Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми.
В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени.
Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.
Нормы физического развития
Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту.
Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности.
Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.
К антропометрическим показателям ребенка до года относят:
- длина тела;
- масса тела;
- окружность груди;
- окружность головы.
Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).
Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.
Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка
При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).
Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей.
Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту.
Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.
Пример расчета
Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.
Рост.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
- Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
- Это средний показатель роста.
Масса.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
- Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
- Это средний показатель массы.
Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди ребенка.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
- Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
- Это средний показатель окружности груди.
Окружность головы ребенка.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
- Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
- Это средний показатель окружности головы.
Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.
Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек
- Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.
- Метод сигмальных отклонений
- Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).
Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:
- Низкий – от М-2δ и ниже
- Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
- Средний – от М-1δ до М+1δ
- Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
- Высокий – от М+2δ и выше.
- Пример
- Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг
- Рост.
- Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
- Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
- Это средний показатель роста.
Масса.
- Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
- Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
- Это средний показатель массы.
Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.
Центильный метод
Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.
Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)
Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года
Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8.
Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг.
Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.
- коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
- коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
- коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
- коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
- коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
- коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
- коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».
Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.
Индексы физического развития
Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.
Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).
(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела
Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.
Видео ребенок от рождения до года
Индекс Эрисмана.
Обхват груди (см)-1/2 роста (см)
Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.
Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди
Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.
Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.
Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.
Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.
Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.
Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года
Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика.
Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка.
Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.
Источник: https://topotushky.ru/razvitie-rebenka/razvitie-rebenka-do-goda.html
Показатели развития ребенка от рождения до 1 года по месяцам
Заметка
В первый год жизни младенцы интенсивно развиваются и растут. Ежедневно новорожденный обретает новые навыки, прибавляет в весе и адаптируется к окружающей среде.
Данный период крайне важен для формирования иммунной системы, нервно-психического и физического развития крохи. Оценка развития малышей осуществляется в соответствии с нормами ВОЗ.
Понятие нормы применительно к развитию новорожденных и грудных детей
Приблизительную оценку психофизического развития ребенка до года проводят при помощи ориентировочных расчетов. Более достоверен способ антропометрических стандартов: показатели сравниваются с установленными нормами и графиками ВОЗ с учетом возраста ребенка.
Нельзя говорить об отставании малыша в развитии на основании одного отклонения, выводы делают после регулярных осмотров педиатра. Главными антропометрическими параметрами при оценке развития детей являются: длина тела, вес малыша, окружность головы и груди. По сравнению с прибавкой в весе рост не столь значим, но он используется при вычислении индекса массы тела.
По словам доктора Комаровского, понятие нормы имеет относительный характер и зависит от питания, генетики, функционирования эндокринной системы новорожденного. Подробно о развитии деток от 0 до 1 года по месяцам – в видео доктора Комаровского.
В 2006-м году была утверждена новая таблица ВОЗ с показателями малышей от 0 до одного года. Краткие сведения представлены в таблице.
Возраст, мес | Масса тела, кг | Рост, см | Окружность груди, см | Окружность головы, см |
2,5–4 | 47–52 | 31–38 | 32–36 | |
1 | 3–4,5 | 49–53 | 32–39 | 33–37 |
2 | 3–5 | 51–57 | 33–40 | 35–38 |
3 | 4,5–6,5 | 55–60 | 34–42 | 37–40 |
4 | 5–7 | 57–63 | 36–44 | 38–41 |
5 | 6–8 | 59–66 | 38–46 | 39–42 |
6 | 6–8 | 61–68 | 39–47 | 40–43 |
7 | 6,5–9 | 63–69 | 40–49 | 41–44 |
8 | 7–9,5 | 65–71 | 41–50 | 42–45 |
9 | 7–10 | 66–72 | 42–51 | 42–46 |
10 | 7–10 | 67–74 | 43–52 | 43–47 |
11 | 7,5–10,5 | 69–75 | 43–53 | 43–47 |
12 | 8–11 | 70–76 | 44–54 | 44–50 |
Как развивается новорожденный: первый месяц жизни
После рождения у новорожденного начинается адаптационный период. В первый месяц жизни около двадцати часов в сутки младенцы спят. Практически все остальное время занимает кормление.
Еженедельно дитя набирает около 90–150 грамм. За это время младенцы научатся:
- распознавать голос матери;
- плачем давать знать о своих нуждах;
- интенсивно шевелить ножками и ручками;
- сосредотачивать взгляд на определенном объекте.
