админ 8 — Апрель — 2012
Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Старайтесь задавать вопросы играючи. Помните, что результаты теста носят лишь рекомендательный характер.
ТЕСТ
1. Малышу необходимо за 30 секунд запомнить как можно больше деталей на картинках. По прошествии установленного времени доступ к рисункам закрывается и ребенок получает задание: « Расскажи, кого ты увидел на картинках? Чем они занимались? Какие предметы вокруг?»
Ставим « + », если ребенок правильно назвал всех изображенных персонажей и хотя бы один дополнительный признак ( у чебурашки кисточка).
2. Ребенок должен собрать картинку из четырех частей.
Вы можете распечатать и вырезать представленный рисунок. Либо использовать в качестве пазла любую картинку (открытку), разрезанную на 4 неравномерные части.
Скачать пазл
Ставим « + », если рисунок собран верно.
3. Задание: « Скажи, чем отличаются эти картинки». Ваш малыш должен уже понимать значение слов «много» и «один».
Ставим « + », если в процессе объяснения различия картинок, ребенок употребил слова « много», «один». Без подсказок.
4. Задание: « Скажи, чем отличаются эти картинки». Ваш малыш должен понимать значение слов «толстый» и «худой».
Ставим « + », если в процессе объяснения различия картинок, ребенок употребил слова « толстый», «худой». Без подсказок.
5. Задание: « Скажи, чем отличаются эти картинки». Ваш малыш должен понимать значение слов «высокий» и «низкий».
Ставим « + », если в процессе объяснения различия картинок, ребенок употребил слова «высокий», «низкий». Без подсказок.
6. Задание: « Найди отличия в картинках».
Ставим « + », если ребенок нашел 3 отличия.
7. Задание: « Повтори то, что изображено на картинках».
Ставим « + », если ребенок правильно воспроизвел 4 жеста.
8. Задание: « Как называются эти деревья?».
Ставим « + », если ребенок правильно назвал 2 из 3 деревьев.
Результат:
У вас все « + » или есть один « — » – развитие ребенка соответствует возрасту.
Если есть два « — » – протестируйте ребенка по тесту для 2 лет. Если нет « — » — развитие ребенка соответствует возрасту. Если есть хоть один « — » – вам стоит показать малыша детскому психологу.
Если три и более « — » — ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего ребенка.
- Замечательные развивающие игры есть на нашем сайте!
- Вопрос № 1 – проверяет развитие зрительной памяти ребенка.
- Вопрос № 2 – отвечает за проверку индуктивного мышления.
- Вопросы № 3, 4, 5 – проверяет уровень восприятия ребенка.
- Вопрос № 6 – отвечает за проверку концентрации внимания вашего малыша.
- Вопрос № 7 – проверяет развитие мелкой моторики у ребенка.
- Вопрос № 8 – проверяют общую осведомленность ребенка.
А ЧЕГО БЫ ТУТ НАЖАТЬ
Источник: https://bebiklad.ru/testyi/test-uroven-razvitiya-rebenka-3-let
Диагностика развития детей 3 – 4 лет
Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени.
Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса.
В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке.
Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение.
Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
- Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.
Начать Консультацию Психолога
Перейти к Списку Тестов
Источник: http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-3-4-let/
Диагностика для детей 3-4 года
- Составила: педагог дополнительного образования
- Одинокова Божена Олеговна
- Диагностика уровня развития речи 3-4 года (обучение грамоте)
- Цель: выявление уровня речи детей дошкольного возраста.
- Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- • понимание речи;
- • сформированность фонематического слуха;
- • предметный и глагольный словарь;
- • слоговая структура слов;
- • уровень развития активной речи;
- • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
- Рассмотрим методики обследования речи детей (5 серий заданий).
- СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции (1 балл).
2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок.
Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять.
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией (1 балл).
3. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи.
Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков (1 балл).
- Диагностика мышления 3-4 года
- Цель: выявить уровень развития элементарных математических представлений.
- Зачеркни лишний предмет (за каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3).
За каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3.
По 1 баллу за задание, максимально – 2 балла.
