- Быстро читающий ребенок имеет явные преимущества перед сверстниками: хорошо усваивает материал, ему с легкостью дается учеба, и он никак не сможет стать «слабым звеном» в классе.
- Многие задаются вопросом: «Как научить ребенка быстро читать и правильно?»
- Эффективное прочтение позволяет ознакомиться с множеством интересных книг, статей, журналов по интересам.
Для начальных занятий как нельзя лучше подходят игровые моменты.
Да и в целом мыслительные процессы ребенка во многом улучшаются благодаря творческим способностям и воображению.
«Запоминалки»
Ребенку показывают фотографию или картинку, он должен запомнить ее и как можно более подробно воссоздать по памяти.
Подобная игра позволяет взрослым развивать внимание малыша и его способность к концентрации внимания.
Чтение вслух
Самое лучшее обучение – личный пример. Следует часто читать, не обязательно ребенку, можно и для себя. Малыши любят подражать взрослым и, сами того не замечая, станут любителями домашнего чтения.
Таблица Шульте
Нахождение случайно расположенных чисел и/или букв позволяет проверять и развивать скорость определения различных объектов. У детей, регулярно занимающихся по таблице Шульте, автоматически улучшается периферическое зрительное восприятие.
Таблица Шульте – буквы
Устный счет
Математика – зарядка для ума. Цифры развивают смекалку и интеллект, улучшают внимание, логическое мышление, память и личностные качества малыша. Ребятишки, умеющие считать в уме, отличаются большей сообразительностью.
Многократное чтение
Если ребенок плохо понял текст, то частое прочтение одного и того же текста приводит к улучшенному восприятию как самого материала, так и его запоминанию.
У обучающихся разные уровни восприятия уроков, по этой причине занятия следует проводить в индивидуальном порядке.
Методики быстрого чтения
Родителям и взрослым, обучающим детей быстрому чтению, следует прочитать труды академика О. Андреева, И. Пельченко, И. Федоренко, Е. Заика и других.
Для детей младших возрастов подходят общеразвивающие техники, позволяющие раскрыть потенциал ребенка: Мария Монтессори, эйдетика, мнемотехника, кубики Николая Зайцева, логопедические методики Натальи Жуковой, Глена Домана, Вальдорфской школы и другие.
Нет определенного упражнения, с помощью которого ребенок стопроцентно начнет быстро читать. Все задания составляются специалистами и имеют комплексный подход, в процессе выполнения которых у детей улучшается зрительная, слуховая и смысловая память, концентрация внимания, повышается уровень интеллектуального развития и логического мышления.
Наилучшим возрастом для обучения скорочтению является возраст 10-12 лет. Грамотно подобранные упражнения позволяют научить ребенка эффективно читать за 20-25 занятий. Если в среднем взрослый человек читает за минуту приблизительно 300 слов, то дети разных возрастных групп, безусловно, имеют отличающиеся результаты.
Если ребенку 6-8 лет, то продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Десятилетние дети способны заниматься до получаса.
Упражнения для беглого чтения и улучшения памяти
Как научить ребенка бегло читать? Следующие методики помогут вам в обучении ребенка.
Выделение главного
Ребенку следует прочесть текст и попросить его сказать вслух или выписать основные слова. Обучающийся должен выделить для себя главные моменты в тексте и ответить на вопросы взрослого.
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки, поговорки и пословицы улучшают произношение, создают более четкую речь и ставят дыхание.
Читать учебный материал следует неодинаково:
- в первом случае можно продекламировать с уверенностью;
- во второй раз обучающемуся следует послушать или самому прочесть текст медленно, можно и шепотом;
- на третьем этапе можно чередовать чтение со взрослым (аналогично чтению по ролям) с разной интонацией и темпом, например, слова медведя – грубо, а слова зайчика – тоненьким голосочком.
Семейные игры
Немаловажную роль в успеваемости детей имеет атмосфера в доме.
Различные игры в буквы и слова с участием бабушек, дедушек, мамы, папы, братика и/или сестрички благотворно влияют на умение читать незнакомые слова и тексты.
Паззлы
Для удобства можно брать двух-, трех- и многосложные слова, делить их на отдельные слоги и писать на заранее подготовленных карточках.
