Двигательные, речевые и умственные способности ребёнка становятся всё лучше и лучше. Если бы интеллект взрослых развивался такими темпами, за полгода мы могли бы получить докторскую степень и изучить пару-тройку языков.
Он быстро и ловко бегает, хорошо понимает даже сложные предложения, может объяснить, что ему нужно. Подражает родителям, проявляет желание помогать маме: может бегать по дому со шваброй или тряпкой. Поддерживает довольно длинные диалоги, с удовольствием слушает стихи и сказки, заканчивая предложения у хорошо знакомых.
Что должен уметь малыш в 2 года?
- бегать и играть в догонялки;
- прыгать на двух ногах;
- попадать ногой по мячу;
- самостоятельно подниматься по лестнице;
- открывать и закрывать двери;
- есть из тарелки и пить из чашки, не обливаясь;
- использовать в речи несколько десятков слов;
- составлять простые предложения: «Саша хочет пить»;
- выполнять сложные просьбы: «Возьми кубик и положи в ведерко»;
- листать книги и рассматривать картинки;
- осваивать горшок.
Одни дети в 2 года уже бегло болтают, другие только осваивают речевую деятельность. Если малыш хорошо понимает речь, выполняет просьбы, показывает предметы, оснований для беспокойства нет. Но если ребёнок не реагирует на слова взрослых, не использует хотя бы несколько осмысленных слов, стоит обратиться к специалисту.
Физические навыки малыша от 1,5 до 2 лет
Физический рост несколько замедляется: нет необходимости покупать новую кофточку или штанишки каждые два месяца, потому что из прежних малыш вырос. А вот умения совершенствуются.
Малыш легко строит высокую башню из предметов, вставляет ведёрки друг в друга, расставляет игрушки, рисует карандашами и красками линии.
Он хорошо ориентируется в пространстве: прячется в домик или игрушечную палатку, прыгает, осваивает трёхколесный велосипед или беговел, сам вылезает из кроватки. Будьте осторожны с высокими стульчиками для кормления: ремни не должны позволять ребёнку вставать.
В этом возрасте многие дети начинают ходить на горшок. Чтобы ускорить процесс, дома держите малыша без одноразовых подгузников и наблюдайте за ним, подлавливая момент, когда он нервничает, беспокоится и явно хочет на горшок. Хвалите ребёнка за результат. Можно приучать его к новому агрегату, высаживая на горшок куклу или игрушку. Важно, чтобы горшок был удобным — лёгким и тёплым на ощупь, например, как горшки от «Пластишки».
Особенности
Высокая спинка. Съемная часть. Защита от брызг.
Описание
Музыкальный горшок Пластишка с удобным анатомическим сиденьем обеспечивает максимальный комфорт для малыша. Горшок проигрывает мелодию, когда в резервуар попадает жидкость. Музыкальный горшок позволит быстрее и проще приучить малыша к самостоятельному использованию горшка.
- Мальчикам можно предложить писсуар.
Особенности
Съемное крепление в форме ушек панды.
Описание
Детский писсуар надежно крепится к стене ванной комнаты на саморезы, двусторонний скотч или клей. В зависимости от роста ребенка писсуар можно устанавливать на нужную высоту, а для самых маленьких просто ставить на пол.
Психоэмоциональное развитие ребёнка от 1,5 до 2 лет
Дети постепенно осваивают поведенческие реакции: могут пожалеть, погладить плачущего героя на картинке или такого же рыдающего малыша на улице. Демонстрируйте ребёнку, как надо себя вести в тех или иных ситуациях. Учите понимать эмоции: мишка сердится, топает ногой; зайка радуется, скачет; мышонок горюет, грустит.
Речь ребёнка активно развивается, словарный запас расширяется. Многие дети говорят предложениями, причём о себе — в третьем лице: «Даша хочет кушать».
Ребёнок начинает исследовать границы дозволенного: а что будет, если кинуть камнем в маму? Не послушаться? Вылить кашу на пол? Часто малыш пытается добиться желаемого истериками, громким рёвом.
