Развитие ребенка 9 лет: как стать другом для своих детей

В статье мы расскажем о психологии девочек: особенности развития в 6-9 лет. Вы узнаете основные психологические особенности, которые присущи девочкам в 6-9 лет в эмоциональном развитии, общении с родителями, учебой, играми и поведением. 

Мозг вашего ребенка направляет и программирует рост всего тела. Этот рост означает, что структуры мозга, участвующие в обучении, памяти, двигательном контроле и любой другой функции мозга, были созданы к 5 годам. Эти связи, называемые синапсами, являются основой всех движений, мыслей, воспоминаний и чувств человека.

Детям легко учиться и принимать новую информацию в возрасте  6-9 лет, поэтому, в этот период, следует поработать над убеждениями и картиной мира вашего ребенка. 

Особенности психологического развития в 6-9 лет у девочек

Рассмотрим по пунктам основные особенности психологического развития у девочек в возрасте 6-9 лет.

Особенности поведения девочек 6-9 лет

К этому периоду у девочки сформировалось чёткое понимание того, кто есть она и тот образ, на который она хочет быть похожа. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. 

Есть некоторые особенности поведения девочек 6-9 лет, которые характерны именно в этом возрасте:

  • низкая самооценка;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам;
  • отказ от публичных выступлений;
  • замкнутость.    

Также девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду, стараются быть похожими на маму, примеряют ее одежду и одалживают косметику. В возрасте 6-9 лет появляются первые хобби.

Если родители замечают интерес к какому-то виду спорта или занятию, стоит начать развиваться в этом направлении и помогать ребенку определиться с выбором. Возможно, в дальнейшем, хобби перерастет в профессию и принесет большие плоды. 

В этот период для родителей важно показать ребенку его сильные стороны. Это поспособствует развитию уверенности в себе и установлению связи с семьей. Девочка поймет, что родители и близкие — это надежный тыл и им можно доверять. 

Общение у девочек 6-9 лет

На этапе 6-9 лет социализация ребенка происходит полным ходом, поэтому этот возраст характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. 

У девочки уже складывается полноценное общение, часто не связанное с куклами и игрушками. Данный возраст позволяет собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. 

Детская психология утверждает, что возраст 6-9 лет проходит через этап очередного кризиса. Особенности общения у девочек 6-9 лет могут заключаться в:

  • меняется оценка своего места в социуме;
  • новая среда —  школа;
  • новые социальные связи; 
  • общественная жизнь.    

В этот период родители должны быть внимательны к эмоциональному состоянию девочки и обращать внимание на то, как она контактирует со сверстниками, есть ли у нее друзья, нет ли социальной тревожности при общении из-за страха оценки. 

Родители не должны обесценивать чувства и переживания ребенка в эти моменты. Расскажите как это было у вас, как вы нашли первых друзей, с чего начинали.

Важно дать понять ребенку, что не нужно нравится всем, его ценность не в том, что думают о нем другие, а в том, что он просто есть. Общайтесь, советуйте и учавствуйте в жизни вашего ребенка, чтобы всегда предложить правильный вектор развития событий. 

Эмоциональное развитие у девочек 6-9 лет

С одной стороны возраст 6-9 лет самый простой для родителей, а с другой — он связан с неизбежным началом формирования у ребёнка личного «Я», абсолютно независимого от мамы и папы.

Помогая вашему ребенку справиться с сепарацией сейчас, будет легче в будущем расставаться. Это особенно полезно, если у вашей девочки застенчивый, тревожный или робкий характер, так как она может быть более чувствительной к расставаниям.

Эмоциональное развитие у девочки 6-9 лет имеет такие характерные особенности:

  • Адаптация к школьной жизни, регулярным учебным нагрузкам, привык к преподавателю, уверенно чувствует себя в коллективе.
  • Девочки 6-9 лет любознательны, настроены на активную познавательную деятельность и освоили некоторые навыки саморазвития.
  • Уже определился некий «статус» ребёнка в окружающем его обществе. Наблюдается активное общественное, социальное развитие.
  • Меняются детские приоритеты, в жизни ребёнка появляются люди, чьё мнение способно перевешивать мнение родителей. Это могут быть лидеры среди сверстников, старших детей или чужих взрослых.

Отношения с родителями у девочек 6-9 лет

Поощряйте растущую независимость вашего ребенка. Калифорнийский семейный терапевт Джейн Нелсен, автор книги «Позитивная дисциплина«, считает, что задача воспитания заключается в том, чтобы найти баланс между воспитанием, защитой и контролем вашего ребенка.

Нужно дать ему возможность исследовать, экспериментировать и стать независимым, уникальным человеком. Поэтому позвольте вашему ребенку попробовать что-то новое, например, попробовать другую еду, найти нового друга или покататься на лошади, и не поддавайтесь желанию вмешаться.

Если вы скажете: «Я сделаю это», это может усилить зависимость и снизить доверие вашего ребенка.

При построении отношений родителей с дочерью 6-9 лет нужно:

  • признать для себя важность более независимых отношений вашего ребенка с другими и ослабить хватку;
  • предложить вашему ребенку пригласить своих школьных друзей домой, чтобы попытаться наладить контакты с кем-то еще, кроме семьи;
  • относиться с глубоким уважением к своему ребенку и без критики при других детях, это тоже поможет сформировать здоровую самооценку. 

Игры для девочек 6-9 лет

Одна из самых важных потребностей у девочки в период с 6-9 лет — это общение и принятие. Любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками.

  • Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться средствами коммуникации, а также взаимодействовать с другими без проявления агрессии.
  • Большое значение в развитие навыков общения отводится сюжетным играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки и получает социальный опыт.

