Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе

Как не заметить родителям, что их ребенок растет не по дням, а по часам. А вот сами дети, которые еще вчера только учились ходить и говорить, уже активно начинают интересоваться всем, что их окружает. Каждый день слышишь от них различные вопросы: «Как…?», «Почему…?», «Зачем…?» и т.д., а также замечаешь, как они с любопытством слушают взрослые, умные ответы.

Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе

Как правило, дети начинают тянуться к знаниям в 5-ти летнем возрасте, который недаром называют «возрастом почемучек». В этот период родителям важно запастись терпением и спокойно отвечать на массу возникших у ребенка вопросов.

У детей 5-ти лет достаточно хорошо развита познавательная активность, они с легкостью могут запомнить полученную информацию, а также самостоятельно проанализировать ее. Также пятилетки часто копируют взрослых, стараются казаться взрослее и самостоятельнее.

Именно в этот период начинается подготовка 5 летнего ребенка к школе, и самое интересное в том, что ему это нравится, и он с удовольствием примеряет на себя роль школьника.

Подготовка к школе для детей 5 лет включает в себя три наиболее важных аспекта, а именно: интеллектуальный, психологический и речевую готовность.

Интеллектуальный аспект состоит из:

  • умения самостоятельно решать несложные, логические задачки и загадки;
  • знания цифр от 1-го и до 10-ти и даже больше;
  • навыков осознанного чтения, а также умения работать над текстом (отвечать на вопросы, пересказывать его и т.д.);
  • знания основных геометрических фигур;
  • знания всех дней недели, месяцев, времен года, а также животных, цветов, домашнего адреса, телефона, названия города и страны, ФИО, как собственной, так и родителей;
  • понимания разницы между понятиями «вправо» и «влево», а также улицей, городом и страной.

Психологический аспект состоит из:

  • умения слушать и слышать;
  • усидчивости, готовности взаимодействовать, как с взрослыми, так и со сверстниками;
  • умения концентрироваться на каком-либо одном из занятий;
  • легкого запоминания детских стихов, возможности рассказать их;
  • умения пересказывать услышанное, находить различия;
  • запоминая последовательности событий;
  • быстрого запоминания новых слов и их значения;
  • умения различать слова родного и иностранного языков.

Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе

Что касается речевой готовности, то она включает в себя правильно поставленные звуки, чистую речь, умение использовать в речи различные по составу и эмоциональной окрашенности предложения. Кроме того, ребенок должен уметь:

  • составлять сложные предложения различных видов;
  • объяснять значения слов и пословиц;
  • рассказывать стихи с выражением;
  • составлять рассказы по картинкам.

Готовимся к школе в 5 лет – в этот период важно уделить особое внимание:

  • правильному режиму дня и системности занятий;
  • гармоничности, как интеллектуального, так и физического развития;
  • отсутствию перегрузок и чередованию занятий

Именно последний год перед школой является периодом более концентрированной подготовки, в особенности, если ребенок не посещал детский сад. В таком случае, наиболее оптимальный вариант – записать своих дочку или сына на двухгодичные курсы дошкольного развития.

Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе

Решение о том, в каком возрасте отправить ребенка в первый класс достаточно ответственное. И если вы все-таки решили, что время настало, постарайтесь сделать этот день для своего первоклашки настоящим праздником.

Наш детский сад «Палладинки» располагается в филиале на Бардина, 48а и ждет
воспитанников от 2 до 7 лет круглый год.
Телефон: +7 (343) 235-74-00

Источник: https://pallada-deti.ru/stati/pochemu-5-let-idealnyj-vozrast-dlya-podgotovki-v-shkolu

Подготовка к школе детей 4-7 лет: Как мне стать школьником?

Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе

Занятия проходят в мини-группах по 4 человека. Несмотря на то, что длительность урока целых 60 минут, дети не устают и хорошо усваивают материал. Он построен так, что смена деятельности происходит каждые 10-15 минут, и ребенок не успевает потерять интерес.

К нам приводят деток разных возрастов, поэтому мы проводим обучение по трем разным программам подготовки, рассчитанных на 1, 2 и 3 года обучения. Какая из них лучше всего подойдет именно вашему ребенку, подскажет наш специалист.

