Речевое развитие детей дошкольного возраста: когда нужна помощь логопеда

Человек — это социальное существо, которое нуждается в общении. Чтобы полноценно общаться с другими людьми, человеку просто необходимо освоить речевые навыки, жесты, мимику, с помощью которых он сможет передавать

информацию и эмоции собеседникам.

Нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста овладевает речью в первые несколько лет после рождения, после чего продолжает ее совершенствовать, пополняя активный лексикон новыми словами.

Для ребенка дошкольного возраста задача выражать собственные мысли вслух является одной из самых главных, ведь только так он сможет усвоить все грани и богатства родного языка.

Большинство детей справляются с этой задачей задолго до поступления в школу.

Основная речевая база закладывается в период среднего дошкольного возраста. Далее, по мере взросления, именно на этой базе малыш будет строить общение в социуме.

Речевое развитие — это совершенно удивительное явление, имеющее прямую связь с развитием малыша. Чтобы оно протекало размеренно и не давало сбоев, взрослые должны оказывать поддержку дошкольнику, направляя его и прививая ему навыки общения.

Как происходит процесс развития речи у дошкольников?

В дошкольном возрасте речевое развитие — это многоэтапный и длительный процесс. Речь необходима малышу уже в этом возрасте не только для

налаживания коммуникативных связей, но и для развития ассоциативного мышления и просто знакомства с внешним миром.

Первые уроки общения малыш извлекает из общения между взрослыми, которые его окружают. Он внимательно слушает их речь, обращает внимание на интонации и все запоминает. В природе маленького человека заложено подражать, поэтому для дошкольника копировать поведение, манеры и, конечно, речь взрослых из его окружения вполне нормально.

Психологи утверждают, что дети, которые в первые годы жизни были лишены общения в социуме, неспособны адаптироваться в нем впоследствии. Их речевое развитие значительно уступает развитию вовремя социально адаптированных детей.

Этот факт подтвержден так называемыми детьми-маугли, которые по каким-то причинам были совершенно изъяты из социума в дошкольном возрасте. Такие дети не просто дикие – у них заметно отстает, а в некоторых случаях практически отсутствует

речевое развитие, и, что самое главное, их шансы на адаптацию в окружающем мире ничтожно малы.

Из всего этого можно сделать вывод, что развитие речи именно в дошкольном возрасте — это важный процесс, который родители не должны пускать на самотек.

От того, насколько хорошо и правильно дети овладеют речью, будет зависеть их дальнейшее развитие, успех, будущее.

Речевое развитие детей в дошкольном возрасте условно делится на несколько этапов, каждый из которых имеет свои нюансы, связанные с возрастом и развитием ребенка. Подробнее об этом ниже.

Как развивается речь до года?

Казалось бы, о каком развитии речи можно говорить, когда ребенку нет еще года? На самом деле процесс уже запущен и его нужно держать под контролем. В возрасте до года первое, что научится делать малыш, это различать речь окружающих. Уже в первый месяц он внимательно смотрит на взрослых, вслушивается в их

речь. Совсем немного времени понадобится крохе, чтобы научиться отличать не только голоса, но и интонации, которые их окрашивают.

Родители должны понимать, что до года малыш должен слышать вокруг себя исключительно мягкую, тихую, позитивную речь, включая потешки, песенки, скороговорки и стихи.

Регулярное общение с малышом стимулирует его речевое развитие.

Очень скоро, еще до года, он значительно пополнит свой пассивный словарный запас, что можно будет проверить, называя предметы и имена близких и отслеживая взгляд крохи, который будет на них указывать.

Около полугода малыш начинает произносить первые слова, которые пока классифицируют как лепет. Кроха будет четко знать, что у него есть имя, и откликаться на него. Он с удовольствием поддержит инициативу взрослых поиграть в ладушки, «Сороку-ворону» и другие пальчиковые игры, вслушиваясь в их речь. Во время таких игр кроха не только развивает мелкую моторику,

положительно влияющую на речевое развитие, но и учится воспринимать рифмованную речь, что доставляет ему немало удовольствия.

Примерно к 9-10 месяцам малыш уже отчетливо начинает произносить первые слова, среди которых основные — это «мама», «баба», «папа», «дай» и подобные. Кроха слушает музыку и пробует подпевать, знает значения многих слов, в том числе и запретов.  Продолжает пополняться словарный запас крохи – он запоминает уже отдельные слова из стишков и потешек.

Первые речевые навыки — особенности процесса

В младшем дошкольном возрасте, примерно от года и до трех, ребенок начинает осваивать первые речевые навыки, пытается не только понять окружающих, но и научиться говорить самостоятельно.

До полутора лет в словарном запасе малыша, кроме простых односложных, других слов практически нет.

Кроха продолжает активно наблюдать за взрослыми, вслушиваясь в их речь, поэтому родителям очень важно уделять

ему внимание, объясняя собственные действия, описывая все, что происходит вокруг.

Речевое развитие малыша в этом возрасте отличается умением обобщать.

