небольшая хитрость помогает тому, что малыш сам увлекается процессом и с удовольствием выполняет то или иное задание.
  3. Неважно, насколько долго карапуз возится с доверенным ему поручением – всегда давайте ему достаточное количество времени. Это поможет малышу вникнуть в детали, поскольку в три года детям трудно дается концентрация внимания.
  4. Не надо навязывать малышу свое мнение по поводу выполнения любого дела, в три года это вызовет только недовольство и раздражение. Лучше предложить помощь и, тем самым, не раздувать новый конфликт.
  5. Если истерика произошла на улице, не надо обращать внимание на охающих прохожих и спешить успокоить ребенка. По возможности, его следует отвести в сторону и позволить откричаться, спокойно переждав неприятный момент. Если родитель будет находиться в уравновешенном состоянии, «спектакль» быстро закончится.
Читайте также:  Этапы развития ребенка до года: как преодолеть сложные моменты

И еще одно важное правило – нет необходимости ругать малыша после его истеричных выходок. Лучше объяснить ему простыми словами, что не все желания исполнимы, как бы того человек не хотел, но правильно подобранные слова (а не крики и дикий рев!) и уважение к окружающим в некоторых случаях приближают их исполнение.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, не надо ускорять процесс развития, за счет усталости и нервного перенапряжения малыша. Пока еще его организм не готов к таким интенсивным нагрузкам, и от этого может пострадать его самочувствие, и даже психика. Все должно происходить с деликатной подачи, естественно и своевременно.

Источник: https://lazy-mama.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-3-goda.html

Что должен уметь ребенок в 3 года. и что делать, если он этому не научился. что должен знать ребенок в 3 года | Метки: мальчик

Сейчас появилось невиданное количество информации на тему детского развития. И у меня есть следующий список «Что должен уметь ребенок в 3 года». Как и все продвинутые мамы, я тоже штудирую литературу и интернет, желая точно узнать, как развивается мой малыш.

  • Итак, малыш в 2,5-3 года должен уметь:
  • – Одевается сам или под присмотром взрослых
  • – Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков
  • – Сидя на велосипеде? крутит педали 
  • – Рисует вертикальную линию с ошибкой до 30%
  • – Перерисовывает круг
  • – Употребляет слова во множественном числе
  • – Знает свое имя и фамилию
  • – Называет 3 основных цвета из 4-х
  • – Прыгает на месте на 2-х ногах
  • В 3- 3,5 года ребенок должен уметь уже больше. Он:
  • – Застегивает пуговицы
  • – Легко расстается с мамой на целый день
  • –  Может стоять на одной ноге 10 секунд
  • – Прыгает на одной ножке
  • – Перерисовывает крестик
  • – Понимает значения предлогов: «на, под, перед, сзади, к»
  • – Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то  

– Умеет подобрать антонимы Огонь-горячий, лёд-…?; Конь-большой, мышь -…?; мама-женщина, папа -…?

– Умеет отвечать на вопросы типа: Что ты будешь делать, если ты устал?» (тебе холодно, голоден…)

А если ребенок не умеет делать то, что должен уметь в 3 года?

Считается, что если по большинству пунктов списка «Что должен уметь ребенок в 3 года» можно поставить плюсик, значит, ребенок развивается нормально. Если часть навыков не усвоена, можно говорить о нарушении развития. Или о негармоничном развитии (особенно если идет опережение в одном и отставание в другом).Считается, что в этом случае надо обратиться к специалисту для коррекции отклонений.

Я радуюсь, если мой мальчик умеет то, что полагается, и огорчаюсь, если он еще «не дотягивает». Но еще я постоянно говорю себе: как нет среднего человека, так и мой малыш не обязательно должен влезать в рамки.

Если мама, поднимая глаза от монитора, строго смотрит на малыша, говорит осуждающе: «Э, да в эмоциональном развитии ты у меня отстаешь». Конечно, ребенок не понимает, что он сделал не так, но что мама им недовольна.

Если мама упорна в своем недовольстве, обсуждает неумение ребенка с соседками и родственниками, то ребенок рискует получить хороший комплекс неполноценности.Я заметила это, когда начала давить на своего, переживая, что он долго не говорил. Однажды он просто отказался со мной заниматься, проявляя сильные признаки нервозности и даже агрессии.

Я оставила малыша на некоторое время в покое. И вдруг после 3-х лет как плотину прорвало.  Говорит все, здраво рассуждает.

Нельзя, конечно же, отпускать на самотек, если есть признаки явного отставания. И в то же время рассуждая на тему «Что должен уметь ребенок в 3 года» надо проявлять чуткость к растущему человеку.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/713833-22982/

Развитие ребенка в 3 года

Что должен уметь ребёнок в 3 года? Какие игры помогут ему в развитии? Узнаем о речевых и физиологических особенностях малыша 3-х лет.

В 2 года ребёнку интересно самому познавать этот мир – большинство детей в этом возрасте уже бегают и вовсю этим пользуются. А к 3-м годам совершенствуется координация движений: дети умеют самостоятельно подниматься по лестнице, прыгают.

Беговелы и самокаты развивают координацию движений и умение держать равновесие. Любая физическая активность, в том числе и гимнастика, полезна для развития ребёнка.

