Если обратиться к страницам истории, мы увидим, что художественная гимнастика выросла из балета. Вполне естественно, что первое время данный вид спорта походил скорее на танец с предметом.
Хорошая растяжка и гибкость гимнастки, конечно, производили впечатление на судей и зрителей, но были лишь как дополнение к общему образу спортсменки и ее выступлению.
В то время гимнастика была менее техничной и более художественной.
Мода на фантастическую растяжку и супер гибкость позвоночника пришла многим позже – к концу 90-х годов прошлого столетия. Одной из первых новые тенденции в художественную гимнастику привнесла Амина Зарипова. Спортсменка обладала уникальной природной гибкостью, которая становилась не просто изюминкой, а смыслом ее выступлений. Это открыло новое прочтение уже знакомого спорта.
Позже удивительной гибкостью запомнилась Яна Батыршина и, конечно, Алина Кабаева, выступления которой не один год задавали общий тренд всей художественной гимнастике.
Новое время – новые правила
Как и любой молодой вид спорта, художественная гимнастика из года в год развивалась и усложнялась. Так, с опорой на новые тенденции была установлена система классификации всех элементов. Было выделено четыре группы: равновесия, прыжки, вращения и, конечно же, гибкость.
Значительные изменения в правилах произошли в 2000 году. Тогда с подачи Ирины Винер уже действовавшая на тот момент система классификации была значительно расширена и преображена. Теперь в нее входило множество сложнейших элементов, исполнять которые еще несколько лет назад никто бы и не решился.
Произошедшие изменения сделали художественную гимнастику доступной далеко не для каждой девочки. Теперь огромную роль стали играть природные данные спортсменки и в первую очередь природная гибкость. В то же время новшества поспособствовали росту популярности данного вида спорта. Выступления гимнасток стали более зрелищными и необычными.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Гибкость – зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Возможность выполнять то или иное движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц, определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.
Развитие гибкости — необходимое условие для технической подготовки занимающихся. Особенное внимание надо уделять развитию подвижности грудного отдела позвоночника, без чего трудно выполнять волны и взмахи.
Средством для совершенствования гибкости служат специальные упражнения на растягивание. В результате их многократного повторения мышцы становятся эластичнее, несколько удлиняются, что позволяет выполнять движения с максимальной амплитудой.
- Развитие гибкости, подвижности в суставах подразделяется на:
- — пассивную, которая соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил (сил тяжести: шпагат и пружинящие движения) или инерции движения отдельных частей тела (махи ногами, руками);
- — активную, которая обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способности за счет соответствующих усилий производить движения в суставах (например, различные равновесия).
Гибкость развить труднее, чем силовые качества. Для регулярного контроля за уровнем развития гибкости применяют контрольные тесты.
Специальная гибкость – значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, соответствующая требованиям избранного вида спорта.
Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил, например, веса партнера или его мышечных усилий. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет собственных напряжений мышц.
Активная гибкость всегда меньше пассивной. Так при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью.
- Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет мышечного тонуса мышц, противодействующих растяжению).
- Физиологическое качество – гибкость, зависит от следующих анатомофизиологических факторов:
- от строения суставов;
- от эластичности связочного аппарата;
- от эластичности мышц и их функционирования ,иннервации и химических процессов;
- от эмоционального состояния (воля, ЦНС);
- от внешних условий (температура по Цельсию);
- от времени суток (вечером лучше);
- от возраста;
- от половых различий;
- от исходного положения тела и его частей.
- Развитие гибкости так же предопределяется некоторыми задатками: типом памяти, пластичностью мышц, динамичностью и концентрированностью нервной системы, типом телосложения.
Для развития гибкости используют: маховые или пружинистые движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером. На первом этапе наибольшую эффективность дают упражнения пассивные.
- Пассивные (для растягивания группы мышц) движения, выполняемые за счет усилий других групп мышц (например, наклоны).
- Растягивающие движения с помощью партнера.