Составление предложений
Ребенку дают набор слов. Ему следует подобрать слова по смыслу и собрать их в требуемое предложение. Обучающийся, тщательно разбирающийся в «расхлебывании» перемешанных предложений, научится правильно составлять целые фразы. При желании можно разрешить обучающимся пофантазировать, дополнить предложения подходящими по смыслу словами и составить из них целый текст.
Развитие словесной памяти
- Далее – поручает ребенку найти в тексте определенные слова.
- Ученик должен разбираться и в целом тексте, и выделять отдельные слова.
- Победителя обязательно поощряют.
Занятия следует проводить в первой половине дня. К вечеру мозг ребенка перезагружен довольно разнообразной информацией и впечатлениями, полученными за целый день.
Почему дети плохо читают?
Если ребенок в процессе обучения быстрому чтению не улучшает показатели успеваемости, то следует разобраться в причинах. На неэффективное обучение влияют плохая память, рассеянность, нелюбовь к чтению.
- Если у ребенка во время чтения наблюдается регрессия движений глаз (повторное возвращение к прочитанным словам), то взрослому следует закрывать каждое прочитанное слово линейкой или закладкой.
- Недостаточно развитый артикуляционный аппарат у обучающегося или наличие у него логопедических проблем означают лишь одно: родителям следует обратиться к педагогам-дефектологам или логопедам.
Что из себя представляет техника чтения?
Обучающийся должен соблюдать определенные правила при чтении текстов:
- скорость прочтения определенного количества слов за одну минуту;
- осознанное прочтение, то есть понимание смысла прочитанных слов;
- правильная передача интонации, логических ударений;
- определение смысловых пауз.
- Первоклашки должны читать не торопясь (можно и по слогам) минимум 30 слов.
- Второклассники способны осознанно и без допущения ошибок (ударение, интонация, соблюдение пауз) прочесть 50-60 слов.
- Учащиеся 3-4 классов должны не просто справиться с 75-90 словами, но и выразительно читать, соблюдать все правила передачи устной речи, самостоятельно находить ошибки во время чтения.
- Ученикам средних классов следует читать более 100 слов.
Главное в обучении – это настрой. Если уроки напоминают казармы, то не следует ждать от обучающихся хороших результатов. Положительная атмосфера и систематичность занятий свернут горы непонимания и плохого обучения.
- Нужно почаще хвалить своего ученика, тем самым внедряя в него уверенность и лидерские качества.
- И самое главное – следует забыть о рутине: каждый урок должен отличаться разнообразием.
- Оптимальное количество занятий – 3-4 урока в неделю.
Если у родителей нет времени на самостоятельные занятия со своим чадом, то им ни в коем случае не следует отчаиваться. На помощь приходит профессиональное обучение: специализированные детские центры или опытные педагоги, занимающиеся частным образом, в игровой форме обучают детей скорочтению.
Лучше всего начинать обучение с детьми, которые уже умеют осмысленно читать.
Обучение ребятишек быстрому чтению – процесс, требующий систематических занятий, терпения со стороны взрослых и доброжелательной обстановки.
Видео на тему
Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/uchimsya-chitat/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
Как научить ребенка читать
Если ребенок пойдет в первый класс, умея читать, учеба будет даваться ему легче. Чтобы развить этот полезный навык, не обязательно прибегать к помощи платных репетиторов.
Если Вы готовы выделить время на ежедневные занятия с сыном или дочерью, то справитесь сами.
Наша статья расскажет, как в домашних условиях быстро и легко научить ребенка правильно и хорошо читать по слогам и целыми словами за год.
Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.
- Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
- Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).
- Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер. Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
- Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
- «Алфавитная» еда. Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
- Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.
Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения
- Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
- Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
- Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
- Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
- Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
- Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
- Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.
Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало. Наши клиенты гарантированно получат:
- Сертификат основоположника
- Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.
Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.
- Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
- Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.
Как можно быстро научить ребенка читать: методики и техника чтения
Карточки Гленна Домана
Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации.
Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне. Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите.
Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.
Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.
Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.
Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер.
Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.
Кубики Зайцева
Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».
Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква.
Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими.
Они начинаются понимать принцип состава слов.
На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад ( «ба» – широко, «бя» – чуть-чуть).
При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие.
На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.
Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.
Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.
Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:
- Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
- Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
- Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.
- Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.
