Как научить ребенка говорить букву р: начинаем занятия смалышом вовремя

Многие детки имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Есть определенные звуки, которые часто вызывают у малышей проблемы, особенно им сложно выговаривать букву «р». Это довольно сложный звук, который требует управление воздушными потоками. Если в детстве не решить данную проблему, то она может перейти во взрослую жизнь. Конечно, от 2-летней крохи никто не ждет такого умения, но когда он достиг 5 лет, а нужного результата нет, то следует начинать определенные занятия, которые можно проводить дома. В нашей статье мы расскажем о том, как ребёнка в домашних условиях научить произносить этот непростой звук.

Малыши часто имеют задержку с выговариванием буквы Р

Когда следует бить тревогу?

Если по достижении 4 лет ребенок не начинает рычать, то следует начинать определенные упражнения. Речевое расстройство обычно происходит в следующих случаях:

  • Чаще всего у девочек встречается плохо развитое дыхание, у них слабый выдох, у мальчиков, как правило, такие проблемы встречаются реже.
  • Нередко данный недостаток бывает в тех семьях, где кроха слышит неверное произношение.
  • Неправильный прикус у ребенка также является причиной не произношения звука.
  • Страдает произношение у ребёнка, имеющего короткую уздечку языка.

Если к 4 годам ребенок не выговаривает Р, надо начинать специальные занятия

Обычно дети над буквой «издеваются» следующим образом:

  • Не говорят букву полностью, данный вид встречается в тех словах, где буква находится в середине, например, «го…а», «га..аж».
  • Вместо нужной буквы малыш говорит следующие вариации: «ы», «й», «л», например, лот, колова, ыба.
  • Буква «Р» звучит несвойственно ей, либо с излишней вибрацией, либо грассируя. Особенно это характерно для ребенка – билингва.

Предварительная тренировка язычка

Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:

  • Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.

Игры -повторялки — хороший способ тренировок

  • Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения вверх-вниз.
  • Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов. Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
  • Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
  • Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.

Логопедические упражнения на букву Р

Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».

Упражнения на букву «Р»

Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.

Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение

Это необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно следил за правильностью выполнения тренировки.

Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:

  1. Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
  2. Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
  3. Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
  4. Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.

Выполнять упражнение на проблемный звук нужно только в хорошем настроении, хорошо поиграть с крохой в машинки, при этом заводя их: «ТР-Р-Р». Важным моментом будет раскатистое «Р». Можно порычать, как тигр, лев, соседский песик.

Тренировка звука в разговоре

После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».

Упражнения на выговаривание звука Р

Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.

Автоматизация – это довольно кропотливый процесс, который занимает длительное время. Сначала следует научить ребенка произносить букву в слогах, затем в словах, а позже в предложениях.

Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр».

А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше.

Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.

Когда можно переходить на скороговорки

После того, как малыш научился выговаривать букву в слогах и словах, можно будет подключать коротенькие чистоговорки, именно они помогут для дальнейшей автоматизации буквы. Однако их нужно подбирать в соответствии с той возрастной группой, в которой находится малыш. И это естественно, ведь упражнения, рассчитанные на 3-леток существенно отличаются от занятий для детей от 5 лет.

Скороговорки на звук Р

После того, как у ребёнка получилось произносить букву в чистоговорках, нужно научить ее выговаривать в стишках и песенках. Можно подобрать стишки, в которых максимально часто используется данная буква к какой-нибудь дате и выучить их с малышом.

Важным условием получения нужного результата является доброжелательный настрой. У ребёнка должно быть желание заниматься, он должен чувствовать удовольствие и поддержку от родителей.

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-vygovarivat-bukvu-r.html

Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука быстро в домашних условиях

Причины нарушения произношения: физиологические факторы

Процесс звукопроизношения осуществляется несколькими отделами речевого аппарата:

  • генераторным (голосообразовательным);
  • энергетическим (дыхательным);
  • резонаторным (звукообразовательным).

К нарушениям произношения относятся дефекты, состоящие из таких нозологических форм, как:

  • дислалия;
  • ринолалия (палатолалия);
  • дизартрия;
  • афазия (частично).