Задача родителей — демонстрировать твёрдость и последовательность, тогда со временем ребёнок поймёт, что можно, а что — нет.
В противном случае он так и будет проверять взрослых на прочность, добиваясь своего.
Чёткие границы и разумные запреты положительно влияют на ребёнка, дают ему чувство стабильности, защищенности. А вседозволенность, напротив, нервирует: ведь непонятно, по каким правилам жить в этом сложном мире.
Общение малыша от 1,5 до 2 лет
Ребёнок становится коммуникабельным, причём с радостью контактирует не только с мамой и папой, но и с незнакомыми людьми. Появляется взаимодействие с ровесниками. До полноценных игр ещё далеко, но ребёнок в этом возрасте может поделиться игрушкой или угостить печеньем, под руководством взрослых поиграть со сверстником в мячик или кубики.
У детей ярко выражено чувство собственности. Если ребёнок не хочет делиться своей вещью, не стоит укорять его или называть жадиной. Представьте, что вас бы попросили дать чужому человеку ключи от машины или телефон. Учите кроху не забирать чужие вещи без спроса и меняться по обоюдному желанию.
Игры для ребёнка от 1,5 до 2 лет
Особенно полезны игры для развития мелкой моторики: они положительно влияют на развитие, в том числе и речевое. К 2 годам ребёнка могут заинтересовать:
- пазлы и кубики, из которых надо собирать картинки;
- конструкторы;
- рисование: кисточками, ладошками, губками;
- подвижные игры с элементами танцев;
- гимнастика;
- кегли с мячом;
- ролевые игры: в доктора, дочки-матери;
- игры для развития речи (подражание животным);
- карточки, помогающие изучить цвета, формы, понятия размера.
Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/umnee-s-kazhdym-dnyom-razvitie-malysha-s-15-do-2-let/
Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)
2016-01-25
Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.
Ладно, не буду отступать от темы, про конструкторы подробно я писала здесь. Вернусь к тому, во что еще можно поиграть с ребенком 1,5 лет. Все представленные в этой статье игры и развивающие игрушки не новы, о них я уже писала ранее, здесь же они собраны в виде короткого конспекта, в который удобно заглянуть при необходимости. Чтобы прочитать подробнее об игре, нажимайте на ссылку.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей 1,5 лет:
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: My-shop, KoroBoom
- Собираем пазлы из 2-6 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
- Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
- Играем в магнитную рыбалку;
- Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Уже знакомые игры:
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
- Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
- Просеиваем крупу через ситечко;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
- Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
- Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
- Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
- Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Примеры полезных в этом деле игрушек:
- Развивающий коврик своими руками
- Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
- Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
3. Рисование
4. Аппликация
5.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
6.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
7. Первые уроки
- Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
8.Первые сюжетные игры
9. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
10.Двигательная активность
- Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики;
- Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
- Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
11.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
На этом все.
О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!
Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-i-zanyatiya-dlya-detej-15-goda-1-god-9-mes-podrobnyj-plan-konspekt.html
Что должен уметь ребенок в 1, 5 года: нормы и отклонения
Когда ребенок перешагнул отметку в один год и отпраздновал свой первый день рождения, он начинает развиваться еще активнее.
Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь их ребенок в 1,5 года – какие показатели развития являются нормой и как можно помочь ребенку в этот важный период.
Не стоит забывать, что все дети развиваются индивидуально, поэтому ориентиры существуют весьма условные.
Физическое развитие
На данном возрастном этапе дети много двигаются и постоянно исследуют пространство, то есть у них уже имеется достаточное количество физических навыков и умений.
Ребенок в год и шесть месяцев умеет:
- ходить, обходить препятствия, перешагивать предметы;
- с помощью взрослого подниматься и спускаться по невысоким ступенькам;
- самостоятельно сидеть, садиться на пол или на стульчик;
- брать и бросать игрушки в разные стороны;
- пытается быстро бегать;
- пьет из специальной детской кружки или бокала, держит ложку, пытается кушать сам.