Имея какое-то одно слово в словаре, малыш пытается его использовать для обозначения целого ряда предметов и явлений, которые, по его мнению, имеют между собой нечто общее.

В некоторых случаях слово может быть заменено на отдельный ударный слог. Это вполне нормально, ведь в младшем дошкольном возрасте ребенок только учится правильно произносить слова.

Так как кроха перенимает речь от взрослых, в период его речевого становления вам нужно внимательно следить за собственной речью, сопровождая ее мимикой, делая акцент на четкую артикуляцию. С малышом можно работать над развитием речи, используя картинки, показывая ему на окружающие предметы, животных, насекомых на прогулке, четко произнося их названия.

Начиная с двух лет дети отлично различают интонации. Именно поэтому в этот период нужно

начинать читать крохе – выразительно и эмоционально, изображая голоса главных героев сказок и стихов.

После двух лет, ближе к окончанию периода младшего дошкольного возраста, в речи детей появляются простые предложения из нескольких слов. Малыши начинают мыслить связно, согласовывать между собой слова, учитывая их род и число на интуитивном уровне. Таким образом кроха переходит к следующему этапу освоения речи в среднем дошкольном возрасте.

Несколько слов о детском словотворчестве

Интересное явление в процессе развития речи ребенка в дошкольном возрасте — это так называемое словотворчество. Обычно дети в возрасте от двух до пяти лет, используя весь тот словарный запас, который у них имеется, с удовольствием пытаются придумать новые слова, изобретая собственный детский язык. Это совсем не случайно. На самом деле появляющиеся неологизмы — продукт осмысливания и

перераспределения частей слов с учетом грамматического строя родного языка. Так, например, обычные сухарики малыши могут обозвать «кусариками», образовав слово от глагола «кусать», и так далее.

Нужно понимать, что каждый день ребенок сталкивается с огромным количеством не только новых слов, но и их значений и форм. Это необъятный поток информации, но малыш отлично ориентируется в ней, группирует, классифицирует, переиначивает, подстраивает под себя, и это нормальный процесс развития речи.

Речь ребенка в среднем дошкольном возрасте развивается быстро и легко, не требуя от него специальных усилий.

О развитии речи старших дошкольников: подготовка к школе

В старшем дошкольном возрасте ребенок совершенствует навыки овладения грамматическими формами. В этом возрасте его задача — не только создавать собственную речь, но и развить ее настолько, чтобы она была максимально схожей с речью взрослых, стала грамотной и связной.

Именно в старшем дошкольном возрасте

ребенок начинает изучать письменную речь. Если раньше цифры и буквы он считал понятием абстрактным и недостойным внимания, то теперь он понимает, что письменная речь тесно связана с устной речью. Нужно понимать, что письмо и чтение как психофизиологические процессы тесно связаны с речью детей старшего дошкольного возраста.

Читать малыши учатся, как правило, быстрее, чем писать. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте — это умение воспринимать звуковой состав написанного слова с пониманием соотношения звуков и букв.

Обычно дети легко справляются с этим, если у них в достаточной мере развиты память и внимание.

Именно поэтому в процессе подготовки малыша старшего дошкольного возраста к чтению необходимо уделить внимание развитию его мышления и воображения.

Помощь логопеда: когда нужно обращаться?

За помощью или хотя бы консультацией логопеда нужно обращаться в случае очевидных нарушений в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Так, если крохе уже около трех лет, но он так и не начал говорить, в его словарном запасе несколько слов и он не пытается строить фразы, то самое

  • время обратиться за консультацией к психологу, логопеду и невропатологу, которые смогут сделать заключение о состоянии здоровья ребенка.
  • Задержка речевого развития может быть спровоцирована индивидуальными особенностями малыша, слабым слухом, психическим расстройством и так далее.
  • Если ребенок вдруг начал заикаться, то необходимо также как можно раньше показать его невропатологу и логопеду, которые помогут на ранних сроках подобрать эффективную корректирующую методику работы с дошкольником.

Стоит ли начинать беспокоиться ранее двух с половиной лет? На самом деле стоит, но лишь в определенных случаях. К ним относятся следующие ситуации:

  • ребенок в возрасте 1,5-2 лет не понимает (или делает вид, что не понимает) простых

    просьб и инструкций;

  • в два года малыш сильно отличается от сверстников, в первую очередь отсутствием интереса к играм и игрушкам, стереотипностью мышления, отсутствием понимания того, как выполнять простые действия с кубиками или пирамидкой;
  • если беременность или роды протекали с серьезными осложнениями, которые могут стать причиной отставания ребенка в психологическом и речевом развитии.

Что учитывает оценка логопеда?

На осмотре у логопеда будет проанализирована речь ребенка дошкольного возраста на предмет ее понятности, доступности, разнообразия и правильности. Кроме того, врач проверит строение артикуляционного аппарата, особенности зрительного и слухового восприятия малыша, обозначит для себя степень соответствия его общего развития нормам.

