Развитие математических способностей детей через игровую деятельность: как организовать занятия

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность.В настоящее время в эпоху компьютерной революции ранее верная точка зрения, что «ни каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессии, т. к.

она играет большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.Способности к математике, как и вообще все способности, — продукт развития.

Математические способности формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. А всем нам известно, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра.

Девиз моей работы: пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, — с легкостью и интересом!

^ развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
  2. Создать предметно-развивающую среду.
  3. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.

Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех блоках педагогического процесса:

В блокеорганизованного обучения в форме НОД использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математический театр).

В своей работе по ФЭМП использую конспекты занятий, разработанные на основе практического пособия «Игралочка», авторы Л. Петерсон, Е. Кочемасова.

Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, друга группы Капельку, животных которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка».

Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.Изготовила в группе математический театр. При знакомстве с числом устраиваю праздник-знакомства и оно появляется в качестве персонажа Математического театра, рассказываю о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры.

В конце обычно, персонаж приносит для детей развивающие книги, игры. Использую музыкальное сопровождение.

В блоке совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.

В совместной деятельности взрослого с детьми большое значение отдаю дидактической игре.

Все дидактические игры по математике для детей среднего возраста я разделила на группы:

  • Игры с цифрами и числами;
  • Игры путешествия во времени;
  • Игры на ориентировку в пространстве;
  • Игры с геометрическими фигурами;
  • Игры на развитие логического мышления.

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу:«ЗАЖГИ ЗВЕЗДЫ».

Игровой материал: лист бумаги темного цвета, желтая краска, числовые карточки от 1 до 10. Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено фигур на числовой карточке.Игра «СУТОЧНЫЕ ЧАСЫ», представляющие собой круг, обозначающий круглые сутки и разделенный на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Около каждого времени суток нужно положить картинки с характерным для этого временного отрезка видом деятельности детей и взрослых.Использую дидактические игры: “Какой формы?”, “Почини коврик”. Предлагаю иллюстрацию с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.

Провожу игры с песком для развития математических способностей.Дидактическое упражнение: «ДОРОЖКА ИЗ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК».Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.Дидактическая игра «УЗОР В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЕ».

Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.

В дидактическом упражнении «ЧУДЕСНЫЕ РАСКОПКИ» ребёнок с помощью широкой кисти ищет заранее спрятанные геометрические фигуры, затем составляет из них на песке свой рисунок или выполняет задание воспитателя – закончи цепочку.Предлагаю детям упражнения на составление фигур из счетных палочек.

Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями.В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е.

формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.

Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.В своей работе использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» — один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов.

Изготовили «деньги», на которых изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить. В игре «Больница» — врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий.

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Например, игра «Цветы» закрепляет понятие цвета, развивает пространственные представления, творческие способности.

Дети ходят врассыпную по группе с разноцветными шариками в руках, а на сигнал: «На середине поляны вырос высокий розовый цветок» дети с розовыми шариками объединяются в группу и образуют цветок с розовыми лепестками, поднимая все шарики вверх.Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например: Сколько елочек зеленых,Столько выполним наклонов.Мы подпрыгнем столько разСколько бабочек у нас.Сколько точек будет в кругеСтолько раз поднимем руки.Сколько шариков у нас,Столько и подпрыгнем раз.

В блоке свободной самостоятельной деятельности детей главную роль отвожу созданию предметно-развивающей среды, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность детей.

Для развития математических способностей в группе оборудован «Центр математического развития «Познавайка» и «Центр сенсорного развития «Цветик-семицветик »». В центрах имеется достаточное количество пособий, игр, которые позволяют развивать математические способности. Оформлена картотека игр по ФЭМП.

Помимо чисто математических игр использую пособия из других уголков — разноцветные флажки, мячи, ленточки и платочки из музыкального и физкультурного центров, шишки, камешки. «Игротека» выходит за пределы детского сада, этому способствует традиция «Игра на прокат». Дети по желанию берут игру домой на выходные.

У ребенка появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила, во время игры закрепляются математические представления и умения ребенка.

Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Источник: https://shkolnie.ru/matematika/132634/index.html

Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры

В игре ребенок 
приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

4. Концепция методической работы.

  • Проблема 
    работы:
    роль и возможности дидактических игр в формировании математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Цель работы: раскрыть условия формирования математических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
  • Объект 
    работы:
    формирование математических способностей в дошкольном возрасте.
  • Предмет:
    формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
  • Гипотеза 
    математических способностей будет развиваться 
    успешно, если:
  • Проводить систематичную работу с использованием дидактических игр;
  • Подбор дидактических игр в соответствии с поставленными задачами.

