Содержание статьи: Чтобы быть успешным в жизни, ребенок должен научиться быстро реагировать на смену обстановки, переключать внимание. Это касается быта, обучения, спортивных соревнований. Дети должны быть ловкими, чтобы справиться с любой ситуацией. Для этого нужно тренировать ловкость с раннего возраста. Это умение поможет быстрее усваивать новые знания, их сочетания, менять поведение в зависимости от изменяющихся условий за короткое время. Ловкость – это очень важное качество, которое откладывает отпечаток на всю жизнь. Для развития этого навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста используют подвижные игры.
Значение ловкости для детей
Развивая ловкость, ребенок учится быстрее осваивать новые движения, а также их сочетания, быстро и правильно меняет поведение в зависимости от изменяющихся условий. Это качество необходимо детям в современном мире, так как без него они не смогут достигнуть успеха в том или ином деле. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста – это задание учителей и родителей, которые должны начать работу в период формирования их основных качеств. Ловкий малыш быстро выполняет правила подвижной игры и дополнительные задания с учетом изменяющейся обстановки. Это могут быть игры с элементами челночного бега или бега змейкой, прыжки, продвижения и т. д. Ловкий ребенок быстрее других справляется с заданием, будь то лазанье по гимнастической стенке, канату, бег с препятствиями, эстафета. Ловкость заключается не только в скорости реакции, некоторых физических данных, но и в смекалке, концентрации на определенном действии. Это качество особо необходимо детям, которые собираются участвовать в спортивных соревнованиях. Если ребенок ловкий, то он способен быстро оценить ситуацию, выполнить действие с учетом силовых, пространственных, временных характеристик. Малыш может попасть в цель, он прекрасно держит равновесие, способен пройти по бревну, устоять на одной ноге. Чтобы выработать такие навыки у детей, нужно использовать специальные упражнения. Регулярные тренировки помогут достигнуть высоких результатов.
Методы развития ловкости
Для улучшения показателей ловкости используют специальные упражнения, постепенно их усложняя и меняя привычные условия их выполнения. Педагоги выделяют следующие методы развития ловкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста: • Выполнение традиционных упражнений в разных вариациях. Например, изменение исходной позиции, положения рук или ног во время утренней зарядки. • Изменение скорости и ритма выполнения упражнений. Например, дети выполняют движения сначала медленно, а потом быстро или меняют последовательность элементов. • Изменение способа выполнения упражнений. Воспитатель предлагает ребенку поэкспериментировать, например, изменить опорную ногу, положение рук, угол наклона тела, добавить перевороты и т. д. • Включение в работу дополнительных предметов. Упражнения выполняют с предметами, которые имеют разную фактуру, массу, форму. Так у ребенка будет быстрее совершенствоваться координация. • Групповое выполнение упражнений. Например, команда детей играет в игры «гусеница» или «бег на трех ногах». • Сочетание основных упражнений с дополнительными. Ребенок может прыгать на скакалке и выполнять определенные движения руками или ногами, играть с мячом, хлопая в ладоши или притопывая. • Подвижные игры. Активные игры на свежем воздухе способствуют развитию ловкости. Вместе с ловкостью важно совершенствовать координацию, четкость мышечных движений и внимания.
Улучшение ловкости в детском саду
Развитие ловкости у детей 3 – 4 лет происходит с помощью подвижных игр, которые не требуют специальной подготовки. Игра для младших дошкольников должна быть простой, понятной, которая задействует многие мышцы. Такие игры не только развивают ловкость, но и тренируют вестибулярный аппарат, предупреждают искривление осанки, расстройства зрения, повышают выносливость, повышают настроение. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста проводится с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Важно понимать, что физическое развитие напрямую влияет на умственную деятельность. Чтобы ускорить совершенствование ловкости, нужно во время упражнений задействовать мозговую деятельность. Особенности развития ловкости у детей связаны с началом подготовки к школе. Как правило, старшие дошкольники легче малышей справляются с выполнением заданий. Они не только повторяют движения за воспитателем, но и выполняют упражнения по его команде, а также могут самостоятельно их объяснить. То есть они совершают все движения осмысленно, с высокой степенью координации. Оценить показатели ловкости сможет только специалист с помощью специальных упражнений, результаты которых потом анализируются. Обычно для этой цели используют челночный бег на время. Для дошкольников проверку проводят в игровой форме с применением мячей или кубиков, которые они будут поочередно относить на скамейку. Также малыши могут оббегать флажки на время. Для этого достаточно 8 флажков на расстоянии 100 см друг от друга. Выводы о развитии ловкости можно на основании полученных результатов.
