Ребенок 3 года: активное развитие и особенности психологии малыша

Поделиться с друзьями:

Вся семья с нетерпением ждали этого дня рождения! Ура! Исполнилось три года! Кроха такой взрослый уже. Ему предстоит поход в детский садик. В этом возрасте нужно очень пристально наблюдать за реакцией малыша на происходящее.

Не думайте запугивать садиком, говорить, что там с ним не будут так ласковы, что там ему не будут уделять столько внимания и так далее. Малыш должен знать, что там с ним нечего плохого не произойдет, и он там будет находится в сохранности.

Что бы расставание казалось легче, запишитесь до садика в развивающие кружки или группы. Походите сначала туда вместе, пусть кроха почувствует уют и комфорт, а потом оставляйте на недолгое время ребенка, так он поймет – что с другими детишками можно тоже проводить кучу времени, заниматься интересными делами.

Какие особенности психологического развития ребенка 3 лет?

Продолжается гиперактивное развитие речи. Возможно, у Вашего крохи ещё не всегда получается построить красивое предложение, он говорит отрывистыми словами, а иногда совсем замолкает. Не стоит волноваться, но все есть свои причины. Что бы малыш правильно строил предложения, задавайте так же правильно вопросы.

Говорит словами – подскажите, как связать их в словосочетания. Молчит – точно задумался о каком-то пока необъяснимом процессе. Спросите, не мечтает ли он? Завяжите интересный разговор. Если хотите, что бы Ваш ребенок начал быстрее говорить, познакомьте его с детишками постарше. Дети любят подражать и наследовать.

Начинали они с Вас, родителей, но подражать детям намного интереснее. Обязательно интересуйтесь, как малышу его группа в садике? Ведь если он тех людей категорически не воспринимает, то может нужно подыскать другие варианты? Малыш начинает сравнивать, анализировать ситуации, предметы, людей.

Все это может начинаться с игрушек: «вот эта мне больше нравится, вот эта не сильно». В играх используйте довольно простые игрушки – шарики, пирамидки, кубики и так далее. Ребенок начинает заменять их одну на другую, работает воображение, когда он представляет, что это может быть – домик, или забор.

А приобрести такие игрушки можно в нашем катлоге товаров для детей в разделах «Кубики», «Пирамидки», «Конструкторы». Ребенок понимает, что отделяется от мамы. Это связано и с походом в детский сад, и с тем, что малыш начинает замечать, как мама уделяет время и папе тоже. Может начаться кризис трехлетнего возраста.

Кроха может говорить, что никому не нужен или что-то в этом роде. Что делать? Уделять больше времени, ведь Вы, наверняка, рады, что малыш уже так долго может играться сам с игрушками, и начинаете уделять время и себе. Не стоит делать это так резко.

Играйте вместе, хвалите малыша часто за его маленькие достижения, хвалите при нем папу, а папа Вас, и через некоторое время душевное спокойствие вернется к малышу.

Особенности психологического развития ребенка 4 лет

Проходит целый год. Малыш стал ещё более самостоятельным. Что происходит в этом время?

Кроха уже ходит в садик и в его сознании существует понятие «Я есть!». Он прекрасно понимает, что родители должны иногда проводит время вместе, но все же у него ещё может таиться обида, которая тянется с кризиса трех лет. Он может разочароваться, психовать, кричать и тому подобное. Единственное правильное решение – как обычно, побольше совместного времяпровождения. Родители должны быть у малыша на равных. Он может делать вид, что кого-то любит больше, постоянно обращать на себя внимания этого члена семьи. Что тогда делать? Если это мама, то она должна улыбаться в ответ, говорить о взаимных чувствах, и говорить: «какой папа молодец, покатал тебя так чудно на горке». Если это папа – то все с точностью наоборот: «Какая мама умница, приготовила вкусный ужин». У Вас будет появляться семейный треугольник, не будет уже парного провождения времени (или с крохой мама, или папа). Вы будете делать все вместе, а кроха будет учиться взаимности. А в будущем, благодаря этому, малыш будет отзывчивым и добрым. Не жалейте похвальных слов для малыша. Ему очень важно чувствовать себя нужным, и это будет добавлять ему уверенности. Если он взялся за какое-то дело, то подбадривайте его подходящими словами, а не говорите «у тебя ни за что не выйдет». В будущем это может откликнуться, у малыша не будет желания приступать к чему-то новому. Даже если у крохи что-то не вышло, но он усердно старался, похвалите его, и в следующий раз у него точно выйдет.

