Шесть месяцев — важная веха в развитии грудничка. В этот период происходит гигантский рывок в формировании мозга ребёнка: каждый час образуются десятки миллионов нейронных связей.
Теперь левое полушарие «общается» с правым, а это значит, что малыш может синхронно двигать руками и ногами, раскачиваться вперёд-назад и перекладывать игрушку из одной руки в другую.
А это большое достижение! Как развивать ребенка в 6 месяцев, чтобы не причинить вреда нервной системе и помочь карапузу освоить все полагающиеся по возрасту навыки?
Особенности развития мальчиков и девочек в полгода
В этом возрасте у большинства малышей появляются зубки. Первым проходит нижний центральный резец, а иногда – сразу два.
Появление зубов — болезненный процесс, сопровождающийся зудом и набуханием дёсен, что очень беспокоит малыша. Он начинает растирать своё лицо, трогает ушки, может температурить. Ускорить этот процесс, увы, невозможно.
Облегчить прорезывание зубов и хотя бы немного снизить неприятные ощущения поможет массаж дёсен, который нужно проводить очень аккуратно. Развитие мальчиков и девочек в полгода в целом схоже, исключением являются рост и вес. Примерные показатели приведены в таблице.
Мальчики | Девочки | |
Рост (см) | 63,0-71,5 | 62,2-70,1 |
Вес (кг) | 6,5-9,5 | 6,1-8,7 |
Окружность головы (см) | 41,5-45,6 | 40,0-44,5 |
Окружность груди (см) | 41,3-47,7 | 41,5- 45,9 |
В этом месяце малыш набирает 600-650 г веса и подрастает на 2 см.
Что умеет младенец в 6 месяцев?
Кроха стремительно взрослеет. Родители каждый день замечают как малыш делает что-то новое.
Физическое развитие:
- перекатывается со спинки на живот в обе стороны. Лёжа на животе, умеет поднимать голову и грудь, опираясь на вытянутые ручки, а лёжа на спинке – поднимать голову и ловить руками вытянутые вверх ноги;
- качается вперёд-назад стоя на коленях и пытается таким образом двигаться вперёд;
- сидит с поддержкой;
- хватает игрушку из любого положения и перекладывает её из одной руки в другую;
- встаёт при помощи взрослых и прыгает, когда его поддерживают;
- берёт предмет с ладони;
- пьёт из «непроливайки» и ест с ложечки;
- пытается сидеть;
- зрение улучшается. Теперь малыш видит предмет не только вблизи, но и издалека, с расстояния 1-1,5 м;
- слышит тихие звуки и понимает, откуда они исходят.
Языковые навыки и коммуникация:
- начинает узнавать своё имя;
- произносит первые однотипные слоги: «баба», «дада», «мама»;
- понимает значение некоторых слов, например, «ванная»;
- начинает лепетать;
- использует голос, чтобы выразить чувства или привлечь к себе внимание.
Социально-эмоциональное развитие:
- узнаёт и радуется, когда видит родные лица;
- вздрагивает от незнакомых шумов и может плакать от страха;
- выражает гнев и счастье, неудовольствие и грусть;
- различает «своих» и «чужих»;
- становится общительным, улыбчивым и социально активным. Бурно реагирует на родных людей, когда с ним начинают общаться;
- любит смотреть на себя в зеркальце.
Обучение и мышление:
- тянет в рот игрушки и любые предметы. Так младенец познаёт мир;
- пытается схватить, всё, что видит;
- смотрит на пол где лежит игрушка, показывая тем самым, что понимает, где она упала, но быстро забывает об этом по сравнению с 9-месячным малышом, который старается отыскать упавший предмет;
- двигается навстречу близким людям. Например, видя, как мама входит в комнату, малыш тянет ручки и приподнимается.
Хотя полугодовалые малыши пытаются встать самостоятельно, опираясь о бортик кровати или держась за мамину руку, врачи считают, что ставить кроху на ноги с опорой пока рано. Это может навредить неокрепшему позвоночнику.
Чему нужно учить ребенка в 6-7 месяцев?
В этом возрасте у малютки закладываются основы речи. Поэтому с ребёнком нужно больше разговаривать: называть все предметы попавшие в его поле зрения, комментировать действия.
Диалог с малышом — основа языкового развития.
Все детки этого возраста любят звуки, издаваемые животными, и пытаются их повторить.
