Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.
Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.
Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.
Коммуникация детей — важный элемент социализации
Эффективное коммуникативное развитие — основы
Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.
Что такое коммуникативные способности у детей
Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:
- Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
- Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
- Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
- Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.
Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.
Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться
Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.
Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:
- Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
- Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
- Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
- Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
- Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
- Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.
Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным
Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.
Игровое обучение
Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.
Совместная игровая деятельность развивает умения общаться
Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.
Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:
Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.
Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.
После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.
Настольный театр — способ развития умения общаться
Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.
Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.
Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.
Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.
Условия для развития коммуникативных способностей
Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.
Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:
- введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
- попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
- отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
- попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.
Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.
Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно
Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.
Самопознание как фактор эффективного общения
По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:
- обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
- попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
- если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
- никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
- воздержитесь от излишней критики ребенка.
Методы развития умений коммуниковать
Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».
Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.
Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития
Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.
Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html
Коммуникативное развитие ребенка
21 Август 2014 admin74 Главная страница » Развитие детей Просмотров: 3052
Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя мотивацию на общение с окружающими, умение контактировать с ними и знание норм общения: навыки слушания собеседника, умения сопереживать и правильно разрешать конфликтные ситуации.
Целенаправленная работа ведется в детских дошкольных учреждениях и школах, но стиль поведения и взаимоотношений с людьми складывается у человека на протяжении всей жизни. Особенно важно в детском и юношеском возрасте иметь в качестве примера правильные модели поведения взрослых в семье.
Ни садик, ни школа не смогут скорректировать поведение ребенка, который в семье не наблюдает примеров достойного общения людей друг с другом. Так что первыми учителями, преподающими детям бесценные уроки уважения, сочувствия, доброты, терпения, любви, становимся мы, родители. Только при этом условии коммуникативное развитие ребенка будет нормальным.
Откуда берутся проблемы в общении?
Истоки многих проблем в общении, как было установлено специалистами, заключаются
- в неблагополучных отношениях внутри семьи, когда взрослым не хватает последовательности в воспитании ребенка
- в темпераменте (например, дети-холерики нередко с трудом сдерживают эмоции, бывают конфликтными, а флегматики, напротив, могут вызвать раздражение медлительностью, с трудом сходятся со сверстниками)
- в наличии психических, физиологических и соматических заболеваний
На все эти причины можно и нужно влиять, только делать это аккуратно, стараясь не травмировать личность ребенка. Например, при воспитании в семье при «перекосах» со стороны родителей можно наблюдать безмерное восхищение своим «сокровищем», которое от такого отношения быстро превращается в домашнего тирана, маленького монстра, держащего в подчинении всех в доме.
Некоторые, напротив, стараются создать для ребенка «спартанские», как им кажется, условия, чтобы вырастить его «настоящим мужиком». В результате они ломают детскую психику наказаниями за малейший проступок и «воспитывают» или затравленное и униженное существо, или труса, боящегося сильных и безжалостно подавляющего слабых.
Труднее всего приходится родителям тех детей, кто имеет заболевания, препятствующие активному общению со сверстниками: синдром Дауна, ДЦП, проблемы со зрением, слухом и т.д. Но сегодня известно множество примеров, когда благодаря любви и оптимизму родных, такие дети находят путь к множеству людских сердец и общаются не менее успешно, чем их здоровые ровесники.
Игры для развития коммуникативных навыков
В детских дошкольных учреждениях и развивающих центрах накоплен богатый опыт по проведению командных игр и соревнований, развивающих коммуникативные навыки детей. Вот несколько примеров, которые можно использовать на детских праздниках и вечеринках.
Волшебный лес
Цель игры: научить детей выбирать такие способы общения, которые помогают договариваться.
Дети делятся на две команды. Одна становится «волшебным лесом», другая – «путниками». Задача путников – пройти через лес, где деревья-дети стоят плотно, плечом к плечу. Чтобы пройти через лес, нужно «договориться» с волшебными деревьями: если путник был спокоен и вежлив, то они его пропускают, а если нетерпелив и груб, то задерживают.
Знатоки вежливых слов
Цель: напомнить детям вежливые слова, укрепить дружбу и доброжелательные отношения между ними.
Все ребята встают в круг, в центре которого стоит ведущий – взрослый с мячом. Он предлагает каждому ребенку, поймав мяч, бросить его обратно, сказав вежливое слово: «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «благодарю», «очень приятно» и т.д. Если ранее дети не играли в такую игру, то перед ее началом предложите им вспомнить вежливые слова, которые они знают.
За стеклом
Цель: закрепление навыков невербального общения.
