Психологические особенности детей раннего возраста: о чем нужно знать родителям

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него.

происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств.

Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией.

Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.

) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке).

Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым.

Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира.

В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры.

Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике.

Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики.

Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь.

Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им.

Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям.

Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой — главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-rebenka-do-goda.html

Возрастные психологические особенности детей раннего возраста

Цель: повышение компетентности родителей в области возрастных особенностей детей.

Структура:

  1. Лекция с элементами дискуссии на тему «Возрастные психологические особенности детей раннего возраста».
  2. Завершение. Обратная связь.

Содержание.

1. Лекция с элементами дискуссии на тему «Возрастные психологические особенности детей раннего возраста».

«Детство – период очень быстрых и качественно своеобразных изменений. Если мы представим человека в возрасте 30 и 35 лет – они не будут очень сильно отличаться. А если мы представим ребенка возрастом 1 год и ребенка возрастом 5 лет – они будто с разных планет, настолько они отличаются.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 10 месяцев: каким навыками обладает малыш в этом возрасте

За каждый год в детстве с ребенком происходит множество изменений не только физических, но внутренних, психологических.

Для того, чтобы родители могли правильно и конструктивно построить взаимодействие с ребенком на каждом возрастном этапе, им необходимо знать и понимать, что в этот момент происходит в психике ребенка».

В формате мозгового штурма и дискуссии психолог обсуждает с родителями основные особенности, характерные для ребенка раннего возраста:

«Ведущая деятельность – предметная. Действия с предметами, которые осуществляет ребенок раннего возраста, нельзя еще назвать игрой в полном смысле этого слова.

Эти действия направлены на изучение предмета – какой он, из чего состоит, что с ним можно делать. Поэтому дети так часто разбирают, ломают игрушки – так они изучают их строение, различные возможности оперирования с ними.

И родителям важно предоставить ребенку такую возможность.

Обратите внимание, что чаще в таком возрасте дети играют одни, еще не умеют организовывать совместные игры с другими детьми, им еще не настолько интересны сверстники сами по себе.

И это абсолютно нормально, и никоим образом не характеризует ребенка как не умеющего общаться, «одиночку» и т.д. Но ребенок может взаимодействовать со сверстниками и родителями через предметы, на уровне предметов.

И родителям важно принимать участие в таких играх ребенка с предметами (вместе построить кубики и т.д.)

В процессе игр с предметами происходит еще один очень важный процесс – развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики напрямую, на уровне физиологии связано с развитием мышления и речи. Важно предоставлять ребенку возможность играть в том числе и с мелкими предметами (пуговицами, камушками, деталями конструктора, крупой), но обязательно под присмотром взрослого.

Самый значимый взрослый для ребенка – мама. До 3 лет связь ребенка с мамой остается еще очень тесной, и весь мир пока для него вращается вокруг мамы. Если ребенок все время тянется к маме, хочет к ней на ручки, чтобы она его обняла – это нормально, и не стоит отталкивать ребенка, говоря, что он уже большой.

Когда ребенок достаточно «насытится» тесной близостью, телесным контактом с мамой, он сам потихоньку начнет отходить от нее, чтобы активно взаимодействовать с миром. Если в детстве ребенок «недополучит» маминой любви (ее проявлений), ласки, телесного контакта, то это может спровоцировать различные психологические проблемы в будущем. Не бойтесь «разбаловать» ребенка проявлениями своей любви.

(Не путать с вседозволенностью. – о границах, дисциплине – занятия с родителями №31-33)

Психические процессы – внимание, память – только-только начинают развиваться. Ребенок еще не способен контролировать свое внимание, произвольно управлять памятью.

Он запоминает то, что привлекло внимание, заинтересовало; идет за интересом и зрительными впечатлениями, и не может еще произвольно сконцентрироваться на чем-либо. Ребенок реагирует лишь на то, что он непосредственно воспринимает.

Он еще не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ждут неприятности, или радоваться заранее тому, что ему в будущем подарят.

Эмоции детей, особенно в раннем возрасте, характеризуются непосредственностью. Дети реагируют на все очень интенсивно, живо, эмоционально, они еще абсолютно не способны сдерживать и контролировать эмоциональные порывы.

Поэтому дети могут очень горько плакать из-за абсолютной, на взгляд взрослого, мелочи, или сильно злиться, и даже бить других и бросать вещи из-за этой злости. Родителям важно понять, что ребенок реагирует так, не назло родителю, не потому что он капризный или невоспитанный, а потому, что он пока не может по-другому.