Помимо этого, многие сюжетные игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка доброе отношение к окружающим, научат его сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке.

Формированию волевых качеств ребенка способствуют игры, в которых есть элементы соревнования. Игры для девочек 6-9 лет исходя из основных психологических особенностей:

  • спортивные игры;
  • командные игры;
  • ролевые игры;
  • сюжетные игры.

Учеба у девочек 6-9 лет

Ведущей деятельностью девочки в возрасте 6-9 лет становится учеба. Именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывала девочка лет четырех, были мимолетными и ситуативными. В возрасте 6-9 лет переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. 

  1. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерность, искусственная натянутость поведения.
  2. Особенности учебы у девочек 6-9 лет:
  • появляется новая система отношений «ребенок-учитель»;
  • обучение терпению и кооперативности с помощью опыта;
  • язык — как средство общения и мышления;
  • память ребенка 6-9 лет развивается в двух направлениях —  произвольности и осмысленности.

Тревога у девочек 6-9 лет

Детские неврозы — явление не редкое. Факторов может быть много: тип нервной системы, генетика, деструктивные убеждения родителей, черно-белое мышление семьи и так далее. Ребенок,как губка, впитывает всю атмосферу в доме и привыкает к постоянному ощущению опасности. Как результат — высокая тревога с малых лет со всеми вытекающеми. 

Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха — угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой.

  • Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
  • Что нужно делать родителям в случае выявления тревоги у девочки 6-9 лет:
  • доверительная беседа с ребенком о страхах и тревогах;
  • спокойная реакция на ответ ребенка о страхах, без критики и порицаний;
  • попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха;
  • нарисовать страх или инсценировать его в игре, прожить на воображаемом опыте.

Первая менструация у девочек 6-9 лет

Девочка в возрасте 6-9 лет может начать задавать вопросы касательно своего взросления, о том, как изменится ее фигура в будущем, откуда берутся дети. Это нормальные вопросы и естественный интерес, но бывает так, что одними вопросами только не обходится и у ребенка в возрасте 6-9 начинается менструация.  

Самые первые месячные в медицине называются менархе. В среднем они начинаются у девочки в 12-13 лет, однако нормой считается также возраст от 9 до 15 лет. Бывают случаи, когда месячные начинаются и в 7 лет. 

  1. Стоит поговорить о менструации до того момента как она началась, когда ребенок неожиданно обнаруживает кровь из половых органов, то часто думает, что умирает и боится сказать родителям. 
  2. По каким признакам можно понять, что у девочки 6-9 лет скоро начнутся месячные:
  • первые белые выделения из влагалища где-то за пол года до начала менструации;
  • увеличение груди и бедер, формирование талии;
  • появление волос в области лобка и в подмышечных впадинах;
  • плаксивость и раздражительность;
  • случаи обмороков за пару недель до первых месячных;
  • сильная потливость.
  • Теперь вы знаете психологию девочек и особенности их развития в возрасте  6-9 лет, можете воспользоваться нашими советами и помочь своему ребенку пережить сложные периоды. 
  •  Высокочувствительные дети: что делать и как помочь
  •  Почему тревожному ребенку сложнее учиться в школе
  •  Особенности психологии дошкольника: что нужно знать родителям о детях 5-7 лет

Источник: https://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-33827-psihologiya-devochek-osobennosti-razvitiya-v-6-9-let/

Как стать другом своему ребенку | 5 правил

Стать лучшим другом своему ребенку мечтает каждая мама. И это не так уж сложно.

Нужно всего лишь научиться выстраивать доверительные отношения, уважать мнение своих детей и общаться с ними как с самостоятельной личностью.

Не зря психологи утверждают, что дети, у которых хорошие и дружеские отношения с родителями, ощущают себя более счастливыми и добиваются больших успехов во взрослой жизни.

Зачастую бывает так, что дети с плохим поведением, которые часто балуются и делают все наперекор, просто обделены родительским вниманием и общением.

Ведь каждому человеку важно, чтобы его выслушивали, поддерживали и сочувствовали его переживаниям.

А дети особенно нуждаются в этом, так как они только начинают свой жизненный путь и кто как ни мама с папой смогут им помочь обрести уверенность в себе и занять свое место в таком огромном мире.

Наладив дружеские отношения с ребенком, вы всегда сможете рассчитывать на то что, он будет делиться с вами своими переживаниями, станет более послушным, и быстрей будет адаптироваться в новом коллективе и находить себе друзей среди сверстников.

Что же нужно делать, чтобы стать настоящим другом для своих детей?

  1. Поддержка.

На этапе взросления, когда дети еще не могут адекватно оценивать различные ситуации и поступки, им нужна ваша поддержка и точка зрения.  Например, если вашу дочку или сына кто-то толкнул, не надо отмахиваться словами: «Ты сам виноват» или «Ты сама виновата». Разберитесь в ситуации и объясните, что другой ребенок поступил не правильно, возможно он не знает хороших манер и не умеет себя вести. В следующий раз, вспомнив ваши слова, ребенок не будет обижаться на такие мелочи.

Если ваш малыш сам виноват в ситуации, к примеру, гуляя по парку, он случайно залез в клумбу и вытоптал цветы, не ругайте строго.  Скорее всего, он сам не понял еще, что поступил плохо и это не очень красиво выглядит в глазах окружающих.

Расскажите ему о том, как расстроятся сотрудники парка.  Ведь они каждый день стараются поддерживать красоту для нас и тратят очень много сил и времени, высаживая цветы и ухаживая за ними. Малыш запомнит это и не будет больше так делать.