Психологическое развитие ребенка в 5 лет

Спустя ещё год малыш очень хорошо контактирует с окружающим миром. Это происходит благодаря всем органам чувств. Какие изменения происходят в этом возрасте?

Сейчас у малыша развивается чувство музыкальности и ритма. Это происходит не без Вашей помощи. Самое время отдать ребенка на вокал, если он обладает талантом. А даже если нет, то его научат «петь в ноты», и в будущем звучания его голоса во время песни будет приятным на слух, не режущим. Если малыш увлекается танцами даже дома, то он сам Вам подсказывает, куда его отдать. На какой вид – решать родителям. Это зависит и от финансовых возможностей, и от месторасположения культурного дома. Так же возможны варианты учебы в музыкальной школе с различными инструментами. Купите малышу первую гитару, и увидите, что он очень быстро научится играть на ней, так как в таком возрасте все схватывается намного быстрее, нежели если ребенку будет 15 лет и захочет научиться. У маленького человечка происходит активное развитие логического мышления. Раньше, в раннем возрасте, он все делал спонтанно и просто по желанию, не особо обдумывая, что будет дальше. Сейчас – малыш продумывает, чем закончится его поступок, и только после – совершает. Вы можете наблюдать, что кроха делает что-то на зло. Возможно, ему просто не хватает внимания. В таком возрасте нужно открыто говорить на все темы, которые интересуют ребенка. Говорить «что такое хорошо, а что такое плохо». Ведь если не проводить этих разговоров, то малыш сможет решить для себя сам – что хорошо, что плохо, и не факт, что выбор его будет не без ошибок. Стремительно развивается фантазия. Малыш может повторять сюжеты мультфильмов, которые пересмотрел, а может и выдумывать свои, да такие, что Вам и в голову не пришли бы. Помогайте развивать фантазию, фантазируйте вместе. Записывайте его мысли в отдельную тетрадь. Взрослому крохе интересно будет почитать это лет через 15. В этом возрасте нужно начинать зарождать те человеческие качества в малыше, без которых ему не обойтись во взрослой жизни. Существует мнение, что с пяти до семи лет практически полностью формируется личность. Прежде чем выбрать качества, посмотрите на себя – видите ли Вы эти в качества в себе? Например, аккуратность, красивая речь, доброта, отзывчивость. Выполняете ли Вы все данные обещания? На малыше это все отражается, как в зеркале. Он абсолютно все повторяет за родителями. И если Вы наблюдаете, как он не аккуратно складывает вещи, или разбрасывает их по комнате, не ругайте, а взгляните на свои. Все ли так, как нужно? Что бы хотеть чего-то от малыша, нужно, что бы Вы были примером. Тогда все будет замечательно.

Счастливых Вам лет с ребенком, не упускайте ни минуты радости!

Поделиться с друзьями:

Источник: http://CheeryBaby.ru/blog/psihologicheskoe-razvitie-rebenka-v-3-5-let/

Особенности психического развития детей от 3х до 7 лет

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности.

У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е.

к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода.

Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.

Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»).

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет: как стать другом для своих детей

На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания.

Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги.

В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал).

Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически.

Обычно они проявляются, когда родители дают кокие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.

(Для справки: непроизвольная память — это память без установки на запоминание в обычной деятельности, а произвольная — это запоминание в форме сознательной деятельности, включающая специальные установки на запоминание)

В дошкольном возрасте восприятие окружающего мира становиться более многоплановым, т.к. появляется опора на еще маленький, прошлый, но все-таки уже жизненный опыт, т.е. предметы, явления и связи между ними разнообразнее, т.к. ранее ребенок с ними уже был знаком.

Развивается апперцепция — т.е. зависимость восприятия чего-либо от предшествующего опыта.

