Особенности развития детей с нарушением слуха: как организовать жизнь без ограничений

Сурдопедагог проводит занятие со слабослышащим ребенком

Н. Зимина.

Журнал «Отоскоп» продолжает цикл статей Н. Зиминой о психологических аспектах проблем, связанных с нарушениями слуха (см. статьи «Слуховые ощущения» и «Особенности развития мышления у слабослышащих детей»).

Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях.

В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е.

оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи.

Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено.

Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь
Степень разговорная шепотная
Легкая От 6 м до 8 м 3 м—б м
Умеренная 4 м—6 м 1 м—3 м
Значительная 2 м—4 м От ушной раковины до 1 м
Тяжелая От ушной раковины до 2 м 0—0,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):

Возраст, когда наступила глухота Нарушение речи
1,5—2 года Теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми
2—4—5 лет Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов
5—6 лет В редких случаях теряют речь совсем
7—11 лет Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)
12-17 Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность

Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
  2. время возникновения нарушения слуха — чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
  3. условия развития ребенка после возникновения поражения слуха — чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
  4. общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка — ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.

Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Это и недоразвитие деятельности, и отставание в развитии общения с взрослыми.

Решающее значение для развития детей имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем.

При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Занятия с сурдопедагогом

Та же сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников.

Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи.

Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания.

Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом.

Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития.

В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми.

Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь.

Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды.

В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом.

Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность.

При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности.

Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок.

Наиболее характерными из них являются следующие:

  • понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
  • понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом.

Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка.

Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Мишель Эйкем де Монтень, французский писатель и философ-гуманист

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.

Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2011/05/osobennosti-razvitiya-detej-s-narusheniem-sluxa/

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Читайте также:  Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: эффективные методы и упражнения

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции.

В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога.

Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей.

Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план.

Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут.

Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется.

На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются.

И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха.

И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг.

В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха.

Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе.

Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят.

Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая.

Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни.

Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка.

Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить.

Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой.

Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха.

Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Читайте также:  Икота у новорожденных после кормления: что делать маме в такой ситуации

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник: https://www.youhear.ru/deti-s-narusheniem-sluha-2/

Дети с нарушением слуха — образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти.

Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления.

В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь.

Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

  • Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.
  • Видео с YouTube по теме статьи:

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6797-deti-s-narusheniem-sluha.php

2.4. Подготовка к семейной жизни детей с нарушением слуха

Библиотека

Особенности социализации и адаптации детей с нарушением слуха. Рекомендации по подготовке к семейной жизни детей с нарушением слуха

Особенности социализации и адаптации детей с нарушением слуха

Нарушение слуха той или иной степени встречается достаточно часто и у взрослых и у детей разного возраста, большинство из которых носит временный характер. Другую группу нарушения слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха.

При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах, недоразвитие органов слуха лишает ребенка важнейших источников информации, что может вызвать его отставание в сроках формирования психических функций, процессов и замедленный темп их развития, его дезадаптацию.

Медицинские предпосылки, связанные с ограничением возможностей здоровья глухих детей, безусловно, во многом определяют успех или неуспех развития в целом.

Жизнь глухого человека, в частности ребенка, во многом зависит от восприятия родителями особенностей ребенка, способов воспитания и обучения, выбора среды общения ребенка, меры включения его в активные социальные процессы.

До недавнего времени глухие люди считались глухонемыми, что выражалось в отсутствии у этой группы лиц возможности слышать, а значит, и разговаривать, вступать в коммуникации с людьми, не имеющих эти ограничения. Такая позиция изначально исключала глухих людей, из общества слышащих, акцентировала их изоляцию, обособленный образ жизни.

Теперь неслышащих детей обучают не только письменной и дактильной речи, но и учат разговаривать, осваивать устную речь.

Следовательно, при правильно организованной работе, глухие дети могут принимать активное участие в общественной жизни, что эффективно сказывается на формировании и развитии социальных навыков, расширении арсенала способов взаимодействия с различными группами людей.

Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладеет речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.

При осуществлении раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены. Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность, то есть личность с устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями.

Положительную среду и личность формируют главным образом, семья, система образования, учреждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, раскрытия потенциала глухих людей и поддерживая их материальное обеспечение. Глухие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, навыки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ребенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образовательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получения образования. В Российской Федерации создана система сурдологической и педагогической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. В раннем возрасте (на протяжении первых двух — трех лет жизни) коррекционная педагогическая работа организуется в семье, родители получают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего ребенка у сурдопедагога сурдологического кабинета.

Читайте также:  Развитие сенсорики у детей раннего возраста: как правильно заниматься с ребенком

В России активно действует Всемирная организация глухих (ВОГ), главной целью которой в настоящий момент является Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество. Задачами ВОГ являются:

  • выявление граждан Российской Федерации с нарушением слуха, их вовлечение в члены Общества, привлечение специалистов для работы в организациях Общества и оказание членам ВОГ всесторонней помощи; создание первичных организаций ВОГ, органы управления, акционерные общества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха;
  • создание учреждений культурного, оздоровительного и бытового назначения, центров реабилитации, садоводческих товариществ, магазинов и других учреждений, обеспечивающих выполнение уставных задач;
  • решение совместно с органами государственной власти вопросов создания условий для всестороннего развития личности граждан с нарушением слуха, удовлетворения их духовных запросов, приобщения членов ВОГ к общественной жизни; содействие инвалидам по слуху в приобретении сурдотехники, облегчающих их обучение, труд и быт;
  • поддержание постоянных связей с детскими дошкольными и учебными учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушением слуха;
  • принятие участия в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях; оказание шефской помощи школам — интернатам для глухих и слабослышащих детей;
  • содействие органам здравоохранения и образования в выявлении детей с нарушением слуха, способствует их устройству в дошкольные учебные заведения и школы;
  • организация изучения и развития мимико — жестовой речи глухих, создание условий для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации;
  • использование всех средств массовой информации, выставок и другого для популяризации деятельности ВОГ.

Неслышащий и плохо говорящий (или совсем не говорящий) ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию.

Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов.

В зависимости от того, насколько успешно и в каком темпе ребенок овладевает фразовой речью, решается вопрос о целесообразных организованных формах дальнейшего воспитания, неслышащего дошкольника, продолжать ли обучение в домашних условиях, в специальном дошкольном учреждении или определить ребенка в массовый детский сад, не прекращая специальной коррекционной работы с ним. Выбор формы обучения и воспитания определяется не только успешностью речевого развития ребенка, но и уровнем развития его познавательной деятельности (в соответствии с его возрастом), состоянием здоровья, его личными особенностями, желанием родителей и их возможностями активного участия в реабилитационной работе.

оциальная работа / под ред. В.И.Курбатова. Ростов на Дону: «Феникс», 1999. С. 303.

Реклама

Статистика

Источник: https://aupam.ru/pages/biblioteka/podgotovka_detej_invalidov_k_semejnoj_i_vzrosloj_zhizni/page_30.htm

Особенности развития детей с нарушениями слуха

  • РЕФЕРАТ
  • Особенности развития детей с нарушениями слуха
  • Содержание

1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

2.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  1. 2.

    4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

  2. 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования.

У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего.

Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М.

Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени.

Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются.

Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами.

И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями.

На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.

Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.

На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.

Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала.

При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок.

Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.

2.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

В процессе психического развития происходит изменение — память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную.

Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания.

Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее.

В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти.

Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным.

Источник: https://mirznanii.com/a/200562/osobennosti-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]