В возрасте полутора лет у малышей происходит настоящий скачок в развитии. Речь идет, в первую очередь, о словарном запасе, уровне интеллекта, а также физических навыках.
Родители часто сравнивают кроху с другими детьми, чтобы понять, соответствует ли развитие ребенка 1 год 6 месяцев нормам.
И именно в этот период мамам и папам стоит быть максимально внимательными, чтобы оградить ребенка от возможных проблем в дальнейшем.
Развитие детей полутора лет
Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.
Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.
Физическое
Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.
Физические навыки малыша в 18 месяцев:
- уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
- способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
- умеет пинать ножкой мяч;
- сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
- отлично ходит по лестнице с поддержкой;
- может бросить мяч рукой;
- чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
- активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
- открывает двери в комнаты;
- садится на корточки.
Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.
Нервно-психическое
«Я сам!» — именно такому девизу следует малыш в 1 год 6 месяцев, при этом, кроха очень эмоционален и требователен в своих желаниях. В указанном возрасте ребенок активно подражает взрослым, а бытовые предметы использует в качестве игрушек.
Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек.
Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.
Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.
Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.
Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку. Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое.
Интеллектуальное
В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».
Ребенок в 1,5 года также умеет:
- играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
- знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
- собирает пирамидку;
- показывает предметы по просьбе взрослого;
- знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
- использует предметы в игре, согласно их назначению;
- умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
- проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
- говорит до 40 простых слов;
- пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».
Как развивать ребенка?
Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.
Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:
- музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
- посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
- шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
- двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
- сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
- полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.
Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.
Подходящие по возрасту развивающие игры и мультики
Детские психологи не рекомендуют позволять малышу много времени проводить у телевизора — касается это не только тех моментов, когда ребенок его смотрит, но и тех, что устройство работает на заднем фоне. Это создает чрезмерную нагрузку на психику.
Если же необходимость в просмотре ТВ возникла, можно отдать предпочтение развивающим программам, созданным специально для маленьких детей. К таким можно отнести: «Малышарики», «Деревяшки», «Тини Лав» и другие.
Игры, которыми можно занять кроху в 1 год и 6 месяцев:
- любые сюжетно-ролевые занятия. Можно готовить на игрушечной кухне, катать куклу в коляске, ремонтировать машинки инструментами и т.д.;
- «догонялки». Задача проста: малыш должен бегать за мамой. Длительность — не более 30-40 секунд, затем нужен перерыв;
- лепка;
- простые пазлы, состоящие из 2 элементов;
- игры с песком и водой. Особенно полезно пересыпать или переливать их в разные емкости;
- рамки-вкладыши — отличный тренажер для логики и мелкой моторики.
Выбирая игру, важно помнить, что она должна приносить радость и удовольствие обеим сторонам процесса.
Психологи рекомендуют отдавать предпочтение максимально реалистичным моделям. Зайчик, например, должен быть похож на своего прототипа — тогда у ребенка будет формироваться правильное представление об окружающей действительности.
Какие игрушки принесут пользу малышу
В-третьих, нелишним будет выбирать те игрушки, которые можно легко помыть или протереть.
Стоит исключить использование таких моделей, которые снабжены слишком громким звуковым модулем — стреляющие, пищащие или издающие другие резкие звуки.
Видео по теме
Доктор Комаровский о раннем развитии детей:
Гармоничное развитие крохи полутора лет во многом зависит от родителей. Кроме правильных игр и занятий, ребенку нужны любовь, забота и внимание. Также важна нормальная психологическая атмосфера в семье, полноценное и витаминизированное питание, а также общение не только с родными (взрослыми и старшими детьми), но и со сверстниками.
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-1-2-goda/1-god-6-mesyacev.html
Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев: что должен уметь
Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, что должен уметь малыш? В 1 год и 6 месяцев малыш пытается развить навык бега и активно штурмует различные лестницы. Начиная с этого периода о спокойных прогулках можно забыть ????
Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
Начался следующий этап путешествия вашего ребенка во взрослую жизнь. Новые впечатления идут рука об руку с новыми способностями, а новые страхи – с новыми радостями.
Ребенок в 1 год и 6 месяцев очень активно двигается, но он уже учится отступать – конечно, только в те моменты, когда будет идти назад. Приобретение этого нового навыка дает понимание, что умение держать равновесие – ценная способность.
Полуторагодовалый малыш, вероятно, будет осваивать в этом месяце еще один навык – учиться бегать. Вначале он делал это очень медленно и неумело, на прямых, вытянутых ножках, но с каждым разом будет виден прогресс в освоении дистанции. В связи с появлением новых возможностей вы на некоторое время забудете о спокойных прогулках: ребенок вместо того, чтобы ходить, начнет везде бегать, даже если в итоге это часто будет приводить к разбитым коленкам.
Малыш прекрасно освоил умение карабкаться на низкую кровать и спускаться с нее. Он может также подниматься на не очень крутую лестницу – эта способность будет очень полезна, если у вас есть горка на площадке.
Советы для родителей:
- Водите ребенка на детскую площадку. Поощряйте его залезать на лестницы, горки и другие приспособления.
- Будьте осторожны: ребенок учится бегать. Поведение родителей, которые стремятся оградить его от травм, он принимает за отличную игру.
- При остановке на красный свет держите ребенка за запястье, а не за пальцы. Благодаря этому уменьшится опасность того, что малыш вырвет свою руку из вашей ладони.
Рост и вес в 1 год и 6 месяцев
- Мальчики в среднем имеют вес — 11,7 кг., рост — 82 см.
- Девочки — в среднем имеют вес — 11 кг., рост — 80,3 см.
Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
Вы столкнулись с тем, что малыш вдруг превратился в несносного, громко кричащего чертенка? Плач и бунт в этом возрасте совершенно естественны: пресловутый бунт двухлетнего ребенка может начаться между 18-м (или даже раньше) и 26-м месяцем жизни.
В полтора года ребенок становится очень эгоцентричным и нетерпеливым. Он жаждет постоянного внимания взрослых и благодаря своему крику и плачу умеет привлечь его к себе. Малыш может очень четко формулировать свои пожелания и намерения. Он выходит из себя, когда вы не реагируете на его решительные запросы. Резко требует немедленного удовлетворения своих прихотей и, если не дождется этого, протестует, разражаясь громким плачем.
Перепады настроения в эти месяцы являются нормальным признаком правильного развития. Ребенок в этом возрасте испытывает весь спектр чувств – удивление, радость, интерес, нежность, гнев и злость.
В 1 год и 6 месяцев малыш не может еще до конца понять свои эмоции, поэтому он часто чувствует разочарование, которое выражает на своем ближайшем окружении – кусает, бьет, щиплется. Он может стать агрессивным по отношению к родителям.
Однако он не умеет долго злиться. Полуторагодовалый ребенок живет только настоящим, поэтому уже через некоторое время после ослабления агрессии он хочет обнять вас. Не отказывайте ему в этом.
Советы для родителей:
- Старайтесь себя контролировать. Мятежный ребенок, который все еще говорит «нет», может вывести из равновесия даже святого, однако ваше беспокойство только ухудшит ситуацию.
- Не наказывайте ребенка, шлепая его. Шлепок – не метод воспитания, а лишь выражение беспомощности родителей.
- Используйте хитрые приемы. С маленьким бунтарем всегда можно справиться, надо только знать как.
- Не позволяйте проявлять агрессию. Если ваш ребенок выражает агрессию, не ждите, пока у него это пройдет с возрастом, а уже с самого начала показывайте неодобрение. Скажите малышу, что такое поведение вас не устраивает. Если он начинает драться, остановите его – нежно, но решительно удерживая его ручки.
Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
Еще полгода назад ваш ребенок не говорил ни одного слова, а сегодня он произносит четко несколько – иногда даже несколько десятков (до 50 и более) – слов.
Свою просьбу он выражает жестом или говорит: «дай», «это», «ляля». Даже если он не четко произносит все слова выученных стишков, он может с легкостью ритмично произносить их или вставлять вместо них слова на «собственном языке».
В полтора года малыш понимает уже почти все, что вы ему говорите – многие дети в этом возрасте умеют даже выполнять сложные просьбы, состоящие из двух частей (например: «Иди в комнату и подними с пола куклу»).
Ребенок в 1 год и 6 месяцев является внимательным наблюдателем. Он имитирует поведение взрослых, поэтому не удивляйтесь, если скоро увидите его поглощенным чтением вашего детектива или старательно моющим пол. Неумело, но с большим удовольствием он красится перед зеркалом позаимствованной у мамы помадой, любит надевать обувь взрослых и ходить в ней; особенно привлекательными являются мамины украшения.
Благодаря своей наблюдательности ребенок может определить проблему и найти ее решение – например, открыть дверь при помощи ручки или повернуть в замке ключ.
Развитие речи позволяет полуторагодовалому малышу узнать, что изображено на картинке, и правильно назвать, что на ней находится (знакомые животные и предметы).
Веселье с ребенком доставляет много удовольствия также взрослым: полуторагодовалый малыш уже освоил искусство шкодить и дурачиться и с удовольствием демонстрирует его перед своими родителями. Ваш смех является для него стимулом для дальнейших трюков.
Советы для родителей:
- Используйте детское любопытство для изучения новых навыков. Рисуйте вместе, пойте простые песни, делайте гимнастику (вы можете научить ребенка, например, делать „велосипед”), показывайте новые двигательные упражнения.
- Не принуждайте малыша развивать способности. Пусть он делает это только в том случае, если сам того хочет.
Восемнадцатый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?
Нетерпеливость
Маленький ребенок не понимает, что означает „скоро”, „завтра” и т. д. Если он чего-то хочет, то хочет этого немедленно. Когда вам нужно подождать, старайтесь отвлечь внимание малыша: предложите ему игру, установите таймер обратного отсчета.
Гиперактивность
Ребенок в этом возрасте является вулканом энергии. Ее так много, что родители переживают, все ли в порядке. При этом малыш импульсивен и не может сосредоточиться дольше, чем на минуту. О гиперактивности можно говорить только в том случае, если поведение малыша препятствует его нормальной жизнедеятельности.
Нежелание сидеть в детском автомобильном кресле
Дети его не любят, потому что оно ограничивает их подвижность. Однако из соображений безопасности нельзя оставлять им выбора в этом вопросе. Не делайте никаких исключений.
Не вынимайте ребенка из автокресла, даже если он этого активно требует (если нет другой возможности, съезжайте на обочину).
Не позволяйте малышу ездить без кресла, даже если вам нужно проехать совсем короткое расстояние.
Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев — видео
Источник: http://badiga.ru/deti/razvitie-rebenka-v-1-god-i-6-mesyacev/
Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев
Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedAboutMe.
Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев
Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.
Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.
В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.
С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.
Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка
К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.
Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.
К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.
На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.
В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро.
От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию».
Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?
- Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
- Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
- Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
- Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
- Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
- Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
- Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
- Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
- Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»
Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?
- Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
- Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
- Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
- Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
- Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
- Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
- Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»
Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!
Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. — 2007
Презентация коллективной монографии «Ранние отношения и развитие ребенка» / Щедрина Е.В. // Вопросы психологии. — 2009. — №2. — с. 162
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/emotsionalnoe_razvitie_rebenka_4_6_mesyatsev/
Физическое развитие ребёнка
- На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.
- На втором году жизни у малышей всё ещё продолжается бурное физическое и психоэмоциональное развитие.