Задачи:

Работая в детском 
саду, я всегда ставлю перед собой 
такие педагогические задачи:

  1. развивать у детей память,
  2. внимание,
  3. мышление,
  4. воображение,

 так как 
без этих качеств немыслимо 
развитие ребенка в целом.

Значимость 
работы —
систематизировать теоретический материал по проблеме роль и возможности дидактических игр в формировании математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. 

  1. Дидактические игры в НОД и  ОДРМ.

 Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу сформировать математические представления детей, необходимые для  успешного обучения их в первом классе.

С 2008 года я работаю углубленно над темой: “Развитие математических способностей через дидактические игры ”. Для систематизации своей работы я собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста.

  Классифицировала их по решению педагогических задач, а также с учетом возрастных особенностей детей и создала картотеку дидактических игр  с математическим содержанием.

  Затем составила перспективный план работы с детьми по использованию различных дидактических игр  в непосредственной образовательной деятельности (НОД),  то есть на занятиях в и в образовательной деятельности в других режимных моментах (ОДРМ). 

Все дидактические 
игры я для себя разделила на несколько 
групп:        

В настоящее 
время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных.

Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.

Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство 
в неравенство и наоборот – 
неравенство в равенство. Играя 
в такие дидактические игры как 
«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»,  «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия.

Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число.

Читайте также:  Физиологическая адаптация детей: как помочь детскому организму справиться со стрессом

Тот, кто  поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй и т.д.

 Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,  сзади,   далеко,  близко.

Я поставила 
перед собой задачу научить детей 
ориентироваться в специально созданных 
пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима».

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.

» В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Например, игра «НАЙДИ ИГРУШКУ», — “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатываю конверт, читаю: “Надо встать перед столом воспитателя,  и пройти 3 шага и т.д. ”.

Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанные предмет.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР», «ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур , предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую  фигуру  напоминает     дно     тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

С целью закрепления 
знаний о геометрических фигурах. Проводила 
игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала.

Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли.

Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая им сначала простые упражнения, а затем более сложные.

В своей работе использую множество дидактических 
игр и упражнений, различной степени 
сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Дидактическую 
игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом 
игры детей делю на две команды 
в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания 
разной сложности. Например:

  1. а) Составление 
    изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);
  2. б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка 
    в платье);
  3. в) Работа по собственному замыслу (просто человека); 

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур.

В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию 
стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы 
использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назовите самый 
большой треугольник?

Какого цвета 
самая маленькая фигура?

Назовите все 
квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Такие же задания 
дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или 
на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Такие игры как «НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ  ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»  и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Это задания 
на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким 
заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – 
цепочки закономерностей. В таких 
упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?» Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа.

Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают.

Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Особое место 
среди математических игр занимают игры на составление плоскостных 
изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления 
знаний, полученных на занятиях, я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п.

Дети стараются 
выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. 

5. Работа с родителями.

Важная составляющая работы – это работа с родителями.  Мною был составлен план работы с родителями. При планировании взаимодействия с родителями включала следующие формы работы: 

  • Родительские  собрания;
  • Консультации;
  • Семинары
  • Мастер – классы;
  • Оформление папок – передвижек;
  • Участие в выставках, конкурсах, развлечениях; в оснащении предметно – развивающей среды.

Работа начиналась с привлечения заинтересованных родителей, а  затем вовлекались 
остальные. Значительная часть времени 
уделялась проведению совместных мероприятий родителей с детьми.

В процессе работы, я заметила:

  • Готовность родителей поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение потребностей и развитие воспитанников
  • Успешность результата зависит от единства стремлений, взглядов, равноправности сторон
  • Необходимое условие сотрудничества – исключение дидактизма со стороны педагога.
    Сделанная работа привела к следующим результатам:
    • Между детьми и родителями сложились более доверительные отношения
    • Родители чаще обращаются в ДОУ за советом по вопросам  выбора и использования игр в домашнем воспитании
    • Инициативные родители, проникшись значимостью проблемы, вышли с предложениями организации игровой деятельности в группах и предложениями оказания помощи в оснащении банка дидактических игр
    • Родители более активно стали принимать участия в совместных мероприятиях.

 

В ходе работы  над данной темой я поняла, что 
без поддержки со стороны  подменного воспитателя систематической работы  с детьми не получится,  поэтому я вышла к педагогическому коллективу с предложением  провести консультации и семинар – практикум  по пропаганде своей работы среди педагогов ДОУ.

Используя различные 
дидактические игры в работе с 
детьми, я убедилась в том, что 
играя, дети лучше усваивают программный 
материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит мониторинг усвоения программного материала.