В этом возрасте ребенок очень любопытный, но еще крайне неуклюжий, поэтому требует постоянного присмотра. Чтобы направить его активность в нужное русло, используйте следующие игры.
- «Повторяй за мной». Показывайте ребенку различные действия (хлопайте в ладоши, приседайте, закрывайте ладонями глаза т. п.).
- «Догонялки». Нужно поймать папу (маму, бабушку, брата и т. д.), а затем взрослые ловят ребенка.
- Плавание. Упражнения в воде отлично развивают крупную моторику и гибкость.
Речевые навыки
К окончанию первой половины второго года жизни дети обладают определенными речевыми навыками. Многих родителей больше всего волнует именно эта сфера развития, так как разговаривать все дети начинают не в одно и то же время.
Чтобы ответить на вопрос, что должен уметь говорить ребенок в 1,5 года, нужно знать, что существует пассивная речь (те слова, которые он понимает, но еще не произносит) и активная (то, что он произносит или пытается произнести).
Рассмотрите таблицу со средними показателями речевого развития детей этого возраста.
Пассивная речь | Активная речь |
По просьбе взрослого указывает на предметы, игрушки, части тела. | Произносит около 30 простых слов (они могут получаться у него не совсем четко). |
Выполняет различные действия по просьбе (не трогай, закрой, возьми, пей, кушай и т. п.). | Отвечает на вопросы, используя знакомые слова. «А кто это?» — взрослый указывает на кошку. Ребенок отвечает: киса. |
Понимает смысл многих предложений (Смотри, бабочка летает! Папа пришел с работы, пойдем встречать!) | Подражает фразам. Пытается выстроить простую фразу. Например: «Это мама», «Дай мне». |
Необходимо понимать, что речь ребенка формируется в основном путем подражания услышанному. Если вы не говорите с малышом и не произносите как можно чаще названия предметов, действий, животных, то он не заговорит еще очень долго. Слова, которые в этом возрасте произносят дети, сильно искажены из-за плохого произношения, но в основном это те слова, что ребенок постоянно слышит.
Какие упражнения по развитию речи могут помочь?
- Для обогащения пассивного словаря следует просто называть часто вещи, которыми манипулирует ребенок, или действия, которые он совершает («Это горшок», «Ваня прыгает», «Мама кушает»).
- Для активной речи используйте игры с картинками и игрушками. Прячьте, например, игрушечную собаку за диван и говорите «А где собака? Вот она! Спряталась за диван!» Так же с картинками: «Что это? Яблоко! Даша любит яблоко? Даша очень любит кушать яблоки!»
- Стихи и чистоговорки. Рифма всегда запоминается проще. Активно применяйте стихотворения, особенно те, которые могут сопровождаться действиями.
- Мишка косолапый по лесу идет,
- Шишки собирает и в карман кладет.
- Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!
- Испугался мишка и ногою – топ!
Развитие познавательной сферы
Дети в 1,5 года энергично познают мир. Развиваются высшие психические функции: восприятие, память и мышление. Ребенок способен различать некоторые предметы по форме, цвету, размеру, а также решать несложные логические задачи:
- может выбрать из двух предложенных форм (чаще всего это квадрат и круг – «Покажи, где круг»);
- подбирает фигуру по образцу (кубик вставляет в квадратное отверстие, круг – в круглое);
- может выбрать по просьбе предмет по величине – большой или маленький;
- с помощью взрослого может собрать пирамиду из двух фигур разного размера (сначала большое кольцо, потом маленькое);
- может различать 2-3 цвета, указывать по просьбе на нужный («Покажи зеленый мяч»);
- показывает на предметы одинаковой расцветки (красные цветочки, белые стаканчики и т. п.).
Существует множество игр, которые могут быть полезны вашему ребенку:
- домино (покажи те, на которых изображены кошки, собаки, мышки; сложи вместе);
- вставь фигурки в отверстия (ориентация по форме);
- разноцветные счеты и пирамидки (запоминает цвета, начинает ориентироваться в размере).