Часто бывает так, что для постановки диагноза понадобится несколько раз побывать с ребенком у логопеда, чтобы малыш смог побороть первый страх и неуверенность и

раскрыться перед специалистом. Только в этом случае врач сможет составить полную картину состояния речи.

В случае, когда понимание речи детьми дошкольного возраста отвечает возрастной норме (они знают названия большей части предметов и готовы это демонстрировать, понимают вопросы специалиста и дают на них ответы), не выявлены нарушения в работе артикуляционного аппарата, а общее развитие соответствует норме, то говорят о так называемом благоприятном варианте задержки речевого развития.

В этом случае все дело в индивидуальных особенностях малыша, который молчит по собственному желанию и обязательно догонит других детей спустя год-полтора.  Родителям таких детей специалист порекомендует интересные упражнения и игры, которые помогут стимулировать речь дошкольника.

  1. Если же в процессе обследования будет обнаружено несоответствие развития возрастным нормам с невысокой степенью понимания речи или нарушение строения артикуляционного аппарата, то ребенку назначат полное обследование с последующим курсом лечения.
  2. Своевременная корректировка процесса развития речи после диагностики нарушений наладит речевое развитие детей дошкольного возраста, поможет предотвратить дальнейшие сбои в развитии и улучшить их адаптацию в социуме.
  3. Источник

Источник: https://snovenie.ru/rechevoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-kogda-nyjna-pomosh-logopeda.html

Главные вопросы логопеду: когда ребёнок должен начать говорить и как понять, что ему нужна помощь

Родители постоянно задаются вопросами о речевом развитии ребёнка. Почему в три года он молчит, нужно ли учить его читать как можно раньше, обязательно ли выговаривать звук «Р»? Учитель-логопед высшей категории в школе № 45 имени Л. И. Мильграма Нина Половнева объясняет, в каких случаях действительно нужно обратиться к специалисту и как записаться в логопедическую группу.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чем занимаются логопеды, кроме постановки звуков?

За последние 8-10 лет работы у логопедов ощутимо прибавилось. Если раньше «речевым» (с нарушениями речевого развития) ребёнком в среднем был каждый четвёртый, то сегодня редко удаётся встретить хотя бы одного дошкольника, который бы соответствовал установленным нормам. Дело не только в пресловутых «р» и «л». Работа логопеда состоит в увеличении словарного запаса, отработке лексики, освоении грамматических категорий. Мы тренируем зрительную память и способность анализировать информацию, чтобы затем грамотно её излагать. Для разного возраста логопед решает свои задачи, но все они связаны между собой.

  • Если в детском саду ребёнку так и не поставили звук «с», и вместо «санки» он произносит «шанки», то в первом классе, скорее всего, он будет ошибаться и на письме.
  • Если в дошкольном возрасте ребёнку не даётся связный рассказ-монолог по картинке, то в школе не избежать трудностей с сочинениями по литературе
  • Ведь способность структурировать мысли и переходить от общего к частному закладывается ещё на логопедических занятиях в детском саду.

Если не научить ребёнка видеть на картинке центр, передний и задний планы — то он будет выхватывать небольшую деталь («птичка летит!»), упуская остальные. Впоследствии это может привести к сложностям в анализе текста и даже собственных рассуждений.

Как развивается речь ребёнка от года до семи лет?

Когда мы говорим о том, что ребёнок должен или не должен уметь в том или ином возрасте, то ориентируемся на понятие «нормы», которое так часто повергает современных родителей в беспокойство. С одной стороны, их страх, что ребёнок не впишется в установленные рамки нормального развития, оправдан. Именно норма определяет, готов ли ребёнок к школе и его дальнейшие успехи. Но само понятие нормы довольно размыто, а исключения из неё встречаются довольно часто.

У каждого есть история про знакомого ребёнка, который не говорил до трёх лет, а затем выпалил целое предложение за ужином, испугав всю семью и невероятно осчастливив маму.

Речевое развитие очень индивидуально, и до трёх лет мы всегда даём ребёнку время разговориться. Если, конечно, у него в порядке артикуляционный аппарат и задержка речевого развития — не следствие других заболеваний и травм.

Речь здорового ребёнка должна развиваться с учётом таких этапов (плюс-минус полгода для каждого указанного возраста)

  • 1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
  • 2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания «дай китю», «хочу игрушку», «киса сидит».
  • 3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
  • 4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
  • 5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
  • 6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке — к первому классу как раз пригодится.
  • 7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.

Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.

Как понять, что ребёнку нужен логопед?

Я всегда говорю родителям, что логопедические дефекты нужно по максимуму исправить до первого класса, потому что в школе у них и так будет достаточно приключений. Есть, конечно, и такие дети, которым искажённый звук «р» никак не мешает учиться. Они не испытывают трудностей с написанием слов и их речь понятна собеседникам. В таком случае правильная постановка звука — вопрос вкуса и всегда остаётся на усмотрение самих родителей и детей. Но в большинстве случаев важно вовремя заметить дефект и обратиться к логопеду чем раньше, тем лучше.