Ребёнок 3-х лет: развивающие игры

Трехлетний ребёнок в достаточной мере владеет мелкой моторикой (тонкими движениями пальцев). Это позволяет ему рисовать фломастерами, мелками и красками, лепить несложные фигуры из пластилина. Ему нравится разукрашивать раскраски и собирать крупные пазлы по картинке. У ребёнка 3-х лет развиваются и аналитические способности, характерные для этого возраста:

  • определение форм предметов: круг, квадрат, треугольник, овал;
  • знание цветов (8 основных цветов) и умение отличать их друг от друга;
  • умение различать правую и левую стороны;
  • умение определять и сравнивать размеры предметов минимум по одному признаку (цвет, форма, предназначение): хорошо получается складывать пирамиду или башню из кубиков.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Чтобы развитие ребенка в 3 года проходило полноценно, этот процесс должен быть  многогранным. Необходимо уделять внимание физическому и интеллектуальному развитию, которое включает в себя и сенсорное.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – это формирование у малышей систем зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В двух- и трёхлетнем возрасте очень важно не упустить время, так как это пик детского развития, когда крохи буквально всё схватывают на лету.

Как развивать сенсорные навыки в 2-3-летнем возрасте? В первую очередь, делать это в игровой форме. К примеру: учить ребенка складывать картинку из геометрических фигур — как на рисунке. Или  находить предметы, по форме напоминающие известные малышу геометрические фигуры.

Сенсорное развитие очень важно для детей – оно способствует внимательности, концентрации внимания, тактильной восприимчивости и образному мышлению.

Варианты развивающих игр для детей на аналитические способности

  • Предложите малышу внимательно посмотреть на 4 предмета и найти среди них два одинаковых.
  • Предложите сравнить разные предметы по размеру (самый большой, самый маленький) и другим признакам.
  • «Кто в каком домике живет?» или «У кого какие мамы?»: собачка в конуре, птичка в клетке, заяц в норе и т.д. Любой из вариантов данной развивающей игры для детей основан на способности ребёнка находить связь между явлениями и предметами, объединяя их по определенным признакам.
  • Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке.

Всем детям, за исключением новорожденных, нравится смотреть мультики. Но нужно ограничить время просмотра до 2-х часов в сутки.

Мультики для детей 3-х лет должны быть развивающими.

Начинайте любую развивающую игру для детей с простого задания, затем постепенно его усложняйте, тем самым поддерживая интерес ребёнка.

Развитие речи детей 3-х лет

Резкое скачкообразное развитие речи детей в период между 2-х и 3-х летним возрастом ведёт к тому, что словарный запас ребёнка значительно расширяется, речь становится связной и последовательной. Но её нужно по-прежнему поощрять, задавая вопросы, переспрашивая, если что-то не понятно, и внимательно слушать.

Эмоциональное, терпеливое участие взрослых важно в становлении речи. Поскольку обратное поведение с их стороны может привести к осложнениям.

Одна из причин заикания у детей связана с тем, что ребёнок только учится строить сложные предложения, говорит медленно, сбивается. Если взрослый слушает невнимательно, перебивает и торопит — может развиться заикание.

Речевое развитие детей 3-4 лет

  • задаёт много вопросов: в нём просыпается «почемучка»;
  • строит предложения с глаголом, существительным, прилагательным и предлогом;
  • овладевает понятиями: овощи, одежда, животные и т.д.;
  • способен выучить короткие стихи и песенки;
  • владеет первичным навыком пересказа: с помощью взрослого может рассказать сказку или события из прожитого дня.

Что должен уметь ребёнок 3-х лет 

Степень владения санитарно-гигиеническими навыками зависит от того, с какого возраста и насколько настойчиво родители прививают малышу самостоятельность. Те, у кого не первый ребёнок, а второй или третий, обычно быстрей «ведут» процесс обучения малыша бытовым задачам. Итак, что должен уметь ребёнок 3-х лет дома:

  • ходить на горшок;
  • чистить зубы;
  • одеваться (пусть не всегда правильно);
  • застёгивать хотя бы одну пуговицу на одежде;
  • сморкать и вытирать рот салфеткой;
  • мыть руки.

Распорядок дня и чёткое понимание того, когда нужно ложиться спать, когда питаться и играть — способствует более эффективному закреплению навыков.

Таблица физического развития ребёнка в 3 года

Оценивая развитие ребёнка в 3 года, врач-педиатр обычно проверяет его рост и вес, а также навыки и умения.  Однако родителям надо помнить, что таблица физического развития ребёнка в 3 года – это всего лишь средний показатель. А каждый ребёнок развивается индивидуально.

3 года Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 13,0 17,4
Вес девочек, кг 12,5 17,0
Рост мальчиков, см 91,0 102,0
Рост девочек, см 91,0 101,2
Окружность головы мальчиков, см 48,7 52,3
Окружность головы девочек, см 47,6 51,1
Окружность груди мальчиков, см 50,0 55,0
Окружность груди девочек, см 49,1 56,0

Какие еще есть параметры физического развития ребёнка в 3 года? Малыш уже умеет кататься на трёхколесном велосипеде и самокате. Не боится плавать в бассейне или море.  Любит играть в спортивные игры: перешагивать через брусочки, бегать «восьмеркой», ловить мяч, спрыгивать с маленькой высоты. К этому возрасту кроха уже умеет выполнять два действия одновременно. К примеру, хлопать и прыгать.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/razvitie-detej-v-3-i-4-goda/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]