Взаимодействие с окружающими
Человек – существо биосоциальное, поэтому ему необходимо общество. Эмоциональное и социальное развитие ребенка в 1,5 года зависит от микросоциума, в котором он растет. Чаще всего это семья. Большая часть эмоциональных реакций ребенка – это отражение эмоций близких ему взрослых.
Обратите внимание на нормы социального и эмоционального развития детей в данном возрасте – эта сфера является ключевой в формировании личности ребенка.
- Подражание эмоциям взрослых, сопровождение жестами и мимикой (жалеет – гладит ладошкой по голове; злится – кричит, топает ногой).
- Реакция на эмоции взрослого – различает, когда его ругают, когда хвалят.
- Ребенок выражает недовольство, плачет, если ему что-то не нравится; смеется, если с ним играют.
- Реагирует на уход мамы или папы, плачет.
- Интересуется действиями других людей.
- Проявляет осторожность, если видит незнакомцев.
- Злится, если у него что-то не получается.
- Повторяет знакомые действия под музыку.
Особое влияние на эмоциональное развитие детей оказывают такие действия, как чтение сказки перед сном, пение песен, колыбельных, совместное купание, совместные игры, прослушивание приятной музыки.
Игровые навыки
Через игру дети получают основной багаж навыков. Для взрослых игра – это развлечение, а для детей – важный инструмент развития. Наблюдая за игрой ребенка, вы сможете понять, в каких сферах ему требуется помощь. А помогая ему, вы способствуете обретению новых знаний и умений.
Итак, какие игровые действия совершает ребенок в 1,5 года?
- Отображает в игре «взрослую» деятельность (кормит игрушки, укладывает их спать, дает попить, расчесывает, укрывает одеялом).
- Подражает другим детям (накладывает лопаточкой песок в ведерко, переливает жидкости из разных емкостей).
- Пытается забраться на поверхность, подставляет стульчик, отбирает необходимые для игры предметы.
- Строит пирамидки, башни.
Многие родители, покупая новую игрушку, просто отдают ее ребенку, не показывая, как именно играть.
Это ошибка, так как ребенок быстрее научиться играть в нее и проявит больше интереса, если будет знать, как ею пользоваться. Взаимодействие с окружающими – важнейшая часть развития детей.
Через общение ребенок принимает опыт, который имеете вы, а затем отражает этот опыт, проходя собственный путь успехов и неудач.
Интересные развивающие игры для ваших детей:
- «Рыбалка» – купите рыбки разных цветов или вырежьте их из пластика, пустите в ванну и ловите сачком вместе с ребенком, называя цвета и размеры рыб;
- пазлы – их можно купить или сделать из картона, на котором необходимо нарисовать красочный рисунок (не нужно вырезать больше четырех деталей);
- мозаики – собирайте сначала простые фигуры (квадрат, треугольник), потом можно собирать цветочек, листок, дерево и т. п.; ориентируйтесь на конкретные формы и цвета;
- «Отсортируй предметы» – на карточках нарисуйте предметы различных цветов, или похожей формы, покажите ребенку, как их разделить по группам;
- лепка из соленого теста (развивает творчество и мелкую моторику) – слепите различные фигуры (звезду, сердце, тарелку и т. д.), а затем раскрасьте их красками.
Задача родителей – помогать ребенку на всех этапах взросления, а не заставлять его развиваться так, как им бы этого хотелось.
Большинство людей мечтают гордиться своими детьми, даже в 1,5 года (такими маленькими?), но намного важнее – здоровье вашего малыша и его гармоничное индивидуальное развитие.
Для этого нужно позволить ребенку исследовать и познавать окружающий мир, как это умеет только он.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-poltora-goda
Развитие ребенка в 1,5 года
Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы.
Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир.
Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день.
Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе).
В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов.
Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи.
