ОНР — это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревоги у родителей.
О том, что это за диагноз в логопедии, об особенностях детей с ОНР, а также о методах лечения рассказывает наша статья.
Определение ОНР
Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.
Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.
ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как
Классификация ОНР
- Общее недоразвитие речи бывает трех видов:
- Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.
- Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:
- 1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;
2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;
3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;
4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.
ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.
Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.
Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.
Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.
Характеристика уровней ОНР
Так выглядит речевая функция по уровням.
1 уровень ОНР
Для первого уровня характерны:
- активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
- из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
- выговаривание невнятное и искаженное;
- звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
- смысл фраз малопонятен;
- многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
- активная жестикуляция и мимика.
2 уровень ОНР
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
- построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
- произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
- ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
- малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
- увеличение активного и пассивного словаря;
- улучшение произношения.
3 уровень ОНР
Характеристики третьего уровня:
- активное построение фраз и несложных предложений;
- лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
- первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
- звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
- грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
- замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
4 уровень ОНР
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
- обширный словарь;
- сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
- распознавание звуков недостаточно отчетливое;
- негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
- наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
- грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
- трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.
Причины ОНР
Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.
Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.
Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?
Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.
- Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
- Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:
- Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.
- Ее задачами являются:
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.
Обучение детей с различной степенью ОНР успешно осуществляется в специальных учебных заведениях для школьников и дошколят. Конечно, начинать лечение заболевания следует как можно раньше, с 3-4 лет.
Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.
Что можно сделать еще
Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».
Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.
Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.
Источник: https://KakGovorit.ru/onr-eto
Онр 3 уровня: причины, симптомы, характеристика, лечение и коррекция
Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании навыков говорения у детей 4-8 лет.
У таких малышей связная речь есть, они могут составить фразу, сложное предложение, но делают многочисленные грамматические, синтаксические ошибки в высказывании, плохо дифференцируют звуки.
Задержка касается различных сторон развития речи. Диагностировать нарушение можно у дошкольника не ранее 4-5 лет.
По коду МКБ-10 ОНР III уровня входит в группу специфических расстройств — F80 и F80.0.
Левина Р.Е., Филичева Г. В. и другие ведущие логопеды в своих научных трудах выделяли 4 уровня ОНР. Третья степень нарушений считается более высокой точкой развития речи по сравнению с 1-2 уровнем, но дефект обязательно требует коррекции и лечения.
Причины
Факторы, провоцирующие общее недоразвитие речи 3 уровня, можно разделить на врожденные и приобретенные. Первая группа причин воздействует на ЦНС малыша во внутриутробный период, вторая — уже после рождения, чаще в 2-3 года.
Врожденные:
- поражения ЦНС;
- курение, употребление алкоголя мамой в период беременности;
- энцефалопатия;
- инфекционные заболевания женщины, перенесенные во время вынашивания плода
- токсикозы;
- травмы.
Приобретенные:
- стрессы;
- недостаточное речевое окружение;
- педагогическая запущенность;
- синдром госпитализации;
- многоязычность в семье.
На фоне биологических и социальных причин у ребенка возникают такие нарушения: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ФФНР, ЗПР. Общее недоразвитие речи будет обусловлено одним из этих диагнозов.
Определение точной причины развития нарушения — это необходимый этап логопедической и педагогической работы с ребенком.
Выбор методов коррекционной программы напрямую зависит от наличия врожденных болезней ЦНС, особенностей протекания беременности и атмосферы в семье.
Симптомы
Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:
- Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. “Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)”.
- Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
- Неправильное произнесение “проблемных” звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
- Редуцирование многосложных слов.
- Сокращение стечения согласных. “Транспорт-транпорт, экскаватор – экаватор”.
- Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
- Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру “Большой-маленький”, то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
- В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
- Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. “Большая мяч, моя кот, пришла папа…”.
- Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
- Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
- Замена общих понятий частными, например, воробей – птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.
Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.
Характеристика детей
Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.
При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:
- Анамнез, наследственность. Потребуется опрос родителей, анализ записей в амбулаторной карте ребенка.