Программа «Как мне стать школьником?» состоит из 3 блоков:

1. Развитие речи

  1. Развитие связной речи;
  2. Развитие грамматического строя языка;
  3. Формирование речевого высказывания;
  4. Обучение грамоте;
  5. Отработка навыков чтения;
  6. Формирование фразеологического словаря;
  7. Развитие умения использовать в речи антонимов, синонимов.

2. Формирование математических представлений

  1. Обучение счету, логике;
  2. Знакомство с геометрическими фигурами;
  3. Пространственные представления (вверх-вниз, влево-вправо, больше – меньше);
  4. Понятие о времени (вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года);
  5. Закономерности.

3. Развитие высших психических функций

  1. Внимания;
  2. Памяти;
  3. Мышления.

Подготовка к школе также включается в себя:

  1. Подготовку руки к письму;
  2. Графические упражнения, вырезания, штриховки;
  3. Сенсорное развитие;
  4. Развитие навыков общения;
  5. Развитие эмоциональной сферы.

Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для чего нужно готовиться к школе?

По мнению большинства родителей – это обучение основам арифметики, чтению, письму. Но для того, чтобы ребенок хорошо осваивал новые знания и умения, таких знаний мало.

На самом деле подготовленность к школе заключается, в первую очередь, в развитии речи, памяти, сенсорного восприятия, воображения, мышления, внимания, а также в тренировке руки для письма.

Например, если ребенок плохо говорит, не может описать картинку, не слышит себя и коверкает звуки, то в школе неизбежно возникнут серьезные трудности с овладением грамотой.

Если он знает, как называются цифры, но не может посчитать предметы, то и с математикой все будет очень печально. И дальше эти проблемы будут накапливаться, как снежный ком.

Подготовительные занятия не только развивают и совершенствуют речь, высшие психические функции, расширяют кругозор, но и помогают ребенку привыкнуть к специфике школьных уроков.

  1. Малыш учится взаимодействовать с коллективом – сверстниками и учителями, осваивает правила поведения на занятии.
  2. Он адаптируется к продолжительности уроков – учится подолгу концентрировать внимание, становится более усидчивым.
  3. У него формируется позитивный образ школы, и он с нетерпением ждет, когда сможет туда пойти.
  4. Занятия в центре являются регулярными и системными. Это значит, что малыш усвоит в полной мере всю информацию, которую даст ему преподаватель.

Если ребенок придет в школу подготовленным, то учеба будет даваться легче. Чем лучше оценки, тем больше его будут уважать одноклассники. Кроме того, хорошая успеваемость в начальных классах служит фундаментом для успешного обучения в средней и старшей школе.

Когда следует начинать занятия? В основном родители задумываются о том, что скоро в школу, когда ребенку исполняется 5,5 — 6 лет. Времени остается совсем мало, и дошкольник сталкивается с гигантским объемом информации. Конечно, половину он просто не в силах запомнить, быстро устает от интенсивных занятий, и поэтому учеба вызывает у него больше негативных эмоций.

Мы рекомендуем начать подготовку к школе в 5-6 лет (В некоторых случаях нужно начинать раньше):

  1. Если есть некоторые задержки в развитии речи и высших психических функциях, они вовремя выявляются и полностью корректируются.
  2. Подготовка не ведется впопыхах, а соразмерно возрасту и возможностям малыша.
  3. Ребенок постепенно привыкает к продолжительности занятий, работе в коллективе, к подчинению чужому взрослому.

Особенно ранняя подготовка в школе важна для детей, которые не посещают детский сад, ведь дома сложно проводить полноценные занятия, и тем более делать это регулярно.

Чем занимаются на занятиях по подготовке к школе

Подготовительные занятия учитывают возрастные особенности развития дошкольников и построены по следующим принципам.