Методика Марии Монтессори
Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:
- Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
- Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
- Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
- Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
- Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания.
Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.
Источник: https://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/kak-nauchit-rebenka-chitat
Как научить ребенка читать быстро и правильно — эффективные способы
Для того чтобы научить ребенка читать быстро, существует специальная методика обучения, которая разработана специалистами. Следующая методика поможет вашему ребенку обучится быстро и правильно читать.
1) Из самых младенческих лет, вовлекайте своего ребенка в активный процесс чтения.
Старайтесь намного чаще читать ему самими, также старайтесь читать на увлекательные и интересные темы, а затем ссылаясь на усталость, попросите его прочитать что нибудь.
Иногда делайте вид, что вы отвлеклись и прослушали то что он читал и просите его прочитать еще раз. Объясните все непонятные слова ребенку. Обсудите с ним прочитанное.
2) Сделайте так, чтобы чтения для ребенка было необходимым условием для повседневной жизни. Каждый день старайтесь писать ему открытки, записки, планы, какие-нибудь списки дел которые вы поручаете ему сделать.
3) Чаще смотрите диафильмы. Это должно происходить также часто как и чтение сказки на ночь. Просмотр таких фильмов, медленная смена кадров, короткие подписи под каждым кадром являются очень удобными для чтения и отличными условиями для того, чтобы ребенок научился как можно быстрее и правильнее читать.
4) Освойте параллельное чтение. Чтобы проделать и освоить данную технику, вам нужно подготовить два листа одинакового текста. На одном вы будете читать вслух, а ребенок на втором листе будет следить пальцем за вами.
Постепенно вам нужно наращивать темп чтения и смотреть чтобы ребенок успевал следить за всем. Некоторые фрагменты можно читать быстро а некоторые читайте медленно, внимание можно сконцентрировать на диалогах.
В конце можете по интересоваться заметил ли ребенок смену темпа скорости чтения.
5) Давайте ребенку задание читать на время. Выберите не большой и не сложный текст и дайте его ребенку, при этом засеките время, ну скажем одну минуту и подсчитайте сколько слов он смог прочитать за это время.
Обязательно скажите ему количество слов которое он прочитал а затем как бы подхлестните: «А быстрее сможешь прочитать?», чтобы это вызвало интерес у него к чтению.
Не забывайте хвалить ребенка, это очень важно, он будет всегда вдохновляться на новые свершения, можете даже купить ему вкусную сладость.
К сожалению эти способы будут намного действительные если ваш ребенок уже умеет читать. Если же все таки ваш ребенок читает очень плохо или не умеет вообще, то тогда стоит сначала обучить его хотя бы этому. Для начала нужно вызвать интерес к чтению, может быть даже заставляйте его читать а взамен предлагайте его любимые сладости.
Сначала научите его буквам, как читать так и писать, ребенок должен воспринимать на слух букву и понимать о которой идет речь, а он взамен должен написать ее. Затем научить читать по слогам, а дальше уже можете давать ему не сложные слова и словосочетания.
Предлагаем вашему вниманию небольшое видео, как научиться быстро читать.
Источник: https://pristor.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno-effektivnye-sposoby/
Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов
Всестороннее развитие ребенка – мечта каждого родителя. В погоне за формированием интеллектуальных способностей малыша, его навыков и умений взрослые иногда прибегают к изнуряющим занятиям, отдавая дошкольника в разнообразные кружки, полностью занимая его досуг. Конечно, развивать ребенка надо.
Но переусердствовать не обязательно – не стоит лишать ребенка детства. Но все же некоторые умения крохе нужно прививать, например, те, которые помогут подготовить его к школе. Одним из главных и обязательных навыков на сегодняшний день считается чтение.
Но как быстро и правильно научить ребенка читать и при этом заинтересовать его новой деятельностью?
А готов ли ребенок к чтению?
Учить малыша читать нужно тогда, когда он к этому будет готов. Тогда вся информация будет восприниматься им легко, правильно и быстро. Использовать для этого можно разные методики. Так, научить чтению можно с помощью методов Тюленева или Домана, кубиков Зайцева или букв Марии Монтессори.