- Удержания с помощью партнера положений, в которых мышцы наиболее растянуты. Все упражнения здесь можно разделить на четыре группы:
- — маховые (или пружинные) движения с отягощением или с амортизаторами;
- — статические удержания положений с наибольшим растяжением мышц;
- — статические удержания положений с растяжением, близким к максимальному, и последующие маховые движения с наибольшим растяжением мышц;
- — два последних вида упражнений с отягощением.
-«Миотатический рефлекс А. А. Ухтомского». Этот прием весьма эффективен для развития активной и пассивной гибкости. «Миотатический рефлекс Ухтомского» проявляется после предварительного изометрического напряжения мышц.
Например, если стать вплотную боком к стенке и в течение 30—60 сек. Давить на нее одноименной рукой, а затем отойти от стенки, то рука «сама» непроизвольно поднимется вверх. То же самое происходит, если, поднимая ногу, растягивать слабый резиновый амортизатор.
После этого без амортизатора гимнастка легко поднимет ногу на 8—10 см выше обычного уровня. «Миотатический рефлекс Ухтомского» проявляется и после динамических силовых упражнений.
Так, после силовых упражнений с резиновым амортизатором или в утяжеленных туфлях подвижность в тазобедренных суставах увеличивается больше, чем после пружинящих движений на растягивание.
Этот прием положен в основу силового метода развития гибкости (Н. Я.Алисов), который позволяет развивать гибкость, наиболее совершенную по структуре (амплитуды активной и пассивной гибкости значительно сближены), обеспечивает быстрое увеличение подвижности в суставах и более длительное ее сохранение.
- Для оценки гибкости в гимнастике используются в основном девять контрольных упражнений:
- — наклон со скамейки (измеряется расстояние от скамейки до кончиков пальцев);
— наклон обхватив голень руками в основной стойке, держать три секунды;
— махи лежа на спине (измерять градусы);
— шпагаты правая, левая, поперечный, прямой со скамейки держать пять секунд;
— переводы палки назад и вперед в основной стойке (измеряется расстояние между руками в сантиметрах);
- — мост (измеряется расстояние между пятками и руками);
- — поднимание спины назад из исходного положения лежа на животе (измеряется в градусах);
- — отведение ноги вперед, назад, в сторону с помощью партнера (измеряется в градусах);
- — удержание ноги вперед,в сторону,назад, стоя боком к гимнастической стенке (измеряются градусы).
- .
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-ghibkosti-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-kh.html
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста выпускная
Игровой метод как условия развития гибкости детей младшего школьного возраста: 1. Использование физических, технических тактических приемов выполнения упражнений. и 2. Участие детей в подвижных играх и различных эстафетах, позволяет им одновременно играть и соревноваться. 3. Стирается различие между игрой и соревнованием, так как все двигательные действия несут в себе признаки игры и соревнования. 4. Способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию, в том числе развитию гибкости.
Общие положения тестирования (по Железняку Ю. Д. ) • условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых (время проведения, разминка перед тестированием, использование одинакового инвентаря и т. д.
); • упражнения должны быть доступны для всех испытуемых, независимо от их технической и физической подготовленности; • упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т. п.
); • упражнения должны отличаться простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.
ПОКАЗАТЕЛИ СТЕПЕНИ ГИБКОСТИ УЧАЩИХСЯ «выкрут» прямых рук назад; мост из положения лёжа; наклон вперёд; поперечный шпагат.
ЭТАПЫ СТРЕТЧИНГА в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы.
в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия боли и предотвращения судорог.
Упражнение «Замочек» Упражнение «Кран»
Упражнение «Гусачок» Упражнение «Потягуши»
Упражнение «Якорь» Упражнение «Склепка»
Упражнение «Окошко» Упражнение «Лотос 2»
Упражнение «Стрелка» Упражнение «Склепка»
Упражнение «Лягушечка»
Упражнение «Складка» Упражнение «Лучик»
Упражнение «Курок» Упражнение «Лотос»
Сводная таблица диагностического исследования успешности развития гибкости детей младшего школьного возраста 3 «А» класс, МОУ СОШ № 17 г. Серпухов № п/п Контрольное упражнение (тест) Группы Экспериментальная до эксперимента 1. Выкрут прямых рук назад (см) 2.
