В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.
Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.
Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив.
Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера.
Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность.
Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.
В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога.
Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.
Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей.
Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа.
Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта.
Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.
Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов.
Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия.
Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.
- Наблюдение может иметь несколько видов:
- – полное и частичное;
- – включенное и выключенное.
Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов.
Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики.
Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы.
Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически.
Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.
Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому.
Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного.
Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами.
Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.
Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах.
Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп.
Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка.
Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка.
Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста.
Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей.
Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку.
Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.
Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта.
Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка.
Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.
Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек).
При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования.
Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования.
Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.
Основные термины (генерируются автоматически): метод наблюдения, ребенок, испытуемый ребенок, полное наблюдение, наблюдаемый ребенок, детская деятельность, дошкольный возраст, детский психолог, детская психология, речь ребенка.
Источник: https://moluch.ru/archive/198/48692/
Психологические особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях опасности
Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИТУАЦИЯХ ОПАСНОСТИ
- Николаева Людмила Васильевна
- аспирант ЧГУ, г. Череповец
E-mail: [email protected]
Быстро меняющиеся современные условия жизнедеятельности ведут к появлению новых ситуаций, представление о которых отсутствует в опыте безопасного поведения ребёнка.
Недостаточное внимание к воспитанию безопасного поведения детей без учета психологических особенностей представлений об опасности ведёт к формированию форм поведения, угрожающих их системе безопасности.
Среди повседневных стрессовых нагрузок у детей 4-6 лет, представляющих угрозу психологической безопасности ребенка выделяются следующие: конфликтные отношения в семье, противоречивое иди деспотическое воспитание, отсутствие контакта со сверстниками, неприятные ежедневные переживания и как следствие этого возникающие страхи и тревоги (А.И.Захаров, Л.М. Костина, Т. В. Лаврентьева, А.М.Прихожан, Э.Э Ульянова). Одной из причин возникающего стрессового состояния, по мнению Э.Э Ульяновой [2], является переживание ребенком когнитивного диссонанса между требованиями взрослых и представлениями ребенка о необходимом поведении.
По данным В.А. Родионова, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, проявляя способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков, осознают опасность, предотвращают ее с помощью взрослого или избегают её.
При этом следует подчеркнуть, что ряд авторов (Ю.М. Губачова, Б.В. Иовлева, Б.Д. Карвасарский и др.) различия в поведении связывают с таким психологическим свойством личности, как эмоциональная стабильность ребёнка. По мнению Л.
М. Костиной [1], представление тревожных детей об опасности носит характер острых аффективных переживаний, основанных на переживании страха, характер поведения — избегание любых ситуаций, которые могут угрожать его компетентности.
Таким образом, особенности представлений являются дополнительной переменной в изучении психологических особенностей поведения детей в ситуациях опасности. Различия в поведении выражаются в индивидуальной форме реагирования, в его характере и степени адаптивности (В.А. Абаков, М. Перре).
Цель нашего исследования — изучить психологические особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях опасности в зависимости от характера представлений об опасности.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего типа № 26» и МДОУ «Центр детского развития № 123» г. Череповца, в качестве испытуемых приняло участие 55 детей старшего дошкольного возраста, 55 родителей детей данного возраста и 4 воспитателя детских садов №№123, 26.
Основными методами исследования выступили: индивидуальные беседы с детьми; проективная диагностика представлений детей о поведении в ситуациях опасности (авторская методика «Ситуации опасности»); экспертная оценка личностных качеств детей, проводимая воспитателями и родителями; графический проекционный тест «Дом- дерево- человек» в интерпретации Р.Ф. Беляускайте .
- На первом этапе на основе беседы с детьми анализировался характер представлений детей об опасности, полученный в результате индивидуальной беседы (Таблица 1).