Так же не стоит сильно ругать сына, если он, например, упал и громко плачет на глазах у прохожих. Он конечно будущий мужчина, но прежде всего он ребенок. Лучше поддержите его смешной историей из своего детства о ваших неудачных падениях и расскажите, что в этом нет ничего страшного.

  1. Научитесь слышать и слушать.
Читайте также:  Развитие ребёнка до рождения: описание процессов по периодам

Как ни странно, но уметь выслушивать детей и просто слышать – это два разных понятия. Вы можете часами сидеть рядом со своим чадом и слушать, что он вам говорит, но так и не понять о чем шла речь. Старайтесь интересоваться и вслушиваться в рассказ своего ребенка, задавать вопросы.

Так ребенок будет понимать, что к нему прислушиваются, им интересуются, и будет более уверенным в себе. Даже если у вас не очень много времени старайтесь выслушать своего ребенка до конца. Возможно, он хочет поделиться какой-то важной информацией с вами.

Особенно важной для него, потому что время, которое вы уделите ребенку для него очень ценно.

  1. Советуйтесь с ребенком.

Чтобы, окончательно завоевать доверие и уважение своего дитя, очень важно показать как его мнение важно для вас. Спрашивая совет даже по незначительным вопросам, вы даете ребенку уверенность в своей значимости. Он понимает, что к нему прислушиваются и считаются с его мнением. Например, посоветуйтесь, что приготовить на ужин или как бы он хотел провести ближайшие выходные.

  1. Все делайте вместе.

Что любят делать лучшие друзья? Да все что угодно, лишь бы вместе! Если вы ограничены во времени и у вас нет лишнего часа, чтобы поиграть с ребенком или придумывать развивающие занятия, просто пусть он делает, то же что и вы.

Например, идя на кухню готовить обед, возьмите его с собой. Так у вас появится дополнительное время для общения, а малыш сможет научиться чему-то новому. Даже банальный просмотр мультиков или кино вместе с родителями, для детей приносит неимоверную радость и счастье.

  1. Всегда сдерживайте обещания.

Помимо того, что вы хотите стать настоящим другом своему ребенку, не забывайте о том, что вы все-таки мама. И дабы не подрывать родительский авторитет старайтесь всегда сдерживать свое слово.

Например, обещая ребенку, что вы поедете на День Рождение в парк аттракционов сделайте все возможное, чтобы так и было. А лучше сразу не давать обещание, которое на ваш взгляд трудновыполнимо.

Ведь горечь и обида от того, что вы не сдержали обещание, даже по веской причине, запомнится ребенку очень надолго, и он перестанет доверять вашим словам.

Быть родителем и одновременно совмещать дружбу с ребенком  под силу не каждому. Как сохранить доверительные отношения и оставаться при этом строгим родителем, смотрите видео

А самое главное всегда относитесь с уважением к своим детям, проявляйте терпение, старайтесь как можно больше разговаривать с ними и обсуждать вместе различные темы. Тогда у вас появится лучший друг, настоящий помощник и любящий, заботливый ребенок в одном лице.

Источник: https://mamamozhetvse.ru/kak-stat-drugom-svoemu-rebenku-5-vazhnyx-pravil.html

10 советов, как подружиться с собственным ребёнком

Подрастая, дети перестают держаться своих родителей, с более взрослым ребёнком всё тяжелее говорить по душам — это известный факт. Но сделать так, чтобы ваш ребёнок всегда считал вас своим другом, на самом деле несложно. Тамила Казанок, изучив советы психологов и педагогов, рассказывает, как этого добиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Предоставьте ребёнку возможность приобретать опыт

Помните, что малыш не глупый, а неопытный. Скорость приобретения необходимого для жизни опыта будет зависеть от окружающей обстановки.

Если в зоне доступа ребёнка будет удобная, подходящая ему по размеру мебель, предметы для творчества и исследования, а ручки дверей и выключатели в помещениях будут расположены с учётом интересов и ребёнка, вы поразитесь, каким чувством собственного достоинства будет обладать даже совсем ещё малыш.

И это непременно скажется на ваших взаимоотношениях. Присмотритесь к системе Монтессори — даже если не воспроизводить её полностью, там можно позаимствовать там много полезного.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

Овладейте навыками активного слушания. На эту тему есть много литературы и тренингов. Существует два типа такого слушания: мужской и женский. Оба хороши, но в разных ситуациях.

В отношениях с ребёнком лучше использовать второй: погружаться в его чувства, во время разговора быть с ним на одной эмоциональной волне. Отработав и закрепив этот навык в общении с собственным ребёнком, вам можно не бояться разногласий в дальнейшем.

Вы научитесь понимать его чувства, а значит, не осуждать. Чем раньше станете внедрять этот навык, тем естественнее он приживётся. Девочке-подростку, например, странно будет услышать от матери, до этого обычно эмоционально закрытой: «Доченька, присядем, поговорим».

Но лучше поздно, чем никогда. Подробнее об этой теме можно узнать в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».

Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили

3. Создавайте общую «Копилку приятных воспоминаний»

Эта копилка станет хорошим подспорьем, чтобы успокоить, утешить или развлечь ребёнка. Стоит только приоткрыть её фразой «А помнишь, как здорово мы…» (и по возможности добавить объятий). И всё, контакт налажен, можно беседовать по душам. Копилка должна регулярно пополняться: складывайте туда все удавшиеся совместные походы, мероприятия и так далее.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

Мы с вами уже знаем, насколько велика сила воображения, подкреплённая позитивными эмоциями. Ещё Альберт Эйнштейн говорил об этом. Откройте эту тайну и своему ребёнку, и он будет вам благодарен. Мечтайте вместе с ним: какой интересной будет его жизнь, какие он сделает открытия, какие великолепные у него будут друзья. Это обязательно разбудит его творческий потенциал.

