Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:
- биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
- влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
- воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
- обучение — как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.
- О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.
- Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.
Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.
Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:
- двигательное развитие и познание собственного тела;
- эмоциональное развитие;
- речевое становление;
- появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
- появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.
Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:
- 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
- 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
- 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
- 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).
Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.
1-я стадия психического развития
В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.
В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.
В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:
- улыбка на приятные ощущения;
- новые звуки;
- попытки контролировать движения своего тела.
С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.
К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.
К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.
К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.
Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.
К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:
Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:
- приближение мамы;
- появление перед глазами груди, бутылочки.
- Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.
- Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:
- Их появление свидетельствует о:
- зарождении познавательного отношения к предметам;
- начальном этапе появления долговременной памяти;
- развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.
В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.
2-я стадия психического развития ребенка
Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:
- усложняются двигательные реакции;
- формируются новые навыки;
- открываются новые, неизведанные горизонты.
Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:
- множество новых эмоций;
- развивает возможность общения с людьми;
- многократно увеличивает объем доступной информации.
С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.
Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.
Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости.
Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей.
Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.
Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей.
Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно.
На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).
Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:
- воспитание;
- обучение;
- влияние окружающих людей.
С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.
3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет
На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.
С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.
Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:
- сказки и рассказы;
- мультфильмы;
- детские фильмы (после 6 лет).
В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.
- Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.
- С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их
- Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:
- восприятие;
- ощущения;
- память;
- внимание.
Психическая система ребенка к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.
4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше
С 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.
Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.
На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.
К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.
4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.
“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.
Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.
Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/etapy-razvitiya/
Возрастная психология: переломные периоды в жизни ребенка, Познавательные статьи
Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых «возрастных кризисах», о которых мы вам сегодня и расскажем.
Если мы спросим у любого родителя: «Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?», то наверняка услышим в ответ: «Каждый период жизни малыша хорош по-своему».
В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки.
В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.
Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых «возрастных кризисах», о которых мы вам сегодня и расскажем.
Что такое » кризис возраста»
Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.
К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:
- во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
- появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.
Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.
Какие бывают детские «кризисы»
Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни.
Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).
Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название «кризис одного года». Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.
В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет.
В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально «я сам», малыш стремиться закрепить свое место в мире.
В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:
- упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
- негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
- обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
- строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
- бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
- деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.
Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период «кризис идентичности» или «кризис семи лет».
В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих.
Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:
- кривлянии;
- притворстве;
- капризах;
- вертлявости;
- демонстрации нарочито взрослого поведения.
Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.
Как с бороться с возрастными кризисами
Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.
К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.
А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Источник: https://fulledu.ru/articles/738_vozrastnaya-psihologiya-perelomnye-periody-v-zhizn.html
Возрастные этапы психического развития ребенка
Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».
Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.
По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.
1. Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа.
Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой.
Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы.
Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур.
До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Учимся писать грамотно при ОНР
2. Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
- постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
- освоение установленных правил;
- начало осознания собственного «Я»;
- начало формирования самооценки;
- постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
3. Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
4. Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Развитие речи после кохлеарной имплантации
5. Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы.
Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки.
Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
6. Юношеский возраст
Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.
Источник: http://karkusha.su/vozrastnyie-etapyi-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/
Возрастные этапы развития ребенка
Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.
Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.
Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:
- Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
- Младенчество – от рождения до 1 года.
- Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
- Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
- Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
- Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.
А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.
Внутриутробное развитие ребенка
Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.
Развития ребенка в младенчестве
Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.
Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды.
Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить.
Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.
С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.
С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.
К году малыш познаёт правила пользования предметами
Ранний возрастной этап развития ребенка
К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.
Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит фантазировать.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь:
- строить башню из кубиков;
- складывать простые пазлы для этого возраста;
- бить ногой по мячу;
- проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
- выполнять самые простые требования взрослых;
- складывать фразы из 5 слов;
- рисовать прямую вертикальную линию;
- рассказывать четверостишья и потешки;
- знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
- проситься в туалет;
- самостоятельно пить из чашки и есть;
- раздеваться и одеваться с помощью родителей;
- резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
- мыть и вытирать ручки.
В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.
Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.
У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.
Дошкольный возрастной этап развития у ребенка
Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения.
Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас.
Активно развивается речь и общение со сверстниками.
В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.
Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.
В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.
Ребенок этого возраста должен уметь и знать:
- геометрические фигуры;
- владеть понятиями о величине, длине, высоте;
- сравнивать предметы по форме и цвету;
- сравнивать числа;
- математические знаки и буквы;
- считать прямо и обратно;
- находить лишний предметы среди предметов одного типа;
- составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
- вести диалог и монолог.
Младший школьный возрастной этап развития ребенка
Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.
Старший школьный возрастной этап развития ребенка
Это этап перехода с детства во взрослую жизнь. Но, не смотря на своё поведения и действия, стремящиеся к похожести на взрослое, еще остаются детские манеры и поступки.
Это период полового созревания. Организм в таком возрасте «неустойчивый». Ребенок очень эмоциональный, раздражительный и упрямый. У детей этого возраста часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.
На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды.
Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.
Источник: http://razvitiedetei.info/fizicheskoe-razvitie/vozrastnye-etapy-razvitiya-rebenka.html
Сложный возраст: кризисные периоды в жизни детей
Возрастные кризисы у детей психология объясняет переходом на новую ступень в психологическом развитии. Это время, когда ребенок становится взрослее и требует чуть больше самостоятельности. Кризис одного года становится особенно неожиданным для родителей. Только что малыш лежал и радостно улыбался, а теперь капризничает, хулиганит и пытается командовать всей семьей. Не стоит думать, что это проявление дурного характера: за первый год жизни малыш проходит много этапов развития, и к году у него начинает формироваться личность со своим настроением и предпочтениями. Безусловно, это оказывает влияние на неокрепшую детскую психику, тем более что свои требования и эмоции ребенок пока может выражать только криком. Первый кризис происходит в период с 9 месяцев до полутора лет. Его легко определить: ребенок становится упрямым, требует повышенного внимания, однако может отказаться от помощи или объятий. На запрет малыш реагирует обидой, криками и слезами. Такое агрессивное поведение действительно может напугать молодых родителей. Но как ребенку не расстраиваться, если вокруг много запретов, а узнать и потрогать хочется все и сразу. Как пережить кризис одного года у ребенка? Только терпение и уважение к маленькой личности спасут ситуацию, ребенку необходимо развиваться. Не нужно окружать его запретами, лучше создать малышу безопасное пространство. Ребенок постоянно открывает шкафы — значит, вниз следует положить безопасные вещи, любит рвать книги — можно заменить их книгами с толстыми картонными листами.
Конечно, стремление ребенка к самостоятельности будет доставлять родителям неудобство, ведь гораздо проще взрослому накормить и одеть ребенка. Сам малыш будет одеваться ужасно долго, и, скорее всего, его придется потом переодевать.
Будет сам кушать — испачкается и запачкает все вокруг. Но мы ведь хотим вырастить уверенного в себе, самостоятельного человека. Можно подготовить место для кормления, посадить рядом игрушку и показать, как надо кормить и кушать самому.
Или начать одеваться пораньше, чтобы все успеть.
В этом возрасте малыш неотступно следует за мамой, поэтому к истерике может привести даже закрытая перед ним дверь в ванную комнату. Плач можно остановить, подсовывая под дверь цветные фантики или настукивая мелодии. Ребенок будет чувствовать, что мама рядом.
По той же причине не следует незаметно исчезать из дома, пока бабушка показывает малышу новую игрушку. Лучше объяснить, что мама уйдет, но обязательно вернется, и не пугать малыша в случае плача дядей милиционером или букой. Это не поможет успокоиться. Все переживания и огорчения лучше проговорить.
«Мне жаль, что тебе грустно, но маме нужно уйти». Варианты с запугиванием, криками или внезапным исчезновением — не перспективны. Родительская сила может выражаться только спокойствием и уверенностью в любой ситуации. Важно прислушиваться к малышу, учитывать его желания, пытаться понять.
В этом случае кризис пройдет безболезненно и станет для ребенка плодотворным этапом в овладении новыми знаниями и навыками.