Развитие грудного малыша
Правильное физическое развитие ребенка заключается не в том, что его рост, вес и прочее точно соответствуют установленным нормам. Параметры развития деток от 0 до 1 года условны и не должны становиться самоцелью. Если вес полугодовалого ребенка увеличился вдвое по отношению к начальному, а к 1 году – втрое, значит, кроха развивается нормально.
Ежемесячно грудничок подрастает приблизительно на 3 см, а ближе к годовалому возрасту прибавит в росте 25–30 см. Помимо физических показателей, важны нервно-психические изменения у детей. Подробно об основных этапах развития младенца помесячно далее.
Второй и третий месяц жизни
На 2–3 месяце жизни младенец становится пухленьким, а из-за подкожно-жировых отложений на тельце образуются складочки. Зачастую режим бодрствования, кормления и отдыха к данному времени уже установлен. Кроха умеет:
- крепко хватать ручками предметы;
- выгибаться;
- делать перевороты с бочка на спинку (или пытаться это сделать);
- отталкиваться ногами при соприкосновении с опорой;
- агукать и гулить, проявлять эмоции, улыбаясь или хныкая.
Четвертый и пятый месяц
На данной стадии развития родителям нужно быть особенно бдительными: дети любят переворачиваться, многие груднички учатся ползать, из–за чего оставлять ребенка на пеленальном столике или кровати одного небезопасно. Пятимесячный ребенок различает членов своей семьи, при виде чужака он может проявить настороженность или даже расплакаться.
В соответствии с календарем развития малыш данного возраста имеет следующие навыки:
- осознанно двигается;
- берет игрушки и тянет их в ротик;
- держит бутылку со смесью самостоятельно;
- издает согласные звуки.
Что умеет полугодовалый малыш?
Полугодовалый возраст деток считается переломным. Ребенок пробует новую пищу (пюре из кабачков, брокколи) и у него прорезывается первый зуб. Шестимесячный карапуз может проспать всю ночь или поесть лишь один раз за ночь.
Полугодовалый грудничок уже пытается сесть, а в речевом общении использует до 40 звуков. Также он умеет:
- перекладывать предметы, задействовав две руки;
- стоять на коленках;
- передвигаться на четвереньках;
- доставать интересные ему предметы.
Седьмой и восьмой месяц
В 7–8 месяцев малыши стремятся подражать членам своей семьи, из-за чего развивать ребенка и вводить новый прикорм значительно легче. Любознательный карапуз с удовольствием попробует еду, которую ел папа, при этом попытается самостоятельно есть ложкой. Многие детки умеют хорошо пить из чашки-непроливайки. Ребенок в 8 месяцев стремится вставать на ножки, а также умеет:
- перекладывать, бросать предметы и стучать ими;
- передвигаться по дому, хорошо зная расположение комнат;
- повторять за взрослым слоги – «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
Девятый и десятый месяц
На данном этапе происходит интенсивное формирование речи. Родителям рекомендуется заниматься с ребенком (подробнее о таких уроках смотрите видео). Малыши не оставляют попыток подняться на ножки и ходить, возле опоры у многих деток это получается (см. фото). Кроме того, грудной ребенок в этом возрасте способен:
- повторять слоги за родителями;
- открывать ящики комода;
- копировать мимику отца и матери;
- разворачиваться, передвигаясь на четвереньках;
- бурно выражать эмоции, плача и вырываясь, если ему что-то не по душе.
Одиннадцатимесячный и годовалый ребенок
Годовалые дети любопытны и с удовольствием играют с родителями. Они с легкостью находят погремушки по звуку, строят башни и разглядывают красочные книжки. В 12 месяцев ребенок умеет:
- пить из чашки и есть ложкой;
- сидеть, вставать, ходить с опорой или без нее;
- распознавать похвалу и порицание;
- осознанно произносить простые слова;
- в общении использовать жесты (махать рукой на прощанье, хлопать в ладоши, кивать в знак согласия или качать головой, отрицая что-либо, и т. д.).
Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?
Несмотря на генетические и другие особенности каждого малыша, существуют некоторые различия в развитии между мальчиками и девочками. Педиатры отмечают, что мальчики, как физиологически, так и когнитивно, развиваются медленнее, хотя при рождении имеют больший рост и вес. Кроме того, отмечаются следующие отличия:
- девочки начинают ходить на 2–3 месяца раньше;
- у представительниц прекрасного пола развито ближнее зрение, а у мальчиков – дальнее;
- девочки более общительны и начинают говорить раньше на 4 месяца;
- у мальчиков лучше развита острота слуха.
Как понять, что грудничок отстает в развитии, и что делать в этом случае?