5. Развивайтесь

Не ждите момента, когда вашему ребёнку не о чем будет с вами поговорить. Предлагаете ему выучить английский — выучите и сами, не ленитесь. Ребёнок увлёкся лошадьми, полистайте и вы соответствующую энциклопедию.

Будьте в курсе новинок книжной и киноиндустрии. Пусть у вас будут свои увлечения.

Это позволит вам, кроме прочих плюсов, всегда оставаться интересным собеседником, и ваш ребёнок будет и гордиться вами, и с удовольствием проводить с вами время.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

В любых разбирательствах, в любых спорах и обвинениях со стороны оставайтесь на стороне своего ребёнка. Он должен быть уверен, что у него крепкий тыл. Это даёт неимоверную жизненную силу. А уже в беседах с глазу на глаз вы можете выражать своё мнение относительно его поступков. Поверьте, ребёнок его услышит и примет к сведению.

7. Научитесь безусловной любви

Это нелегко. Но это необходимо. Ребёнок должен быть уверен, что ваша к нему любовь не зависит ни от разбитой чашки, ни от полученной двойки, ни от разбросанных игрушек, ни от какой другой оплошности.

Только тогда он сможет открывать вам свою душу, делясь сокровенным. Выражайте свою любовь и подчёркивайте жирно-жирно. Не уподобляйтесь тому герою анекдота, который ещё в ЗАГСе сказал молодой жене, что любит её.

Мол, зачем каждый год говорить одно и то же.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

Только на собственном примере. Иначе не работает. Если вы умеете выражать благодарность, то вы легко найдёте, что сказать и своему ребёнку после вводной фразы «Я так тебе благодарен…». А ваш ребёнок не замедлит ввести эти фразы в свой лексикон.

9. Помните, что ребёнок — не ваша собственность

Конечно, ребёнок не ваша собственность, а скорее гость в вашем доме. С какими-то своими задачами. Это осознание поможет относиться к ребёнку с большим уважением, что положительно скажется на качестве вашего общения. Об этом говорили многие великие педагоги, в том числе Януш Корчак и Шалва Амонашвили.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

Как показывают многочисленные научные исследования, объятия — мощное терапевтическое средство. Они не только успокаивают, снимают боль, но даже повышают иммунитет (журнал Comprehensive Psychology, ноябрь 2012). Бесплатное и высокоэффективное средство. Проверено веками. Не забывайте подзаряжать своего ребёнка каждый день, даже взрослого.

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/573621-friendship

Как стать ребенку другом, оставаясь при этом его родителем?

Всем мамам и папам хочется, что ребенок воспринимал их не только как родителей, но и как друзей: мог делиться своими переживаниями и чувствами и откровенно говорить о том, что с ним происходит. «Я — Родитель» расскажет о том, чем отличаются и в чем сходятся родительская и дружеская роли, и каким образом их можно удачно совместить.

Родитель и друг: сходства и различия

Роли друга и родителя во многом похожи. И дружеское, и родительское отношение подразумевает взаимное уважение и доверие. Друзья всегда готовы выслушать, предложить пути решения сложившихся проблем и дать советы. Но в то же время друг не несет ответственности за наше здоровье и безопасность, поскольку эта роль априори отводится мамам и папам.

Родители никогда не предложат ребенку пуститься в рискованное приключение или впервые попробовать алкоголь на вечеринке, в отличие от друзей, которые оказываются способными на это, не осознавая возможный риск. Как же можно совместить в процессе воспитания обе роли, не бросаясь при этом в крайности и не потеряв родительский авторитет? Давайте разберемся.

Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны

Взаимное уважение — это первый ключ к тому, чтобы стать другом своему ребенку. Уважать — значит, давать ребенку право на собственное мнение.

Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов семьи — так же интересуйтесь и мнением ребенка.

Не так важно, о чем именно идет речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на праздничный ужин. Дайте ребенку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчет.

Однако одним только правом на собственное мнение взаимное уважение не ограничивается. Есть еще честность — важный атрибут искренних дружеских отношений. Когда близкие люди что-то скрывают от нас, нам становится неприятно, поэтому перед тем, как утаить что-то от своего ребенка, задумайтесь: что бы почувствовали вы, будучи на его месте?

Взаимное уважение включает в себя также уважение к интересам и праву выбора другого человека.

Вы же не перестанете общаться со своим другом, который любит рыбалку, даже если сами, находясь на природе, предпочитаете собирать грибы? Стать другом для своего ребенка можно, лишь предоставив ему право на самостоятельный выбор (безусловно, в рамках дозволенного).

Если вы хотите отдать ребенка в бокс, а он в восторге от танцев, пойдите на уступку и разрешите ему выбрать тот кружок, в который он будет ходить действительно с удовольствием, а не по принуждению.

Проводите с ребенком больше времени

Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное времяпрепровождение. Мама или папа, проводящие все вечера за компьютером и оставляющие ребенка заниматься своими делами в одиночестве, никогда не смогут стать для него настоящими друзьями, ведь дружба — это, помимо взаимного уважения, еще и время, которое друзья проводят вместе.

Речь здесь идет не только об играх, но и о других видах семейного досуга: совместных прогулках в парке, выездах за город на пикники, посещении интересных выставок и театральных представлений, прогулках на велосипедах, роликах или коньках, просмотре хороших фильмов, приготовлении праздничного ужина и многих других.

Все это способно сблизить вас и сделать ваши отношения более дружными и доверительными.

Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации

В чем еще проявляется дружба? Согласитесь, что друг для нас, взрослых, — это в первую очередь человек, который способен выслушать нас в трудную минуту, оказать поддержку, дать дельный совет.