- Совершенствование опорно-двигательного аппарата сопровождается интенсивным окостенением мягкой костной ткани и хрящей.
Несмотря на то, что этот процесс будет продолжаться до окончания роста человека (до 20-25-ти лет), скелет ребенка второго года жизни уже способен обеспечить достаточно хорошую вертикальную устойчивость тела. Продолжает укрепляться и мышечно-связочный аппарат.
Примерные параметры физического развития ребёнка от 1,5 до 2-х лет:
- рост — 84–86 см;
- вес — от 12-ти до 13-ти кг;
- окружность головы — 48,2–49,5 см;
- окружность груди — 50,5- 51,5 см.
В этот период у малышей изменяется режим питания и сна. После полутора лет уже достаточно 4-х приёмов пищи в день и одного дневного сна (желательно, не менее 3,5 часов). Периоды бодрствования полуторагодовалого ребёнка составляют от 4,5 до 6-ти часов.
Двигательные навыки
На втором году жизни у детей проходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Их движения становятся более совершенными, скоординированными, появляется умение прыгать, бегать, бросать мячик и другие предметы.
В связи с этим меняется содержание подвижных игр: уже возможно сочетание нескольких видов движений одновременно, увеличение продолжительности физических упражнений до 5-7-ми минут.
Что должен уметь делать малыш к двум годам?
- преодолевать ступеньки и другие препятствия, чередуя шаг;
- переходить с ходьбы на бег и обратно;
- подпрыгивать;
- держать мяч одной и двумя руками;
- ловить мяч с близкого расстояния.
Не стоит забывать и о том, что утомление у малышей наступает пока ещё очень быстро. Они часто меняют положение тела, находясь в статичном состоянии, а после нескольких минут активной игры некоторое время отдыхают.
Используйте комплексный подход
В процессе занятий с ребёнком до 2-х лет необходимо сочетать упражнения по физическому развитию со стимуляцией психоэмоционального развития. В этот период у детей активно формируется кинестическое (мышечное) восприятие.
Например, ребёнок смотрит, как именно произносится то или иное слово, формирует правильный произносительный образ и только потом учится его выговаривать. Тот же процесс происходит при воспроизводстве любого физического движения. Поэтому так важно применение речевых и ритмических стимулов, помогающих развивать двигательную активность ребёнка.
Например, проводить занятия физкультурой под музыку, при этом используя чёткие речевые инструкции. Это способствует нормализации психической деятельности ребёнка, улучшает пассивную речь (понимание того, о чём ему говорят), обогащает словарный запас.
В 1,5–2 года вы уже вполне можете посещать центры развития детей и заниматься в группах, совместно с мамами, а затем повторять пройденные упражнения дома в индивидуальном порядке. Но при этом нужно всегда соблюдать последовательность выполнения тех или иных упражнений и соответствующие дозировки.
Задачи родителей по физическому воспитанию ребёнка до 2-х лет:
- учить малыша подниматься и спускаться по ступенькам, вырабатывая равномерность шага;
- менять различные способы движений во время игры. К примеру, вставать на коленки, ложиться на пол и т. д.;
- совершенствовать ручные действия, в частности те, что требуют супинации предплечья. Малыш должен учиться высыпать игрушки из коробки, поворачивать ручку двери и т. д.;
- развивать координацию движений пальцев рук с использованием большого пальца. Это есть развивать основу манипуляторной ручной деятельности;
- формировать т.н. «мышечно-суставное» чувство, как один из главных факторов дальнейшего развития моторики рук. Постепенно это чувство станет мерой отсчёта расстояний и расположения предметов в пространстве;
- уделять значительное внимание усложнённым видам ходьбы: ходить по узенькой тропинке, перешагивать через невысокие барьеры. Нужно, чтобы малыш старался подражать взрослым, то есть учился ходить ровно, держа осанку.