  1. Основная форма упражнений и задания – игровая, поскольку она является ведущей у дошкольников.
  2. Частая смена деятельности, поскольку ребенку тяжело подолгу концентрировать внимание на одном задании, и он теряет интерес. Урок разбивается на короткие отрезки, каждый из них посвящен развитию определенных умений – счету, чтению, речи, мелкой моторики и т. д.
  3. Сложность и продолжительность работы над одним и тем же типом задания постепенно возрастают и приближаются к реальному уроку. Упражнения становятся более интересными.
  4. Соблюдение системы определенных правил и условий – ребенок постепенно приучается к строгой школьной дисциплине.
  5. Занятия проводятся в группах – это необходимо для того, чтобы дошкольник научился общаться с коллективом.

На таких комплексных занятиях ребенок получает необходимые знания об окружающем мире, учится их применять, самостоятельно рассуждать, делать выводы, творчески мыслить, работать в команде.

Готов ли ваш малыш к школе?

Педагоги и психологи выделяют четыре основных момента готовности ребенка к школьному обучению.

1. Интеллектуальная готовность

Здесь подразумевается уровень развития внимания, памяти, мышления. Дошколенок должен уметь:

  1. полностью назвать имя, отчество, фамилию, день рождения, адрес, возраст, имена и профессии родителей,
  2. ориентироваться в пространстве («право – лево», «вверх – вниз», «далеко – близко» и т. д.),
  3. различать диких и домашних животных деревья, кустарники, цветы, рыб, птиц, определять явления природы и т. д.,
  4. сравнивать и обобщать предметы по их признакам, устанавливать между ними связи,
  5. владеть элементарными математическими понятиями («больше — меньше»), знать геометрические фигуры, уметь считать до ста.

Кроме того, ребенок обязан владеть навыками чтения и письма. Речь должна быть связной, состоять из развернутых фраз.

Современные способы автоматизации звуков

2. Психологическая готовность

С возрастом игровая деятельность угасает, и ее сменяет познавательная.

Ребенок должен уметь концентрироваться на одном занятии, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам и подчиняться взрослому.

Проверьте, сможет ли малыш спокойно заниматься одним делом в течение 20-30 минут, ни на что не отвлекаясь? Если нет, значит, над концентрацией внимания нужно еще поработать.

3. Социальная готовность

Охотно ли ваш ребенок идет на контакт? Как он выстраивает общение с взрослыми и сверстниками? Стремится ли к новому общению? Ответы на эти вопросы дадут представление о степени социальной готовности малыша.

К ней так же относят навыки самообслуживания – умение самостоятельно есть, одеться, собрать учебники. Также ребенок должен быть обучен правилам поведения, слушаться взрослых, уметь спокойно дожидаться своей очереди, не отвлекаясь, сразу выполнять просьбы.

4. Мотивационная готовность

Ребенок обязан четко понимать, зачем он идет в школу. Если он просто хочет носить красивую школьную форму и портфель, то лучше подождать. В идеале он должен стремиться в школу именно для того, чтобы научиться чему-то, получить в будущем определенную профессию.

Занятия в нашем центре направлены на то, что бы всесторонне подготовить малыша к поступлению в школу. Первые впечатления о ней – самые важные, и у Вашего ребенка они будут положительными.

Как проходит подготовка к школе в нашем центре?

Подготовка к первому классу в центре «Каркуша» ведется сразу в нескольких направлениях.

1. Развитие речи

На занятиях малыш учится говорить связно, строить речевое высказывание, осваивает фразеологический словарь и грамматический строй родного языка. Кроме того, его учат читать и основам грамоты.

Читайте также:  Игра как средство развития ребенка: как стимулировать раннее развитие дошкольников

2. Формирование математических представлений

Обучение ведется с использованием программы «Математические ступеньки», уже хорошо зарекомендовавшей себя. Малыш учится считать, логически размышлять, ориентироваться в пространстве, знакомится с геометрическими фигурами, понятиями «больше – меньше», «вверх – вниз», «влево – вправо», основными математическими закономерностями.

3. Развитие высших психических функций

Во время занятий ребенок выполняет упражнения на развитие внимания, разных видов памяти, мышления и воображения, а также мелкой моторики, которая способствует совершенствованию речи.

Также проходят занятия по подготовке руки ребенка к письму. Ведь письмо требует отработки множества специфических навыков. Для этого ребенку предлагаются графические упражнения, вырезания, штриховки, рисунки по контурам.