С крохой нужно больше заниматься, показывая ему картинки с изображениями зверей, птиц, насекомых и озвучивать их голоса: лай собаки, писк мышки, кряканье уточки.
Слушая песенку, следует подпевать и побуждать малыша делать то же самое. Ребятишки в 6 месяцев любят повторять одни и те же слоги: «бу», «га», «ма». Они могут добавить к ним другие гласные и согласные, усложняя звуки.
Знакомые предметы и события нужно называть правильно и одними и теми же словами. Не стоит имитировать «детский» язык и коверкать произношение. Занимаясь с крохой, нельзя забывать, что ему нужно время для самостоятельных занятий. Достаточно 10-15 минут в течение одной игры.
Как развивать ребенка дома при помощи игр?
Каждый день малыш приобретает новые навыки и оттачивает прежние умения. Задача родителей помочь малютке реализовать свой потенциал. Как заниматься с ребенком в 6 месяцев – конечно, в игровой форме.
Предметы для изучения должны быть разными по форме и фактуре. Подойдут игрушки из дерева, пластмассы или ткани. Можно использовать и предметы обихода: ложки, кружки, мисочки или коробки. Важно следить, чтобы у предметов не было мелких деталей, острых краёв и вредных красителей.
Не нужно выкладывать сразу все игрушки. Лучше разделить их на несколько групп и менять раз в три дня. Следует помнить, что полугодовалые детки могут одновременно заниматься с 1-2 игрушками. Нужно не просто показывать предмет и называть его, следует объяснить малышу свойства игрушки.
Например, неваляшка зазвенит если её раскачать, а из листа бумаги можно свернуть кулёк и положить в него любой предмет. Современные педиатры советуют приобрести для крохи игрушки наполненные маленькими шариками. Такие предметы способствуют развитию мелкой моторики и ловкости рук, что напрямую связано со становлением речи и интеллектом ребёнка.
Познавать природу вещей малышу помогут:
- баночки различной формы с крышками. Особенно младенцам нравятся жестяные ёмкости из-под кофе или чая, ведь они так звонко стучат! Подбирать крышки к банкам карапуз пока не может, зато с удовольствием будет их открывать;
- предметы, способные растягиваться и сжиматься;
- озвученные игрушки.
Следует научить кроху находить знакомый предмет взглядом. Для этого нужно задавать младенцу простые вопросы, например: «Где мишка? Где кукла?». Малыш должен смотреть на игрушку и гулить. Важно хвалить ребёнка за любое достижение. Это поднимет самооценку маленького человека, он почувствует, что взрослые им довольны и будет с радостью учиться дальше.
В 6 месяцев карапузу требуется больше свободы для освоения новых навыков. Иногда можно поиграть на полу. Какие игрушки следует купить?
Хорошим решением будут:
- пирамидки с цветными колечками и мячики разных размеров;
- мягкие книжки из пластика или ткани. Поскольку малыш любит всё пробовать «на зуб» очередь картонных книжек пока не наступила. Ребёнок с интересом будет переворачивать страницы, смотреть картинки запоминая изображения животных и различных предметов;
- музыкальные центры. Такие игрушки способствуют развитию логики и учат строить причинно-следственные связи. Например, чтобы зазвучала музыка, следует нажать на рычажок;
- игрушки для ванной. Поскольку не все малыши любят водные процедуры – плавающие, пищащие игрушки разовьют у ребёнка координацию и глазомер, отвлекая кроху от неприятного процесса купания;
- посуда. Это может быть расписная деревянная ложка, тарелка с рисунком на дне, кружка с яркой картинкой. В 6 месяцев детям нравится всё, что связано с едой, поэтому правильно пользоваться посудой — полезный навык;
- пакеты и бумага. Давать эти вещи следует только под присмотром взрослых. Детки обожают рвать листы бумаги и картона, шуршать пластиковыми пакетами.
Отдельно внимания заслуживает методика Г.Домана: малышам 4-6 месяцев трижды в день показывают 10 карточек с подписанными изображениями различных предметов и озвучивают их.
Карточки Домана
В этом возрасте младенец ещё не говорит, но хорошо воспринимает и запоминает информацию. Поэтому со временем кроха начинает показывать пальчиком на названное животное (овощ, фрукт) из предложенных карточек. То есть, ребёнок учится читать раньше, чем говорить.
Как заниматься с грудничком на фитболе?