В соответствии с планом развития и обозначенными в нем возрастными сроками малыш до года должен иметь определенные навыки. Определить уровень психомоторного развития можно, только понаблюдав за слуховой и зрительной реакцией малыша. При этом учитывается и его характер. Если маму беспокоят вопросы развития ребенка, лучше проконсультироваться с педиатром. Незамедлительно обратиться к специалисту необходимо, если ребенок в год:
- не ползает;
- не пытается встать или ходить;
- не произносит ни слов, ни слогов;
- не удерживает игрушки в ручках;
- не может сам есть и пить;
- не реагирует на звуки.
Источник: https://vseprorebenka.ru
Источник: https://oblacco.com/pokazateli-razvitiya-rebenka-ot-rozhdeniya-do-1-goda-po-mesyacam/
Центильные таблицы физического развития детей — центильные таблицы для мальчиков
http://www.7gy.ru/rebenok/normy/Центильные таблицы физического развития мальчиков
Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %.
В наших таблицах этот интервал тонирован.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.
Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере.
Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого.
Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.
конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом. Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Центильные таблицы физического развития девочки
Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %.
В наших таблицах этот интервал тонирован.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.
Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере.
Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого.
Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.
конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/Modniza/3008292
Оценка физического развития детей до года
Особенно внимательно родители должны следить за правильным положением тела ребенка, когда он лежит, сидит, стоит. Ведь кости у младенца не обладают достаточной прочностью и легко поддаются искривлению. Неправильная поза не только нарушает осанку, но и приводит к непропорциональному росту костей. Процесс окостенения скелета происходит постепенно и тесно связан с образованием мышечной системы. Поэтому так важно с самого раннего детства укреплять мышцы с помощью массажа и гимнастики.
Родители должны уметь определять, правильно ли развивается их ребенок и соответствует ли его развитие установленной возрастной норме. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
Морфологические показатели развития ребенка:
1) Одним из основных показателей является нормальное прибавление веса. В среднем за месяц малыши прибавляют 600—700 г в первом полугодии и 500—600 г — во втором. Традиционно вес грудных детей определяется на медицинских весах в детской поликлинике, но можно легко проверить его и с помощью простейшей формулы (расчет приблизительный):
- Р + (л-к) = М, гдеМ — вес малыша на данный момент;Р— вес малыша при рождении;П — возраст ребенка (число месяцев);
- к — коэффициент (для малышей в возрасте до полугода равен 0,7, от полугода до года — 0,6).
- Например, 4-месячный мальчик, весивший при рождении 3 кг 40 г, может иметь вес: 3,4+(4*0,7) = 6,2 кг.
2) Рост грудного ребенка измерить нетрудно. На стол положите планку, на которой сбоку нанесены деления или метки предыдущих замеров. Перпендикулярно планке расположите два угольника (или две дощечки), один из которых закрепите неподвижно, а второй — свободно, чтобы скользил вдоль планки.
3) О правильном развитии ребенка можно судить и по размерам окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяют пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития. Например, у новорожденного окружность головы примерно на 2 см больше окружности грудной клетки.
На 4-м месяце жизни величины этих окружностей сближаются и уравниваются, на 12-м месяце размер грудной клетки становится на 2 см больше окружности головы. Такая закономерность сохраняется всю жизнь. Рост или вес существенно не влияют на эти пропорции, а отклонения могут свидетельствовать о некоторых нарушениях, заболевании.
Окружность грудной клетки измеряют, накладывая сантиметровую ленту спереди на уровне сосков, сзади — на уровне нижних углов лопаток. При измерении окружности головы плотно обхватите сантиметровой лентой сзади затылочный бугор, а спереди — надбровные дуги.
Кстати, величина окружности груди, разделенная пополам, обозначает размер одежды для малыша, а окружность головы — это размер головного убора.
Величина окружности живота очень изменчива и зависит от характера питания, тонуса мышц, типа выполняемых физических упражнений. Окружность живота должна быть несколько меньше окружности груди, в противном случае ребенок развит непропорционально.
Конечно, указанные возрастные показатели условны, однако они позволят родителям составить представление о физическом состоянии своих детей.
Предлагаем вашему вниманию динамику показателей физического развития малыша, а также примерную последовательность формирования статических и динамических функций соответственно месяцам его жизни.
Средние показатели развития новорожденногоРост — 50—51 см.Вес — 3,3—3,5 кг.Окружности: головы — 34—36 см, груди — 32—34 см.Появляется реакция на внешние воздействия — малыш начинает видеть и слышать, Выявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т. п.Появляются условные рефлексы — на зрительный и слуховой раздражитель.
