- Развитие мелкой моторики у младших школьников
- Учитель начальных классов
- МКОУ «Ялымская СОШ»
Ильтякова Т. П.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям:
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
- лучше адаптироваться в практической жизни,
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
- Обогащать словарный запас
- Способствовать развитию творческих способностей
- Тренировать тонкие движения пальцев рук
- Стимулировать зрительное
- и слуховое восприятие
- Развивать память и связную речь
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук
- Развивать навыки ручной умелости
- Основные задачи
Средства развития мелкой моторики
- Игры с пластилином
- Игры с конструктором, мозаикой
- Игры с пуговицами – пуговичный массаж
- Игры с крупами
- Шнуровки
- Рисование
- Игры с бумагой
- Игры со скрепками
- Упражнения с пипеткой
- Игры с зубочисткой
- Пальчиковые игры
- подготовка руки к письму для развития графического навыка следует использовать:
- Графический диктант
- Силуэтные штриховки
- Копирование узоров
- Рисование линий: прямые и фигурные дорожки
- Рисование линий: по точкам, контурам, клеточкам
- Мы ручку правильно берём,
- Кладём на средний палец.
- Теперь большим её прижмём,
- И указательным ведём,
- Чтобы она качалась.
- Гимнастика с учебными предметами
Графические диктанты
Штриховка в заданном направлении
«Посчитай и раскрась»
Пальчиковые игры и упражнения
Цели и задачи
- Развитие согласованных движений обеих рук
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания
Методы обучения
- Показ действий.
- Действия руками ребёнка.
- Самостоятельные действия ребёнка.
Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально или группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры и упражнения, которые хорошо знакомы детям, можно проводить на уроках, переменах , в свободное время.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика ?
- Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
- Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Развивается память.
- Развиваются воображение и фантазия .
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
- « ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ »
- Раз, два, три, четыре, пять, ( Загибают пальчики, начиная
- с большого)
Будем листья собирать. ( Сжимают и разжимают кулачки.)
- Листья березы, ( Загибают пальчики, начиная
- Листья рябины, с большого)
- Листики тополя,
- Листья осины,
- Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. ( « Шагают » по столу пальчиками.)
Ёжик
По тропинке, по дорожке
«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони — рисуем дорожку.
- Топают к нам чьи-то ножки.
- «Пошлёпать» ладошками по столу.
- Это ёж – колючий бок,
- Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).
- По грибам большой знаток!
- Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки .
Уроки технологии Ножницы — отличный инструмент для развития мелкой моторики. Пластилин — одно из чудо — материала для развития мелкой моторики и фантазии детей
Работа с природным материалом
Рисование различными материалами
Творческая мастерская
Коррекционные занятия
Коррекционные занятия
Игры с мозаикой (внеурочная деятельность)
Работа с конструктором (внеурочная деятельность)
Плетем браслетики
Перечисленные занятия используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Удачи вам в вашей работе и терпения!
Источник: https://multiurok.ru/files/razvitiie-mielkoi-motoriki-ruki-u-mladshikh-shkol-.html
Упражнения для развития мелкой моторики дошколят и младших школьников
Евгения Климкович
Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.
А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.
Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.
Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.
Перекатывания
В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.
Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.
А теперь очередь мячика.
Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.
Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!
Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.
Шнуровка и мозаика
Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.
Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.
И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!
Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!
Лепка
Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.
Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.
А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.
Бумага
Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.
Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!
Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.
Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.
Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!
Пальчиковые игры
Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.
А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.
Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:
- В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,
- Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,
- В среду испекла калач – лепим «пирожок»,
- А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,
- В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,
- А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,
- Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.
Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!
Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в х.
А еще по теме можно почитать вот эту статью, там про подготовку руки к письму. И вот эту, здесь найдете интересные способы правильного захвата шариковой ручки.
Ваша «ШколаЛа»:)
Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki/
Развитие мелкой моторики школьников упражнения
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.
Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.
“Рука – вышедший наружу мозг” — писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Учителя – логопеды в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук.
Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности.
Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
- Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, мы предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:
- 1. Пальчиковая гимнастика
- 2. Пальчиковые игры
Пальчиковая игра “Паучок”
Паучок ходил по ветке, ( Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут” А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др.руки) Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие Паучков на землю смыл.