Упражнения на фитболе (мяче) — простой и эффективный вариант физического развития младенца. В результате такой гимнастики у ребёнка укрепляются мышцы, развивается вестибулярный аппарат, улучшается зрительное и тактильное восприятие. Кроме того, покачивания на фитболе действуют на кроху расслабляюще. Диаметр мяча должен быть 70-80 см., а поверхность гладкой (без пупырышек и ручек).
Занятия с ребёнком 6 месяцев на фитболе включают следующие принципы:
- надувать мяч рекомендуется не очень туго, так он лучше пружинит;
- ребёнка нужно уложить на мячик ножками в сторону к взрослому, а вокруг снаряда поставить игрушки, чтобы ребёнок мог их видеть;
- кроху можно легонько раскачивать на мяче поддерживая за поясницу и читая стишки, чтобы успокоить малыша и добиться большего расслабления;
- упражнения на сгибание следует выполнять при движении фитбола «к себе», разгибательные – «от себя»;
- можно поэкспериментировать с амплитудой: для увеличения нагрузки следует раскачивать мяч сильнее, для уменьшения – слабее;
- в процессе занятий нужно все время разговаривать с малышом. Для ритмичности можно включать музыку.
Длительность упражнений – 30 мин в день, пока карапуз не научится ползать. Заниматься на мяче можно в любое время суток, главное, чтобы у малыша после гимнастики была возможность поспать.
Примеры упражнений на фитболе для грудничков
Упражнения следует проводить на сытый желудок: когда младенец проснётся, его нужно покормить, но не плотно, чтобы ребёнок снова не уснул. Затем провести занятия на мяче, а после докормить и дать младенцу выспаться. Приступать к гимнастике следует, если у ребёнка хорошее настроение.
Когда малыш капризничает, занятия лучше прекратить. При выполнении упражнений взрослые должны стоять перед мячом (сидеть на стуле или диване нельзя) постоянно контролируя ситуацию, обеспечивая крохе максимальный комфорт и безопасность.
Советы специалистов
Полгода — время, когда у ребёнка становятся заметны первые проявления темперамента. Психологи советуют развивать способности крохи, учитывая этот момент.
Приобретение новых навыков напрямую связано с нервно-психическим развитием ребёнка. Спокойный малыш может наблюдать за окружающим его миром сидя в коляске, подолгу изучать свои руки, рассматривать игрушки.
Активный ребёнок мобилен он пытается встать, дотянуться до всего, что заинтересовало его внимание.
Такие детки не любят сидеть, им нужно подвигаться, и не стоит ограничивать это желание.
Главный совет специалистов: бодрствование малыша в 6 месяцев должно проходить рядом с мамой или другими близкими людьми. Тогда ребёнок будет спокоен и направит всю свою энергию на освоение новых знаний.
Видео по теме
Как заниматься с ребенком в 6 месяцев:
Правильное развитие шестимесячного младенца невозможно без внимания и поддержки взрослых. Малыш пока не понимает, что такое опасность и на любое ограничение реагирует плачем и криком. Не стоит ругать ребёнка за это, нужно просто отвлечь его внимание яркой игрушкой или интересным рассказом. И, конечно, нельзя оставлять кроху без присмотра ни минуты.
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/kak-v-6-mesyacev.html
Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)
2016-01-25
Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.
Ладно, не буду отступать от темы, про конструкторы подробно я писала здесь. Вернусь к тому, во что еще можно поиграть с ребенком 1,5 лет. Все представленные в этой статье игры и развивающие игрушки не новы, о них я уже писала ранее, здесь же они собраны в виде короткого конспекта, в который удобно заглянуть при необходимости. Чтобы прочитать подробнее об игре, нажимайте на ссылку.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей 1,5 лет:
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: My-shop, KoroBoom
- Собираем пазлы из 2-6 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
- Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
- Играем в магнитную рыбалку;
- Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Уже знакомые игры:
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
- Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
- Просеиваем крупу через ситечко;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
- Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
- Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
- Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
- Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Примеры полезных в этом деле игрушек:
- Развивающий коврик своими руками
- Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
- Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
3. Рисование
4. Аппликация
5.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
6.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
7. Первые уроки
- Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
8.Первые сюжетные игры
9. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
10.Двигательная активность
- Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики;
- Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
- Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
11.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
На этом все.
О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!
Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-i-zanyatiya-dlya-detej-15-goda-1-god-9-mes-podrobnyj-plan-konspekt.html
Какие нужны игры для 6-месячного ребенка
Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.
Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.
Важность игр с малышом
Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».
Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью — без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже.
Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры — самый лучший способ сделать это.
Играть с малышом — это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.
Игры для детей 6-ти месяцев
Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей — научить его разнообразным действиям.
Для мелкой моторики
Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.
Игра с пирамидкой с крупными кольцами
Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку — колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его.
Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки.
Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.
Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку — игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.
Контейнер с игрушками
Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка.
Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно.
Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.
Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.
Мячики (шарики) в стаканчике
Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами).
Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик.
Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.
Мячики в стаканчике и ложка
Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.
Для крупной моторики
Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.
Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.
Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.
Для обучения ползанию
10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев — самое время этому учиться.
«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним — его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться.
Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца — он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя.
Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.
В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.
Для тактильных ощущений
Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!).
Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу — перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги.
Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.
Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры — перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.
Для развития речи
Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы — говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией.
Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?».
Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.
Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова.
На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам.
Ручки разводим и сводим — так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.
Детский сенсорный коврик для общего развития
Развивающие коврики представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко.
Обычно к коврику прилагается до 20 предметов — животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу.
6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.
Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.
Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.
Как понять, когда усложнять забаву?
Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.
Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.
Полезные советы: как играть с ребенком
Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?
Советуем почитать:Как влияет классическая музыка на младенцев?
- Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода — дольше.
- Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
- Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
- Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
- Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
- Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
- С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие — вечером.
Результаты
Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:
- Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
- 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
- Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.
Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!
Источник: https://floragaz.ru/prochee/kakie-nuzhny-igry-6-mesyachnogo-rebenka
Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- игры для развития
Пять-шесть месяцев – возраст, когда малыш уже совсем не похож на того беспомощного кроху, которым был в первые месяцы жизни. Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.
Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?
Физическое развитие
К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.
Развитие мелкой моторики и координации
Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.
Развитие зрительного восприятия и внимания
Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.
Развитие слуха и речи
Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.
Семь игр для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?
2 игры для физического развития
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки.
Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти.
Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
2 игры на развитие мелкой моторики
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание.
Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными.
Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
Игра на развитие зрительного восприятия
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом.
Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку.
Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на коробке.
2 игры на развитие речи
Пальчиковые игры
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.
«Ладушки»
- Цель игры: повторение отдельных слогов
- Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:
- — Ладушки, вы – ладушки Где были?
— У бабушки!…
Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.
Какая вы мама? Узнать
Екатерина Кушнир
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/razvivayushchie-igry-chem-zanyat-krokhu-v-5-6-mesyatsev/
Развитие ребёнка от 5 до 6 месяцев
На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
Физическое развитие
За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650–700 граммов, а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5–2 сантиметра. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть руку к игрушке. Малыш норовит ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину.
Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре — в детском креслице или в подушках. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними.
Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами.
Думаете, что крохе еще рано ползать?
Давайте попробуем научить его этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите на коврик одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончики пальцев малыша чуть касались одной из них. Сядьте на пол напротив и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки. Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется к ней или схватит ее.
Облегчите работу крохе! Положите его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену, когда он начнет «барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки.
Может быть, не с первой попытки, но успех обеспечен! Или подставьте к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке.
Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!
Психическое развитие
Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками.
У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости.
Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого — начинает активнее лепетать.
Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.
У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают.
Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды — звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука.
Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5–3 метров.
Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба», «ма—ма-ма » и т. д.
Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?
Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом).
Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже.
Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т. п.
Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов и захватывать их рукой. Он совершенствует хватательные движения и координацию рук. Повесьте перед малышом на шнурке игрушки разного размера на таком расстоянии, чтобы он мог до них дотянуться.
Не вешайте их слишком далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться и достать их, у него пропадет к ним интерес. Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку, небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш будет учиться перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать игрушкой или бросать ее перед собой.
Положите перед ним несколько игрушек, чтобы маленький учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно. Не забывайте хвалить кроху за успехи!
Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время.
Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую).
Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!
Малыш продолжает исследовать окружающие предметы
Он не только слушает звуки и смотрит вокруг. Особенно ему нравится тянуть все предметы в рот. Пока его рот — это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их.
Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот.
А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные).
Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи.
В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать пальчики малыша медом и подвести их ко рту, если он сам не тянет их в рот.
В другой раз можно намазать их вареньем или кислым лимоном.
Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т. д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой — соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша.
Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т. п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr5