Развитие воображения у детей дошкольного возраста: как совершенствовать интеллект

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Первичные признаки творчества выраженно проявляются у детей, достигших трехлетнего возраста.

К этому моменту, малютка уже приобретает некоторый опыт, который и становится основой для дальнейшего формирования творческой фантазии.

Например, ребенок, научившийся орудовать ложкой, берет вместо нее другой предмет и «кормит» с его помощью остальных членов семьи. Так у него проявляется воображаемый процесс кормления.

Творческая фантазия определяется психической функцией, при помощи которой создаются различные образы в голове у малыша. Без усовершенствования фантазии крохе грозит утеря восприимчивости адаптации в группе других детей и в остальной социальной среде. Благополучие усвоения любой программы основано именно на действии воображения.

Условия развития воображения

Формирование творческого мышления происходит в промежуток от 5 до 12 лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Малыши, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить.

Основной особенностью воображения является невозможность его самостоятельного развития, для его активации необходимо применение специальных методов и создание необходимых условий. Помимо вышеперечисленного, способность малыша фантазировать зависит от способа жизнедеятельности, педагогической подготовленности родителей, их увлечений и навыков.

Характеристика творческой фантазии

В корреляции с причинами возникновения различных образов, классификация творческого мышления определяется двумя типами:

  • Непроизвольное – пассивное. Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от волеизъявления человека. Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Наиболее яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью. В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.
  • Произвольное – активное. Данный вид основания представлений зависит от непосредственных вопросов, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром. В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как малютке необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.
  • Существует еще одно основание, по которому разделяют фантазию – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:
  1. Воссоздающее креативное мышление – кроха, в силу своего развития должен предположить в уме то, чего ранее ему не показывали;
  2. Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности малютки;
  3. Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.

Особенности воображения

Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:

  • Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
  • Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
  • Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.

Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.

На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи. В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении.

Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики. Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм.

Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.

Игры, как инструменты развития

Игры с самого раннего периода жизнедеятельности помогают приучить малютку к исполнению простых манипуляций самостоятельно. Таким образом можно научить чадо чистить зубы, мыть руки, складывать игрушки, это весело и полезно.

Есть малыши, которые от момента рождения наделены способностью фантазировать, однако некоторым это удается с большим трудом. Обе категории детей непременно нуждаются в поддержке мамы и папы для того, и создания определенных условия для совершенствования воображения.

Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого.

Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается.

Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям. Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Для того, чтобы с раннего возрастного периода малютка развивал творческие способности, возможно применение таких методов:

  1. Рисование – ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок или карандашей;
  2. Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления;
  3. Игры со сказками (родитель придумывает начало и ждет продолжения от малыша);
  4. Можно порекомендовать малютке изобразить несуществующее животное, дать ему имя, а затем описать;
  5. Для формирования фантазии следует показывать ребенку картинки, а он должен суметь их описать.

Вся игровая практика в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что – то на собственное усмотрение. Чем старше возрастом становится кроха, тем труднее должны становиться задания.

Можно использовать геометрические фигуры или бесформенные кляксы. Внедрять их в картинку затруднительно, поэтому использование воображение будет очень интенсивным.

Применение таких методик, как лепка или аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Ребенку непременно понравится такое увлекательное занятие.

Однако следует учитывать, что все манипуляции должны производится самостоятельно, без наличия шаблонов и образцов. Карточки с нарисованными контурами также являются мощным инструментом для совершенствования мышления у ребенка.

На картинке изображается только контур какого – либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.

Определяют три типа дидактической деятельности ребенка:

  • Словесный – малыши рассуждают, а при выполнении различных заданий происходит обмен мнениями;
  • Настольно – печатный – разнообразные карточки или поля для игровых действий с определенными правилами;
  • Игрушки и предметы – ребята используют в играх детскую посуду, кукол, машинки и прочие элементы.

Игровые действия такого плана отражают представления ребенка об окружающем его мире.

В ходе игровой деятельности малютка получает информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях, видах труда, различных событиях и прочем.

Для становления воображения в дошкольном учреждении и дома должен быть созданы соответствующие условия и иметься достаточный игровой набор, однако игрушек не должно быть слишком много, во избежание рассеивания внимания.

Основным условием в играх любых видов является соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития ребенка. Он должен понимать предназначение той или иной игрушки, она должна вызывать у него интерес.

Слишком простыми играми малютка попросту не заинтересуется, и у него пропадет мотивация для воображения. Игры должны напрягать способности крохи, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.

Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.

Процесс изобразительной деятельности является для ребенка полноценным трудом.

Во время таких занятий развивается мышечная активность, подключаются зрительные организаторы, проявляются наиболее яркие психические особенности, а также развивается мелкая моторика и творческое мышление.

Постепенно ребенок привыкает к рисованию и на смену простых подражающих движений карандашом приходят вполне отчетливые фигуры и изображения. Со временем у ребенка начинает проявляться образ завершенной работы в процессе ее исполнения.

Изображение представлений на бумаге формирует очень важные качества: произвольность, креативность, широту и устойчивость. Опытные психологи на основе рисунков могут определить, беспокоит ли что-то ребенка, узнать о его мыслях и фантазиях.

