Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенка

Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание.

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой.

И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей. Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников

Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального.

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенка

Групповым формам работы в рамках социально-коммуникативного развития уделяется особое внимание

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Миссия социально-коммуникативного развития в ДОУ установлена Федеральным государственным образовательным стандартом и состоит в:

  • оказании содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;
  • создании условий для взаимодействия малыша и других людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечении базы для повышения уровня самостоятельности, касающейся саморегуляции, а также целенаправленности поступков;
  • накоплении интеллектуального и чувственного содержания личности (развитие способности сопереживать, быть общительным, отзывчивым);
  • формировании навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе;
  • воспитании уважительного, трепетного отношения к семье, друзьям и Родине.

Задачи

Достижение поставленных целей возможно при проведении систематической работы по реализации ряда задач:

  • Развитие речи. В первой и второй младших группах главными задачами педагога является развитие мелкой моторики, формирование звуковой культуры, то есть своевременного освоения малышами звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а также обогащение пассивного и наполнение активного словаря младшего дошкольника. В средней группе акцент смещается на создание условий для развития связной речи, то есть усвоение норм построения предложений через рассказывание историй (по картинкам, например). В старшей и подготовительной группах основной упор делается на формирование умения выстраивать диалог с товарищем или взрослым, логично составлять монологические высказывания.
  • Побуждение к разным видам активности: играм, труду. В первой младшей группе, например, ребята играют сами с собой или тет-а-тет с игрушками (куклами, пазлами, пирамидками), зато во второй младшей и средней дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, подвижные игры). В подготовительной группе ребята уже имеют чёткие предпочтения относительно того или иного вида деятельности и, найдя единомышленников, осознанно объединяются с ними для той или иной деятельности. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветы в группе, заполняют календарь природы и т. д., часть малышей, умеющих читать, устраивают читки вслух, а любители спорта играют в мяч.Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенкаПедагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях
  • Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы педагог минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идёт на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как педагог напомнит это сделать, например.
  • Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
  • Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
  • Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
  • Приучать к вежливому общению.
  • Воспитывать уважение к старшим.

Содержанием понятия «социально-коммуникативное развитие» определены факторы, влияющие на формирование подрастающей личности:

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенка

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь.

Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова.

Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе.

Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых.

Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Рекламное сообщениеСоциально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: как организовать общение ребенка

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

  • . Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
  • – утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
  • – читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
  • – день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
  • · Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.
  1. Педагоги могут привести много таких примеров.
  2. Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
  3. Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры.

 Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.).

Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

  • Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
  • Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.
  • С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Читайте также:  Витамины без красителей и консервантов для детей: как подобрать безопасный комплекс

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой.

Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.

В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

  1. Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности
  2. Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.
  3. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности.

Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата.

Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Источник: https://mirdoshkolyat.ru/razvitie/komm-licn/socialno-kommunikativnoe-razvitie

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Оно помогает им войти в общество. Также позволяет общаться с окружающими.

Что такое

Социально коммуникативное развитие, это процесс развития у дошкольников навыков общения с окружающими людьми (знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций). Это определение является весьма условным, т.к. многие авторы формулируют его по-своему.

Развитие детей важно с раннего возраста

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Со сверстниками им бывает трудно:

  • установить контакт;
  • включиться в игру;
  • распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.

Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.

Разрешение конфликтов, тоже развитие

Задачи

Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:

  • привитие им навыков общения;
  • знакомство их с традициями российской семьи;
  • усвоение правил поведения в обществе;
  • направление их на позитивное общение.

Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:

  • Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
  • Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
  • Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
  • Освоение норм, существующих в обществе.
  • Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.

Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.

Значение

Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.

К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.

Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:

  • он начинает испытывать трудности в общении;
  • не может влиться в коллектив;
  • не умеет работать в команде;
  • не способен правильно выражать свои эмоции;
  • не может сопереживать.

Необходимо прививать уважение к старшим

Диагностика

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.

К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.

Как провести занятие по социально-коммуникативному развитию в младшей группе?

Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.

  • Тема: «На День Рождения к зайчику».
  • Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.
  • Оборудование:
  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  • запись песни;
  • игрушка-машина;
  • игрушка-зайчик;
  • игрушка-подарок.