движения; хлопок ладонями по столу/коленям) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.) А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.
)
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
3. Работа с природным материалом (в том числе “песочная” терапия)
4. Работа с использованием “бросового материала” (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.)
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:
- Шнуровки сюжетные (пришнуровывание недостающих деталей к картине).
- Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков).
- Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка).
- Игры со шнурками – плетение разнообразных косичек и завязывание узлов.
- 5. Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы, игры с резиночками)
- 6. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)
- 7. Работа на листах бумаги, разлинованных в клетку
- Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводится систематически во всех видах деятельности ребенка всеми специалистами школы, а также родителями.
- Предложенные задания и упражнения могут быть успешно использованы логопедами и учителями начальных классов, а также родителями.
Упражнения для детей на развитие мелкой моторики
Что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика рук – умение делать точные движения пальцами и кистями рук. Чтобы правильно выполнять упражнения для развития мелкой моторики, необходимы скоординированные действия костной, мышечной и нервной системы ребенка. Совершенствование моторики рук очень важно для развития малыша.
Поэтому начинать занятия можно уже с самого рождения ребенка. Поначалу новорожденный может только рассматривать свои ручки, затем учится ими управлять: хватает все, что рядом лежит (погремушки, пеленки) и тянет к себе. В этот период его движения неумелые и неловкие. Пока малыш совсем маленький мама может делать ему массаж ладошек.
Когда ребенок немного подрастет, с ним можно уже будет заниматься в игровой форме.
Развитая мелкая моторика рук ребенка стимулирует формирование нервной системы, памяти, внимания, зрения, восприятия ребенка. Уже давно доказана прямая связь между моторикой рук и речью малыша.
Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между упражнениями для рук и умением разговаривать? Оказывается, в головном мозге моторный и речевой центры находятся очень близко друг к другу и при стимулировании мелкой моторики рук речевой центр активизируется.
Чем больше ребенок выполняет упражнений на развитие моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более внятная и разнообразная. Также мелкая моторика влияет на скорость реакции малыша, ловкость его рук, а в дальнейшем и на его почерк.
Упражнения для развития моторики рук состоят из множества самых разнообразных движений: начиная с простых жестов для грудничков, например, взять в руку погремушку, и заканчивая более сложными заданиями для детей дошкольного возраста, например, нарисовать картинку или написать прописи в тетради.
При принятии решения о том готов ли ребенок к обучению в школе психологи и педагоги оценивают: насколько он умеет логически рассуждать и мыслить, имеет хорошие концентрацию, память, внимание, воображение, может связно говорить, и насколько его рука подготовлена к обучению письму, а за развитие всех этих навыков отвечает мелкая моторика рук.
Упражнения на развитие моторики для детей
- игры с мелкими предметами;
- массаж пальчиков;
- пальчиковые игры;
- рисование;
- лепка.
Рассмотрим наиболее распространенные упражнения:
- Массаж ладошек. Пожалуй, это самое известное упражнение для развития моторики рук. Не знаю ни одного человека, который бы не играл в «Сороку-ворону» со своим ребенком. Для этого массажа мама берет в свою руку ладошку ребенка, водит по ней своим пальцем, загибает ему пальчики и приговаривает стишок:
- «Сорока-ворона кашку варила деток кормила.
- Этому дала — он воду носил, этому дала — он дрова рубил,
- Этому дала – он печь топил, этому дала – он кашу варил.
- А этому – не дала; он воду не носил, дрова не рубил, печь не топил, дрова не рубил».
- Ладушки. Очень распространенная игра, в нее может играть и мама с ребенком, как только малыш начнет сидеть, и дети дошкольного возраста друг с другом. Хлопая в ладоши, приговаривают:
«Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька.
Попили, поели! Шу – полетели! На головку сели».
- Разрывание или «комканье» бумаги. Когда малыш уже может самостоятельно сидеть, дайте ему в руки пару листов мягкой бумаги. Лучше если листы бумаги будут однотонные цветные или с ярким рисунком. Ребенку будет интересно держать бумагу в руках, мять ее и даже разрывать на кусочки.