Необходимо различать сбой звукопроизношения от нарушения произношения, которое развивается вследствие невысокой грамотности и культуры речи или диалектного говора.

Ниже перечислены причины, мешающие детям произносить звук Р:

  1. Нестандартная подъязычная уздечка.
  2. Тонус артикуляционного аппарата.
  3. Сбой фонематического слуха.
  4. Нарушенное звукопроизношение.
  5. Проблемы с поведением.
  6. Горловая Р.
  7. Психологические отклонения.

В любой из этих ситуаций главное – выявить причину, в результате которой малыш не может самостоятельно справиться с выговариванием Р. Почему грудничок высовывает язык и стоит ли это проявление считать неврологической проблемой вы можете узнать здесь.

До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой

Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.

Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука «Р», имеет смысл показать его логопеду

Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.

Постановка звука без логопеда

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата. Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл — бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» — продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.

Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука

Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года: как преодолеть сложные моменты

Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:

  • «тро/три/тра»;
  • «дро/дри/дра».

Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» — «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.

После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).

Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.

Скороговорки

Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  • Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  • Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
  • Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.
  • Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей.
  • «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
  • «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
  • «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.

Как говорилось выше, самостоятельно научить свое чадо правильному произношению Р возможно. Однако более верным решением станет обращение к логопеду, так как при осмотре грамотный специалист проверит фонематический слух, уздечку, тонус, горловой Р и сможет выявить точную причину трудностей. А также составит индивидуальную систему для формирования внятной и четкой речи.

Занимайтесь артикуляционной гимнастикой с ребенком постоянно. Если у вас лично не хватает времени, берите уроки у логопеда, не оставляйте проблему на самотек

Первичный визит стоит запланировать в возрасте 2-3 лет. Он заключается в плановом осмотре перед началом посещения детского сада. Помимо логопеда, должен проводиться осмотр невропатологом, чтобы исключить заболевания головного мозга.

Выводы

В заключение можно сказать, что обучение детей правильному произношению буквы Р – это длительный процесс, который требует как от малыша, так и от родителей немалых усилий. Для успешного результата необходимы ежедневные тренировки. Поэтому, если родители приняли решение не обращаться к логопеду за помощью, то нужно регулярно заниматься речевой гимнастикой самостоятельно.

[

Источник: https://ipupsik.com/razvitie/ranee-razvitie/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?

Становление речи – непростая задача, которую ребенок осваивает в возрасте от 2 до 4 лет. В этот период он учится понимать речь окружающих и пытается сам воспроизводить звуки родного алфавита. Как правило, 4-летние малыши уже выговаривают все звуки. Но часто им нелегко дается произношение звуков «л» и «р».

В логопедии они считаются довольно сложными, поэтому для их становления специалисты отводят еще 2 года. Если малышу не удается самостоятельно освоить их до 6 лет, то ему следует помочь.

Существует несколько способов, как быстро научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях, не прибегая к помощи логопеда.

При этом родителям важно запастись терпением и выдержкой, поскольку тренировки требуют постоянных усилий и немало времени.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:
    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

  • Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).
  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься.

Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях.

Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р».

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.При этом язык следует тянуть вверх, прилагая максимум усилий. Такое упражнение требует 5-6 повторений в день.
  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Автоматизация звука

Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.

Скороговорки

Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:

  1. Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  4. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.

Скороговорки на “р”

Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.

Стишки

Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:

  • ру-ру-ру – ходил я к повару;
  • ро-ро-ро – красивое перо;
  • ри-ри-ри – делим все на три;
  • ра-ра-ра – высокая гора.
  • Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
  • В небе гром, гроза.
  • Закрывай глаза!
  • Дождь прошел. Трава блестит,
  • В небе радуга стоит.

Стихи и загадки на букву Р

Кар! – кричит ворона. – Кража!

Караул!  Грабеж!  Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

  1. И красивую коробку
  2. – Стой, ворона, не кричи.
  3. Не кричи ты, помолчи.
  4. Жить не можешь без обмана
  5. У тебя ведь нет кармана.
  6. – Как! – подпрыгнула ворона
  7. И моргнула удивленно.
  8. – Что ж вы раньше не сказали!