Обратиться к логопеду в дошкольном возрасте стоит, если:

  • В раннем детстве ребёнок не произносит звуков, не гулит, не начинает разговаривать до трёх лет. Многие дети пропускают период гуления, но показаться логопеду не будет лишним — хотя бы чтобы убедиться, что всё в порядке с артикуляционным аппаратом.
  • Словарный запас ребёнка с годами не пополняется или расширяется очень медленно.
  • Дошкольник испытывает трудности с запоминанием вида букв.
  • Плохо или неправильно произносит звуки, их сочетания или не произносит некоторые из них.
  • С трудом выполняет задания «найди четвёртый лишний», сложно обобщает ряд слов одной категории (не может ответить на вопрос «малина, клубника, смородина — что это?»).
  • Заикается.
  • К пяти годам не начинает «сливать» буквы в слоги, хотя знает, как они произносятся по отдельности.

Когда ребёнок приходит к логопеду в детском саду или в школе, логопед обязательно общается с родителями, смотрит его медицинскую карту и проводит собственное обследование. В первую очередь, чтобы определить характер нарушений и возможные причины этих проблем.

Часто речевые дефекты связаны с тем, что детей просто не научили, например, правильно произносить определённые звуки или делать их слияние. Тогда мы ставим их, отрабатываем и отпускаем.

К сожалению, в детских садах и школах у логопедов нет возможности проследить, чтобы каждый ребёнок ещё и вводил в свою речь отработанный звук. Часто бывает, что дети ленятся произносить правильно, даже если научились, ведь родители и так их понимают. Поэтому здесь важно помнить, что отработка звука должна продолжаться и дома.

Другие речевые дефекты могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами. К внешним относятся и речевая среда, в которой растёт ребёнок, и питание, и экология, и челюстно-лицевые травмы. К внутренним — генетическая предрасположенность (строение артикуляционного аппарата может передаваться по наследству), родовые травмы, неблагополучное протекание беременности матери.

Если ребёнок не произносит некоторые звуки, скажем, из-за короткой уздечки языка или неповоротливого языка, ему назначают логопедический массаж.

Массаж — не самое приятное ощущение, но всё же лучше, чем разрезать уздечку

В случае операции всё равно нужно долго работать с ребёнком, прежде чем появится нужный звук. Так что её эффективность под большим вопросом.

Иногда нарушение речевого развития носит вторичный характер. Например, при задержке психического развития, умственной отсталости, черепно-мозговых травмах. В этом случае необходимо подключать дефектолога, который занимается коррекцией физического и психического развития.

К сожалению, часто родители до такой степени боятся проблем собственного ребёнка, что просто отказываются признаться в них самим себе и не слышат рекомендаций специалистов.

Бывает, что у ребёнка все признаки задержки психического развития, но мама не хочет в это верить. Соответственно, она не предпринимает нужных шагов, чтобы вовремя взять ситуацию под контроль.

Чем раньше проблема обнаружится, тем больше шансов эффективно с ней работать.

Как сами родители могут помочь ребёнку?

Разговаривайте с ребёнком. Всегда. С самого раннего детства. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, общайтесь с ним, вовлекайте в диалог. «Сейчас мы пойдём на кухню готовить обед», «Смотри, какая на улице метель», «Кто это к нам пришёл?» и прочее. Только ни в коем случае не сюсюкайтесь словами «ктё этё у нас туть ти мой харёсий».

С самого рождения ребёнку нужно создавать грамотную и чистую речевую среду

Если он так и не начал разговаривать, а возраст уже подошёл, отлично работает идея с семейным альбомом. Создайте альбом или тетрадь с фотографиями родных и близких родственников — тех, которых ребёнок хорошо знает и любит.

Можно вместе с ним этот альбом рассматривать, показывать на людей на фотографии и называть их. А через некоторое время просить показать: «А где же у нас тётя Люба? Что-то я не найду!». Если ребёнок начнёт искать и показывать — полдела сделано.

Он пошёл на контакт, пусть пока и молча.

Дальше попробуйте усложнять: «Так, а кто это у нас здесь? Совсем забыла!». Ребёнок может начать издавать звуки — радостные, разочарованные (если тётю Любу назвать бабой Машей), говорить «О!» или пытаться сказать имя. Любой звук здесь будет победой — ведь это значит, что артикуляционный аппарат начинает работать. Постепенно звуки будут усложняться.

Если ребёнок плохо запоминает буквы: никак не может показать в алфавите «Н» или путает положение средней палочки в «И», значит, ему нужно развивать зрительную память. Здесь подойдут любые упражнения и игры на запоминание — «найти пять отличий», «что изменилось на картинке».

Но самые эффективные — тактильные упражнения. Например, пока готовите обед, предложите ребёнку выложить «проблемную» букву гречкой, слепить её из пластилина, разложить на полу верёвочками или чем ему захочется.

Пусть информация поступает через разные источники — это отлично работает.