Дети должны сесть друг напротив друга. Ведущий сообщает им, что их разделяет толстое стекло, не пропускающее звук. Первой группе нужно сообщить второй жестами, что они
- хотят пить
- очень рады их видеть
- замерзают
- забыли дома головные уборы и т.д.
Эти и другие игры помогут ребятам понять тонкости общения.
В наш век сильной разобщенности, когда уже почти забыта традиция обмениваться длинными письмами и ходить друг к другу в гости, так важно передать детям умение и желание общаться, дружить, понимать людей. Ведь в этом будет состоять их человеческое счастье: и в семье, и в работе.
Источник: https://sonyaclub.ru/kommunikativnoe-razvitie-rebenka/
Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности
Толипова С. В. Развитие навыков общения у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/238/55158/ (дата обращения: 31.10.2019).
Игровая деятельность оказывает огромное значение в развитии ребёнка. Она влияет на все стороны его психического развития ребёнка.
Игра — важное средство в познании окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность.
Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно — образного мышления, воображения, речи. В игре закладываются основы творчества.
Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра помогает развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Как говорила Н. К. Крупская:
- «Для ребят дошкольного возраста
- Игры имеют исключительное значение:
- Игра для них учеба,
- Игра для них — труд,
- Игра для них серьёзная форма воспитания».
В основу написания статьи по данной теме легли результаты педагогических исследований Арушановой, Лисиной, Леонтьева и других. Методические пособия Хромовой «Игровые уроки общения для детей».
В этом пособии представлены занимательные и веселые игры, помогающие научить детей общаться со сверстниками и взрослыми. Также изучила пособие Шипицыной «Азбука общения». В книге представлена методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Для развития навыков общения я постаралась обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО и подобрала соответствующий дидактический материал с возрастом детей.
Проводила работу в рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, для обмена знаниями и опытом с коллегами ДОУ.
Образовательная область «Социально — коммуникативное» развитие в ДОУ реализуется в нескольких направлениях. Одно из них и основное это игра. Игра в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребенка.
В игре ребенок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения со сверстниками и взрослыми, развивает свои познавательные способности, приобретает навыки общения.
Поэтому работу в этом направлении считаю актуальной, очень важно подобрать игры, занятия и ситуации, которые способны подтолкнуть малыша к общению, развитию речи.
Проблемой развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Ломов, Эльконин, Газман, Михайлова и многие другие.
В данных работах рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. В ряде исследований Лисиной, Рузской отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности.
Из ходя из этого в своей работе по развитию навыков общения выделила следующую цель и задачи.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности.
Задачи:
- Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обеспечение для формирования навыков общения у детей 2- 3 лет.
- Обеспечить развитие навыков общения у детей раннего возраста через организацию игровой деятельности.
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков общения у детей раннего возраста.
Педагогическая работа заключается в формировании навыков общения у детей 2–3 лет через организацию совместных игр со взрослым и сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Свою работу по развитию навыков общения у детей 2–3 лет, проводила по следующим этапам:
На подготовительном этапе проводилась работа по: изучению индивидуальных особенностей детей 2–3 лет.
В моей группе 23 человека, из них на начало года только 6 детей имели навыки общения в соответствии с возрастом.
Провела анкетирование родителей на тему «Общение с ребёнком», «Игра в жизни ребёнка», по результатам анкетирования на начало года только 28 % родителей создают условия для развития навыков общения у детей.
Также изучила и проанализировала методическую литературу, в которой описываются теоритические основы и практический материал. Из ходя из данного материала составила картотеку «Коммуникативные игры для детей 2–3 лет», в которой подобраны игры на развитие умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование положительного отношения к сверстникам.
Составила картотеку «Хороводные игры для детей 2–3 лет», данные игры способствуют формированию потребности в общении, способствуют развитию умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.
Изготовила дидактические игры «Матрёшка покажись» данная игра формирует интерес к партнеру, игра «Что было бы, если бы» развивает у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Также изготовила наглядный материал «Эмоции вокруг нас», «Ситуации общения» данный материал развивают способности к невербальному общению.
В соответствии с темами недели составила перспективно-тематический план. Использовала игры на развитие умение действовать согласованно, объединяться и взаимодействовать в группе, доброжелательно относиться к сверстникам. Фрагмент плана представлен на слайде.
Разработала серию интегрированных ООД с использованием игр, которые побуждают взаимодействовать друг с другом, воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу.
На практическом этапе согласно перспективно-тематическому плану проводила игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: например, игра «Покажу, как я люблю», «Ласковое имя». Игры на развитие навыков взаимодействия в группе: такие игры как «Передай мяч», «Паровозик».
