Практически каждый ребенок в 2 года отличается физической активностью. Он не сидит на месте, ему очень нравится прыгать, бегать, танцевать, играть с мячиком, — одним словом все подвижные игры приходятся по душе юному исследователю.
Но не следует упускать из виду интеллектуальное развитие, которое тоже набирает обороты. Активно идет формирование логического мышления, растет словарный запас.
И на этом этапе именно от родителей зависит, насколько плодотворно будет проходить этот процесс.
Развитие речевых навыков
Словарный запас детей в возрасте 2-3 лет уже достаточно разнообразен. Двухлетние дети способны задавать вопрос: «Что это?», когда показывают на предмет пальцем. Они понимают речь взрослого, которая к ним обращена. Хорошо оперируют усвоенными ранее словами в комбинациях с новыми.
Вообще на протяжении всего дошкольного периода словарный запас малыша растет. Например, к концу второго года жизни в речи ребенка насчитывается около 200 слов, а уже спустя пол года — 400. По достижении трехлетнего возраста количество слов приближается к 1000.
- Грамматическая форма постепенно становится правильной и понятной, но иногда могут проскакивать ошибки.
Как правильно организовать занятия
Для правильного речевого развития детям в возрасте 2-3 лет можно давать специальные «речевые задания». Они могут быть простые и сложные.
Простые: Повторить определенный звук.
Сложные: « Подойди к папе и попроси его дать тебе машинку».
Такие задания вызывают у малыша необходимость задавать вопросы «где?», «куда?», «какой?».
Устройте дома кукольный театр. Реквизиты для него можно приобрести в магазине или же сделать самим. Сначала в роли кукловода выступают родители, а потом нужно поменяться местами.
Занятия для развития речи
Предложите малышу закончить фразу: « На кухне стоит белый …», «Наша кошка любит …».
Необходимо поощрять ребенка 2-3 лет активно участвовать в обсуждениях всех событий его жизни, задавать ему вопросы, что он видел на улице, во что играл. Неважно, что сначала малыш будет отвечать односложно, со временем его ответы будут приобретать развернутый характер.
Такое обсуждение способствует развитию словарного запаса, приучает делиться своими мыслями. И как результат – с такими детьми легче найти взаимопонимание в будущем.
Тренировка речевого дыхания. Для таких тренировок очень хорошо подходят мыльные пузыри, задувание пламени свечи, музыкальные инструменты, в которые надо дуть.
Занятия для детей 2-3 лет на развитие моторики
Развитие крупной и мелкой моторики тесно связано с развитием интеллектуальных способностей и развитием ребенка в целом. Существует множество игр, которыми можно занять ребенка 2-3 лет. Вот некоторые из них:
- Хождение по ступенькам. В возрасте двух-трех лет дети обычно передвигаются по ступенькам приставным шагом, держась за опору. Нужно немного усложнять задачу и учить малыша ходить по ступенькам без опоры.
- Игры с мячом. На данном возрастном этапе у детей не всегда получается хорошо ловить мяч и бросать его точно в цель. Тренировки очень помогают в развитии меткости, ловкости, укрепляют кисти рук и пальцы.
- Пальчиковые игры. Это очень действенный способ для развития мелкой моторики. Принцип очень простой: проговаривание стишков сочетаются с различными движениями пальчиков (загибание, разгибание, легкое трение).
- Лепка, рисование, аппликации.
- Расстегивание-застегивание пуговиц, молний.
- Игры со шнуровкой. Это может быть простое шнурование ботинок или же специальные игры, в которых нужно продевать шнурок сквозь дырочки.
- Переливание воды через воронку.
- Игры с крупами.
- Игры с прищепками.
- Собирание воды губкой, выжимание губки.
- Игры с мелкими бусинками. Нужно научить ребенка , как надо собирать бусинки пинцетом.
- Игры с разнообразными сортерами, вкладышами, пирамидками.