Разрабатывайте мелкую моторику. Доказано, что именно она активизирует части мозга, ответственные за развитие речи и письма. Дети, которые хорошо рисуют, прорисовывают мелкие детали, уверенно держат карандаш в руке, показывают стабильные успехи в речевом развитии. Поэтому не упускайте случая попросить ребёнка поднять с пола мелкие детали, нанизывать бусинки, собрать конструктор и прочее.

Не обсуждайте при нём с другими людьми его речевые проблемы. Иногда кажется, что ребёнок занят своими делами и ничего не слышит, а если и слышит, то мало что понимает. Это совсем не так.

Если родители будут тяжело вздыхать, мол, «а наш-то никак не заговорит» или многозначительно переглядываться, жаловаться по телефону и любыми другими способами проявлять отрицательные эмоции, ситуация только ухудшится.

Есть распространённый миф: чем быстрее ребёнок научится читать — тем лучше. Это совсем не так. Я иногда даже запрещаю родителям торопить события, потому что процесс речевого развития происходит поэтапно. Плавное чтение должно начинаться со слогов-слияния: ребёнок должен осознать звуки, почувствовать их соединения.

Если перейти к чтению раньше, чем нужно, ребёнок будет читать бегло, но неправильно

Он будет догадываться о значении слов, а не читать их, или неправильно произносить звуки. Если вы не уверены, что способны грамотно отрабатывать с ребёнком навыки плавного чтения, лучше доверьте это логопеду. Ведь исправлять привычки детей в разы сложнее, чем учить их с нуля.

Если говорить о том, в каком возрасте стоит плавно подталкивать ребёнка к чтению, то мой опыт показывает, что это 5-6 лет. Разумеется, что если ребёнок сам начинает читать раньше — такое бывает — запрещать ему не нужно. Но неправильное произношение обязательно поправлять.

И одно из самых главных и эффективных правил, которое почему-то часто не соблюдается. Слушайте своих детей и помогайте им быть понятными. Я часто вижу картину, как ребёнок впопыхах что-то рассказывает маме, которая сидит в телефоне. Он так хочет, чтобы его услышали, что перескакивает с мысли на мысль, торопится, эмоции его захлёстывают.

Информации вокруг ребёнка сейчас слишком много — и ему просто-напросто сложно с ней справиться. Задача родителя в том, чтобы помочь ему успокоиться, выдохнуть и взять под контроль свои эмоции. Сядьте рядом, посмотрите в глаза, скажите: «Да, дорогой, что ты хотел сказать?».

Слушать ребёнка — искренне и заинтересованно — для развития речи не менее важно, чем говорить с ним.

Что должен уметь ребёнок к первому классу?

Он должен знать звуковой состав слова и уметь разложить слово на звуки, не называя его. Например, учитель показывает ему картинку мака, и ребёнок произносит «м», «а», к». Если он может это сделать, скорее всего, на письме он не будет пропускать буквы. Ведь первое время младшие школьники «шепчут», будто диктуют сами себе, когда пишут. Если есть сложность с восприятием звуков — это обязательно скажется в дальнейшем обучении.

То же самое и с неправильным произнесением звуков — если вместо «рыба» ребёнок говорит «лыба», то на уроках русского будет сложно.

Звуки, которые школьник не выговаривает в принципе, он с большой вероятностью будет пропускать и на письме

Пропуски букв при написании слов — логопедическая проблема. Возможно, ребёнок не научился мысленно делить слово на звуки, поэтому во время письма забывает некоторые или путает и пропускает звуки. В любом случае, требуется помощь логопеда.

К 1 классу у ребёнка должен быть хороший словарный запас. Бедная речь бывает у детей, с которыми редко разговаривают родители или которые растут без должного внимания. Или у тех, кто мало читает и чаще увлечён гаджетами.

Но наверстать его можно в любом возрасте, если начать целенаправленно заниматься с ребёнком — в задачи логопеда обогащение активного словаря тоже входит.

В школе детям с маленьким словарным запасом тяжелее «вливаться» в программу, понимать учителя и задавать вопросы.

Ребёнок должен знать грамматические согласования — на уровне слуховой памяти. Конечно, первоклассник ещё не понимает, что такое падежи и склонения. Но он должен правильно согласовывать существительное с прилагательным, числительное с существительным и так далее.

Первоклассник уже должен составлять рассказ по картинке, пересказывать текст в формате монолога. Учиться этому можно дома уже с шести лет. Но важно не подсаживать ребёнка на наглядность, а наоборот, тренировать память и образное мышление, учить преобразовывать образы в слова.

Рассказ по картинке — это фундамент для школьного сочинения, изложения, пересказа, которые постоянно встречаются на уроках и на ОГЭ и ЕГЭ. Здесь активно работает фантазия — особенно в задании, где нужно придумать, скажем, конец истории или «дорисовать» картинку самостоятельно.

Описать собственные образы и фантазии — задача посложнее, чем описать готовую картинку, но этот навык очень важен в школе.

Как попасть в логопедическую группу в детском саду или школе?