- Таблица 1
- Результаты диагностики представлений
- детей старшего дошкольного возраста об опасности, %
Характер представлений об опасности |
Примеры ответов детей |
Количество детей, % |
||
Определение опасности,источники |
Факторы опасности |
|
||
Несформированное | «Я не знаю» | «Я не знаю, приходит и все» |
«Я не знаю; Хочу есть» |
10 |
Неадекватное |
«Я сильный, всех поборю»; «Когда Змей Горыныч нападает»; «Когда не страшно» |
«Он напал, потому что я с ним не познакомился» (ситуация: на улице подошёл незнакомец) |
«Прячусь от монстра, радуюсь» |
30 |
Адекватное | «Опасно когда украли, забыли дома, кто-то обжёгся огнём, рукой поранился об нож» |
«Неосторожный человек шёл и запнулся об камень, упал»; «Камень упал в воду, искра пробежала — взрыв» |
Реакция на биологическом уровне: болит нога; Примеры эмоциональной реакции: страх, из-за того, что могут убить | 60 |
Согласно полученным результатам 10 % детей старшего дошкольного возраста в целом не знают, что такое опасность: чаще всего дети этой группы затрудняются в объяснении понятия «опасность», или оно носит поверхностный характер («опасность – когда качаются деревья, прячется солнце и т.д. », при этом выделяется несущественный признак). Представление о факторах имеет синкретичный характер, распознавание эмоциональной реакции происходит на чувственной основе (биологическая реакция). Адекватное представление отмечается у 60 % детей: в качестве источников опасности приводятся объекты рукотворного и живого мира, реже социальные источники – человек и его индивидуальные особенности; благодаря сформированной эмоциональной децентрации называется адекватная эмоциональная реакция.
На втором этапе исследования мы рассматривали особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуации опасности в зависимости от их характера представлений.
Качественно анализ осуществляется по параметрам: активность – пассивность субъекта в ситуации угрозы (активная, пассивная форма реагирования), результат разрешения опасности с точки зрения снятия эмоциональной напряженности (обострение, разрешение, игнорирование).
Таблица 2
Представления об опасности и особенности реагирования в ситуациях угрозы у детей старшего дошкольного возраста
Характер представлений | Активные формы |
Пассивные формы |
Результат | |
|
Помощь взрослого в достижении результата | |||
Адекватные |
адекватное самостоятельное разрешение; контроль за соблюдением правил поведения; развитие личностных ресурсов |
просьба о помощи в разрешении ситуации, в принятии решения; просьба наказать обидчика |
уход от источника опасности; ожидание поддержки от взрослого |
Разрешение |
Неадекватные | неадекватное самостоятельное разрешение ситуации опасности (инфантильность реакций) | жалоба; преувеличен-ность применения сил помощи | отказ выполнять действия по спасению; терпение из-за переживания страха | |
Адекватное | нападение; обвинение; сознательное нарушение правил личной, психологической безопасности |
обращение к третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать |
внутреннее переживание обиды; плачь; пассивное наблюдение за ситуацией агрессии |
Обо-стрение |
Неадекватное |
|
использование родителей с целью запугивания детей; использование родителей с целью нарушить правила поведения |
мысленное представление себя в роли бесстрашного человека | |
Адекватное | сосредоточенность на выполняемом действии вопреки запрету | переключение внимания родителей на менее опасную ситуацию. | наблюдение со стороны за опасными действиями, поведением | Игнорирование |
Неадекватное | игнорирование правил безопасности (нарушение ролевого поведения — представление себя в роли взрослого/маленького человека) | просьба родителей разрешить продолжить начатое действие | игнорирование правил безопасности (имитирование опасного действия в индивидуальной игре) |
Проведенный качественный анализ позволил нам выявить особенности поведения в ситуации опасности, характерные для каждого типа детей. Рассмотрим распределение детей по группам в зависимости от характера представлений и реакции в ситуации опасности (Таблица 3).
Таблица 3
Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам в зависимости от характера представлений и реакции в ситуации опасности, %
Характеристика представлений |
Форма реагирования |
Результат разрешения опасности с точки зрения снятия ее эмоциональной напряженности, % | Сумма, % |
||
Разрешение (Р) |
Обострение (О) |
Игнорирование (И) |
|||
Адекватное представление (Ад) |
Пассивная (П) | 3,7 | 14,8 | — | 18,5 |
Активная (А) | 27,8 | 7,4 | 1,9 | 37,1 | |
Неадекватное представление (Не) |
Пассивная (П) | 1,9 | 3,7 | 16,6 | 22,2 |
Активная (А) | 11,1 | 7,4 | 3,7 | 22,2 | |
Сумма, % |
44,5 | 33,3 | 22,2 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены выраженные типы при n ≥ 5.