Принципы развития ловкости
Развитие ловкости рук у детей 5 – 6 лет проводят с помощью мяча или других вспомогательных предметов. Чтобы занятия прошли комфортно для детей и дали свои результаты, нужно соблюдать следующие правила: • Поначалу упражнения выполняются в умеренном темпе, чтобы ребенок понимал, что он должен сделать и совершенствовал технику выполнения. • Занятия не должны длиться долго, иначе малыш устанет. Например, длина дистанции для бега не должна превышать 30 м, кратность повторений – 12 раз, а продолжительность бега – 10 секунд у младших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста не должны бежать без остановки более 20 секунд. • Программа занятий должна быть интересной, с включением разнообразных упражнений, которые выполняются в разных вариациях, с применением вспомогательных предметов, изменением интенсивности. Это нужно, чтобы у ребенка не закреплялся «скоростной барьер», который ему будет трудно преодолеть в будущем. Кроме того, развивать ловкость лучше в начале занятия или прогулки. В противном случае малыши устанут, что негативно отразится на их психике.
Игры для развития ловкости у дошкольников
В 3 – 7 лет проводят подвижные игры для детей для развития ловкости:
• Хитрая лиса. Игру проводят в спортивном зале или на площадке. Дети выстраиваются в круг на расстоянии шага друг от друга. За кругом находится домик лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он выбирает ребенка на роль хитрой лисы.
Потом они открывают глаза и 3 раза спрашивают: «Где ты, хитрая лисица?» После последнего вопроса игрок, выполняющий роль лисы, становится в круг и поднимает руки. Дети разбегаются, а лисица пытается дотронуться до них рукой и забрать в свой дом.
Когда лиса поймает несколько детей, воспитатель говорит: «Все в круг», и игра начинается сначала. Если лиса не поймала никого, то выбирают нового игрока на ее роль.
• Охотник и зайцы. Воспитатель выбирает охотника, а на площадке выбирается место, где он будет находиться. На противоположной стороне рисуют круги – это домики зайцев, в каждом находятся по 2 – 3 игрока. По сигналу ведущего: «Выбежали зайчата на полянку», дети выбегают и начинают прыгать по площадке.
Потом по команде появляется охотник, а зайцы пытаются убежать в свои домики. А «охотник», стоя на месте, пытается в них попасть мячом и забрать «добычу» на свою сторону площадки. Игру повторяют сначала 2 – 3 раза, затем подсчитывают добычу. Потом на роль охотника выбирают нового игрока. Игра длится 5 – 7 минут.
• Перелет птиц. Дети располагаются на одной стороне зала, на другой стороне от них размещены тренажеры, гимнастические стенки, на которые они могут взобраться. По команде воспитателя: «Птицы улетают!» игроки разводят руки и бегают по площадке.
По сигналу: «Буря!» дети бегут на противоположную сторону зала и вылазят на гимнастические стенки, пытаясь скрыться от непогоды. После слов: «Буря закончилась» дети спускаются и продолжают «летать».
Во время игры воспитатель должен страховать детей, чтобы он не упали с приспособлений для лазанья.
• Ловишки-елочки. Воспитатель выбирает «ловишку», который становится посреди площадки, а другие игроки размещаются в произвольном порядке.
По команде: «Раз, два, три – лови» дети разбегаются в разные стороны, а «ловишка» пытается дотронуться до них рукой, чтобы поймать.
Игроки могут помогать друг другу – когда они встают друг напротив друга, опустив руки в стороны и вниз, изображая елочку, то их нельзя ловить.
Эти игры развивают ловкость, умение совершать действия по сигналу, точность, выносливость, силы, ориентацию в пространстве, умение лазать, скорость движений.