Развитие логико-математического мышления у детей 2-3 лет
Выполнение простых математических и логических упражнений и заданий, приводит к формированию логического мышления. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем легче он будет усваивать необходимые понятия.
Что должен уметь ребенок 2-3 лет:
- Умения ориентироваться в суточном времени. К трем годам у ребенка уже должны быть сформированы понятия «утро», «вечер», «день», «ночь», «сегодня», «завтра», вчера». Перед тем, как малыш уснет, можно поговорить с ним о том, что он делал утром, что планирует сделать завтра.
- Умения ориентироваться в пространстве. Можно поиграть с ребенком в такую игру: попросите его найти предмет или игрушку, которую спрятали, при этом используя подсказки: «Под столом», «За креслом». Так же полезно рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы; «Что находится под кроватью?», «Где сидит зайчик?» и т.д. Так же необходимо учить таким понятиям, как «лево», право», «ниже», « выше».
- Знания навыков счета. Для начала необходимо усвоить простой счет, например, считать ступеньки, пальчики.
- Умения собирать целое из частей. Для тренировки этих навыков очень хорошо подходят пазлы или картинки, разрезанные на несколько частей. По – началу частей должно быть немного. А постепенно можно усложнять задачу, используя пазлы с большим набором деталей.
- Умения сортировать. Для развития этих умений можно взять пуговицы, отличающиеся по размеру, цвету, форме. И затем предложить малышу сложить в одну кучку только красные пуговицы, в другую – только овальные, в третью – только маленькие.
- Умения разбираться в понятиях «мало-много».
- Умение сопоставлять. Сейчас очень много игр на такие темы: «Где чей домик?», «Кто что ест?», «Где чей малыш?».
Занятия для развития внимания у детей 2-3 лет
Внимание у детей в 2-3 года развито недостаточно хорошо. И для дальнейшего успешного развития и обучения его нужно тренировать. Для развития концентрации, умения подмечать мелочи и детали, подойдут следующие упражнения:
- Строительство башни или домика по нарисованному образцу.
- Подмечать на улице или дома предметы с каким-то одним признаком. Например, только мягкие, только зеленые. Подсказывать малышу не следует, он справится с задачей самостоятельно.
- Поиск какого-то определенного предмета. В такую игру можно играть дома, на улице. Необходимо предложить ребенку найти, например, серую машину на стоянке, или птичку на ветке. Такая игра способствует развитию концентрации внимания.
Занятия по изучению свойства предметов
Люди на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными предметами. И зная их свойства, легко определиться с их применением. Чтобы ребенку изучить свойства предметов, нужно их запомнить.
Одновременно со знакомством со свойствами предметов, развивается абстрактное мышление, осязание и обоняние, малыш учится сопоставлению.
Ребенок усваивает определения предметов ( широкий — узкий, короткий — длинный, низкий – высокий) ; развивается осязание (гладкий — шершавый, холодный – горячий, мягкий – твердый); совершенствуется обоняние ( нахождения различий в запахах, вкусах различных продуктов).
Занятия для развития интеллекта детей 2-3 лет
Ребенок в два – три года проявляет интерес практически ко всему, начинается эра вопросов обо всем на свете.
Если раньше малыш открывал для себя мир через свойства предметов, и у него преобладало наглядно – действенное мышление, то сейчас кроха пытается мыслить образно, и начинает появляться наглядно – образное мышление.
Здесь очень важно поддержать юного исследователя, объяснить непонятное и сделать так, чтоб интерес ко всему новому не угас.
Огромную роль в становлении интеллекта играет знакомство ребенка с миром искусства:
- Больше рисуйте вместе, слушайте классическую музыку, ходите в театры, музеи, на различные выставки.
- Так же очень важно знакомить малыша с окружающим миром. Маленькому человеку интересно будет слушать про животных, птиц, насекомых, особенностях их поведения. Детей всегда привлекают метеорологические явления, такие как дождь, снег, иней, радуга.
- В игровой форме можно знакомить деток с такими темами как: транспорт, больница, магазин, семья, морской мир, город, профессии, строение тела человека, домашняя техника, мебель.