после эксперимента Контрольная до эксперимента после эксперимента 50, 4 55, 5 1, 08 50 52, 1 1, 08 Мост из положения лежа (см) 36 41, 9 1, 62 35, 5 36, 0 1, 95 3. Наклон вперед (см) 6, 3 11, 3 0, 87 6, 4 8, 4 0, 76 4.
Поперечный шпагат 30, 8 40, 00 1, 95 30, 8 34, 2 1, 52 (см)
Источник: https://present5.com/razvitie-gibkosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vypusknaya/
Развитие гибкости у детей младшего и школьного возраста
Многие справедливо считают, что от ребёнка, не достигшего десятилетия, нельзя требовать рекордов. Однако адекватное отношение к детским физическим способностям не отменяет необходимости в лёгкой оздоровительной нагрузке для всех малышей. Правильная утренняя зарядка и подвижные игры способны сформировать у малютки стойкое положительное отношение к физической культуре. Общеукрепляющие тренировки, в свою очередь, помогают развитию у дошколят и детей из младших классов основных физических качеств человека – быстроты, выносливости, ловкости, силы и гибкости.
Ключевым моментом в детской спортивной подготовке является выработка пластичности в мускулатуре и ещё формирующемся связочном аппарате ребёнка. Именно от гибкости зависит сценарий последующего развития координационных, скоростных и силовых способностей малыша, поэтому современные студии йоги, стретчинга и пилатеса для самых маленьких набирают популярность.
Для чего ребёнку необходимы упражнения по развитию гибкости
Детскую пластичность можно разделить на пассивную (ту, которая проявляется под воздействием тренажёров или других снарядов) и активную (ту, которую ребёнок может проявлять самостоятельно). Воспитывать качество нужно в раннем возрасте, пока не окончился сензитивный период.
Тренировки гибкости способствуют:
- улучшению суставной подвижности школьников и малышей;
- уменьшению риска травм во время силовой нагрузки;
- предотвращению развития сколиоза, x-образного искривления ног и плоскостопия у ребёнка;
- избавлению от дискомфорта в шейном отделе позвоночника и связанных с этим головных болей и проблем сна.
Факторы, которые определяют прогресс от будущих тренировок
Превратить негибкого малыша в гуттаперчевого мальчика или цирковую девочку-змею вряд ли удастся, но сделать их мышцы достаточно эластичными для обычной жизни вполне реально.
Результат тренировок по развитию гибкости у детей обычно обусловлен:
- гендерной принадлежностью (девочки обычно гибче мальчиков);
- генетическими данными (сыну или дочери балерины проще развить эластичность, чем другим);
- возрастом (временем интенсивного развития этого качества считается период от 5-6 до 17-18 лет);
- особенностью строения суставов (у детей с разным устройством хрящей и костей разнятся способности к растяжке;
- психоэмоциональным состоянием малышей (активная гибкость уставшего или эмоционально выгоревшего ребёнка низкая, а пассивная – высокая).
В каком возрасте лучше начинать тренировки по формированию мускульной пластичности
Многие считают, что все малыши гибкие, поэтому стараются воспитывать мышечную эластичность у крох ясельного возраста, но это не совсем правильно. Связки и мышцы у маленьких детей действительно пластичны, но их способность к самостоятельному растягиванию не проявляется до пятилетнего возраста, поэтому заниматься развитием активной гибкости у таких малюток бессмысленно. Начинать воспитание этого качества можно в старшем детсадовском возрасте или в первых классах общеобразовательной школы, при этом результаты занятий будут постепенно улучшаться, пока ребёнок не достигнет совершеннолетия.
Насколько безопасно развивать детскую пластичность
Первые уроки гибкости ребёнок может получить в стенах школы или на детской площадке. Карабканье по канатной лестнице, перемещение по шведской стенке, прыжки через скакалку, кувырки и вис на перекладине – это полезный минимум, которого достаточно пяти-шестилетнему малышу.