Чтобы определить, куда лучше обращаться в случае логопедических дефектов, нужно понимать серьёзность речевой проблемы. Например, с дислексией, дисграфией, дизартрией, ринолалией, дислалией в в обычных детских садах бороться может быть довольно проблематично. В группе может быть и 15, и 20 человек, а серьёзные формы таких дефектов требуют индивидуальных занятий.

При работе с заиканием, например, могут потребоваться специальные условия для создания режима молчания — обеспечить его в группе детей сложно.

Поэтому работать с множественными или тяжёлыми нарушениями речевого развития при интеллектуальной норме стоит в специализированных логопедических садах или центрах.

Логопед в обычном саду занимается звукопроизношением, а в школе преимущественно решает те проблемы, которые не удалось решить в детском саду, и помогает детям преодолеть трудности с чтением и письмом.

Сейчас, чтобы попасть к логопеду в детский сад или в школу, нужно получить заключение Центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦПМПК). Для этого необходимо собрать документы и записаться на психолого-педагогическое обследование ЦПМПК на mos.

ru или по телефону в ближайший филиал Городского психолого-педагогического центра. С заключением комиссии ребёнок может ходить к логопеду в школе бесплатно. Однако, по моему опыту, комиссия тоже не всегда объективно видит ситуацию.

Хотя бы просто потому, что при осмотре может сыграть роль и человеческий фактор, и настроение ребёнка в этот день. Поэтому родителям самим нужно держать руку на пульсе.

Shutterstock

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/1736052-speech_therapist

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Неправильное произношение звуков не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ошибки на этапе формирования речи в дальнейшем могут привести к проблемам с чтением и письмом. Нарушенная речь нередко влияет и на социализацию ребёнка. Сонорные звуки [р] и [л] чаще всего устанавливаются в детской речи последними и считаются одними из самых сложных. Далеко не все языковые культуры способны их различать.

Когда начинать бить тревогу, если сложные звуки никак «не ставятся»? Разобраться в этом вопросе «О!» поможет речевой терапевт и ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо» Анна Рябчикова.

Анна Рябчикова, речевой терапевт, ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо»

Процесс усвоения звуков у каждого ребёнка индивидуален. По статистике, звуки [л] и [л'] закрепляются в речи к 4,5−5 годам, звуки [р] и [р'] — к 5−6 годам. До этого момента звук [р] проходит сложную эволюцию от [й] к [л']-[л]-[р'] и уже потом превращается в полноценный [р].

Причины неправильного произношения звуков

Самая распространённая причина — ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата, иногда связанная с укороченной уздечкой, большим языком или высоким нёбом. Это не является патологией, но усложняет задачу малышу.

[Р] и [л] — звуки, для которых необходимо верхнее положение языка, а точнее кончика языка за верхними зубами, и ротовой выдох. В образовании этих звуков обязательно участвует голос.

Воздух может проходить между боковыми краями щёк и языка. Тогда получаются сонорные звуки [л], [л'].

Если кончик языка поднимается за верхние зубы к альвеолам и «дрожит» под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р'].

Возможны органические причины, такие как травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья речевого аппарата и отделы нервной системы, имеющие отношение к речевой функции. На произношение звуков [р] и [л] также могут повлиять слабый выдох и нарушение переключения (дифференциации) носового и ротового вдоха и выдоха.

Звук [р] — вибрант. Чтобы правильно артикулировать этот звук, помимо верхнего положения, необходим сильный направленный выдох (воздушная струя, которая проходит через «середину рта»). Для звука [л] необходим острый кончик языка и плавный, направленный выдох через рот. Для его произнесения не требуется сильный выдох.

Когда обращаться за помощью

Скорректировать звуки можно в любом возрасте. Но в 5 лет это займёт несколько месяцев, а в 7−8 лет — год и дольше.

Каждое неправильное произнесение звука как насечка на коре головного мозга: ребёнок запоминает и привыкает говорить так.

Если он уже 8 лет говорит звук [р] используя корень языка и мягкое нёбо, перевести звук на кончик языка гораздо сложнее, чем когда он только начал так говорить.

Если ребёнок произносит горловой звук [р], на французский манер, скорее всего, без помощи логопеда звук уже не встанет и не будет произноситься правильно. В таком случае лучше обратиться к специалисту как можно раньше, потому что горловое произношение очень быстро «застревает в речи».

Со звуком [л] история схожая, но в случае пропуска или отсутствия данный звук достаточно прост в постановке. Иногда маме достаточно пару раз посмотреть, как работает логопед и дальше повторять упражнения дома.

Что делать родителям

Много читать

Заведите привычку обязательно, хотя бы раз в день по 10−20 минут, читать с ребёнком стихи или сказки. Это поможет значительно расширить словарный запас и познакомить ребёнка с красотой и благозвучием русского языка. Он будет слушать, как произносятся слова, и стремиться их воспроизводить.

Чаще разговаривать с ребёнком

Стимулируйте и поощряйте собственную речевую активность ребёнка. Обсуждайте интересные события и явления, вечером вспоминайте прошедший день и просите ребёнка рассказать о том, что запомнилось и понравилось больше всего. Дети не сразу начинают говорить правильно, но частые тренировки с языком быстрее дадут положительный результат.