- Перелистывание страниц. Годовалому малышу можно дать в руки детскую книжку с красочными картинками, чтобы он самостоятельно перелистывал страницы в ней.
- Бусы и/или пуговицы. Хорошим упражнением на развитие моторики будет перебирание бус или пуговиц. У любой женщины найдутся бусинки или пуговицы разных размеров и цветов. Можно нанизать все это «богатство» на прочную нитку и дать его малышу. Цветная и яркая «игрушка» заинтересует ребенка, он будет с увлечением перебирать бусинки и/или пуговицы на нитке.
- Крупы. Мама насыпает в миску любую крупу. Можно даже два вида крупы, одна большая, другая мелкая, например, кукуруза и гречка. И дает миску ребенку, чтобы он перебирал крупы. Малыш будет с интересом перебирать крупинки, рассматривать и пересыпать их между пальчиками.
- Рисование на песке. Если на улице лето, то проще всего отвести ребенка на пляж и показать ему, как можно пальчиками рисовать разные фигуры на песке, например, круг, прямоугольник или волнистую линию. Со временем упражнения можно усложнить и предложить нарисовать солнышко или тучку. Если на улице зимняя пора, то песок можно купить в магазине и насыпать его на поднос. Задания остаются те же.
- Закручивание крышек на баночках и бутылочках. Казалось бы, элементарное упражнение для развития моторики рук, а приносит столько пользы. Найдите дома баночки и бутылочки разных размеров и форм, общее у них должно быть только одно – закручивающаяся крышка. Возьмите немного гороха и предложите малышу отвинтить крышку на емкости и положить внутрь горошинку, затем закрутить крышку.
- Застегивание и расстегивание пуговиц. Для выполнения этого упражнения не надо никаких специальных игрушек, достаточно дать малышу папину рубашку с пуговицами и попросить застегнуть и расстегнуть рубашку. Это задание не только разовьет мелкую моторику рук ребенка, но и поможет ему овладеть столь необходимым навыком застегивания пуговиц, который пригодится в дальнейшем.
- Шнурование обуви. Этоупражнение на развитие моторики знали еще наши бабушки. Дабы занять чем-то детей они давали им ботинок со шнурком (других в то время не было), чтобы малыши вытаскивали шнурок из ботинка и продевали его назад в дырочки.
Источник: https://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/razvitie-melkoj-motoriki-shkolnikov-uprazhnenija.html
Развитие мелкой моторики
Точные согласованные движения пальцев не вызывают дискомфорта у взрослых, нанизывать бусины, закручивать шурупы – элементарные занятия. Но для развития ребенка подобные упражнения имеют колоссальное значение. Представленные в игровой форме, они охотно выполняются детьми, чтобы в будущем природные задатки могли максимально раскрыться.
Особенности
Мелкая моторика – это способность выполнять поставленные цели с помощью кистей, пальцев рук и ног. Участвует в этом действии не только опорно-двигательная система, но также костная и мышечная. Наибольшее значение имеет для развития интеллекта и речи.
Анатомически, центр, отвечающий за коммуникацию, в полушариях мозга близко расположен возле точек, соответствующих проекции руки. Первые упражнения заложены у младенцев природой – это хватательный рефлекс.
Дальше для формирования ловкости пальцев будут подключаться различные техники и занятия.
Формирование
Наиболее интенсивный период длится от 2 и до 7 лет. Дошкольники параллельно работают над произношением звука, построением предложения, обучаются простейшей арифметике, сравнению величин.
Но без таких показателей как концентрация внимания, умение повторить предложенные действия, любые занятия сведутся к нулю. Выполнение точечных четких движений стимулирует развитие когнитивных и вербальных способностей.
Чтобы подготовить ребенка к школе нужно основное внимание обратить на тренировку кисти и пальцев ног. Часто в занятиях логопеды и психологи упускают этот момент, делая акцент только на руках.
Но именно всесторонняя работа позволяет тренировать память, речь, скорость реакции, а также психоэмоциональное состояние. Важно осознавать, что освоение подобных навыков помогает ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно в любой среде.