А чтобы занятия носили не стихийный характер, а систематический, можно составить план, где указать, какую тему будете изучать с ребенком.
Видео «занятие с ребенком 2-3 лет дома»
Источник: https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detey-2-3-let
Занятия по Монтессори своими руками для ребёнка 2 лет
В 2 года начинается медленная подготовка руки малыша к письму. Это не означает, что он освоит письмо в столь раннем возрасте, процесс займёт долгое время. Но двухлетнему уже можно предлагать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Например, занятие с прищепками, которое легко провести дома. Понадобятся небольшая аккуратная коробка и несколько прищепок. Покажите, как брать прищепку тремя пальцами правой руки, открывать её и закрывать на бортике коробки. После все прищепки убирают в коробку и ставят на полку.
- Как только упражнение перестанет вызывать трудности, перенесите навык на практическую работу: давайте ребёнку развешивать платочки или детские вещи после стирки.
- Узнать, как одевание делает ребёнка самостоятельным.
На 2 года приходится пик сензитивного периода интереса к мелким предметам. Используйте этот интерес в сенсорных играх.
Наполните таз песком или крупой, приятной на ощупь — пшеном или чечевицей, — дополните мелкими игрушками или природными материалами. Пусть кроха закапывает предметы в крупу и ищет. После можно дополнять пособие сосудами и ложками для пересыпаний и другими деталями, создавая сенсорные коробочки.
Читать по теме: Сенсорные и волшебные коробочки для детей до 6 лет
В 1,5–2 года дети открывают для себя идею, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым упражнением многих малышей. На сортировках вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвета, размеры, формы.
Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Для первых сортировок подходит деление фасоли на красную и белую или разделение камней и ракушек. После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам.
Читать по теме: Сортировки для малышей от 2 до 4 лет
- Перекладывание ложкой, щипцами.
Для развития моторики предлагайте двухлетнему следующие упражнения: перекладывания ложкой или щипцами, просеивание через сито, вылавливание ложкой предметов из воды.
Подходят и любые другие игры в этом роде, которые просто организовать дома из подручных материалов.
Примите во внимание, что перекладываемые предметы должны быть одинаковыми и их должно быть такое количество, чтобы работу можно было закончить и повторить по желанию.
Читать по теме: Как сделать дома сенсорные материалы или чем их заменить
Ещё одно Монтессори-пособие своими руками, которое часто используется и в группах, — выкалывание. Возьмите плотную картонку или другой материал подобной твёрдости, положите на неё лист бумаги. На листе нарисуйте точками контур геометрической фигуры и дайте ребёнку. Пусть он выкалывает ручкой без чернил каждую точку.
В Монтессори-группах это упражнение предлагают с 1,5–2 лет. Подготовьте тонкие полосы бумаги с начерченными поперёк линиями. По этим линиям малыш и будет резать бумагу на кусочки.
Небольшие квадраты, полученные после резки, можно приклеить на лист бумаги, сделав аппликацию.
Читать по теме: Рукоделие для детей в Монтессори-среде
- Готовка и занятия на кухне.
Двухлетние дети обожают готовить. Предлагайте смешивать ингредиенты для салата или пирога, чистить яйца и варёную картошку, делать печенья при помощи формочек, резать мягкие овощи.
Нож для резки не должен быть слишком острым, но должен реально резать.
Начните работу с банана. Покажите, как отрезать кусочек и сразу отложить его на тарелку. Обычно дети работают очень аккуратно, так что порезов не случается.
В 2 года у детей просыпается невероятный интерес к домашней работе. Поэтому показывайте детям, как мыть небольшой тряпочкой рабочие поверхности и вытирать со стола, вытирать пол тряпкой или специальной детской шваброй, мыть овощи и фрукты, посуду. Помните, что важен процесс, а не результат. Поэтому ни в коем случае не критикуйте плохо сделанную работу.
- Развитие речи: сопоставление предмета с изображением.