Эти методики и приспособления помогут обучить малыша основам чтения в домашних условиях. Кроме того, взрослые могут записать ребенка в специальный кружок, где дошкольником будут заниматься опытные преподаватели, и ребенок с ними быстро научится читать, правильно выговаривая буквы и не путая слог.
Но как понять, что кроха готов к обучению? Ведь заставить обучаться насильно его не получится – так мы рискуем навсегда отбить желание учить домашние задания.
Ребенок готов освоить чтение, если он:
- свободно разговаривает;
- умеет быстро и правильно составлять предложения;
- знает и понимает значения простых слов;
- не имеет проблем с произношением;
- имеет хороший слух;
- знает базовые направления (вверх, вниз, влево, вправо);
- легко определяет, где в слове находится звук – вначале, в середине или в конце.
Педагоги и психологи советуют родителям следующее: чтобы научить ребенка хорошо читать, начинать занятия лучше с возраста в 5 лет. Ребенок в 5 лет прекрасно усваивает знаковые системы, хорошо улавливает и запоминает новую информацию и успешно использует ее в дальнейшем. Но обучить дошкольника чтению можно и в более раннем возрасте, если у него есть к этому способность.
Могут ли занятия быть веселыми?
Давно известно, что ребенок легче обучается, если заниматься с ним в игровой форме. Этот же принцип действует и для обучения навыкам чтения. Ребенка очень важно заинтересовать деятельностью, и тогда труды дадут желаемые результаты.
Быстрый способ научить дошкольника читать – совсем не тот, о котором знает старшее поколение.
Эта методика давно устарела, ведь в процессе приходится заставлять малыша заниматься по скучной схеме: кроха изо дня в день учится рисовать крючки и палочки, читает букварь. Согласитесь, это достаточно скучно.
В будущем такие занятия быстро надоедают, интерес к учебе пропадает. Поэтому так важно заинтересовать дошкольника занятиями, чтобы каждый урок вызывал положительные эмоции и желание читать, писать, рассказывать и т.д.
В процессе обучения важно задействовать и зрительный, и слуховой аппарат. Только так мозг ребенка будет воспринимать информацию в полной мере.
Чтобы научить малыша читать, используйте игровой метод обучения: показывайте яркую наглядность (картинки, игрушки, предметы), четко проговаривайте название букв, рисуйте, лепите, выкладывайте буквы и слова из спичек, фасолин и т.д.
Сделайте занятия по максимуму интересными, не скучными и легкими, и они запомнятся ребенку.
Для первых занятий хватит 5-10 минут. Постепенно время уроков можно увеличивать, но они не должны длиться более получаса. В первую очередь разучите с ребенком буквы. Далее познакомьте дошкольника с таким понятием, как «слог». Когда малыш научиться составлять слог, обучить его чтению будет проще.
11 правил эффективного обучения чтению
Существует ли быстрый способ обучения чтению? Вопрос спорный. Все зависит от такого, насколько хорошо ребенок усваивает информацию. Но все же можно определить порядок правил, с помощью которых обучение пройдет эффективнее.
- Ребенка нельзя заставить – его нужно заинтересовать. Если вы попытаетесь заставить малыша обучаться чтению, вы получите абсолютно противоположный результат. Насильно привить любовь к литературе невозможно, а вот вызвать интерес вполне реально. Для этого можно пойти на такие хитрости: больше читайте ребенку интересные книги, раскладывайте их по дому, читайте сами в присутствии детей. Поскольку малыши всегда хотят быть похожими на своих родителей, ваш ребенок обязательно захочет, чтоб вы научили его читать тоже.
- Рациональней обучить сначала звуки, и лишь потом – буквы. Ребенок дошкольного возраста плохо понимает, чем отличаются звуки от букв и тем более для них непонятно то, что, например, звук «К» и буква «КА» — это одно и то же. Чтобы окончательно ребенок не запутался, сначала его обучают звукам.
- Слог в приоритете. Обучая малыша чтению, старайтесь научить его читать сразу слоги или целое слово – они усваиваются легче, чем отдельные буквы. Просите, чтобы ребенок в слове показал конкретную букву, из отдельных слогов составлял слова.
- «Повторенье – мать ученья». Эта поговорка актуальна всегда. К чтению она тоже имеет самое прямое отношение: всегда повторяйте пройденный материал. Так он запомнится лучше. Но так как любой ребенок против подобных проверок, будьте хитрее – проверяйте знания в игровой форме.