Как мы видим из результатов таблицы, дети склонны в ситуациях опасности использовать активные формы реагирования (разрешать самостоятельно или с привлечением взрослого).
Но направление этой активности разное: дети с Адекватным представлением об опасности (27,8%) направляют ее на Разрешение ситуации эмоциональной напряженности путем установление очередности, договора и др.
; 11, 1 % детей с Неадекватным представлением также стремятся к ее разрешению, 7,4 % к ее Обострению (другими словами, некритично воспринимая ситуацию, сознательно нарушают правила личной и психологической безопасности).
К пассивной реакции на опасность склонны дети разного характера представлений. При этом дети с Неадекватным представлением об опасности говорят, о пассивном игнорировании ситуаций (16,6%).
В соответствии с этими особенностями можно выделить наиболее выраженные типы в группе детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем, будет интересным рассмотреть, какими психологическими особенностями обладают дети этих типов.
С целью определения взаимосвязи между личностными характеристиками детей старшего дошкольного возраста и их типическими особенностями поведения в ситуации опасности был проведен корреляционный анализ, использовался дихотомический коэффициент корреляции φ.
- Таблица 4
- Взаимосвязь психологических особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях опасности
- и их типическими особенностями
Тип | Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста (высокий уровень выраженности) | |||
враждебность | труд-ности общения | незащищенность | импульсивность | неосторожность |
Адекватное Пассивное Обострение | 0.2 | 0.18 | 0.2 | |
Адекватное Активное Разрешение |
|
|||
Неадекватное Пассивное Игнорирование | — 0.38* |
высокий уровень -0.24 |
Примечание: * — связь значима на уровне p ≤ 0.05
Как мы видим из результатов Таблицы 4 существует взаимосвязь между высоким уровнем защищенности и принадлежностью детей к типу Адекватное Активное Разрешение; взаимосвязь по фактору высокий уровень трудностей в общении и принадлежностью к типу Неадекватное Пассивное Игнорирование. Существование данных связей дает нам в целом представление о психологических особенностях поведения детей в ситуации опасности.
Дети с Адекватным Активным Разрешением ситуации опасности чувствуют себя защищенными: при использовании адекватных способов поведения (установление очередности, договоренности, обращение за помощью к взрослому в разрешении ситуации, в принятии решения) удовлетворяются их коммуникативные потребности (устранение угрозы психологической безопасности); в ситуациях личной опасности действуют в соответствии с правилами безопасного поведения.
Дети с Неадекватным Пассивным Игнорированием ситуации опасности испытывают трудности в общении: игнорирование правил социальной безопасности (переживание обиды от запрета на разговор с незнакомцем), имитация опасных действий в индивидуальной игре. В результате низкого энергетического уровня реакций, согласно исследованиям Е.Б. Шалонько [3 ], происходит уменьшение личностных проявлений в отношениях, что ведет к снижению популярности среди других детей.
В дальнейшей работе, при большей выборке испытуемых остановимся на более подробном изучении других типов детей, дополнительным параметром будет рассмотрение гендерных типических взаимосвязей
Список литературы:
1.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2003.
2.Ульянова Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4-6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ: на основе копинг-стратегий: Дис…канд. псих. наук. -Казань, 2007.
3.Шалонько Е.Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте : Дис… канд. псих. наук.- Новосибирск, 2009.