Дети до 1,5–2 лет расширяют словарный запас с помощью речевых коробок. В них собрано несколько предметов, объединённых определённой темой. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.
По мере развития речи от фигурок переходят к работе по карточкам. Для этого малышу надо объяснить, что с карточками работают так же, как с фигурками, и карточки и фигурки могут обозначать одинаковые понятия.
Сделайте набор карточек к уже имеющемуся у вас набору фигурок. Предложите сопоставить фигурки с карточками.
Если такое сопоставление удаётся легко, переходите на карточки, с помощью которых можно ввести больше понятий.
Читать по теме: Знакомимся с Монтессори-материалами: классификационные карточки
В плане творческого развития ребёнку важно предоставить разнообразие материалов: разные виды красок, карандаши, фломастеры, губки, ватные палочки, собственные пальцы. Ищите не варианты поделок или шаблоны, а новые техники. Предлагайте рисовать на природных материалах: камнях, раковинах, шишках; лепить из пластилина, солёного теста, глины.
Идеи занятий с малышами до 2 лет смотрите в нашей статье «Монтессори-материалы своими руками для детей 1 года».
Добавить в избранное Распечатать
Источник: https://mchildren.ru/zanyatiya-i-igry-po-montessori-svoimi-rukami-dlya-rebyonka-2-let/
Как развивать сенсорные способности ребенка в игровой форме
Английский для детей → От года до трех лет →
Став взрослыми, мы даже не задумываемся, что воспринимаемый нами мир – это всего лишь наше собственное отражение мира реального. Красный воздушный шарик в небе, горячий песок на пляже, аромат свежеиспеченного хлеба — все это образы того мира, который нам тщательно помогает построить наша сенсорная система, которая опирается на зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой каналы.
А для маленького ребенка собственно процесс познания начинается именно с первого восприятия разных предметов и явлений. Поэтому сенсорное развитие детей имеет такое значение и для общего их психического развития, и для построения их собственной картины мира.
Сенсорное развитие детей до трех лет можно условно разделить на такие этапы:
- в первый год жизни ребенок знакомится с цветом, формой предметов, положением их в пространстве, со звуками, запахами, поэтому в это время ему предлагают следить за различными движущимися игрушками типа мобиля, а также хватать, рассматривать всевозможные шелестящие, шуршащие, звенящие игрушки различных форм и текстур (подойдут даже простые погремушки);
- со второго года жизни малыш начинает самостоятельно ходить, и это открывает ему широкий простор для того, чтобы манипулировать предметами, поэтому любимыми игрушками в это время становятся всевозможные пирамидки, кубики, сортеры, вкладыши, а также лопатки и формочки для игры в песке – разных цветов, форм и размеров, эти предметы помогают ребенку развивать зрение и осязание;
- на третьем году жизни дети самостоятельно могут выделять и сортировать предметы по цвету, форме, размеру, запаху или вкусу, играть с предметами, воспроизводя действия из жизни (кормим игрушечную лошадку, укладываем куклу спать) поэтому можно предлагать им для игр кукольные наборы мебели, посуды, а также активно привлекать малышей для сортировки различных овощей, фруктов, круп на кухне.
Для того чтобы развивать сенсорные способности ребенка 2-3 лет, существует множество различных игр и упражнений, куда входят игры с крупами, фасолью, крупными пуговицами.
Внимание!
Игры с крупами, пуговицами и другими мелкими предметами должны проходить только в присутствии взрослого.
Хорошей альтернативой таким играм может стать перебирание так называемых слингобус или бус, на которые нанизаны крупные макароны или пуговицы, которые не позволяют малышу потащить отдельные из этих мелких предметов в рот и проглотить их.
Иногда можно встретить советы погружать пальчики малыша в еду вроде манной каши или супа-пюре для сенсорного развития ребенка.
Однако, если родители все-таки являются сторонниками того, что для еды у ребенка существует ложка, и не горят желанием отмывать кухню каждый раз после очередного занятия, предлагаем 5 простых игр, которые помогут малышу 2-3 лет знакомиться с окружающей действительностью и при этом еще и изучать английский язык.