Не стоит обесценивать переживания ребенка (ну чего ты плачешь, это же ерунда), и тем более ругать его за выражаемые эмоции. Если ребенок поймет, что злиться и огорчаться – это плохо, то постепенно к более старшему возрасту научится подавлять и сдерживать в себе все эмоции, а во взрослой жизни мы получим абсолютного невротика.

Важно принять переживания ребенка («Я понимаю, ты расстроен/злишься..»), поддержать его в ситуации, и научить выражать эмоции в приемлемой форме (например, бить других нельзя, но можно бить подушку, если очень злишься). Ребенок научится этому не сразу, но постепенно.

Очень важно для ребенка раннего возраста развитие речи. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Родителям следует чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел и в чем принимал участие. Родители почти всегда понимают ребенка с полуслова, но важно стимулировать ребенка к тому, чтобы он все же старался говорить.

(«Я не понимаю, чего ты хочешь. Скажи словами. Скажи по-другому»)

Ребенок в раннем возрасте очень активен, он много двигается. Через движение он познает окружающий мир и свое тело. Активность ребенка говорит о том, что с ним все в порядке. Детям жизненно необходимо бегать, кричать, шуметь.

Родителям важно представлять ребенку возможность для такой активности. Для того, чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, следует обговорить заранее, где ребенок может дать волю свой энергии, а где этого делать не стоит.

Учет вышеперечисленных возрастных особенностей ребенка позволит родителю более конструктивно выстроить взаимодействие с ним, создать условия для его полноценного развития.

2. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Источник: http://doy16.edu5gor.ru/index.php/2016-01-22-09-52-44/sovety-psikhologa/56-vozrastnye-psikhologicheskie-osobennosti-detej-rannego-vozrasta

Консультация «Психологические особенности детей 1,5 — 3 лет» | Психологическое зеркало

  • Консультация для родителей и педагогов
  • «Психологические особенности детей 1,5 – 3 лет».
  • Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

  Поэтому, чтобы  предметна деятельность  носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна  быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

— к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

— к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

— к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

В этом  возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.

Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно.

Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть».

Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста  является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

  1. В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
  2. — 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
  3. — 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
  4. Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.  привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

{lang: 'ru'}

Источник: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/konsultaciya-psixologicheskie-osobennosti-detej-15-3-let.html

Родительское собрание «Психологические особенности детей раннего возраста»

  • Конспект родительского собрания для родителей дошкольников
  • «Психологические особенности детей раннего возраста»
  • Форма проведения: семинар-практикум
  • Цель собрания: определить и рассказать родителям особенности детей раннего возраста; рассмотреть особенности и организацию детских игр в раннем возрасте.
  • Задачи:
  • — снятие эмоционального напряжения участников, развитие сплоченности;
  • — побуждение взрослых к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях;
  • — развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.
  • Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, разные игрушки, мешочек с грецкими орехами, спички, разноцветный мячик, памятки для родителей.
  • Ход собрания
  • Вводная часть

Игра на сплочение «Спичка»: встаньте плечом к плечу. Сейчас я раздам вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хотя бы одна спичка, то нужно вернуться к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

  1. — Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:
  2. — Легко ли было выполнить это упражнение?
  3. — Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?
  4. — Какое настроение вызвала у вас эта игра?
  5. Упражнение «Грецкий орех»
Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет: как стать другом для своих детей

— Сейчас я из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок. Запомните свой орех, чтобы затем его найти. (В центре круга из мешочка высыпаются орехи ).

— Теперь я пройду по кругу и соберу орехи в мешочек. Перемешаю, высыплю обратно. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

  • — Ответьте на вопросы:
  • — По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты)
  • — Какой тактикой вы пользовались, чтобы потом найти свой орех?

— На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и дети – очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять.

Информационно-содержательная часть

— А сейчас давайте подробнее остановимся на психологических особенностях детей раннего возраста (презентация)

cj,hfybt PPTX / 536.48 Кб — Ранний возраст – это период от 1 года до 3 лет, является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются следующие ключевые качества:

  1. — познавательная активность,
  2. — доверие к миру,
  3. — уверенность в себе,
  4. — доброжелательное отношение к людям,
  5. — творческие возможности,
  6. — общая жизненная активность

Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

  • Именно игра позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим, помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, развивает искусство общения, дает возможность пережить массу эмоций.
  • Хороший эффект справиться с напряженной, стрессовой ситуацией дают разнообразные игры с песком и водой, которые можно проводить на улице.
  • Упражнение «Придумай игру»
  • — А сейчас мы с вами разделимся на две команды, ваша задача: придумать и провести игру.