Источник: https://sibac.info/conf/psych/vi/36240
Схема наблюдения за поведением ребенка
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка Дата заполнения Заполнил: родитель, психолог, педагог
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | |
Агрессивность | физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый | |
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | |
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | |
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки | |
Как реакция на ограничение | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | |
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | |
вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | |
негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | |
вербальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | |
демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | |
Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) | Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | |
Реакция на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. | |
конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | |
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | |
Вследствие трудности переключения | Не уступает игрушек | |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться |
И эмоциональная поглощенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | |
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | |
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | |
И особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | |
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | |
нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. |
Проявляется в речи | Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | |
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | |
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | |
Стархи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | |
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, старх публичного выступления, страх остаться одному | |
тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд |
В речи | В речи | |
В движениях | В движениях | |
Во взаимоотно-шениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | |
скованность | В движениях | Двигательно скован |
В речи | Запинается в речи | |
Реакция на новизну | Реакция на новизну | |
заторможенность | В познавательной деятельности | На знает чем заняться |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | |
В речи | Говорит слишком тихо | |
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | |
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
Во взаимоотно-шениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | |
В речи | Часто использует местоимение «Я» | |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики |
На организованных занятиях | Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | |
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии |
В содержаниеи помощи ребенку | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | |
В речи | Условия выполнения задания и пр. | |
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | |
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | |
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | |
Речевая рассторможженность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса |
Темп речи | Темп речи убыстрен, речь взахлеб | |
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого | |
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции | |
Непонимание сложных словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания | |
Застреваемость | В движениях | Рисует многократно повторяющиеся элементы |
Во взаимоотно-шениях | Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу | |
В речи | Повторяет многократно одну и ту же фразу | |
На чувствах и эмоциях | Застревает на обиде | |
Трудности переключения | С трудом переключается и пр. | |
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия | |
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованносго занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/1213-sxema-nablyudeniya-za-povedeniem-rebenka
Наблюдение в детской психологии и его виды — Детская психология Библиотека русских учебников
Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях в соответствии с задачами исследования
Наблюдение — планомерное, целенаправленное восприятие пси-хинных явлений соответствии с заранее разработанной программы
В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях, фиксируя увиденное.
Использование его в детской психологии основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в ее деятельности (действия, слова, мимика и т.д.
), можно на основе ее внешних проявлений делать выводы о внутренних психических процесс и и состояниени.
Во время наблюдения исследователь не вмешивается в психические проявления, а ребенок не знает, что за ним наблюдают. При других условиях она не сможет вести себя естественно и непринужденно. Поэтому наблюдения должна осу йснюваты человек, к которому ребенок привыкла.
Не каждый даже специально зафиксировано восприятия поведения детей можно считать научным наблюдением. Для этого оно должно быть правильно построенным, иметь четко очерченную цель, связанную с дл аннямы исследования, характеризоваться систематичностью и планомерностью, соответствовать его программе.
Особенно важное значение имеет соблюдение схемы наблюдения, которую составляют после предварительного изучения предмета исследования. В ней предусматривают основные акты поведения, возможные действия, словесные реакции детей на определенные влияния.
Чем детальная схема, тем точнее результаты наблюдения, которые заносятся в протокол и подвергают математической обработкеобці.
В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: действия с предметами, высказывания, выразительные движения и др.. Однако психолога интересуют не они, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. При этом важно не только тщательно фиксировать особенности поведения ребенка, но и правильно их толковатьти.
Квалифицированные наблюдатели разграничивают материал наблюдения и его толкование, которое может быть ошибочным. Для этого лист, на котором ведется заметки, делят на две части: слева описывают внешние проя объявления поведения детей, справа — их возможные толкованияя.
- Для обеспечения точности и объективности наблюдения используют также киносъемки, аудиозаписи, фотосъемки
- Во время наблюдения исследователь должен соблюдать следующие требования:
- 1) четкой формулировки цели (определять, какие стороны поведения, деятельности, психики ребенка необходимо наблюдать);
- 2) объективности (необходимость фиксировать психические явления, процессы, исключать необоснованные толкования субъективных состояний ребенка);
- 3) систематичности, непрерывности (это позволяет получить данные, характеризующие процесс развития, а не отдельные состояния ребенка);
- 4) скрытости наблюдения от ребенка (соблюдение этого требования является важным условием объективности полученных данных)
По масштабам наблюдения бывают сплошные и выборочные, полные и частичные. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка, требуют длительного времени для их проведения. Они всегда бывают выборочными: фиксируют только важное, значимым, особенно факты, свидетельствующие ь о новые качества и возможности младенцеви.
Результатами сплошных наблюдений зачастую дневнике заметки, выступают важным источником фактов при выявлении закономерностей психического развития детей. Дневники развития детей вели немецкий и психолог. Вильям.