Для безопасности во время занятий по развитию гибкости у младших школьников и дошколят запрещается:
- проводить длительные интенсивные тренировки (норма – это 15-45-минутный урок с тремя перерывами);
- применять дыхательные упражнения (малыши ещё не умеют контролировать объём воздуха в лёгких и могут привести себя в полуобморочное состояние);
- заниматься развитием у 5-7-летних детей тазобедренной выворотности (например, учить их деми и гранд плие);
- кормить юных спортсменов перед выполнением действий, в которых должны участвовать мышцы пресса;
- заставлять малышей делать сложные упражнения на гибкость, вызывающие у них болезненные ощущения;
- использовать приёмы фокусировки внимания на физических ощущениях (для маленького ребёнка это слишком ощутимая психологическая нагрузка).
Выработка пластичности в мускулах и её этапы
Особенности детского строения делают постепенное развитие гибкости необходимостью: например, если нетренированный ребёнок попытается сесть на поперечный шпагат, эксперимент может окончиться растяжением или разрывом паховых связок. Поэтому в первую очередь нужно подготовить суставы и связки малыша к будущим испытаниям и научить его правильно повышать температуру в мышцах перед тренировкой.
Развитие гибкости у детей состоит из трёх блоков:
- суставная гимнастика (начало создания прочного и эластичного связочного аппарата с углубленной проработкой тех мышц и суставов, которые не задействуются в повседневной жизни);
- специализированное формирование суставной подвижности (растягивание связок и мышц, которые необходимы для выработки силовых и скоростных качеств);
- поддержание достигнутых высот (чередование упражнений с максимальной амплитудой и силовой нагрузки для сохранения пассивной и активной подвижности в суставах).
Упражнения для полноценного развития детской гибкости
В рамках тренировки для увеличения эластичности в связках и мышцах малыша необходимо следить за тем, чтобы тело ребёнка получало как можно более равномерную нагрузку.
Активную суставную подвижность у малютки можно сформировать с помощью методики динамических усилий (например, учить его прыжкам в длину или метанию набивного мяча).
Развитие пассивной гибкости у школьников и детей младшего возраста не требует силовой нагрузки. Для этой цели больше всего подходят высокоамплитудные упражнения на растяжку (например, махи и наклоны).
Полноценные занятия по формированию эластичности у малышей можно проводить даже в домашних условиях. Для организации уроков по развитию гибкости у детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов требуется минимум снарядов (небольшая шведская стенка, минитрамп или батут, обруч, гимнастический коврик или мат, резиновая скакалка, мяч).
Малышам до десяти лет полезно выполнять следующие упражнения:
- висеть на перекладине;
- отбивать и ловить мяч от пола и стены;
- карабкаться по шведской стенке;
- прыгать на батуте или минитрампе, продвигаясь вперёд или вбок;
- делать кувырок и стойку «свечка»;
- ходить по свёрнутому в рулон гимнастическому коврику или мату;
- катить по полу обруч и бросать его одной рукой;
- прыгать через скакалку.
Если регулярные тренировки по развитию гибкости у школьников или детей и старших групп детского сада не приносят видимых результатов, отсутствие прогресса может быть связано с:
- недостаточным тренерским или родительским контролем над тем, как ребёнок выполняет движения;
- выбором упражнений, которые не соответствуют возрасту или уровню физического развития малыша;
- наличием у ребёнка психологического зажима перед тренером или группой;
- анатомическими особенностями детского организма (пониженной от рождения гибкостью околосуставных тканей).
*В каждом из этих случаев рекомендуется проконсультироваться с тренером и лечащим педиатром.
Команда Greenportal желает вам и вашим малышам здоровой гибкости!
Источник: https://greenportal.pro/physical_activity/razvitie-gibkosti-rebenka/
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса [8].
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается.
Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах.
Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими особенностями [16].
Позвоночный столб является основной частью опорно-двигательного аппарата туловища ребенка. В период от 7 до 11 лет происходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвонков.