Поход в гости с ребенком развивает навык общения

Ход (занятие начинается с прослушивания песни «Голубой вагон» и небольшой физкультминутки):

  1. «Ребята, день рождения, это что за день такой? Это день, в который именинник появился на свет».
  2. «День рождения бывает каждый год. Что принято делать, когда у человека день рождения? Поздравлять, желать здоровья, счастья и многого другого, дарить подарки, ходить в гости».
  3. «Давайте сегодня представим, что у этого зайчика День рождения, и он позвал вас всех к себе в гости! Зайчик определил время для нашего прихода (пять часов вечера). К этому времени нам нужно добраться к нему домой».
  4. «Что нам нужно взять с собой? Подарок. Давайте вместе приготовим его, чтобы поздравить зайчика и сделать ему приятно. Оденемся нарядно, приведём себя в порядок и нарядные поедем».
  5. «Добираться мы с вами будем на такси. Когда мы приедем к имениннику, то мы сначала поздороваемся с ним, а потом поздравим».
  6. «Подарок можно вручить сразу, а можно немного позже».
  7. «Расскажите, как вы будете здороваться и поздравлять зайку. Правильно. Здравствуй, зайка! Ещё можно поприветствовать словами: привет и добрый день. Или доброе утро и добрый вечер, если бы вы пришли утром или вечером».
  8. «Какие слова для поздравления можно сказать? Поздравляю с днём рождения, желаю тебе счастья, много сладкой и сочной морковки, зеленой травы. Желаю здоровья и больше радости в жизни».
  9. «После поздравлений, именинник пригласит вас к столу на праздничный обед или просто чаепитие. Знаете ли вы правила поведения за столом? Жевать нужно с закрытым ртом, не чавкая, пить чай, не прихлебывая громко на весь стол, если нужно что-то попросить, то не забудьте добавить „пожалуйста“, а потом сказать „спасибо“. И, конечно же, уходя, попрощайтесь с именинником и оставшимися гостями».
  10. «Любите ли вы свой день рождения? Какие подарки вы уже получали, а о каком подарке мечтаете? Давайте сейчас возьмём цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры и изобразим самый заветный подарок, о котором вы мечтаете».

  Тематическая неделя «Профессии» в средней группе

Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Дети 4-5 лет способны оценивать свои и поступки окружающих. Для них полезно будет занятие на тему: «Хорошие и плохие дела».

Цель: научить детей оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • доска мультимедийная;
  • музыкальные колонки;
  • запись мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»;
  • комплект чёрных и белых шариков.

Оценивать свои поступки необходимо правильно

Ход (занятие начинается с просмотра мультфильма о Чебурашке и разборе поступков главных героев (Чебурашки, Крокодила Гены и Старухи Шапокляк)):

  • «Ребята, какой детский поступок можно назвать хорошим? Тот, который принёс кому-то добро».
  • «Можно помочь маме с уборкой, сходить с папой за продуктами, покормить птиц зимой, помочь бабушке перейти дорогу. После такого поступка настроение поднимается, становится легко и радостно».
  • «А плохое дело, это какое дело? Когда вы обманули доверие близкого человека, солгали, обидели, не послушались. После такого дела настроения нет, стыдно и не хочется играть. Бывает, что плохой поступок мы совершаем умышленно, т.е. специально, а бывает, что огорчаем кого-то случайно».
  • «В любом случае, извиниться никогда не стыдно. Главное сделать это искренне, от всей души. Человек, которого вы обидели, может не сразу вас простить. Это нормально, ведь ему было очень неприятно».
  • «А теперь давайте поиграем в игру „Чёрное и белое“. Рассказывайте поочередно о своих поступках, а группа будет думать, хорошее это дело или не очень. За каждое дело, будете получать шарик чёрный или белый. А в конце посмотрим, у кого сколько шариков получилось. Кто начнёт первый».

Дети 5-6 лет уже довольно хорошо владеют коммуникативными навыками. Могут завязать знакомство с незнакомым человеком, поддержать беседу, умеют сопереживать и решать конфликтные ситуации.

К сведению! Им необходимо эти навыки совершенствовать.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

  1. Коммуникативная деятельность в старшей группе становится более разнообразной и многоуровневой.
  2. Тема: «Путешествие в страну Вежливости».
  3. Цель: дать новые и систематизировать имеющиеся знания о правилах поведения, этикета, принятых в обществе.

  Занятия ФЭМП в старших группах детских садов по ФГОС

Оборудование:

  • нарисованная карта страны Вежливости с отмеченными станциями: городами, деревнями, реками и морями;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • презентация;
  • проект;
  • музыкальные колонки;
  • запись мультфильма про поросёнка Фунтика;
  • мольберты;
  • краски;
  • кисти;
  • емкости для воды;
  • бумага.

Занятие начинается с просмотра мультфильма про поросёнка Фунтика и разбора поведения героев. Особое внимание уделяется понятию доброта.

Читайте также:  Особенности воспитания детей с зпр: как заниматься с ребенком

Далее воспитатель совместно с ребятами кидает кубики и, в зависимости от выпавшего числа, попадает на станцию: «Деревня приветствия», «Город поздравлений», «Река прощания», «Море поддержки», «Лес правды», «Гора детская дружба». На каждой станции воспитатель ведёт диалог с детьми, даёт задания.