Следует обратить внимание на тот аспект, какими цветовыми вариациями в наибольшей степени манипулируют дети. Если преобладают темные цвета, возможно малыш чем-то встревожен. Наблюдать нужно на протяжении нескольких занятий, так как однократный выбор темных вариаций может означать исключительно перепады в настроении.

Примеры игровых заданий для дошкольников

  • Изготовьте самостоятельно различные игровые карточки, на которые вы можете наклеить или нарисовать любые, даже самые невероятные картинки. Раздайте их группе детей и пусть каждый, по очереди придумает какую-нибудь удивительную историю, навеянную ему изображением на картинке.
  • Весьма занимательная игра для вечернего времяпрепровождения, это разглядывание светящихся окон в доме, напротив. Предложите малышу описать на что похож узор из горящих окон и придумайте вместе с ним удивительную историю об этом. В подобную игру можно играть и в светлое время суток, рассматривая и фантазируя на тему бегущих облаков.
  • Предложить ребенку капнуть на лист бумаги краску, чтобы получилась клякса. Затем предложите ему пофантазировать на что она похожа. Пускай он проявит творческое мышление и представит, что можно дорисовать этой кляксе, чтобы получился тот или иной предмет.
  • Включить для детей любое произведение классической музыки и пока она звучит попросить закрыть глаза и представить картинку, соответствующую этому творению.
  • Всем известно, что ребятишки любят использовать различные предметы не по назначению. Допустим малыш приносит вам мяч, а вы предлагаете ему вообразить, что это арбуз. Делаете вид, что разрезаете на дольки, после чего угощаете им кроху.
Читайте также:  Психология ребенка 4 5 лет: советы родителям

Влияние сказок на ранее развитие воображения

Сказки несут в себе огромный потенциал для воспитания, они являются одними из наиболее эффективных методик развития воображения. Сказка является полноценной основой, как несущей в себе воображение, так и развивающей его у детей. Необходимо как можно чаще читать их ребенку, ведь волшебство, интересные персонажи и добрые дела, это так интересно, а главное учит совершать хорошие поступки! Такие произведения не только расширяют познания крохи, но и помогают отличить добро от зла. В процессе чтения необходимо разъяснять малышу некоторые моменты доступным ему языком, после чего выдерживать паузу для того чтобы он осмыслил услышанное и сделал определенные выводы. Сказки в плане совершенствования мышления это:

  1. Многолетний опыт поколений и культурные особенности народа;
  2. При восприятии сюжета сказки, малыши активируют собственный жизненный опыт;
  3. Прекрасная база для формирования взглядов на окружающий мир;
  4. Учебный материал: у малютки развивается понятие толерантности и познание процессов;
  5. В процессе чтения открывается безграничный простор для креативности, становления речи и памяти.

Конструкторская деятельность тоже достаточно широко применяется для совершенствования детского креативного мышления. Создавая в голове образ моделирования, ребенок чувствует собственную значимость, в данном случае он – созидатель. Кроха проявляет признаки радости при удачной постройке и огорчается если что-то не выходит. Практика подобного рода учит малютку доводить начатое дело до конца.

Роль родителей и педагогов в развитии воображения

В абсолютно разных направлениях ребенку крайне необходимо чувствовать поддержку со стороны. В роли поддержки обязаны выступать родители, педагоги и психологи. Ответственность за становление крохи в раннем возрастном периоде полностью ложится на плечи родителей и специалистов, не является исключением и формирование воображения.

С самого рождения родители – это наиболее значимые люди для ребенка. Когда малыш входит в дошкольный период, им необходимо направить его энергию и инициативу в правильное русло. Помощниками могут стать профессиональные методики, созданные лично с учетом особенностей крохи или же советов специалистов.

Необходимо заниматься с малышом, развивать в нем творческий потенциал и не ждать, что развитие чудесным образом произойдет само по себе. На ежедневной основе следует проводить различные занятия, заниматься игровой деятельностью, как можно чаще разговаривать с дошкольником, и объяснять ему разнообразные процессы и явления.

Игровая активность с раннего возраста занимает крайне важную роль в формировании интеллекта малютки.

В дошкольных учреждениях педагоги и психологи проводят исследование среди детей и на основе обретенных результатов определяют способы коррекционной или образовательной работы.

В дошкольном возрастном периоде большая часть функций психики находится на первой ступени формирования, поэтому методики специалиста в основном преследуют профилактические цели.

Для положительной адаптации, педагоги и воспитатели составляют референции для предупреждения эмоциональной перегрузки крохи.

Совершенствование детского воображения является неотъемлемой частью общего развития детей. Креативность, создание новых идей на сегодняшний день определяются наиболее актуальными способностями умной личности.

Ранее при найме сотрудников на работу наиболее ценными кадрами были те, кто обладал профессиональными познаниями и навыками. В настоящее время более оптимальны такие качества, как одаренность и творческая фантазия.