Развивать мелкую моторику

Банальный, но очень действенный совет! Мелкие движения пальцев запускают работу коры головного мозга. Прямое влияние мелкой моторики на развитие речи доказал в своих работах В. М. Бехтерев.

Делать артикуляционную гимнастику

Для звука [р] необходим направленный ротовой выдох, поэтому необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения:

  • «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха. Пусть малыш постарается задуть воображаемое или реальное пламя свечи (вдох через рот). При этом необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. Можно сдувать шарики для пин-понга, салфетки, дуть в свистки и дудки.
  • «Забей гол в ворота». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Он должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и посоревноваться, кто быстрее.
  • Для постановки звука [л] малышу понадобится тянуть острый язык вверх (за верхние зубы), дышать ртом, зажимая кончик языка между зубами (чтобы не было вместо [л] — [н]): попросите ребёнка зажать кончик языка между зубами, улыбаться и дышать через рот.
  • «Пароход гудит». Цель — вырабатывать подъём языка вверх. Ребёнок должен приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход). При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался в верхние резцы или был зажат между зубами. Это наиболее близкое к произнесению звука [л] положение.
  • Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
  • 30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
  • 5 логопедических проблем, которые нельзя запускать
  • Записала: Надежда Фадеева.
  • Tatyana Vyc, Sofi photo, Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9126

Речевое развитие детей дошкольного возраста. Когда обращаться к логопеду?

Автор — учитель-логопед ДОУ № 2 г. Дубны  Ефимова Мария.

  • Мне часто приходится слышать вопросы обеспокоенных  родителей:
  • — Когда мой малыш должен начать говорить?
  • — А нам два года, мы молчим, это  нормально?

— Мой четырехлетний ребенок звук [Р] не говорит. Нам еще подождать или уже к логопеду пора?  и  т. д.

По сути, эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка  нормам речевого развития.  Сталкиваться приходится и с повышенной тревожностью  родителей (- А вот соседский двухлеток  уже стихи рассказывает, а мой еще так не может!) и с небрежным отношением  к речевому развитию  ( — А, захочет – заговорит. Маленький еще – подрастет, «выговорится».)

Ниже изложены примерные вехи речевого развития детей дошкольного возраста, советы родителям, признаки проблем которые потребуют  помощи специалиста.

Развитие речи детей с  года до трех лет.

Первые слова появляются обычно около года (например,  ма (мама),  да (дай), ав (собака) и т. д.  Приблизительно в год и восемь месяцев  в речи малыша появляются первые фразы (да пи (дай пить), дай ати (дай мячик), ляля бай (кукла спит) и т.д.

 К двум годам появляются первые предложения из трех-четырех слов. Трехлетний малыш способен общаться сложными предложениями («Мама пошла в магазин, а папа дома»). К трем  годам ребенок правильно произносит  большинство звуков русского языка.

У многих детей к этому возрасту отсутствуют звуки [Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р,Р’(РЬ)].

Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.

Также причиной  по которой в речи трехлетнего ребенка не появляются звуки  [Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’(ЛЬ), Р, Р’(РЬ)]  может быть короткая подъязычная связка («уздечка»). Для правильного произношения этих звуков нужен  достаточный подъем языка. Если короткая «уздечка» «не дает» языку подняться к нёбу – ребенок не сможет произнести звуки правильно.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку около двух с половиной — трех лет и он молчит, или произносит лишь несколько слов, отсутствует  фраза  – это повод для консультации со специалистами (логопед, психолог, невропатолог). В таких случаях невропатолог или логопед ставит диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов,  что заикание не закрепится, не усугубится.

Беспокоится  раньше  двух с половиной  лет стоит,  если:

ребенок  1,5-2 лет не понимает простых инструкций (например, показать в книге кошку, принести мяч);

двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью  или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е.  заметно  значительное отставание в общем развитии ребенка. В этих случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

Особенно  внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями.  Негативные факторы протекания беременности  и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

Малыш на приеме у логопеда.

При обследовании логопед оценит понимание речи малыша, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ и т. д.

), состояние зрительного и слухового восприятия, соответствие  общего развития ребенка возрастной норме. Часто детям и логопеду необходимо несколько занятий чтобы ребенок привык к специалисту, «раскрылся».

Тогда у логопеда сложится полная и точная картина состояния речи и уровня развития вашего малыша.

Результаты  обследования.

Если понимание речи соответствует возрастной норме (ребенок показывает большинство предметов, о  которых его спрашивают; хорошо понимает вопросы логопеда), нет серьезных нарушений в строении и работе артикуляционного аппарата, общее развитие  соответствует возрастной норме – это «благоприятный» вариант  ЗРР (задержки речевого развития). Скорее всего, ваш молчун начнет говорить тогда, когда сочтет нужным и  к 3,5 годам практически догонит других ребят в речевом развитии. Логопед покажет приемы, с помощью которых можно активизировать речь малыша в домашних условиях.