Физические упражнения для детей до 2-х лет
- Конечно же, лучшее время для занятий зарядкой — утро, сразу после пробуждения небольшая разминка поможет малышу запустить все жизненные процессы, которые были замедлены во время сна, размять суставы ручек, ножек, позвоночника, давая им возможность без напряжения, легко включиться в ритм повседневной жизни.
- Делайте упражнения натощак, в проветренной комнате, в удобной одежде, а лучше всего — босиком, в трусиках и маечке.
- Итак, вы уже знаете, что для малышей в этом возрасте будет достаточно 5-8-ми минут небольшой ежедневной разминки.
- Весёлая «зверобика»
- Самое главное, чтобы занятие происходило в виде весёлой игры, со стихами и музыкой, и приносило удовольствие ребёнку.
- Например: прыгает зайчик, умывается или потягивается кошечка, летит птичка, скачет лягушка, идёт косолапый мишка.
- Такая забавная «зверобика», в сочетании с тематическими стихами, никогда не надоест вашему малышу, а, кроме того, дополнительно будет способствовать развитию речи и эмоциональному развитию.
Очень хорошо, если вы придумаете определённый ритуал, который будет служить сигналом к началу зарядки. Это может быть любимая песенка или какой-нибудь короткий призывный стишок.
Ну и, конечно, ваш личный пример просто неоценим. Вы должны будете маршировать, бегать и прыгать вместе с вашей крохой.
- Упражнения с предметами
- Используйте упражнения с предметами: мячиками разного размера, обручем, через который можно перелезать, ленточками, из которых можно проложить дорожки на полу и пытаться по ним пройти.
- Очень пригодятся и простые музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, барабан, дудочка — упражнения с ними в сочетании с ходьбой или простыми движениями помогут формированию музыкального слуха и чувства ритма.
- Делай, как мама!
Упражнение на дыхание для ребёнка 1,5-2-х лет:
Ручки раскрыть в стороны, глубоко вдохнуть, потом резко обнять себя, хлопнув по лопаткам и шумно выдохнуть. Повторить 5–7 раз.
Ручки в стороны поднимем,
А затем себя обнимем,
Пусть весь мир скорей услышит,
Как наш носик громко дышит!- Ходьба
Ходить с ребёнком по комнате, постоянно меняя темп или переходя на бег под русскую народную потешку «Заинька, походи».
Наклоны вперёд
Поднять с пола игрушку, высоко поднять над головой, затем положить. Повторить 5–7 раз.
Наклоны в сторону.
Поставить ручки на талию и пробовать наклоняться вправо-влево.- Птички
Малыш поднимает ручки в стороны и машет, как птичка в полёте. В качестве сопровождения подойдёт любой стишок про птичку. Для мальчиков это может быть самолёт.
Поднимаем ножки
Из положения лёжа на спинке, 4–5 раз поднимаем и опускаем ножки.
Вот, собственно, и вся зарядка.
Уделяйте больше внимания вашему малышу, помогайте ему развиваться и познавать мир. Ребёнок в 1–2 года требует ежедневного кропотливого труда, но будьте уверены — все ваши усилия будут с лихвой вознаграждены!
Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr20/pfizicheskoe-razvitie-rebjonkap
Развитие ребенка 6 месяцев
Он прекрасно чувствует настроение окружающих, понимает интонацию и тон речи, обращенные к нему, осознаннее реагирует на родных, на свои игрушки. Любит рассматривать близких людей, улыбаться им, произносит радостные звуки в ответ на обращение к нему. Ребенок уже знает и понимает названия многих предметов, может отыскать глазками маму, папу, или любимую игрушку, когда ему задают вопрос: «Где мама?», «Где папа?» и т.д. К шести месяцам малыш способен устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Например, нажал на кнопку – заиграла музыка, толкнул игрушку – она упала. На этом опыте и познании окружающего мира строится понимание многих игр, направленных на логику и развитие ребенка. Поэтому сейчас наступает самое время для занятий с ним в интеллектуальные и развивающие игры. Для этого достаточно просто поиграть с ребенком в пирамидки, матрешки, различные баночки и коробочки, которые вкладываются друг в друга, показать, как ставятся друг на друга кубики, и др. Можно приобрести специальные игрушки с изображением животных, которые одеваются на руку, и разыграть небольшие сценки. Наградой для вас станет буря восторга у вашего малыша. Кроме того, очень полезно играть в игры, стимулирующие развитие моторики у ребенка. Это очень важно для развития речи в будущем. Можно играть в такие игры, как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Прятки с игрушками» и другие. Играя в такие познавательные игры, малыш учится взаимодействовать с окружающими его людьми, социализироваться в обществе. Помимо этого, полугодовалому малышу очень понравятся и музыкальные игрушки. Можно показать такие игрушки, как металлофон или ксилофон, малышу очень понравится стучать по нему палочками и извлекать разнообразные звуки.
В речевом развитии четко прослеживается лепет, у ребенка появляются новые звуки и слоги, и ими он уже пытается обозначить какой-либо предмет, действие или свое желание.
Для того, чтобы эти речевые навыки продолжали активно развиваться, необходимо как можно больше разговаривать с ребенком, рассказывать все, что делает мама или папа, показывать и называть предметы, а еще много читать и петь песенки.
Читать и петь желательно медленно, чтобы ребенок успевал понимать, как движутся ваши губы и произносятся слоги. Сейчас у малыша вся информация откладывается на подсознательном уровне, и постепенно он начинает понимать и осознавать ее.
В физическом развитии за первое полугодие у малыша также произошли значительные перемены. Он окреп, стал сильнее и ловчее, движения стали четкими и скоординированными. Ребенок уже пытается сидеть без поддержки с прямой спинкой.
Некоторые малыши, находя опору в виде прутьев кроватки или другой устойчивой мебели, пытаются даже встать на ножки. Но для первых шагов еще пока рано, и обычно сразу ребенок плюхается обратно на пол. Зато в этом возрасте малыш довольно уверенно пытается ползать по квартире.
Очень полезно высаживать ребенка на пол, он видит новую обстановку, новые интересные вещи, у него появляются новые цели, до которых ему хочется добраться, опять таки, тренируясь в ползании.
Но будьте внимательны! Пройдет совсем немного времени, и малыш, освоившись на полу, начнет покорять все ранее не изведанное до чего сможет дотянуться, а это серьезный повод для того, чтобы провести ревизию в тумбочках, шкафах и полках, доступных для ребенка, убрать опасные и мелкие предметы и нейтрализовать острые углы и косяки.
На шестом месяце у многих малышей начинают резаться зубки. Но, нужно отметить, что период этот у всех индивидуален – у кого-то начинают резаться в три месяца, а у кого-то и в девять. Отклонений в этом нет, ведь все зависит от индивидуального развития каждого малыша.
В период прорезывания зубов ребенок может стать более капризным, появляется обильное слюноотделение, могут появиться и другие симптомы, такие как насморк, температура, беспокойный сон. Не стоит этого бояться, нужно помнить, что этот период временный, и через несколько дней все придет в норму.
Нужно постараться помочь малышу снять боль, в этом хорошо помогают различные стоматологические гели, которые на определенное время устраняют болезненные проявления прорезывания зубов. Также хорошо зарекомендовали себя свечи, которые применяются именно в период прорезывания для снятия жара и облегчения боли.
Кроме этого, в аптеках сейчас продается масса специальных прорезывателей, заполненных гелем или водой. Подобные вещи охлаждаются в холодильнике (не в морозильнике) и затем даются ребенку. Охлажденный прорезыватель также способен ненадолго снять болевые ощущения, кроме того, малыш может им почесать десенки.