— Таким образом, игра – основная форма детской активности. Игра приносит детям огромную радость, снимает эмоциональное напряжение. Включение в игровую деятельность совместно с взрослым способствует развитию ребенка, а также формированию у него потребностей общения.

Заключительная часть

Упражнение «Обратная связь»

— А теперь давайте подведем итог нашей встречи. Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том: — что он узнал сегодня; — было ли для него это полезно; — что он хотел бы еще узнать.

Памятки для родителей «Как общаться с детьми раннего возраста» 

gfvzmrf PDF / 321.02 Кб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/roditelskoe_sobranie_psihologicheskie_osobennosti_150850.html

Статья Психологические особенности ребенка раннего возраста

  • Психологические особенности ребенка раннего возраста
  • I-часть
  • Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест.

Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей. Поэтому очень велико значение психологии в профессии, связанной с взаимодействием с детьми и требующей уменья учитывать их психическое состояние и индивидуально-психологические особенности.

Современная психология делится на множество отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшей отраслью психологии являются детская психология, изучающая психику ребёнка.

Каждый возрастной период развития человека очень важен для последующего его развития и становления. Поэтому хочется напомнить о значимости и особенностях психологии раннего детства.

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Для раннего детства характерен быстрый темп развития организма. Быстрый темп имеет ряд особенностей. Прежде всего скачкообразность развития.

При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов.

В этот период малыш овладевает ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций , связанных с пониманием речи.

С другой- именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами( которыевзрослый обозначает словом), помогает им становить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка- 1 год, 2 года,3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год- овладение ходьбой; 2 год- формирование наглядно- действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 год- связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность (Л.С.Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития ребенка, и , наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии.

Поэтом так важно в этот период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.

Однако и критические периоды трудны для ребенка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами. В это время малыш нуждается в хорошем уходе и режиме, щадящем его нервную систему.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением функций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

В первые три года жизни отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются.

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции.

Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физический полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.

Но даже порой даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.

Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если взрослым поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление происходит быстро.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта особенность стимулирует сенсомоторные потребности.

Исследованиями доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому очень важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, необходимые при проведении режимных процессов- кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития.

Раннее формирование положительных эмоций со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками- залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает существенное влияние и на формирование познавательных способностей ребенка.

В раннем детстве интерес к окружающем миру является непроизвольными обусловлен социально.

Например, заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому очень важно в обучении, воспитании детей данного возраста особую роль играют положительные эмоции.

Например, часто еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, воспитателя, дети реагируют на его интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким настроением. В этом заключается и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

В психическом развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому . Поскольку взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.

Например, общаясь с ним, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития души и умственных способностей ребенка.

Поэтому доброжелательный тон, постоянное, ровное к нему отношение- это залог уравновешенного состояния ребенка.

II-часть

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где чаще всего с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослыми – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В таких случаях ребенок не понимает, как он должен поступить, как действовать. Так, например, одни дети ( легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие , более сильные, пытаются приспособиться , каждый раз меняя свое поведение , что является непосильной задачей. Так, взрослые часто сами и являются причиной неуравновешенного поведения. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и детском учреждении требования были одинаково посильными, согласованными между родителями, воспитателями.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Например, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение ребенка.

В период раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Рано ребенку доставляет удовольствие выполнять действия без помощи взрослого. Например, едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: « Я сам».

Необходимо эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении, насколько это возможно поддерживать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие.

Так как это одно из условий формирования умений и положительного настроения малыша.

Причиной неуравновешенного поведения детей раннего возраста часто является нарушение его деятельности.

Ребенок в этом возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида на другой , и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить игр и немедленно заняться чем то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест.

И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности, например; « Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные пирожки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?»- ребенок охотно подчиняется взрослому.

При общении и воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети различаются разным типом нервной деятельности: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр.

Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты с окружающими, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние.

Знание и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка не только помогает найти индивидуальный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности.

Особое значение в этот период имеет развитие игровой деятельности и действий с предметами. Игра ребенка сводится с различными действиями с предметами. Например; он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно.

Читайте также:  Ребенок в 3 года:как проходит его развитие и что он должен уметь

Действуя с предметами, ребенок практически знакомится с их свойствами, учится их сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретает более сложный характер.

Например, малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки- поезд, скамейку и т.п.