Разработала и провела серию ООД с использованием игр на развитие навыков общения. Например, в ООД «Кукла Алёна в гостях у детей», проводиться игра «Вместе играем». Игра побуждает детей к взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. В ООД «Путешествие по сказке «Колобок», используется игра «Паровозик».
Данная игра развивает навыки группового взаимодействия, помогает запоминать имена сверстников, отзываться на своё имя. В ООД «Как же зайке не грустить, если зайке негде жить» проводиться коммуникативная игра «Кто пришёл к нам в гости?», данная игра активизирует доброжелательное отношение детей к окружающим.
Так же одним из обязательных условий по формированию навыков общения у ребенка становится культура семьи. В работе с родителями использовала различные формы и методы педагогического просвещения.
Создание информационной корзины: куда поместила информацию по темам «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста», «Роль игры в развитии речи детей раннего возраста», памятки «Игры, которые помогут развить навыки общения у детей 2–3 лет», «Учим детей общаться». Было проведено родительское собрание «Играют дети — играем вместе».
Родители совместно с детьми играли в коммуникативные и хороводные игры «Карусели», «Ласковый ребенок» и другие. Которые направлены на развитие навыков общения и умения получать радость от общения.
На обобщающем этапе провела анализ эффективности работы по формированию навыков общения у детей 2–3 лет. Из анализа, представленного на слайде видно, что в результате проделанной работы на конец года выявлена положительная динамика у 18(78 %) детей из 23 в развитии навыков общения у детей 2–3 лет.
Также на конец года отмечается положительная динамика у родителей, 72 % создают условия для развития навыков общения у детей 2- 3 лет. Родители стали более заинтересованными, стали играть дома с детьми в игры на развитие навыков общения. Своими наработками делилась в рамках городского методического объединения групп раннего возраста. Разместила материал по данной теме на различных сайтах.
- Работа по формированию навыков общения проводится в системе организованной образовательной деятельности через совместную деятельность, самостоятельную деятельность и партнерство с родителями.
- Таким образом, в результате проделанной работы, наметилась определенная положительная динамика по формированию навыков общения у детей 2–3 лет:
- – осознанно стали воспринимать речь взрослых (вслушиваются в речь окружающих, правильно действуют в соответствии с содержанием их речи);
- – активно пользуются двух- трехсложными словами, обозначающими предметы, действия, признаки;
- – проявляют интерес к сверстникам;
- – взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными;
- – умеют взаимодействовать друг с другом;
- – у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными;
- – у родителей сформировались представления о развитии навыков общения у детей 2–3 лет.
- – создание благоприятной психологической атмосферы способствовало снижению заболеваемости.
- Литература:
- Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2–3 лет»
- Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду»
- И. В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
- И. С. Погудкина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста»
- Л. Н. Павлова «Воспитание и обучение детей раннего возраста»
- Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения»
- С. Хромова «Игровые уроки общения для детей»
- С. Теплюк «Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации»
- http://www.maam.ru/
- http://www.razumniki.ru/
- http://ped-kopilka.ru/
- http://nsportal.ru/ и др.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие навыков общения, игра, ребенок, ранний возраст, формирование навыков общения, навык общения, положительная динамика, игровая деятельность, дошкольный возраст, работа.
Источник: https://moluch.ru/archive/238/55158/
Какие игры помогут сформировать социально-коммуникативные умения и навыки у детей 2-3 лет? Опыт и методические рекомендации воспитателя ДОУ
Материал имеет практическое применение, показал свою эффективность в работе по формированию социокультурных норм у детей раннего возраста.
Раннее детство — важнейший период экспериментирование ребенка с предметным миром через эмоциональную сферу, которая является наиболее сенситивной в этом возрасте и требует особого внимания со стороны педагогов. Развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста — одна из составляющих социально-коммуникативного развития в рамках ФГОС ДО.
Эмоциональные реакции двухлетних детей — это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Поэтому наша задача — формировать у детей раннего возраста эталоны эмоционального опыта общения с окружающим миром, помогать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.
Учить детей общаться, развивать эмоциональную сферу помогает игра. В формате игры маленькие дети учатся строить отношения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-детский коллектив».
Правильная организация игровой деятельности несет в себе зерно будущих практических взаимоотношений человека с обществом.
Поэтому очень важно на самых ранних этапах формировать у детей качественные коммуникативные умения и навыки.
Мы работаем по методике И.А. Орловой «Учим малышей общаться», которая была дополнена следующим материалом:
- календарное планирование игр;
- использование театра на фланелеграфе;
- рассказывание интерактивных сказок по методике Е.А. Ульевой;
- использование ритуала приветствия перед началом каждой игры.