Игры с кубиками
Да-да, обычные деревянные кубики, которые наверняка были приобретены родителями или заботливыми родственниками еще к выписке новорожденного из роддома, пригодятся для сенсорного развития ребенка в возрасте 2х лет.
Деревянная поверхность кубиков слегка неровная, шероховатая, они гораздо приятнее на ощупь, чем пластмассовые.
Кроме того, сегодня производители предлагают кубики самых разных цветов и оттенков, а значит, они отлично подойдут для развития и тактильного, и зрительного восприятия ребенка.
Из них можно строить башенки и замки и тем самым развивать пространственное мышление. Также их можно раскладывать друг за другом или ставить на карточки соответственно цвету и знакомить малыша с английскими названиями цветов. Попросите ребенка повторять цвет на английском языке, а потом ставить кубик на нужную карточку.
Игры с пальчиковыми красками
В отличие от манной каши, которая может разлетаться по кухне в различных направлениях, игры с пальчиковыми красками – процесс гораздо более контролируемый:
- сначала родители будут аккуратно показывать малышу, куда можно ставить разноцветные точки маленькими пальчиками (и для этих целей положат перед ним альбомный лист или даже лист ватмана);
- и только потом постепенно кроха будет создавать свои собственные картины.
Погружая пальчики в краску, ребенок развивает свои тактильные навыки, а также учится контролировать, какое количество краски необходимо набрать для следующего мазка. При этом он сразу видит результат своей работы, что благоприятно сказывается и на развитии образного мышления малыша в целом.
Вот такие осенние листочки могут получиться у ребенка, который уже рисует пальчиковыми красками самостоятельно.
«Вяжем» из шерстяных ниток
Шерстяные нитки плотные и шероховатые на ощупь, они хорошо подходят для развития осязания малыша. Двухлетка может учиться обвязывать шерстяной ниткой картонные полосочки, чтобы в итоге получилась маленькая паутинка.
Сначала вырежьте и соедините картонные палочки между собой. Затем сделайте надрезы на них, чтобы было удобнее наматывать на них нить. Попросите ребенка обвязывать середину так, чтобы получалась паутинка. Если нужно, помогайте направлять его руку.
Строим дорожку из морских камешков
- Для этой игры придется специально запастись камешками различного размера с морского побережья: они гладкие, поэтому приятные на ощупь, а разные их размеры помогают развивать тактильные навыки крохи и вместе с этим его мелкую моторику.
- Дальше предложите малышу построить дорожку из камешков разного размера от одной игрушки к другой.
На заметку
Например, можно взять игрушечную корову (тигра, лошадь) большего и меньшего размера и попросить кроху соединить маму и малыша дорожкой. Предложите ребенку повторить названия животных на английском языке: cow (корова), tiger (тигр), horse (лошадь).
Если в доме не нашлось именно морских камешков, не беда, их вполне могут заменить крупные пуговицы или крупная фасоль.
Ожерелье из макаронин
Для самого ожерелья понадобятся:
- шерстяные нитки;
- макароны;
- крупные бусины или пуговицы (по желанию).
Сначала покрасим макароны в разные цвета. Сделать это можно с помощью пищевого красителя, разведенного в воде. Погружаем туда макароны буквально на пару минут, чтобы не размокли, и подсушиваем их. Все, макароны готовы к использованию.
- Сами по себе шерстяные нитки довольно тонкие, поэтому их дополнительно можно связать крючком в цепочку.
Теперь попросим малыша взять в одну руку макаронину, а другой вытягивать кончик нитки (родители могут помочь вставить нитку в макаронину). После каждого нанизанного предмета завяжите узелок, чтобы тот случайно не соскочил с нитки.
- Вот такие бусы можно просто перебирать, надевать их на куклу или на игрушечное животное.
