Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Будущие мамы всегда испытывают страх за неродившегося ребенка — а вдруг в его развитии что-то пойдет не так? И эти страхи нельзя назвать необоснованными. Современные экологические условия негативно сказываются на ребенке, когда он еще находится в материнской утробе. Но не всегда это можно определить во время беременности. В большинстве случаев нарушения проявляются после рождения чада.

Причины задержек физического роста

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Чем скорее вы обратите внимание на задержку в физическом развитии малыша, тем быстрее врачи могут назначить лечение и установить ее причину.

Нередко физиологические сбои возникают из-за каких-то потрясений в жизни малышей — переезд, стресс, смена климата, искусственное кормление, недостаток витаминов и микроэлементов, обстановка в семье.

Если причина кроется в этих событиях, лечить ее не нужно, так как все образуется само-собой.

Можно выделить следующие заболевания, которые влияют на задержку в прогрессе ребенка: генетические нарушения, отставание во внутриутробном формировании, анемия, отравление токсическими веществами, эндокринные нарушения, низкий уровень соматотропного гормона, синдром Ларона, сбои функционирования щитовидки или надпочечников.

Вместе с этим ищут и читают:

Как проявляется задержка

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Задержка встречается у малышей, которые часто болеют, а также страдают от психоэмоционального стресса. В эту категорию можно отнести деток с низким уровнем социальной адаптации (это касается малышей, которым родители уделяют мало внимания).

Симптоматику задержки физиологического развития нельзя перепутать с недостатком веса или роста. Это серьезные сбои в формировании скелета, постоянные инфекции, дерматит и даже истощение. Малышам до годика необходимо каждый месяц посещать педиатра. Врач заполняет медицинскую карту по результатам обследования и анализирует взросление младенца.

Детям с задержкой в развитии часто не хватает молока и их приходится дополнительно кормить. Аппетит у них обычно отсутствует, состояние вялое и апатичное. Они позже ровесников начинают ходить, говорить, сидеть и стоять. Зубки прорезаются тоже намного позднее.

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Помимо вышеперечисленных признаков можно выделить еще несколько:

  • Плохой сон, частые плачи и крики.
  • Подверженность инфекциям ввиду слабого иммунитета.
  • Кожные заболевания (дерматит, воспаления, повышенная чувствительность).
  • Отставание в параметрах роста и массы тела.
  • Рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться.
  • Низкие показатели успеваемости.
  • Постоянное чувство усталости.
  • Деформация позвоночника или грудной клетки при тяжелых формах недуга.

Диагностика и лечение

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Для того чтобы определить наличие заболевания врач собирает анамнез, интересуется протеканием беременности, осматривает кроху и направляет на сдачу анализов. Если существует подозрение на наличие генетической аномалии, ребенка направляют в специальный медицинский центр, чтобы исключить вероятность хромосомных сбоев.

Задержка физиологического развития лечится не всегда. От инфекций можно избавиться с помощью антибактериальных препаратов, укрепить иммунитет с помощью стимуляторов и витаминов, а эндокринные сбои лечат с помощью гормонов. Если аномалии возникли во время внутриутробного развития, процесс лечения будет намного сложнее. Тогда ребенок нуждается в основной терапии и лечении симптоматики.

Источник: https://BabyBrainy.ru/zdorove/zaderzhka-fizicheskogo-razvitiya-u-detej.html

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей — отставание ребенка в развитии

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

Как определить ЗПРР?

В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Проверьте своего ребенка:

  • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
  • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
  • Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
  • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
  • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
  • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

А если ребенок отстает в развитии?

Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе.

Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие детей 2 3 лет: как научить ребенка общению

Почему нужно торопиться?

Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

  • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
  • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
  • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психоэмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.

Методы коррекции задержки психоречевого развития

Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

  • пальчиковые игры;
  • мозжечковая стимуляция;
  • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
  • игры на внимание, стимулирование памяти;
  • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
  • расширение словарного и понятийного запаса.

Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.

В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!

Источник: http://karkusha.su/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-zprr-otstavanie-rebenka-v-razvitii/

Задержка психического развития у детей: дошкольный возраст, коррекция, симптомы,

Задержка психического развития у детей (ЗПР) — обратимое отставание в психическом и эмоционально-волевом спектрах, сопряженное с некоторыми проблемами в обучении. При таком диагнозе развиваться правильно ребенку позволяет специально организованное обучение и воспитание.