Развитие ловкости у учащихся начальных классов
Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста тоже проводиться с помощью разнообразных игр:
1. Игры с элементами бега:
• Салки. Воспитатель выбирает водящего – салку. Потом он обозначает игровую площадь. Дети разбегаются по площадке, а один из них объявляет, что он салка и начинает ловить игроков. Тот, до кого он дотронулся рукой, становиться салкой, и игра начинается заново.
• Салки с домом. Принцип действий как в предыдущей игре, единственное отличие в том, что воспитатель обозначает дом. В этом месте дети могут скрыться от салки, но долго там находиться нельзя.
• Салки-приседалки. Игрок, чтобы его не словили, приседает на короткое время. Присевшего ловить запрещено.
• Салка, дай руку! Смысл игры такой же, только чтобы не быть словленным, ребенок просит других игроков дать ему руку. По условиям игры двоих детей, которые держатся за руки, нельзя поймать. Если за руки держатся 3 и больше игроков, то их можно «осалить».
2. Упражнения с мячом:
• Перестрелка. Детей делят на 2 группы, они выстраиваются в противоположных концах зала, чтобы сзади осталось свободное пространство. В каждой команде выбирают капитана, между которыми ведущий разыгрывает мяч.
Игрок, который получил мяч, должен попасть им в соперников. Дети, в которых попали, становятся за командой соперников, но если они поймают мяч, что бросил член их команды, то могут вернуться в игру.
Победитель та команда, в которой остается больше игроков.
• Соколиный глаз. На стене на уровне головы рисуют квадрат, чем старше ребенок, тем меньше его размер.
Игрок берет мяч обеими руками, встает на расстоянии 5 – 10 шагов от цели и бросает его от живота или из-за головы. Важно, чтобы мяч попал в квадрат, отскочил от него на площадку, а потом в руки ребенку.
Во время игры можно двигаться, чтобы словить мяч. Когда игрок поймает мяч 5 – 6 раз подряд, то расстояние можно увеличить.
• Меткая нога. Квадрат рисуют на уровне бедер или на земле. Мяч кладут на земле на расстоянии 3 – 5 шагов, а потом подбегают и бьют по нему так, чтобы он попал в цель.
При этом нужно чередовать следующие положения ног: внутренняя, внешняя сторона стопы, носок, наружная часть стопы (подъемом, почти щиколоткой), пятка (удар назад). Каждый вид удара нужно выполнять левой и правой ногой по очереди.
Когда у ребенка будет получаться, то мяч можно отодвинуть на 8 и более шагов.
3. Игра с быстрой сменой движений:
• Тропинка. Детей делят на 2 команды (по 8 – 10 человек), которые встают друг за другом.
По сигналу: «Тропинка» игроки приседают; «Кочка» — 1 колонна делится на 2 группы, встают в круг и понимают руки; «Горка» — дети, которые стояли в колонне впереди, приседают, вторые – поднимают руки, а остальные – кладут руки на пояс. Побеждает та группа, которая быстрее и четче выполняла команды.
4. Игры-соревнования:
• Бег пингвинов. Игрокам раздают мячи, они их зажимают коленями. По команде ведущего они двигаются вперед прыжками. Побеждает тот, кто быстрее добрался до финиша.
• Гусеница. Детей делят на группы, между ними устанавливают стойку (столбики, стулья и т. д.). Первый игрок должен обежать стойку, вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку, который повторяет все действия. Побеждает та команда, игроки которой быстрее закончили.
• Эстафета зверей. Детей делят на команды: одни – волки, а другие – зайцы. Ведущий в произвольном порядке называет зверей, после чего они выбегают из колонны и пробегают отметку в другом конце площадки. Побеждает та команда, которая быстрее добежит.
Подобные упражнения для развития ловкости у детей можно проводить не только на уроках физкультуры, но и во время перемен, на занятиях в группе продленного дня и т. д. Правильные задачи и последовательное их выполнение позволят улучшить скорость и ловкость у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главное — проводить подвижные игры и физические упражнения регулярно, комплексно и постепенно. Тогда ребенок будет готов к учебным занятиям по физической культуре в школе, спортивным соревнованиям и будущей активной жизни.
Источник: https://birth-info.ru/1110/parenting-Razvitie-lovkosti-u-detey/
Консультация по физкультуре: Развития ловкости у детей дошкольного возраста. | Социальная сеть работников образования
- Доклад на тему:
- Развития ловкости у детей дошкольного возраста.