Караул! Карман украли!

  • Шел Егор через бор,
  • Видит, вырос мухомор.
  • —  Хоть красив, а не беру,—
  • вслух сказал Егор в бору.
  • — Верно ты сказал, Егор! —
  • так ему ответил бор.
  • ***
  • Потерялась буква Р.
Читайте также:  Развитие ребенка на 11 неделе беременности: как изменился вес и рост плода

Где? В трамвае, например.

  1. Или мы ее вчера
  2. Не забрали со двора?
  3. Уронили в гастрономе,
  4. Не нашли за дверью в доме?
  5. Или спрятали (проверьте!)
  6. В распечатанном конверте?
  7. Может, милиционер
  8. Приведет нам букву Р?
  9. Но сказала громко Маша:
  10. – Отыскалась буква наша!
  11. Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

  • Левой, правой!
  • Левой, правой!
  • На парад идет отряд.
  • На парад идет отряд.
  • Барабанщик очень рад.
  • Барабанит, барабанит
  • полтора часа подряд.

Мягкая «р»

Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.

Наиболее популярные вопросы

До какого возраста невыговаривание «р» является нормой?Малыши 3-4 лет должны освоить и выговаривать звуки родной речи. Но освоение самых тяжелых, в том числе «р», может затянуться до 5-6 лет (это норма).

Когда стоит обратиться к логопеду?Если ребенок, несмотря на усилия родителей по его обучению, до 6 лет не научился выговаривать «р», то ему необходима помощь профессионального логопеда.

Почему некоторые дети картавят всю жизнь?Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Если она остается, значит, лечение отсутствовало.

Маленьким детям часто с трудом дается выговаривание различных звуков, особенно «р».

Если у малыша возникает проблема картавости, его следует показать логопеду. Он определит причину и поможет разработать комплекс упражнений для преодоления дефекта речи. Родители также могут самостоятельно заниматься с малышом дома. Но это требует много усилий, времени и терпения.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/

Ребенок не выговаривает букву Р — эффективные упражнения

Каждый родитель стремиться, чтобы ребенок научился правильно писать, читать и конечно же говорить. Многие непоседы спокойно воспроизводят все звуки с раннего возраста, а для некоторых вызывает массу сложностей. Особенно это касается сложнейшей буквы «р».

И когда родители сталкиваются с логопедической проблемой, то начинают сразу же задаваться вопросами: как научить ребенка выговаривать букву «р», в каком возрасте следует обратить на это особое внимание и по какой причине происходят сложности произношения?

Логопеды отмечают, что идеальным вариантом является, когда малыш начинает четко произносить букву в 5-ти летнем возрасте. И если до этого периода в речевом арсенале ребенка присутствует буква «л», то немного логопедических упражнений поставят правильную речь. Некоторые дети к 6-ти годам самостоятельно выговариваются и не имеют в дальнейшем ни каких трудностей в произношении.

Основные причины, которые мешают ребенку выговаривать букву «р»

Прежде чем приступать к коррекции речи, следует разобраться в причинах, которые мешают правильному произношению.

  1. Уздечка, расположенная под языком. Если она слишком короткая, то мешает правильно жестикулировать языком и во время произношения звука можно услышать картавость. Ранее эту проблему решали в стоматологии методом подрезания уздечки. Современная медицина предлагает специальные упражнения, направленные на ее разработку.
  2. Ребенок начал разговаривать после 3-х летнего возраста. Это становиться причиной слабого развития артикуляционного аппарата.
  3. Плохой слух. Малыш в силу своей физиологической особенности повторяет слова так, как он слышит. И чаще всего они не являются правильными.
  4. Особенности дыхательной системы. Это может быть воспалительные процессы, аденоидов или насморк. Как правило, после устранения проблемы, ребенок начинает полноценно выговаривать сложную букву.

Если вовремя обратить внимание на сложившуюся ситуацию и начать заниматься с ребенком, то уже в скорости малыш сможет выговаривать все звуки правильно и четко.