- Во время игр с такими бусами ребенок развивает зрительные (когда подбирает макаронины различных цветов) и тактильные способности (когда трогает предметы разных форм и текстур: макароны, пуговицы, шерстяные нитки).
Кроме этих игр, придумывайте сами игры-загадки из подручных предметов: фасоли, круп, овощей, фруктов. Например, предлагайте ребенку находить в крупе более крупные предметы или попросите малыша закрыть глаза и определить по запаху или на вкус тот или иной продукт.
Развивая сенсорные способности ребенка, вы помогаете ему познавать мир во всем его многообразии и вместе с тем развивать его логическое и образное мышление.
Сенсорное воспитание детей: полезные идеи
Источник: https://englishlittle.ru/razvitie-rebenka/ot-goda-do-trex-let/sensornoe-razvitie-malyshej.html
Сенсорное развитие детей 2-3 лет — «Charmani» – женский журнал о моде, красоте, здоровом образе жизни, уходе за собой, детях. Присоединяйся!
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.
Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.
Игровые методики развития сенсорного развития детей 2-3 лет
В 2-3 года позвольте ребенку самостоятельно дополнить пазл
При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.
В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:
- Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
- Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
- Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.
Занятия с ребенком помогут вам развить в нем внимательность, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, артистизм и концентрацию.
Развитие творческих способностей детей 2-3 лет
Для развития сенсорного развития детей 2-3 лет используйте различные игрушки: бусы, пирамиды, пазлы
Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.
Детки-дошколята очень восприимчивы и впечатлительны. Их нужно знакомить с произведениями художественной литературы — читать им сказки, учить повторять фразы и заучивать небольшие стишки.
Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.
Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет
-
Позвольте малышу 2-3 лет самому выбирать игрушку, не настаивая, но направляя ребенка
Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним - Делайте с ним задания в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
- Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
- Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
- Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
- Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
- Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
- Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.
Показатели сенсорного развития детей
К 2,6 ребенок вполне может различать формы и цвета
2 года – 2 года 6 мес
- Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
- Может подобрать предметы разной формы;
- Правильно называет несколько цветов;
- Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
- Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
- Ставит кубики друг на дружку;
- Умеет собирать пирамидку.
2 года 7 мес. – 3 года
-
К трем годам ребенку можно позволить пересыпать крупы, муку.
Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов; - Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;
- Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
- Знает и называет геометрические фигуры;
- При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цветЮ размер и форму:
- Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
- Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
- Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
- Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;
- Собирает башенки по образцу.
Источник: https://charmani.ru/beremennost/deti/vospitanie-malysha/sensornoe-razvitie-detej-2-3-let.html
Конспект занятия для детей 2-3 лет по развитию сенсорных эталонов «В гости к зайчику пойдем»
Целевой ориентир: способствовать формированию у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в заданном пространстве, умение находить предметы по заданным свойствам, активную речь, мелкую моторику, развивать мыслительные операции; учить детей использовать в соей деятельности элементы моделирования; закрепить умение детей правильно определять и называть сенсорные эталоны (цвет, форма, величины); воспитывать бережное отношение к пособиям, умение выполнять совместно задания.
Оборудование: геометрические фигуры, пирамидки, игрушка зайчика, плоскостные модели.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку. В зале дерево с осенними листиками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в осеннем лесу, какие разноцветные листики, ветерок подует и листики тихонько полетят с деревьев т упадут на землю пестрым ковром. Покажите, мне как падают листики.
Упр. 1 «Листопад»
Листопад, листопад. Листья желтые летят. Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад. ( Я.Акима — детский писатель)
- (поднять руки — веточки вверх, постепенно опуская, делая круговые , плавные движения кистями рук — падают листики).
- Воспитатель: Посмотрите под деревом лежит мешочек.
- На мешочке изображен зайка.
- Упр. 2 «Чудесный мешочек»
- Предложить детям определить какой формы лежит предмет в мешочке.
- Дети: Круглый (шарик; как мячик).
- Воспитатель: Ребята, а кто нарисован на мешочке?