Еще один важный возраст в жизни ребенка — три года. Кризис трех лет и его симптомы также хорошо известны всем родителям. Малыш становится неуправляемым. Он стремится все сделать наоборот, становится упрямым, своевольным, а иногда и агрессивным.
Но это прекрасный возраст новых открытий, время пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Как вести себя родителям в этот период и как помочь ребенку в кризис? Лучше не заострять внимание на плохом поведении ребенка.
Важно найти баланс, чтобы не сломить ребенка, но и не дать ему перейти грань вседозволенности. Ребенок должен понять, что истерика — не метод решения проблем. В этом возрасте малыша еще можно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
Если ситуация не критична, можно предложить малышу посмеяться над собой: «Ой, какие слезы большие капают, настоящий дождик. Можно цветочки поливать».
Однако не стоит смеяться над плачущим ребенком, это только усилит обиду. А если истерику уже не остановить, то ее нужно спокойно переждать. Оставаться спокойными — лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации. Еще неприятнее, если истерика случилась на улице. Здесь задача родителя — лишить малыша зрителей: взять его на руки и перенести в менее людное место.
«Предотвратить истерики помогают и правильно сформулированные вопросы, на которые невозможно ответить „нет“. Ребенку почти всегда можно предложить выбор: ты будешь есть кашу овсяную или гречневую, в сад пойдешь в красной футболке или в зеленой, возьмешь в собой эту маленькую машинку или того зайчика», — рассказывает детский психолог Наталья Холодова.
Избежать слез помогает и разговор с малышом на равных, не стоит отвечать на просьбу купить очередную игрушку или конфетку категоричным «нет», лучше спокойно объяснить свою позицию. Игрушку мы купим не сейчас, а когда будет зарплата, а шоколадку — в выходные и тому подобное. А можно просто разработать маршрут прогулки таким образом, чтобы на пути не попадались магазины.
В трехлетнем возрасте ребенку уже хочется быть самостоятельным, но родители не всегда готовы это принять. Однако лучше поддерживать в малыше инициативность, хвалить за интерес к чему-либо, отмечать его попытки самостоятельно одеться или почистить зубы. И слез тогда будет намного меньше.
Семь лет — очередной важный этап в развитии ребенка. Это возраст, характеризующийся подвижностью нервных процессов, особенно процессов возбуждения. Семилетки очень подвижны и подвержены частой смене настроения, переход от слез к смеху происходит в течение 10 минут.
Дошкольникам свойственны острые реакции: страх, агрессия, истерика. Как правило, все это совпадает со временем подготовки к школе или поступлением в первый класс. Споры, конфликты, игнорирование просьб, безусловно, ставят родителей в тупик, но таковы особенности кризиса семи лет.
Важно понять, что наступил еще один необходимый этап взросления, когда ребенок примеряет на себя новые роли. Формированию собственного «я» характерен этап манерничанья или кривляния, что раздражает порой даже больше, чем непослушание. Кривляние малыша выглядит естественно: дошкольник что думает, то и делает.
Младший школьник кривляется, пытаясь выглядеть взрослее. Иначе выражать желание быть взрослым он пока не умеет.
Выматывающие родителей споры — это всего лишь развитие логического и абстрактного мышления. Так дети учатся отстаивать свою точку зрения. Кризис развития ребенка 7 лет еще и показатель его психологической готовности к обучению.
К концу первого класса дети уже способны прийти к пониманию правил, запретов и требований, к осознанию своих возможностей и обязанностей. Однако понимание приходит именно через отрицание или игнорирование этих требований.
А как еще ребенок сможет понять и принять то или иное правило, если не попробует нарушить его? И родителям здесь важно не сдавать свои позиции.
В возрасте 6–8 лет происходит и развитие эмоциональной сферы. Ребенок уже способен озвучить свои переживания, связать эмоции с какой-либо конкретной ситуацией.
«В этом возрасте формируются увлечения и расположенность к определенному виду деятельности. Однако наравне с ними могут сформироваться и комплексы, если сделать что-то не получается», — рассказывает психолог Анатолий Оленев.