Терпение — залог успеха

Для того, чтобы ребенок занимался с удовольствием, и терапия давала положительную динамику, то любящим родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Набраться терпения. Не стоит думать, что после первого занятия малыш правильно заговорит. Для начала достаточно изучить простейшие слоги. Например, «ра», «ру», «ры», где буква будет стоять в начале слова или слога.
  2. Игра. Любое занятие на развитие речи должно проходить в игровой форме. Если всячески заставлять ребенка, то он начнет противостоять этому и в результате полностью отказаться от упражнений. Например, можно поиграть в логопедические игры на улице или детской площадке.
  3. Настроение. Нужно убедиться, что малыш положительно настроен и готов заниматься. Если он начинает упрямиться и капризничать, то лучше отложить упражнение и провести позже.
  4. Постоянство. Если уделять упражнениям 15 мин. в день, то результаты будут видны уже через несколько недель. Некоторые родители заблуждаются, думая, что лучше посидим подольше один день, чем каждый день отвлекаться на занятия. Такой метод приведет к нежеланию малыша к занятиям.

Родителям важно показывать пример своим детям, стараться все повторять и помогать своему маленькому чаду. Как правило дети, любят копировать действия взрослых и с удовольствием впитывают в себя как губки.

Логопедические упражнения в домашних условиях

На сегодняшний день найти логопеда не составит никакого труда. В садах есть специализированные группы, в которых основной акцент ставится на коррекцию речи. Также можно обратиться в специализированные центры. Однако все это требует времени и финансовых затрат. Тогда становиться логический вопрос: как научить выговаривать букву «р» в домашних условиях?

В первую очередь необходимо поставить звук «р». Это возможно сделать прибегнув к артикуляционной гимнастике. Основная задача такой терапии заключается в укреплении мышц языка, щек и губ.

Отдельные упражнения направляются на тренировку дыхания, которое необходимо в произношении буквы.

Для этого в помощь пригодятся следующие предметы:

  • Мыльные пузыри;
  • Воздушные шарики;
  • Шарики для пин-понга.

Такой арсенал точно заинтересует малыша, и он с удовольствием будет принимать участие в игре.

  1. Кто быстрее надует шарик. Здесь важно присутствие всей семьи, чтобы у ребенка был стимул выиграть. Надувание шариков активирует все лицевые мышцы и хорошо разрабатывает дыхание
  2. Сила дыхания. Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
  3. Кто больше. Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.

Во время игр старайтесь поддаваться малышу. Частые победы вызовут огромный интерес перед играми. И в скорости кроха сам будет просить повторить забавные состязания.

Далее для подготовки речевого аппарата следует регулярно повторять следующие упражнения:

  1. Рот нужно раскрыть, как будто сильно захотелось зевать и раскачивать язычок то вверх, то вниз. При этом кончик языка необходимо задержать на 15 секунд упираясь зубы. Такое упражнение способствует разработке подъязычной уздечки и укреплению всех мышц ротовой полости.
  2. Язык держим в широком состоянии и пытаемся облизать верхнюю губу. Можно представить что нужно слизать вкуснейший крем, который остался после съедения торта. Повторяется упражнение несколько раз с интервалом 10-15 секунд.
  3. Упражнение «Малярная кисточка». Нужно представить, что язык является кисточкой для рисования, и ей необходимо тщательно выкрасить небо, щечки и губки.
  4. «В поймай язычок». Задача ребенка, как можно дальше высунуть язык и быстро поймать его губами, при этом выдыхая воздух.
  5. «Как скачет лошадка?». Для этого щелкаем языком о верхнее небо, при этом должны выходить звуки напоминающие скачки лошадок. Однако для некоторых деток такое упражнение может показаться сложным, но уже через несколько тренировок все должно получиться.
  6. «Спрятать язычок». Ребенок должен как бы приклеить язычок к нему на несколько секунд, чтобы его не нашел волчок. Это занятие развивает подъязычную уздечку.
  7. «Считаем зубки язычком». Малыш должен провести языком влево и вправо по внутренней стороне зубов и постараться посчитать их. Если кроха еще не владеет счетом, то можно предложить ему почистить зубки кончиком язычка.
  8. «Летит комарик». Малыш должен выдвинуть язычок за передние зубки и попробовать в этом положении произнести звук «з». После язык спрятать за зубки упершись в них и небо, и также произнести «з».