Методы развития
Прежде чем приступать к упражнениям и играм важно правильно организовать работу. Все движения подбираются индивидуально, в зависимости от возможностей и особенностей возраста.
Не стоит тратить силы и время, чтобы усадить 2-х летнего кроху за стол, дать ему прописи, карандаш, и ждать позитивных результатов. Скорее всего, он попробует карандаш на вкус, и тут же убежит осваивать новый мир.
Для детей же 6-7 лет и старше нужно организовывать уже учебную обстановку. Основные аспекты работы:
— упражнения за столом, включают в себя лепку, пальчиковое рисование, проговаривание сказок и стихов, обыгрывание сюжета с помощью кисти, осваивание разных тренажеров – плетение шнурков, нанизывание бусин; — массаж – активный стимулятор ладони позволяет быстрее укрепить нужные мышцы и развить гибкость; — пальчиковая гимнастика полезна для координации обоих полушарий мозга. Память, интеллект, стрессоустойчивость развиваются благодаря регулярным упражнениям, занимающих не более 5 минут в день; — игры с водой, песком, тестом, крупами и бобовыми необходимы для формирования силы и гибкости, кроме этого понадобятся дополнительные инструменты – пинцет, ложки, разных размеров, а также стаканчики.
Массаж
Начинать работать с мелкой моторикой можно, когда малышу всего нескольких месяцев.
Массажные движения очень простые и не требуют особых навыков и опыта: — для начала нужно разогреть собственные руки, чтобы они приносили приятные ощущения, для этого интенсивно потереть ладонями, словно пытаясь разжечь огонь; — затем одна рука слегка фиксирует запястье, а вторая совершает поглаживание маленькой ладони, можно рассказывать сказку, потешку или напевать песенку; — после следуют разминающие движения, важно контролировать силу движения, прорабатывается ладонь и каждый пальчик по очереди; — постукивание пальцами по ладони, словно капли дождика; — сгибание и разгибание каждого пальчика; — завершается все поглаживанием.
Зарядка для пальцев
Перед тем как проводить упражнения нужно сначала сделать массаж. Также важно правильно подобрать время, ребенок должен быть готов воспринимать информацию, и в точности ее воспроизводить. Лучше выбрать первую половину дня, как наиболее продуктивную для любых развивающих игр.
Простые упражнения могут также выполняться в поездке, в любом общественном месте, даже очереди.
Интересные и познавательные занятия, позволят быстро заметить результат: — «петушок», руки сложить в замок, левой упираться в тыльную сторону правой, поднимая пальцы вверх создавая гребешок, большие пальцы формируют клюв, повторить не менее 10 раз; — «лесенка», ноготь большого пальца одной руки положить на стол, сверху таким же образом укладывается большой палец второй руки, по очереди формируется своеобразные ступеньки, повторить не менее 30 раз; — «пианино», поставить все пальцы на край стола, ритмично перебирая перебежать на другой край, постепенно усложнять задачу, давая команды – как можно тише, как можно громче, быстрее и медленнее; — «животные» — зайчик – рука согнутая в кулак, выпрямлены большой и указательные пальцы, собака – открытая ладонь, большой палец отведен вверх, указательный согнуть в суставе, мизинец отгибать, сопровождая лаем, птица – открытые ладони пересекаются большими пальцами, остальными сделать характерные взмахи крыльями. Для каждого упражнения стоит подобрать тематическое стихотворение, для малышей лучше коротенькие потешки.
Игры с пластилином
Кроме лепки предметов и сказочных персонажей полезно попробовать такие варианты занятий: — конструктор из шариков, отщипывать и формировать между двумя ладонями шарики одной величины, чем большее количество получится, тем лучше, затем из этой массы строить всевозможные объекты – башни, мосты, цветы, машинки; — на альбомном листе нарисовать крупные буквы или цифры, отщипывать маленькие кусочки и выкладывать по контуру, как вариант формировать длинные тонкие колбаски, после можно сверху украсить бисером, манкой и разноцветным камешками для аквариума; — создавать мини макеты можно и с маленькими детьми, спички или зубочистки станут отличным каркасом, а крепежным материалом — пластилин или глина, объемные дома, техника, а также животные впоследствии могут стать любимой игрушкой.