Штерн (1871-1938) — для разработки своих гипотез о факторах, влияющих на психическое развитие ребенка; швейцарский психолог. Жан. Пиаже (1896-1980) — при исследовании этапов розумовог о развитии детей раннего возраста (наблюдение за внуками) российская исследовательница.
Надежда. Ладыгина-Котс (1889-1963) — для сравнения особенностей развития ребенка и детенышей-животных («Ребенок шимпанзе и водить на человека в их инстинктах, играх, привычках и выразительных движениях», 1936) и др..
Дневники ведут не только специалисты-психологи, но и родители их часто используют психологи и педагогги і педагоги.
С помощью выборочных наблюдений фиксируют какую-то одну сторону поведения ребенка или его поведение в определенные отрезки времени. Таким было наблюдение английского естествоиспытателя. Чарльза. Дарвина (1809-1 1882) за выражением эмоций своего сына, результаты которого были использованы в его книге»Выражение эмоций у людей и животных»(1872uot; (1872).
. Полное наблюдения предусматривает исследование всех психических проявлений частичное наблюдения — одного из них, например речи или игры
Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей, взаимодействовать с ними и одновременно наблюдать за их развитием или находиться вне детским коллективом зависимости в от участия педагога в наблюдении различают включенное и скрытое наблюдение. Во времяс включенного наблюдения следует иметь в виду, что наблюдатель является взрослым человеком, на которую дети ориентируются в своем поведении
Иногда в детской психологии применяют скрытое наблюдение, для чего используют специальный прибор -«зеркало. Гезелла», которое имеет одностороннюю проницательность.
Его располагают между комнатой, в я которой находится ребенок, и комнатой, в которой работает исследователь есть в первой комнате на стене висит обычное зеркало, а во второй есть окно, через которое можно наблюдать за ребенком.
На современном этапе из этих семьей целью используют телевизионные установки и кинокамер і кінокамери.
Метод наблюдения незаменим для накопления фактов, однако требует много времени и усилий. Исследователь не имеет права вмешиваться в детскую деятельность, стимулировать необходимо психическое явление, он только воз же выжидать и фиксировать.
Не всегда он может выяснить причины тех или иных проявлений в психической жизни ребенка. Часто он видит то, что уже знает, оставляя неизвестно без внимания.
Существенное значение ю есть и невозможность повторно воспроизвести с достаточной точностью условия, в которых наблюдался определенный процесс, изменять условия развития психического явленийвища.
Метод наблюдения активно использовался для накопления психологических фактов на первых этапах развития детской психологии как самостоятельной науки
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/sposterezhennya_dityachiy_psihologiyi_yogo_vidi.htm
Особенности психологических наблюдений над детьми
Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.
- Он непременно базируется на двух принципах:
- пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;
- непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).
- В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде.
Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);
экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);
физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).
Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо выделить общие условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основное требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода.
Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно.
Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, частичный характер.
Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.
То есть сохраняется естественность условий деятельности. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения. Допустимо использование разнообразных технических средств для регистрации данных.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Необязательно получение предварительного согласия испытуемых Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные — это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные — это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
§ ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.
§ Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
§ Высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
При проведении диагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменения формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой развитие ребенка, межличностного общения.
Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры.
Следовательно, методики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали как наблюдения в индивидуальной предметной деятельности, так и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Её участниками могут быть не только дети, но и взрослые.
Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосознания детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и взрослым. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и возникают элементарные рефлексивные способности.
Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, заниматься тем или иным видом деятельности (учение, игра), анализировать собственное поведения в нем, давать оценки себе и окружающих людей.
Таким образом, изучая детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические и поведенческие особенности.
Это сравнительно низкий уровень сознания и самосознания; доминирование непроизвольности познавательных процессов, их низкая опосредованность речью; слабое осознание личностных качеств, неадекватная самооценка.
Из этого следует, что лучшим методом сбора информации и изучения детей — дошкольников, является наблюдение.
Источник: https://studbooks.net/1604146/psihologiya/osobennosti_psihologicheskih_nablyudeniy_detmi