Точно так же нужно относиться и к трудным ситуациям в жизни собственного ребенка, если вы хотите стать для него другом. Даже если его проблемы кажутся вам незначительными, не стоит от них «отмахиваться» или говорить «разбирайся сам».

Выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать, вникайте в его переживания, поддерживайте и помогайте разобраться в ситуации. Только тогда он начнет доверять вам.

Когда наши друзья выглядят расстроенными или озабоченными, мы всегда обращаем на это внимание и спрашиваем, что произошло.

Поэтому если ребенок выглядит обиженным или сердитым, интересуйтесь, что послужило причиной его недовольства, начинайте разговор сами — не ждите, когда он придет и все расскажет вам.

Так стоит поступать и когда дети чему-то сильно радуются: спрашивайте, что рассмешило ребенка или подняло ему настроение. Пусть он привыкает делиться с вами не только проблемами, но и позитивными эмоциями. Только при таких условиях возможна настоящая душевная близость.

Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нами овладевает какая-то идея и мы спешим поделиться ей со своими друзьями, ведь дружеское одобрение и поддержка делают достижение цели более реальным.

Читайте также:  Недоразвитие нижней челюсти у ребенка: лечение аномалии у специалистов и дома

Друзья дают нам силы для осуществления задуманного, благодаря им мы чувствует особое воодушевление, становимся готовыми действовать решительно, в то время как непонимание окружающих словно тормозит нас и вгоняет в ступор. Чтобы стать для своего ребенка не только родителем, но и другом, поощряйте его стремления и задумки, хвалите его разумные идеи.

Даже если желания ребенка выглядят слишком фантастически, не насмехайтесь над ним и не называйте фантазером, лучше просто поговорите с малышом и объясните, почему его задумку трудно или невозможно воплотить в жизнь.

Обосновывайте и объясняйте все запреты

Наконец, мы подошли к еще одному важному правилу. Помните о том, что вы несете ответственность за жизнь, здоровье и будущий характер своего ребенка, а значит, определенные запреты все равно имеют место быть.

Родитель-друг — это не тот человек, который разрешает своему ребенку поздно вечером возвращаться без сопровождения из гостей или позволяет «смести» с полок все игрушки в магазине. Родитель-друг — это тот, кто объяснит, почему этого делать не стоит. Ключевое слово здесь — объяснит.

Когда вы просто говорите категоричное «нет» или «нельзя», ребенок считает, что вы пытаетесь таким образом показать свой родительский авторитет или поступаете так просто «из вредности». Поэтому запреты всегда нужно обосновывать. Если вы просто одернули руку ребенка от горячей кастрюли — объясните ему, почему вы это сделали.

И так стоит поступать с каждым запретом, даже если пускаться в длительные объяснения вам вовсе не хочется. Только тогда ребенок с первых лет жизни поймет, что определенный запрет — это не ваша личная прихоть, а способ обеспечения его безопасности или результат сложившихся жизненных обстоятельств.

Соблюдая приведенные выше правила, вы сможете стать для своего ребенка не только любящими и понимающими родителями, но и настоящими, близкими друзьями, которыми он будет гордиться и которым будет доверять.

Виктория Котлярова

Кем вас видит ваш ребенок?

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-stat-rebenku-drugom-ostavayas-pri-etom-ego-roditelem/

Особенности развития в 9-10 лет

Ребенок 9—10 лет, как правило, заканчивает начальную школу. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. К этому времени у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной деятельности. Это хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых разной продолжительности. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение. Кто-то для лучшего усвоения материала должен пересказать его вслух, кому-то достаточно просто прочесть учебник и др. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. 

  • Несмотря на различия в индивидуальном стиле учебной деятельности, все дети к концу начальной школы должны уметь учиться, то есть быть способными качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Для успешного дальнейшего обучения у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие общие учебные умения: 
  • 1) слушать учителя; 
  • 2) выделять главную мысль сообщения; 
  • 3) связно пересказывать содержание текста; 
  • 4) отвечать на вопросы к тексту; 
  • 5) ставить вопросы к тексту; 
  • 6) делать содержательные выводы на основе полученной информации; 
  • 7) письменно выражать свои мысли; 
  • 8) привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами и пр.); 
  • 9) адекватно оценивать результаты собственной работы. 
  • Как видно из перечня, большинство этих умений опирается на мыслительные способности и развитую произвольность — умение управлять своими психическими процессами, эмоциями и поведением — которая является новообразованием данного возрастного периода. 

Овладеть данными умениями необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание.

В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления ребенка.

Для того чтобы понять, в какой степени ученик владеет некоторыми из основных 

приемов учебной работы, понаблюдайте, например, за тем, как он готовит пересказ.

Читает ли весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?..

При затруднениях научите ребенка работать с учебным текстом по следующей простой методике. Попросите его прочесть первый абзац. Теперь пусть ребенок подчеркнет в нем ключевые слова или предложения (главные мысли).

Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: “О ком (или о чем) говорится в этой части?” и “Что говорится (сообщается) об этом?” Затем попросите его, используя подчеркнутые выражения, составить план текста, а затем пересказать содержание с опорой на план.

Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить ученика рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр. Если ребенку сложно, помогайте ему вопросами, переформулируйте недостаточно корректно построенные высказывания, уточняя, правильно ли вы его поняли. 

К концу начальной школы наиболее интересным для ребенка становится обучение через исследование. В этом возрасте ребенка интересуют не просто новые факты, но и причины, механизмы событий. Четвероклассники любят собирать самые разные коллекции — из растений, камней, значков и т.п.