- Подготовила:
- воспитатель
- логопедической группы
Проулочнова Т.Г.
Для того чтобы добиться успеха в современном мире, и взрослым, и детям очень важно развивать умение быстро реагировать на меняющиеся ситуации и условия, переключаться с выполнения одной задачи на другую. Эти навыки нужны во всех сферах жизни, начиная с быта и заканчивая спортивными играми и соревнованиями, ведь победа более реальна для того, кто более ловок.
Под ловкостью понимается способность человека быстро, эффективно, точно овладевать новыми движениями и их сочетаниями, наиболее живо и верно менять свое поведение согласно меняющимся условиям и ситуациям.
Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать работать над развитием ловкости у детей в то время, когда основные физические качества у них только начинают формироваться.
Какого ребенка мы называем ловким? Во-первых, того, кто способен быстро усвоить и выполнить правила подвижной игры, а также дополнительные задания, обусловленные меняющимися обстоятельствами. К примеру, это может быть игра, в основе которой лежит челночный бег или бег змейкой, прыжки с разного рода продвижениями (вперед, назад, в стороны) и т. д.
Ловкий ребенок быстрее других справится с выполнением определенной задачи. Например, в ходе эстафеты малыш быстро залез и слез с лестницы, добежал до цели, минуя препятствия, помог своей команде первой пройти предусмотренные испытания, тем самым приведя ее к победе.
Однако не стоит думать, что ловкость – это исключительно скорость реагирования. В определенных случаях она требует проявления смекалки или, наоборот, взятия паузы, необходимой для концентрации на определенном действии.
Дети, у которых ловкость достаточно развита, в состоянии выполнять какие-либо действия и оценивать ситуации с учетом силовых, пространственных и временных характеристик.
Ребенок дошкольного возраста уже способен попасть в цель мячом, не теряя равновесия пройти по бревну, стоять на одной ноге и т. д. Выделяют два основных типа ловкости:
- Общая. Она предполагает умение ребенка выполнить новые двигательные упражнения.
- Специальная. Под ней подразумевается способность координировать движения при нахождении в конкретной ситуации. Эту ловкость можно подразделить на два подвида:
- акробатическую;
- прыжковую.
При помощи акробатической ловкости ребенок учится защищаться во время игры, правильно совершать броски.
Под прыжковой понимаются приобретенные навыки, помогающие детям контролировать свое тело без какой-либо опоры.
Стоит совершенствовать оба вида, для этого отлично подойдут различные прыжки, будь то в длину или в высоту, упражнения, заставляющие держать и сохранять равновесие, жонглирование не крупными предметами.
Общие рекомендации по улучшению и развитию ловкости у детей дошкольного возраста.
Развития ловкости у детей можно достигнуть двумя основными способами:
- Регулярно вводить в жизнь ребенка новые упражнения, способствующие развитию ловкости, постепенно усложняя их.
- Усложняя уже известные ребенку упражнения с изменением привычных условий их выполнения.
Занимаясь развитием ловкости у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать нижеприведенные общие рекомендации:
- Измените исходное положение при выполнении обычных упражнений. Например, делая утреннюю зарядку, попросите ребенка изменить привычное положение рук или ног.
- Пробуйте новые способы выполнения упражнений, предложите ребенку менять опорные ноги, положение рук, углы наклона туловища, добавьте повороты, прыжки, наклоны и пр.
- Поэкспериментируйте с ритмом и скоростью выполнения упражнения, вводите в практику различные ритмичные сочетания, меняйте последовательность отдельных элементов упражнения.
- Используйте во время занятий дополнительные предметы различной фактуры, массы, формы. Предлагайте ребенку координировать действия с предметами и движения тела в ходе выполнения упражнений. При этом происходит как развитие ловкости, так и повышение способности согласовывать движения.
- Детей дошкольного возраста заинтересуют упражнения, которые выполняются группой, например, игра «Гусеница» или пробежка «на трех ногах».
- Уделяйте достаточное количество внимания различным подвижным играм, которые ускоряют развитие ловкости у детей дошкольного возраста.
- Пробуйте сочетание основных и дополнительных движений. К примеру, во время прыжков на скакалке можно добавлять движения руками или ногами, упражнения с мячом разнообразить хлопками или притопыванием.