Чем старше становиться ребенок, тем больше повышается роль апперцепции (вот почему взрослые люди имея разные условия своего развития и разный жизненный опыт одни и те же вещи воспринимают по-разному).

Поэтому родители должны постоянно объяснять дошкольнику содержание рассматриваемых им картинок, обращать внимание на детели, помогать делать правильные выводы об увиденном (дети пока мыслят образно, они еще не овладели взрослой логикой рассуждения).

Говоря о развитии мышления данного периода, следует отметить, что наблюдается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а к 7 годам — к словесному мышлению.

Дети обладают своей детской логикой )например, на вопрос: «Почему идет дождь?» – ребенок ответит: «Небо плачет»), но могут решать и довольно сложные задачи, рассуждая при этом правильно.

Если вы хотите получить правильные рассуждения, то постарайтесь четко сформулировать свой вопрос, дайте возможность ребенку его запомнить и понять, а так же представить его себе. Например: «Что быстрее утонет: надувной шарик или кусок мыла?». Ребенок скажет шарик (т.к.

он больше размером). Проделайте опыт и он поймет, что размер предмета здесь не причем. Если ребенок, решая поставленную вами задачу, понимает ее и  наблюдает за ее решением, он сможет логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия «живой» и «неживой» предмет, «день» и «час» и т.д. Например, если вашему ребенку 3-4 года и вы сказали уходя, что прийду через полчаса – это ему ни о чем не говорит, а если ребенку 6-7 лет, он будет четко понимать, через какое время вы вернетесь.

В дошкольном периоде развития начинает формироваться самосознание, эмоциональная и мотивационная сферы, первоначальный склад личности.

Источник: https://sherbakova.com/osobennosti-psihologicheskogo-razvitiya-detey-do-7let/

Возрастные особенности и психология детей 1-3 лет

Малыш — не маленькая копия взрослого. Он живет по своим возрастным законам. Знание этих законов помогает родителям лучше понимать и развивать своего кроху.Я расскажу Вам о важнейших ступенях в развитии и особенностях психологии детей в возрасте 1-3 лет.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На развитие психики ребенка 1-3 лет влияют:

1. Овладение прямой походкой. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов. Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление и удаленность.

2. Развитие предметных действий – овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша (мебель, одежда, посуда, игрушки и т.д.) имеют определенное значение в мире людей.

Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию психики. Начинают появляться новые виды деятельности: игра и продуктивные (рисование, лепка, конструирование).

Малыш накапливает впечатления, что способствует развитию речи.

ПАМЯТЬ.

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам, подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года узнавание более совершенно.  Помнит события трехмесячной давности.

На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).

ВНИМАНИЕнепроизвольно.

Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становиться более устойчивым.

В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года – примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует.

Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.

В возрасте 1-3 года активно развиваетсявоображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).

ВОСПРИЯТИЕ крайне несовершенно.

Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.

  • К концу 3-го года ребенок  усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
  • Наибольшее влияние на развитие интеллекта  оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой).
  • Малышу свойственна повышенная эмоциональность.
  • МЫШЛЕНИЕ.

Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они  пока разобщены, не связаны между собой.

В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставить разными способам: с помощью, веревки, палки, ложки и т.п.

В раннем возрасте слово взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

РЕЧЬ.

После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.

2-й и 3-й годы жизни ребенка -усвоение речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; 2) складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.

Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри который с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей.

На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека.

Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него.

  Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослым. Это дает малышу  возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.

  1. Словарный запас:
  2. 1,5 года – 30-40 слов;
  3. 2 года – до 300 слов;
  4. 3 года – 1200-1500 слов.

С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.

  • Возраст 1-3 года — критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.Раннее детство завершается кризисом 3 лет
  • Стремимся к самостоятельности!
  • Кризис 3 лет
Читайте также:  Развитие ребенка на 32 неделе беременности: интересные сведения для будущей мамы

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

    Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.

Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

   Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

1.    Негативизм –Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. 2.    Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. 3.    В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.«Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях. 4.    Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. 5.    У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота». 6.    Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.

Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет

Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности. Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

  1. Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша
  2. ИГРА.
  3. В 2-3 года заметное место начинает занимать игра.

Примерно в 1г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, мое , укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает».