Самостоятельно не может изменить положения своего тела. Лежа на животе, голову не поднимает. Не может удерживать голову в вертикальном положении.
Средние показатели развития в 1 месяцРост — 53—54 см.Вес — 4,1—4,3 кг.Окружности: головы — 36,6—37,3 см, груди — 36,0—36,3 см-
Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении. Лежа на животе, старается приподнять голову. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками.
Средние показатели развития в 2 месяцаРост — 56—58 см.Вес — 5,0—5,3 кг.Окружности: головы — 38,4— 39 см, груди — 38,1—39,0 см.
Хорошо поднимает и удерживает голову в вертикальном положении 1 —1,5 минуты. Приподнимает голову и грудь, лежа на животе. Поворачивает голову в сторону говорящего. Хорошо следит за движущимися яркими предметами. Предметы хватает всей ладонью и крепко их удерживает.
Средние показатели развития в 3 месяцаРост— 59—61 см.Вес —6,0—6,3 кг.Окружности: головы — 40,0—40,9 см, груди-—40,0—41,3 см.
В течение 5—6 мин. свободно удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти.
Переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения не координированы. Активно следит за движущимся предметом; определяет по голосу местонахождение взрослого.
Тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые.
Средние показатели развития в 4 месяцаРост — 62—64 см.Вес — 6,5—6,9 кг.Окружности: головы — 41,0—41,9 см, груди — 41,8—42,0 см.
Приподнимает голову из положения на спине. При поддержке в вертикальном положении крепко упирается ножками. Сидит с поддержкой. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за движущимся предметом. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы; играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот.
Средние показатели развития в 5 месяцевРост — 64—68 см.Вес — 7,4—7,8 кг.Окружности: головы—42,2—43,2 см, груди — 43,0 — 44,3 см.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках. Пытается поворачиваться с живота на спину. Подолгу удерживает схваченные предметы. Хорошо знает мать и не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, который можно использовать в воспитательных целях. Не понимая слов, улавливает их смысл и интонации.
Средние показатели развития в 6 месяцевРост — 66—70 см.Вес — 8,0—7,7 кг.Окружности: головы— 43,2—44,2см, груди—44,3—45,5 см.
Самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Свободно переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую игрушку. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Начинает произносить первые слоги «од», «ба» и т. п.
Средние показатели развития в 7 месяцевРост — 68—71 см.Вес — 8,3—8,9 кг.Окружности: головы—44,0-44,8 см, груди —45,0—46,4 см.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Сидя самостоятельно, наклоняет и выпрямляет туловище. При опоре встает на колени; при поддержке за обе руки ровно стоит и хорошо переступает ножками. Тянется к своему изображению в зеркале; ищет взглядом и находит крупные предметы, называемые взрослыми.
Средние показатели развития в 8 месяцевРост — 70—72 см.Вес — 8,5—9,5 кг.Окружности: головы — 44,3—45,4 см, груди — 46,0—47,2 см.
Цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Встает и пробует ходить при поддержке за руки.
Становится разнообразной мимика: появляется интерес и удивление при появлении новой игрушки или незнакомого лица. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость и стремление достать его.
Много играет с игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить вниз и т. д.
Средние показатели развития в 9 месяцевРост— 71—73 см.Вес — 9,3—9,9 кг.Окружности: головы — 45,3—46,3 см, груди — 46,7—47,9 см.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, чемодан и т. д.). Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, собирает мелкие предметы; выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой —до свидания» и др.
С игрушками предпочитает играть сидя. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Понимает слово -нет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов (дай, на, брось, иди и др.).
Различает величину, цвет и форму предметов.
Средние показатели развития в 10 месяцевРост — 72—74 см.Вес — 9,5—10,4 кг.Окружности: головы — 45,6—46,6 см, груди —47,0—48,3 см.
Сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Мелкие предметы берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку; хорошо подражает движениям взрослых. Сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочку, даст и берет мяч, прячет его. Начинает произносить простые слова. Окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
Средние показатели развития в 11 месяцевРост — 73—75 см.Вес — 9,8—10,5 кг.
Источник: http://edetkam.ru/20110221243/detki-do-odnogo-goda/fizicheskoe-razvitie/2011-02-21-17-38-35.html
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Таблица 1. От нуля до шести месяцев
|
Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев
|
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.
Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения.
И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. |
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.
По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.
Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.
С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! |
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).
На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.
Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.
Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.
Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором. |
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша!
Источник: http://ymama.ru/journal/4/73