Ловкость прямо связана с тем, как могут дети держаться на ногах вне зависимости от занимаемой позы и совершаемых при этом движений. В связи с этим не забывайте и об усовершенствовании координации, а также четкости мышечных ощущений и внимания.
Особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду.
Воспитатели детских дошкольных учреждений могут развивать ловкость, двигательные навыки детей с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. В этом возрасте детям больше всего подходят подвижные игры, не требующие какой-либо подготовки.
Лучше использовать простые, понятные игры, в которых задействовано наибольшее количество мышц. Они способны не только развивать ловкость ребенка, но и:
- тренируют вестибулярный аппарат;
- уменьшают утомление;
- являются профилактикой нарушений осанки и зрения;
- создают психофизиологический комфорт.
Не надо забывать, что в этот период нельзя развивать ловкость у детей без постоянной активизации их умственной деятельности в процессе выполнения разного рода физических упражнений.
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) меняется отношение ребенка к выполнению поставленной задачи. Дети начинают прилагать усилия к тому, чтобы как можно более качественно с ней справиться.
Двигательная активность отличается большим разнообразием – дети дошкольного возраста могут совершать целый ряд движений, осваивают новые способы выполнения упражнений, стремятся к большей самостоятельности, проявляют инициативу в создании групп по интересам.
Дети 5 лет и старше выполняют осознанные и преднамеренные движения. У них не возникает вопросов относительно того, чего требует от них воспитатель, что необходимо для реализации поставленной задачи.
В этом возрасте дети интересуются особенностями новых для них упражнений, стремятся к пониманию алгоритма их выполнения, к достижению высоких результатов.
Ребенок сравнивает движения, которые совершает он сам, с теми, что делают его сверстники, а также в состоянии увидеть взаимосвязь между совершаемыми движениями и получаемым результатом.
У многих дошкольников на первом месте желание опередить в каких-то достижениях своих товарищей, поэтому они могут многократно повторять упражнения, добиваясь того, чтобы оно получалось как можно лучше, и при этом не замечают возникающих трудностей. Совершенствование двигательных качеств и упорство служат отличной стартовой площадкой для развития ловкости и работоспособности.
Желание совершенствоваться в выполнении каких-то задач, учиться новому, получать признание как от взрослых, так и от ровесников – совершенно естественно для старших дошкольников. Оборотная сторона медали – часто возникающее между детьми соперничество, а также отрицательное отношение к тем, которые справляются с поставленными задачами лучше либо хуже.
Особенности развития ловкости у детей этого возраста связаны с началом подготовки к поступлению в школу. В большинстве случаев старшие дошкольники имеют достаточно высокий уровень физической подготовки.
Они легко справляются с выполнением заданий, не только повторяя движения вслед за воспитателем, но и могут выполнять упражнения, основываясь на словах взрослого, а также объяснять их самостоятельно.
Все движения в этом возрасте совершаются осмысленно, с достаточно высокой степенью координации.
Занимаясь с дошкольниками, надо развивать не только ловкость, но и координацию движений, тем самым работая над совершенствованием двигательных навыков ребенка.
Для этого не стоит ограничиваться исключительно классическими физическими упражнениями, надо использовать активные подвижные игры, в том числе эстафеты, которые усиливают такие качества, как скорость, быстрота, находчивость, ловкость.
Развитие ловкости у детей обуславливается первоначально имеющимся двигательным опытом и лишь потом уровнем соответствующих навыков. Критерием для оценки ловкости ребенка служит его умение быстрее и увереннее остальных осваивать выполнение новых упражнений, принимать во внимание условия деятельности.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/03/18/razvitiya-lovkosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Развитие ловкости у дошкольников
- Микрюкова Ирина Александровна,
магистрант института педагогики и психологии детства
Уральский государственный педагогический университет, - Россия, Екатеринбург
Движение – неотъемлемая часть жизни человека.
Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности людей, именно поэтому знания, умения и правильная организация физической культуры должна закладываться в раннем детстве. Наиболее интенсивный рост и развитие физических и духовных способностей происходит в дошкольном возрасте.
Физическое воспитание ребёнка в условиях организаций для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонично развитыми.
Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общие физические качества, двигательная активность и другие важные компоненты, необходимые для всестороннего развития личности.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Именно в федеральных государственных стандартах говорится о том, что физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Одно из важнейших психофизических качеств ребенка, которое берет свое начало на ступени дошкольного образования, является ловкость. Выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн дает глубокий анализ ловкости.
По образному выражению автора, «ловкость — …козырная масть, которая кроет все остальные карты».
Ловкость отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями.[1]
Ловкость – это сложное комплексное качество, которое в большей мере обусловлено центрально – нервными влияниями, зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.
Авторы определяют ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.[2]
Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности». Н. А. Бернштейн указал на существенное различие рассматриваемых понятий.
Он отмечал, что, действительно, ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.
Координационные способности — это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.[4]
У детей дошкольного возраста очень высока потребность в движении, развивается ловкость и координация. Дошкольники осваивают основные движения, начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость. За период раннего и дошкольного возраста непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. [3]
Происходит формирование двигательных навыков, расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:
- в движении;
- в общении;
- в познании;
- в самореализации, свободе, самостоятельности;
- в радости, удовольствии;
- потребность быть «как взрослый».[5]
Исходя из вышеизложенного, мы решили разработать комплекс игр и упражнений для повышения уровня ловкости детей дошкольного возраста.
Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, «напряженного внимания». Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации.
Поэтому упражнения должны проводится непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.
А чтобы связать мышечные ощущения с формированием двигательного навыка в работе используются картинки-схемы для оценки техники выполнения движений и карты-схемы для выполнения общеразвивающих упражнений.
С целью формирования телесной рефлексии внимание детей обращается на различие мышечных ощущений при выполнении одного и того же упражнения с разнообразными предметами. Уточнение дифференцировки кинестетических ощущений происходит при выполнении отдельных элементов упражнений с закрытыми глазами.
Для развития ловкости важен элемент новизны, поэтому детям предлагаются варианты выполнения физических упражнений, развивающие двигательную находчивость: выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.
- Бег с изменением направления движения (для начала пусть ребенок вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали.
- Бег по узкому «коридору» (10—15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками.
- Прыжки (самые разнообразные) с использованием в качестве ориентира линии, узкого «коридора» (10 см) или натянутой веревки.
- Круги мячом в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Игры с бегом «Салочки», «Менялки», «Ловишки» и другие, в которых дети знакомятся с разнообразными приёмами увёртывания, постигают, как можно резко изменить направление — остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение.
Игры, направленных на развитие ловкости, основным содержанием которых является выполнение определённых заданий – «Дотронься до», «Собери бусы», «Разойдись — не упади», и т.д. Игры с элементами соревнований: «Рыбаки», «Капкан», «Бой капитанов», «Совушка».
Для развития ловкости полезны упражнения с мячами, которые совершенствуют навыки точных движений.
Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с мячами.
Поэтому многие игры и упражнения были взяты из такой формы как «Школа мяча». «Школа мяча» рассматривается как одна из форм физического воспитания дошкольников, органично включенная в целостный процесс развития, образования и воспитания детей.
Таким образом, использование подобранных игровых упражнений и подвижных игр способствует значительному обогащению двигательного опыта детей дошкольного возраста, увеличению резерва условно-рефлекторных связей.
На их основе эффективнее не только развивается ловкость как психофизическое качество, но и повышаются показатели статического равновесия и общий уровень физической подготовленности.
На наш взгляд использование подвижных игр и упражнений в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Литература:
- Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с. стр 8-9.
- Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406.
- Фарфель B.C. Движение развитие, здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1964.-46 с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
Всего комментариев:
Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7428
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста
Никонова Л.Т. КГУ СШ № 15 с.Трудовое мини-центр «Солнышко»
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье детей – важная составляющая политики правительства Казахстана. Поэтому в основных документах, касающихся социального развития нашей страны, в Посланиях президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана уделяется большое внимание здоровью подрастающего поколения.
- В Законе об Образовании Республики Казахстан говорится, что физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека .
- В концепции развития образования Республики Казахстан от 2004г.говорится , что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень
- непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .
- Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой
- фармации Республики Казахстан рассматривает такой вопрос, как
- организация физкультурных занятий у детей дошкольного возраста так
как, здесь предоставляются уникальные условия для физического развития, в какой мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях и т.д. Ни на одном этапе совершенствования дошкольного воспитания нельзя допускать формализации занятий физической культуры, ущемления детской игры.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республи-
- ки Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение» (2009г.) , ( область
- Здоровье , подобласть Физическая культура) предусматривает самостоятельное выполнение жизненно важных движений , проявление творческого подхода при выполнении основных движений, организацию игровой подвижной деятельности с группой детей.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Физкультурно-оздоровительное направление работы детских садов, мини-центров всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности.
В связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, все больше внимания уделяется развитию физических качеств у детей дошкольного возраста.
Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в дошкольном возрасте.
Отсюда видно, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости.
Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей. В дошкольном возрасте имеются существенные и психофизиологические предпосылки координационных способностей.
Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект.
Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.
О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.
Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений.
Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др.
Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
У детей 6 лет совершенствуются навыки точных движений.
Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т. д.
Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности.
Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).
Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются.
В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры.
Дети 12 – 15 летнего возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в сложных движениях.
Для развития ловкости необходимо использовать различные подвижные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов.
Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным.
Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме.
Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.
В методической литературе указывается на то, что развитие ловкости складывается: во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.
Пути развития ловкости:
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:
— применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;
- — изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- — смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
- — использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
- — выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека;
— более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;
— использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков.
В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка.
В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.
Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения.
Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр.
При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.
Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка[8].
В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно на шестом году жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.
При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.
Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
- В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.
- Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
- Подвижным игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
- Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.
- Таким образом, как показали результаты изучения научно-методической литературы, в практике физического воспитания детей дошкольного возраста средствами развития физических качеств являются физические упражнения.
На протяжении всего дошкольного периода формирование физических качеств находится в прямой зависимости от умственной деятельности. Для развития ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений.
Умственная деятельность представляет собой сложную функциональную систему, включающую знания, умственные действия (анализ, сравнение, обобщение, умозаключение, классификацию), познавательные процессы (наблюдение, слушание, изложение), умственные способности, а также эмоционально-волевые проявления.
Развитие движений детей 6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. В дошкольном возрасте уровень физического развития детей становится значительно выше.
Движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер.
Дети могут представить и описать упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.
Таким образом, именно в дошкольном возрасте необходимо уделить особое внимание не только физическим упражнениям, занятиям по физкультуре, гигиеническим факторам, что предусмотрены программой, но и подвижным играм, играм-эстафетам, так как они являются средствами развития физических качеств, а именно ловкости, быстроты, смекалки.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitiie-lovkosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста средствами элементов спортивных игр
Марков Юрий Владимирович
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами.
Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.
В современной теории физического воспитания методика развития ловкости у детей дошкольного возраста является наименее разработанной. Именно ловкость отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.
Специалистами установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6 до 13 лет ловкость не только прекращает развитие, но и нередко ухудшается. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.
Изучение работ и методических рекомендаций специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста показывает, что развитию ловкости в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх — с другой.
Пути развития ловкости:
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, а именно в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса.
Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей.
Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.
Одна из наиболее доступных, следовательно, массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, среди спортивных игр, это игра в волейбол. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений.
Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося.
Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.
- В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.
- Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно — силового характера.
- Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой не только средство физического развития, но и вид спорта для активного отдыха.
Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры в целом. Играя в волейбол, занимающиеся тренируют выдержку, глазомер, внимание, развивают силу, быстроту ловкость, т.е.
те качества, умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Тренировки по волейболу воспитывают чувство коллективизма, целеустремленность, собранность, решительность и прочие качества.
При игре в волейбол необходимо быть сильным, быстрым, ловким, выносливым, уметь проявлять эти качества непосредственно в игре.
В работе с дошкольниками, первоочередной задачей овладения навыками игры в волейбол является умение владеть мячом. Этому способствуют такие игры, как «Вышибалы», «Штандер».
В своей работе я постоянно использую эти игры во время индивидуальной и дополнительной работе с детьми.
Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, это способствует развитию их физической выносливости, двигательной активности и, конечно же, ловкости.
Источник: https://solncesvet.ru/razvitie-lovkosti-u-detey-doshkolnog/