Второй блок занятия заключается в задании изобразить доброту.

Обратите внимание! Словесные игры в старшей группе также имеют важную роль.

Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе

  • Для детей 6-7 лет очень актуальна тема дружбы, в подготовительной группе уже хорошо понимают, каким должен быть друг, и чем ценна дружба.
  • Тема: «Дружба крепкая».
  • Оборудование:
  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  • запись песни «Дружба крепкая»;
  • мольберты;
  • пластилин;
  • цветная бумага;
  • клей;
  • краски;
  • бумага;
  • кисти;
  • ёмкости для воды.

Дружба развивает полезные навыки

Ход (в начале занятия педагог даёт послушать дошколятам песню «Дружба крепкая», а потом совместно с ними проводит разбор песни):

  1. «Ребята, какие качества дружбы и друга перечисляются в этой песне? Дружба какая? Крепкая, не заканчивается и не зависит от внешних обстоятельств, не боится проблем».
  2. «А как можно охарактеризовать друга? Друг, это человек, который всегда поддержит, не оставит в беде, не будет досаждать расспросами на неприятные для тебя темы».

Задание по этой теме будет заключаться в том, чтобы нарисовать, слепить или сделать аппликацию своего лучшего друга. А если лучшего друга пока нет, то изобразить его таким, каким хотелось бы его видеть. Потом каждый из ребят расскажет о качествах друга.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, т. к. они могут испытывать больше сложностей при общении и могут труднее воспринимать информацию. Для них используется специальная методика и устанавливается своя норма.

Малышам с ОВЗ уделяют особое внимание

Большую ценность на сегодняшний день представляет развитие в России инклюзивного образования.

Благодаря ему, дошкольники с ОВЗ имеют возможность посещать дошкольное образовательное учреждение, в котором с ними проводятся занятия по программе, разработанной с учетом индивидуальных особенностей.

В ДОУ такие малыши наконец-то получают возможность общаться со сверстниками, что напрямую влияет на улучшение их коммуникативных навыков.

Основные принципы успешного формирования коммуникативных навыков:

  • Минимальное количество игрушек, которые будут отвлекать детей от непосредственного общения друг с другом. При наличии большого числа ярких игрушек, дети, и так испытывающие трудности в установлении контакта с окружающими, будут погружаться в игру, меньше обращая внимание на сверстников.
  • Отсутствие оценивания малыша.
  • Запрет на соревновательные игры и состязания, т. к. они направлены на получение оценки от окружающих.

Детям дошкольного возраста, несмотря на наличие или отсутствие проблем со здоровьем, для социально-коммуникативного развития необходимо в первую очередь общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Задача родителей состоит в том, чтобы уделять должное внимание крохе и направлять его.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Сафина Татьяна Юрьевна
  • Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад № 51 «Радуга г. Альметьевска»
  • Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.

Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Анализируя ФГОС дошкольного образования, мы видим, что одним из ведущих направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие.

Процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника.

Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому первоочередная задача воспитателей – создание такой пространственной среды в группе, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей. Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Также поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы. Коллективное обсуждение самых разнообразных тем формирует культуру дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.

Среди различных видов деятельности игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий.

Для интенсивного развития коммуникативно-эмоциональной сферы ребенка систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.

Вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

Затем переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек, и к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок.

Театрализованная игра как способ обучения детей общению. Театрализованную игруможно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков.

Сотрудничество с семьей.

Важным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и детского сада. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Используются такие формы взаимодействия, как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, экскурсии, издание семейных газет, групповые и индивидуальные консультации для родителей, родительские конференции, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

  1. В результате поэтапной деятельности и целенаправленных усилий дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости.
  2. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы в будущем.
  3. Список использованной литературы.
  1. Адамьянц, Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение / Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН, 2005.
  2. Адамьянц, Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие / Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН. 2005.
  3. Акилина, М.И. Культурно-досуговые учреждения и семья: Методические материалы: В 2ч. / М.И. Акилина. – М.: РГБ, 1994.
  4. Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. – М., 1982.
  5. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН, 2003.
  6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: МГИК, 1994.
  7. Жаворонков, А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений / А.В. Жаворонков. – М., Вершина, 2007.
  8. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. – С-П., 1997.
  9. Кузин, Ф. Культура общения / Ф. Кузин. – М., 1996.
  10. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону, 1999.
  11. Козловский Я. А. Игра в рифмы / — М., 1982.
  12. Шмидт, Р. Искусство общения / Р. Шмидт. – М., 1992.

Размещено

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14778

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте фгос

Подробности

Суслова М.В., воспитатель ГБОУ Школа №283 СП №3 г. Москва, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи раскрывает значение коммуникативного развития детей дошкольного возраста, содержание психолого-педагогической работы различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных навыков, уделяет внимание взаимодействию между педагогами и родителями, которое позволяет комплексно решить данную проблему.