, хотя пока для ребенка важно не качество, а количество экспонатов. Предложите ученику рассказать о своей коллекции членам семьи или друзьям, найдя материал для презентации самостоятельно.

Можно совместно с ребенком изучить историю своей малой родины, жизнь знаменитых людей вашей местности, достопримечательности и др. Поощряйте детей к запоминанию как можно большего количества стихов, обогащающих их словарный запас, способствующих эстетическому развитию.

Ребенку этого возраста наверняка понравятся рассказы о приключениях, героях, детстве известных людей, захватывающие истории о сверстниках. 

В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира остается учебная деятельность.

В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. 

Даже если ученик не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, у него непременно есть склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Пожалуйста, поддерживайте у него такие склонности, указывающие на более сильные стороны его развития.

Однако не пренебрегайте тем, что у ребенка пока плохо получается. Часто от родителей можно услышать фразы «не дано», «ну, не математик он» и т.д.

Вполне возможно, что ваш ребенок действительно обладает более выраженными гуманитарными способностями, но это, как правило, не означает, что он не может усвоить школьную программу по математике. Например, многие дети испытывают затруднения в решении текстовых задач.

Прежде всего постарайтесь выяснить, где в мыслительной деятельности ребенка, направленной на решение задачи, происходит «сбой». Для этого попросите его размышлять над задачей вслух.

Для получения объективной картины важно, чтобы ребенок не боялся сделать ошибку, договоритесь, что вы искренне хотите помочь ему, и избегайте любых критических замечаний. Часто оказывается, что ребенок не способен выстроить ход решения задачи. Можно предложить ему двигаться «с конца» по следующему алгоритму: что спрашивается в задаче? — могу ли я это сразу найти? — что надо знать, чтобы это найти? и т.д.

И не спешите переходить к новому типу задач, дайте ребенку почувствовать себя уверенно в отрабатываемом материале. Сайт «Разумейкин» предложит лучшие задания для детей 9-10 лет, благодаря которым ваш ребенок научится решать упражнения разной сложности.

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется школьная мотивация, которая может быть: 

— негативной — ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов обучаемость низкая; 

— формальной — ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради того, например, чтобы пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя; 

— содержательной — ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны. 

Но жизнь ребенка, безусловно, не должна ограничиваться только школой и учебными заданиями. Посещая кружки, секции, клубы, дети погружаются в занятия, которые позволят им проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. 

К 3—4 классу формируется самооценка ребенка. Она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Если ребенок склонен себя переоценивать, обратите его внимание на неудачи и объясните, как их можно избежать.

Гораздо сложнее скорректировать заниженную самооценку, которая часто связана с особенностями семейного воспитания. Поддерживайте ребенка, чаще хвалите его за малейшие достижения и не сравнивайте с другими детьми. Только успех порождает новый успех.

А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что самоценен и любим. 

Ребенок 9—10 лет активен, любит подвижные игры, приключения, физические упражнения, обычно не очень заботится о своей внешности. Для общения детей этого возраста характерна эмоциональность, неустойчивость контактов. Ребенок, как правило, стремится дружить с теми, кого одобряют родители, учителя.

Однако постепенно дети начинают проявлять большую самостоятельность в общении, приспосабливаются к обществу вне семейного круга. При этом обычно они ищут группу ровесников того же пола, так как для девочек мальчики «слишком шумные», а для мальчиков девочки «слишком глупые».

Родители должны обеспечить ребенку возможность общения с другими детьми во время прогулок, походов в гости. В этом возрасте бурно развивается чувство юмора, ребенок с удовольствием рассказывает забавные истории, подмечает смешное в жизни. Хорошо, если он может посмеяться над собой.

Необходимо учить детей терпимости и самоконтролю: уважать права и чувства других людей; сначала думать, а потом делать; не позволять себе оскорбительные высказывания в адрес других и т.п. Выпускники начальной школы часто стремятся выглядеть бесстрашными, скрывают спрятанные в глубине души тревоги.

Родителям надо быть чуткими, внимательными к эмоциональному состоянию, внутреннему миру своего подросшего ребенка. Разговаривайте с ребенком о его проблемах, научите его формулировать конкретную суть трудностей, совместно ищите способы изменения сложившейся ситуации.

Источник: https://www.razumeykin.ru/publikatsii/osobennosti-razvitiya-v-9-10-let

Как стать хорошим другом своему ребенку-подростку или малышу

Каждый родитель, воспитывая ребенка, хочет, чтобы отношения в семье складывались хорошо. Для многих дружба с детьми является важным фактором благополучия семьи. Однако нередко родители забывают о том, что дружба требует выстраивания особых отношений, основанных на взаимоуважении, взаимопонимании, доверии и общих интересах.

В свою очередь, для ребенка дружеские отношения с родителями являются естественным желанием, ведь родители — первые и главные люди в жизни взрослеющего человека. Именно в отношениях с ними ребенок учится общаться и проявлять свои чувства.

Несмотря на взаимное желание быть друзьями, часто в детско-родительских отношениях возникают разногласия и взаимные недовольства.

Читайте также:  9 месяцев ребенку: общее развитие и что должен уметь малыш в этом возрасте

Давайте рассмотрим основные причины и факторы, вызывающие их.

Причины разногласий в отношениях между родителями и детьми

1) Разница в возрасте

Разница в возрасте влечет за собой множество сложностей: разные интересы, различный уровень интеллектуального и личностного развития, неравный опыт построения дружеских отношений.  Все эти факторы требует от родителей нового взгляда на дружбу в отношениях со своим ребенком.

  Ведь для того, чтобы преодолеть эти барьеры в общении, нужно научиться подстраиваться, понимать и разделять интересы друг друга.