Кроме того, на подготовительных занятиях уделяется достаточно времени развитию навыков общения и работе в коллективе, сенсорному восприятию и эмоционально-волевой сфере.

Источник: http://karkusha.su/podgotovka-k-shkole-detey-4-7-let-kak-mne-stat-shkolnikom/

Подготовка к школе в 5-6 лет

Подготовка к школе начинается ещё с младших групп детского сада, где будущему первокласснику дадут все необходимые знания и навыки.

Но в настоящее время большая часть детей не посещают детские сады, находятся на домашнем воспитании.

Когда ребёнку исполняется 5-6 лет родители начинают решать проблему подготовки к школе, пытаясь как можно лучше подготовить своего малыша к этому важному событию.

Возрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школе
В этой статье мы рассмотрим несколько видов занятий, которые помогут подготовить ребёнка к обучению.

Для начала занятий советуем позаботиться о правильной организации учебного места. Для этого необходимо купить стол и стул, желательно те, которые можно регулировать, подгоняя под рост дошкольника.

В том случае если ваш ребенок не посещал детский сад, воспитывался дома, начинайте занятия с 15-20 минут, постепенно увеличивайте их длительность до 30 минут с обязательным перерывом на гимнастику.

Знакомство с буквами, обучение чтению

Для решения этой задачи необходимо выбрать методику, по которой вы будете заниматься.

Самыми известными и часто используемыми в нашей стране являются методики обучения чтению Н.Зайцева, Монтессори, Эльконина.
Во время занятий учите ребенка правильному произношению звуков.

Если появляются проблемы с звукопроизношением обратитесь для консультации к логопеду.
Пока ваш ребенок не обладает навыками чтения, старайтесь учить с ним буквы таким образом, как они произносятся в самом слове.

Учителя младших классов очень настороженно относятся к обучению чтению пятилеток.

Причина в том, что родители очень часто учат детей читать неправильно и в школе их приходится переучивать. Поэтому, прежде чем учить детей читать — проконсультируйтесь у педагогов о том, как это делать правильно.
Ребенок, начинающий читать должен понимать то, что он читает, после прочтения спросите ваше чадо, о чем он читал, пусть учится делать пересказ прочитанного.

Математика

Не нужно заставлять ребёнка учить считать до ста и обратно. Главное, это умение разделять числа в пределах 10 на множества, знать самые распространённые геометрические формы( треугольник, квадрат и т.д.) ; уметь ориентироваться на листе бумаги.

Для развития ориентирования на листе можно предложить следующее упражнение: берёте лист бумаги в клетку, ставите на одной из клеток точку.

Ребёнок от этой точки ведёт линию в ту сторону, куда вы скажете, например, нужно провести линию на три клеточки вверх или на 4 клетки влево.

Играя в такой математический диктант, он запомнит все стороны листа и, конечно, счёт.

Творческая деятельность

Рисование — важный элемент подготовки дошкольника к обучению в школе. С помощью этого вида деятельности происходит развитие мелкой моторики пальцев рук.
Очень большое количество детей постоянно жалуются своим родителям, что у них устают руки во время письма в школе.

Именно поэтому уже сейчас следует начинать писать вместе с ребенком крючочки и палочки, выполнять графические работы по построению рисунка, когда малыш учится проводить линии по изображённым на листе точкам, выполнять закрашивание рисунка.

Дошкольникам понравятся такие занятия как, например, необычное рисование рамок для фотографий, выполнение аппликаций с использованием разных материалов,также поделки из папье-маше, бисера, цветного песка и многое другое.

  • Лепка является одним из видов творческой деятельности, помогает развивать не только мелкую моторику пальцев, тем самым подготавливая руку к будущему письму, но и способствует развитию образного мышления.
  • Ребёнок придумывает образ сам, исполняет его с помощью пластичных материалов, к которым относятся пластилин, глина, солёное тесто, также большое количество других современных материалов.
  • При желании из них можно вылепить знакомые буквы и цифры.
  • Развитие речи

В возрасте 5-6 лет продолжается работа по накоплению словарного запаса. Дошкольник должен знать не только названия предметов, действий с ними, но и находить общие признаки сходства, различия.