Однако полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается до 24 лет. В младшем школьном возрасте отмечается большая гибкость, неустойчивость основных изгибов позвоночника – грудного и поясничного отделов.
Грудной изгиб формируется к концу 7-го года жизни, а поясничный к 12 годам.
У младших школьников имеются все условия к развитию гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет активная гибкость достигает максимальных величин [16].
В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 6-10 лет еще очень нежны и легко травмируются.
Из всех соединений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому, в начале следует развивать подвижность именно этих суставов [45].
Объем и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно.
До 10 лет нужно воздерживаться от выполнения наклонов вперед и назад с максимальной амплитудой.
На начальном этапе развития гибкости не стоит применять большое количество пассивных упражнений.
Активная и пассивная гибкость в этом возрасте развиваются параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости на 19-20%, а пассивной на 10-11%.
Использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости на 13%, а пассивной на 20%.
У детей младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на уроке, а на выполнение статических упражнений – 20%[16].
Уровень развития гибкости должен несколько превышать ту максимальную амплитуду, которая нужна для овладения техникой изучаемого двигательного действия – это запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.
Поэтому на уроках физической культуры с младшими школьниками упражнения на развитие гибкости надо включать систематически и в большом объеме. Эти упражнения целесообразно включать в домашние задания и рекомендовать их выполнение во время утренней гимнастики, подвижных переменах и т.д.
В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в школе могут улучшаться, превосходя первоначальные показатели в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает ухудшаться уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочении связочного аппарата и уменьшении эластичности связок.
Установлено, что естественный регресс подвижности во всех суставах наступает в 10-11 лет. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать тем эффективнее, чем меньше возраст учащихся.
Специальными исследованиями [16, 22, 32] показано, что у школьников младшего возраста,6-9 лет, гибкость поддается направленному улучшению значительно лучше, чем у подростков 13-14 лет.
Принято считать, что данный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах.
- Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата формы воздействия неодинаковы [33]:
- — для лучезапястного сустава: сгибание, разгибание, вращение;
- — для плечевого сустава: вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, вис на гимнастической стенке, размахивания в висе, наклоны вперед с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, «мост», выкрут гимнастической палки;
- — для мышц туловища – пригибание, наклоны назад, наклоны вперед, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;
- — для голеностопного сустава – оттягивание и сокращение носков, седы на пятках с оттянутыми носками, «релеве» на полупальцах;
- — для тазобедренного сустава – глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперед и в стороны, наклоны вперед в положении ноги врозь, наклоны вперед в положении сед, стоя у опоры – махи ногами вперед, назад, в стороны, шпагат поперечный, продольный;
При выполнении заданий на гибкость перед учеником следует ставить конкретную цель: дотянуться рукой до определенной точки, поднять плоский предмет с пола и т.д., этот прием позволяет достичь большей амплитуды движений.
Задачу развития гибкости у учащихся начальных классов важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний.
С первых уроков следует знакомить учеников с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают.
Учащиеся должны знать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движение, повороты и вращения. Названные движения должны быть изученными и освоенными [33].
Источник: https://studopedia.net/13_81570_razvitie-gibkosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
- МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
- НациональнЫЙ педагогическИЙ университет
ИМЕНИ М. П. Драгоманова
- Крымский гуманитарный факультет
- Кафедра теории и методики физического воспитания
- Исследование гибкости у детей младшего школьного возраста
- КУРСОВАЯ РАБОТА
- по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
- специальность 6.010201 Физическое воспитание
- Выполнил:
- _Грызин Даниил Дмитриевич_____
- (фамилия, имя, отчество)
- ____________3ФВПП___________
- (курс, группа)
- ______________________________
- (подпись)
- Научный руководитель:
- __доцент_
- (ученая ступень, ученое звание)
- ______Волокитин Юрий Сергеевич (фамилия, имя, отчество)
- _____________________________ (подпись)
- Допущено к защите: Работа защищена:
- Зав. кафедрой________________ «____»______________________
- «____»_____________________ с оценкой_____________________
- Гурзуф 2012
- СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………… 1.1. Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………… 1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ……. 1.3. Методы воспитания гибкости……………………………………. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………… РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….….. 2.1. Организация исследования …………………………………….. 2.2 Результаты исследований и их интерпретация………………… ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту.
Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.).
Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.
Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц.
При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками.
Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Цель работы.Исследование гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования.Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в области развития гибкости.
Предмет исследования.Особенности гибкости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научно и учебно-методической литературы по проблеме развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть средства и методы развития гибкости младших школьников.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается.
Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями.
Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [4].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается.
Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается.
Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах.
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.
При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [4].
- Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [29].
- Таблица 1
- Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 6 – 10 лет (%)
(по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/28150.html
Развитие гибкости у детей школьного возраста
Развитие гибкости у детей школьного возраста
Аспирантка А.С. Исмаилова. Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Менхин. Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Новикова. Российский государственный университет физической культуры спорта, молодежи и туризма, Москва
Ключевые слова: гибкость, факторы, лимитирующие гибкость, методика развития гибкости.
Физическое качество «гибкость» является одним из признаков общей оценки уровня физической подготовленности человека, важным показателем его физического потенциала и двигательных возможностей и, кроме того, во многом определяет успех в физкультурно-спортивной деятельности.
Разнообразие условий двигательной деятельности в повседневной жизни человека обусловливает и разновидности проявления качества гибкости, и параметрические требования к реализации двигательных действий, в частности к амплитудным характеристикам подвижности в суставах.
В связи с этим при оценке общей или локальной гибкости основным показателем служит степень подвижности отдельного суставного образования (оптимальная или максимальная амплитуда движения) при выполнении относительно простых движений (наклонов, поворотов, махов, ротации отдельными звеньями тела) или сочетание данных показателей при выполнении сложнокоординационных действий различного характера (силового, вращательного, скоростного и др.) на фоне свободного (безопорного) выполнения или в условиях взаимодействия с опорой.
Цель исследования: разработать эффективную методику развития гибкости, основанную на анализе способов решения данной задачи в художественной гимнастике.
При этом предлагается использовать современные технологии развития подвижности в суставах в условиях разнообразной двигательной деятельности, позволяющие достигать как оптимального (достаточного) уровня развития гибкости для повседневного активного образа жизни, так и возможных максимальных её проявлений для специализированной двигательной деятельности.
Заключение. Для успешного развития гибкости, в значительной степени обеспечивающей успешность выполнения разнообразных двигательных действий, следует соблюдать некоторые условия, которые определяются особенностями реализации данного физического качества и разновидностями её проявления.
Необходимо довольно частое, лучше ежедневное, повторение развивающих упражнений поскольку эффект прироста показателей подвижности в суставах является неустойчивым даже к незначительным перерывам (сутки), и требуются дополнительные усилия (повторения упражнений) для восстановления исходного уровня проявления гибкости.
В процессе развития гибкости, при достижении амплитуды движений, близкой к максимальной, возможно проявление «болевого синдрома», который может привести к отказу от выполнения двигательного задания.
Это диктует требование постепенного и относительно медленного увеличения амплитуды движения в соответствии с индивидуальными возможностями исполнителя, а также формированя «психологической установки», адекватной ситуации преодоления негативных ощущений.
В процессе развития гибкости важен текущий педагогический контроль и самоконтроль за общим функциональным состоянием занимающихся и оценкой состояния суставного образования, на которое приходится наибольшая рабочая нагрузка, а также за динамикой показателей подвижности в суставах в короткие и продолжительные периоды занятий физическими упражнениями.
Литература
1. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортменов / В.П. Губа, П.В. Кващук, В.Г. Никитушкин – М.: Физкультура и спорт. 2009 274 с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ю.В. Менхин – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 303 с.
4. Минаева М. Исследование эффективности методов развития гибкости у 9-13-летних гимнасток / М. Минаева // Теория и практика физ. Культуры. – 199 7– № 2. – С. 60–62.
5. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 112 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию1 20.10.2011 г.
Источник: http://teoriya.ru/ru/node/773