В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают.
Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Источник: https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/18-mesyacev/
Правильное воспитание и развитие ребенка в возрасте 1,5 года
- Для любого родителя его малыш – самый лучший, самый умный и самый красивый.
- Конечно же, это так, но иногда взрослым стоит бесстрастно оценить ситуацию, особенно когда речь заходит о развитии и воспитании малыша.
- Эта статья посвящена вопросам развития полуторагодовалого ребенка, а также дает ряд рекомендаций родителям, которые помогут процесс воспитания сделать легким и успешным.
Физические параметры в полтора года
Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек
Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:
- вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
- вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
- рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
- рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
- окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
- окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
- окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
- девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.
Развитие пальчиков и моторика
В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.
Внимание! В идеале полуторагодовалый малыш должен уметь построить башню из 3 небольших кубиков, нанизать 3 кольца на палочку, открывать ручку двери, бросать маленький мячик, рисовать каракули, фигуры, подобные кругу.
Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.
В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.
В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.
Справка! Бизиборд – это лист фанеры, на который прикреплены крючки, шпингалеты, молнии, липучки, пуговицы, ручки, крышки и т.д. Ребенок может это все дергать, открывать-закрывать, что лучшим образом скажется на развитии его пальчиков.
Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.
Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!
Различия между мальчиками и девочками
С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.
- У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
- Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
- Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).
Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.
Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев
- Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
- Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
- Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
- Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
- Самостоятельно может пить из кружки.
- Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
- Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
- Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
- Перекладывает предметы, слаживает их в коробку, достает оттуда.
- Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
- Различает 2 – 3 цвета.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/1-3-goda/18-mecyatsev.html
Развитие детей от 1 года до 1,5 лет
Знать особенности развития ребенка нужно каждому родителю. Это необходимо, во-первых, чтобы понять, нет ли отклонений от нормы. А во-вторых, правильно реагировать на поведение малыша и лучше понимать его, помогая познавать мир.
Особенности возраста от 1 года до 1,5 лет
Этот период начинается с того, что ребенок делает свои первые самостоятельные шаги. Ему все больше хочется стоять и ходить. Ребенок активно познает мир, все трогает ручками, чтобы знать, какое оно на ощупь. Не исключением является и еда. Поэтому детки её трогают и хотят кушать руками. Не переживайте, это временно.
Любимое занятие
Любимым занятием у многих детей является нажимание на кнопочки. Не удивляйтесь, если вдруг вы услышите, как включился компьютер или ноутбук. Не ругайте за это детей, ведь их интерес ясен. Помните, доступность того, что «нельзя» — проблема родителей, а не детей!
Попытки разговаривать
Малыш активно пытается говорить, объяснить свои желания. Часто делает это жестами, так как словарный запас и навыки говорить ещё очень слабые. Вместо полноценной речи малыш лепечет на своем языке.
На самом деле он уже понимает многие слова, однако ему трудно сформировать их в предложение. Поэтому речь ограничивается «на», «дай», «хочу пить» и т.д. Постарайтесь понять малыша и проговорить за него правильную фразу. Так он быстрей сможет правильно заговорить.
Начиная с полутора лет читайте деткам книжечки. Лучше, если это будут стишки, иллюстрированные яркими картинками.
Желание экспериментировать
В этот период времени дети — настоящие экспериментаторы. Они пытаются все бросать, ломать с одной целью: посмотреть, что из этого выйдет. У малыша появляются любимые игрушки, которые он не выпускает из рук.
Часто дети катают каталки и любят потягать игрушки на верёвочке.
Если в руки малышу попался карандаш или ручка, берегитесь стены! Следите, чтобы предметы, до которых может добраться ребенок были безопасными и не бьющимися.
Навыки самостоятельности
С этого периода малыш учится первым навыкам самостоятельности: кушает ложкой, пьет из чашки. Это также лучшее время, в которое следует приучать малыша к горшку.
Эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние ребенка нестабильное. Малыш может капризничать, плакать без особых причин. К полутора годам у детей появляется период отрицания.