Занятия должны проводиться в виде игр, так, например, можно увлечь пятилетнего ребенка в игру под названием «продолжи предложение»: «Мы с мамой и папой собираемся ехать на дачу, берем с собой лопату и…» малыш должен придумать, что еще с собой можно взять.

Дошкольник должен уметь отличать множественное число от единственного числа, составлять сложные предложения, находить правильное окончание слов.

Подвижные игры укрепляют здоровье будущего ученика, способствуют развитию мышц рук, ног, всего туловища.
Они могут совмещать в себе обучение разным навыкам. Бросание мяча можно совместить с загадыванием каких-то групп предметов, которые ребенок должен назвать.

Так, взрослый, кидая мяч, просит ребенка назвать 10 различных фруктов, ребенок, бросая мяч обратно, называет эти фрукты. Эта игра учит ловкости, развивает слуховую, зрительную память, речь.

Развиваем память

Существует несколько видов памяти, которые требуют развития. К ним относятся слуховая и зрительная.

Для развития зрительной памяти можно использовать игры с показом : нарисовать на листке бумаги 12 квадратиков и разместить в них изображения каких-нибудь животных, букв, людей или предметов.

После этого позвольте ребенку рассмотреть картинки некоторое время, чтобы он запомнил их месторасположение.

Переверните листок, после чего попросите в любом порядке назвать картинки, которые он запомнил.

Для усовершенствования слуховой памяти можно просто произнести вслух 10 любых слов и попросить малыша их за вами повторить.
Не стоит заставлять ребенка заниматься тем, что ему не по душе. Давать новые знания нужно постепенно, последовательно усложняя.

Подготовительные курсы

Часто родители спрашивают о необходимости подготовительных курсов. Если они проходят в той школе, где будет учиться будущий первоклассник, то они будут полезны, т.к. в этом случае быстрее проходит адаптация, привыкание к школе, дети знакомятся со своими будущими учителями.

Учителя, в свою очередь, имеют возможность определить уровень развития дошкольника и, если есть необходимость, помогут улучшить его знания.
Подобные мероприятия позволят ребенку совместно с другими детьми выполнять работу, а также обучат правильному поведению во время урока.

Дополнительно о подготовке к школе читать здесь.

Источник: https://detichaik.ru/stati-o-vospitanii/podgotovka-k-shkole-5-6-let.html

Развитие ребенка 5-6 лет: начинаем подготовку к школе

В пятилетнем возрасте дети, как правило, обладают множеством полезных навыков.

На шестом году жизни малыши владеют внушительным словарным запасом, который позволяет им подбирать антонимы и синонимы, составлять сложные предложения, а также в свободной форме пересказывать услышанную информацию.

Эти умения являются поводом внести изменения в программу развития ребенка, используя в качестве обучающего инструмента не только рисование, общение и веселые игры, но и полноценную учебу.

Когда начинать дошкольное развитие ребенка

Особенности ребенка и его гибкой психики позволяют осуществлять обучение в самых разных формах. На ранних этапах наиболее продуктивным форматом является творчество, включая рисование, конструирование и лепку.

В таком виде развитие ребенка может происходить примерно до пятилетнего возраста, после наступления которого родители должны познакомить малыша с более сложной системой, способствующей последовательному усвоению знаний.

Следует помнить, что готовность к учебе определяется не уровнем интеллектуального развития дошкольника, а степенью его социальной адаптации. Для эффективного обучения малыш должен быть способен выполнять требования учителя, а также искренне хотеть получать новые знания.

Роль принципа постепенности в подготовке детей к школе

На шестом году жизни интеллектуальное развитие ребенка достигает высокого уровня, однако малыш все еще испытывает необходимость в играх и творческой реализации. Задачей родителя является постепенное приучение дошкольника к новому способу обучения, предусматривающему усидчивость и кропотливость.

Многие «пятилетки» чрезвычайно восприимчивы к отвлекающим факторам, что мешает им сосредоточиться на тщательном выполнении поставленной задачи в течение длительного времени. Зная об этой особенности своего ребенка, родители должны мягко подтолкнуть малыша к формированию устойчивого произвольного внимания, которое станет основой для таких важных качеств, как усердие и ответственность.