Если в ходе обследования выявлено снижение общего развития (малыш знает и умеет  намного меньше, чем «должен» по возрасту), понимание речи значительно ниже возрастной нормы – помощь ребенку необходимо оказывать  немедленно.

Нужно пройти обследование (назначается невропатологом), исключить снижение слуха (сделать аудиограмму).

Вовремя начатое лечение,  системные занятия с логопедом, дефектологом,   домашние занятия с родителями помогут развить речь ребенка и остальные психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление), предотвратить дальнейшее отставание.

Советы родителям.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит  чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам.

То есть,  чем больше вы говорите с ребенком,  заинтересованно  рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы  и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать  об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша.

Обычно  ребенку интересно говорить о том, что он видит  в данный момент. При этом важно не перегрузить ребенка сложной для него  информацией, не заставлять его  отвечать на ваши вопросы, если он утомлен или просто  не хочет сейчас разговаривать.

Далеко не сразу малыш научится правильно согласовывать слова в предложении.Сложна грамматическая система русского языка – много исключений из общих правил. Например, малыш уже правильно использует окончания творительного падежа существительных  -ом, -ем ( кидать камнем, мячом). По аналогии он образует другие слова (кушать ложком, вытирать тряпком).

Это нормальный процесс усвоения ребенком грамматической системы русского языка. Помощь взрослого заключается в исправлении таких ошибок – повторение правильной (нормативной) формы слова (лучше произнести ее несколько раз или привести несколько аналогичных примеров). Такие «поправки» должны быть максимально тактичными и доброжелательными.

Тесно связано речевое развитие с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики,  нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – весомый вкладв развитие речи и интеллекта малыша.

  1. Правила проведения занятий.
  2. Любые занятия с малышом  проводятся только в игровой форме, при желании ребенка играть  с  вами.
  3. Продолжительность занятия для детей-дошкольников (в зависимости от темперамента и возраста) от 8 до 25 минут, для детей 6-7 лет  — 15-30 минут.
  4. Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие и «незначительные» успехи.
  5. Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.
  1. Батяева С. В., Савостьянова С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
  2.  Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет.
  3.  Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.
  4.  Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика  для самых маленьких.

 Развитие речи  детей 3-5 лет.

В этом возрасте идет активное расширение словарного запаса (количества слов, которое знает ребенок). Речь его становится все более правильной, развернутой. Ребенок использует сложные предложения («Кошка убежала, потому что испугалась большой собаки»). Пятилетний малыш может связно рассказать о недавнем событии, пересказать знакомую сказку.

В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков.  Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.

  • Когда обращаться к логопеду.
  • Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;
  • если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);
  • если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например,  сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);
  • если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать   о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем  это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.

Поставить точный диагноз, разработать план коррекционной работы  в этом случае может только логопед.

В большинстве детских садов есть учителя-логопеды. Они выявляют  детей, развитие речи которых ниже возрастной нормы.   Если у ребенка наблюдается не только неправильное произношение звуков, но  и  недоразвитие остальных компонентов  речи — рекомендуется посещение логопедической группы.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с детьми.

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи.
  2. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  3. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  4. Новиковская О. А.  Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет
  5. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.
  1. Развитие речи детей 5-7 лет.
  2. В этом возрасте на  первый план выходит постановка  отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе                          (профилактика школьной неуспеваемости).
  3. Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.
  4. Ниже изложены примерные  критерии готовности к школе (по развитию речи).
  5. К началу школьного обучения ребенок «должен»:
  6. обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;
  7. грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);
  8. правильно произносить и хорошо различать все звуки;
  9. владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);
  10. желательно знание букв и умение читать по слогам.

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное  согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме.  Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка  чтению.

  • Когда обращаться к логопеду.
  • Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он  неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;
  • если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.
  • За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического  обследования перед школой  – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным  специфическим ошибкам) т. н. называемой  дизграфии и дизлексии  т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии  можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность  своевременности  этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

Глинка Г.  Буду говорить, читать, писать, правильно (рекомендую всем детям для подготовки к школе, независимо от наличия логопедических проблем).

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.

Полякова М. А. Как правильно научить ребенка читать и писать.

Жукова Н. С. Букварь.

Полякова М. А.  Самоучитель по логопедии.

  1. В заключение хотелось бы добавить, что в одной статье невозможно изложить всю информацию о таком «глобальном» периоде в речевом  развитии детей, каким является дошкольный возраст, и,  тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном случае (это можно сделать только после обследования ребенка).
  2. Выражаю надежду, что статья будет полезной родителям дошкольников, поможет сориентироваться в речевом развитии вашего ребенка,  вовремя увидеть проблемы (если они есть) и помочь малышу преодолеть их.
  3. Учитель-логопед ДОУ № 2 «Росинка» Ефимова Мария.

Источник: http://we-family.ru/statyi/rechevoe-razvitie/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]