Упражнения в быту
Не всегда есть возможность найти в графике время для занятий.
А занять ребенка полезными упражнениями можно, не усаживая за учебный стол: — лепку вареников и пельменей легко осилят дети от 3 лет; — нанизывание прищепок на веревку формирует гибкость и силу пальцев; — застегивание пуговиц на одежде и одевание колготок великолепно тренирует мелкую моторику, не стоит спешить на помощь, после 2.5 – 3 лет ребенок справится сам; — закручивание и раскручивание крышек от бутылок очень занимает малышей; — сортировка по парам и скручивание носков замечательное упражнения тренирующее концентрацию внимания; — приготовление пищи — щепотка соли, 2 чайные ложки сахара, стакан муки, ребенок с радостью будет участвовать в создании рецептов, незаметно тренируя когнитивные способности. Важно обеспечить правильный досуг, предлагая различные игрушки для развития. Наиболее эффективными являются пазлы, мозаики, сортеры, конструкторы, шнуровки, наборы для творчества. Подбираются с учетом возраста, возможностей и увлечений, чтобы время для игры не превратилось в занудное занятие. Для развития мелкой моторики необязательно прибегать к услугам профессионала. Самостоятельно можно развивать малыша, формируя интеллектуальные, речевые и познавательные способности.
- Гимнастика для детей от 1 года до 3 лет
- Гимнастика для детей дошкольного возраста
- ЛФК для детей до года
- Детская гимнастика
- Как делать массаж ребенку
Источник: https://lfk-gimnastika.com/lfk-dlya-detej/260-razvitie-melkoj-motoriki
Мастерёшки » Рукоделие — гимнастика пальцев и ума
О развитии мелкой моторики взрослых с помощью рукоделия
Чем более мелкие движения мы умеем делать руками и пальцами, тем лучше для всего нашего организма. Не верите? Давайте разбираться в этом вопросе вместе.
Китайцы заметили связь между действиями рук и развитием мозга еще во II веке до нашей эры. Они считали, что можно привести в гармонию разум и тело с помощью упражнений для рук и массажа пальцев.
Массаж пальцев оказывает влияние на внутренние органы, создавая проекцию схемы человеческого тела на мозг.
Пальцы рук имеют нервные рецепторы, воздействуя на которые можно улучшить как общее функциональное состояние организма, так и функционирование отдельных органов и систем.
Не одни китайцы такие умные. Есть интересное изречение, приписываемое Э. Канту: «Рука – это вытекший наружу мозг!». Это выражение имеет двойной смысл. С одной стороны, чем искуснее руки, тем более развита умственная деятельность, с другой – по характеру движения рук специалисты могут определить, о чем думает человек.
Все это связано с мелкой моторикой, которую непременно нужно развивать у ребенка с первых дней его жизни. Именно она является первой ступенькой на лесенке развития интеллекта человека. Зоны рук и зоны, отвечающие за речь и ее понимание, память, внимание и концентрацию, образное и пространственное мышление, являются в нашем мозге близкими соседями. И как добрые соседи, помогают друг другу.
Как правило, у взрослых мелкая моторика хорошо развита. Мы ежедневно совершаем множество движений кистями рук и пальцами, совершенно не задумываясь об этом. Как это ни странно, но наши руки в силах помочь нам повысить умственную работоспособность, укрепить память, поддержать общий тонус, стимулировать иммунитет. Нужно всего лишь учить наши руки и пальцы выполнять мелкие точные движения!
Способов развивать мелкую моторику у взрослых достаточно много. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Это не только будет способствовать развитию кистей рук, но и обогатит вас духовно. Можно собирать паззлы, плести косички, научиться «слепой» десятипальцевой печати. Развивайте свою не ведущую руку: пишите, режьте ножницами, мотайте клубки и т. п.
Один из самых эффективных способов воздействия на рече-двигательную проекцию мозга – это ручное творчество. Почему детям рекомендуют лепку? Во время этого занятия ни одна мышца руки не остается не задействованной. Импульсы волна за волной направляются в голову ребенка, стимулируя работу его мозга. Ребенок играет и развивается одновременно.