Восприятие времени и другие особенности ребенка пятилетнего возраста

Чтобы подготовиться к классической системе образования, детям необходимо не только научиться управлять своим вниманием, но и выработать способ правильно оценивать промежутки времени.

Наглядно-действенное мышление не позволяет малышам свободно ориентироваться в вопросах, касающихся времени суток или длительности выполнения действий.

В процессе обучения на смену этому способу восприятия должно прийти наглядно-образное мышление, которое затем будет вытеснено более сложной словесно-логической формой.

Еще одной важной особенностью ребенка пяти-шестилетнего возраста является способ получения новых знаний. Память дошкольника является непроизвольной, из-за чего малыш может быстро забыть даже заинтересовавшую его информацию.

Задачей гармоничного развития ребенка является выявление вида памяти, которым малыш пользуется чаще всего. Некоторым детям проще запоминать зрительную информацию, в то время как остальные легче усваивают эмоциональные образы, звуки или порядок действий.

Во время домашних занятий желательно развивать не только основной, но и вспомогательные виды памяти, особый упор делая на понимание получаемых знаний.

Полезные советы по организации дошкольного обучения

Детям проще всего воспринимать информацию, если это связано с необходимостью фантазировать.

Реализация творческих способностей очень важна для дошкольников, поэтому обучение может проходить в форме сюжетно-ролевой игры.

Необходимость задействовать воображение позволит малышу почувствовать важность происходящего, что значительно упростит освоение новых навыков и получение полезных знаний.

Рекомендуется включить в программу домашних занятий обучение чтению. Многие дошкольники проявляют искренний интерес к освоению этого навыка, что значительно облегчает задачу родителей.

В качестве учебного материала следует отдавать предпочтение интересным книгам с красочным оформлением.

Желательно, чтобы ребенок принимал участие в выборе книги, при помощи которой он будет учиться читать, так как это позволит создать между ним и родителями крепкие доверительные отношения.

В процессе обучения очень важно своевременно выявлять особенности ребенка, которые могут стать причиной проблем в дальнейшем.

Если во время разговора становится заметно, что малыш проглатывает окончания, неправильно произносит какие-либо звуки или оказывается неспособен строить сложные предложения из 5-6 слов, рекомендуется немедленно заняться решением этой проблемы.

Если не получается справиться с дефектами речи самостоятельно, следует обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.

Читайте также:  Массаж рук для детей : эффективное воздействие для развития речи малыша

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_5_6_let_nachinaem_podgotovku_k_shkole/

Теоретические основы подготовки детей к школе

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (Запорожец А.В. и др.), развития речи (Журова Л.Е., Логинова В.И., Сохин Ф.А. и др.), математического развития (Леушина А.М. и др.), нравственно-волевого воспитания (Жуковская Р.И., Маркова Т.А., Нечаева В.Г и др.), воспитания готовности к позиции школьника (Домашенко И.А.

, Гелло В.А., Имедадзе И.В., Лисина М.И. и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Гуткина Н.И, Маркова А.К., Цеханская Л.М.); рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Алиева Н.Ф., Гаврилова С.В., Змановский Ю.Ф., Люблинская А.А.).

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия.

Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства.

К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней.

При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых.

Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6-7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания».

Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание.

Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления.

Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.

«В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок».

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам.

Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.

Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей.

В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

«Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности»[6,14].

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

«Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

» Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным.

Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления — наглядно-образного мышления.

Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление.

Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

«Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений.

Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями».

В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий[6,14].

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах.

Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.

Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям.

«У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки». Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий.

Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника.

Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию.

Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции.

Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками.

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено.

В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание.

В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения.

Читайте также:  Задержка речевого развития у детей 5 лет: как выбрать терапию

Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей[6,14].

Источник: https://studwood.ru/1066891/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_podgotovki_detey_shkole

Возрастные особенности детей 6 и 7 лет

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения.

Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя.

Завышенная самооценка, характерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки.

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. [17]

Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослым учебной работы.

И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.

Кризис 7 лет — это период рождения социального «я» ребенка.[5]

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые.

Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оцениваетсяценным, то, что связано с игрой — менее важным.

Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. [8]

К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам из большинства детей самооценка умений становится более адекватной, ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила. [25]

Стадия оперативного мышления, включающая его развитие в возрасте от 2 до 7 лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируя наглядные представления.

Характерная стадия для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет — стадия конкретных операций. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

На практике мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступать понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык становится для ребенка действительно родным. [13]

Все психологи, работающие с 6-летними, приходят к одному и тому же выводу: большинство 6-летних первоклассников по уровню своего психического развития остаются дошкольниками.

Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у них преобладает непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься один и тем же делом не более 10-15 минут. [30]

Классно-урочная система обучения, предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. [1]

Примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готовы к школе. С 6-летними детьми ситуация оказывается еще более сложной. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.[20]

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благополучный вариант развития детей. Но встречаются и другие варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы. [2]

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности [12]. Многие педагоги склонны считать, что в процессе общения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Видимо это так.

Во всяком случае, при личностной готовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Как показала Н.И. Гуткина среди записавшихся в школу 6-летних детей меньше половины (около 40%) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Гуткина Н.

И «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению» Психологическая образование. 1997, 235с.

Интересное в психологическом плане явление было выявлено под руководством Д.Б. Эльконина. оказалось, что у 6-летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения.

Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта.

В тоже время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников. [35]

Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически.

У некоторых появляется вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.

А утомление приводит к срывам в поведении и капризам.

В.С. Мухина, наблюдавшая за развитием своего сына, отметила в октябре яркую аффективную реакцию: «Хочу играть и гулять! Я уже долго занимался, а теперь хочу полениться» Мухина В.С «Детская психология» — М.: 1985, 315с..

В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и в соматическим планах. [27]

В период кризиса 7-лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Выготский Л.С «Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Соб. соч. в 6т. Т.1 — М.: 1982, 103-105с.

Цепь неудач или успехов в учебе каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода.

Некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. [8]

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

«Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» С.Л.Рубинштейн. ООП: В 2т — Т1. — М.

:, 1982 — с.302.

В исследовании памяти можно начать изучение особенностей интеллектуальной сферы. Память — психический процесс, неразрывно связанный с мыслительным. Определяя уровень механического запоминания, можно предложить бессмысленный набор слов, при котором ребенок, прослушав весь ряд, повторяет те слова, которые он запомнил.

Через определенное количество времени сможет проводиться повторное воспроизведение. Существуют такие показатели механической памяти, характерные для 6 и 7 летнего возраста: с первого раза прочтения воспроизводит 9-10, через час забывает не более 2-х слов.

В процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше или позже это обычно бывает признаком переутомления. [6]

Начинается осознание себя во времени. В 6 и 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Когда я вырасту большой». [16]

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то в младшем школьном возрасте проявляющее синтезирующее восприятия. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Стадии восприятия рисунка: 2-5 лет — стадия перечисления, 6-9 лет — стадия описания, 9-10 лет — целостное описание картины дополняется логическим объяснение изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

В 7-8 лет главным аргументом в отставании своего мнения у ребенка было: «Я это видел», — то теперь интеллектуальные операции позволяют ему судить о видах без такой жесткой зависимости от наглядной ситуации.[3]

Переход на более высокий этап развития детей определяет тем насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода.

Эти противоречия связаны с интеллектуальным созревание детей 6-ти лет и ведущей деятельностью до 6-ти лет в форме игры.

Достаточно хорошо развитый интеллект у детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе применения, которые становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры и ведущей деятельности в форме учебной деятельности.

Другими словами, дети должны интеллектуально созреть к школьному возрасту. Чем же переход будет совершенен до того, как эти противоречия созрели, — искусственно форсирован без учета объективных факторов — то существенно пострадает формирование личности ребенка. [26]

Сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы.

Вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразно расширить сеть подготовительных групп детских садов, в который удобнее готовить детей к школе — поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее чем их сверстники — школьники [36]

Источник: https://studbooks.net/903487/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_detey

Ссылка на основную публикацию