Приблизительно в 1 год и 5 месяцев  происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги). Рисование хорошо развивает воображение и творчество.

У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.

В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. От  того, сколько времени, внимания и возможностей для развития предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в  дальнейшем. немаловажную роль здесь играют развивающая среда и правильно подобранные развивающие игрушки.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/socialnaja-pedagogika-psihologija/38298-vozrastnye-osobennosti-i-psihologija-detej-1-

«Психологические особенности детей 3-4 лет»

  •   Все детство можно условно разделить на несколько периодов:
  • — раннее детство (1 – 3 года);
  • — собственно дошкольное детство (3-7 лет);
  • — школьное детство (7 – 10 лет).
  • В каждом периоде выделяют, так называемую, ведущую деятельность.
  •  В раннем детстве – это общение, в школьном – учеба, а  в дошкольном возрасте…Игра.
  • Но дело не в том, что ребенок все время играет, а в том, что в игре происходят существенные изменения в его психике.
  •    Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.

   Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. Постепенно он выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ребенок с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в игре жизненный опыт, выполняет в игре действия взрослых и берет на себя определенную роль: мамы, доктора…

    Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок  учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе  с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по2-3 человека.

  При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети еще не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (дерутся, толкают, отнимают игрушку), словесно (Отдай!, Уходи!) или обращаются с жалобой к воспитателю (из благих побуждений – чтобы уточнить усвоенные правила или не из самых благих – показать какой он хороший и правильный).

    В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы  дошкольника.

     В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка… Так развивается воображение

   Воображение ребенка с самого начала  его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.

   Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений.

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок или рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

   Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмирующих ситуаций, во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует  себя сильным, смелым, всемогущим. Аффективное воображение достигает своего апогея к 4 годам.

   Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок: признаки

   В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык.

Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом  и будущем еще ограниченно.

Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение. Ребенку свойственна более простая форма устной речи – диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму  связной речи – монолог.

Обычно 3-летний ребенок может начать сказку, но не может ее продолжить. Следует помочь ему вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Колобок»…

   В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность6 занимаясь каким-то делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматывание».

Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей.

с их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, пути их достижения, наконец, выполнят на словах действия, которые опускает в реальности.

    В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется  память. Но она носитнепроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить.

Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память.

Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы.

Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз.

Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.  

   Ученые выявили, что именно к 3 годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. 

 Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане.

Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.

Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

   На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда.

   К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

   Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

  В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности ЦНС. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

   У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы взрослого. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений и т.д.

  В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов.

   Восприятие носит предметный характер,т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии ребенок  видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый.

В 3 года ребенок знает 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.

Он знает, где находится спальня, туалет, где дети играют… Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.

   Рисует круг без образца, квадрат, который получается с неровными краями. В 3 года рисует головонога, к 4-м годам – головонога с шестью частями тела.

   Моторика. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.

   Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции.   В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

    Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это т.н. период «кризиса 3 лет». Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. В норме кризисный период ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам!    

     Ребенок  действительно хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Ребенок «открыл» себя.

Ему хочется заявить об этом во всеуслышание. Он познает вкус независимости и свободы. Он еще очень нуждается в маме.

Вдали от нее он не чувствует себя в безопасности, поэтому он сердится на вас за то, что еще не может быть независимым.

    Для ребенка это очень сложное время. Если в 2 года его можно было отвлечь, в 4 – ему можно будет объяснить и договориться, то с трехлеткой приходится бороться. И он действительно находится в состоянии войны со всем миром. С каким багажом, опытом, навыками выйдет ребенок из этого состояния войны, зависит от реакции взрослых.

   Если взрослый сохраняет прежний тип взаимоотношений, ограничивает активность и самостоятельность ребенка, стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, это приводит к обострению взаимоотношений, негативизму, капризам.  И, в конечном итоге, к укоренению таких черт как раздражительность, упрямство, агрессивность и т.д.

       Если же  взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности.

   При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире.

   Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения.

 Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру.

   Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

   К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.

  Таким образом, мы видим, что с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой, в игре раскрываются существенные характеристики умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Источник: http://valera-galina.blogspot.com/2011/03/3-4.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]