Те же плюсы рукоделие имеет и для взрослых. Чем мельче движения, тем лучше. Хотите избежать старческого слабоумия , иметь крепкую память и быть уравновешенным человеком? Занимайтесь рукоделием! Вязание, квиллинг, декупаж, бисероплетение, вышивка, макраме, скрапбукинг, роспись, валяние – за что ни возьмись, все требует мелкой работы! Какая кладезь здоровья!
Мелкая работа, например, вязание, снимает нервное напряжение. Некоторые люди говорят, что это нудно, а если не будет получаться, то еще и чревато вспышками гнева. На самом деле, вязание успокаивает и даже помогает думать.
Речь в данном случае, конечно, идет не о первых шагах в рукоделии, а когда уже есть определенные навыки, и процесс сам по себе не отнимает много сил и внимания.
В процессе подобной деятельности, когда руки совершают мелкие движения, голова лучше работает, человек в состоянии осмыслить какую-то ситуацию, выстроить логическую цепочку умозаключений, прийти к определенным выводам или решению. Не случайно, размышляя о важном, люди часто теребят в руках ключи, ручку или платок.
Вот еще один пример положительного влияния рукоделия на организм. Вышивание бисером применяют в качестве терапии для пациентов с патологиями речевой функции, например, после инсульта или травмы головы. Кто бы мог подумать, что прикосновения к бусинкам, пришивание их к канве и даже созерцание красивых цветов рисунка могут оказывать исцеляющее воздействие на больного человека!
Развивать мелкую моторику нужно всю жизнь. Если вы еще не увлеклись ни одним из видов рукоделия, мы надеемся, что наш сайт поможет вам найти занятие по душе и по силам. Тем более, что для многих из предлагаемых нами идей поделок не требуется ни затрат, ни особой сноровки. А еще это очень интересно и увлекательно! И современно! И модно! Присоединяйтесь!
Источник: https://svetarita.ru/melkaya_motorika_vzroslykh/
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возрастаУм ребенка находится на кончиках его пальцев. В.Сухомлинский.На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей находится в зависимости тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат. Ученые изучавшие психику детей, подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.Основными принципами работы по развитию мелкой моторики рук являются :систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных особенностей детей.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга .Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Особую роль в развитие мелкой моторики и развитию речевых центров способствует пальчиковая гимнастика. Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон , учат понимать смысл, повышают речевую активность ребенка. Также в работе мы используем и другие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев.1. Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, застежки.2. В изобразительной деятельности :лепка, раскраски, штриховка, обведение контуров, рисование разными спрсобами, изготовление поделок из природного материала, вязание.3. Самомассаж кистей рук и пальцев рук мячиками-ежиками.4. Кинезиолологические упражнения- эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.-мозайка, конструкторы, пазлы, волчки.- работа с пластилином.- игры с бусами-перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы(Считать количество бус в прямом и обратном порядке.)- игры с резинками для волос( для этого нужно надеть на большой и указательный пальцы и растягивать.)- выкладывать буквы из счетных палочек.-мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Таким образом мы дошкольников подготавливаем к овладению письмом, формируем у него художественный вкус.
Иногда дети не любят застегивать пуговицы ,шнуровать ботинка. Это говорит о том ,что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И вот ,чтобы определить как у ребенка развита мелкая моторика есть определенные кинестетические упражнения:
— Петушок (ладонь вверх,указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);- Кошечка (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
);-Зайчик(вытянуть вверх средний и указательный пальцы,при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони к ладони);-Флажок (четыре пальца-указательный, средний, безымянный и мизинец -вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);-Вилка (вытянуть вверх три пальца- указательный, средний, безымянный -расставлены врозь. большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа воспитателя. При выполнении сложных фигурок первый раз нужно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно.
Источник: https://doshkolnik.ru/motorika/11257-motorika.html
Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению
В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся. Обосновывается связь с успешным обучением, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика
Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.
Сухомлинский В. А.
В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с раннего возраста учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».
Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. «Рука это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.
Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.
О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в отличном состоянии.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме. М. М. Кольцова в 1973 году доказала, что движение пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Таким образом, постепенная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.
Я советую использовать упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев руки и кисти руки.
Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессори» (известного итальянского педагога), которые готовят детей к овладению письмом и рисованием: вырабатывают умение владеть карандашом, как говорят художник, дают «твердость руки», умение проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз, различать геометрические фигуры и видеть линии — контуры, знакомят с геометрической терминологией -названиями фигур. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100*100 мм, толщиной 1,5–2 мм, В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем, такой же формы и размера, но другого цвета. На уроках в начальной школе я использую оригами, лепку, аппликацию, графические упражнения, игры и действия с предметами.
- Оригами совершенствует у детей точные движения пальцев и глазомера; способствует концентрации внимания; развивает творческое воображение, художественный вкус, память; обогащает словарный запас.
- Лепка повышает сенсорную чувствительность; развивает воображение, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть и достигать его.
- Аппликация развивает умственную и речевую деятельность учащихся; формирует координацию движений пальцев на руках развивает интеллект ребенка.
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для овладения письмом.
Игры и действия с предметами развивают у детей фантазию, способствуют творческому развитию, положительному эмоциональному состоянию.
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму. Мелкая моторика развивает: практические навыки; внимание; подготовка к письму; память; мышление; речь.
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА: РЕЧЬ; ПАМЯТЬ; ВНИМАНИЕ; МЫШЛЕНИЕ; ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ; ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.
Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК:
- Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
- Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.
- Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.
- Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.
- Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
- Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.
- Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.
- Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.
- Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.
- Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.
ИГРЫ С ЛАДОНЯМИ:
Быстрые ладошки Научить понемножку, играть в «Быстрые ладошки». Надо пару подобрать Да лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки — Значит можно начинать.
Важно — строго по порядку Всё быстрее, без оглядки Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье Все семнадцать упражнений Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть, Так держать к победе путь! Если здорово играть, Можно лучшей парой стать! В состязании проворном, Интересном и задорном, Кто точнее и быстрее, Кто всех лучше и резвее?
- Погреемся
- Поиграем-ка немножко,
- Да похлопаем в ладошки.
- Пальчики мы согреваем
- Их сжимаем, разжимаем.
Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он выполняет эти движения пальцами пассивно, т. е. с помощью взрослого.
В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи.
Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время — перед занятием, во время занятия, в свободное время.
Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики.
Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики — это нитки.
Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в целом использую — ниткопись. Идея родилась недавно. Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая её пальчиками по всей длине.
Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т. д. Попытка сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной и мотивационной.
Такое объединение двух видов деятельности имеет смысл после постановки звука — ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы, одновременно производя различные движения пальчиками.
В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Основное правило — это работа над мелкой моторикой дает положительный результат, совершенствует психические процессы, связанные с речью (память, мышление, внимание), улучшает усвоение навыков письма школьников, только тогда, когда она проводится регулярно.
Литература:
- Бехтерев В. Н. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. М., 2008.
- Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2007.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.
- Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М., 2000.
- Ткаченко Т. А. Гимнастика для пальчиков. М., 2010.
- Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Формирование метапредметных результатов у обучающихся начальной и основной школы на уроках математики В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 216–218.
- Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, рука, ребенок, упражнение, игра, развитие, речь, раннее детство, пальчиковая гимнастика, детская рука.
Источник: https://moluch.ru/archive/149/41632/
Развитие мелкой моторики рук через занятия бисероплетением у детей младшего школьного возраста
- Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через занятия бисероплетением у детей младшего школьного возраста».
- Цель: повышать профессиональную квалификацию по вопросу « Развитие мелкой моторики рук, через занятия бисероплетением у детей младшего школьного возраста».
- Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
3. Направить жизнедеятельность воспитанников в детском образовательном объединении на сохранение и укрепление здоровья.
4. Систематизировать изученную литературу.
Актуальность:
Бисероплетение — это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков.
Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение.
В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.
За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость.
А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали например, бисероплетение. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики
Источник: https://prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/prikladnoe-tvorchestvo/131364-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-cherez-zanjatija