Источник: https://infourok.ru/diagnostika-dlya-detey-goda-3492617.html
Психологическая диагностика в детском саду
вт, 05/30/2017 — 15:53
Виды психодиагностики детей В ДОУ
При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений.Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт.
Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.
На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса.
При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.
Большинство педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному плану, который включает в себя несколько этапов.
-
Скрининговое тестирование – проводится среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей, обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.
-
Углубленное или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д. Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду особенностей или отклонений.
-
Динамическое тестирование – проводится для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к обучению.
-
Итоговое тестирование – заключающий метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов: наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.
Благодаря этому тестированию педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии дошкольника.
Что оценивает психолог
При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта — это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:
- внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);
- инициативность в общении;
- усидчивость в процессе диалога;
- интерес к обсуждаемой теме;
- общее самочувствие дошкольника;
- умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;
- состояние основных физических функций;
- подвижность;
Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.
Методы проведения психодиагностики в зависимости от возраста
Когда проводится психологическая диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.
Тестирование детей в возрасте 3–4 лет
Для оценки развития детей от трех до четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в баллах, которые после проведения исследования суммируются.
-
«Коробка форм» – для определения уровня восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки различной формы.
Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези, которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла.
Если примеривает фигурки к прорезям, то один.
-
«Матрешка из трех частей» – позволяет определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и расположить фигурки по размеру.
-
«Разрезные картинки» – для оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.
-
«Цветные кубики» – визуальное и слуховое восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и он должен указать их на кубиках нужного оттенка.
После того как психологическая диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или интеллектуального развития.
Тестирование детей в возрасте 4–5 лет
Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.
-
«Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.
-
«Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.
-
«Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.
-
«Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.
-
«Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.
Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.
Тестирование детей в возрасте 5–6 лет
К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:
-
«Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.
-
«Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.
-
«Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.
-
«Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.
-
«Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка
Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.
Тестирование детей в возрасте 6–7 лет
В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде.
Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса.
Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.
Психологическое тестирование в центре Сократ
Благодаря психологической диагностике развития малыша в центре «Сократ», удается выявить различные отклонения в мышлении и развитии дошкольника и скорректировать их.
- кризис переходного возраста, связанный с формированием у малыша характера в возрасте 3-4 лет;
- капризность, агрессивность, задиристость, тревожность. Если малыш не слушается и часто капризничает, то благодаря коррекционно-развивающей программе, которую предлагает центр Сократ, можно в короткие сроки избавиться от негативных проявлений;
- задержка умственного и речевого развития. При прохождении тестирования, в 98% случаев удается выявить отклонения в развитии личности дошкольника и его познавательной сферы. Кроме того, педагог-психолог может сразу же подобрать методику коррекции различных отставаний;
- плохая адаптация в социуме (застенчивость, страх общения и т. д.) – с ребенком работают лучшие психологи, которые подберут оптимальную методику избавления от трудностей общения и нарушений поведения.
В онлайн-режиме можно пройти тест на выявление способностей ребенка http://cokrat.com/test. Он не заменяют консультацию специалистов, но помогает определить сильные стороны малыша.
В центре Сократ работают лучшие психологи, прошедшие обучение французской методике комплексного психологического обследования, широко применяемой и признанной в странах Европы. Они найдут подход к любому малышу.
Благодаря тестированию специалисты выявляют не только отклонения в поведении и развитии, но и определяют способности ребенка, дают практические рекомендации по обучению и воспитанию.
Педагоги-психологи подбирают и успешно реализуют индивидуальную программу коррекции выявленных отклонений.
Пройдя процедуру комплексного психологического обследования в центре Сократ, родители доверяют своего малыша специалистам, которые полноценно подготовят его к поступлению в школу и дадут родителям перечень рекомендаций по успешному прохождению адаптационного периода, развитию учебных навыков и формированию у ребенка позиции ученика.
Источник: http://cokrat.com/articles/psihodiagnostika_v_detskom_sadu
Диагностика психологом ребенка в 3-4 года
Что происходит в первые 4 года жизни
Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:
- моторика;
- сенсорика;
- речь;
- эмоциональная сфера и т.д.
Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.
В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.
Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.).
Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.
Формирование математических представлений у дошкольников
Что оценивает психолог
Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.
Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.
Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.
Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:
- посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
- игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
- мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.
Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:
- внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
- память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
- мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
- воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
- эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?
Диагностика психомоторного развития
Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.
Психологическое обследование делится на 2 группы:
- Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
- Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.
Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:
- «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
- «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
- «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
- «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.
Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.
Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.
При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.
В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.
Источник: http://karkusha.su/diagnostika-psihologa-rebenka-v-3-4-goda/
Семь важнейших вех развития, когда нужно подозревать аутизм
(!) Ссылки на тесты в интернете вы можете посмотреть в этой статье.
Там же мы перечислили необходимый минимум признаков, который должны знать все родители, чтобы вовремя приступить к более глубокому анализу проблем в различных сферах развития малыша.
Ниже мы предлагаем вариант обширного разностороннего опросника — для подробной проверки развития ребёнка. Осуществив её, вы сможете окончательно осознать свои тревоги и своевременно обратиться за помощью.
Как пользоваться представленной ниже таблицей для оценки развития детей до трёх лет:
- Найдите возраст ребёнка в строке заголовка (первая сверху).
- Прочтите список и определите, актуальны ли для ребенка утверждения, описанные в столбце его возраста.
- Если возраст вашего ребёнка отсутствует в таблице, то нужно проверять по столбцу ближайшего меньшего возраста (например, если ребенку два с половиной года, то проверяем по столбцу, обозначенному как «2 года»)
Когда следует беспокоиться?
Когда одно или несколько описанных в таблице утверждений совпадают с реальными признаками у вашего малыша.
Такое совпадение является прямым указанием на возможную задержку в развитии. Это касается любой из областей (!) И даже единственное совпадение нельзя оставлять без внимания.
Уважаемые родители!
Если у вас осталось беспокойство по поводу особенностей развития вашего ребенка, пожалуйста, без промедления обращайтесь к специалистам:
- Невролог
- Психолог
- Психиатр
- Логопед-дефектолог.
Алгоритм первых действий при подозрении аутизма у ребёнка ждёт вас здесь.
Источник: Queensland Government www.qld.gov.au. Перевод БФ «Институт раннего вмешательства» при поддержке UNICEF-Украина.
Все права защищены и принадлежат АККП ©2019
Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru
Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте.
В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию.
Обращаться с претензиями можно через контактную форму.
Сделано в iMindStudio.com
Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/kak-proverit-razvitie-rebyonka-i-kogda-nuzhno-bespokoitsya/
Диагностический материал для диагностики психологического развития детей от 2 до 3 лет.(по этапам обследования)
- Диагностический материал для диагностики психологического развития детей от 2 до 3 лет (по этапам обследования).
- Цель:
- — Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.
- — Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.
- Средства, облегчающие установление контакта:
- — Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.
- Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.
- — Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.
Диагностическим материалом являются игрушки, д/и «Лови шарик»,бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.
- Дидактическая игра «Лови шарик»
- Цель:
- — Установление контакта с ребенком.
- — Исследование понимание ребенком словесной инструкции.
- — Исследование развития мелкой моторики.
- Дидактический материал:
- Желобок, шарик (Приложение №19).
- Процедура обследования:
Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «лови шарик». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку.
Оценка результатов первого этапа
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Хорошо понимают словесную инструкцию. | Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. | Не испытывают волнения или некоторые дети начинают плакать. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное. Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу. |
- Цель:
- — Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.
- — Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.
- — Оценка возможностей ориентировки в пространстве.
- — Оценка качества речи, умения понимать речь.
- Используемые диагностические приемы:
- — Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.
- — Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.
- Процедура проведения диагностики общей осведомленности:
- — Умение показывать и называть себя и родителей.
- — Знания всех частей тела.
- — Знание бытовых предметов и их назначения.
- Оценка результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Легко справляются с заданиями. Общая осведомленность соответствует возрасту. | Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах. Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. | Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие. Общая осведомленность низкая. |
-
Работа с пирамидой из колец.
- Цель:
- — Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.
- — Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.
- — Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).
- — Исследование адекватности и рациональности способов действий.
- — Выявление наличия и стойкости интереса к работе.
- Диагностический материал:
- Пирамидка из трех – четырех колец (Приложение №21).
- Процедура исследования:
Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не собирает самостоятельно, то взрослый начинает подавать ему по одному кольцу, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены. | Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой. При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят. Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия. | Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется. Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом. |
- Цель:
- — Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.
- — Исследование уровня развития целостного восприятия.
- — Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.
- Диагностический материал:
- — Кубики – 3 штуки (Приложение №15).
- — Две или три плоские палочки одного цвета (Приложение №21).
- Процедура проведения:
- Перед ребенком строят из палочек фигурку «молоточек» или «треугольник» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня»
- Анализ результатов:
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию | Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых. Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания. | Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом. Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя. |
-
Складывание разрезных картинок.
- Цель:
- — Исследование внимания и представлений.
- — Исследование пространственной координации, мышления.
- — Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.
- Диагностический материал:
- Для ребенка с 2 до 2,6мес — картинка «мяч», из 2х частей (Приложение №22).
- Для ребенка с 2,6мес до 3х лет — картинка «матрешка», «пирамидка» из 2х частей (Приложение №23).
- Процедура проведения:
- Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2 части по горизонтали или вертикали.
Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.
|
Хаотично прикладывают элементы картинки. Не принимают помощи в виде показа и объяснения. |
-
Понимание предметных картинок.
Цель:
— Исследование на выявление уровня развития у ребенка зрительно восприятия предметных картинок. Понимание жестовой инструкции.
- Диагностический материал:
- Для ребенка с 2 до 2,6мес — две пары предметных картинок (Приложение №24 ).
- Для ребенка с 2,6мес до 3х лет — четыре пары предметных картинок (Приложение № 24).
- Процедура проведения:
Перед ребенком кладут 2(4) предметные картинки. Точно такие же картинки находятся в руках взрослого. Указательным жестом соотносим их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка одинаковые.
Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и , показывая ее ребенку, просит найти такую же.
Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают как надо их соотносить: «Такая – у меня, такая же – у тебя», при этом используется указательный палец.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психоречевого развития | Дети с выраженной задержкой психоречевого развития |
Ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Допускают одну ошибку. После обучения действует уверенно. | Задание не понимает, после обучения продолжает действовать неадекватно. |
- Цель:
- — Исследование сформированности понятия величины.
- — Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.
- — Исследования моторного развития ребенка.
- — Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.
- — Исследования умения ориентироваться в контрастных величинах.
7.1. «Угости заек морковками».
- Дидактический материал:
- В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине, морковки двух размеров (Приложение №25).
- Процедура проведения:
- Ребенку с 2,6мес до 3 лет – предлагаем показать большого, маленького и среднего зайчика, потом убираем среднего зайчика и просим «раздать» морковки оставшимся.
- Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает зайчиков по величине. Работают с интересом и с увлечением. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с картинками не доступна. |
7.2. Четыре пары картинок.
- Дидактический материал:
- Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки) (Приложение №18).
- Процедура проведения:
- Ребенку с 2,6мес до 3 лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет. «Покажи где медведь, а где медвежонок; где кукла, а где куколка»
- Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию.понимают значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Работают с интересом и с увлечением. | Ребенок понимает задание , но допускает ошибки. После обучения выполняет самостоятельно. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с картинками не доступна. |
7.3. Набор геометрических фигур.
- Дидактический материал:
- 12 фигур с четырьмя полянками (Приложение №26).
- Процедура проведения:
Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Затем следует рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую четверку сортирует взрослый, остальные по образцу – ребенок.
С 2 лет – сортируют два цвета самостоятельно, с 2,6мес – три –четыре цвета.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Сразу понимают и легко справляются с заданием. Знают цвета. Работают с интересом и с увлечением. | Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны. | Не принимают помощи в виде показа и объяснения. Работа с геометрическими фигурами не доступна. |
Источник: https://multiurok.ru/files/diaghnostichieskii-matierial-dlia-diaghnostiki-psi.html