Уровень   усвоения   программы 1 мл.гр 2008-2009 % Кол-во детей 2 мл.гр. 2009-2010 % Кол-во детей Ср.гр. 2010-2011 % Кол-во детей
высокий 11% 2 20% 4 63% 12
средний 52% 10 74% 14 37% 7
низкий 37% 7 6% 1

Источник: http://freepapers.ru/24/razvitie-matematicheskih-sposobnostej-doshkolnikov-cherez/129704.830171.list2.html

Доклад на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

« Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету — игру. Игра- это самое серьезное дело.

В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач.

Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Обучение детей происходит через: 1) образовательную деятельность; 2) дидактическую игру ; 3) задачи-шутки;) 4) развивающие игры и упражнения; 5) игры-головоломки; 6) загадки. Использование в непосредственно образовательной деятельности игровой минутки, проблемной ситуации, вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.

Знакомя детей с цифрами, мы играем в различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «Раскрась цифру», «Найди на картинке цифры». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.

Используем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами.

Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет).

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок: признаки

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время.

К таким играм относятся: «Подбери пару» например: я показываю детям круг и называю: у меня синий круг – дети находят на столе круг и называют, а у меня красный круг и т.д., «На что похоже» — дети подбирают предмет, похожий на геом.

фигуру: круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я показываю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры: «Создай рисунок», «Подбери заплатку»Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей.

Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Работая по разделу «Сравнение величин» используем такие игры как: «Заюшкина избушка», «Конура для щенка», «Угости кота», «Бабочка и цветок».

Очень часто на своих занятиях я использую задачи- шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.

Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов. Например: Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик.

Сколько у мамы детей?

В своей работе используем множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Подобрана серия упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей. Это упражнения: «Скатись с горы », «Помоги букашкам выбрать свой подарок», «Пройди лабиринт».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать вместо вопросов? », и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых треугольника»и т. п.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Источник: https://urokimatematiki.ru/doklad-na-temu-razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-igru-5879.html

Развитие математических способностей дошкольников в различных видах деятельности | Развитие детей дошкольного возраста | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

  • Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
  • Негатина Екатерина Анатольевна
  • Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №56
  • Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика — страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место.

Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова «математика», а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению — уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

  1. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
  2. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
  3. Познавательное развитие.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста.

Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д)

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Легоконструирование предполагает современные методы подготовки детй к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а следовательно активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.

В своей работе я успешно использую цветные палочки бельгийского математика Кюизенера. Палочки доступны для работы с детьми от 3х лет. Они интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и в времени.

  • Речевое развитие.
  • Математика – это наука с собственным языком.
  • Во время непосредственно образовательной деятельности по фэмп я формирую у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, создаю специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную.
  • Для формирования связной речи широко используются такие приемы:
  • упражнение «На что похоже?»
  • вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»
  • Задание, придумываемое ребенком по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4? – спрашивает педагог, а затем говорит: Придумай свой вопрос, но с одним вариантом ответа».
  • Игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата.
  • Разыгрывание ситуаций для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др.
  • Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик»
  • Сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
  • Составление описательных рассказов по картине
  • Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта

Таким образом, изучение математики для дошкольников служит развитию речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

Художественно-эстетическое развитие.

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Широкое использование устного народного творчества   важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент.

Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 - 1, 5 года: как растут счастливые малыши

Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

Я использую следующие формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием:

  • Количество и счёт (стихи, потешки);
  • Занимательные задачи;
  • Зарядка для пальчиков;
  • Физкультминутки;
  • Доскажи словечко;
  • Ориентировка во времени:
  • Считалки;
  • Скороговорки.

Так же в своей работе я активно использую математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий.

Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками.

Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д.

Продуктивная деятельность не обходится без математики. Это:

  • Рисование по клеточкам
  • Графические диктанты
  • Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»
  • Рисование животных с помощью геометрических фигур
  • Лепка по заданному количеству
  • Аппликация «Цветы», «Новогоднее украшение из геометрических фигур» и др.

Физическое развитие.

В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Значит, не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие. Есть следующие варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

  • наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
  • увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике;
  • совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий.

Есть масса возможностей наполнения математическим содержанием занятий по физическому воспитанию. В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д.

Предлагая различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. С этой целью в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи.

Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процессе выполнения упражнений, предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы.

Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических праздников и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки.

Такие занятия-путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Можно предложить детям в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т. д. «Путешествовать» можно по сказке или нескольким сказкам.

Тогда сюжет сказок наполняется различными заданиями математического характера.

В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.

Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.

На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.

Социально-коммуникативное развитие.

Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое.

Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

Именно поэтому, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я активно внедряю элементы математики. Как это сделать? Я использую мультфильмы и обучающие видео для детей.

Почему именно мультфильмы?

Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.

Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.

Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей.

Мультфильмы – это информация.

Пример.  