Причины и варианты проявления ЗПР

Так как развитие психики у детей неравномерное, диагностировать ЗПР раньше 4-5 лет практически невозможно. Чаще всего именно в старшем дошкольном возрасте позвозможно правильно оценить развитие ребенка во всех направлениях.

Задержка физического развития у детей: как скорректировать отставание

Источник: Getty

Задержка психического развития у детей проявляется незрелостью мышления

Такая ситуация может наблюдаться у детей из-за:

  • нарушений конституционального развития;
  • разных соматических заболеваний;
  • поражений центральной нервной системы.

Дети с такой проблемой имеют интеллектуальные и эмоциональные нарушения. Охарактеризовать детей с ЗПР можно так:

  • их восприятие фрагментарное и неточное, они плохо складывают воедино целостный образ из отдельных элементов;
  • внимание поверхностное, неустойчивое, кратковременное, их легко можно отвлечь от важной работы;
  • им трудно сосредоточиться на одном;
  • у них наблюдается синдром гиперактивности;
  • память избирательная, мозаичная;
  • у них возникают трудности с размышлением относительно многих явлений и процессов;
  • мыслить логически без помощи взрослых не получается;
  • они не могут сравнивать, обобщать, упорядочивать события;
  • искажена артикуляция многих звуков, ограничен словарный запас, есть затруднения со связным высказыванием;
  • они безынициативны, тревожны;
  • у них легко меняется настроение;
  • предпочитают больше играть, чем учиться.

Если у ребенка есть эти симптомы, важно вовремя обратиться к педиатру и неврологу, которые обследуют ребенка и помогут родителям выбрать правильную тактику воспитания и обучения.

Как выявить и скорректировать ЗПР

Чтобы подтвердить диагноз, ребенок должен пройти специальную комиссию, в которой присутствуют представители от медицины и образования. С ребенком обязательно беседуют, выявляя его эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие. Также ему может быть показана инструментальная диагностика – КТ, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенка

Коррекция ЗПР должна начинаться, когда ребенок еще дошкольник.

Такой ребенок должен посещать специализированный детский сад или школу с коррекционными классами.

Детям с ЗПР преподносят материал дозировано, показывая наглядно, многократно повторяя. Также для них обязательна частая смена деятельности. Таким детям проводят специальные занятия на развитие памяти, восприятия, мышления, внимания. Если есть проблемы с речью, к занятиям привлекают логопеда. Показано прохождение физиотерапии, массажа, ЛФК и плавание.

Если малыш отстает от сверстников в психическом плане, нужно пройти обследование у специалистов, а затем организовать коррекционную работу с ним.

qwertyiil

Источник: https://www.kalendar-beremennosti-deti.ru/kak-proyavlyaetsya-i-korrektiruetsya-zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej/

ИканЛайф

Развитие детей происходит по индивидуальным сценариям, хотя существует и примерный график детского психофизического развития. Любые отклонения в развитии вызывают у родителей панику и беспокойство относительно правильности воспитания и ухода за ребенком.

Почему дети отстают в развитии

На самом деле медленное развитие бывает редко обусловлено ненадлежащим уходом или серьезными ошибками родителей. Каждый малыш развивается по собственному сценарию. У каждого в свое время начинают резаться зубы, появляется умение говорить или ходить, когда начинается половое созревание и пр. Все это обуславливается наследственными особенностями.

Тем не менее, задержки психофизического развития могут обуславливаться целым рядом факторов:

  • Причины медленного развития ребенка часто связаны с задержками в психическом плане. Подобные особенности выявляются специалистами по некоторым поведенческим нюансам, указывающим на наличие умственной отсталости и задержки психических реакций. В работе мозга у детей с психическим развитием нет никаких нарушений, но они все же имеют признаки незрелого поведения. Обычно подобное проявляется в недостаточной работоспособности и повышенной утомляемости.
  • Неправильный педагогический подход. В этом случае ребенок отстает в развитии по причине запущенности воспитания. Ребенок полностью здоров, но при этом он не способен усвоить и понять множество вещей. Если ребенка никак не побуждают к умственной работе, то его природные способности к принятию, понятию и обработке получаемой информации существенно падают. В подобном случае замедленное развитие ребенка устраняется регулярными занятиями и правильным подходом.
  • Социальные факторы, вызывающие заторможенность у детей, заключаются в чрезмерной агрессии либо сильном родительском контроле. Сюда же можно отнести и пережитые в раннем детстве травмы психического характера.
  • Факторы биологического характера, вызывающие отставание развития. Сюда относят патологии в период беременности и органические нарушения, употребление спиртного и курение беременной, осложнения при родах, детские инфекции и пр.