На шестом месяце жизни ребенку можно постепенно пробовать вводить прикорм. В настоящее время врачи рекомендуют дождаться шести месяцев малышам, находящимся на грудном вскармливании, и на месяц раньше прикорм можно пробовать малышам – искусственникам.
Рецепты вкусных и полезных овощных, мясных и фруктовых пюре для грудничка можно найти в нашей статье “Рецепты малышам от 6 до 9 месяцев”. Не стоит начинать вводить прикорм ребенку, если он болен, либо в ближайшие дни ему предстоит прививка.
Вводить какой-либо новый продукт нужно с большой осторожностью, начиная с половины чайной ложки в первый день и доводя до полной порции за 7-10 дней.
В это время нужно обязательно следить за реакцией малыша на этот продукт: не появилась ли какая-либо непонятная сыпь, нет ли каких покраснений на коже, не изменился ли стул, и других явных проявлениях аллергии и расстройств желудочно-кишечного тракта.
При появлении подобных симптомов данный вид прикорма следует отменить, дождаться, чтобы исчезли симптомы заболевания, и пробовать уже другой вид продукта. Следует отметить, что в начале малыша угощают только монокомпонентным пюре (т.е. в состав должен входить только один овощ, либо фрукт).
Делается это для того, чтобы точно знать, на какой продукт, в случае чего проявится аллергия. Также необходимо отметить, что малышам, склонным к аллергии, прикорм вводится с большей осторожностью, и немного сдвигая сроки в сторону увеличения, чтобы снизить риск возникновения аллергической реакции. Подробнее о пищевой аллергии и способах ее диагностики и лечения можно прочитать в статье «Пищевая аллергия у детей до года».
Источник: https://kiddyblog.ru/malyshi-do-goda/razvitie-rebenka-6-mesyacev/
Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.
Физическое развитие ребенка полутора лет
Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:
Параметр | Мальчики | Девочки | ||
Нижняя граница | Верхняя граница | Нижняя граница | Верхняя граница | |
Вес, кг | 10,2 | 13,0 | 9,8 | 12,2 |
Рост, см | 78,4 | 85,9 | 77,1 | 84,5 |
Окружность головы, см | 46,6 | 50,2 | 45,8 | 49,0 |
Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:
Параметр | Мальчики | Девочки | ||
Нижняя граница | Верхняя граница | Нижняя граница | Верхняя граница | |
Вес, кг | 8,8 | 13,7 | 8,1 | 13,2 |
Рост, см | 76,9 | 87,7 | 74,9 | 86,5 |
Окружность головы, см | 44,7 | 50,0 | 43,5 | 49,0 |
Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша.
А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14.
Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.
Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года
В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам.
Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.
В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.
Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев
Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит. Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.
В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо, особенно в первые минуты встречи.
В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но определение в детские ясли или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны.
Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.
Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками.
Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения».
Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.
Другие дети вызывают у малыша интерес, но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть.
Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ.
Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.
Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции. Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны.
Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями.
К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.
Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев
Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков. В 1 год 6 месяцев ваш малыш:
- Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
- Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
- Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
- Садится на корточки;
- Умеет открывать дверь в комнату.
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:
- Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
- Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
- Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
- Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
- Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.
Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:
- Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
- Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
- Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
- Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
- Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.
Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:
- Он пьет из чашки, почти не проливая;
- Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
- Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
- Начинает проситься на горшок.
Речь ребенка в 1 год 6 месяцев
1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.
Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.
В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.
Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.
В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится.
После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого.
Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!
- Специально для lovingmama.ru
Нужна ли ребенку подушка: до года, в год и в два? Какую подушку и когда купить ребенку?
Стоит ли отдавать ребенка в ясли?
До того, как я стала мамой, я даже представить не могла того, что меня ожидает 🙂 Я не видела маленьких детей (ну если только издалека), и как-то они…
Источник: http://LovingMama.ru/article/103-razvitie-rebenka-v-1-god-6-mesyacev