Эмоционально-практические формы общение детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста существенно меняются.
Дети 2-3 лет, как правило, безразличны к успехам сверстников. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка: малыш как бы не замечает его действий и состояний. В то же время присутствие сверстника повышает общую эмоциональность и активность ребенка.
Ведущая роль в организации игр принадлежит воспитателю. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем «другого ребенка».
В своей работе мы используем систему игр И.А. Орловой «Учим малышей общаться». Методика очень проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Методика личностно-ориентирована и способствует решению задач социально-коммуникативного развития:
- формирование доверительных отношений между педагогом и ребенком, между детьми;
- освоение норм и правил поведения и общения в коллективе;
- укрепление чувства доверия и взаимопонимания.
Методика реализуется в шесть этапов:
- Внимание к другому и игры в парах (сентябрь).
- Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь).
- Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь).
- Игры с ведущими (январь-февраль).
- Общие игры с предметами (март-апрель).
- Игры-драматизации (май).
Опыт работы показал, что целесообразно, начиная со 2 этапа, использовать так называемый ритуал приветствия. Его задача — настроить детей на совместную игровую деятельность, сплотить коллектив.
В качестве ритуальных приветствий используем логоритмические игры, содержание текста которых вызывает у детей позитивные эмоции и призыв действовать совместно (Пример: «Здравствуйте, ладошки», «Мы похлопаем сейчас», «Здравствуйте, детки»).
Для успешной работы по реализации всех этапов данной методики необходимо соблюдать следующие правила:
- активное использование игр в режимных моментах (физкультминутка, прогулка, зарядка) в течение учебного года;
- разучивая новую игру, повторять уже знакомые игры;
- участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным;
- важно заинтересовать ребенка, вовлечь в игру, обратить внимание малыша на сверстников, чем они занимаются, рассказать, как интересно это делать вместе;
- не нужно заставлять ребенка четко выполнять предложенное задание, нужно поощрять инициативу малыша;
- нужно хвалить ребенка за любое выполненное действие.
1-й этап: Задача: организовать «встречу» детей друг с другом, помочь ребенку «увидеть» сверстника. Установлено, что дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо друг другу. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет.
Действия педагога: расположить рядом с собой несколько детей (посадить кого-то на колени, если в этом есть необходимость), разговаривать с одним из детей, привлекая к нему внимание другого, предлагая посмотреть на его лицо, в глаза, назвать по имени.
Примеры игр: «Рассмотри другого», «Сделай так же», «Ку-ку», «Делай как я», «Игрушечный телефон», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Коза рогатая», «Платочек», «Коготки-царапки», «Возьмемся парами» (ходьба парами).
2-й этап: Данный этап является центральным этапом метода. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. На фоне сходства каждого ребенка ярко выступает его индивидуальность. Примеры игр: «Делаем, как Маша», «Ласковая цепочка», «Ниточка накручивается», «Догонялки», «Раздувайся пузырь», «Цветочки».
3-й этап: Задача: научить ребенка принимать на себя ту или иную роль. В играх данного этапа важна роль взрослого, который организует игру, показывает определенные действия и учит их выполнять. Такие игры способствуют формированию волевых качеств личности ребенка. Примеры игр: «Солнышко и дождик», «Кот и мыши».
4-й этап: Задача: учить детей к деловому сотрудничеству. Дети учатся действовать не одинаково, в соответствие с ролью — ведущий, участники.
Многие малыши, оказавшись в роли ведущего, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий. Преодоление подобных внутренних барьеров является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности.
Примеры игр: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «У печурки дремлет кот», «Бабушка Маланья».
5-й этап: Задача: научить детей совместным играм с использованием предметов; учить выражать свои желания и выслушивать желания другого, договариваться; учить видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, партнера по игре. Примеры игр: «Мячик катиться по кругу», «Разберем и соберем (игры с пирамидкой), «Приходите на лужок», «Солнышко».
6-й этап: Задача: погрузить детей в общие переживания; активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей сказок, рассказов. Игрушки лучше подбирать небольшие и обязательно соразмерные друг с другом.
Начать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом. Например, «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Мы рекомендуем использовать так же театр на фланелеграфе, который привлекает внимание детей и может использоваться в самостоятельной игровой деятельности.
Кроме того, мы расширили тематику сказок. Свой выбор мы остановили на современных интерактивных сказках по методике Е.А. Ульевой. Опыт показал, что использование таких сказок повышает эффективность социально-коммуникативного развития детей.