Физическое отставание ребенка в развитии

Медленное физическое развитие ребенка обычно заметно невооруженным взглядом. Подобные отклонения чаще наблюдаются у детишек, часто болеющих и испытывающих постоянный психоэмоциональный стресс. К таким нарушениям относится замедление роста у детей, дефицит массы и пр. Такие детки быстро устают, нередко страдают рассеянным вниманием, плохо учатся и пр.

Если замедленное физическое развитие дополняется какой-либо патологией, то такие дети нередко имеют позвоночные и грудноклеточные деформации

Умственное отставание детей

Умственно-психическое развитие у ребенка можно выявить еще в первые месяцы жизни. Но гораздо проще ЗПР выявляется в 3-4-летнем возрасте. Нужно только внимательнее наблюдать за ребенком, тогда выявятся определенные отклонения в умственном развитии.

  1. После 3-месячного возраста малыш продолжает сосать что-нибудь, например, губки, пальчики, одежду;
  2. Абсолютное отсутствие реакции на звук или, наоборот, слишком резкое реагирование;
  3. Когда до 3-месячного возраста малыш не научился улыбаться, поскольку подобный рефлекс имеется уже у 1-месячных детей;
  4. Когда ребенок старше 2-месячного возраста не способен сосредоточится, внимательно слушать и смотреть;
  5. Малыш не способен сосредоточить взгляд и следить за каким-либо предметом;
  6. Ребенок не гулит в 3 месяца, что может указывать на замедленное развитие речи детей. У здоровых детей речевые задатки проявляются в полтора-два года, а если малыш продолжает лепетать до 3-летнего возраста, то возникают обоснованные подозрения;
  7. При умственной отсталости подрастающий ребенок не может отчетливо проговаривать буквы и запомнить их. В процессе обучения ребенку не даются основы грамоты, потому как он просто не способен этого понять;
  8. В дошкольном возрасте у малыша обнаруживаются нарушения письменных навыков, он не может элементарно посчитать, имеются ярко выраженные речевые нарушения.

Методы лечения замедленного развития и помощь ребенку

Коррекцией замедленного детского психофизического развития занимается группа специалистов вроде психологов, педиатров, логопедов и дефектологов. Лечение носит длительный характер и начинается еще в дошкольном возрасте.

Для таких деток предусмотрено посещение специализированных ДОУ или коррекционных классов. Особый подход предполагается в плане обучения. Материалы таким детишкам подаются дозировано и с упором на наглядные методики.

БАД L-КАРНИТИН Премиум – отличное средство при замедленном детском развитии

Неплохим подспорьем в лечении замедленного психофизического развития является средство L-КАРНИТИН. Это витаминоподобный препарат, обеспечивающий организм необходимой энергией. Препарат оказывает стимулирующее воздействие на детский рост.

Читайте также:  Психологические особенности детей с дцп: о чем нужно знать родителям

Кроме того, L-Карнитин Премиум повышает иммунный статус, что так необходимо детям с задержками в развитии, поскольку они склонны к частым болезням.

Средство повышает работоспособность как умственного, так и физического характера, поэтому идеально подходит для коррекции школьников с замедленным развитием.

Источник: http://ikan-life.ru/articles/detskie-zabolevaniya/zamedlenie-rosta-u-detey-otstavanie-v-fiz-i-umstvennom-razvitii

Коррекция темповой задержки речевого развития у ребёнка

Описание

Развитие речи любого ребёнка идёт по одному и тому же пути. Отставание от заданного природой темпа развития получило название «темповая задержка». Она встречается у большого количества детей, причём у девочек в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Данное понятие применимо только к детям не старше 3–4 лет, после этого возраста нарушение перерастает в серьёзную проблему. Вовремя замеченная и устранённая темповая задержка, позволит избежать задержки общего развития малыша в будущем. Чем раньше она обнаружена, тем проще и быстрее её скорректировать.