Мультфильм «Магазин игрушек». Числа 1 и 2. Ребята просматривают мультфильм, а затем действие из него переносят на практику. Т.е. играя в «Магазин игрушек», дети учатся считать, сопоставлять число с количеством предметов.

Мультфильм «Дома». Просмотрев мультфильм, ребенок считает членов своей семьи, количество полотенец в ванной комнате, зубные щетки и т.д.

Мультфильм «В парке». Считаем ступеньки, считаем детей на прогулке, игрушки в песочнице.

Существует очень много прекрасно продуманных серий мультфильмов, с которыми дети осваивают математику в самом раннем возрасте. Я собираю такие мультфильмы в специальный каталог на своем блоге.

Источник: https://www.pdou.ru/conference_notes/59

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Современные педагогические технологии | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

  • Конференция: Современные педагогические технологии
  • Ульянова Светлана Андреевна
  • Организация: МБДОУ №385 «Сказка»
  • Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

В эпоху развития современных компьютерных технологий наши дети приобретают громадное количество информации.

Они хотят как можно быстрее познать больше всего нового, развитие детей происходит намного быстрее, чем в прошлые десятилетия. С бурным движением вперёд математической науки, проникновением её в всевозможные области проблема обучения математике приобретает все большое значение.

В нынешнем мире, а тем более в ближайшем будущем, математика в той или иной мере будет нужна огромному числу людей различных профессий. И задачи, которые стоят перед нами, педагогами дошкольного образования, существенно отличается от задач школьных преподавателей.

Специфика нашей работы подразумевает не только формирование математических представлений, но и приобщению воспитанников к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Задача педагога дошкольного учреждения — дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Ведь всем известно, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким и сложным в понимании учебным предметом в школе. Многие дети испытывают за-труднения при усвоении математических знаний.

  1. В своей практической деятельности мы пришли к выводу, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
  2. Ведущей деятельностью дошкольников считается игра и поэтому логично вводить элементы игры в непосредственно-образовательную
  3. деятельность, так как в игре ненавязчиво и незаметно происходит обучение детей.
  4. Так, например, можно предложить детям старшего дошкольного возраста игру «Умный магазин». Целью и задачами данной игры будут:
  • знакомить детей с измерениями с помощью физических упражнений шагов, прыжков на 2-х ногах, с понятиями «перемещение», «траектория движения»;
  • учить ориентироваться в пространстве с помощью понятий: вперёд, назад, вправо, влево;
  • закрепить знание детей цифр, их изображение, отсчёт предметов в пределах 20;
  • развивать творческую и двигательную активность, умение работать вместе, помогая товарищу.

До проведения игры необходимо провести предварительную работу, результатом которой станут вырезанные детьми смайлики – заменители денег. Для игры нам понадобятся: разного рода игрушки, кассовый аппарат, корзинки и тележки для удобства покупателей и смайлики.

Фрагмент игры:

Воспитатель:

— Ребята, у нас открывается супермаркет, в котором есть отдел игрушек, посуды, спортивных товаров, одежды и продуктов. Все товары можно купить на наши смайлики, но не всё так просто. Ребята, а кто знает, как и кто работает в магазине? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель предлагает детям распределить роли: продавец, покупатели (если дети затрудняются, можно предложить сделать выбор с помощью считалочки)

— А теперь нам надо разделиться на 2 команды. Каждому будет выдано 10 смайликов, и вам на них нужно купить понравившийся товар, но сначала надо подумать, как до него добраться, сколько надо сделать шагов или прыжков — 1 шаг или прыжок — 1 смайлик. Если вы угадали правильно и

добрались до выбранного вами товара, то вы покупаете товар, а ваша команда получает выбранный вами товар. Продавец внимательно следит за вашими действиями и, если вы сделали неправильно, то он не продаст вам товар, а вам придётся обращаться за помощью к своей команде.

Выигрывает та команда, которая купила больше товара (в ходе объяснения воспитатель показывает необходимые действия). Ребята, вам всё понятно? А раз понятно, магазин открывается.

Первые покупатели появляются в нашем умном магазине! (дети с поддержкой своих команд начинают выполнять задание)

  • Когда все дети побывали в магазине, подсчитываются результат и объявляется команда-победительница.
  • В ходе проведения образовательной ситуации было выяснено, что проявления повышенного интереса воспитанников к математике успешно реализовалось.
  • На основе предложенного фрагмента можно разработать массу других игровых ситуаций, затрагивающих различные сферы нашей жизни.
  • В результате следует сделать вывод, что в математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания способствуют совершенствованию познавательных процессов, а также формированию целого ряда личностных качеств — активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.

Источник: https://www.pedm.ru/conference_notes/129

Ссылка на основную публикацию