В игре формируется мышление , ребенок начинает использовать предметы- заменители, подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры.

Например, воспитатель в совместной игре с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает в таз воду, мылит голову кукле( кубиком трет).

Далее ребенок подражая,» наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно , стараясь не пролить воображаемую воду. Постепенно в игре детей появляются некоторые согласованные действия: дети играя, кормят друг друга,вместе строят, рассматриваю книжки.

Все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их игре проявляются эмоции: удивление, интерес, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек. Так, например, девочка купает куклу, нежно прижимает ее к себе, ласково с ней обращается, целует, улыбается ей.

У ребенка раннего возраста формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающими, сочувствие другому ребенку.

Так, например, мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя ,что тот заплакал , он подошел к нему, посмотрел в глаза и погладил его.

Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослыми по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию.

В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. Постепенно ходьба совершенствуется. Совершенствуется лазанья, бросание, движения становятся более ловкими, координированными.

Самостоятельная деятельность детей разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, ориентировочно- познавательная деятельность , наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания , выполнение практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности необходимо соблюдать общие условия:

  1. Достаточное время для деятельности: правильное проведение режимных процессов, четкое соблюдение принципа последовательности.

  2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

  3. Игрушки время от времени следует менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему их использованию. Например, если ребенок перестает играть с пирамидками, то целесообразно на некоторое время ее убрать.

  4. Для каждого вида деятельности должно быть обязательно выделено определенное место. Например, ребенок должен знать места хранения материала, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.

  5. Необходимо постоянно общаться с ребенком, при этом общение должно соответствовать уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

Основным новообразованием к концу раннего детства становится гордость ребёнка за свои «достижения». Взрослый выступает здесь в качестве знатока и ценителя детских достижений. Одобрение и похвала рождают чувство собственного достоинства, расширяют сферу самореализации и дальнейшего благополучного развития ребёнка.

Литература :

1.Истратова О. Н., Широкова Г.А., Большая книга детского психолога, Ростов – на-Дону « Феникс», 2008г

2.Мухина В. С. Детская психология, ЭКСМО- Пресс,2000г

3.Немов Р С. « Психология» Москва, « Просвещение» 1900г

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблема , — М.: Аспект Пресс,2001г

5.Урунтаева Г. А. « Дошкольная психология» Москва, 2001г

Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/statiapsikhologhichieskiieosobiennostiriebienkarannieghovozrasta

Особенности детей раннего возраста

Зуева А. Д., Егорова Т. В. Особенности детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/ (дата обращения: 31.10.2019).

Первым чудом для родителей является само рождение ребёнка. Оно превращает мужчину — в папу, женщину — в маму, раскрывая их изначально заданную сущность, связанную с продолжением жизни.

Человек пришёл в наш мир — и основная задача родителей не просто создать ему оптимальные условия для чередования сна и бодровствования, удовлетворения его потребностей в питании, движении и общении, а сформировать «базовое» доверие к миру — отношение того, что мир принимает его и заботится о нём.

Специалистов в воспитании своих детей быть не может, отцов — профессионалов и мам — профессионалок на свете нет. Воспитание своих детей — одно из самых благородных дел, ему можно отдать жизнь, но профессией оно стать не может. К тому же воспитание — это искусство, а где искусство — там талант, там сердце, интуиция, вдохновение, любовь.

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы, увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как включает черты переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству.

Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация совместных игр являются основой для обеспечения физического здоровья, психического и умственного развития детей.

Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения взрослых, учиться видеть мир их глазами».

Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства.

Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка.

Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка.

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.

В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.

Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст — начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения.

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.

Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать.

Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки.

Ещё одна из особенностей детей раннего возраста — необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни [1, с.79].

Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения — это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми.

Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды. На основе биологических потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка формируются первые ориентировочные реакции.

С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность.

Все способы практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии.

Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному — начинается социализация ребёнка [2, с. 53].

Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать материальной культурой, то есть способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения с взрослыми и сверстниками.

Ребёнку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.

) могут развиваться первые потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития ребёнка.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению.

Если тушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.

Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию в познании и отсутствии интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в общении.

Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития позже приводят к алекситимии — неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумению распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [3, с.97].

Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая — доминантная и определяющая.

В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.

Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям — всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с. ISBN 5–7695–0458–7

  2. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. ISBN 978–5-9949–0384–1

  3. Микляева Н. В. М59 Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. ISBN 978–5-9949–0573–9

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]