Дети: Зайчик. Воспитатель: Значит Зайка забыл мешочек. А какой овощ круглой формы любит Зайка?
Дети: Капусту.
Воспитатель вынимает из мешочка капусту. Уточняет вместе с детьми форму, цвет капусты (круглая, зеленая).
Воспитатель: Давайте отнесем капусту зайчику в лес.
Найдите дорожку из желтых кругов, мы по ней пойдем к зайчику. Дети находят дорожку, объясняют свой выбор (желтые круги, как листики на деревьях, как солнышко и т. д.)
Дети под музыку идут по дорожке, подходят к столу.
Воспитатель: Я знаю, Вы любите играть. Давайте соберем пирамидки. Предложить детям собрать пирамидку (кольца от нескольких пирамидок лежат в корзиночке. Один ребенок собирает желтую пирамидку, другой разноцветную. Дети должны проговаривать цвета.
Лучше взять пирамидки нескольких видом. В конце задания педагог хвалит детей за правильно выполненное задание.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ещё одна дорожка. Какого она цвета, какой формы камушки?
Дети: Зеленая, квадратики.
Воспитатель: Предлагает детям по ней идти. Дети идут.
Подходят к столу, садятся. На столе волшебная корзиночка закрытая платочком.
Воспитатель: Открывает коробочку, в ней лежат геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги). Предлагает им рассмотреть и назвать форму и цвет.
Дети: Зеленый треугольник, красный квадрат, синий квадрат.
Педагог предлагает собрать: елочки, домик, машинку по схеме. (схема цветная, у детей линейная модель. Дети в работе используют метод наложения).
При выполнении работы, дети называют какие они используют геометрические фигуры, каких цветов.
Воспитатель: Дети, у нас есть ещё одна дорожка. Кто мне подскажет, какого она цвета? Дети: Красная, треугольники.
Дети идут по ней. Подходят к домику. Выходит Зайка.
- Зайка: Здравствуйте, ребятки.
- Дети: Здравствуй, Зайчик.
- Воспитатель: мы нашли твою капусту и принесли её тебе.
Зайка: Спасибо. За это я с вами поиграю. У меня в корзиночке лежат разноцветные фигурки, но я их все перепутал. Нужно их разобрать.
Дидактическая игра «Найди пару».
Предложить детям разобрать геометрические фигуры по цвету и форме, опираясь на сенсорный ориентир. Дети выполняют работу и объясняют свой выбор.
Зайчик: Молодцы, справились Вы с моим задание. За это я Вас угощу сладкой, хрустящей морковкой.
- Угощает детей морковкой.
- Дети: Спасибо, Зайчик.
- Воспитатель: А теперь нам пора домой возвращаться.
- Дети идут по дорожкам домой (красная, зеленая, желтая).
- Название: Конспект занятия для детей 2-3 лет по развитию сенсорных эталонов «В гости к зайчику пойдем» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , игровые занятия Гомзина Елена Антоновна Должность: воспитатель Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный Дом ребенка № 1»
Месторасположение: г. Ярославль, Ул. Моховая, 14
Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-dlya-detej-2-3-let/
Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов
- Соловьёва Елена Юрьевна, педагог-психолог
В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что у детей умственной отсталости значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики.
Проблема сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития занимает большое место в детской педагогике и психологии. Это естественно, поскольку известно, что у детей недостаточно развита предметно-практическая деятельность. Наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками.
Познание осуществляется, как правило, в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познавательными объектами.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), т.е.
всю сложную систему работы анализаторов – от физиологического приема внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом.
Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действия с этими предметами.
Обучая детей общественным способом обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительного повысить уровень их зрительного восприятия.
Осязание в операциях ручной деятельности играет роль ближайшего регулятора, который обеспечивает непрерывность контроля над трудовыми действиями. Оно отражает форму, плотность, шероховатость, температуру и другие признаки, а также свойства и качества объектов.
В связи с этим осязание – необходимый компонент человеческой деятельности. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая и мышечно-суставная.
Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важных источников знаний о пространстве и механических свойствах предметов.
Глубокое сенсорное недоразвитие этих детей, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения у них мелкой ручной моторики, координации движений, требует проведения с этими детьми большой специальной коррекционной работы. Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук. Это и вызвало необходимость создания программы: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:
- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
- формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
- развитие глазомера, координации глаз и рук;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;
- обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку; поверхностей; сопряженным движениям рук на плоскости (вверх – вниз, влево – вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию педагога.
- формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания.)
- развитие навыков самообслуживания
Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при ощупывании двумя руками, подчиняется концентрическому принципу: вначале предмет обследуется в целом, затем, детали и, наконец, вновь осязательно воспринимается, обогащенный деталями объект в целом. Выявлено три основных фазы обследования:
- Ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле;
- Первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета;
- Повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.
Программа: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья» построена на основе многочисленных исследований и наблюдений: Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой,, Е.М.
Струниной, работы, которых показали важность создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов.
В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного осязания на каждом этапе обучения.
Цели программы: развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности;формирование пространственных представлений и ориентировок; развитие умений инавыков ручной деятельности, которые реализуются в нескольких задачах:
1. Развитие познавательной деятельности; 2. Развитие сенсорных процессов; 3. Развитие глазомера и координации (глаз – рука); 4. Освоение мелких движений; 5. Укрепление кистей рук и пальцев.
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль.
Применяются следующие методы:
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности; 2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:
- а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов (наглядные); б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
- в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).
3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Приемы:
Источник: http://sensint.ru/articles/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-psihomotoriki-i-sensornyh-processov
Сенсорное развитие
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
- Рекомендую несколько упражнений для примера выполнения:
- «Фигурки»
- Восприятие: визуальное, 2-3 года
- Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
- Учебная цель: обучение визуальной способности различать и изучение сочетания
- Задание: найти эквивалент пары простых фигур
- Материал: бумага, кисточка для рисования или фломастеры
Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы ребеночек мог охватить их одним взглядом. Дайте ему в руку 1 фигурку и спросите: «Где другая?». Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их.
Если фигуры неодинаковые, говорите: «Нет, не подходит!» — и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: «Да, это подходит!» — и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы малыш точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки.
Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.
- «Коробка с формами»
- Восприятие: визуальное, 2-3 года
- Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
- Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года
- Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года
- Учебная цель: систематически сравнивать и соотносить формы; улучшение координации глаз, рук
- Задание: сложить 3 разных по форме предмета в обычную коробку с формами
- Материал: коробка, 3 предмета, разных по форме и величине (например, большая деревянная бусина, 2 разных кубика)
- Изготовьте обычную коробку с формами, перенося на крышку коробки контурные линии 3 предметов и вырезая их (можно использовать обувную коробку)
Обратите внимание на то, чтобы 3 предмета можно было легко просунуть в отверстия. Покажите ребенку, как берут предмет, сравнивают с каждым из отверстий, пока не найдено верное, и затем опускают через отверстие в коробку. Затем дайте ему второй предмет.
Если он еще не понимает, что он должен делать, то направьте его руку соответствующим способом. Направьте его руку к одному из отверстий так, чтобы можно было сравнить. Если предмет не проходит через отверстие, то скажите «нет» и перейдите к следующему отверстию.
Если Вы попали в правильное отверстие, то скажите «да» и помогите ему его протолкнуть.
Повторите процесс, пока он не сможет протолкнуть в коробку все предметы без помощи. Если это коробка с формами для него слишком простая, изготовьте более сложную для большего числа предметов, различных по величине и форме.
Уважаемые родители, пробуйте, занимайтесь со своими малышами и результат не заставит себя ждать. Желаю вам вдохновения и творчества.
- С уважением, Краковская Ольга
- Педагог-психолог, ведущий специалист
- Центра коррекционной и семейной психологии.
Источник: http://blog1.xn——dlckcd4dvap4a3i.xn--p1ai/sensornoe_razvitie.html