Еще одним новшеством кризиса 7 лет становится приобретение социальной позиции. Ребенок наконец-то пошел в школу и стал «большим», ведь именно так чаще всего объясняют детям переход из детского сада в школу. Став «взрослым», первоклассник может отказываться играть с младшим братом или сестрой, считая какое-то время, что это занятие не соответствует его новому статусу школьника.
Вопрос не менее важный — как родителям пережить кризис ребенка 7 лет? Родителям необходимо менять свой стиль общения.
К новому образу жизни малыша лучше подготовить заранее, например установить режим дня, познакомить с учительницей и зданием школы, то есть обозначить новые границы возможностей ребенка.
Да, малыш стал старше, а значит, у него появилось больше возможностей, однако ему следует объяснить, что вместе с правами приходят обязанности и ответственность, научить видеть последствия своих поступков.
В 7–8 лет дети еще любят играть, а значит, многое им можно объяснить через игру. Пусть ребенок читает книги своим игрушкам, помогает вам составлять список покупок для магазина или выбирать гель для душа. Так ребенок сможет увидеть, что его мнение значимо, а помощь важна.
Похвала в этом возрасте имеет огромное значение. Ведь кризису 7 лет, впрочем, как и всем остальным кризисам, свойственны обостренные реакции на критику. Ребенок начинает оценивать себя, сравнивать с другими или с возможным идеалом.
Лишь родители могут помочь ребенку, поддержав в нем уверенность в собственных силах.
Однако наиболее остро и родителями, и детьми переживается подростковый кризис 13 лет.
Кризис этот подступает постепенно, поэтому так важно распознать его первые признаки: у ребенка появляется тяга к общению с более старшими детьми или его общение со сверстниками становится более активным. Свое мнение они начинают считать единственно правильным.
Кризисный период можно условно разделить на три этапа. Первый этап — предкризисный, негативный, когда у ребенка рушатся стереотипы, отчего очень часто возникают конфликты в семье. Второй этап является кульминацией кризиса. Чаще всего он приходится на 13–15 лет.
Здесь может проявиться пристрастие ребенка к неформальным культурам или тяга к дурным компаниям. На третьем, посткритическом периоде у подростка происходит формирование новых отношений со сверстниками и с семьей.
У кого-то переходный возраст проходит очень бурно, со скандалами и слезами, но есть и те, кто переживает этот кризис практически безболезненно. Большую роль здесь играет и темперамент ребенка, и его уверенность в себе, и обстановка в семье в целом.
В любом случае родителям приходится проявлять максимум понимания и терпения. Споры и конфликт — не выход из положения. Важно создать дома уютный климат, место, где подростку будет спокойно.
Да, это период, когда ребенок отдаляется от родителей, и помочь остаться в дружеских отношениях помогут только любовь, терпение и чувство юмора.
Кризис любого возраста — не болезнь, а только этап взросления, психологического развития ребенка. И этот период лучше переживать вместе, решая проблемы и радуясь новым достижениям сообща.
Подростковый кризис может выражаться и в стремлении к чрезмерной зависимости от взрослых.
Противясь взрослению и страшась перемен, подросток становится несамостоятельным, возвращается к детским интересам, стремится в коллективе быть «как все» и подчиняется мнению большинства.
И здесь родителям необходимо подтолкнуть ребенка к самостоятельности, в противном случае он остановится в своем психологическом развитии.
Приучаем малыша к самостоятельностиОптимальная разница в возрасте между детьмиПереходный возраст: как найти общий язык с ребенком
Источник: https://www.jvlife.ru/articles/526-slozhnyy-vozrast-krizisnye-periody-v-zhizni-detey
Основные этапы развития ребенка
- Младен
- чество
- (2 месяца–1 год)
- В этот период зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.
К году ребёнок произносит первые слова, в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.
Потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. В этом главная функция взрослого человека. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее.
Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. В младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь.
Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.
Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д.
Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что, взрослый руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.
Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития.
Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком.
Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.
Происходит формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи.
Источник: https://infourok.ru/osnovnie-etapi-razvitiya-rebenka-1293101.html