Часто употребляет слово «нет», высказывая таким образом свою позицию. Важно правильно реагировать на это и не потакать капризам.
Иначе ребенок вырастет манипулятором, который будет добиваться всего любой ценой. Сохраняйте спокойствие и стойте на своем.
После года ребенка следует приучать к вежливости. Говорить «спасибо», «пока». Обычно детки сопровождают эти слова жестами: кивают головой, машут ручками.
В период от 1 года до 1,3 года ребенку делают плановую вакцинацию от таких болезней, как краснуха, корь, паротит, также предлагается прививка от менингита С.
Источник: https://pyatochkin.ru/deti/deti-ot-1-do-3-kh-let/345-razvitie-detej-ot-1-goda-do-1-5-let
Рост ребенка по месяцам и по годам
Маленькие дети растут, что называется, не по дням, а по часам, поэтому во многих семьях принято заводить так называемый «ростомер» − это некая шкала, на которой делаются отметки роста ребенка. Постепенно прибавляющиеся сантиметры символизируют маленькие ступеньки взросления малыша.
Для каждого возраста ребенка характерны различные интенсивность и скорость роста. Следует отметить, что приведенные ниже показатели довольно усредненные, поэтому легкие отклонения от них не считаются признаком патологии – это лишь индивидуальные особенности конкретного малыша.
Интересные факты о росте ребенка
Зонами роста ребенка являются хрящевые части костей, которые по мере взросления постепенно «закостеневают». Известный способ проверить, вырастет ли человек еще или он уже достиг своей максимальной «вершины» − сделать рентгеновский снимок кисти руки с последующей оценкой степени окостенения лучезапястного сустава и закрытия зон роста.
Темпы роста ребенка напрямую зависят от присутствия в организме маленького человечка отвечающего за этот процесс гормона. Считается, что дети растут во сне, и это действительно так – гормон роста вырабатывается именно во время глубокого ночного сна, поэтому очень важно укладывать малыша спать вовремя (в 9-10 вечера).
То, каким будет ребёнок, когда он вырастет, зависит от роста родителей, так что, если вам любопытно, эту гипотетическую величину можно рассчитать по несложной формуле, где М – это рост матери, а П – рост отца:
- Для мальчиков: (М+П)2+6,5
- Для девочек: (М+П)2-6,5
Конечно, такой расчёт весьма приблизителен и допускает погрешность до 10 сантиметров как в большую, так и в меньшую сторону. Ради интереса, можно проверить точность формулы на себе – ведь рост ваших родителей и собственный рост вам известны.
Рост ребенка в первый год жизни
Никогда человек не растет так быстро, как в начале своей жизни.
В первые два месяца ребенок в среднем вытягивается на шесть-семь сантиметров, рост происходит равномерно.
В последующие месяцы темп постепенно стихает – по два с половиной сантиметра в возрасте трех-четырех месяцев и по два с пятого по восьмой.
В последние три месяца перед первым днем рождения ребенок прибавляет до полутора сантиметров роста ежемесячно, этот период совпадает с первыми попытками малыша научиться ходить.
Таким образом, за первый год жизни ребенок вырастает на двадцать-двадцать пять сантиметров. Следует помнить, что приведенные цифры приблизительны.