- Всегда начинайте с простого материала, постепенно усложняя его (сначала нужно научить выговаривать звуки, а затем читать слоги и слова).
- Начинайте с простых слов: сначала читайте слова с одинаковыми слогами (ма-ма, ба-ба), далее – слова по форме «слог+буква» (ма-к, ро-т, пе-с), знакомьте с простыми предложениями (мама мыла раму), а вот буквы «й», «ь» и «ъ» оставьте напоследок.
- Быстрый способ обучиться чтению – учиться везде, даже во время прогулки (можно читать рекламные щиты или искать на них знакомые буквы) или поездки.
- Играйте в игры, где необходимо знание букв, звуков и слогов.
- Чтобы научить ребенка читать, его нужно заинтересовать. Расскажите, зачем нужно уметь читать, мотивируйте кроху.
- Читайте с дошкольником вслух. Малыш должен слышать то, что он читает. Чтобы выработать у дошкольника быстрый темп чтения, пусть читает вслух на время. Для мотивации за каждый новый успех преподносите своему чаду небольшое поощрение.
- Регулярность занятий. Старайтесь ежедневно, хоть понемногу, читать с ребенком, даже если он уже отлично освоил этот навык.
Главное – относитесь к ребенку с пониманием и терпением. Будьте доброжелательны, улыбчивы, в меру настойчивы. Не стоит кричать и срываться на крохе, если у него что-то не получается. Лучше отвлекитесь от занятия, займите кроху интересной физкультминуткой. После короткого отдыха можно повторить попытку освоить сложный материал.
Приступать к занятиям нужно в хорошем расположении духа, причем это касается как настроения взрослого, так и настроения малыша.
Такие уроки не дадут желаемого результата, к тому же негативно отразятся на дальнейшем развитии крохи. Помните, что процесс обучения чтению – сложный и многогранный. Быстро усвоить все нюансы техники невозможно.
Поэтому не торопите свое чадо – у каждого малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.
Обучение вашего ребёнка чтению
«Стоит ли учить ребёнка читать до школы и как это сделать правильно?»- это одни из самых распространённых вопросов родителей. На сегодняшний день, во всем цивилизованном мире, специалисты в области детской педагогической психологией говорят, сходятся во мнение, что такое обучение весьма желательно. Но следует придерживаться основных правил, о которых мы сегодня и поговорим.
Не секрет, что в последние годы наблюдается повышенное ускорение развития детей (акселерация). Зачастую, малыши, ещё не научившись говорить, с интуитивной лёгкостью ориентируются в родительских планшетах и смартфонах, запуская свои любимые мультики. Сегодня дети начинают раньше говорить, они более смышлёные и податливые к обучению, чем их родители в таком же возрасте.
Школьная программа усложняется с каждым годом, сегодня первоклашки изучают больший объем предметов, чем ещё каких-то 15-20 лет назад.
Неподготовленного малыша, с гибкой детской психикой, такой объем материала может привести к стрессу и нервному срыву.
Это может выражаться различными симптомами: от психологических: беспокойства, тревоги, агрессии и до физических: снижение аппетита, вялость и даже энурез.
Если с ребёнком не работать вне школы, то это может привести и к отказу от обучения, вследствие резкого спада интереса к постиганию новых знаний.
Психика ребёнка не справляется с резко возросшим уровнем новой информации, ведь её нужно понять, усвоить и двигаться дальше. А «обучение» этот навык, который развивается только со временем.
Именно поэтому, с ребёнком крайне важно заниматься до школы, приучать его не только к такому понятию как «занятия», но и помогать ему получать и усваивать новую информацию.
Обучение чтению — один из таких базовых и крайне важных навыков. Способность вашего ребёнка быстро читать и усваивать прочитанное, является краеугольным навыком его дальнейшей успешности.
Но как же научить ребёнка читать? И какой методики придерживаться- их ведь существуют десятки?
Как ни парадоксально звучит, но основы для успешного обучения чтению, закладываются родителями еще в раннем детстве- во время игр.
Именно во время игр у ребенка развивается чувство ритма, способность ориентироваться в пространстве и улавливать новые звуки. Это все будет нужно, когда мы начнём учиться читать по слогам.