Ребенок, общаясь с вами, как со взрослым другом, конечно, будет менять свое поведение, но главная ответственность на родителе — более зрелом и опытном партнере.

2) Следование привычным социальным ролям

Дружба, как особый вид взаимоотношений, требует равенства. Но внутри семьи за каждым из ее членов четко закрепляется особый стиль поведения, основанный на следовании социальной роли: ребенок, взрослый, родитель, мама, папа и т.п.

Каждая роль требует выполнения определенных функций, которые нередко мешают равенству. Например, функция родителя часто диктует необходимость контроля над ребенком, при этом родитель должен пренебрегать чувствами и желаниями ребенка.

Умение выстраивать отношения, временно выходя из привычных ролевых стереотипов поведения, — очень важное условие для возникновения дружбы.

3) Неумение выражать эмоции

К сожалению, не только дети, но и взрослые часто не умеют выразить свои эмоции правильно и своевременно. Это создает большую преграду для того, чтобы стать ближе, поскольку эмоции являются главным инструментом для взаимопонимания.

Излишняя сдержанность взрослых мешает ребенку видеть естественную реакцию родителей на происходящие в отношениях события. Так же и ребенок, которому часто говорят «не плакать, как девочка», «не капризничать» и т.п. со временем научается скрывать свои чувства.

Отсутствие искренности в результате мешает выстроить между ребенком и родителем дружеские отношения.

Несмотря на перечисленные причины, родители могут сделать все для того, чтобы нивелировать факторы, мешающие им дружить с собственными детьми. Если постараться, то можно добиться, чтобы ребенок чувствовал в родителях главную опору и поддержку, понимал, что родитель может быть для него хорошим другом, способным понять, поддержать и разделить радость и грусть.

Для этого важно соблюдать несколько правил и принципов.

Правила и принципы построения дружеских отношений с детьми

1) Взаимное доверие и искренность

Каждый взрослый знает, что основу дружеских отношений составляет доверие. Важно, чтобы вы создали в семье такие условия, при которых ребенок сможет доверить вам самое сокровенное. Это не просто, когда ребенок привык считать, что за проступок родитель может наказать или отругать.

Старайтесь видеть значимые и эмоционально окрашенные события в жизни вашего ребенка. Именно в такие моменты вы очень нужны ему как друг, а не просто родитель. Когда он переживает их, выслушайте и спокойно вместе с ним разберитесь, что он чувствует и почему.

Не давайте готовых советов, а лучше поделитесь своим опытом, расскажите истории из своего детства, связанные с подобными переживаниями. Это станет для ребенка главным ресурсом в преодолении сложностей. Почувствовав облегчение, ребенок обязательно оценит, что вы поняли его и, не осуждая, приняли его переживания.

В будущем он будет знать, что вам можно доверять.

Но не забывайте, что доверие должно быть взаимным. Несмотря на возраст, ребенок вполне может понять и выслушать вас. Окажите ему доверие со своей стороны: расскажите что-то важное и личное, поделитесь чувствами, спросите, что ваш сын или дочь думают об этом. Это позволит ему почувствовать себя значимым в вашей жизни.

Благодаря таким беседам вы будете поддерживать эмоциональную связь с ребенком и чувствовать себя друзьями.

2) Учет интересов

Мы уже упоминали, что основу дружбы во многом составляют общие интересы.

Если обратиться к наблюдениям, то для ребенка с самого раннего возраста является естественным разделять интересы родителей.

Дети стремятся участвовать в том, что делают их родители, — ходят с папами на рыбалку, помогают маме печь пирог, а папе — чинить автомобиль; с удовольствием вместе с мамой занимаются рукоделием.

А вот для родителей подобное разделение интересов ребенка может быть не таким простым. Однако это — необходимое условие для дружбы.

Старайтесь проявлять заинтересованность в важных для ребенка занятиях — играйте вместе, смотрите его любимые мультфильмы, обязательно участвуйте в его спортивной и творческой жизни.

Тогда он будет знать, что вы, как настоящий друг, всегда в курсе его дел, знаете, что он любит, а что нет; у вас всегда будут темы для разговора.

Попробуйте найти какую-то совместную деятельность, которая будет приносить удовольствие вам обоим: катайтесь на велосипедах, собирайте модели, рисуйте картины, украшайте дом самодельным декором, танцуйте.

3) Равенство

Несмотря на разный возраст и особенности семейных ролей, для поддержания дружеских отношений важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость, был с вами на равных в решении каких-то вопросов.

Это не означает, что вы теряете свой родительский авторитет и не можете принимать принципиальных решения. Но, ребенок, должен понимать, что его мнение, наравне со мнением взрослых, учитывается.

Так, его дружеские чувства не будут оскорблены несправедливой дискриминацией.

4) Взаимоуважение и принятие

Для развития дружеских отношений между детьми и родителями необходимо, чтобы они строились по принципу взаимоуважения и принятия.

Каждый имеет свои недостатки, может ошибаться и быть в чем-то непонятным другому. Принятие друг друга такими, какие есть, является главным условием дружбы.

Чувствуя себя любимым и ценным, ребенок будет испытывать к вам нежные чувства и обязательно ответит взаимностью.

Придерживаясь этих принципов в своем отношении к ребенку, вы можете рассчитывать, что ребенок будет считать вас другом. Это укрепляет родительские чувства, дает ощущение гармоничных и теплых семейных отношений.

И главное, не забывайте, что на примере дружбы с вами, ребенок учится дружить и с другими. Эти навыки обязательно пригодятся ему в жизни. Своим примером вы показываете, какими могут быть отношения между близкими людьми. Поэтому старайтесь просто радоваться друг другу, проводить больше времени вместе, открывать новое, делиться впечатлениями и чувствами.