При данном виде нарушения страдает активный словарь (количество слов в речи ребёнка), грамматика (употребление слов в нужном падеже, роде и числе), фразовая (умение построить предложение) и связная речь (умение рассказывать и пересказывать). Поскольку речь тесно связана с психикой, возможно одновременное нарушение памяти, внимания и мышления.

Обычно родители начинают беспокоиться, сравнивая речь своего ребёнка с тем, как говорят его сверстники. Кто-то верит в сказки, что малыш и так заговорит в 3 или 4 года, если до этого он молчал. Потом эти родители сталкиваются с печальными диагнозами вроде ЗПР и аутизма.

Причиной темповой задержки речи могут стать:

  • родовая травма, асфиксия во время родов;
  • внутриутробная гипоксия (следствие позднего токсикоза);
  • частые заболевания в грудном возрасте;
  • ошибки в воспитании (гиперопека или запущенные дети);
  • дефицит общения со взрослыми;
  • неблагоприятная речевая среда: наличие родственников с дефектами произношения или двуязычие в семье.

Иногда причиной служит генетически запрограммированный темп созревания нервной системы, когда один из родителей тоже поздно заговорил.

Поставить диагноз может только специалист — невролог, логопед. Обычно у таких детей нет грубых невропатологических расстройств, и этот факт даёт надежду на то, что задержка речи будет преодолена при занятиях с логопедом или дефектологом, и проведении массажа. Иногда невропатолог назначает приём лекарственных препаратов.

Внимательные родители могут заподозрить, что у их ребёнка темповая задержка речи, по следующим признакам:

  • в возрасте 1 год он не реагирует на слова окружающих;
  • в 1,5–2 года не повторяет за взрослыми простые или лепетные слова (кар-кар, гав-гав, дай, биби);
  • в 2 года не произносит ни слова, чаще мычит;
  • в 3 года не соединяет слова во фразы, не запоминает небольшие стихотворения;
  • на 4 году жизни не может составить своё высказывание, повторяет лишь отдельные слова из знакомых книжек и любимых мультфильмов;
  • предпочитает пользоваться жестами, мимикой, а не словами.

Важно отличить темповую задержку от общего недоразвития речи, или более сложного отклонения.

Например, такие дети, в отличие от детей с ОНР, хорошо понимают обращённую к ним речь взрослых, различают голоса людей, звуки природы, могут подражать животным.

Они взаимодействуют со взрослым, стараются выполнить просьбу родителей (принеси книжку, налить воды), стремятся получать новые впечатления, знания о мире, чаще обозначая интерес жестами или мимикой.

Я заметила у своей дочки признаки темповой задержки в полтора года. Она реагировала на речь окружающих, но практически ничего не говорила, предпочитая жесты и мимику словам. Было проведено обследование у невропатолога, который проверил отсутствие нарушений по своему направлению. Активные занятия позволили малышке к 2,5 годам выйти на уровень нормы, теперь она не замолкает 🙂

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед

Коррекция темповой задержки имеет одну особенность. Если у детей без нарушения речь развивается плавно, то в случае нарушения, регулярные занятия со специалистом стимулируют её развитие, что выражается в резких переходах: от лепета малыш сразу переходит к простым словам, а с минимального набора слов совершает рывок к полноценным фразам, быстро догоняя сверстников.

Для стимуляции речевого развития проводятся специальные занятия, где уделяют много внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, рисованию, лепке, аппликации, формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

С ребёнком проводят различные игры, наполняют его пассивный словарь, развивают слуховое и зрительное внимание, формируют навыки связной речи. Среди хороших коррекционных приёмов, которые родители могут проводить самостоятельно, можно отметить проговаривание всех действий, совершаемых малышом и его близкими, наблюдения за окружающим миром, сопровождаемые ми мамы или папы.

Это нужно делать параллельно с проводимыми логопедом занятиями по стимуляции и развитию речи. Если вы сомневаетесь в развитии речи малыша и подозреваете у него речевую задержку, приходите к нам на диагностику. Мы проведём обследование, проконсультируем и объясним, что нужно делать. При желании вы можете доверить коррекционную работу нашим специалистам.

Источник: https://OurKids.ru/uslugi/zaderzhka/tempovaya/

Ссылка на основную публикацию