Интерактивные сказки своим содержанием и формой привлекают детей, эмоционально заражают детскую аудиторию, поэтому помогают эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития. Кроме того такие сказки удобно использовать в НОД для закрепления какой-нибудь темы.
Была проведена работа по подбору сценариев сказок для детей 2-3 лет. Интерактивные сказки мы распределили по группам:
- Обучающие сказки — дают знания о тех или иных предметах и явлениях (названия животных, их поведение, названия детенышей, названия цветов и т.д.). «Чей малыш», «Как Алена не хотела спать» (о местах обитания животных), «Чья песенка?» и др.
- Сказки, которые воспитывают — прививают детям нормы поведения, морали, учат вежливым словам, учат строить отношения, рассказывают о правилах гигиены. «Про Алену, которая не хотела работать», «Добрые друзья», «Карандаш», «Как помочь маме».
Планомерная работа по реализации поставленных задач социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в рамках игровой методики И.А. Орловой и методики интерактивных сказок Е.
А Ульевой, помогла сформировать у детей раннего возраста эмоциональное содержательное общение со взрослыми и сверстниками позволила добиться определенных результатов.
Дети приобрели уверенность в себе, обогатили эмоциональную сферу через общение со взрослым и сверстниками, научились действовать в коллективе, договариваться, приобрели начальные знания о нормах и правилах поведения в обществе, учитывать интересы и чувства другого.
Литература:
- Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1970, стр. 128-134.
- Галанов А.С. Развивающие игры для малышей – М., «АСТ-ПРЕСС» 2007, с. 132-147.
- Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей/ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М. Просвещение, 2003.
- Орлова И.А. Учим малышей общаться, серия «Дошкольное образование» выпуск 36 М. 2010.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развития общения со сверстниками. М. Мозаика-Синтез, 2008.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М. Теревинф, 2010
Об авторе: Отинова Катерина Алексеевна, воспитатель, МАДОУ «ЦРР- детский сад № 100», г. Пермь. Высшее педагогическое образование. Автор специализируется на работе с детьми 2-3 лет (ранний дошкольный возраст). Стаж работы с детьми этой возрастной категории — 13 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник: http://pedsovet.su/dou/6241_igru_dlya_detey_2_3_let
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры
Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.
В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.
Развитие социально-коммуникативных навыков детей
Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.
Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.
Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.
Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития
Развитие коммуникативных навыков детей в семье
Самый первый наглядный опыт общения дети приобретают в семье. Ребенок учится понимать, как можно и нельзя поступать.
При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.
Существует две модели поведения в семье:
- Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
- К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия
В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.
Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.
Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем
Знание правил и норм при общении
Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.
Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.
С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:
- Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
- Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
- Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
- Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
- Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников
С ранних лет приучайте ребенка к вежливости
Как пробудить в ребенке желание общаться?
Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.
Чтобы не лишить ребенка желания общаться с другими детьми, нужно учитывать его темперамент. При этом нужно организовать общение таким образом, чтобы ребенок и окружающие чувствовали себя максимально комфортно.
Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:
Застенчивый ребенок
- Расширяйте круг его знакомств
- Приглашайте знакомых детей в гости
- Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
- Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
- Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах
Конфликтный ребенок
- Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
- Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
- После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
- Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу
Беспокойный ребенок
- Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
- Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
- Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания
Замкнутый ребенок
- Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
- Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
- Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного
Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться
Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:
- Уметь слышать собеседника
- Сочувствовать, поддерживать, помогать
- Уметь решать конфликты
Поддерживайте желание ребенка общаться и дружить с детьми, учитывая его темперамент. Направляйте его, объясняйте правила игры и ситуации. Чаще играйте сами со своими детьми дома.
Совместная игра детей
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения
Игра — это основное средство формирования у ребенка представлений о жизни и взаимоотношениях.
Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»
Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.
- Как Маша плачет?
- Как Маша смеется?
- Как Маша сердится?
- Как Маша улыбается?
Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:
- Развитие доброжелательности к людям
- Негатив по отношению к жадности и злу
- Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»
Общение и игра детей
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения
Игра «Подари улыбку»
Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.
Игра «У птички болит крылышко»
Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.
Дети водят хоровод
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения
Игра «Вежливые слова»
Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).
Игры-ситуации
Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:
- Две девочки поссорились — попробуй помирить их
- Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
- Ты нашел котенка — пожалей его
- У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом
Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.
Видео: Как воспитать общительного ребенка?
Источник: https://heaclub.ru/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-detej-rannego-mladshego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta-razvitie-umeniya-obshhatsya-uprazhneniya-igry