Нормы роста детей до года по данным ВОЗ (усредненные значения) | ||
Возраст | Девочки | Мальчики |
0 месяцев | 47,3 — 51,0 см | 48,0 — 51,8 см |
1 месяц | 51,7 — 55,6 см | 52,8 — 56,7 см |
2 месяца | 55,0 — 59,1 см | 56,4 — 60,4 см |
3 месяца | 57,7 — 61,9 см | 59,4 — 63,5 см |
4 месяца | 59,9 — 64,3 см | 61,8 — 66,0 см |
5 месяцев | 61,8 — 66,2 см | 63,8 — 68,0 см |
6 месяцев | 63,5 — 68,0 см | 65,5 — 69,8 см |
7 месяцев | 65,0 — 69,6 см | 67,0 — 71,3 см |
8 месяцев | 66,4 — 71,1 см | 68,4 — 72,8 см |
9 месяцев | 67,7 — 72,6 см | 69,7 — 74,2 см |
10 месяцев | 69,0 — 73,9 см | 71,0 — 75,6 см |
11 месяцев | 70,3 — 75,3 см | 72,2 — 76,9 см |
12 месяцев | 71,4 — 76,6 см | 73,4 — 78,1 см |
Рост ребенка от года до семи лет
В возрасте от года до трех лет интенсивный темп роста сохраняется. За эти два года малыши вырастают примерно на 20 см, прибавляя около 10 см в год.
- Начиная с трех лет темпы роста замедляются, но остаются стабильными – в норме ребёнок прибавляет не менее четырёх сантиметров в год.
- Различий между скоростью роста мальчиков и девочек в этом возрасте ещё не наблюдается – все это начнется позднее, в ранний пубертатный период.
- Сравнивая ребенка двух-семи лет со сверстниками, можно с высокой долей вероятности судить о том, будет ли он высоким во взрослой жизни или нет.
- Как понять, нормально ли растет ребенок? Существует формула, которая поможет родителям вычислить приблизительную норму роста в конкретном возрасте:
- Для мальчиков: 75 см+n*7
- Для девочек: 75 +( n*7-1), где n – возраст в годах (полных)
Важно помнить, что рост ребенка зависит не только от наследственности, но и от питания и образа жизни.
Нормы роста детей от 1 года до 7 лет по данным ВОЗ (усредненные значения) | ||
Возраст | Девочки | Мальчики |
1 год | 71,4 — 76,6 см | 73,4 — 78,1 см |
1,5 года | 77,8 — 83,6 см | 79,6 — 85,0 см |
2 года | 83,2 — 89,6 см | 84,8 — 90,9 см |
2,5 года | 87,1 — 94,2 см | 88,5 — 95,3 см |
3 года | 91,2 — 98,9 см | 92,4 — 99,8 см |
3,5 года | 95,0 — 103,1 см | 95,9 — 103,8 см |
4 года | 98,4 — 107,0 см | 99,1 — 107,5 см |
4,5 года | 101,6 — 110,7 см | 102,3 — 111,1 см |
5 лет | 104,7 — 114,2 см | 105,3 — 114,6 см |
5,5 лет | 107,2 — 117,1 см | 108,2 — 117,7 см |
6 лет | 110,0 — 120,2 см | 111,0 — 120,9 см |
6,5 лет | 112,7 — 123,3 см | 113,8 — 124,0 см |
7 лет | 115,3 — 126,3 см | 116,4 — 127,0 см |
7,5 лет | 118,0 — 129,3 см | 119,1 — 130,0 см |
Нарушения роста у детей
Самые распространенные нарушения роста у детей – карликовость и гигантизм. Причины кроются в наследственности, генетических нарушениях, гормональных сбоях.
Гигантизм провоцируется избытком гормона роста. Ребенок (чаще всего это случается с дошкольниками) несоразмерно рослый и крупный. Выявить эту проблему можно при помощи анализа крови на гормоны или магнитно-резонансной томографии.
Признаки карликовости, напротив, обнаруживают себя рано, уже в два-три года. Ребенок задерживается в физическом развитии и растет медленнее сверстников. Поначалу это отставание не столь заметно, но с каждым годом все больше и больше бросается в глаза. Для диагностики в этом случае также назначается МРТ и анализы крови.
Эти нарушения роста в той или иной степени поддаются медицинской коррекции, поэтому в случае подозрений на какие-либо отклонения важно незамедлительно обратиться к специалисту.
Светлана Музыченко специально для www.kinderok.ru. При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
Источник: http://www.kinderok.ru/grudnichok/razvitie/rost-rebenka-po-mesyatsam-i-po-godam.html