Люди с креативным складом мышления сейчас востребованы в различных сферах деятельности. Такие личности производят рекламу, придумывают новейшие технологии, осуществляют крупные проекты и укореняют в бизнесе новейшие замыслы.

Современная жизнь ставит перед человеком множество трудноразрешимых задач. Одаренные личности с нестандартным подходом к различным вопросам смогут найти решение любой проблемы.

Именно поэтому стоит создавать все условия для развития в детях творческого воображения.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/metodika-razvitiya-voobrazheniya-u-doshkolyat.html

Развитие воображения у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Развитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами.

Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании.

Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Отличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста: как занять малыша с пользой

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной.

С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки.

Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Источник: https://3dcolar.ru/2018/02/16/razvitie-voobrazheniya-u-detej/

Развитие воображения у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

  Обзор сервиса Викиум: онлайн-тренажеры для мозга

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности.

Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.

), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития  воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Читайте также:  Витамины для иммунитета детям от 1 года: как избавиться от простуд и вирусов

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период  должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке». После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
  2. «Загляни в будущее». В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития.

Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами.

И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период  станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование   этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/dlya-pamyati-mozga/voobrazhenie-u-detej.html

Воображение у ребёнка: проблема развития воображения у современных детей

Аффективное воображение

Возникает при столкновении образов из реального мира и выдуманного. В следствии чего, часто возникают детские страхи и тревоги. Если не решить эти проблемы, то у детей могут возникнуть неврозы.

Аффективное воображение направлено на преодоление этого столкновения и противоречия. Развитие такого воображения осуществляется путём проигрывания переживаний ребёнка.

Родители должны помочь своим детям в раннем возрасте преодолеть переживания с помощью игр, которые способны убрать детские страхи. Как, например, высмеивание страшных качеств монстра. Выдумывание про него интересных историй, в ходе которых монстр становится добрым, пугливым или бедным. Обычно доброта, жалость или уверенность в безопасности преодолевают детские страхи.

В зависимости от причин фантазии, воображение делится на несколько типов:

  1. Пассивное воображение или непроизвольное. Примером такого воображения являются сон, фантазии без контроля ребёнка, без критической оценки.
  2. Активное или произвольное воображение. Часто это проявляется в ролевых играх. Фантазия у ребёнка работает в полную силу, поскольку роль в игре ребёнок тщательно старается передать.

Кроме того, различают воссоздающее воображение, творческое и мечты.

Не секрет, что мы живём в информационном веке. Изобилие информации поступает из телевизора, радио, интернета и прочих ресурсов. Постоянное предоставление готовых образов тормозит развитие воображения у детей. Читая книги, человек создаёт уникальный образ героя, населённого пункта, местности.

Просматривая же телевизор или другой информационный ресурс, человек запоминает образ и после просмотра фильма этот образ уже не может у него выйти из головы. Этот герой может быть только таким, каким его показали на экранах. Проблема заключается в том, что современные дети всё больше контактируют с информационными ресурсами, запоминая всё готовое. Необходимость фантазировать угасает.

Играя в игры, смотря мультфильмы, фильмы, ребёнок не фантазирует, а только впитывает информацию.

Также исследование учёных показало прямую зависимость успеваемости детей от количества часов, проведённых за телевизором, компьютером или телефоном.

Чем дольше ребёнок или взрослый посвятили своё время телевизору, тем у них ниже успеваемость и интеллект. И наоборот, чем ниже уровень образования и интеллект, тем больше человек проводит время за телевизором.

Лишая себя детства, познания себя, окружающего мира, общения и игр, дети всё больше времени сидят перед экранами.

Нередко сами родители подталкивают своих детей на такой образ жизни. Не желая говорить, играть с ребёнком, родители часто занимают их, всучивая телефон, планшет или сажают смотреть мультфильмы, «только чтобы не приставал».

  • — У таких детей часто наблюдаются проблемы с чтением и пересказом текста, так как, мозг не создаёт образы и картинки во время чтения. Ребёнок не запоминает что читает.
  • — При длительном времяпрепровождении перед экраном возникает психоэмоциональная нагрузка, раздражительность, перевозбуждение. Дети становятся нервными.
  • — Их сложно побудить сделать школьное домашнее задание, попросить помочь по дому и другое.
  • — Появляется бессонница.
  • — Хроническое утомление и раздражительность приводит к снижению успеваемости.

Нельзя отрицать пользу телевидения и компьютера с точки зрения расширения кругозора. Однако полезные программы и передачи, поучительные и художественные фильмы должны лишь дополнять учебный процесс, а не заменять его. Поэтому рекомендовано нормировать время проведения перед экраном. Ограничить программы, разрешённые для детей.

Обсуждать с ребёнком увиденное или услышанное им, его мнение, вероятное дальнейшее развитие событий сериалафильма. Больше уделять внимание активным играм, чтению, которые способствуют развитию воображения и абстрактного мышления. Прививать ребёнку любовь к рисованию, лепке и другим видам изобразительных искусств, которые помогут развить воображение.

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/voobrazhenie-u-rebyonka-problema-razvitiya-voobrazheniya/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]