- Анатомическое строение речевого аппарата.
- Уровень развития моторики (мелкой, крупной), определить ведущую руку.
- Внятность, связность речи, ее понятность окружающим.
- Уровень понимания чужой речи.
- Наличие дефектов в звукопроизношении.
- Уровень развития словарного запаса (активный и пассивный).
- Особенности грамматического строя речи.
Пример характеристики ребенка дошкольного возраста, составленной для представления на ПМПК.
Новикова Ирина, 5 лет. Посещает ДОУ №4 г. Орла. Речевые нарушения у родителей в детском возрасте не наблюдались. Семья полная, социально благополучная. Девочка родилась доношенной, вес 3400, рост 53 см, врожденных заболеваний нет, соматически здорова.
Органы артикуляционного аппарата без анатомических особенностей. При выполнении артикуляционных упражнений затрудняется дыхание, работа мышц кончика языка слабая.
Речь невнятная, тихая, маловыразительная, не всегда понятна для окружающих. Понимание чужой речи в норме.
Звукопроизношение затруднено парасигматизмом свистящих, ротацизмом. Изолировано произносит почти всех звуки верно. Отмечается пропуск и упрощение слогов.
Словарный запас средний, пассивный преобладает над активным. Затрудняется в подборе синонимов, описании предметов, путает предлоги. В речи использует простые фразы и предложения из 3-4 слов, наблюдаются многочисленные ошибки в согласовании, словообразовании.
Обследование речи Ирины показало, что нарушения соответствуют признакам ОНР 3 степени.
Диагностика
Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе. Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению.
В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:
Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.
- Выполнение задания по инструкции.
Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.
- Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
Диагностируются артикуляционные умения.
- Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.
Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.
- Задания на проверку устной речи.
Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду. В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования.
Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.
ОНР I уровня характеристика
ОНР II уровня характеристика
ОНР IV уровня характеристика
Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.
Важно! Частыми спутниками ОНР у детей школьного периода являются дисграфия, сложности с чтением и, как следствие, отставания по другим предметам из-за непонимания прочитанного текста задачи или параграфа. Поэтому так важно, вовремя выявить причину речевых нарушений и устранить основные симптомы до поступления в первый класс школы.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
- Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду.
- Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
- Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры. Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием.
- Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
- Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
Важно! Не забывайте, что игровая деятельность остается для детей ведущей до 7-8 лет. Не превращайте логопедические занятия в скучные уроки, обучайте ребенка говорению в простой и увлекательной форме.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/onr-3-urovnya-harakteristika
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.
https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM
В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
- неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
- осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
- грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
- 1 уровень речевого развития — «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
- 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
- 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
- 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.
Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции.
Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен.
Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.
Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения.
Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия.
При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.
Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.
У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.
Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).
Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов.
Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.
В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.).
Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.
Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).
При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr
Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4
Отличительные признаки ОНР:
- Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
- Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
- Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
- Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
- Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
- Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
- При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
- Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Формирование математических представлений у дошкольников
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные точки:
- Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
- Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
- Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
- Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
- Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
- Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
- Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
- Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Характерные признаки:
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
Запишитесь на консультацию!
Источник: http://karkusha.su/urovni-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-onr-1-2-3-4/
Уровни общего недоразвития речи у детей
Визитной карточкой человека является его речь. Без сомнения, все родители желают видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Не последнюю роль в этом играет умение ребенка говорить правильно и красиво.
К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи, встречается очень часто. Как показывают данные статистики, каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет те или иные дефекты речи.
Конечно же, заботливые родители изо всех сил пытаются помочь своему ребеночку. Но как это сделать? Для этого необходимо, как минимум, владеть информацией.
С этой целью в статье приводится полезный информативный материал.
Понятие аномальных проявлений речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.
Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).
Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:
- Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
- Неправильная формулировка слов и фраз.
- Произносимые звуки имеют искажения.
- Малопонятный говор.
Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!
Классификация речевых нарушений (таблица)
Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.
Клинико-педагогическая | Психолого-педагогическая |
Сбой фона речи (оформления внешне) | Нарушены средства общения |
Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/urovni-onr-detej/