Ключевые слова:  коммуникативное развитие, дети дошкольного возраста, ФГОС.

Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает интересующие его сообщения, производит анализ полученной информации и планирует свою деятельность в социуме на базе этого анализа.

Социально-коммуникативное развитие детей — одна из важных проблем педагогики. Его актуальность возрастает в нынешних условиях, зависящих от особенностей социальной среды ребенка, в которой часто отсутствует воспитанность, доброта, доброжелательность, речевая культура во взаимоотношениях людей.

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются совокупностью требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в ДОУ, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Социально-коммуникативное развитие сориентировано на изучение норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Значит, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей переводится сегодня в ранг стратегического направления обновления российского образования, в частности и дошкольного.
Читайте также:  Адаптация ребенка в детском саду: советы опытного психолога для родителей

Особое внимание педагог ДОО должен уделять развитию у детей умения управлять своими эмоциями, осуществлению контроля, оценки своей деятельности и поведения, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника сориентированы на обогащение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде [1].

C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника. Это происходит при помощи «мира вокруг меня», семьи, родных и близких людей, истории родного края, отечества, Родины и всего мира в целом.

Следующей формой организации опыта ребенка становится «проживание» различных ситуаций. Сюда входит опыт анализа действительности и опыт своего отношения к данной действительности.

В дошкольном возрасте игра становится самым приоритетным методом обучения.

Мы рассматриваем особое значение игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.

Социально-психологические задачи характеризуются становлением самосознания личности, ее самоопределением в актуальной жизни и на перспективу, самореализацией и самоутверждением, имеющими в дошкольном детстве специфическое содержание и способы разрешения.

В этом возрасте самосознание рассматривается как достижение определенной меры самопознания и уровня самоуважения. Основу самооценки составляет умение сравнивать себя с другими людьми.

Дошкольники учатся строить взаимоотношения с окружающими, используя сотрудничество и взаимопонимание, они готовы принять привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться взвешивать свои действия и планировать деятельность.

В старшем дошкольном возрасте идет формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста характеризуется стремлением и способностью управлять собой, своими поступками. Становление произвольности представляет одну из базовых линий развития ребенка в дошкольном детстве по формированию личности.

Специфичностью дошкольного возраста является то, что коммуникативное развитие ребенка реализовывается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум.

Дошкольник сотрудничает с компетентными взрослыми людьми и, являясь членом общества, он подключается к системе человеческих отношений при помощи диалога личностей и ценностных установок.

[4] Освоить образцы и нормы поведения, найти правильные жизненные установки дошкольник может во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями. Взрослые могут открыть детям будущее, выступить посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, оказать им помочь в получении собственного опыта.

В нынешнем обществе ощущать себя уверенно могут только социально развитые личности, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.

Поэтому начиная с дошкольного возраста у детей нужно уделять большое внимание развитию коммуникативно-речевым умениям, самостоятельности мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, обучать умению становиться соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это будет закреплять ощущения «Я могу! Я знаю!», повышать самооценку, адаптивные возможности организма, стрессоустойчивость и позволит занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Задачи социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО следующие:

1. Создавать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Формировать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Вырабатывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками [3].

  1. Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
  2. — использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
  3. — реализация общеобразовательной программы;
  4. — обогащение предметно-пространственной среды.
  5. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
  6. — насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
  7. — трансформируемости (возможность изменений психолого-педагогической службы в зависимости от образовательной ситуации);
  8. — полифункциональности (возможность разнообразного использования);
  9. — вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
  10. — доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
  11. — безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
  12. Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
  13. Так, например, можно использовать такие Центры активности как:
  14. — Центр сюжетно-ролевых игр.
  15. — Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).
  16. Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Общение – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Немаловажным также является и работа с семьей воспитанника, так как проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье.

Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребенка.

Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

  1. В основу взаимодействия с семьей по данной проблеме заложены следующие принципы:
  2. — партнерство родителей и педагогов;
  3. — единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
  4. — помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
  5. — знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  6. — постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. [2]
  7. Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
  8. — изучение семьи;
  9. — привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  10. — изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  11. — просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  12. — работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.

Непрерывная работа по всем направлениям способствует социально-коммуникативном у развитию каждого ребенка.

Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

В заключении хочу отметить, что главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогом является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Воспитателю доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

Список литературы:

  1. Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС – Самсон, С. 46-56
  2. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение, Выпуск № 1, 2011 г. С. 209-212

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/10-03-2016/1258-ispolzovanie-didakticheskikh-igr-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole-2

Ссылка на основную публикацию