А до этого- танцы, догонялки, мяч, различные музыкальные инструменты, заучивание стишков и новых звуков – первый шаг к обучению чтения вашего чада.
На прогулке слушайте окружающий мир, вслушивайтесь вместе с ребёнком в звуки, повторяйте их, объясняйте их источник происхождения.
Такие игры очень развивают фонематический слух, который является ключевым в способности улавливать и различать новые слова и звуки.
Когда ребёнок станет постарше, к 4-5 годам, просите его распознать и воспроизвести звук в конце слова или начале. Это тот этап, когда ребёнок начнёт понимать, что слова можно разбивать на звуки.
Следующий этап — это соединение звуков в слоги и именно тут вы столкнётесь с множеством методик. Но все они делятся всего на несколько типов.
На постсоветском пространстве преобладают:
- Обучение чтению слогов: выучиваются слоги и читаются
- Буквенное сложение: выучивают буквы и начинают их складывать в слоги
- Звуко-буквенная методика Даниила Эльконина — обучение ребёнка распознавать звуки в словах и соотносить их с буквами. Это самая официально признанная и распространённая методика, именно этот способ применяется в школе, и все буквари построены на это данной системе.
На западе также популярен и метод Гленна Домана- с раннего возраста ребёнку показывают карточки со словами, которые он запоминает целиком, путём многократных показов.
Почему же метод Эльконина считается лучшим и получил официально признание и применяется в обучении уже около ста лет?
Для ребёнка с самого детства свойственно воспринимать звуки и реагировать на них. Поэтому более естественным будет начинать учить звуки, а не целые слова или символы.
Это также отвечает главному принципу не травмирующей, обучающей педагогики: обучение должно происходить от простого к сложному.
При методе Домана ребёнок заучивает слова, как попугай, не анализируя их и не раскладывая. Вследствие этого возникает затруднение в понимании смысла текста или прочтении новых, не выученных ранее, слов.
При слоговом обучении возникает чрезмерная нагрузка на психику ребёнка, поскольку он начинает сразу заучивать непонятные символы, которые сразу нужно соотнести со звуками.
Какой способ дошкольного обучения чтению выбрать- решать только вам, мы ознакомили вас с плюсами и минусами основных направлений в детской педагогике.
Но родители всегда должны помнить самую важную мысль: если ваш ребёнок продвигается в обучении медленнее, чем вам хотелось бы, то не стоит его торопить.
Каждый ребёнок развивается по своему «расписанию», ему нужно оказывать поддержку, а не подталкивать и торопить. Ибо поспешными действиями и давлением можно очень сильно навредить детской психике и привить страх или нежелание к обучению на всю жизнь.
И только при понимании этого из вашего ребёнка вырастет любознательный и грамотный человек.
← Как выучить алфавит с ребенком: советы родителямЛогопедия →
Источник: https://jliza.ru/nauchit-rebenka-chitat.html
Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения
Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово.
Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это.
Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.
Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо развивать технику чтения. Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.
Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?
Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.
Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Собственно чтение
Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.
Когда человек читает, он:
- различает буквы;
- складывает их в слова;
- понимает смысл.
Вот в этих направлениях и надо работать.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Буква-шутница»
Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.
Упражнение «Муха»
Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.
- Упражнение «Кто больше»
- Надо придумывать слова на заданную букву.
- Упражнение «Цепочка»
- Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)
- Упражнение «Вычеркивание»
Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»
Правила
- Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
- Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
- Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
- Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.
Понимание смысла прочитанного
Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.
Смотрите также:
- 18 упражнений на понимание текста.
- Как научить ребенка понимать текст.
В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.
Упражнение «Тарабарский язык»
«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».
Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.
- Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.
- Упражнение «Письмо в бутылке»
- Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.
«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».
«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.
Упражнение «Что на картинке?»
Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.
Упражнение «Печатная машинка»
Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова».
Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!».
Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.
Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)
Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:
- «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
- «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.
Проблема 3. Мотивация
У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?
Во-первых, читать вслух. Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.
Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:
- книга стихов;
- сборник анекдотов;
- детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
- комиксы.
Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.
- Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
- Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
- По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
- Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.
Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед.
Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.
Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.
Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание.
В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние.
Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/metodika/6606_kak_nauchit_rebenka_chitat_bystro_pravilno