Источник: https://fruktoviysad.ru/articles/psycho/kak-stat-drughom-svoiemu-riebienku/

как стать другом своему ребенку? | Про Деток Блог

Мой совет заключается вот в чем — лучше забудьте про это. И я вполне серьезно.

Это опасный родительский миф – желание понять и стать другом своему ребенку. Не так давно я и сама увлеклась этой темой, но вот ответ на этот вопрос меня одновременно и разочаровал и порадовал.

Только задумайтесь: если вы будете играть роль друга для своего ребенка, кто будет играть роль родителя? Место окажется вакантным, кто его займет? Если вы сейчас подумали о том, что можно совмещать эти роли: быть одновременно родителем и другом, то вам придется снять розовые очки так же, как пришлось их снять мне. Дело в том, что и самим детям не нужны такие друзья, как родители. Им нужны именно отец и мать. И ни кто иной.

Как бы вы не старались играть роль друга, по-настоящему хорошего друга из родителя никогда не выйдет. А знаете почему? Потому, что с другом всегда приято делится с позиции равного. Другу можно рассказать о своих переживаниях, о том, что гнетет, просто занудно пожаловаться на тех же детей, о ваших страхах, связанных с ролью родителя.

С другом можно обсудить щепетильные вопросы, связанные с сексуальной жизнью или наоборот поговорить о серьезных проблемах, которые возникли, и вы сейчас в замешательстве.  Перед друзьями мы обнажаем свои слабости.  С ребенком мы не можем обсудить многие вопросы.

Не в силу того, что не хотим показаться слабыми, а потому что у нашего ребенка нет еще того самого жизненного опыта, разве сын ли дочь помогут в полной мере решить взрослые проблемы?

А если ваша 16-летняя дочь оказалась замешана в неприятное дельце – например, была участником драки, когда избивали невинного человека? Или выбрала себе в бойфренды женатого мужчину? Дадите ли вы ей такой же совет, как дали бы своему другу? Будете ли вы признаваться детям, что вы на грани нервного срыва из-за финансовых проблем или семейных неурядиц со второй половиной?

Когда появляются подобные ситуации, вы сможете быть для ребенка другом, только при условии, что вы будете ему врать. Если вы начнете «взваливать» все ваши проблемы на детей, то ничего хорошего из этого не выйдет, даже если они принимают это с готовностью. Зачем им такой тяжкий груз?

 Ребенок видит во взрослом более сильную личность, чем он сам. Личность для подражания. А если вы будите рассказывать ребенку о своих проблемах, как вы думаете, какое мнение сложится у него о вас? Сможет ли он вас считать своей опорой? И в таких ситуация вы рискуете одной важной вещью – родительским авторитетом.

Потому что родитель невольно воспринимается как человек, который сможет позаботиться, и как защитник, готовый прийти на помощь, какая бы ситуация не случилась.

А если родитель все время будет обнажать свои слабости? Ведь ребенок может отделаться не только комплексами… Сможет ли он вас считать в этом случае тем самым человеком, который с успехом решает свои проблемы и к которому можно прийти за советом?

Да, позиции «родитель» и «ребенок» нельзя прировнять. Нормальная ситуация, когда ребенок ведомый, а родитель тот, кто ведет, защищает, оберегает. И родитель никогда не сможет делиться с ребенком с позиции равного. Потому, что дети смотрят на родителей снизу вверх.

Не потому что  ребенок принижен, а потому что родитель – это более взрослая, опытная, ответственная личность, у которой можно попросить совета, которая поможет выпутаться из неприятной истории и много еще чего… Недаром дети с восхищением еще в детстве могут сказать: « Мой папа самый сильный, мой папа может все!» И думаю, не нужно это чувство в них «убивать».

После этих строк может сложиться впечатление, что друзья нужны только для того, чтобы поплакаться. А как же общие интересы, хобби, приятно проведенное время? Ну а кто же мешает вам развивать все эти отношения не в формате «я ребенку друг», а в формате родительско-детских отношений.

В повседневной жизни родители и дети могут любить одно и тоже, с огромным удовольствием вместе проводить время. Но вот стремиться стать друзьями – это утопия. Отношения родителей и детей не просто могут, а должны быть «трепетными», доверительными.

И я надеюсь, что ища ответ на вопрос, озвученный в заголовке, вы осознаете, что ваши отношения могут быть даже ближе, чем с лучшими друзьями. У вас могут быть общие интересы, и вы массу времени будите уделять друг другу. Общие увлечения, отдых на море, семейные праздники..

Я очень хочу, чтобы вы со своими детьми любили друг друга больше, чем любите ваших лучших друзей. Потому что это отношения другого качества и другого порядка.

Наверное, пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы подсознательно ищем ответ на другой вопрос: как привязать к себе ребенка? Нам тяжело смириться с мыслью, что дети должны строить свою жизнь, что нужно давать им свободу, что когда то ребенок уйдет и построит свою семью…  Но, такая у них «работа». И было бы нечестным по отношению к ним, пытаться удержать их на привязи, даже если использовать в качестве этой самой привязи дружбу.

Ведь отношения родитель – ребенок – это настолько уникальная в каждом случае, и настолько чудесная вещь, которая стоит отношений не с одним десятком друзей. И не вздумайте подменять их дружбой!

P. S. На фото плохо виден копирайт… Поэтому пишу тут: благодарю Евгению Лондкевич за разрешение использовать ее фото.

Источник: http://prodetokblog.ru/pro-otnosheniya/kak-stat-drugom-svoemu-rebenku/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]