Такие логопедические игры позволяют укрепить мышцы и растянуть подъязычную уздечку. Все упражнения следует повторять ежедневно, только в этом случае возможна коррекция речи.

Однако это только дает возможность подготовить ребенка к произношению буквы «р». Для полной отработки речевой коррекции необходимы вспомогательные упражнения.

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.

Оттачиваем букву «р» в домашних условиях

К наиболее распространенным и эффективным упражнениям в домашних условиях можно отнести:

  1. Ребенок должен открыть рот, и прижать язычок к верхним зубам и ритмично произносить буку «д». Через несколько секунд упражнение прекращают. Теперь малыш в таком же положении произносит букву на сильном выдохе.
  2. Для следующего упражнения понадобиться обыкновенная соска или специальный шпатель. Кроха, приоткрыв рот произносит букву «л», а родитель во время этого подсовывает соску под язык и проводит по уздечке. Таким образом, начинает непроизвольно получаться буква «р». Такая методика позволяет растянуть уздечку и правильно поставить язык.
  3. Ребенок, широко отодвинув рот, язык отодвигает назад и произносит букву «з», мама во время этого должна с помощью соски двигать подъязычную уздечку. Если упражнение правильно делается, то на выдохе образуется четкий звук «р».
Читайте также:  Развитие ребенка на 25 недели беременности: что покажут узи исследования

Все упражнения достаточно просты, что позволяет каждому родителю помочь своему ребенку без посторонней помощи.

Советы и рекомендации специалистов

Дети – это маленькие непоседы, которые готовы все повторять за своими родителями. Поэтому будет замечательно, если мама или папа на своем примере продемонстрируют сложную букву «р».

Во время логопедических игр нужно родителям находится напротив своего ребенка, чтобы он не только слышал, но и видел, что от него хотят.

Перед началом занятия можно попросить малыша взять свои любимые игрушки, которые будут слушать его достижения. Или рассадить на диване, чтобы ребенок помог им научиться правильно говорить.

Никогда не заставляйте малыша делать не понравившееся ему упражнение. Есть множество других интересных игр, которые также эффективно корректируют речевые особенности.

Для ребенка будет весьма интересно заниматься, если это будет проходить не за партой, а например, на мягком ковре или удобном диване. Летом можно выносить подстилку на улицу и совмещать прогулку на свежем воздухе с полезными развлечениями.

Если мама услышала, что малыш, хоть и нечетко, но уже начал произносить долгожданную букву, то значит пора переходить на слоги. Лучше всего, чтобы буква «р» стояла в начале слова или слога. Так намного легче ребенку будет тренироваться (ра, ро, ры, ру). Далее можно продолжить словами из нескольких букв (рак, рыба, ров).

После этого акцент ставится на произношение буквы «р» в середине слога. В этом случае, родителям потребуется обзавестись терпением, так как малыш не сразу сможет это постичь.

Некоторые родители, столкнувшись с подобной проблемой у ребенка, начинают бить тревогу и бежать по врачам. Однако не стоит пугать малыша, а просто уделить ему несколько минут, и он быстро освоит речевые тонкости и порадует успехами.

Также стоит помнить, что постоянное общение с малышом позволяет ему расширять лексический запас и тренировать произношение. Регулярно читайте книги, учите небольшие стишки, просите кроху чтобы от рассказывал, что делает или во что хочет поиграть.

Никогда не ругайте маленького непоседу, что у него не получается правильно выговорить такую сложную букву. Совместное желание и труд быстро принесут положительные результаты, и малыш уже не будет отставать от своих сверстников.

Источник: https://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/

Как научить ребенка правильно говорить букву р?

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить. 

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.  

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».
  • Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.
  • Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

Источник: https://otvetprost.com/525-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]